Как работает налоговая инспекция в период карантина

Опубликовано: 16.04.2024

До 1 июня 2020 года правительство ввело мораторий на выездные налоговые проверки и на рассмотрение материалов проверок. Кроме того, продлены сроки представления документов по требованию налоговиков. Однако в реальности дела могут обстоять иначе. Как бизнесу на это реагировать?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, до 31 мая 2020 года включительно вынесение решений о назначении выездных налоговых проверок и проведение уже назначенных проверок приостанавливаются. Также приостанавливаются проверки в области трансфертного ценообразования и валютного законодательства РФ (за исключением случаев, когда по уже начатым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года).

Помимо выездных проверок приостанавливаются и все сроки, которые устанавливает Налоговый кодекс по данным проверкам.

При этом несмотря на то, что сроки предоставления отчетности для ряда налогоплательщиков сдвигаются, камеральные отделы, контрольно-аналитические отделы налоговых инспекций и отделы, которые занимаются предпроверочным анализом, продолжают работать.

Ранее Приказ ФНС РФ от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ приостановил до 1 мая 2020 года проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ, использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

Перенос сроков представления документов по требованию

Постановление № 409 внесло некоторые корректировки в процесс камеральных проверок, исполнения требований о представлении документов. И поэтому бизнес, которому поступают любые документы от налоговых органов — уведомления о вызове, повестки о вызове на допрос и т.д., должен знать, что сроки представления документов по требованию налоговиков предлеваются:

  • на 10 рабочих дней

На такой срок предоставлена отсрочка по представлению документов и пояснений по требованиям, направляемых в рамках камеральных проверок по НСД и полученным с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.

  • на 20 рабочих дней

На такой срок смещается представление документов и пояснений по всем остальным требованиям, которые получены в этот период.

Таким образом, сроки увеличиваются за счет того, что к стандартному сроку, установленному Налоговым кодексом, прибавляется срок, прописанный в Постановлении.

С учетом объявления нерабочих дней до конца апреля, для компаний, которые не работают в указанный период, срок реагирования на требования налогового органа продлевается еще дальше. Однако если компания продолжает осуществлять свою деятельность даже в нерабочие дни, в том числе в режиме удаленки, период нерабочих дней, установленный указом президента, в это срок не включается.

В п. 7 Постановления № 409 указывается на запрет, который налагается на применение санкций за налоговые правонарушения по ст. 126 НК РФ, совершенные в период с 1 марта до 31 мая 2020 года. То есть если вы, как налогоплательщик, не представили документы в рамках проверки, которая проводится в отношении вашей компании, или не представили документы (информацию) по требованию, направленному в рамках встречных проверок, то ответственность применяться не будет.

Однако при запрете на применение ст. 129.1 НК РФ, которая имеет отношение к неисполнению требований, направленных вне рамок налогового контроля, то есть по конкретным сделкам, риск привлечения к ответственности остается. На практике бизнес может столкнуться с проблемой, когда таких требований начнет поступать еще больше. В этих требованиях могут быть завуалированы вопросы, которые обычно налоговые органы задают на допросе.

Налоговый юрист фирмы «Гин и партнеры» Мария Лоецкая, обращая внимание компаний на этот факт на вебинаре «Пандемия COVID‑19: налоги и налоговый контроль», просит внимательнее относиться к таким требованиям и анализировать их законность. Более того, следует ожидать, что по окончании периода карантина налоговыми органами будет осуществляться усиленный контроль: пандемия повлияет на радикальное сокращение налоговых поступлений, при этом задача пополнения бюджета никуда не денется.

Как отмечают эксперты, несмотря на то, что выездные налоговые проверки приостановлены, на практике компаниям продолжают поступать требования за проверяемый период, но со ссылкой на ч. 2 ст. 93.1 НК РФ. Это незаконно, и если подобные действия предпринимаются в отношении вашей компании, то вы не обязаны такие требования исполнять.

Как отвечать на требования в период пандемии

Часть компаний перевела сотрудников на удаленный режим работы и продолжает деятельность в объявленные нерабочие дни. Может случиться так, что бухгалтерия получит требование от налоговой о необходимости представления некоторых документов, находящихся в офисе. То есть доступа к документам у бухгалтеров нет.

Будет ли распространяться продление срока предоставления документов по требованию на такую компанию? И каким локальным нормативным актом следует доказать тот факт, что бухгалтерия не могла исполнить требование?

Алгоритм действий

Если компания перевела сотрудников на удаленный режим, у нее должен быть соответствующий приказ. Поскольку требование направлено не в рамках камеральной проверки по НДС, а документы истребуются вне рамок проверки, то срок его исполнения составляет 10 рабочих дней. Но как уже было сказано выше, Постановление № 409 продлило сроки представления документов, и поэтому к стандартным 10 рабочим дням прибавляются еще 20. Таким образом, у компании есть 30 рабочих дней на то, чтобы дать ответ налоговикам.

В течение этого срока необходимо сообщить о том, что приказом гендиректора в компании установлен удаленный режим работы для сотрудников бухгалтерии и необходимые документы находятся в офисе, доступа к ним нет.

Если в течение 30 дней режим работы в связи с обстоятельствами не будет отменен, то следует дать ответ о невозможности представления документов в установленный срок. Это необходимо сделать для того, чтобы к компании не применили санкции.

Направлено требование в рамках выездной проверки — что делать?

В такой ситуации логично ссылаться на Постановление № 409, в рамках которого приостановлены все выездные проверки.

Если вы получаете встречное требование по ст. 93.1 НК РФ в связи с проведением выездной проверки у вашего контрагента или у какого-либо третьего лица, то имеет смысл сослаться на положения Постановления № 409 о том, что все выездные проверки приостановлены, а потому вы в рамках встречной проверки в период с 1 марта по 31 мая ни на какие встречные требования отвечать не обязаны.

Важно помнить еще и о том, что действие принципа приостановки выездных проверок распространяется на все компании, независимо от того, в каком режиме они продолжают работать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Несмотря на введенный в России режим самоизоляции из-за коронавируса организации и предприниматели продолжают получать от работающих в период пандемии налоговых органов различные требования о представлении документов, информации и пояснений. Как отвечать на такое требование в карантин?

Случаи истребования документов и информации

Основные варианты направления налоговым органом требований о предоставлении документов (информации), предусмотренные налоговым законодательством, можно квалифицировать следующим образом.

Варианты истребования документов (информации) Срок предоставления документов (информации) Ответственность за непредставление / несвоевременное представление документов (информации)
1. В рамках «встречной» проверки контрагента, проводимой в связи с камеральной или выездной налоговой проверкой налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п.5 ст.93.1 НК РФ) 10 000 руб. (за непредставление / несвоевременное представление истребуемых документов)(п.6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ)
2. В рамках «встречной» проверки, проводимой для получения документов и информации по конкретной сделке /сделках — истребование вне рамок налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (абз. 2 п.5 ст.93.1 НК РФ) 5 000 руб. (за несообщение /несвоевременное сообщение истребуемой информации (п.6 ст. 93.1, п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ, см. Письмо ФНС России от 27.06.2017 №СА-4-9/12220@)
3. В рамках камеральной или выездной налоговой проверки налогоплательщика (ст. 88-89, 93 НК РФ) 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п.3 ст. 93 НК РФ) 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126, п. 4 ст. 93 НК РФ)
5 рабочих дней — для подачи пояснений и документов, запрошенных на основании п. 3 ст. 88 НК РФ 5 000 руб. (за несообщение /несвоевременное сообщение истребуемых сведений (п.6 ст. 93.1, п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ)

При этом следует заметить, что на практике организации и индивидуальные предприниматели, прежде всего, получают от налогового органа требования о представлении документов и информации в ситуациях истребования информации и документов по п. 1 ст.93.1 НК РФ, в том числе в рамках предпроверочного анализа, а также по п. 2 ст. 93.1 НК РФ (истребование вне рамок налоговых проверок).

Новые сроки исполнения требований

В связи с введением в Российской Федерации с 30 марта 2020 года режима повышенной готовности Правительство России в пунктах 3, 4, 7 Постановления «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» от 02.04.2020 № 409 , среди прочего, предусмотрело некоторые послабления для бизнеса в части истребование документов (информации), а именно:

Во-первых, продлены сроки для ответа на требования о представлении документов (информации), пояснений

  • на 20 рабочих дней при их получении в период с 1 марта по 31 мая 2020,
  • на 10 рабочих дней при получении требований в период с 1 марта по 31 мая 2020, направленных в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС.

Во-вторых, введен мораторий на применение мер налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление документов и иных сведений в период с 1 марта по 31 мая 2020.

В-третьих, до 31.05.2020 приостановлено назначение выездных налоговых проверок, а также проведение назначенных выездных налоговых проверок, что в силу положений п. 9 ст. 89 НК РФ влечет невозможность для истребовать у налогоплательщика документы и информацию в рамках ст. 93 НК РФ в ходе выездной налоговой проверки.

Таким образом, несмотря на то, что пункт 3 Постановления «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» от 02.04.2020 № 409 прямо не конкретизирует, на какие непосредственно случаи истребования налоговым органом документов (информации) распространяется продление срока, вместе с тем, по нашему мнению, такие совокупные сроки на представление документов (информации) выглядят следующим образом:

10 рабочих дней

10 рабочих дней

Как известно, срок на представление документов (информации), пояснений по требованиям по действующему НК РФ начинает течь с даты получения соответствующего требования о представлении документов (информации).

Так, в случае если такое требование было направлено в электронном виде по ТКС, то днем его получения будет являться дата, указанная в квитанции о приеме такого требования, при чем налогоплательщик, получивший такое требование обязан в течение 6 рабочих дней со дня его отправки налоговым органом передать квитанцию о получении требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). При направлении требования по почте датой получения считается 6 рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При этом данные сроки подлежат исчислению в рабочих днях, в связи с чем при расчете указанного 6-дневного срока не следует учитывать предусмотренный Указами Президента России от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239, от 28.04.2020 № 294 период нерабочих дней (с 30 марта по 30 апреля, с 6 по 8 мая 2020 года) на основании норм п. 6 ст. 6.1 НК РФ. Изложенная позиция подтверждается письмом Минфина России от 15.04.2020 № 03-02-08/29938.

В то же самое время данное правило не применяется к организациям, на которые не распространяется вышеприведенные Указы Президента России о нерабочих днях (например, непрерывно действующие предприятия, аптечные и медицинские организации и др.), как следствие, таким организациям следовало направлять в налоговый орган квитанцию о получении требования о представлении документов в обычном порядке, без учета периода нерабочих дней. Изложенная позиция косвенно подтверждается письмом ФНС России от 14.04.2020 №СД-4-3/6261@ и др.

Тем самым при получении в период карантина организациями и индивидуальными предпринимателями, на которых был распространен режим нерабочих дней требований о представлении документов (информации), пояснений, 6-дневный срок для отправки налоговому органу квитанции о получении такого требования следует отсчитывать с первого рабочего дня после окончания периода нерабочих дней, то есть с 12.05.2020 (см. Указ Президента РФ от 11.05.2020 № 316).

ПРИМЕР 1

Налоговый орган в адрес организации, на которую распространяется Указы Президента о нерабочих днях, направил по ТКС требование о представлении документов (информации) в рамках «встречной» проверки контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), такое требование было организацией получено 07.04.2020.

В рассматриваемой ситуации 6-дневный срок на направление квитанции о получении данного требования необходимо отсчитывать с первого рабочего дня, то есть с 12.05.2020, в связи с чем такая квитанция должна быть направлена не позднее 19.05.2020.

При этом в случае если квитанция о получении требования была направлена организацией 19.05.2020, ответить на данное требование по контрагенту организация должна в течение 25 рабочих дней (установленный НК РФ 5-дневный срок + продление на срок 20 рабочих дней), то есть не позднее 24.06.2020 (с учетом нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля, с 6 мая по 8 мая 2020 г. и «майских» праздников).

ПРИМЕР 2

В адрес индивидуального предпринимателя, на которого распространяется Указы Президента России о нерабочих днях, было направлено по ТКС требование о представлении документов (информации) вне рамок налоговых проверок относительно конкретных сделок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ), такое требование было организацией получено 16.03.2020.

В рассматриваемой ситуации 6-дневный срок на направление квитанции о получении данного требования истек 24.03.2020.

В случае если такая квитанции была направлена 24.03.2020, предпринимателю следует представить документы и сведения по такому требованию в течение 30 рабочих дней (установленный НК РФ 10-дневный срок + продление на срок 20 рабочих дней), то есть не позднее 18 июня (с учетом нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля, с 6 мая по 8 мая 2020 г. и «майских» праздников).

Мораторий на налоговые санкции — за что нельзя штрафовать

Правительство России в пункте 7 Постановления от 02.04.2020 № 409 ввело запрет на применение налоговыми органами штрафов по ст. 126 НК РФ за непредставление в период с 01.03.2020 по 31.05.2020 документов и иных сведений в ответ на требования о представлении документов и информации (производство по таким правонарушениям налоговыми органами не осуществляется).

Напомним, что положения статьи 126 НК РФ предусматривают налоговую ответственность за следующие составы правонарушений:

  1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9-129.11 НК РФ а также пунктами 1.1 и 1.2 статьи 126 НК РФ.
  2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 126.1 и 135.1 НК РФ.
  3. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 НК РФ, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
  4. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета.

Тем самым составы налоговых правонарушений, изложенные в ст. 126 НК РФ, охватывают только действия (бездействие) налогоплательщика по непредставлению в налоговый орган документов по требованиям, направленным налоговым органом лишь в рамках ст. 93, п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Между тем в случае непредставления организацией (предпринимателем) информации, пояснений в рамках «встречной» проверки, проводимой для получения документов и информации вне рамок налоговых проверок по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) налоговая ответственность предусмотрена ст. 129.1 НК РФ.

Таким образом, изложенный в пункте 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 мораторий на налоговые санкции за непредставление документов носит весьма ограниченный характер, поскольку он не распространяется на иные составы налоговых правонарушений, связанные с непредставлением в налоговый орган необходимых сведений, пояснений.

Прежде всего, речь идет о налоговых составах, предусмотренных ст. 129.1 НК РФ, которая применяется к случаям истребования документов по одному из самых распространенных оснований — вне рамок налоговых проверок по конкретной сделке (сделках).

До 1 июня 2020 года правительство ввело мораторий на выездные налоговые проверки и на рассмотрение материалов проверок. Кроме того, продлены сроки представления документов по требованию налоговиков. Однако в реальности дела могут обстоять иначе. Как бизнесу на это реагировать?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, до 31 мая 2020 года включительно вынесение решений о назначении выездных налоговых проверок и проведение уже назначенных проверок приостанавливаются. Также приостанавливаются проверки в области трансфертного ценообразования и валютного законодательства РФ (за исключением случаев, когда по уже начатым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года).

Помимо выездных проверок приостанавливаются и все сроки, которые устанавливает Налоговый кодекс по данным проверкам.

При этом несмотря на то, что сроки предоставления отчетности для ряда налогоплательщиков сдвигаются, камеральные отделы, контрольно-аналитические отделы налоговых инспекций и отделы, которые занимаются предпроверочным анализом, продолжают работать.

Ранее Приказ ФНС РФ от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ приостановил до 1 мая 2020 года проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ, использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

Перенос сроков представления документов по требованию

Постановление № 409 внесло некоторые корректировки в процесс камеральных проверок, исполнения требований о представлении документов. И поэтому бизнес, которому поступают любые документы от налоговых органов — уведомления о вызове, повестки о вызове на допрос и т.д., должен знать, что сроки представления документов по требованию налоговиков предлеваются:

  • на 10 рабочих дней

На такой срок предоставлена отсрочка по представлению документов и пояснений по требованиям, направляемых в рамках камеральных проверок по НСД и полученным с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.

  • на 20 рабочих дней

На такой срок смещается представление документов и пояснений по всем остальным требованиям, которые получены в этот период.

Таким образом, сроки увеличиваются за счет того, что к стандартному сроку, установленному Налоговым кодексом, прибавляется срок, прописанный в Постановлении.

С учетом объявления нерабочих дней до конца апреля, для компаний, которые не работают в указанный период, срок реагирования на требования налогового органа продлевается еще дальше. Однако если компания продолжает осуществлять свою деятельность даже в нерабочие дни, в том числе в режиме удаленки, период нерабочих дней, установленный указом президента, в это срок не включается.

В п. 7 Постановления № 409 указывается на запрет, который налагается на применение санкций за налоговые правонарушения по ст. 126 НК РФ, совершенные в период с 1 марта до 31 мая 2020 года. То есть если вы, как налогоплательщик, не представили документы в рамках проверки, которая проводится в отношении вашей компании, или не представили документы (информацию) по требованию, направленному в рамках встречных проверок, то ответственность применяться не будет.

Однако при запрете на применение ст. 129.1 НК РФ, которая имеет отношение к неисполнению требований, направленных вне рамок налогового контроля, то есть по конкретным сделкам, риск привлечения к ответственности остается. На практике бизнес может столкнуться с проблемой, когда таких требований начнет поступать еще больше. В этих требованиях могут быть завуалированы вопросы, которые обычно налоговые органы задают на допросе.

Налоговый юрист фирмы «Гин и партнеры» Мария Лоецкая, обращая внимание компаний на этот факт на вебинаре «Пандемия COVID‑19: налоги и налоговый контроль», просит внимательнее относиться к таким требованиям и анализировать их законность. Более того, следует ожидать, что по окончании периода карантина налоговыми органами будет осуществляться усиленный контроль: пандемия повлияет на радикальное сокращение налоговых поступлений, при этом задача пополнения бюджета никуда не денется.

Как отмечают эксперты, несмотря на то, что выездные налоговые проверки приостановлены, на практике компаниям продолжают поступать требования за проверяемый период, но со ссылкой на ч. 2 ст. 93.1 НК РФ. Это незаконно, и если подобные действия предпринимаются в отношении вашей компании, то вы не обязаны такие требования исполнять.

Как отвечать на требования в период пандемии

Часть компаний перевела сотрудников на удаленный режим работы и продолжает деятельность в объявленные нерабочие дни. Может случиться так, что бухгалтерия получит требование от налоговой о необходимости представления некоторых документов, находящихся в офисе. То есть доступа к документам у бухгалтеров нет.

Будет ли распространяться продление срока предоставления документов по требованию на такую компанию? И каким локальным нормативным актом следует доказать тот факт, что бухгалтерия не могла исполнить требование?

Алгоритм действий

Если компания перевела сотрудников на удаленный режим, у нее должен быть соответствующий приказ. Поскольку требование направлено не в рамках камеральной проверки по НДС, а документы истребуются вне рамок проверки, то срок его исполнения составляет 10 рабочих дней. Но как уже было сказано выше, Постановление № 409 продлило сроки представления документов, и поэтому к стандартным 10 рабочим дням прибавляются еще 20. Таким образом, у компании есть 30 рабочих дней на то, чтобы дать ответ налоговикам.

В течение этого срока необходимо сообщить о том, что приказом гендиректора в компании установлен удаленный режим работы для сотрудников бухгалтерии и необходимые документы находятся в офисе, доступа к ним нет.

Если в течение 30 дней режим работы в связи с обстоятельствами не будет отменен, то следует дать ответ о невозможности представления документов в установленный срок. Это необходимо сделать для того, чтобы к компании не применили санкции.

Направлено требование в рамках выездной проверки — что делать?

В такой ситуации логично ссылаться на Постановление № 409, в рамках которого приостановлены все выездные проверки.

Если вы получаете встречное требование по ст. 93.1 НК РФ в связи с проведением выездной проверки у вашего контрагента или у какого-либо третьего лица, то имеет смысл сослаться на положения Постановления № 409 о том, что все выездные проверки приостановлены, а потому вы в рамках встречной проверки в период с 1 марта по 31 мая ни на какие встречные требования отвечать не обязаны.

Важно помнить еще и о том, что действие принципа приостановки выездных проверок распространяется на все компании, независимо от того, в каком режиме они продолжают работать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Несмотря на введенный в России режим самоизоляции из-за коронавируса организации и предприниматели продолжают получать от работающих в период пандемии налоговых органов различные требования о представлении документов, информации и пояснений. Как отвечать на такое требование в карантин?

Случаи истребования документов и информации

Основные варианты направления налоговым органом требований о предоставлении документов (информации), предусмотренные налоговым законодательством, можно квалифицировать следующим образом.

Варианты истребования документов (информации) Срок предоставления документов (информации) Ответственность за непредставление / несвоевременное представление документов (информации)
1. В рамках «встречной» проверки контрагента, проводимой в связи с камеральной или выездной налоговой проверкой налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п.5 ст.93.1 НК РФ) 10 000 руб. (за непредставление / несвоевременное представление истребуемых документов)(п.6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ)
2. В рамках «встречной» проверки, проводимой для получения документов и информации по конкретной сделке /сделках — истребование вне рамок налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (абз. 2 п.5 ст.93.1 НК РФ) 5 000 руб. (за несообщение /несвоевременное сообщение истребуемой информации (п.6 ст. 93.1, п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ, см. Письмо ФНС России от 27.06.2017 №СА-4-9/12220@)
3. В рамках камеральной или выездной налоговой проверки налогоплательщика (ст. 88-89, 93 НК РФ) 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п.3 ст. 93 НК РФ) 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126, п. 4 ст. 93 НК РФ)
5 рабочих дней — для подачи пояснений и документов, запрошенных на основании п. 3 ст. 88 НК РФ 5 000 руб. (за несообщение /несвоевременное сообщение истребуемых сведений (п.6 ст. 93.1, п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ)

При этом следует заметить, что на практике организации и индивидуальные предприниматели, прежде всего, получают от налогового органа требования о представлении документов и информации в ситуациях истребования информации и документов по п. 1 ст.93.1 НК РФ, в том числе в рамках предпроверочного анализа, а также по п. 2 ст. 93.1 НК РФ (истребование вне рамок налоговых проверок).

Новые сроки исполнения требований

В связи с введением в Российской Федерации с 30 марта 2020 года режима повышенной готовности Правительство России в пунктах 3, 4, 7 Постановления «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» от 02.04.2020 № 409 , среди прочего, предусмотрело некоторые послабления для бизнеса в части истребование документов (информации), а именно:

Во-первых, продлены сроки для ответа на требования о представлении документов (информации), пояснений

  • на 20 рабочих дней при их получении в период с 1 марта по 31 мая 2020,
  • на 10 рабочих дней при получении требований в период с 1 марта по 31 мая 2020, направленных в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС.

Во-вторых, введен мораторий на применение мер налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление документов и иных сведений в период с 1 марта по 31 мая 2020.

В-третьих, до 31.05.2020 приостановлено назначение выездных налоговых проверок, а также проведение назначенных выездных налоговых проверок, что в силу положений п. 9 ст. 89 НК РФ влечет невозможность для истребовать у налогоплательщика документы и информацию в рамках ст. 93 НК РФ в ходе выездной налоговой проверки.

Таким образом, несмотря на то, что пункт 3 Постановления «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» от 02.04.2020 № 409 прямо не конкретизирует, на какие непосредственно случаи истребования налоговым органом документов (информации) распространяется продление срока, вместе с тем, по нашему мнению, такие совокупные сроки на представление документов (информации) выглядят следующим образом:

10 рабочих дней

10 рабочих дней

Как известно, срок на представление документов (информации), пояснений по требованиям по действующему НК РФ начинает течь с даты получения соответствующего требования о представлении документов (информации).

Так, в случае если такое требование было направлено в электронном виде по ТКС, то днем его получения будет являться дата, указанная в квитанции о приеме такого требования, при чем налогоплательщик, получивший такое требование обязан в течение 6 рабочих дней со дня его отправки налоговым органом передать квитанцию о получении требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). При направлении требования по почте датой получения считается 6 рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При этом данные сроки подлежат исчислению в рабочих днях, в связи с чем при расчете указанного 6-дневного срока не следует учитывать предусмотренный Указами Президента России от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239, от 28.04.2020 № 294 период нерабочих дней (с 30 марта по 30 апреля, с 6 по 8 мая 2020 года) на основании норм п. 6 ст. 6.1 НК РФ. Изложенная позиция подтверждается письмом Минфина России от 15.04.2020 № 03-02-08/29938.

В то же самое время данное правило не применяется к организациям, на которые не распространяется вышеприведенные Указы Президента России о нерабочих днях (например, непрерывно действующие предприятия, аптечные и медицинские организации и др.), как следствие, таким организациям следовало направлять в налоговый орган квитанцию о получении требования о представлении документов в обычном порядке, без учета периода нерабочих дней. Изложенная позиция косвенно подтверждается письмом ФНС России от 14.04.2020 №СД-4-3/6261@ и др.

Тем самым при получении в период карантина организациями и индивидуальными предпринимателями, на которых был распространен режим нерабочих дней требований о представлении документов (информации), пояснений, 6-дневный срок для отправки налоговому органу квитанции о получении такого требования следует отсчитывать с первого рабочего дня после окончания периода нерабочих дней, то есть с 12.05.2020 (см. Указ Президента РФ от 11.05.2020 № 316).

ПРИМЕР 1

Налоговый орган в адрес организации, на которую распространяется Указы Президента о нерабочих днях, направил по ТКС требование о представлении документов (информации) в рамках «встречной» проверки контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), такое требование было организацией получено 07.04.2020.

В рассматриваемой ситуации 6-дневный срок на направление квитанции о получении данного требования необходимо отсчитывать с первого рабочего дня, то есть с 12.05.2020, в связи с чем такая квитанция должна быть направлена не позднее 19.05.2020.

При этом в случае если квитанция о получении требования была направлена организацией 19.05.2020, ответить на данное требование по контрагенту организация должна в течение 25 рабочих дней (установленный НК РФ 5-дневный срок + продление на срок 20 рабочих дней), то есть не позднее 24.06.2020 (с учетом нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля, с 6 мая по 8 мая 2020 г. и «майских» праздников).

ПРИМЕР 2

В адрес индивидуального предпринимателя, на которого распространяется Указы Президента России о нерабочих днях, было направлено по ТКС требование о представлении документов (информации) вне рамок налоговых проверок относительно конкретных сделок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ), такое требование было организацией получено 16.03.2020.

В рассматриваемой ситуации 6-дневный срок на направление квитанции о получении данного требования истек 24.03.2020.

В случае если такая квитанции была направлена 24.03.2020, предпринимателю следует представить документы и сведения по такому требованию в течение 30 рабочих дней (установленный НК РФ 10-дневный срок + продление на срок 20 рабочих дней), то есть не позднее 18 июня (с учетом нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля, с 6 мая по 8 мая 2020 г. и «майских» праздников).

Мораторий на налоговые санкции — за что нельзя штрафовать

Правительство России в пункте 7 Постановления от 02.04.2020 № 409 ввело запрет на применение налоговыми органами штрафов по ст. 126 НК РФ за непредставление в период с 01.03.2020 по 31.05.2020 документов и иных сведений в ответ на требования о представлении документов и информации (производство по таким правонарушениям налоговыми органами не осуществляется).

Напомним, что положения статьи 126 НК РФ предусматривают налоговую ответственность за следующие составы правонарушений:

  1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9-129.11 НК РФ а также пунктами 1.1 и 1.2 статьи 126 НК РФ.
  2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 126.1 и 135.1 НК РФ.
  3. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 НК РФ, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
  4. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета.

Тем самым составы налоговых правонарушений, изложенные в ст. 126 НК РФ, охватывают только действия (бездействие) налогоплательщика по непредставлению в налоговый орган документов по требованиям, направленным налоговым органом лишь в рамках ст. 93, п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Между тем в случае непредставления организацией (предпринимателем) информации, пояснений в рамках «встречной» проверки, проводимой для получения документов и информации вне рамок налоговых проверок по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) налоговая ответственность предусмотрена ст. 129.1 НК РФ.

Таким образом, изложенный в пункте 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 мораторий на налоговые санкции за непредставление документов носит весьма ограниченный характер, поскольку он не распространяется на иные составы налоговых правонарушений, связанные с непредставлением в налоговый орган необходимых сведений, пояснений.

Прежде всего, речь идет о налоговых составах, предусмотренных ст. 129.1 НК РФ, которая применяется к случаям истребования документов по одному из самых распространенных оснований — вне рамок налоговых проверок по конкретной сделке (сделках).

Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов

Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

Когда может приехать налоговая

Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ

Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

Как могут привлечь к проверке


Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

Другие поводы для выездной проверки — это:

  1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
  2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
  3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

  1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
  2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

Какие есть критерии риска

Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Когда и кому грозит налоговая проверка

Ситуация Что означает Кого касается
Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
«Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

Как подготовиться к приезду налоговой

Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

Как подготовить документы

К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :

  1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
  2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
  3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
  4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
  5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

Как проходит выездная проверка

Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

Как долго длится проверка

Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

  1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
  2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

Чем заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

  1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
  2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

Читайте также: