Казенное учреждение система налогообложения

Опубликовано: 22.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 1 августа 2013 г. № ЕД-4-3/13995 “О налогообложении казенных учреждений”

Федеральная налоговая служба в связи с обращением от 11.04.2013 № 16-11/035944@ рассмотрела письмо Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы и прилагаемые к нему материалы о порядке налогообложения платы за пользование парковочными местами, администрирование которой осуществляется казенным учреждением, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе и без взимания платы, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Москвы от 05.10.2012 № 543-ПП «О проведении пилотного проекта организации платных городских парковок в г. Москве» (далее - Постановление) основными направлениями пилотного проекта являются:

- создание платных городских парковок, сокращение количества транспортных средств, размещенных в зоне проведения пилотного проекта в нарушение установленных правил и создающих помехи дорожному движению.

- введение платного пользования городскими парковками, расположенными в зоне проведения пилотного проекта.

- создание автоматизированной информационной системы управления единым парковочным пространством.

На основании пунктов 3.3 и 3.5 Постановления административными регламентами предусмотрено предоставление следующих государственных услуг:

- «внесение в реестр парковочных разрешений инвалидов города Москвы записи о парковочном разрешении инвалида, сведений об изменении записи о транспортном средстве в парковочном разрешении инвалида и о продлении действия парковочного разрешения инвалида».

- «внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о транспортном средстве в резидентном парковочном разрешении и об аннулировании резидентного парковочного разрешения» (приложение 5).

Пунктом 7 Постановления, установившим размер оплаты парковочных мест, предусмотрено, что плата за размещение транспортных средств подлежит зачислению в бюджет города Москвы.

На основании Распоряжения Правительства города Москвы от 15.10.2012 № 615-РП создано Государственное казенное учреждение г. Москвы «Администратор Московского парковочного пространства» (сокращенное наименование - ГКУ «АМПП»), основной целью деятельности которого является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение создания и функционирования объектов единого парковочного пространства, с возложением на Учреждение функций государственного заказчика при размещении заказов для достижения основной цели деятельности.

Функции и полномочия учредителя ГКУ «АМПП» осуществляет Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Для достижения указанных целей деятельности ГКУ «АМПП» осуществляет основные виды деятельности, включая:

- участие в реализации государственных программ в части единого парковочного пространства в городе Москве, выполнение работ, оказание услуг, связанных с таким участием;

- эксплуатация оборудования, обустройство, техническое оснащение объектов единого парковочного пространства на территории города Москвы;

- ведение информационных ресурсов автоматизированной информационной системы управления единым парковочным пространством города Москвы, обеспечивающей контроль внесения платы за парковку и автоматизацию использования парковочного пространства физическими и юридическими лицами, а также автоматизированной информационной системы управления деятельностью по перемещению транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату;

- участие в предоставлении государственной услуги «Внесение в реестр парковочных разрешений инвалидов города Москвы, записи о парковочном разрешении инвалида, сведений об изменении записи о транспортном средстве в парковочном разрешении инвалида и о продлении действия парковочного разрешения инвалида»;

- участие в предоставлении государственной услуги «Внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о транспортном средстве в резидентном парковочном разрешении и об аннулировании резидентного парковочного разрешения»;

- администрирование доходов, полученных в качестве платы за пользование парковочными местами на территории объектов единого парковочного пространства, переданных Учреждению на праве оперативного управления. Доходы от указанного вида деятельности поступают в бюджет города Москвы.

Перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли установлен статьей 251 НК РФ. Указанный перечень носит исчерпывающий характер и доходы в виде платы за предоставление парковочных мест в указанном перечне не поименованы.

В соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

Казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - Бюджетный кодекс).

Исходя из изложенного, положения подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются к тем государственным услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными Российской федерации полномочиями органов государственной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В отношении формирования перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями (далее - Перечень услуг), письмом Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России от 29.09.2011 № 12-08-25/4392 разъяснено, что согласно статье 6 Бюджетного кодекса, статье 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ государственные (муниципальные) учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В связи с этим, в Перечень услуг могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Как разъяснено в указанном письме Минфина России от 29.09.2011, платные услуги включаются в перечень государственных (муниципальных) услуг (работ) только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. При этом формирование государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным.

Услуги по предоставлению на платной основе парковочных мест не включены в Перечень государственных (муниципальных) услуг.

В то же время, оказание платных услуг, не включенных в Перечень услуг, должно быть напрямую связано с полномочиями (функциями) органов государственной власти, и, соответственно, в этом случае может быть отнесено к выполнению иных государственных (муниципальных) функций.

В рассматриваемой ситуации деятельность ГКУ «АМПП» по предоставлению на платной основе парковочных мест на территории объектов единого парковочного пространства, отнесена к полномочиям соответствующих органов власти. В этой связи оказание услуг по предоставлению платных парковочных мест указанным учреждением следует рассматривать как выполнение иных государственных функций.

На основании изложенного, доход в виде платы за пользование парковочными местами на территории единого парковочного пространства, которая поступает в доход бюджета города Москвы и администрирование которой возложено на казенное учреждение в рамках основной деятельности, предусмотренной в его уставе (содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями его создания) подпадает под действие нормы подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ и не учитывается в целях налогообложения прибыли.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 3 класса
Д.В. Егоров

Обзор документа

При налогообложении прибыли не учитываются доходы от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

Казенное учреждение вправе заниматься приносящей доходы деятельностью, если это предусмотрено в его учредительном документе. Полученные средства поступают в соответствующий бюджет.

Действующим законодательством предусмотрено формирование перечня оказываемых учреждениями госуслуг. В него включаются только те, которые напрямую связаны с полномочиями органов госвласти или местного самоуправления.

Оказание платных услуг, не включенных в перечень, также должно быть связано с указанными полномочиями. Они признаются иными государственными (муниципальными) функциями.

Таким образом, при налогообложении прибыли не учитывается доход в виде платы за пользование парковочными местами на территории единого пространства, которая поступает в доход бюджета г. Москвы и администрирование которой возложено на казенное учреждение в рамках основной деятельности.

Правовой статус

В гражданско-правовом смысле казенные учреждения – это вид юридического лица 1 . Казенное учреждение – это один из трех типов 2 государственных (муниципальных) учреждений.

Учреждение 3 – это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником.

Унитарное юридическое лицо 4 – это такое юридическое лицо, учредитель которого не является его участником.

Некоммерческая организация 5 – это такая организация, которая не имеет своей целью получение прибыли.

Казенное учреждение – это зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо, при регистрации которого указана организационно-правовая форма (ОПФ) – казенное учреждение.

Большая часть органов власти также зарегистрированы как юридические лица в форме казенных учреждений.

Под органами власти мы имеем в виду:

- органы местного самоуправления (ОМС);
- органы государственной власти субъектов РФ (ОГВС);
- федеральные органы государственной власти (ФОГВ).

Имущество казенного учреждения

Казенное учреждение не имеет никакого собственного имущества. Собственником имущества является публично-правовое образование (ППО), которое создало казенное учреждение.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование – все это публично-правовые образования.

Все имущество закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления, кроме земельных участков. Земельные участки закрепляют за казенными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Казенное учреждение владеет и пользуется имуществом, которое за ним закреплено. Казенное учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться имуществом. Состав права «распоряжения» имуществом законодательно не установлен. Обычно под правом «распоряжаться имуществом» имеют в виду право отчуждать имущество или передавать имущество в безвозмездное пользование или в аренду. Ничего этого казенное учреждение не имеет права делать без разрешения собственника имущества. Собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование – осуществляет свои права собственника имущества через соответствующие уполномоченные органы. 6 Обычно ППО своими нормативно-правовыми актами устанавливают общие для всех учреждений правила в отношении имущества ППО.

Таким образом, правила распоряжения имуществом и разрешения на отдельные акты распоряжения имуществом для каждого конкретного казенного учреждения могут быть установлены:

- общими нормами Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ;
- законодательством соответствующего ППО об имуществе ППО;
- распоряжениями уполномоченных органов ППО по управлению имуществом.

Учетная политика казенного учреждения не может устанавливать правила распоряжения имуществом. Потому что учетная политика устанавливает правила ведения учета.

Ответственность казенного учреждения

Казенное учреждение по своим обязательствам отвечает только денежными средствами 7 , которые есть в его распоряжении. При недостатке этих средств ответственность несет собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование. Ввиду установленных особенностей финансового обеспечения казенного учреждения в распоряжении казенного учреждения могут быть только наличные денежные средства в кассе.

Особенности функционирования казенного учреждения

Наименование казенного учреждения может 8 включать в себя слово «казенное», но это не обязательно.

Казенное учреждение, как и любая некоммерческая организация, должно иметь печать 9 с наименованием.

Учредительным документом казенного учреждения является устав или положение.

Устав казенного учреждения также должен содержать 10 :

- наименование учреждения;
- указание на тип учреждения – казенное;
- сведения о собственнике его имущества – публично-правовом образовании;
- исчерпывающий перечень 11 видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Основной деятельностью казенного учреждения признают деятельность, непосредственно направленную на достижение целей, ради которой оно создано.

Казенное учреждение, которое не является органом государственной власти, органом местного самоуправления, не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Изменение типа казенного учреждения на бюджетный или автономный, а также изменение типа бюджетного или автономного учреждения на казенный не является реорганизацией 12 . То есть не требует выполнения действий, выполняемых 13 при реорганизации юридических лиц. В случае изменения типа учреждения с/на казенное необходимо внести изменения в учредительные документы. При изменении типа учреждения нет необходимости заново получать лицензии и аккредитации, даже если при этом изменяют наименование.

При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе 14 требовать досрочного исполнения обязательств перед ним либо прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

Для обеспечения открытости и доступности информации о деятельности казенных учреждений на официальном сайте 15 для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет казенное учреждение обязано размещать 16 17 :

- учредительные документы казенного учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
- свидетельство о государственной регистрации казенного учреждения;
- решение учредителя о создании казенного учреждения;
- решение учредителя о назначении руководителя казенного учреждения;
- положения о филиалах, представительствах казенного учреждения;
- годовую бухгалтерскую отчетность казенного учреждения;
- сведения о проведенных в отношении казенного учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
- отчет о результатах деятельности казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- бюджетную смету казенного учреждения, которую составляют, утверждают и ведут в порядке 18 , установленном бюджетным законодательством РФ.

Казенные учреждения: финансовое обеспечение

С точки зрения бюджетного законодательства казенное учреждение «находится в ведении 19 » органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

При этом, Бюджетный кодекс РФ:

- не разъясняет, что означает термин «находится в ведении»;
- не учитывает, что подавляющее большинство главных распорядителей бюджетных средств также имеют организационно-правовую форму казенных учреждений.

Финансовое обеспечение 20 деятельности казенного учреждения осуществляют:

- за счет средств соответствующего бюджета;
- на основании бюджетной сметы.

При этом у казенного учреждения нет никаких собственных денежных средств, потому что безналичные расчеты казенное учреждение производит через лицевые счета, которые открывает либо орган Казначейства, либо финансовый орган публично-правового образования. Непосредственного доступа к банковскому расчетному счету у казенного учреждения нет.

Казенное учреждение имеет право 21 осуществлять приносящую доход деятельность, только если такая деятельность предусмотрена учредительными документами. При этом весь доход от такой деятельности казенное учреждение обязано направлять в доход бюджета.

Последовательность финансового обеспечения казенного учреждения следующая 22 .

1. Казенному учреждению «доводят бюджетные ассигнования», то есть сообщают, какие суммы денежных средств казенное учреждение сможет израсходовать в течение соответствующего года на соответствующие цели.

  • Бюджетные ассигнования казенному учреждению доводит, то есть сообщает, либо финансовый орган, либо главный распорядитель бюджетных средств. Это зависит от функции казенного учреждения в бюджетном процессе.
  • Все бюджетные показатели отнесены к конкретному году, так как исполнение бюджета, то есть расходование бюджетных средств, имеет границы календарного года. Так как обычно бюджеты публично-правовых образований составляют на трехлетний период, бюджетные ассигнования казенным учреждениям доводят также на три года, отдельной суммой на каждый год. В некоторых публично-правовых образованиях бюджетные ассигнования детализируют поквартально.
  • Целевое назначение бюджетных ассигнований обозначают соответствующими кодами бюджетной классификации. То есть казенному учреждению сообщают не общую сумму разрешенных расходов на год, а большое количество сумм с указанием кода, обозначающего целевое (допустимое) направление расхода средств.

2. Казенному учреждению «доводят лимиты бюджетных обязательств», то есть сообщают, в каких размерах на какие цели учреждение может в течение соответствующего года заключать договоры или иным способом обещать кому-то что-то выплатить.

В большинстве случаев суммы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств совпадают.

3. В пределах лимитов бюджетных обязательств казенное учреждение может «принимать обязательства» в течение соответствующего года, то есть заключать договоры на соответствующие цели или иным образом обещать кому-либо произвести выплаты.

Для обеспечения своей деятельности казенное учреждение может принимать бюджетные обязательства, то есть обещать произвести выплаты, также и по оплате труда, по уплате налогов, по иным выплатам юридическим и физическим лицам, не связанным с приобретением товаров, работ, услуг, по выплатам по решению судов, по перечислениям другим бюджетам, по другим выплатам.

Каждое бюджетное обязательство, принятое казенным учреждением, уменьшает свободный остаток лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

4. Каждая выплата денежных средств казенным учреждением происходит во исполнение принятого ранее бюджетного обязательства.

5. Когда у казенного учреждения возникает необходимость произвести выплату, казенное учреждение направляет соответствующий документ 23 в адрес органа Казначейства или финансового органа в зависимости от того, где казенному учреждению открыт лицевой счет. В установленных случаях, например при закупке товаров, работ, услуг, казенное учреждение подтверждает бюджетное обязательство, по которому желает произвести платеж, соответствующими документами – счетами, накладными, договорами и т.д. Орган Казначейства (финансовый орган) проверяет Заявку на кассовый расход (и приложенные к ней документы) и или принимает ее к исполнению, или отклоняет. Если Заявка на кассовый расход принята, далее орган Казначейства (финансовый орган) производит перечисление указанной суммы с расчетного счета бюджета.

6. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в этом же году, эти средства орган Казначейства (финансовый орган) принимает и учитывает как уменьшение расходов казенного учреждения в текущем году. В результате казенное учреждение в текущем году может расходовать эти средства исключительно на те же самые цели.

7. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в следующие годы, эти средства следует считать доходами. Этими средствами в текущем году казенное учреждение не имеет права распоряжаться, их необходимо направлять в доход бюджета.

Казенные учреждения: учет и отчетность

Порядок ведения учета казенными учреждениями регламентирован:

- Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- нормативно-правовыми актами Минфина России;
- учетной политикой самого казенного учреждения.

Свою учетную политику казенное учреждение принимает самостоятельно, но при этом обязано согласовать те положения учетной политики, которые решают вопросы, не регламентированные законодательством об учете. Согласовывать такие положения необходимо с учредителем и финансовым органом.

Нормативно-правовые акты Минфина России, которые регламентируют порядок ведения учета казенными учреждениями (по состоянию на сентябрь 2020 г.):

стандарт «Концептуальные основы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н)

стандарт «Основные средства»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 258н)

стандарт «Обесценение активов»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 259н)

стандарт «Представление отчетности»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 260н)

стандарт «Курсы валют»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н)

стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н)

стандарт «События после отчетной даты»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н)

стандарт «Отчет о движении денежных средств»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н)

стандарт «Бюджетная информация в отчетности»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 37н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н)

стандарт «Непроизведенные активы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы» (утв. приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 34н)

стандарт «Информация о связанных сторонах»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 277н)

стандарт «Долгосрочные договоры»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 145н)

стандарт «Концессионные соглашения»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 146н)

Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н)

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н)

Некоторые особенности ведения учета казенными учреждениями по сравнению с бюджетными и автономными учреждениями:

1) полный номер счета учета для казенных учреждений (26 знаков) включает в себя полный код бюджетной классификации (17 знаков) – кроме счетов учета, для которых предписано применять упрощенный код с нулевыми значениями в отдельных позициях;

2) в учете казенных учреждений возможно только два кода источника финансового обеспечения: «1» – средства бюджета и «3» – средства во временном распоряжении;

3) так как казенные учреждения не имеют (кроме некоторых особых случаев) в своем распоряжении безналичных денежных средств, так как казенное учреждение расходует средства бюджета и доходы направляет в доход бюджета, то весь расход безналичных средств казенное учреждение отражает в учете по кредиту счета 30405, а весь доход – по дебету счета 21002. Никакого остатка денег у казенного учреждения нет ни в учете, ни на лицевом счете;

4) в учете казенных учреждений в особом разделе учета «санкционирование» (счета 50000) используют специальные счета учета групп 50300 «Бюджетные ассигнования» и 50100 «Лимиты бюджетных обязательств».

Порядок составления отчетности казенными учреждениями регламентирован специальным нормативно-правовым актом:

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н)

Налогообложение доходов казенных учреждений

В части НДС для казенных учреждений установлена следующая льгота: объектом обложения НДС не признают 24 доходы казенных учреждений от выполнения работ, оказания услуг. Но не установлено никакой льготы на случай, когда казенное учреждение получает доход от продажи.

В части налога на прибыль для казенных учреждений установлено, что:

- финансовое обеспечение казенного учреждения в форме бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) классифицировано 25 как целевые средства, не подлежащие обложению налогом на прибыль;
- доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежащие перечислению в бюджетную систему, не учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Но при этом Налоговый кодекс РФ не освобождает казенные учреждения от обязанности включать в налоговую базу по налогу на прибыль внереализационные доходы, например:

- стоимость материальных ценностей, принятых к учету в результате демонтажа;
- доходы от принятия к учету неучтенного имущества, выявленного при инвентаризации;
- доходы от возмещения недостач в натуральной форме;
- доходы от списания невостребованной кредиторской задолженности;
- целевые поступления, использованные не по целевому назначению;
- целевые поступления, для которых не организован обособленный учет целевого расходования.

На практике бухгалтеры казенных учреждений не учитывают такие доходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Но основания для такого решения в Налоговом кодексе РФ отсутствуют.

Налогообложение автономных, бюджетных и казенных учреждений

Начиная с 2011 года муниципальные учреждения образования могут быть автономными, бюджетными и казенными (абз.2 п.2 ст.120 ГК РФ). При этом все они являются некоммерческими организациями.

Учитывая нормы Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 г., а также нормы налогового и иного законодательства, особенности исчисления, декларирования и оплаты налогов, взносов и сборов этих учреждений нижеследующие:

1. Казенное муниципальное учреждение образования.

1.1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В соответствии с нормами Главы 23 Налогового кодекса РФ казенное муниципальное учреждение образования является налоговым агентом по исчислению, отчетности и уплате в бюджет НДФЛ со всех доходов, выплачиваемых учреждением физическим лицам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера (кроме индивидуальных предпринимателей), не предусматривающих перехода права собственности.

1.2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование.

1.3. Налог на имущество.

Казенное муниципальное учреждение образования в 2011г. освобождено от исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество на основании п.2 ст.4 закона Ульяновской области N 060-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области".

1.4. Транспортный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком транспортного налога в соответствии с нормами Главы 28 Налогового кодекса РФ и закона Ульяновской области N 130-ЗО "О транспортном налоге в Ульяновской области".

1.5.Земельный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком земельного налога в соответствии с нормами Главы 31 Налогового кодекса РФ и Решением Ульяновской городской думы N 135 "О земельном налоге на территории Муниципального образования "Город Ульяновск" относительно только тех земельных участков, по которым у казенных учреждений имеется зарегистрированное в установленном законодательством порядке право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со ст.20 Земельного кодекса РФ.

1.6. Экологический сбор.

1.7 Налог на добавленную стоимость (НДС).

Казенное муниципальное учреждение образования в качестве некоммерческой образовательной организации освобождено от НДС по выполнению работ в рамках образовательного процесса при исполнении бюджетной сметы или установленного муниципального субсидируемого задания, расходы по которому финансируются из бюджета (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).

При наличии в казенном муниципальном учреждении образования своей столовой, то реализация продукции питания столовой в этом учреждении освобождена от НДС (пп.5 п.2 ст.149 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение школьного и дошкольного образования освобождено от НДС по оказанию услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

При этом с 01.01.2011 г. образовательная деятельность лицензируется и для освобождения от НДС по вышеуказанным 3-м видам льгот обязательным условием является наличие у учреждения лицензии на образовательную деятельность по образовательной программе (п.6 ст.149 НК РФ, пп.105 п.1 ст.17 и пп.9 п.2 ст.17 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ N 87 от 16.02.2011 г.).

Не освобождено от НДС получение доходов казенным муниципальным учреждением образования от сдачи находящегося в оперативном управлении имущества в аренду. При этом сумма арендной платы должна включать в себя сумму НДС, а арендатор является налоговым агентом учреждения по исчислению, удержанию, декларированию и уплате в бюджет суммы НДС с арендной платы (п.3 ст.161 НК РФ).

НДС с суммы оплаты арендатором коммунальных платежей и иных платежей по договору аренды (кроме арендной платы) арендатор исчисляет и уплачивает в бюджет самостоятельно в качестве налогового агента муниципального казенного учреждения образования только в том случае, если в договоре аренды установлено, что арендная плата состоит из 2-х частей: плата за арендуемую площадь - постоянная часть арендной платы и плата за коммунальные и иные услуги - переменная часть арендной платы (основание - ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г).

Если в договоре указано, что коммунальные и иные платежи (электроэнергия, уборка помещений и пр.) возмещаются (компенсируются) арендатором, то ни арендодателю, ни арендатору в качестве налогового агента не нужно исчислять и оплачивать в бюджет НДС с суммы такого возмещения (основание письма ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г., N ШТ-6-03/1040@ от 27.10.2006 г. и N ШТ-6-03/340@ от 23.04.2007 г.). Счет-фактуру на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) в этом случае арендодатель арендатору не выставляет.

Не освобождено от НДС оказание казенным муниципальным учреждением образования прочих платных услуг, не указанных выше в перечне услуг, льготируемых по НДС для таких учреждений, например, консультационных и т.п.

Однако, приносящая доход деятельность казенных муниципальных учреждений образования может осуществляться только в рамках уставной деятельности и о возможности осуществления этой деятельности должно быть сказано в уставе учреждения.

Следовательно, если казенное муниципальное учреждение образования имеет исчисленный самостоятельно НДС по доходам от указанных в уставе платных услуг (кроме НДС от арендной платы, который исчисляется арендатором, и льготируемых ст.149 НК РФ), то учреждение имеет право на налоговые вычеты по НДС относительно тех затрат, которые непосредственно произведены для выполнения облагаемых НДС доходов (ст.171 НК РФ).

Условием принятия налоговых вычетов является наличие счетов-фактуры поставщиков и оприходование в учете произведенных затрат по первичному учетному документу: накладной, акту и т.п. (ст.172 НК РФ). Наличие оплаты поставщику не является необходимым условием принятия НДС к вычету(кроме оплаты при импорте учреждением товаров, услуг).

Если произведенные затраты относятся одновременно к деятельности, облагаемой НДС, и к деятельности, не облагаемой НДС, то следует организовать раздельный учет того, какая часть НДС по счету-фактуре, относящая к облагаемой НДС деятельности, подлежит вычету. При отсутствии такого учета сумма НДС по таким счетам-фактурам полностью не принимается к вычету (п.4 ст.170 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение образования может воспользоваться правом освобождения от обязанностей плательщика НДС по нормам ст.145 НК РФ.

1.8. Налог на прибыль.

С 01.01.2011 г. учет, декларирование и оплату в бюджеты налога на прибыль муниципальные казенные учреждения образования ведут по нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ в целом, а не только, как ранее по нормам ст.321.1 НК РФ, которая отменена с 01.01.2011 г.

Согласно нормам Главы 25 НК РФ доходы (бюджетное финансирование), полученные казенными муниципальными учреждениями образования от оказания муниципальных услуг, от исполнения муниципальных функций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.33.1 п.1 ст.251, пп.14 п.1 ст.251, п.3 п.2 ст.251 НК РФ).

Под муниципальными услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) (ст.6 БК РФ, п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

В соответствии с новым п.48.11 ст.270 НК РФ затраты казенных муниципальных учреждений образования , связанные с исполнением муниципальных функций, не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль.

Иные доходы от приносящей доход деятельности, получаемые казенными муниципальными учреждениями образования, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п.1 ст.247, п.1 ст.248 НК РФ).

Соответственно, расходы, фактически осуществленные казенными муниципальными учреждениями образования в связи с ведением приносящей доход деятельности, учитываются в целях налогообложения в качестве расходов, если они удовлетворяют условиям п.1 ст.252 НК РФ, а именно:

- произведенный учреждением расход является обоснованным (экономически оправданным);

- имеется документальное подтверждение произведенного расхода;

- расход произведен учреждением в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Муниципальное казенное учреждение образования в целях исчисления налога на прибыль (не в целях бухгалтерского бюджетного учета) не начисляет амортизацию на основные средства, приобретенные учреждением за счет бюджетных средств, то есть эти основные средства амортизируются по бюджетному бухгалтерскому учету, но не подлежат амортизации в целях налогообложения налогом на прибыль (даже если эти основные средства используются не только в бюджетной деятельности, но и в деятельности, приносящей доход) (пп.1, 2, 3 п.2 ст.256 НК РФ ).

При отсутствии приносящей доход деятельности как таковой у казенного муниципального учреждения образования могут возникать ситуации, когда оно должно исчислить налог на прибыль с полученных внереализационных доходов.

К таким доходам относятся, в частности:

- суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению, а также суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств (п.3 ст.250 НК РФ);

- лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности (пп.5 ст.250 НК РФ);

- суммы процентов по договорам банковского счета, начисляемых банком на остаток денежных средств на счете учреждения (п.6 ст.250 НК РФ );

- суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученных учреждением безвозмездно (за исключениями, предусмотренными ст.251 НК РФ) (п.8 ст.250 НК РФ);

- суммы пожертвований, использованные не по назначению (п.14 ст.250НК РФ);

- стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп.18 п.1 ст.251 НК РФ) (п.13 ст.250 НК РФ);

- стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (п.20 ст.250 НК РФ).

Сроки и порядок уплаты налога на прибыль установлены в ст.287НК РФ.

По итогам отчетного периода (I квартала, первого полугодия, 9 месяцев) уплачивается авансовый платеж по налогу на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в отчетном периоде прибыли.

Срок уплаты этого авансового платежа - не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

По истечении налогового периода (календарного года) подлежит уплате налог на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в налоговом периоде прибыли (за минусом оплаченных авансовых платежей). Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль казенными муниципальными учреждениями, имеющими обособленные подразделения, установлены

В соответствии с п.1.1 ст.284 НК РФ учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность (в том числе казенными), применяется налоговая ставка налога на прибыль 0% при соблюдении следующих условий, перечисленных в, п.п.1, 3 ст.284.1 НК РФ:

1. Вид образовательной деятельности учреждения включен в Перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень Правительством РФ не утвержден.

2. Учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90% от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы (то есть бюджетное финансирование и субсидии не входят в расчет), либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

4. В штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников.

5. Учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Положения п.1.1 ст.284 НК РФ применяются с 01.01.2011 до 01.01.2020. Следует иметь в виду, что образовательные учреждения, удовлетворяющие критериям ст.284.1 НК РФ, практически смогут воспользоваться ставкой по налогу на прибыль 0% только с 1 января 2012 г., подав не позднее 30 ноября 2011 г. в налоговый орган соответствующее заявление с приложением копий необходимых документов (п.5 ст.284.1 НК РФ).

Применять налоговую ставку 0% без представления в налоговый орган заявления и копий необходимых документов недопустимо (Минфина РФ N 03-03-06/1/110 от 21.02.2011г.)

Учитывая все вышеизложенное муниципальным казенным учреждениям образования, следуя нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ, необходимо иметь учетную политику по налоговому учету налога на прибыль, налоговые регистры (форма которых может быть разработана самостоятельно), утвержденные в учетной политике, разделение расходов по приносящей доход деятельности на прямые и косвенные и пр.

1.9. Специальные налоговые режимы.

Любые казенные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст.346.12 НК РФ). Казенные учреждения также не вправе работать по единому сельскохозяйственному налогу (ст.346.2 НК РФ).


В последнее время законодательство, регламентирующее налоговый учет учреждений, получающих бюджетное финансирование, было значительно изменено. Уже почти два года такие организации обязаны вести систему налогового учета, аналогичную той, что ведут коммерческие организации. Рассмотрим взаимозависимость статуса учреждения и возможность получения налогооблагаемого дохода, а также особенности налогового учета казенных учреждений.

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. При этом операции с бюджетными средствами производятся через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. 2 и 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ)). Казенное учреждение может быть наделено правом осуществления предпринимательской деятельности, если это предусмотрено учредительным документом.

Что касается приносящей доход деятельности, п. 3 ст. 161 БК РФ предусмотрено право казенного учреждения осуществлять такую деятельность, но только в случае, если это закреплено в учредительных документах.

При этом доходы, полученные казенными учреждениями от оказания платных услуг, подлежат перечислению в бюджет, так как они относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 41 БК РФ).

В свою очередь в НК РФ предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом под услугой следует понимать результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги. Например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки (письмо ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15432@).

Стоит обратить внимание на п. 2 письма Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040, в котором отмечается, что доходы казенных учреждений, получаемые ими при осуществлении деятельности, определенной уставом учреждения, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 251 НК РФ.

Нормы подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, как следует из Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», разработанных на основании поручения Правительства РФ от 16.10.2010 № СС-П16-7135, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. Таким образом, не все услуги, предусмотренные учредительным документом, могут быть отнесены к государственным (муниципальным); соответственно, в некоторых ситуациях казенные учреждения будут являться плательщиками налога на прибыль.

В целях исчисления НДС необходимо обратить внимание на подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. Выполнение работ, оказание услуг казенными учреждениями, включая услуги по предоставлению на территории РФ в аренду государственного (муниципального) имущества, не признаются объектом обложения НДС (письмо Минфина России от 19.08.2013 № 03-03-05/33760).

Например, отсутствуют основания для обложения НДС услуг по предоставлению в пользование на платной основе парковок (парковочных мест) на территории объектов единого парковочного пространства, оказываемых государственным казенным учреждением (письмо ФНС России от 01.08.2013 № ЕД-4-3/13952).

Однако операции по реализации нефинансовых активов, продовольственных и непродовольственных товаров, а также имущественных прав, осуществляемые казенными учреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 19.08.2013 № 03-03-05/33760, от 16.08.2013 № 03-03-05/33508).

При осуществлении операций, освобожденных от налогообложения в соответствии с п. 1–3 ст. 149 НК РФ, учреждения НДС не уплачивают. Например, реализация по договору купли-продажи недвижимого имущества (здания) физическому лицу управлением муниципального имущества администрации муниципального образования облагается НДС, так как данная операция не соответствует положению подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. В этой ситуации НДС уплачивает орган местного самоуправления, осуществляющий операции по реализации такого имущества (письмо Минфина России от 27.07.2012 № 03-07-11/198).

А вот услуга, оказываемая федеральным казенным учреждением по передаче в безвозмездное пользование профсоюзной организации находящегося в оперативном управлении имущества (нежилых помещений), не является объектом обложения НДС (письмо Минфина России от 08.02.2013 № 03-07-11/3086).

Отметим немаловажный момент: так как операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не признаются объектом обложения НДС, счета-фактуры при осуществлении данных операций казенными учреждениями не составляются (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). При этом стоит обратить внимание, что в договорах сумма НДС не указывается. Если же учреждение все-таки выставило счет-фактуру с НДС, то у него возникает обязанность по уплате НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). И даже в этом случае права на вычет у покупателя по такому счету-фактуре не возникает.

Налог на прибыль

Перечислим доход, с которого казенное учреждение обязано рассчитывать и уплачивать налог на прибыль:

  • суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению (п. 3 ст. 250 НК РФ);
  • суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств (п. 3 ст. 250 НК РФ);
  • суммы арендной платы за предоставление в пользование имущества и лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности (п. 4 и 5 ст. 250 НК РФ);
  • суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученные учреждением безвозмездно (кроме исключений, предусмотренных ст. 251 НК РФ) (п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 12.08.2013 № 03-03-10/32649);
  • суммы пожертвований, использованные не по назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ);
  • стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ) (п. 13 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 08.08.2013 № 03-03-06/4/32160, от 17.07.2013 № 03-03-05/27903);
  • суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования имущества в связи с наступлением страхового случая (письмо Минфина России от 17.07.2013 № 03-03-05/27903);
  • суммы компенсаций понесенных расходов в связи с исполнением Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», полученные от военных комиссариатов (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
  • суммы денежных средств, полученные от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг (письмо Минфина России от 28.08.2013 № 03-03-06/4/35325);
  • суммы денежных средств, полученные по договору социального найма в счет платы за содержание, ремонт и наем жилого помещения (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
  • суммы денежных средств, полученные в качестве возмещения расходов по уплате госпошлины и судебных издержек (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
  • стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (п. 20 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 07.08.2013 № 03-03-05/31863, от 14.02.2012 № 03-03-05/11);
  • стоимость реализованного государственного (муниципального) имущества (письмо Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040).

Казенное учреждение не вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ).

Налоговые декларации

Мы определили, что казенные учреждения в ряде случаев являются плательщиками налога на прибыль, вследствие чего они обязаны представлять декларации по налогу на прибыль в ИФНС России. Но возникает вопрос о необходимости подачи декларации при отсутствии доходов, подлежащих налогообложению. Обратимся к нормам налогового законодательства.

Пунктом 1 ст. 246 НК РФ установлено, что российские организации признаются плательщиками налога на прибыль, при этом отсутствуют какие-либо преференции для казенных учреждений. В силу п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Однако из этого правила есть исключение. Некоммерческие организации (а казенное учреждение является некоммерческой организацией), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). Таким образом, если у учреждения возникает налогооблагаемый доход, оно обязано представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке, однако если не возникает налогооблагаемого дохода и даже в случае, когда предпринимательская деятельность не предусмотрена правоустанавливающими документами, декларация в налоговые органы должна быть представлена.

При этом в Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07 декларации по налогу на прибыль) не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений (письмо УФНС России по г. Москве от 19.09.2012 № 16-15/088342@).

Аналогично декларации по налогу на прибыль казенные учреждения обязаны представлять декларации по НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Если казенное учреждение выполняет работы (оказывает услуги) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, которые не признаются объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ), такие операции подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н. В данном разделе учреждение вправе заполнить гр. 1 и 2 стр. 010 (письмо ФНС России от 21.11.2011 № ЕД-4-3/19361@).

В следующем номере читайте про налоговый учет бюджетных и автономных учреждений.

Наше учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, имеет подведомственное муниципальное казенное учреждение. В январе 2012 года было принято решение и утверждены тарифы на оказание платных услуг МКУ, не являющегося администратором доходов. Убедительная просьба разъяснить порядок учета денежных средств, возможность наделения МКУ правом администратора доходов, поступающих от оказания платных услуг, механизм уплаты НДС (если такое предусмотрено НК РФ для муниципального казенного учреждения), порядок расчета налоговой базы для исчисления налога на прибыль.

Ответ на этот вопрос подготовлен специалистами Управления ФНС России по Красноярскому краю и опубликован в газете "Налоговые вести Красноярского края" № 13 (июль, 2012 г.) с моим комментариями.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы уполномочены информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и разъяснять порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов).

С учетом изложенного, в пределах компетенции налоговых органов, разъясняем следующее.

В соответствии с положениями ст. ст. 246 и 247 НК РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в ст. 251 НК РФ. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль, предусмотрены статьей 270 НК РФ.

С 1 января 2011 года в соответствии с пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ казенные учреждения не признают доходами средства, полученные от оказания государственных или муниципальных услуг (выполнения работ) а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

В соответствии с п. 48.11 ст. 270 НК РФ затраты казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.

Согласно п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

На основании положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ государственные (муниципальные) услуги, оказываемые учреждениями, должны быть включены в перечень государственных (муниципальных) услуг.

Таким образом, возможность не учитывать в составе налогооблагаемых доходов средства, полученные казенными учреждениями от оказания ими государственных (муниципальных) услуг, установленная пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, применяется только в случаях, когда работы выполнены (услуги оказаны) в рамках утвержденных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. В иных случаях, доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

Данная позиция, согласованная с Минфином России, изложена в Письме ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/15432@.

Относительно вопроса по налогу на добавленную стоимость сообщаем следующее.

С 1 января 2012 года в соответствии пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ (введен Федеральным законом № 239-ФЗ от 18.07.2011) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

До указанной даты исчисление налога на добавленную стоимость производилось в общеустановленном порядке.

1. Порядок оформления кассовых операций с 1 января 2012 года регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П). Указанное Положение распространяется на всех юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением ЦБ РФ), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

Получатели бюджетных средств при ведении операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег руководствуются Положением № 373-П, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств (ч. 2 п. 1.1 Положения № 373-П).

2. Администратор доходов бюджета – это орган, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов к ним (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, далее – БК РФ).

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями (п. 4 ст. 160.1 БК РФ).

Формирование перечня подведомственных администраторов доходов бюджета относится к бюджетным полномочиям главных администраторов доходов бюджета (п. 1 ст. 160.1 БК РФ).

Читайте также: