Как обжаловать отказ налоговой в регистрации изменений

Опубликовано: 21.04.2024

Казалось бы, простая ситуация: организация решила поменять место нахождения – из Московской области переехать в Москву.

Для этого в регистрирующий орган подается заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (с приложением документов, подтверждающих внесение изменений в учредительные документы и нахождение организации по новому адресу).

Однако на практике все больше организаций жалуются на то, что налоговая инспекция (как регистрирующий орган) чинит препятствия и под надуманными предлогами отказывает в регистрации нового места нахождения организации.

С такой проблемой столкнулась компания, которая обратилась за помощью в нашу адвокатскую фирму.

Суть возникшего спора.

Как следует из содержания отказного решения регистрирующего органа (Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве), в качестве основания для отказа в государственной регистрации было указано следующее: представленные в регистрирующий орган документы содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Кроме того, в решении об отказе было указано, что недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) подтверждаются информацией, представленной районной налоговой инспекцией г. Москвы.

Устно представитель компании сообщил, что, прежде чем был получен отказ в государственной регистрации, проверяющие из районной налоговой инспекции два раза приходили с проверкой в новое арендуемое организацией помещение в г. Москве.

Генерального директора компании проверяющие не застали на месте. Сотрудников организации, находящихся в помещении, проверяющие попросили показать документы, подтверждающие полномочия выступать от имени организации, а также трудовые договоры и трудовые книжки. Сотрудники эту просьбу выполнить не смогли, так как при них этих документов не было и не должно было быть. Проверяющие обратили внимание на то, что, по их мнению, в помещении находится не достаточное количество документов организации.

Акт проверки проверяющие из районной инспекции представителям организации не вручили и не направили организации по почте. Через некоторое время МИФНС России № 46 по г. Москве вынесла решение об отказе в государственной регистрации изменений в Устав.

Мы посоветовали организации обжаловать отказ регистрирующего органа в вышестоящий налоговый орган (в рассматриваемом случае – УФНС России по г. Москве) и подготовили жалобу на отказное решение.

Ниже приводим доводы жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Следует отметить, что на практике ситуация у каждой организации по-своему уникальна. Однако в указанной жалобе мы приводим полезные для организаций стандартные доводы по обжалованию.

Доводы жалобы.

Решение об отказе в государственной регистрации незаконно по следующим основаниям.

Информация, представленная районной инспекцией в адрес МИФНС России № 46 по г. Москве о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Общества, не соответствует действительности, фактическим обстоятельствам.

1. Проверяющие не учли факт наличия, реальности помещения под офис генерального директора Общества.

Офисное помещение Общества (где работает генеральный директор Общества – постоянно действующий исполнительный орган) расположено по адресу: г. Москва, …, офис № 4 (указать конкретный адрес).

Указанное нежилое помещение – комната площадью 66 кв. метра – принадлежит Обществу на праве аренды.

Доказательства указанного факта:

- Договор аренды нежилого помещения, заключенный между арендодателем и арендатором (Обществом).

- Акт приема-передачи нежилого помещения.

- Гарантийное письмо арендодателя в адрес налогового органа с указанием на то, что Общество является арендатором помещения.

- Свидетельство о собственности на помещение арендодателя.

- Наличие таблички с названием Общества при входе в помещение.

- На момент проверки в арендуемом Обществом помещении находились: рабочий стол генерального директора и несколько других столов, другая офисная мебель (арендуемая Обществом у арендодателя), а также папки с документами Общества.

- Фото помещения, фото таблички с названием Общества при входе в помещение.

Ошибочность выводов сотрудников районной инспекции при проверке адреса (места нахождения) юридического лица заключается в следующем:

Проверяющие неправомерно, в нарушение ст. 54 ГК РФ, понятие места нахождения (адреса) юридического лица, т.е. факт наличия помещения (офиса, комнаты) по определенному адресу, отождествляют с фактом физического присутствия генерального директора юридического лица в этом помещении в тот момент, когда проверяющие из районной инспекции (без извещения) осуществляют проверку.

Проверяющие из налогового органа обязаны осуществить проверку наличия помещения, а не устанавливать факт физического присутствия или отсутствия генерального директора Общества в помещении.

Генеральный директор Общества, занимаясь вопросами хозяйственной деятельности Общества, не обязан и не может постоянно находиться в помещении офиса (он уезжает на переговоры и др.).

2. Проверяющие не учли факт наличия при проверке в помещении (офисе) рабочего места генерального директора Общества и наличия сотрудников Общества.

Проверяющие не учли, что Ф.И.О. (указать) – реально действующий генеральный директор Общества.

При проверке работники Общества дали устные показания проверяющим из районной инспекции о том, что генеральным директором Общества является Ф.И.О.

Сотрудники Общества показали проверяющим из районной инспекции рабочее место генерального директора, мебель и имеющиеся на тот момент в офисе документы.

Кроме того, проверяющими районной инспекции проигнорирован тот факт, что генеральный директор Общества лично два раза являлся в районную инспекцию по вызову повестками.

Генеральный директор был допрошен в налоговом органе, как свидетель, и дал показания об адресе (месте нахождения) Общества, о том, что именно он является генеральным директором.

Так как переезд генерального директора Общества в новое помещение Общества еще не был завершен, то некоторые из документов еще не были перевезены из старого офиса в новый офис. Общество само решает, где и как хранить документы.

При этом проверяющие не учли, что, учитывая специфику работы Общества, генеральному директору для работы достаточно минимум технических средств (ноутбук и мобильный телефон, которые он носит с собой), а также минимум мебели (стол со стулом) в помещении.

Проверяющие проигнорировали показания присутствовавших при проверке сотрудников Общества, которые подтвердили, что в офисе находится рабочее место генерального директора Общества.

3. Проверяющие попросили присутствующих в офисе (помещении) работников Общества показать документы, подтверждающие полномочия выступать от имени Общества, а также запрашивали другие документы.

Сотрудники Общества таких документов не имели и не обязаны были иметь при себе.

Проверяющие не учли, что исключительно генеральный директор, как единоличный исполнительный орган Общества, является лицом, обладающим полномочиями выступать от имени Общества.

Таким образом, проверяющие вместо проверки наличия помещения (офиса) для исполнительного органа Общества (генерального директора) необоснованно занялись проверкой полномочий сотрудников Общества, исследованием вопроса о том, какие документы Общества где хранятся, имеются ли у сотрудников Общества при себе трудовой договор, трудовая книжка и т.п.

4. Нарушения в содержании обжалуемого решения МИФНС России № 46 по г. Москве.

Решение регистрирующего органа об отказе должно содержать факты (фактические обстоятельства) нарушений, выявленные в ходе проверки и положенные в основу принятого решения. То есть решение должно быть мотивировано.

В обжалуемом решении нет ссылки и не указаны реквизиты акта проверки места нахождения (адреса) Общества районной инспекцией.

В решении не указаны должности и Ф.И.О. лиц, проводивших проверку сведений.

Акт проверки районной инспекции не приложен к решению и не вручен Обществу (не направлен по юридическому адресу Общества, не вручен лично генеральному директору).

В обжалуемом решении не указано содержание акта проверки районной инспекции, положенного в основу отказного решения. Указанное лишает Общество права на защиту, в том числе права знать об основаниях, конкретных причинах отказа в государственной регистрации.

Таким образом, в решении не указаны фактические основания для отказа в регистрации: на каком основании лицо, вынесшее решение, посчитало, что документы Общества содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) исполнительного органа Общества.

Не мотивированное решение, которое не основано на фактических обстоятельствах отказа (подтвержденных фактах нарушения), незаконно.

5. Незаконные действия проверяющих из районной инспекции (искажение проверяющими сведений о результатах проверки адреса (места нахождения) юридического лица, введение проверяющими в заблуждение МИФНС России № 46 по г. Москве о фактах) и, как следствие, незаконное решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации нового устава Общества, причиняют убытки Обществу.

Из-за отказа МИФНС России № 46 по г. Москве в государственной регистрации изменений в Устав контрагенты Общества отказываются перечислять Обществу вознаграждение за работу, ссылаясь на то, что в ЕГРЮЛ указано, что у Общества недостоверный юридический адрес согласно данным с официального сервиса ФНС России на сайте www.nalog.ru «Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента».

В результате Общество несет убытки. Вследствие отказа в государственной регистрации изменений в Устав Общество неправомерно лишено дохода (прибыли), за счет которого Общество обязано исполнять свои обязательства по гражданско-правовым договорам перед контрагентами, трудовым договорам перед работниками. Это ведет к банкротству Общества.

В соответствии со статьей 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных решений, а равно неправомерных действий должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

В связи с незаконными действиями должностных лиц и других работников налоговых органов Общество, если его жалоба не будет удовлетворена, будет вынуждено обратиться в Прокуратуру РФ с жалобой и в суд с иском о взыскании понесенных убытков.

Проверяющие исказили увиденное при проведенных проверках, сообщили недостоверные сведения в регистрирующий орган.

МИФНС России № 46 по г. Москве не проверила информацию, полученную из районной инспекции.

Обжалуемое решение не содержит подтвержденных фактов и оснований для отказа, не мотивировано, противоречит фактическим обстоятельствам.

Исходя из изложенного, прошу:

1) Отменить полностью решение об отказе в государственной регистрации (указать номер и дату), вынесенное Межрайонной инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве.

2) Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 46 по г. Москве принять новое решение о государственной регистрации.

3) Решение УФНС России по г. Москве по настоящей жалобе на бумажном носителе вручить (выдать на руки) генеральному директору Общества (Ф.И.О.), сообщив о дате, месте и времени выдачи по мобильному телефону (указать номер).

Приложения к жалобе: документы, подтверждающие доводы Общества.

Результат обжалования.

В рассматриваемом случае через две недели жалоба была рассмотрена и удовлетворена вышестоящим налоговым органом, а Межрайонная инспекция ФНС России № 46 по г. Москве исправилась – вынесла решение о государственной регистрации изменений (зарегистрировала новое место нахождения организации).

Данный случай из практики подтверждает, что организации могут успешно отстаивать свои права в досудебном порядке, обращаясь с жалобами в УФНС России по г. Москве.

Работа УФНС России по г. Москве по жалобам организована и ведется на должном уровне, что не может не радовать. Обжалование в вышестоящем налоговом органе по категории споров об отказе в государственной регистрации – быстрый, бесплатный и, самое главное, эффективный способ восстановления нарушенных прав.

ВНИМАНИЕ: читайте, как правильно зарегистрировать ООО по ссылке на сайте АБ «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — наш адвокат по регистрации поможет решить данную проблему: профессионально, на выгодных условиях и в срок

Жалоба в налоговую на отказ в государственной регистрации фирмы

В Управление Федеральной налоговой службы

по Свердловской области

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, д. 11

От Н.

генерального директора ООО «***»

Представитель адвокат ООО «***»

Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры»

Адрес: 620078, г. Екатеринбург,
пер. Отдельный д. 5

ЖАЛОБА

на решение ИФНС об отказе в государственной регистрации ООО

__ февраля ____ года Обществом с ограниченной ответственностью «***»
(далее по тексту – Общество) в лице генерального директора Н. были поданы документы на государственную регистрацию изменения сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. __ февраля ____ года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице — вх. № ____ от __ февраля ____ года.

В регистрации изменений было отказано в связи с непредставлением заявителем определенных подпунктами «а» и «г» статьи 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, а также несоблюдение нотариальной формы представляемых документов.

Указанный отказ считаю незаконным и необоснованным на основании следующего:

Согласно, пункту 12 статьи 21 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной ответственностью» доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 23 настоящего Федерального закона. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о переходе доли или части доли в уставном капитале общества в случаях, не требующих нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, осуществляется на основании правоустанавливающих документов.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором указано, что принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

В силу пункта 3.4.20. Устава ООО «***» нотариальное удостоверение сделки не требуется в случаях перехода доли к Обществу в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», распределения доли между участниками Общества и продажи всем или некоторым участникам Общества либо третьим лицам в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также при использовании преимущественно права покупки путем направления офорты о продаже доли или части доли и ее акцепта в соответствии с пунктами 3.4.4-3.4.15 настоящего устава.

В ИФНС был представлен Протокол № 3 внеочередного общего собрания участников Общества от __ февраля ____ года, по решению которого участники постановили перераспределить долю умершего участника Общества в следующей пропорции: 40 % доли в уставном капитале, что составляет ____ руб. __ коп. переходит в пользу общества; и осуществить вывод участника Л. из общества.

Таким образом, пунктом 3.4.20 Устава Общества предусмотрен альтернативный способ подтверждения решения общего собрания по перераспределению доли участника общества.

Кроме того, регистрирующий орган ссылается на п.3.3.17 Устава Общества, где указано, что доли в уставном капитале Общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества. Однако, регистрирующим органом не учтено, что наследники умершего участника Общества Л. категорически отказываются от вступления в наследство, в связи с чем и было принято решение о перераспределении доли умершего участника. Обращаю внимание, что переход доли к наследникам возможен только при наличии их обращения, при отсутствии обращения у участников общества есть основания полагать, что наследники отсутствуют. Принятое решения о перераспределении доли обществу умершего учредителя, предполагает, что наследники выразили отказ от перехода им доли. Наличие принятого решения исключает возможность перехода доли предполагаемым наследникам.

В связи с изложенным, полагаю, что представленный в регистрирующий орган Протокол № 3 внеочередного общего собрания участников Общества от __ февраля ____ года является правоустанавливающим документом, достаточным для государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. При этом, Обществом соблюден альтернативный способ нотариальной формы подтверждения решения.

На основании ст. 25.1, п. 5 ст. 25.6 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года, №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,

ПРОШУ:

  1. Решение ИФНС №32 по Свердловской области об отказе в государственной регистрации отменить
  2. Зарегистрировать внесенные изменения сведений о юридическом лице Обществе с ограниченной ответственностью «***».

ПОЛЕЗНО : читайте также, как не допустить отказ в регистрации по ссылке, а также смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы, претензии лучше составлять с нашим адвокатом, пишите вопрос в комментариях ролика, подписывайтесь на канал YouTube

Кристина Шперлик

Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Открытие своего бизнеса или смена юридического адреса для уже существующего бизнеса всегда влекут необходимость обращения с визитом в регистрирующие ФНС для обязательной их регистрации. Зачастую, Вы собрали необходимые документы, подали их на регистрацию, но по истечению 5 дней, вами получен отказ регистрирующего органа в регистрации, который на Ваш взгляд, незаконный и необоснованный! Что можно сделать с отказом? Куда идти и кому жаловаться?

Отказ в регистрации юридического лица

22 августа 2012 года вступил в законную силу Федеральный закон от 21.07.2014 года № 241 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данный закон установил порядок обжалования решений регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации либо в регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Основное нововведение – если вам отказали, то обязательно обжаловать это решение нужно в досудебном порядке, обратившись в вышестоящие налоговые органы. Проще говоря, теперь перед подачей заявления в Арбитражный суд, Вы обязаны обратиться с жалобой на действия МИФНС №46 в Управление ФНС России по г. Москве, которое и является вышестоящей инстанцией.

Сроки и порядок подачи жалобы.

Жалоба может быть подана в вышестоящую инстанцию в течение трёх месяцев с момента получения решения об отказе.

Подает жалобу лицо, права которого нарушены. Это могут быть:

  • Физическое лицо (учредитель новой организации при отказе в первичной регистрации);
  • Юридическое лицо (в лице своего единоличного исполнительного органа).

Жалобу в вышестоящую инстанцию необходимо подать через тот налоговый орган, который вынес решение об отказе в регистрации, то есть в регистрирующий орган. Регистрирующий орган обязан в течение трёх дней передать жалобу в вышестоящую инстанцию.

Способы подачи жалобы.

Жалоба может быть подана:

  • Непосредственно заявителем (физическое лицо при отказе в первичной регистрации);
  • Законным представителем заявителя – юридического лица (генеральным директором, либо представителем по доверенности);
  • Направлена по почте ценным письмом с уведомлением;
  • Направлена в виде электронного документа через интернет.

В случае направления жалобы в виде электронного документа, необходима электронная цифровая подпись.

Сроки и порядок принятия решения вышестоящим органом.

Вышестоящий орган рассматривает полученную жалобу в течение 15 рабочих дней. Однако, данный срок может быть продлен ещё на 10 рабочих дней при следующих обстоятельствах:

  • заявитель предоставил для рассмотрения жалобы дополнительные документы;
  • вышестоящий орган запросил у регистрирующего органа дополнительную информацию, необходимую для принятия решения по жалобе.

Результатом рассмотрения жалобы является принятие одного из следующих решений:

  1. Удовлетворение жалобы;
  2. Отказ в удовлетворении жалобы;
  3. Оставление жалобы без удовлетворения (в определенных законом случаях).

В случае удовлетворения жалобы налоговый орган, решение которого обжаловалось, обязан в течение пяти дней принять новое решение, и внести соответствующую запись в единый государственный реестр.

В случае, если по Вашей жалобе принято отрицательное решение, то существует 2 варианта развития событий:

  • Можно оспорить отказ в государственной регистрации в судебном порядке. Это длительный процесс и займет в среднем 3-4 месяца. В случае вынесения судом решения в Вашу пользу, налоговая будет обязана все зарегистрировать по изначально поданным документам.
  • Повторно подать документы на регистрацию юридического лица либо на регистрацию смены юридического адреса. Разумеется, при этом надо будет устранить причину отказа, которая указана в решении. Большим преимуществом этого варианта является существенная экономия времени и сил. Из минусов – необходимость повторных расходов и сбора документов.

Внимание! В случае смены адреса юридического лица, в обязательном порядке необходимо физическое присутствие сотрудников данной организации по указанному Вами в документах юридическому адресу, так как налоговый орган до внесения изменений в реестре может прийти по данному адресу с проверкой фактического нахождения организации.

Судебный порядок обжалования

В случае, когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц незаконными (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Куда подавать заявление: заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, подается в Арбитражный суд, рассматривается арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Срок на подачу заявления: заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Срок рассмотрения: дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд.


Через тернии в ЕГРЮЛ.

Если индивидуальному предпринимателю зарегистрироваться проще, то для общества с ограниченной ответственностью — это совсем нелегкий и иногда очень долгий процесс регистрации.

Связаны потеря времени и денег зачастую с отказами налогового органа при регистрации. Эти отказы могут быть основаны на ошибках при заполнении пакета документов на регистрацию, но не только с этим.

Сначала хочу рассмотреть вариант, когда все-таки указание на такие ошибки правильно со стороны налоговиков.

Вот пакет документов на регистрацию общества с ограниченной ответственностью:

  1. Устав общества.
  2. Протокол общего собрания о создании общества (если учредителей несколько, а не одно физическое лицо) или Решение о создании единственного учредителя.
  3. Заявление по форме Р11001.
  4. Гарантийное письмо от собственника помещения, предоставляющего юридический адрес новой организации с последующим обязательством заключения договором аренды.
  5. Договор об учреждении общества, только если в составе общества несколько учредителей (фактически не обязательно его подавать в налоговую в момент регистрации, но некоторые налоговые до сих пор его запрашивают).
  6. Квитанция об оплате государственной пошлины 4000 рублей.
На любом сайте вы можете найти этот перечень документов, и подготовить его сами или обратиться к юристу. Ни тот, ни другой вариант не означает, что вам не откажут в регистрации. Для начала убедитесь, что все документы по списку у вас есть в наличии при подаче в налоговую. Налоговый орган при принятии выдает расписку с указанием даты и времени вынесения решения по регистрационному процессу, в ней же указан перечень документов, принятых специалистом к процессу регистрации.

Была ситуация, что директор при регистрации все предоставил, а через 5 дней получил отказ с формулировкой: «при подаче документов отсутствует решение о создании».

При заполнении формы Р11001 очень часто возникает много ошибок, по которым налоговый орган легко выносит отказ. Обратите внимание, чтобы все данные, а именно: по адресу, учредителю, заявителю были внесены корректно. Помните, что должен быть указан в графе «Заявитель» e-mail (обязательно при подаче документов на регистрацию в электронном виде через МФЦ и телефон, причем определенным форматом).

Учтите, что с налоговой не только можно, но и нужно консультироваться при заполнении документов, для этого у них существует федеральный номер телефона, который указан на сайте nalog.ru.

При заполнении формы для регистрации крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) без образования юридического лица подается форма Р21002, а с образованием юридического лица, все так же Р11001. Нюансов при заполнении формы достаточно, иногда лучше обратиться за помощью, так получится избежать отказа при регистрации с формулировкой: ошибка при заполнении формы Р11001, отсутствует e-mail и т.д.

К сожалению, это не все ошибки, по которым налоговая выдает отказы при регистрации. Следующие отказы намного более затратные как по времени, так и в денежном эквиваленте.

Например, в последнее время участились отказы с указанием: при регистрации организацией используется массовый адрес регистрации, со ссылкой на предоставленное гарантийное письмо. Это вовсе не означает, что ваш бизнес не смогут зарегистрировать. Но это может повлечь ряд дальнейших проблем в процессе. Обычно при таком отказе налоговая звонит собственнику помещения и вам параллельно, чтобы убедиться в том, что помещение действительно предоставлено вам. Иногда выезжает по месту юридического адреса, который вы указали при регистрации, чтобы убедиться в наличии условий для ведения вашей деятельности в указанном помещении. Это, как правило, доставляет вам массу неприятных минут общения с налоговым органом, иногда даже вызывают вас и собственника на допрос.

В этом случае убедитесь, когда выбираете юридический адрес всеми доступными способами, а именно с помощью сервисов на сайте налоговой, с помощью 2ГИС, что в вашем предполагаемом офисе не находится еще одна, а то и несколько организаций, иногда лучше обратиться к специалисту, ведь вы не знаете собственника и всю его деятельность проверить не можете.

Еще один отказ налогового органа может быть связан с наличием аффилированного лица или задолженности, судимости у учредителя организации. В этом случае отказа избежать не удастся, поэтому каждый учредитель должен знать свою историю, проверить ее на сайте https://fssprus.ru/, прежде чем начать процесс регистрации. Это причина уже только под вашу собственную ответственность, как учредителя организации. Иногда даже налоговый орган прикрывает истинную причину такого отказа какой-нибудь механической ошибкой, отказом в связи с тем, что неверно указаны данные по учредителю.

Налоговый орган совершенно неохотно выдаст вам истинную причину отказа.

Читайте также: