Какие налоги платят родители 3 класс окружающий мир

Опубликовано: 23.04.2024

1) Кто из взрослых в вашей семье работает и зарабатывает деньги? Есть ли в вашей семье те, кто получает пенсию, стипендию, пособие? На что ваша семья расходует деньги?

В семейный бюджет вносят вклад многие члены семьи. У нас работают папа и мама, они получают зарплату. Бабушка получает государственную пенсию. Я пока учусь в школе и не имею доходов.

В моей семье деньги расходуются на продукты и оплату коммунальных платежей. А также на одежду, игрушки, книжки, развлечения, лекарства и на многие другие нужные вещи.

Иногда мы также тратим полученные средства на развлечения, а раз в год мы всей семьёй путешествуем по России или едем на отдых в Египет или Турцию.

2) Пример семейного бюджета приведён в таблице. Проанализируй таблицу и объясни, как ведётся хозяйство семьи.

В этой таблице мы видим, что в семье доход имеется у пяти человек.

Родители получают зарплату, их сын стипендию, а бабушка и дедушка пенсию.

Все доходы суммируются и тратятся на необходимое.

Сюда входят и затраты на еду и одежду, на оплату квартиры, обучение, отдых, лечение и прочее.

3) Прочитайте текст. Используйте полученную информацию при характеристике доходов семьи.

Оказывается, взрослые могут получать не только зарплату и пенсию.

В зависимости от рода их деятельности они могут получать прибыль или авторский гонорар. А могут просто поместить деньги в банк, и получать проценты по вкладу.

В нашей семье только мама иногда получает авторский гонорар за статьи в интернете.

4) Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать?

Некоторые доходы невозможно запланировать в заранее. Они могут быть как приятными, так и не очень.

Например, папа может выиграть в лотерею, а мама получить приз по акции от магазина «Пятёрочка». А может случится так, что кто-то найдёт на улице некую сумму денег. Или семья получит наследство.

5. Многие виды постоянных расходов семьи не указаны в учебнике. Например, расходы на зубную пасту и мыло. А какие ещё?

Из личного опыта знаю, что часто случаются расходы, которые называют непредвиденными. Например, потекла батарея отопления и её срочно пришлось менять. При этом пришлось заплатить за новую батарею, дать денег сантехнику. Также в учебнике не указаны расходы на подарки, на праздники родственникам и друзьям.

Обсудим!

1. Сравните семейный и государственный бюджеты. В чём сходство и различия?

Сходство этих бюджета в том, что в них есть доходы и расходы, имеется их планирование.

А различие в том, что семейный бюджет касается одной семьи, состоит из зарплаты и социальных выплат, он очень небольшой.

Государственный бюджет складывается из налогов, он составляется на значительный промежуток времени, он очень большой.

2. Связаны ли между собой семейный и государственный бюджеты? Раскройте эту связь.

Они связаны в том смысле, что чем больше имеют доходов члены семьи, тем значительнее сумма налогов, и тем выше прибыль получает государство. А значит могут вырасти пенсии, и стипендии и увеличится доход семьи.

Проверь себя

1. Что такое семейный бюджет? Для чего он нужен?

Это планирование доходов и расходов семьи.
Он нужен, чтобы знать, что можно купить сейчас, а что в следующем месяце.

2. Какие виды доходов может получать семья?

Семья получает несколько видов доходов.

Это могут быть зарплата, авторский гонорар, проценты по вкладам, пенсии, пособия, стипендии.

3. Перечисли самые необходимые семейные расходы.

Самыми необходимыми для любой семьи расходами являются затраты на питание, одежду, лечение, квартплату.

4. На что ещё семьи тратят деньги?

Семьи также тратят деньги на развлечения, на отдых, на обучение, на книги и игрушки, на культурные мероприятия, на подарки.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: стипендия, пенсия.

Стипендия — выплата для учащихся в ВУЗах и колледжах от государства.

Пенсия — выплата нетрудоспособным гражданам.

2. Представь, что тебе подарили на день рождения большую сумму денег. На что ты их потратишь?

Мне на день рождения подарили очень большую сумму – 10 тысяч рублей, и я решила составить план расхода этих средств.

1. Купить новое платье. 2 000 рублей.

2. Купить кроссовки. 2 000 рублей.

3. Купить спортивный костюм. 3 000 рублей.

4. Купить подарок Кате на день рождения. 500 рублей.

5. Купить шоколад и конфеты. 500 рублей.

6. Сходить в кино на фильмы, которые мне нравятся 1 000 рублей.

7. Отложить 1 000 рублей на непредвиденные расходы.

3. Придумай математическую задачу на тему «Семейный бюджет». Решите её в семье.

Пример математической задачи на тему бюджета для 3 класса

Условие задачи:

Наш бюджет складывается из зарплаты папы, стипендии дочери, пенсии бабушки.

Папа получает в десять раз больше, чем бабушка.

А бабушка получает в два раза больше, чем дочь.

Сколько получает папа, если весь доход семьи равен 230 тысяч рублей.

Решение:

Каждый член семьи вносит в общий бюджет свою часть.

Дочь вносит одну часть.

Бабушка получает в два раза больше и значит, вносит в бюджет 2 части.

Папа получает в десять раз больше, чем бабушка и значит, вносит в бюджет 20 частей:

2 * 10 = 20 частей.

Всего члены семьи вносят в бюджет 23 части:

1 часть дочери + 2 бабушки + 20 долей папы = 23.

Соответственно, одна часть равна 10 тысяч рублей:

230 тысяч/23 части = 10 000 рублей. Столько получает дочь.

Бабушка получает в 2 раза больше:

10 тысяч * 2 = 20 000 рублей.

А папа ещё в десять раз больше:

20 тысяч * 10 = 200 000 рублей.

Ответ: папа получает 200 тысяч рублей.

На следующем уроке

Вспомни, что такое экологическая безопасность. Что такое прогноз? С каким видом прогнозов мы познакомились во 2 классе?

Во 2 классе мы узнали, что экологическая безопасность — это защищённость человека от воздействия загрязнённой окружающей среды.

Прогноз — это предсказание данное учёными, исходя из сегодняшней ситуации.

Например, если мы видим что большой завод или фабрика работает возле озера или речки и сбрасывает отходы в этот водоём, то мы понимаем, что скоро здесь купаться будет нельзя.

Это и есть прогноз на будущее, исходящий из сегодняшней ситуации.

А также во втором классе мы познакомились с прогнозом погоды.

Российское налоговое законодательство возлагает на физических лиц обязанность уплачивать следующие виды прямых налогов:

налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это федеральный налог;

транспортный налог, который относится к числу региональных налогов;

налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом;

земельный налог, являющийся местным налогом;

а также различные государственные пошлины (за выдачу свидетельства о рождении, паспорта, свидетельства о заключении брака и другие документы).

Физические лица являются носителями и косвенных налогов, которые заложены в стоимости товаров и услуг. Конечно, в течение года мы приобретали большое количество благ и тем самым уплачивали косвенные налоги, заложенные в стоимость этих благ. Но данные по суммам таких налогов собрать очень сложно, поэтому я решила остановиться только на сведениях по прямым налогам, уплачиваемых моей семьей.

В своей работе я беру для рассмотрения налоговый период – 2015 год.

В 2015 году членами моей семьи были уплачены следующие прямые налоги: НДФЛ, транспортный налог и налог на имущество физических лиц.

Налог на доходы физических лиц (Гл. 26 НК РФ) появился в нашей налоговой системе РФ в 2000 году (раньше он назывался подоходный налог). Плательщиками данного налога являются физические лица, которые получают доходы на территории Российской Федерации. Налогообложению подлежат различные виды доходов, такие как заработная плата, премии, доходы от сдачи имущества в аренду, от использования транспорта, дивиденды, проценты и иные доходы. Не облагаются налогом полностью или частично такие доходы как пенсии, пособия, стипендии, компенсации и многие другие виды доходов (Ст. 117 НК РФ). Так же существуют отдельные налоговые вычеты, т. е. определенная часть дохода, которая не облагается налогом (Ст. 218, 219 НК РФ).

Так как в моей семье мама и папа работают, то НДФЛ они уплачивали по ставке 13 % (Ст. 224 НК РФ) от размера их заработных плат и премий. С учетом налоговых вычетов ими был уплачен НДФЛ за 2015 год в размере 189 647 рублей. Мама учится в магистратуре университета и получает стипендию. За год она получила 25 200 рублей. Этот вид дохода не облагался НДФЛ. Других видов доходов в нашей семье нет.

Транспортный налог (Гл. 28 НК РФ) для физических лиц рассчитывают за каждый календарный год на то лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Налоговые ставки по транспортному налогу установлены субъектами федерации в рублях за одну лошадиную силу мощности двигателя. Этот налог уплачивается один раз в год за предыдущий год до 1 октября.

Наша семья имеет в собственности автомобиль мощностью 150 лошадиных сил. Налоговая ставка в Москве для данного вида двигателя составила 35 рублей за 1 лошадиную силу. Таким образом, мы заплатили в 2015 году транспортный налог за 2014 год в размере 5 250 рублей (150 х 35 х 12 = 5 250).

Налог на имущество физических лиц – один из самых сложных для расчета. Исчисляется он на основе различных законодательных документов органов местной власти (в моем случае это город Москва). Порядок расчета пока очень сложен для моего понимания. К тому же он будет меняться в 2016 году. Уплачивается один раз в год до 1 октября.

В 2015 году мы заплатили данный налог за 2014 год в размере 2 354 рубля (стоимость нашей квартиры по налоговому извещению – 784 600 рублей, а налоговая ставка – 0,3 %).

Таким образом, наша семья перечислила государству в 2015 году прямых налогов в размере 197 251 рубль.

Куда идут налоги

Налоговая политика государства – одна из приоритетных и стремительно развивающихся сфер его жизни, так как именно от налоговых поступлений зависит жизнедеятельность государства. Все перечисления налогоплательщиков поступают в государственный (федеральный, региональный, местный) бюджет – кассу государства, откуда потом распределяются на различные нужды. Расходы бюджета можно представить схематично в следующем виде:

НАЛОГИ

БЮДЖЕТ

социальное обеспечение населения предоставление бюджетных инвестиций и субсидий обслуживание государственного долга закупка товаров и услуг для государственных нужд обеспечение государственного оборонного заказа




Статья 69 Бюджетного кодекса РФ подробно регламентирует такие ассигнования. Можно выделить несколько направлений расходования бюджетных средств:

1) финансовое обеспечение правоохранительных органов государства (МВД, ФСБ и др.);

2) содержание государственных учреждений (больниц, школ и др.);

3) обеспечение безопасности государства, в частности содержание армии;

4) финансирование государственных программ («Одаренные дети», «Дети и семья») и национальных проектов («Здоровье», «Образование» и др.);

5) субсидирование, предоставление дотаций и ссуды для жилищно-коммунального хозяйства;

6) содержание аппарата управления государством;

7) содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

8) строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;

9) пенсионное обеспечение;

10) организация отдыха и спортивных мероприятий и т. д. 1

Я выяснила, что перечисляемые налоги идут на развитие многих сфер жизни людей того или иного государства. В рамках моего исследования я остановлюсь только на образовательных и медицинских услугах, которые предоставляются нашей семье бесплатно за счет государства, и сравню их с рыночной стоимостью, сложившейся на эти услуги в Москве.

Изучение рынка платных образовательных и медицинских услуг

Для проведения моего исследования мне необходимо было изучить рынок платных образовательных и медицинских услуг в Москве.

В нашей семье двое учащихся 7 и 11 классов и один студент очного отделения университета.

Обучение в частной школе в городе Москва в среднем обходится около 630 000 рублей за год (Приложение 1). Я и мой брат обучаемся в государственной школе, поэтому получаем образование абсолютно бесплатно.

Еще в нашей семье учится мама в педагогическом университете (МГПУ) 2 в магистратуре тоже бесплатно. Получить аналогичное образование в этом университете можно за 107 000 рублей в год.

За год мы достаточно часто обращались за бесплатными медицинскими услугами в государственные поликлиники города Москвы. В течение 2015 года я вела записи о посещении таких поликлиник членами нашей семьи. По окончании года, я проанализировала стоимость этих услуг в частных клиниках нашего города (Приложение 2).

Если бы мы самостоятельно оплачивали данные медицинские услуги, то за год эти расходы составили бы около 99 050 рублей.

Экономические расчеты исследования

Наша семья не платит за услуги образования и большинство медицинских услуг в нашем государстве. Если бы бесплатного образования и медицинского обслуживания не было, то данные расходы в 2015 году составили бы около 737 000 рублей на образование и 99 050 рублей на медицинские услуги. Итого: 836 050 рублей.

За 2015 год наша семья перечислила прямых налогов в казну государства и города Москвы в размере 197 251 рубль.

Таким образом, можно рассчитать, что перечисленная сумма налоговых платежей за 2015 год меньше, чем стоимость платных образовательных и медицинских услуг на 638 799 рублей. Полученные экономические расчеты меня очень удивили и обрадовали.

Заключение

Закончив свою исследовательскую работу, я могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась: налоги необходимо платить, так как они все возвращаются к нам в виде различных благ, которые предоставляет нам государство. Конечно, я рассмотрела только те прямые налоги, которые уплачивает моя семья (собрать сведения о косвенных налогах было очень сложно). Но и услуги, которыми мы пользуемся за счет создания государством общественных благ (пользование дорогами, освещение улиц, занятия в спортшколе, охрана полиции и армии и т. д.), я тоже рассмотрела не все.

Цель данной работы так же достигнута: я изучила налоговое бремя моей семьи и рассчитала, как это бремя влияет на наш семейный бюджет.

В ходе работы решены и все определенные мною задачи. Я научилась работать с информацией, исследовать и анализировать данные, делать выводы.

В заключение хочу сказать, что данная исследовательская работа стала для меня очень интересной и познавательной. Она совместила в себе знания по праву, обществознанию, математике, экономике и информатике. Так же дала повод подумать о продолжении изучения налогового права в нашей стране, так как это очень актуально и важно для любого гражданина. Еще очень интересно узнать историю появления налогов, какие налоги существовали раньше. Но это уже тема другой работы.




Цели:

  • познакомить с понятиями “семейный бюджет”, баланс, гонорар, накопления, с видами дохода;
  • развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление;
  • воспитывать чувства товарищества, взаимовыручку, уважение друг к другу, умения работать в коллективе.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки-письма;
  • кроссворд;
  • таблица: “Виды дохода, расхода семьи”;
  • карточки с терминами;
  • 4 листа с таблицами для работы;
  • 4 набора карточек с примерами вида дохода и расхода;
  • пословицы;
  • картинка.

Форма урока: групповая форма работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Урок мы с вами начинаем
И в экономику вникаем.
“Семейный бюджет” - вот тема на уроке.
Задача наша – обсудить бюджет семьи,
Зачем он нужен, для чего?
Узнать, как можно распланировать его.
Дискуссией мы будем заниматься,
То есть обсуждать, беседовать и спорить,
Искать ответы на эти вот вопросы.

Вы все поделены на 4 группы. Каждая группа – это “семья”. Выберите “фамилию” своей семьи.

II. Повторение изученного и проверка домашнего задания.

Прежде чем начать разбираться в вопросах темы урока, давайте дадим ответы на вопросы, которые нам прислали из “Центра Экономики”, а кто-то в “семьях” получил письма, на которые надо дать ответ.

Индивидуальная работа по карточкам.

Кароточка №1. Соедини линией части высказываний:

Деньги, которые попадают в бюджет, это налоги.
Деньги, которые тратятся из бюджета, это доходы.
План расходов и доходов государства – это бартер.
Платежи, выплачиваемые гражданами и
организациями в бюджет государству – это бюджет.
Прямой обмен одних товаров на другие
называется расходы.

Карточка №2. Подчеркни правильный ответ.

Бартер – обмен товаров при помощи денег;
- прямой обмен одних товаров на другие.

Деньги – железные или бумажные монеты;
- особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Купюра – валюта;
- бумажные деньги;
- сбережения.

Карточка №3. Соедини линией.

Какие потребности людей выполняли следующие волшебные предметы:

а) горшочек каши;
б) живая вода;
в) золотая антилопа;
г) цветик-семицветик;
д) золотая рыбка.
а) потребности в медицине;
б) потребности в деньгах;
в) потребности в пище;
г) исполнял любые желания.

Всем классом отгадываем кроссворд.

  1. Прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)
  2. Бумажные деньги? (Купюры)
  3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги)
  4. Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения)
  5. Стоимость одной вещи, предмета? (Цена)
  6. Плата за работу? (Заработная плата – зарплата)

Ответить на вопросы: (Фронтальная работа.)

- Что же такое бюджет?

- Из чего он состоит?

- Откуда государство в основном получает доходы?

- Что такое налоги?

- На что государство расходует деньги?

- Какой бюджет вы считаете лучшим:

- в котором доходы больше расходов?

- в котором доходы равны расходам?

- в котором доходы меньше расходов?

-Зачем нужен в каждом государстве бюджет?

Обобщение: государственный бюджет – план расходов и доходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать, развивать экономику.

III. Новая тема.

Мы говорили о государственном бюджете, а есть ли у каждой семьи свой бюджет?

Давайте подумаем. Каждая группа – это семья, а семья – это … (ответы детей)

- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?

Дети работают по группам. В каждой “семье” листок с таблицей, карточки с примерами видов дохода и расхода семьи. Дети обсуждают, выбирают и вклеивают в свои таблицы карточки, какие виды дохода есть в их “семье”. Затем отвечает каждая группа.

1 группа: папа и мама работают, получают за свой труд зарплату;
дедушка и бабушка – пенсии;
дети: школьник – пособие, учащийся в институте – стипендию.

2 группа: папа–предприниматель, владелец кондитерского цеха “Сладкоежка”, получает прибыль от работы фирмы;
мама – врач, получает зарплату;
бабушка – пенсию;
дети: посещает детский сад - пособие;
школьник;
учащийся колледжа – стипендию.

3 группа: мама работает на швейной фабрике – зарплата;
папа – писатель, за свои книги получает авторское вознаграждение – гонорар;
дети: двое посещают детский сад – пособие;
школьник.

4 группа: мама – продавец в аптеке, получает зарплату;
папа – водитель такси, получает зарплату;
дедушка и бабушка – пенсии;
двое школьников – получают пособие.

Ответы по группам.

Вывод: это всё доходы вашей семьи.

Обобщение: какие виды дохода вы узнали?

Виды дохода:

  • заработная плата;
  • прибыль от работы фирмы;
  • гонорар;
  • пенсия бабушек и дедушек;
  • стипендия;
  • пособие на детей.

В 4 группе братья решили тоже заработать деньги. Давайте послушаем, как они это сделали.

Рассказ двух подготовленных мальчиков о том, как они в типографии покупали газеты “Проспект” и распространяли их на улице, среди соседей и какую выручку от продажи они получали.

- Это будет видом дохода? В таблицу “Виды дохода” добавляется табличка “выручка от продажи”.

На доске появляется таблица:

Виды дохода семьи Расходы семьи
Заработная плата родителей Пенсия бабушек и дедушек Стипендия детей Пособие на детей Прибыль от работы фирмы Гонорар Выручка от продажи Процент по вкладу Питание Одежда, обувь Оплата жилья Оплата транспорта Расходы на обучение Посещение театров, парков Занятия в спортивных, в музыкальных кружках, в кружках по интересам Лечение в больнице Посещение парикмахерских Приобретение книг, игрушек и других товаров …………………

Мы узнали, из чего складывается доход семьи. А как вы тратите деньги в семье?

Каждая группа так же обсуждает, выбирает и вклеивает в таблицу карточки с видами расхода в каждой “семье”. Затем дети отвечают, и на доске заполняется таблица.

– Это расход вашей семьи.

Работа в группах.

Посчитайте, какие расходы и доходы в вашей “семье”.

Группы после подсчёта дают ответ.

- Подведём баланс. (Подсчёт разницы между доходами и расходами)

-У кого, сколько осталось денег? – Это ваши накопления.

- Что вы с ними будете делать? (Ответы детей)

А можно отнести деньги в банк. Если деньги хранятся в банке, то банк выплачивает проценты. Например, если вы положили в банк сто рублей, то через год вы получите кроме этой суммы процент по вкладу - ещё пять рублей. А если положите тысячу рублей, то получите – ещё пятьдесят рублей. Это и является процентом по вкладу. Как вы думаете, процент по вкладу – это вид дохода? В схему “Виды дохода” добавляется табличка “процент по вкладу”.

Обобщение: вы узнали, какой бывает доход семьи, как расходуются деньги, подсчитали баланс, т. е. нашли разницу между доходом и расходом – значит, вы составили бюджет семьи.

- Он вам поможет распланировать дальнейшие покупки? Вести хозяйство вашей семьи? Как вы думаете?

Физкультминутка. ( Игра “Знаете ли вы номиналы денег?”. Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети приседают.)

Продолжение работы по теме урока.

Внимание! Внимание! “Центр Экономики” делает важное сообщение: “Если хотите получить лишние деньги, то надо экономить!”

Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход.

- Как можно экономить деньги в семье?

Обсуждение в группах. Ответы детей.

Выводы: 1. Следить, чтобы из крана попусту не лилась вода.

2. Выключать свет, когда выходишь из комнаты.

3. Бережно относиться к вещам.

Тогда баланс семьи будет больше, значит, в семье останется больше денег для других нужд.

Работа по статье учебника с. 79. Рассмотрите картинки. Какой вывод вы можете сделать?

- Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать?

С.79 – работа по картинке учебника. (Выигрыш по лотерейному билету.)

- А могут ли возникнуть такие расходы, которые нельзя запланировать заранее?

Обсуждение в группах, ответы детей.

Вывод: - нужно ли составлять бюджет, иметь накопления?

Экстренное сообщение! В “Центр Экономики” обратилась семья Петровых. Их семейный бюджет несёт катастрофические потери. Доход их семьи составляет 15 тысяч денег. Но расходы у них превышают эту сумму. Что им делать?

Давайте направим группу экспертов - по одному человеку от каждой “семьи”,- которые попробуют разобраться в этой ситуации. А я проверю, как вы умеете считать деньги.

Решение экономических задач.

- Небольшая фирма платит в месяц налог государству 1тысячу рублей. Сколько она заплатит за 4 месяца?

- Семья имеет 10 тысяч дохода, а расхода 8 тысяч. Каков будет их накопительный фонд?

- Процентная ставка в банке составляет 5 рублей со ста рублей. Каков будет процент по вкладу с 1 тысячи рублей? С 2 тысяч рублей? ( 50 рублей, 100 рублей)

- Токарь на заводе придумал новый способ обточки железных деталей. За своё рационализаторское предложение он получил от руководства завода денежную премию. Это является запланированным видом дохода?

Отчёт группы экспертов. (Семья Петровых делала незапланированные покупки, не берегла вещи, не экономила, поэтому их доходы превысили расходы.)

Какой совет вы им можете дать?

Каждая группа даёт семье Петровых совет.

Обобщение: нужен ли семейный бюджет? (учебник с. 80)

Не случайно есть целая наука экономика, которая учит как надо вести хозяйство, планировать расходы, учитывать доходы. Ведь люди давно уже задумывались над этими вопросами, и народная мудрость отразилась в таких пословицах.

Каждая группа зачитывает 1 пословицу, объясняет смысл.

Денежки счёт любят.
Бережливость лучше богатства.
По приходу и расход.
Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
Копейка рубль бережёт.

Оценивание работы детей.

IV. Домашнее задание.

С. 77-80, ответить на вопросы “Проверь себя”, выполнить задание:

1 вариант – с. 80 № 2.

2 вариант – с. 80 № 3.

V. Итог урока.

Что такое семейный бюджет? Зачем он нужен?

Возвращаемся к картинке, к опорным словам - терминам и подводим итог дискуссии.

Кукушкина Ирина Владимировна

Урок: Окружающий мир

Тема: Семейный бюджет

Цель:познакомить с семейным бюджетом.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся объяснять, что та­кое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяй­ство семьи.

Личностные: научиться выстраивать добропорядочные отношения в коллективе, проявлять уважительное отношение к своим товарищам и учителю.

регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.

ВложениеРазмер
semeynyy_byudzhet.docx 34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок : Окружающий мир

Тема : Семейный бюджет

Цель: познакомить с семейным бюджетом.

Предметные : учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяйство семьи.

Личностные : научиться выстраивать добропорядочные отношения в коллективе, проявлять уважительное отношение к своим товарищам и учителю.

регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы?

Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Молодцы! Садитесь.

С каким настроением вы пришли на урок? Ваше настроение я предлагаю выразить при помощи стикеров. Прикрепите стикеры к банку-знаний. Красный стикер: настроение отличное, полны сил и энергии и готовы к новым знаниям;

Синий -настроение хорошее, но уже чуть подустали,

Зеленый- настроение так себе, поскорее бы домой.

(Дети крепят стикеры к банкам)
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

-Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. За каждый правильный ответ кладем денежку в ваш банк-знаний.

- Что такое государственный бюджет? ( План доходов и расходов государства.)

- Что означает денежная сумка? (Бюджет.)

- Как называются деньги, которые в нее кладут? ( Доходы.)

- Как называются деньги, которые тратят? ( Расходы.)

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства ? ( Налоги.)

-Что использовалось раньше в качестве денег? (шкурки пушных зверей, морские ракушки)

(слайд) Кто на ваш взгляд более богат?

  • Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.)
  • Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны.)

III. Знакомство с новым материалом.

-Давайте вместе с вами посмотрим сценку. Посмотрев, вы должны ответить на вопрос: о ком идет речь в сценке.

СЦЕНКА ПРО СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

Автор: Жила-была семья: мама, папа, дочь и сын. Папа и мама работали, дети учились в школе. Вроде бы и зарабатывали родители неплохо, а вот денег от зарплаты до зарплаты никак не хватало. Папа постоянно возмущался и ворчал на маму.

Папа: «Не умеешь ты деньги распределять. Куда они у нас деваются?»

Автор: А мама в недоумении оправдывалась.

Мама: «Цены в магазинах вон как быстро растут, каждый день на продукты по 500 рублей уходит. Сапоги вон модные дочери купили, у всех подруг такие и ей надо. А сегодня я увидела в магазине такой красивый набор посуды, что не сдержалась и купила. Пусть стоит, когда - нибудь пригодится».


Автор : Папа выслушал маму, молча подошел к шкатулке, в которой хранились деньги, взял все и пошел покупать новые колеса к своей машине.

-О ком идет речь в сценке. (о семье)


- Что такое семья? (Группа, живущих вместе родственников.)

- О какой семейной проблеме здесь идет речь? (ответы учащихся)

– Как вы думаете, бюджет может быть только у государства? А семья может иметь собственный бюджет?

– Образуйте от слова «семья» прилагательное, которое согласуется с существительным «бюджет». О каком бюджете мы будем сегодня говорить? ( О семейном бюджете.)

-О чем пойдет речь?

- (Слайд) Семейный бюджет

– Из чего может складывается государственный бюджет? А из чего складывается семейный бюджет? ( Д оходов и расходов.)

- (Слайд) Правильно. Каждая семья имеет свои доходы и расходы.

- Предлагаю посмотреть фрагмент из м/ф «Зима в Простоквашино» и ответить на вопрос:

Почему звериная семья, Матроскин и Шарик поссорился?

(израсходовал деньги на не нужный товар)

А почему он это сделал?

Не знал, как распределить правильно деньги.

- А что им нужно было сделать, чтобы избежать ссоры? (обсудить бюджет)

- А раз они поссорились значит? (Не умеют планировать свой семейный бюджет.)

-Сегодня мы с вами поучимся распределять семейный бюджет, чтобы не оказаться на месте Шарика.

- Вы также разделены на 3 семьи: Ивановы, Петровы, Сидоровы. У каждого свои обязанности, положение в семье.

– Как называются заработанные деньги семьи за месяц? (Доход)

- Верно. Сейчас вы посмотрите сценку. По ходу просмотра мы с вами обсудим, откуда в семье появляются деньги (т.е доход)?

По ходу подсчета доходов семьи ее членами (их роли исполняют учащиеся класса) учитель обращается к ученикам с вопросами.

Вечером собралась вся семья. Сын-первоклассник не мог сидеть спокойно, ему очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.

– А у Петьки из соседнего подъезда новый самокат. Я тоже хочу, – сообщил сын.

– Так, сейчас разберемся, – сказал отец. – Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, – обратился папа к старшему сыну-студенту. – Будешь считать наш семейный доход.

– Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, то есть моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 5 тысяч рублей. (Отдает деньги.)

Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне.

– Мы тоже получаем денежки, по 2 тысячи рублей. Раз нас двое, то это – 4 тысячи рублей.

Учитель. Как вы думаете, какие деньги могли получать бабушка с дедушкой? ( П енсию.)

– А я тоже приношу деньги в доход семьи, – заявил сын-студент.

Учитель. О каких деньгах говорит студент? (О стипендии.)

– Наша малышка тоже получает денежки, и они называются «пособие на ребенка», – добавила мама.

– А теперь подсчитаем доход нашей семьи, – сказал папа.

– Ура! Целых 11 тысяч 70 рублей. Можно купить несколько самокатов, – воскликнул сын-школьник.

-Из чего складывается семейный бюджет? Какие виды дохода будут в семье?

- Виды дохода (вывешивается на доску)

  • Заработная плата ( Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу);
  • Пенсия ( Пенсия – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям);
  • Пособие ( Пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей);
  • Стипендия ( Cтипендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу);

- С этими видами доходов нам всё понятно, но в некоторых семьях имеются еще и другие виды доходов. Что это за доходы ,вы можете узнать из учебника. Прочитав информацию, вы должны ответить на вопрос : какие дополнительные виды доходов в семьях существуют. Откройте учебник с 77. Время выполнения 2 минуты.

(читают 1 -2 минуты, затем проверяем по слайдам)

- Какие дополнительные виды доходов в семьях существуют?

(слайд) -Если папа писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар

- Если папа предприниматель, то он будет получать прибыль от работы фирмы, магазина

-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – проценты.

-Из чего складывается семейный бюджет?

Вывод: Зарплата, пенсии, пособия, стипендии, гонорар - это все доходы вашей семьи, т.е. поступление денежных средств из разных источников.

- Молодцы, вы наверно уже устали, давайте отдохнем.

На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.

(Дорого – Руки вверх, дёшево – присесть).

- Про доходы семьи мы с вами узнали. Но в любой семье есть не только доходы, но и расходы.

- А что такое расходы?

-(слайд) Расходы - это деньги, которые семья тратит на покупки.

-Расходов в семье много, и их никак не избежать.

-На что расходуются деньги в вашей семье? (приводят примеры)

- Давайте поработаем по группам. Вспомним правила работы в группе. Посмотрите на слайд.

Правила работы в группе

1. Работаем дружно.

2. Важно мнение каждого.

3. Распределяем обязанности.

4. Объясняем свою точку зрения.

5. Уважаем мнение всех членов группы.

6. Работаем тихо, чтобы не мешать другим

- У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите то, на что потратите свой месячный бюджет. Время-1 минута.

Лекарства – 2 монеты.

Продукты – 50 монет.

Одежда – 10 монет.

Бытовая химия (порошок стиральный, мыло, …) – 1монета.

Транспорт – 10 монет.

Музыкальная (спортивная) школа – 10 монет.

Книги – 1 монета.

Компьютер – 40 монет.

Игрушки – 3 монеты.

Платежи и налоги – 20 монет.

Видеокассеты – 3 монеты.

Посещение театра, цирка – 6 монет.

Посещение боулинга – 6 монет.

Туристическая поездка – 80 монет.

– Так, на что расходуется семейный бюджет?

– А что из всего перечня должно стоять на первом месте?

(Добропорядочные граждане должны в первую очередь оплатить все налоги, платежи.)

Каждая группа выходит и рассказывает, что они выбрали и какая получилась сумма.)

– А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма у вас получилась. Время 2 минуты.

Лекарства – 2 монеты.

Продукты – 50 монет.

Одежда – 10 монет.

Бытовая химия (порошок стиральный, мыло, …) – 1монета.

Транспорт – 10 монет.

Музыкальная (спортивная) школа – 10 монет.

Книги – 1 монета.

Компьютер – 40 монет.

Игрушки – 3 монеты.

Платежи и налоги – 20 монет.

Видеокассеты – 3 монеты.

Посещение театра, цирка – 6 монет.

Посещение боулинга – 6 монет.

Туристическая поездка – 80 монет.

(С помощью калькулятора считают сумму, учитель фиксирует её надоске.)

– Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 монет

– Какая ситуация сложилась в ваших семейных бюджетах?

– Какая формула будет наилучшей?

– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

– Что в этом случае делать? (Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.)

– На чём мы можем сэкономить? (чтобы меньше были платежи – беречь свет и воду; экономить на продуктах – есть меньше сладостей и продуктов с магазина, больше выращивать их самим на приусадебном участке; на одежде и обуви – бережно к ним относиться и т.д.)

(В банку кладут денежку у кого Доходы = расходам и Доходы > расходам)

- Какой вывод можете сделать? слайд

Вывод: чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет?

- Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?

- На столах у каждой семьи лежит . карточка выберите из предложенных вариантов верные советы. Работаем в парах. Время -2 минута

Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.

Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.

– Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

– Сходил в магазин, оставь сдачу себе.

Бережно относись к своим вещам.

Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.

– Чаще пользуйтесь услугами такси.

– Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.

– Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

- Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (правильные ответы вывешиваю на доску)

- Чему должен научиться каждый из вас? (экономии)

- За каждый правильный ответ кладем денежку.

Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить!

– Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».

- Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого.

Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

V. Закрепление пройденного материала. Работа индивидуально .

Сейчас вам предстоит выполнить тест. Обведите верный на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос. Время-2 минуты

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов ;

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это.

3. Авторское вознаграждение — это.

4.Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это.

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы ….

е) больше расходов ;

и) равны расходам;

а) меньше расходов.

6.Зарплата,пенсия, стипендия — это разные виды.

(аналогично с банкой)

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, и наверное уже точно сможете сказать….
-Что такое «семейный бюджет»?
-Назовите доходы семейного бюджета.
-Назовите расходы семейного бюджета?
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?

Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.

- Результат вашей работы можно увидеть в ваших накоплениях. Посчитайте. сколько денежек заработали семьи. И это есть ваш . (доход)- результат вашей работы на уроке.

6. Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Слайд

с.75–78 прочитать, ответить на вопросы,

*Составить семейный бюджет своей семьи на 1 месяц. (доходы и расходы)

- Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке.

Прикрепите стикеры к предмету к вашему банк- знаний.

Красный стикер: настроение отличное, полны сил и энергии и готовы к новым знаниям;

Синий -настроение хорошее, но уже чуть подустали,

Зеленый- настроение так себе, поскорее бы домой.

-И напоследок, послушайте, пожалуйста, высказывание немецкого писателя Бертольда Авербаха
(Слайд) «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».

- Именно о мудрости и искусстве траты денег, мы сегодня говорили с вами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок окружающего мира. "Семейный бюджет". 3 класс.

Урок окружающего мира "Семейный бюджет" является интегрированным с уроком математика по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел".

Презентация содержит материал к интегрированному уроку окружающий мир, математика по теме "Семейный бюджет".

Презентация содержит материал для заданий к уроку окружающий мир "Семейный бюджет".


окружающий мир "Семейный бюджет"

Урок воспитывает уважительное отношение к родителям, их труду, расширяет кругозор детей о бюджете семьи. Ученики учатся работать в групппах, самостоятельно добывать знания из дополнительно.


Конспект урока по окружающему миру Тема: "Бюджет семьи"

Тема "Бюджет семьи".


Урок окружающего мира "Семейный бюджет"


Описание презентации по отдельным слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Мир вокруг нас 3 класс

Без денег не может обходится ни человек, ни государство. Ведь государство также, как и мы, совершает покупки, оплачивает какие-то услуги.

По радио и телевизору можно часто услышать сообщение: «Правительство утвердило бюджет на следующий год» . А что это значит? Что такое «бюджет»? В переводе с английского «бюджет» – денежная сумка, кошелёк.

БЮДЖЕТ – ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ. Зачем нужен бюджет государству?

Государство должно заранее рассчитать, какие доходы оно получит в следующем году, сколько и на что сможет потратить. Что такое доходы?

Доходы – это деньги, которые попадают в бюджет. Основной источник поступления денег в бюджет государства – это сбор налогов. Что такое налог?

Налог – государственный сбор с населения и предприятий. Все предприятия и все граждане страны платят налоги, в том числе и ваши родители, отдают часть денег из зарплаты государству. Этот налог называется подоходным.

Ещё в бюджет государства поступают пошлины – особый вод государственного налога. Государство берёт с нас пошлины за определённые услуги.

Есть налог, который мы платим за приобретение некоторых товаров. Он уже входит в стоимость товара и называется акциз. Акциз берётся с нас при покупке спиртного, табачных изделий, ювелирных украшений, автомобилей. 30 рублей 30 рублей 120 рублей

Государство облагает акцизом те товары, без которых человек может обходиться.

Существует ещё много различных налогов, которые платят граждане или организации.

Чтобы налоги не были слишком обременительными для малообеспеченных граждан, государство предусматривает для них уменьшение налогов или даже освобождение от налогов (например, пенсионеры).

За уплатой налогов следит налоговая инспекция. В эту организацию в конце года сдаются данные о доходах каждого человека за год. Налоги взымаются в принудительном порядке.

Налогоплательщик Налоговый инспектор На что государство расходует деньги?

У государства очень много важных и необходимых расходов. Например, расходы на образование. Бесплатное обучение детей Зарплата учителям Учебники, строительство школ

Расходы заносятся в бюджет страны и планируются каждый год. Пенсии и пособия Образование Армия и милиция Наука и культура Здравоохранение Охрана природы РАСХОДЫ

Федеральный бюджет России утверждается Государственной Думой.

Правительство готовит проект бюджета, то есть приблизительно подсчитывает предполагаемые доходы и расходы страны на год. Правительство и отвечает за исполнение бюджета.

ПОДУМАЙ! Какой бюджет лучше? ДОХОДЫ = РАСХОДЫ ДОХОДЫ РАСХОДЫ

План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определённый период времени(месяц, год). Торговля (нефть, газ, пшеница, пушнина, древесина, т.д.) Налоги (подоходный, пошлины, акциз и т.д.) образование здравоохранение наука и культура армия и милиция охрана природы выплата пенсий Что такое бюджет? Доходы Расходы

Примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета Учитель, логопед, психолог, тренер, воспитатель, социальный педагог Врач, медсестра, рентгенолог, физиотерапевт и др. Военнослужащий, милиционер, инспектор по работе с несовершеннолетними и др. Музейный работник, искусствовед, библиотекарь, археолог и др. Эколог, рыбинспектор, егерь, лесничий, охотовед и др. Расходы бюджета Профессии людей На образование На здравоохранение На содержание армии и милиции На науку и культуру На охрану природы

Молодцы! Спасибо за работу на уроке!




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Даниленко Жанна ЕвгеньевнаНаписать 986 01.08.2017

Номер материала: ДБ-617886

  • Начальные классы
  • 3 класс
  • Презентации
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    01.08.2017 3039
    01.08.2017 403
    01.08.2017 215
    01.08.2017 244
    01.08.2017 169
    01.08.2017 671
    01.08.2017 254

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: