К прямым экономическим методам регулирования территориального развития относятся налоговая политика

Опубликовано: 16.04.2024

Характеристика региональной политики будет неполной без описания методов и инструментария, с помощью которых она осуществляется. Методы и инструменты реализации региональной политики – это набор, арсенал средств и рычагов воздействия национальных и местных органов власти на развитие регионов.

Выделяют три основные группы методов реализации управления (в т.ч. регионами) (рис. 1):

административные (организационно-распорядительные, административно-правовые); экономические; социально-психологические.

Иногда в отдельную группу методов управления выделяют правовые методы, а некоторые специалисты акцентируют внимание на идеологических методах воздействия.

Важно указать, что вышеприведенная классификация достаточно условна, поскольку, например, экономические и административные меры воздействия нередко взаимно определяют друг друга (например, налогообложение, как экономический фактор управления, основано на соответствующем налоговом законодательстве, т.е. административно-правовом элементе). Социально-психологические методы используются как в странах с развитыми демократическими традициями, так и в планово-административных экономических системах (психологическая и идеологическая обработка масс) (например, насильственная «демократизация» Ирака или «экспорт революции» из СССР в Афганистан).

С других позиций методы управления, в т.ч. регионального, бывают:

а) прямые и косвенные. Прямые методы регулирования предусматривают непосредственное воздействие на происходящие в регионах процессы путем распределения средств, субсидий, дотаций, преференций, субвенций, а также посредством установления пределов, норм, запретов и т.п. Косвенное регулирование подразумевает изменение мотивации, побуждений, логики действий хозяйствующих субъектов. При этом косвенные методы регулирования относятся преимущественно к экономическим инструментам, в то время как прямые могут быть как административными, так и экономическими (см. рис.1);

б) активные и пассивные, по смыслу достаточно точно соответствующие прямым и косвенным методам;

в) поощрительные (стимулирующие) и сдерживающие (ограничительные), нацеленные на активизацию или снижение деловой активности в регионах.

Инструментарий государственного регулирования уровня развития страны или региона включает в себя стандартный набор инструментов, в числе которых:

бюджетная политика (сдерживающая мера – профицит бюджета, стимулирующая – его дефицит); кредитно-денежная политика (денежная эмиссия; ставка рефинансирования; норма обязательных резервов; операции на открытом рынке); фискальная политика (политика налогообложения); социальная политика; инвестиционная политика.

В странах с развитой рыночной экономикой применяются следующие конкретные механизмы управления территориальным развитием:

регионально дифференцированные субсидии и кредиты фирмам для размещения нового производства в проблемных регионах; субсидии и кредиты действующим и кризисным предприятиям в регионах, которым оказывается помощь; налоговые льготы и полное освобождение от налогов с целью размещения производства в регионах приоритетного развития, и наоборот, исключение из системы льгот за инвестиции перенаселенных или перенасыщенных производством районов; регионально дифференцированное законодательное регулирование норм амортизации основных фондов (амортизационная политика); размещение новых и перемещение существующих государственных (или подконтрольных государству) предприятий, а также правительственных учреждений в проблемные регионы; регионально ориентированные государственные субсидии и кредиты для развития мелкого и среднего предпринимательства, а также создание производственной, социальной, рыночной и экологической инфраструктуры; приватизация государственных предприятий, приобретение акций частных фирм или другие формы реструктуризации; государственные субсидии местным органам власти (как целевые, так и свободные); преференции по государственным заказам на продукцию фирм депрессивных регионов; премии за региональную занятость и прочие регионально дифференцированные программы занятости, подготовки и переподготовки безработных и т.п.; меры, стимулирующие мобильность населения и производства (миграционные субсидии, информационные программы и т.п.); государственная поддержка агентств регионального развития; разрешения, запреты, лицензии, сертификаты и другие средства прямого контроля строительства производственных объектов и административных зданий; нормирование, рационирование потребления отдельных видов ресурсов (например, стройматериалов); принудительные правительственные контракты на поставки в проблемные регионы; правовые нормы в области землепользования, охраны окружающей среды и т.п.

Необходимость регулирования социально-экономического развития регионов. Основная задача и органы регулирования. Роль президентских представительств в федеральных округах. Формы и методы государственного воздействия на развитие регионов.

В свободной рыночной экономике территориальные пропорции и связи складываются только под воздействием инструментов рынка — товарного спроса и предложения, цен, банковских процентных ставок и т. д. в ходе конкуренции товаропроизводителей. Совершенно иное положение наблюдается в современном мире. Вся мировая экономика обнаруживает четкую тенденцию к взаимодействию механизмов рыночного саморегулирования и целенаправленно-планомерного развития. Это проявляется в планировании (регулировании) на уровне хозяйствующих субъектов (бизнес-планы) и финансово-бюджетном, программном и ином регулировании на уровне государства.

Указанное обстоятельство вызвано не только тем, что в ряде сфер экономики (оборонные отрасли, образование, наука, культура и т. д.) отсутствует прямая зависимость между качеством товаров, факторами производства услуг и платой за них. Главная причина – в сугубо общественном характере современных производительных сил, в миллионах и миллиардах их многообразных и разветвленных связей и взаимозависимостей, что делает объективно необходимым общественное, государственное регулирование хозяйства в масштабе страны и регионов.

В высокоиндустриальном обществе производительные силы представляют собой гигантские производственно-технологические суперсистемы, в которых проходят мощные интеграционные процессы, отражающие значительное усиление обобществления 84

производства. Однако при этом обостряются противоречия между интересами различных субъектов хозяйствования, затрудняется необходимое согласование их действий. Это особенно проявляется в обстановке стихийного рынка, и поэтому требуется использование активных организационных форм и механизмов централизованного воздействия.

Основу организации национальной экономики различных стран составляют не мелкие товаропроизводители, а крупнотоварные, порой гигантские, производственно-коммерческие структуры - корпорации, концерны и т. п. Производство ориентируется (за исключением небольшой части биржевых товаров) не на случайных, а на заранее известных потребителей продукции, товары поставляются на рынок по предварительным договорам об их количестве, качестве и номенклатуре, формируются планы и программы выпуска и сбыта исходя из тщательного и постоянного изучения и регулирования массового спроса, его объема, структуры и тенденций (маркетинг).

Неустойчивость рынка сказывается на объеме совокупного продукта, занятости и уровне цен. В этом отношении централизованное планирование имеет лучшие возможности для ускоренного и целенаправленного роста хозяйства, однако выгоды рыночной экономики заключаются в лучших условиях мотивации труда, стимулирования производства. Поэтому на Западе уже признают необходимость сочетания преимуществ капитализма (рынка) и социализма (плана) в обеспечении жизнеспособности и эффективности экономики1. России без такого активного сочетания не выбраться в короткий срок на широкую дорогу прогресса. Не случайно в передовых странах успешно применяется государственное регулирование рынка, еще в 30-х годах заимствованное из советской централизованно-плановой экономики. Ориентация же рынка на реализацию высших целей всегда задается планом-программой.

Регулируемый конкуренцией механизм рыночного равновесия спроса и предложения, формирования продажной цены не позволяет обеспечить (из-за высоких издержек, медленной оборачиваемости капитала, отсутствия нужной информации и предпринимательского интереса и т. д.) эффективное решение задач размещения и регионального развития производительных сил, которые относятся к числу высших, общенациональных целей.

Если говорить о России, то речь идет в первую очередь о соотношении развития ее Западной и Восточной зон, осваиваемых районах и их гармоничном росте, выравнивании социально-экономического положения различных регионов, их комплексном развитии, специализации, формировании рациональных направлений грузопотоков, сохранении природной среды и т. д. Для этого государством должны быть включены мощные и целенаправленные регуляторы социально-экономического развития — государственные планы и прогнозы, федеральные финансовые планы (государственный бюджет), целевые программы развития регионов и т.д. Рынок при этом может выступать в качестве эффективного помощника, стимулируя проведение намечаемых мероприятий.

Как результат ослабления государственного регулирования экономики с началом реформ значительно возросла средняя дальность перевозки грузов на железных дорогах. Уже в 1994 г. по всем грузам она составила 1062 км против 963 в 1990 г. в более обширном СССР, в том числе по черным металлам — 2342 км против 1520 км. Во многом той же причиной объясняются резкие перекосы в структуре хозяйства регионов (например, в Тюменской области 80% промышленной продукции приходится на нефть и газ) и т. д.

Переход к рыночной системе хозяйствования снизил роль государства в отраслевом управлении, однако в региональном разрезе она не только сохраняется, но и должна повышаться. Соответствующие регионально-управленческие функции продолжают выполняться в различных сферах (непроизводственный сектор, социальное обеспечение, использование природных ресурсов и т. д.), а теперь распространяются и на решение новых проблем (безработица, экология, последствия рыночной деформации хозяйства и др.).

Основная задача регулирования развития регионов и их систем в рыночной среде - обеспечить условия для ориентации экономики на перестройку структуры и поступательный рост производства, достижение социального и экологического благополучия и прогресса. Это

означает реализацию важнейших требований экономических за-86

конов регионального развития и руководящих установок региональной политики.

Регулирующими органами являются структуры федеральной законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собрание, министерства финансов, экономического развития и торговли др.), а также региональные органы власти. Повышают свою роль в государственном регулировании социально-экономического развития регионов, особенно в содействии их хозяйственному подъему и в территориально-экономической интеграции полномочные представительства Президента в федеральных округах и ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации.

Главными задачами полномочного представителя Президента в федеральном округе являются: организация работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики; контроль за исполнением решений федеральных органов власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также политическом, социальном и экономическом положении, внесение Президенту соответствующих предложений.

Среди важнейших целей и задач межрегиональных ассоциаций: обеспечение условий эффективного взаимодействия регионов на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов; подготовка предложений по рациональному использованию экономических потенциалов регионов; совершенствование методов управления хозяйственными предприятиями и организациями; достижение устойчивого развития регионов в условиях рынка; участие в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения; оптимальное размещение производительных сил и др.

Активное государственное регулирование должно носить всеобъемлющий характер, распространяться не только на защиту социальной и экологической сфер, не представляющих особого интереса для частного предпринимательства, но и непосредственно на производство. Государство призвано поддерживать прогрессивные направления производственно-коммерческой деятельности (наукоемкие отрасли, малый бизнес, экспорт товаров и т. д.) и ограничивать консервативные (технологически устаревшие производства и т. д.), осуществлять защиту внутреннего рынка. В основном это реализуется перераспределением доходов, бюджетных средств. Государство все больше участвует в перераспределении национального дохода, главным образом через бюджет, между различными группами общества, отраслями и регионами.

Регулирующее воздействие государства на экономику регионов осуществляется прямым и косвенным способами.

При прямом экономическом регулировании используются административные методы управления социально-экономическим развитием с задействованием рыночных стимуляторов. Их инструментами служат государственные целевые программы, стратегические и бизнес-планы, включая федеральный и региональные бюджеты (финансовые планы). Направления прямого регулирования:

• выделение финансовых средств на текущие нужды из федерального бюджетного фонда финансовой поддержки регионов и 1 посредством установления льготных норм отчислений в региональные бюджеты от федеральных налогов;

• размещение, в том числе на конкурсной основе, государственного заказа на поставку продукции для народнохозяйственных нужд (включая оборонный заказ);

• участие государства в финансировании инвестиционных проектов; поддержка научно-технических нововведений (инноваций).

бюджетное регулирование как составная часть прямого воздействия государства на региональное развитие строится на основе нормативного распределения источников доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами, целевых и резервных бюджетных фондов для реализации различных проектов и программ.

Важной формой прямого регулирования являются финансируемые государством федеральные и региональные целевые программы развития территорий, они содержат комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Косвенное регулирование заключается в применении государством экономических методов - финансовых, кредитно-денежных рычагов (стимулов и антистимулов) опосредованного воздействия на поведение субъектов хозяйствования и управления в регионах. Используются в основном два метода - налоговое и кредитное регулирование, а также отчасти ценовое.

Налоговое регулирование проводится посредствам -налоговых ставок и льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных доходах и заинтересованность предпринимателей в производственной и инвестиционной деятельности. На Западе оптимальным считается 30-процентный налог.

В России существуют три уровня налоговой системы: федеральные, региональные и местные налоги, играющие фискальную и регулирующую роль. Такая система установлена Налоговым кодексом РФ.

Федеральные налоги приносят самые крупные доходы, служат источником доходов бюджетов всех уровней. Основных федеральных налогов три: налог на добавленную стоимость (косвенный налог на потребление), помимо прочего стимулирующий экспорт (экспортируемые товары им не облагаются); налог на прибыль (доход) организаций, поступающий в федеральный и региональные бюджеты, поддерживающий финансовое равновесие и стимулирующий (через налоговые льготы) развитие малого бизнеса и инвестиции из собственной прибыли предприятий в их реконструкцию; подоходный налог с физических лиц.

Существенная статья доходов государства — акцизы — процентная надбавка к розничной цене подакцизных товаров (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия и др.) и акцизы на отдельные виды минерального сырья. Из федеральных налогов для регионов также важны таможенные пошлины, налог на пользование недрами и некоторые другие.

К основным региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог с продаж (большая часть его зачисляется в местный бюджет).

Из местных налогов наиболее значимы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение. При введении налога на недвижимость прекращается действие налогов на имущество организаций, на имущество физических лиц и земельного. Основой доходной части местных бюджетов служат не местные или региональные налоги, а отчисления от федеральных налогов.

В соответствии с российским налоговым законодательством установлены различные льготы налогоплательщикам: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из на лотовых платежей, целевые налоговые льготы, налоговый кредит (отсрочка взимания налога). Эти льготы, относящиеся к товаропроизводителям, отражаются на экономике регионов.

Непосредственные налоговые льготы отдельным регионам могут касаться размеров налогообложения или преимуществ в каких-либо сферах экономики или же дополнительных государственных гарантий для частных инвесторов. В 1992-1993 гг. насчитывалось около 25 видов различных льгот регионам. В связи с тем, что льготы отличались бессистемностью и их использование не контролировалось, они, как правило, не давали ожидаемого эффекта. Однако вместо упорядочения федеральных льгот было принято решение об их отмене (исключения — свободные экономические зоны, районы экономических и других бедствий), что чревато негативным усилением различий социально-экономического положения регионов. Территориальная дифференциация налоговой политики (ставки, льготы) сохранилась и расширяется только у региональных властей.

Кредитное регулирование осуществляется маневрированием учетными ставками Центрального банка и предоставлением льготных кредитов. Размеры учетной ставки для коммерческих банков определяют цену коммерческого кредита и его объем. Они непосредственно влияют на платежеспособность предприятий, масштабы инвестирования, воспроизводственные процессы. Кредитные льготы, как и налоговые, направлены на стимулирование деловой активности в наиболее важных для государства сферах деятельности. Таким образом, как уровень учетной ставки, так и льготы по кредиту сказываются на состоянии экономики регионов.

Одна из главных функций кредита - перераспределение капиталов в хозяйстве, их перелив не только из одних отраслей, но и регионов в другие. Различают несколько форм кредита: коммерческий (кредитование одного хозяйственного субъекта другим), банковский, государственный и др. При государственном кредите заемщиком выступает государство, а кредиторами - банки, другие кредитные учреждения, население, иностранные юридические и физические лица. В России образовался огромный государственный долг, и он только возрастает из-за форсированного выпуска государственных кредитных обязательств (ГКО) и других ценных бумаг вследствие огромных процентов, взимаемых за них коммерческими банками. Свои ценные бумаги пытаются реализовывать и некоторые региональные администрации.

Регулирование цен в основном производится на уровне регионов-субъектов Федерации (цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты, консервы для детского питания и т. д., а также тарифы пассажирского транспорта и связи), федеральное законодательство по вопросам ценообразования относится преимущественно к акцизным товарам, прежде всего алкогольным напиткам и ювелирным изделиям. Усиливаются меры по государственному регулированию цен и тарифов на товары и услуги, поставляемые естественными монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители, а также на железнодорожные перевозки грузов, сильное воздействие государства испытывают тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Региональное развитие регулируется на трех уровнях — федеральном (межрегиональном), региональном (субъектов Федерации) и местном (муниципальном), причем последние два уровня играют главную роль (табл. 4.1).

В практике регулирования обычно различные методы — административные и экономические, прямые и косвенные - сочетаются в зависимости от объекта, цели и задач регулирования, а также полномочий органов управления и специализации территорий.

Комплексный, комбинированный характер регулирования относится ко всем его функциональным направлениям. Например, государственное регулирование инвестиционной деятельности — важнейшей для воздействия на региональное развитие — обеспечивается федеральными и региональными органами власти в пределах их компетенции и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами; прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов и т. д.

По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности государством определяются льготные условия. Решения по государственным инвестициям из федерального бюджета принимаются законодательными органами Российской Федерации на основе прогнозов ее экономического и социального развития, схем развития и размещения производительных сил и целевых комплексных программ с учетом бюджетных возможностей.

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе социально-экономических и экологических прогнозов и программ с учетом природно-ресурсного потенциала регионов. Инструментами регулирования использования и охраны природных ресурсов и естественной среды являются: договоры и лицензии на комплексное природопользование; лимиты на природопользование; меры экономического стимулирования охраны окружающей природной среды; нормативы предельно допустимых концентраций выбросов и сбросов вредных веществ, нормативы предельно допустимых уровней шума и вибрации, магнитных полей, радиационного воздействия, применения ядохимикатов в сельском хозяйстве, предельно допустимой нагрузки на окружающую природную среду; система штрафов за нарушение природоохранного законодательства

Методы регулирования — это совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления посредством своей деятельности на управляемые объекты для достижения поставленных целей.

Прямые и косвенные методы макроэкономического регулирования

Всю совокупность методов макроэкономического регулирования можно условно разделить на прямые и косвенные методы.

Прямые методы заключаются в следующем: с помощью комплекса обязательных к исполнению субъектами хозяйствования распоряжений и требований государство реализует необходимую политику территориального развития в разных сферах экономики. С помощью таких административных методов ограничивается экономическая свобода хозяйствующих субъектов. Среди них правовые методы, квотирование, лицензирование, ценообразование, политика доходов. Применение прямых методов макроэкономического регулирования целесообразно в сфере контроля монополистических рынков, экологической безопасности, сохранения невоспроизводимых ископаемых и природных ресурсов, обеспечения безопасности труда, определения необходимых параметров жизнедеятельности населения и в сфере защиты национальных интересов в мировой экономике. Прямые методы опираются на государственную власть, законодательство и меры запрета (принуждения).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Макроэкономические методы регулирования территориального развития 450 руб.
  • Реферат Макроэкономические методы регулирования территориального развития 220 руб.
  • Контрольная работа Макроэкономические методы регулирования территориального развития 240 руб.

Воздействие косвенных методов осуществляется не прямо, а через влияние на экономические интересы субъектов хозяйствования. Такие методы напрямую не запрещают и не ограничивают деятельность, а направляют экономические субъекты к принятию решений о целесообразности сохранения, расширения или прекращения их деятельности в меняющихся экономических условиях.

К числу косвенных методов макроэкономического регулирования территориального развития относятся:

  1. Монетарная (денежно-кредитная) политика, основанная на управлении денежной массой в экономике с помощью инструментов Центрального банка.
  2. Фискальная (налоговая) политика, которая основана на использовании налоговых льгот: пониженных ставок, отсрочек уплаты и пр.
  3. Бюджетная политика, основанная на использовании бюджетных инструментов (предоставление гарантий и субсидий, бюджетное кредитование).
  4. Внешнеэкономическая политика, направленная на прямую государственную поддержку экспорта или развитие определенных видов деятельности (или регионов).

В рыночной экономике территориальное развитие в основном регулируется с помощью методов косвенного воздействия, тогда как в переходной или смешанной экономике используется сочетание двух данных групп методов воздействия.

Общие, частные и специальные методы регулирования территориального развития

Общие методы территориального развития включают совокупность общепринятых методов познания (диалектики, анализа, синтеза и др.)

В государственном регулировании социально-экономического развития регионов наибольшее применение нашли частные методы, включая методы статистики и экономико-математические методы. Применительно к системе государственного регулирования особое значение отводится методам экстраполяции, экономических группировок, бюджетному и индексному методам.

Метод экстраполяции, в основном, применим при разработке первоначального прогноза, проектировании основных программ или направлений.

Метод экономических группировок используется для выделения и исследования динамических, структурных и структурно-динамических группировок, которые сформированных по одному признаку (сочетанию признаков).

Использование индексного метода уместно при сравнении различных показателей социально-экономического развития территории.

Применение бюджетного метода необходимо для получения статистических данных относительно жизненного уровня разных групп населения региона или территории.

Специальные методы, играющие особо важную роль в различных формах макроэкономического регулирования территориального развития, включают:

  • Балансовый метод - позволяет сделать правильный выбор соотношения между отдельными отраслями хозяйства.
  • Программно-целевой метод, в рамках которого осуществляется углубление комплексного подхода к разрешению проблем.
  • Нормативный метод – позволяет находить соотношение различных величин, при которых можно обеспечить оптимальный масштаб прогнозируемого процесса.

В рыночной экономике широко используются различные нормативы, формируемые в целом на уровне экономики страны; при этом характерно смещение акцента с технико-экономического нормирования к обоснованию экономических, экологических и социальных нормативов

Существуют следующие группы нормативов:

  • технико-экономические нормативы определяют расход топлива, сырья, электроэнергии и иных ресурсов. Государство разрабатывает и реализует программы территориального развития с учетом применения ресурсосберегающих технологий;
  • экономические нормативы используются в качестве инструментов государственного воздействия (налогообложение имущества и доходов от добычи полезных ископаемых; отчисления и трансферты в бюджет; обязательные резервные отчисления, размер учетной ставки и т. д.)
  • социальные нормативы разрабатываются на базе прожиточного минимума и соответствующего потребительского бюджета территории или региона;
  • экологические нормативы устанавливают величину предельно допустимой концентрации вредных выбросов, нормы землепользования и водопользования. Посредством таких нормативов гарантируется сохранность природной системы, проводятся более точные расчеты эффективности природоохранных мер и в целом рационального природопользования.

Основной целью макроэкономического регулирования территориального развития является формирование благоприятных условий для социально-экономического развития, поддержания общественной безопасности и стабильности. При этом сегодня акценты все больше смещаются с количественного аспекта регулирования на качественный.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Достоинства и недостатки экономических систем

Деятельность государства в экономической сфере меняется в ходе развития общества. С усложнением хозяйственных связей более активно стало развиваться и государственное регулирование в экономической сфере. Весь процесс регулирование экономики преследует дну важную цель – повышение уровня благополучие населения государства.
Вмешательство государства в экономические вопросы абсолютно оправдано, ведь оно направлено на решение определенных задач:

  1. Стимулирует экономический рост;
  2. Обеспечение баланса между всеми макроэкономическими показателями. Сюда относится контроль экспорта и импорта и в общем всей внешнеэкономической деятельности;
  3. Контроль показателей инфляции, обеспечение устойчивого положения национальной валюты;
  4. Обеспечение максимальной занятости среди трудоспособного населения;
  5. Поддержка прогрессивной деятельности в регионах и разных отраслях.

Национальная экономика любого государства является сложной многоуровневой системой, которой характерны свои особенности и черты. Любая экономическая система – это комплекс всех процессов в макро- и микроэкономике. Основой экономической системы являются свойственные каждому государству формы собственности, ресурсы, направления хозяйствования, способы регулирования хозяйственной деятельности и т.д.

Эти особенности лежать в основе экономических моделей. Выделяют такие основные модели:

  • Модель чистого капитализма (рыночная экономика в чистом виде);
  • Модель административной (командной) экономики;
  • Традиционная модель;
  • Модель смешанной экономики.

Для модели чистого капитализма характерно наличие частной собственности и права ею распоряжаться, а также наличие собственной свободы для субъектов экономической деятельности. Если присутствует рынок свободной конкуренции, то все вопросы, касаемо регулирования, решаются только через него и ценовую политику. Для современной рыночной экономики характерно активное вмешательство со стороны государства.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К чертам командно-административной экономики относятся:

  • Право общественной собственности на все экономические ресурсы;
  • Присутствие адресного планирования;
  • Централизованное перераспределение экономических ресурсов и капиталовложений;
  • Почти полное отсутствие самостоятельных организаций и предприятий.

Эти все факторы в комплексе приводят к неэффективности функционирования данной модели экономики. Кроме этого на отсутствие положительных показателей влияет отсутствие навыков оперативно адаптироваться к изменениям в экономической сфере и отсутствие развитие технологий. Примером экономики такой модели служит экономика СССР.

Методы ГРЭ и ее формы

Состоит ГРЭ из инструментов управления, способов этого управления, его организации и законодательной базы.

В общем, государственное регулирование представлено такими основными элементами:

  • Социально-экономической составляющей регулирования;
  • Методологической основы регулирования;
  • Организационных аспектов ГРЭ.

Государственная экономическая система является совокупностью отношений в социально-экономической и технико-экономической сферах. Организационный аспект подразумевает взаимное единство в сфере технико-экономических отношений. Проявляется оно в процессе управления сферами и отраслями национального хозяйства. Методологической основой являются принципы, формы и методы, которые задействованы при регулировании и непосредственно инструмент регулирования.

Воздействие государственного субъекта на объект и общие направления этого воздействия называются формой государственного регулирования. Метод – это вариант познания, трансформации объекта, в процессе которого применяются определенные правила и принципы, которые актуальны для процесса регулирования. Методы регулирования напрямую зависят от форм регулирования.


Формы ГРЭ разделяются:

  1. Финансово-кредитная форма
    • Бюджетно-налоговая форма;
    • Кредитно-денежная форма;
  2. Законодательная (правовая) форма;
  3. Административная форма
    • Административно-экономическая форма;
    • Организационно – административная форма.

Все эти формы могут существовать как самостоятельно, так и во взаимодействии. Выбор применяемой формы зависит не только от положения дел в экономике, а и от общественного стоя, основных целей и задач, которые оно преследует на всех этапах своего развития. Наибольшее предпочтение, преимущественно, предоставляется правовой форме регулирования. Ими государственный и общественный строй, обязанности и права хозяйствующих субъектов формируется под действием определенных законом и связанных с их разработкой механизмов.

К инструментам бюджетно-налоговой формы ГРЭ относятся все расходы государства, акцизы и пошлины, субсидии, налоги, льготы. Их применяют соответствующие органы при стимуляции или сдерживании активности в макроэкономике, а также для соблюдения баланса между спросом и предложением. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная формы находятся в тесной взаимосвязи и включают денежную эмиссию, процесс регуляции ключевой ставки, манипуляции с ценными бумагами государства.

Глобализация и интернационализация в экономике стали причиной повышения роли валютно-финансовой деятельности в процессах ГРЭ. Некоторые исследователи выделяют ее в отдельную сферу. Часто ее относят к экономическим методам регулирования, которые идут в комплексе с административными. Инструментами последней выступают планирование, создание нормативной базы, финансирование и ценообразование.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Объекты и субъекты ГРЭ

Субъекты хозяйствование являются и представителями, и исполнителями хозяйственных интересов. Они же выступают субъектами в хозяйственном регулировании. Между всеми субъектами государственного регулирования существует тесная взаимосвязь (прямая и обратная). Прямая связь реализуется с помощью средств массовой информации, также проявляется в советах и консультациях, судовых исках, преобразование личных интересов в экономике в общенациональные. Прямая связь между субъектами ГРЭ также проявляется путем согласование и коррекцию приватных интересов с интересами разных социальных групп.

Обратной связью называется взаимодействие между представителями государства и государственными органами с субъектами хозяйствования называется обратной связью. Проявляется эта связь, в основном, в эффективном государственном регулировании и поддержке политики, которую реализует государство через союзы и ассоциации. Очень хорошо заметна обратная связь при высоких показателях в социальной и экономической сферах.

К объектам государственного регулирования относится условия экономического и социального функционирования государства, регионы, отрасли, сферы, в которых это проявляется. К объектам относятся:

  • Циклы экономики;
  • Региональные хозяйственные структуры и отрасли;
  • Уровень занятости населения;
  • Платежеспособность государства и внешние связи;
  • Цены, их уровень и оправданность;
  • Достижения научно-технического прогресса;
  • Условия для создания и накопления капитала, конкуренция на рынке.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

417 719 оценок star
star
star
star
star

Читайте также: