Как перестать быть налоговым резидентом украины

Опубликовано: 26.03.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020. О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

  • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
  • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
  • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 21 марта 2013 г. N ОА-4-13/5221@

Федеральная налоговая служба для сведения и использования в работе направляет письмо Государственной налоговой администрации Украины от 21.02.2013 N 2094/5/12-1016 о порядке подтверждения статуса налогового резидента Украины в целях применения Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения (с приложениями).

Данную информацию необходимо довести до сведения нижестоящих налоговых органов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИИ УКРАИНЫ

от 21 февраля 2013 г. N 2094/5/12-1016

О ПОДТВЕРЖДЕНИИ СТАТУСА НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

Государственная налоговая служба Украины в ответ на письмо для целей применения Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения сообщает следующее.

Порядок выдачи и форма справки, подтверждающей статус налогового резидента Украины, утверждены приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12 апреля 2002 года N 173. Приказом установлено, что справку-подтверждение статуса налогового резидента Украины выдает на своем бланке государственная налоговая инспекция по месту нахождения юридического лица (месту жительства физического лица) за подписью начальника инспекции.

Утвержденная форма справки и ее перевод на русский язык прилагаются.

В случае подачи юридическим (физическим) лицом заявления об освобождении (уменьшении) от налогообложения доходов из источников в зарубежном государстве или заявления о возмещении уже уплаченных налогов на территории зарубежного государства по форме, утвержденной компетентным органом этого зарубежного государства для целей международных договоров об избежании двойного налогообложения, государственные налоговые инспекции Украины по месту нахождения юридического лица (месту жительства физического лица) обязаны подтверждать статус налогового резидента Украины в соответствующем разделе этого заявления за подписью начальника налоговой инспекции. Упомянутые заявления подаются с переводом на украинский язык, кроме заявлений, оформленных на русском языке.

В Украине нет утвержденных типовых форм заявлений на освобождение от налогообложения доходов из источников в Украине и на возврат налога, удержанного у источника выплаты в Украине, для целей международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

В соответствии с положениями п. 103.4 и п. 103.5 статьи 103 Налогового кодекса Украины основанием для освобождения (уменьшения) налогообложения доходов с источником их происхождения в Украине является предоставление нерезидентом лицу, выплачивающему ему доходы, справки (или ее нотариально заверенной копии), подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен договор об избежании двойного налогообложения. Упомянутая справка должна быть выдана компетентным (уполномоченным) органом соответствующей страны по форме, утвержденной в соответствии с законодательством этой страны.

Если нерезидент не подал справку, подтверждающую его статус налогового резидента иностранного государства, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения, доходы такого нерезидента с источником их происхождения в Украине подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Украины (п. 103.10 ст. 103 Налогового кодекса Украины).

Если нерезидент считает, что из его доходов была удержана сумма налога, которая превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с правилами международного договора, рассмотрение вопроса о возврате разницы осуществляется на основании подачи в орган государственной налоговой службы по месту нахождения (месту проживания) лица, выплатившего доходы нерезиденту и удержавшего с них налоги, заявления о возврате суммы налога на доходы с источником их происхождения в Украине (п. 103.11 ст. 103 Налогового кодекса Украины).

Различные государства проводят различную фискальную политику: в одних она весьмажесткая, в других — достаточно лояльная. Поэтому все, что касается такого вопроса, как налоговая резиденция, сейчас волнует немалое количество людей.

смена налоговой резиденции

Понятие налоговой резиденции

Налоговая резиденция (нередко используется также понятие «налоговое резидентство») представляет собой тот статус, которым обладает или гражданин какого-либо государства, или же иностранец, являющийся его постоянным жителем, и который накладывает на него обязательство уплаты налогов. Они начисляются и на личные доходы, и на доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, в соответствии с теми ставками, правилами и порядком, которые предусмотрены действующим в стране законодательством.

Следует заметить, что налоговой резиденцией могут обладать и физические, и юридические лица. В каждом государстве существуют свои собственные правила приобретения этого статуса и отказа от него.

Налоговые резиденты Российской Федерации и их обязанности

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, ее налоговыми резидентами становятся лица, находящиеся на территории РФ 183 или более дня в году. При этом выезды за пределы страны на учебу, в деловые командировки, а также в поездки, необходимость которых вызвана целым рядом других причин, на обладание статусом налогового резидента влияния не оказывают.

В то же самое время если человек отсутствовал на территории Российской Федерации 183 дня и более, то он утрачивает статус налогового резидента.

Налоговые резиденты РФ, являющиеся физическими лицами, обязаны уплачивать подоходный налог по ставке 13%, а ставка налога на прибыль для юридических лиц составляет на данный момент 20%. Те физические лица, которые не являются налоговыми резидентами Российской Федерации, обязаны заплатить налог 30% с доходов, полученных на ее территории.

Одной из обязанностей, которые вменены налоговым резидентам России, является периодическое предоставление сведений об имеющихся у них контролируемых иностранных компаний (КИК). При этом декларированию подлежат любые инофирмы или же структуры, не имеющие статуса юридических лиц (например, фонды, трасты и т.п.), в которых налоговым резидентам Российской Федерации принадлежит доля, превышающая 25%.

Согласно действующему налоговому законодательству, если такая КИК в течение года получила прибыль в размере, превышающем десять миллионов рублей, то налог с нее уплачивается по принятым в РФ ставкам (то есть 13% и 20%). Нужно заметить, что многие компании, которые активно работают в странах-членах ФАТФ и ОЭСР могут на свершено законных основаниях избегать этих налогов (что они, разумеются, и делают).

Однако таких государств, в которых налоги нужно платить в обязательном порядке, гораздо больше.

Практически все налоговые резиденты Российской Федерации одновременно являются также ирезидентами валютными. Поэтому в их обязанность входит также и регулярное предоставление отчетности о тех счетах, которые они имеют за пределами страны, и движении по ним средств. Интересно, что от валютного резидентства России ранее отказаться было достаточно сложно, однако предполагается, что уже в текущем году в законодательство будет изменено.

Согласно грядущим коррективам для того, чтобы перестать быть валютным резидентом Российской Федерации, необходимо будет всего лишь находиться за ее пределами в течение 183 или более суток. Таким образом, условия утраты валютного и налогового резидентства станут одинаковыми.

Получение сертификата налогового резидента

сертификат налогового резидента

Поскольку любое государство заинтересовано в том, чтобы в его казну уплачивались налоги, то некоторым людям приходится доказывать, что они платятся ими в другом государстве. Точно такая же необходимость может возникнуть и у любой компании, активно ведущей свою деятельность в зарубежных странах.

В Российской Федерации сертификаты налоговых резидентов тоже выдаются. Для того чтобы получить такой документ, необходимо оформить соответствующую заявку, причем его выдают как физическим, так и юридическим лицами, индивидуальным предприятиям, а также гражданам иностранных государств, которые в РФ живут на временной или постоянной основе. Заявка подается в электронном виде через портал Федеральной налоговой службы.

Российскую Федерацию нельзя назвать государством с очень высокими налогами. Тем не менее, о том, чтобы сменить свое налоговое резидентство и обрести его в другой стране сейчас задумываются уже немало людей, причем они имеют на это достаточно веские причины.

Кто и зачем меняет налоговую резиденцию?

Как уже было сказано выше, вопросы налогообложения в первую очередь заботят тех, кому, что называется, есть что терять, то есть людей достаточно состоятельных и обеспеченных. По некоторым данным, примерно 40% самых богатых граждан Российской Федерации уже покинули страну, и очень многие из них сменили свою налоговую резиденцию.

Причин тому немало, и среди них наиболее весомыми являются экономические санкции, наложенные на Россию, а также процесс так называемой «деофшоризации». Кроме того, ни для кого из людей, не понаслышке знакомых с реалиями российского бизнеса, не является секретом, что с каждым годом вести дела в нашей стране становится все труднее из-за постоянно ухудшающегося делового климата (да и не только него).

Те, кто решает, что налоговая резиденция Российской Федерации им не подходит, стараются получить такую, которая была бы для них более благоприятной. Сделать это вполне возможно, если этим заняться действительно серьезно и учесть целый ряд различных факторов.

Проблема выбора налоговой резиденции

Опытные эксперты считают, что при выборе налоговой резиденции следует в первую очередь учесть такие моменты, как:

  • имеющееся налоговое резидентство;
  • структуру и местоположение основных активов;
  • тип бизнеса;
  • центры интересов и семейное положение;
  • частоту совершения зарубежных поездок.

Законодательство различных стран по-разному относится к смене налоговой резиденции их гражданами. В одних оно более лояльное, а в других достаточно жесткое. К примеру, во многих странах Северной Европы те граждане, которые их покинули, считаются налоговыми резидентами в течение пяти лет, и доказать факт его реальной смены часто оказывается не так уж и просто.

Тем состоятельным людям, которых не устраивает российская налоговая резиденция, решая вопрос об ее смене нужно тщательно проанализировать структуру и расположение всех своих основных активов. Если большая их часть находится в пределах РФ, то торопиться с тем, чтобы стать налоговым резидентом какой-либо другой страны, не стоит.

Для начала необходимо создавать бизнесы за рубежом и постепенно выводить в них активы (разумеется, в полном соответствии с российским законодательством), и только потом менять налоговую резиденцию.

Предприятия различных отраслей в разных странах облагаются налогами по-разному. Поэтому следует выбирать налоговую резиденцию именно того государства, в котором она наиболее благоприятна для той отрасли, в которой ведет свои дела бизнесмен.

Семейное положение делового человека тоже оказывает существенное влияние на то, какая именно налоговая резиденция подходит ему наилучшим образом, это же в полной мере касается и центров интересов. Если члены семьи, бизнесы, недвижимое и движимое имущество «разбросаны» по различным государствам, необходимо серьезно задуматься над тем, чтобы привести все, так сказать, «к общему знаменателю» и этим избавить себя от возникновения многих проблем.

Наконец, для поддержания статуса налогового резидента в различных странах требуется разный обязательный срок пребывания в них в течение календарного года. Это также необходимо принимать в расчет при выборе налоговой резиденции.

Учесть все перечисленные факторы, а также еще целый ряд других, не так уж и просто. Поэтому для того, чтобы безошибочно выбрать наиболее подходящую налоговую резиденцию, лучше всего обратиться к опытным консультантам-профессионалам, специализирующимся именно на этой проблематике.

Страны для смены налоговой резиденции и предлагаемые ими условия

выбор налоговой резиденции

В современных условиях налоговая резиденция — это, по сути дела, товар. Покупая его, состоятельные люди обретают определенные преимущества с точки зрения налогообложения, существенно оптимизируют свои расходы. Кроме того, обретение новой налоговой резиденции во многих случаях предполагает повышенную степень защищенности активов и значительное улучшение качества жизни.

В принципе, можно стать налоговым резидентом практически любой страны, однако среди всех государств мира есть ряд таких, в которых это можно сделать достаточно быстро, относительно просто и с очень серьезной выгодой для себя. На данный момент таковыми, по мнению большинства серьезных экспертов, являются:

  • Швейцария;
  • Испания;
  • Португалия;
  • Греция;
  • Мальта;
  • Кипр.

Налоговая резиденция Швейцарии дает возможность состоятельным иностранцам сделать выгодные инвестиции и при этом получить еще и вид на жительство. Для его получениянеобходимо выплачивать фиксированный паушальный налог и проживать на территории страны не менее 6 месяцев в году.

В Испании налоги достаточно высоки, однако ее налоговая резиденция все равно остается очень привлекательной для многих иностранцев. Дело в том, что она дает возможность успешно вести бизнес во многих сферах, а относительно небольшой размер инвестиций в недвижимое имущество (500 000 евро) позволяет оформлять вид на жительство в течение не более трех месяцев.

Налоговая резиденция Португалии хороша, прежде всего, продуманной и достаточно либеральной по европейским меркам системой налогообложения. Обязательное условие ее получение состоит в том, что на территории государства нужно проживать в течение не менее чем 183 дней в году.

Для обретения статуса налогового резидента в Греции также нужно прожить в ней не менее полугода, а для этого требуется получить вид на жительство. Он оформляется тем, кто приобрел в стране недвижимость для всей своей семьи на сумму не менее чем 250 000 евро. При подборе такого объекта следует обязательно иметь в виду, что в Греции налоги на недвижимое имущество сейчас достаточно высоки.

Налоговая резиденция Мальты привлекательна имен невысокими налогами. К тому же, действующая там программа экономического гражданства позволяет получить мальтийский паспорт быстро и с относительно небольшими для состоятельных людей вложениями (около одного миллиона евро).

Что касается Кипра, то на нем стать налоговым резидентом можно в течение двух месяцев при соблюдении ряда определенных условий. В «штатном режиме» на это потребуется полгода. Программа экономического гражданства позволяет получить кипрский паспорт, вложив в экономику острова два миллиона евро.

Уникальные возможности для налогового резиденции

  • Гренада,
  • Сент-Китс и Невис

В последние годы многих привлекает налоговая резиденция некоторых небольших островных государств, расположенных в Карибском море. Дело в том, что обходится она недорого, предоставляется быстро, практически во всех случаях не требует постоянного проживания.

По мнению многих экспертов, наиболее интересны предложения налоговой резиденции Гренады, а также Сент-Китс и Невис. Оплата за этот статус там составляет, соответственно, 6000 долларов США и 25000 долларов США.

Главная отличительная особенность - 0% налог на Мировые доходы, получаемые не на территории этих стран. То есть данная налоговая резиденция, при условии того, что у вас нет дугой действующей налоговой резиденции ( вы не проживаете в какой-либо стране более чем 183 дня в году ) дает возможность полностью уйти от оплаты налогов при соблюдении определенных условий.

ICO - без налогов это реально и возможно

Учитывая что провести ICO возможно как от юридического лица, так и физического лица использовать нужную налоговую резиденцию очень важно, в частности опять говорим про использование налоговой резиденции Гренады или Сент-Китс и Невис.

По сути использование налоговой резиденции данных стран выгодно в любых финансово емких проектах, которые предусматривают вывод средств на частное лицо.

Компания AAAA ADVISER поможет вам стать участником инвестиционных проектов в странах, которые заинтересованы во въезде к ним финансово независимых лиц. AAAA ADVISER является лицензированным агентом официальных программ гражданства, основанных на инвестициях мигрантов. У нас вы получите помощь и экспертную консультацию по всем вопросах оформления ВНЖ или Гражданства за Инвестиции.

Добрый день, дорогой Т⁠—⁠Ж!

Вы предлагаете писать вам о всяких жизненных ситуациях, вот я и решил вам написать.

Я живу в Москве, есть квартира и прописка. По работе много езжу по командировкам, в том числе за рубеж. Бывают длительные поездки, рассматриваю даже вариант временной работы за рубежом.

Недавно с удивлением выяснил, что любой гражданин, который не находится в РФ более 183 дней в календарном году, автоматически становится налоговым нерезидентом и должен уплатить за этот год налог 30% от любых своих доходов. Так написано в налоговом кодексе.

Но ведь со многими странами, в частности с Чехией и Испанией, у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения. В нем написано, что принадлежность резидента определяется по месту, где есть постоянное жилье, экономические связи и «центр жизненных интересов». Получается, чтобы стать нерезидентом в РФ , нужно надолго избавиться от жилья и связей в России.

Я считал, что международное соглашение имеет преимущество перед налоговым кодексом, но в налоговой об этом, видимо, не знают. Я решил поменять машину и спросил в контакт-центре ФНС о налогах, которые надо будет оплатить.

Мне сказали, что схема такая: 31 декабря взять свой паспорт и посчитать штампы. Неважно куда и зачем ездил: насчитал менее 183 дней на Родине — обязан задекларировать и заплатить 30% от всех доходов в этом году. Если продал машину за 500 тысяч, 150 тысяч отдай государству. Причем для нерезидентов не работают налоговые вычеты и льготы. То, что машина была в собственности более трех лет или что купил ее дороже, чем продал, не играет никакой роли.

Помогите, пожалуйста, разобраться: когда же и при каких обстоятельствах человек становится налоговым нерезидентом? Кто этот факт должен установить и как не попасть в неприятности?

Мы уже писали, что делать с налогами, если долго живешь не в России, но сейчас дополним ответ. Сразу скажем, что налоговая дала вам верный совет: вам действительно надо считать дни в загранпаспорте, чтобы не заплатить больше.

Есть и другой нюанс: налоговая инспекция может узнать, что гражданин РФ нерезидент, только из справки 2- НДФЛ , которую сдаст работодатель. Если работодателя нет или он неправильно посчитает дни, то, скорее всего, сотрудники налоговой не будут бегать за человеком с российским гражданством, чтобы потребовать от него доказать статус резидента на 31 декабря.

Международные договоры и законы РФ

Вы совершенно правы: международные договоры, если они были ратифицированы — то есть признаны в России, — имеют преимущество над законодательством РФ . Это указано и в налоговом кодексе (ст. 7), и в Конституции РФ (ст. 15).

Международные договоры имеют значение, если у вас есть признаки налогового резидента двух государств. В случаях, когда вы соответствуете признакам только российского резидентства — то есть 183 дня живете в России в течение 12 месяцев — опираться нужно на российское законодательство. Это подтвердил Минфин своим письмом от 21 мая 2018 г. № 03-08-05/34060.

Соглашения об избежании двойного налогообложения существуют, чтобы исключить ситуации, когда налог нужно платить в двух странах одновременно. Они сами по себе не устанавливают критерии налогового резидентства, а лишь уточняют их.

Например, в упомянутых вами конвенциях с Чехией и Испанией прописаны признаки резидентства только для случая, когда человек является налоговым резидентом обеих стран: Чехии и России, Испании и России. Это нужно, чтобы понять, где и как платить налоги, чтобы не отдать лишнего сразу двум государствам.

Кто считается налоговым резидентом

По закону налоговый резидент РФ — это человек, который за последние 12 месяцев 183 календарных дня находился на территории РФ . Эти дни не прерываются поездками за границу для лечения или обучения на срок менее 6 месяцев или для работы на морских месторождениях нефти и газа.

Чтобы посчитать налог на доход, 12 месяцев отсчитывают от дня получения этого дохода. Представим, что вы получили деньги 6 июня 2018 г. Берем 12 месяцев с 07.06.2017 по 06.06.2018, считаем, сколько дней вы провели в России, определяем статус, ставку НДФЛ и удерживаем соответствующую сумму налога. 31 декабря делают пересчет и устанавливают окончательный статус. Если вы провели в России менее 183 дней, ваш статус изменится.

Для определения налога за проданное имущество берут календарный год, с 1 января по 31 декабря.

Для военных, которые служат за границей, и для чиновников, которые находятся в командировке, сделано исключение. Они не теряют статуса налоговых резидентов РФ независимо от времени отсутствия на родине.

Поэтому если вы не военнослужащий и не работаете в органах, налоговая дала верный совет: возьмите загранпаспорт и посчитайте дни, когда вы были за рубежом . Если за границей за последний год вы провели 183 дня и более, придется заплатить НДФЛ по ставке для нерезидентов — 30%. Вычетами пользоваться в этом случае нельзя, срок владения имуществом тоже роли не играет.

Ставка, по которой будет начисляться НДФЛ , зависит только от резидентства. Никакой особой процедуры, устанавливающей статус резидента или нерезидента, не существует. Все рассчитывается на основании календарных дат.

Как сохранить ставку налога 13%

Неважно, в какую страну вы уезжаете: инженеры, командированные в Дубай или в Турцию, одинаково рискуют стать нерезидентами.

Чтобы не платить налог по ставке нерезидента, нужно внимательно считать дни, проведенные в РФ и за ее пределами. Откажитесь от командировки или сократите ее, если после поездки у вас наберется меньше 183 дней в России. Если отказаться невозможно, отложите крупные сделки на тот год, когда вы снова станете налоговым резидентом — мы понимаем, что это трудновыполнимый совет. Или приготовьтесь платить 30% со своих доходов.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Страна против Граждан

Особенности определения налоговой резидентности.

«Нет патриотов там, где речь идет о налогах»

Джордж Оруэлл, британский писатель

Владимир БОГАТЫРЬ

Управляющий партнер Адвокатского объединения «Богатырь и Партнеры»

Планомерное и систематичное уничтожение украинского бизнеса и предпринимательской инициативы ведет к тому, что большое количество активных граждан вынуждены покидать Украину и искать лучшей доли как для себя лично, так лучших юрисдикций для ведения бизнеса.

Постепенно развенчиваются мифы о цифровом резиденстве в Эстонии и набирают популярность правила налоговой резидентности в ОАЭ, Кипре и правилах первых лет проживания в Великобритании.

Что же касается выбора юрисдикции для компаний, то Украина по давно сложившейся традиции, с отставанием копирует опыт России по введению Правил BEPS, MLI формально выполняя требования МВФ. Это типичное поведение действующего политического режима с целью оправдания своего существования и захолустной несамостоятельной реальности в условиях полного провала реформ и зависимости от внешнего финансирования, приведшего к потере государственного суверенитета.

Предлагаю рассмотреть два наиболее чувствительных и актуальных вопроса:

  • Налоговая резидентность лиц, уехавших из Украины.
  • Владение иностранной компанией.

Критерии резидентности физических лиц

Налоговая резидентность – обязанность физических лиц уплачивать налоги в стране своего местонахождения и соответственно в каком государстве, и на каких основаниях физические лица обязаны уплачивать налоги. Это критерий для расчета отчислений по налогам, использования привилегий популярных юрисдикций и условий договоров об избежании двойного налогообложения.

Как показывает практика, в большинстве случаев государства определяют налоговую резидентность исходя из общепризнанных правил. Согласно подпункту «в» пункта 14.1.213 статьи 14 Налогового кодекса (НК) Украины, физическое лицо — резидент — это лицо, имеющее место проживания на территории Украины. В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 1 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» резидентами признаются физические лица, имеющие постоянное место жительства на территории Украины, в том числе те, которые временно находятся за рубежом. Критериями для определения резидентности являются: место проживания или постоянное место жительства; место нахождения центра жизненных интересов (место постоянного проживания членов семьи или регистрации как субъекта предпринимательской деятельности); время пребывания на территории страны не менее 183 календарных дней; гражданство.

Необходимо отметить, что на резидентов Украины возлагается обязанность уплаты налогов на все доходы, подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 163 НК Украины: объектами налогообложения резидента, выступают общий месячный (годовой) доход, доходы из источника их происхождения на Украине, иностранные доходы, полученные из источников за пределами Украины. В то же время объектами налогообложения нерезидента являются общий месячный (годовой) доход из источника его происхождения на Украине, доходы из источников их происхождения на Украине, которые окончательно облагаются при их начислении. Необходимо отметить, что такая практика применяется всеми налоговыми юрисдикциями и представляет собой некий «принцип налогообложения». Как видим, государству потенциально выгодно создавать такие условия, чтобы как можно больше физических лиц признавались его резидентами и уплачивали налоги на все свои доходы. К достижению этой цели государство идет путем регламентации четкого порядка и процедуры признания физического лица своим резидентом, но при этом целенаправленно не предусматривает юридической процедуры, подтверждающей факт утраты статуса его резидента. Практика показывает: законодатель не уделяет достаточного внимания этому вопросу, что вызывает все больше споров.

Судебная практика

В вопросе о процедуре потери статуса налогового резидента, прецедентным является решение Печерского районного суда г. Киева от 19 декабря 2016 года по делу № 757/15441/16­ц (оставленным без изменений постановлением Апелляционного суда г. Киева от 12 апреля 2017 года). Судом было удовлетворено заявление истца о подтверждении факта потери статуса гражданина Украины — резидента и получении статуса гражданина Украины — нерезидента. Суд установил, что подтверждение статуса резидента Украины осуществляется в порядке, предусмотренном приказом Государственной налоговой администрации Украины «О подтверждении статуса налогового резидента Украины» от 12 апреля 2002 года № 173. В то же время законодательством Украины не предусмотрена аналогичная юридическая процедура для подтверждения факта потери гражданином Украины статуса резидента Украины и приобретения им статуса нерезидента. Схожей позиции придерживаются и ученые­-теоретики, которые признают и обосновывают факт отсутствия специальной процедуры, подтверждающей потерю статуса налогового резидента Украины.

Риски двойного налогообложения

Как уже упоминалось, современный бизнес все меньше привязан к конкретному месту нахождения. Все более частыми становятся случаи, когда наши сограждане проживают в нескольких странах на протяжении одного календарного года, имеют недвижимость или осуществляют хозяйственную деятельность в других государствах, заключают контракты с иностранными работодателями (срок их действия может превышать 183 календарных дня), обучают детей в иностранных учебных заведениях и т.д. В связи с этим возникает проблема определения статуса их налоговой резидентности. Как определить место жительства, постоянное место жительства, местонахождение центра жизненных интересов физического лица, если ни в одной из стран он не проживает более 183 дней? Возникает коллизия, так как разные страны автоматически могут считать физическое лицо своим налоговым резидентом. С целью недопущения двойного налогообложения физических лиц государства заключают соответствующие соглашения. По данным Государственной фискальной службы, Украина заключила уже более 67 соглашений. Стоит отметить, что данные соглашения, к сожалению, не всегда исключают риски двойного налогообложения.

Особенности определений

Понятия «место жительства» и «постоянное место жительства» как критерии, определяющие статус налогового резидента, в последнее время вносят больше разногласий, нежели ясности. В соответствии со статьей 29 Гражданского кодекса (ГК) Украины местом жительства физического лица является жилье, в котором оно проживает постоянно или временно. Физическое лицо может иметь несколько мест жительства. При этом действующее законодательство Украины не содержит прямого определения понятия «постоянное место жительства» и не предполагает, что все граждане Украины автоматически признаются имеющими постоянное место жительства на Украине, если они не оформили свой выезд за границу на постоянное место жительства. В нашей стране процедура оформления переезда на постоянное место жительства бюрократизирована. На наш взгляд, законодатель мог бы ввести упрощенный порядок, предусматривающий направление простого документа — уведомления, например, о постановке на консульский учет в другой стране и отсутствие на Украине более полугода.

В соответствии с абзацем 4 статьи 3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания на Украине» местом пребывания физического лица считается административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в год. Исходя из этого, гражданин Украины не может признаваться постоянно проживающим на Украине, если фактически он находится на ее территории менее шести месяцев в год. Тем не менее коллизия существует на практике.

Статьей 33 Конституции Украины предусмотрено, что каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, а также право свободно покидать территорию Украины. В соответствии со статьей 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, ратифицированной Законом Украины № 475/97 от 17 июля 1997 года, каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства. Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную. Исходя из этого, понятие «место жительства» и «постоянное место жительства» не могут выступать критериями, определяющими налоговую резидентность физического лица.

«Центр жизненных интересов»

Критерием, определяющим статус налогового резидента, является и понятие «центр жизненных интересов». Под центром жизненных интересов подразумеваются тесные личные или экономические связи с Украиной, но это понятие не имеет четкого определения в национальном законодательстве, вследствие чего его недостаточно трактовать путем применения только правовых норм и категорий. Если же основываться на общепринятых понятиях и категориях, то личные связи, как правило, связаны с местом жительства физического лица, совместным бытом, семейными и родственными отношениями и т.п. Экономические связи могут быть охарактеризованы такими социально-экономическими составляющими жизнедеятельности человека, как учеба, работа, пенсионное обеспечение. Из вышеуказанного следует, что понятие «центр жизненных интересов» является условной оценочной категорией.

Ведение индивидуальной предпринимательской деятельности – дополнительный риск для трактования наличия украинской налоговой резидентности. Многие страны имеют ряд существенных льгот по полному или льготному налогообложению доходов, полученных новыми налоговыми резидентами (среди них Кипр и Великобритания). Так, парламент Кипра на данный момент рассматривает вопрос возможности регистрации в качестве налоговых резидентов лиц, пребывающих на Кипре более 60 дней. В Великобритании существует возможность фактически не платить налоги на зарубежные доходы в течение первых семи лет, а в дальнейшем можно уплачивать фиксированную, периодически увеличивающуюся сумму.

В случае возникновения потребности в обосновании нерезидентного статуса физического лица в части определения центра его жизненных интересов настоятельно рекомендуем использовать все имеющиеся документальные доказательства, которые подтверждают срок пребывания за границей, основания постоянного проживания (аренда жилья, право собственности), справки об официальном трудоустройстве, учебе, уплате налогов и др. В контексте определения факта проживания или трудоустройства (к примеру, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии) необходимо учитывать норму Конвенции «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и прироста стоимости имущества», заключенной между Украиной и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, а именно — статью 22 «Устранение двойного налогообложения».

Гражданство также не является критерием, на основании которого определяется статус налогового резидента, поскольку гражданство не теряется в случае, если физическое лицо постоянно находится и осуществляет деятельность на территории иностранного государства.

Консульский учет

Принятие на консульский учет осуществляется в соответствии с Правилами ведения зарубежными дипломатическими учреждениями Украины консульского учета граждан Украины, постоянно проживающих или временно находящихся за рубежом, и детей — граждан Украины, усыновленных иностранцами или гражданами Украины, постоянно проживающими за границей (Правила). В соответствии с пунктом 1.5 Правил консульский учет осуществляется в случаях постоянного проживания гражданином Украины за границей на законных основаниях, временного пребывания гражданина Украины за границей на законных основаниях более трех месяцев. Из этого следует, что принятие на консульский учет не является обязательным условием для признания физического лица нерезидентом в понимании налогового законодательства, но может быть использовано в качестве доказательства нерезидентного статуса физического лица.

Следи за собой, будь осторожен! Следи за собой!

Таким образом, при получении статуса налогового резидента иностранного государства важно четко понимать конечную цель такого приобретения. Главная задача состоит в том, чтобы правильно спланировать всю деятельность, которая будет осуществляться за пределами Украины, и учесть все потенциально возможные риски налогообложения. К преимуществам получения статуса налогового резидента иностранного государства можно отнести более низкую ставку налога на определенные доходы (или полное освобождение от уплаты налогов); возможность задекларировать доход, что позволяет беспрепятственно им распоряжаться (приобретать активы, осуществлять инвестиционную деятельность). Но зная о преимуществах, доступных при получении статуса налогового резидента иностранного государства, не стоит забывать и о том, что ставка налога для нерезидента по некоторым доходам из источников происхождения на Украине выше, чем для резидента.

Особое внимание необходимо обращать внимание на приобретение налогового резиденства в таких странах как Израиль и США, где фактически предусмотрено «всемирное» декларирование всех активов.

Во избежание потенциально возможных рисков, связанных со сменой статуса налогового резидентства, необходимо заранее осуществить налоговое планирование, что позволит правильно задекларировать и получить чистый капитал, заработанный в других юрисдикциях.

Иностранная компания, как элемент ведения бизнеса.

Нестабильность правовой системы, отсутствие справедливого суда, валютные, налоговые и политические риски заставляют граждан Украины открывать компании в таких популярных на сегодня юрисдикциях как Великобритания и станы в ходящие в Содружество, Кипр, Швейцария, Польша, Россия.

На фоне стагнации экономики и провала финансовой политики Министерство финансов решило имплементировать план BEPS и ввести в правовой оборот контролируемые иностранные компании, на фоне отсутствия четко регламентированного термина в различных странах, несмотря на рекомендации ОЭСР.

В случае таких нововведений, лица контролирующие иностранные компании напрямую или опосредованно должны будут подавать отчетность по КИК с уплатой соответствующего налога на доходы от таких компаний. Дополнительной обязанностью будет проведение обязательного аудита, расчёт скорректированной прибыли, а с 2021 будет предусмотрена ответственность. Если она будет такой же формальной, как и за раскрытие бенефициаров в украинских компаниях, то это будет очередная популистская фикция.

Интересным аспектом является то, что фискалы будут определять экономическую сущность операции КИК, наличие реального офиса, сотрудников, местного директора, квалификацию и образование сотрудников, ведение бухгалтерского учета, лиц имеющих право распоряжаться прибылью, реальность экономической деятельности, пропорциональность риска и доходов, самостоятельность субъекта хозяйствования и возможность им принимать экономические решения. Мне просто любопытно могут ли проводить подобный анализ украинские фискалы в отношении украинских предприятий и не является ли это прямым вмешательством в деятельность иностранных компаний. Как работает доморощенное изобретение правоохранителей «маски-шоу» мы все знаем.

Сегодня фискалы и их руководители являются флагманом коррупции в Украине, обратимся к «человеку-одеялу», его приемнику уезжавшему в багажнике и не менее скандальному их последователю.

Следует отметить, что в сложных схемах структурирования необходимо будет раскрывать все структуры сквозного владения, аудировать их и доказывать, что бенефициар не обязан автоматически перечислять дивиденды в пользу третьих лиц распоряжаясь ими самостоятельно. Такой подход достаточно хорошо описан и отработан в последние годы российскими налоговыми органами и будет в полной мере использован украинскими фискалами, как правило «заимствующими» соответсвующую нормативную практику.

Сегодня же можно отметить, что Офис крупных плательщиков ГФС в 2017 году 170 обращался в 29 стран с запросами с целью проверки иностранных компаний.

Сегодня кому-то говорят: «До свиданья!» Завтра скажут: «Прощай навсегда!»

Именно так можно охарактеризовать ситуацию с открытием счетов для полностью оффшорных островных компаний и «полочных» компаний.

Уже много лет гражданам Украины фактически не открывают счета в Великобритании, ассоциируя украинцев с россиянами, дополнительными проверками связанными с конфликтами в Крыму и на востоке страны. Ухудшающаяся экономическая ситуация и возрастающая коррупция очевидно приведет в скором времени к тому, что как личные, так и счета для компаний принадлежат украинцам, не являющимися резидентами европейских стран, там открывать и вовсе не будут.

Борьба с оффшорами понижает и без того низкую деловую активность и не привлекает развитие малого и среднего бизнеса. Большой бизнес всегда найдёт как спрятать доходы и капиталы. Предприимчивым же людям просто перекроют поле для быстрой инициативы, и они скорее всего просто уедут, оставив фактическую колонию крупным компаниям из страны «хозяев» — метрополий.

Тем временем, в Польше для ряда видов предпринимательской деятельности созданы свободные экономические зоны, где можно инвестировать и вести бизнес на льготных условиях возмещая до 70%капитальных затрат и затрат на заработную плату в течение двух лет, также получать освобождение от налогов на прибыль для компаний и на доходы для физических лиц резидентов.

Сегодня открыть и вести бизнес проще как у ближайших соседей – Польше, Беларуси, России, Венгрии, Литве, там же можно открыть счет за 5 минут спокойно работать по четко установленным правилам, не ожидая обысков и проверяющих.

Автор статьи: BOGATYR & PARTNERS

Читайте также: