К классическим принципам налогообложения согласно теории а смита относится

Опубликовано: 21.04.2024

В 1776 г. Смит издал толстую книгу с длинным названием "Исследование о природе и причинах богатства народов", которая принесла ему славу основателя экономической науки.

Содержание книги "Богатство народов" не является теорией в строгом смысле этого слова. Это превосходная систематизация наблюдений, которые объясняются автором с точки зрения здравого смысла. Любое теоретическое утверждение (теория стоимости, теория заработной платы и т.д.) выглядит как объяснение реальных фактов. Нигде Смит не создает никаких абстрактных моделей, а пишет о реальном хозяйстве, часто добавляя слова "как правило", "естественно", "в большинстве случаев".

Начинается книга с нескольких глав, посвященных разделению труда. Этот принцип устройства хозяйства является для Смита ключевым, так как с одной стороны позволяет объяснить, откуда берется увеличение производительной силы людей, а с другой стороны, приводит к необходимости обмена и рынка, а следовательно создает предмет для политической экономии.

После разделения труда Смит рассматривает происхождение денег, и затем переходит к рассмотрению законов, которым подчиняется обмен товаров на деньги, то есть законов ценности. Глава 5 "О действительной и номинальной цене товаров, или о цене их в труде и цене их в деньгах" является одной из самых важных для историков экономической мысли, и в то же время одной из самых противоречивых. В скрытом виде в ней содержится две теории - теория ценности ("какую ценность имеет некоторое благо для некоторого человека?") и теория цены ("почему это благо имеет такую то цену на рынке?").[7]

В "Богатстве народов" Смит подробно рассматривает экономические функции государства: доходы и расходы правительства, общественные работы, народное образование и т.д. Мы же воспользуемся только некоторыми аспектами этой теории, в частности смитовской трактовкой налогообложения.

По А. Смиту, налог- это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты.

Принципы налогообложения – это комплекс устоявшихся правил, положений, которые определяют проведение налоговой политики и реализуются при построении налоговой системы с целью осуществления фискального, регулирующего назначения налогов, а также социальной их функций. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы. Экономические принципы впервые были сформулированы экономистом А. Смитом. Их суть в том, что как бы ни были велики потребности государства на покрытие «мыслимых и немыслимых» расходов налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

«Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

«Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

«Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

«Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Смит указывал, что суммы, собранные путем налогов, используются на непроизводительные цели – содержание государя, чиновников, офицеров и др. В связи с этим он отмечал, что налоговая система отрицательно влияет на накопление капитала, ведет к уменьшению фонда, предназначенного для содержания производительных работников.




"Налоги увеличивают доход государя, редко содержащего других работников, кроме непроизводительных, за счет капитала народа, который содержит лишь производительный труд"1.

Ряд критериев, в значительной мере разработанных экономистом Адамом Смитом (1723 - 1790) с целью определения положительного или отрицательного воздействия данного налога или системы налогообложения. К основным принципам относятся положения о том, что налоги должны быть справедливыми и определенными. Суть дополнительных принципов в том, что налоги должны минимально воздействовать на возможности выбора, который бы делался в их отсутствии, и что затраты по их взиманию должны быть максимально низкими. Некоторые экономисты считают, что следует добавить еще один принцип, а именно - воздействие налогообложения на перераспределение доходов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

По Смиту :

-принцип справедливости(подданные всякого гос-ва обязаны участвовать в поддержке гос-ва насколько возможно, сообразно своей платежной способности, т.е соразмерно доходу, который каждый получает под покровительством гос-ва.);

-принцип определенности (налог , который обязывается уплачивать каждый гражданин, должен быть точно определен а не произволен).Время , вид, способ платежа , сумма, которая должна быть уплачена – все это должно быть ясно как самому налогоплательщику, так и всякому другому лицу;

-принцип удобства(каждый налог должен быть взимаем в то время и таким способом, когда и как плательщику удобнее всего внести);

-принцип экономии( каждый налог должен быть устроен таким образом, чтобы извлекать из кармана народа возможно менее сверх того, что поступает в гос. Казну.

По Тургеневу:

- равное распределение налогов (налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности; пожертвование каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, т.е доходам. Правительство обязано отклонять , сколь возможно, тяжесть налогов от простого народа).

-определенность налогов(кол-во налогов, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей.)

-собирание налогов в удобнейшее время ( подать с поземельного налога или с дохода от домов, требуемая в то время, когда эти доходы обыкновенно получаются, есть подать. Требуемая в самое удобное время для платящего)

-дешевое собирание налогов( кол-во пожертвований , делаемых народом, должно большще всего ровняться доходу, получаемому от правительства)

-общее правило взимания налогов( налог с дохода, должен всегда быть взимаем с дохода, при том с чистого дохода, а не с самого капитала, чтобы источники гос.доходов не истощались. Есть обстоятельства, нарушающие данное правило например необходимые при чрезвычайных ситуациях)

13.Развитие принципа справедливости налогообложения: фундаментальные принципы налогообложения (получения услуг от государства и вознаграждения результатов).

Первый принцип сформулирован Адамом Смитом так: «Подданные государства должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как можно точнее пропорциональны экономическим возможностям налогоплательщиков, т.е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря государственному устройству общества».

Адам Смит считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с разными доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов. Пропорциональность соответствовала существовавшим во времена Адама Смита социально-экономическим условиям.

В настоящее время принцип справедливости значительно трансформировался под влиянием изменившихся экономических, политических и социальных обстоятельств. Он приобрел два аспекта: «справедливость по горизонтали» и "справедливость по вертикали".

Исходя из более широкого принципа равенства одинаковые факты должны получать единую оценку. Поэтому лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть «справедливости по горизонтали».

Те же, кто располагает разными материальными возможностями, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимается «справедливость по вертикали».

Развитие классических принципов налогообложения (по Вагнеру, по Ноймарку).



Понятие налоговой системы государства, ее элементы

Налоговая система- система экономико-правовых отношений, реализующихся в совокупности налогов, уплачиваемых и взимаемых в гос-ве; правах и обязанностях гс.орагнов власти и управления в области налогов; действиях совокупности уполномоченных органов в налоговой сфере.

Элеменыт налоговой системы:

-совокуность налогов взимаевмх гос-вом (форма проявления объективных налоговых отношений)

-права и обязанности гос органов в области налогов ( а)организация налоговых отношений как результат деятельности гос-ва; б) формы, принципы методы взимания налогов.)

-совокупность налоговых органов( а) практическая деятельность по выполнению предстоящих задач; б)формы и методы налогового контроля и меры ответственности за нарушение налогового законодательства.)

date image
2015-05-20 views image
3068

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Классические принципы налогообложения по А.Смиту

Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и о причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1. Принцип справедливости

Равномерность взимания налогов и их распределения среди всех граждан в зависимости от их платежеспособности

2. Принцип определенности (равномерность)

Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа -- все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица.

3. Принцип удобности

Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

4. Принцип экономии

Принцип экономии предполагает минимальные расходы по взиманию налога.

Данные принципы налогообложения конституционно закреплены в большинстве стран мира, хотя многие ученые по-прежнему настаивают на том, что прогрессивная ставка является несправедливой. С другой стороны, только так можно сократить разрыв в уровне благосостоянии населения во многих странах. А вот четвертый принцип, предложенный Смитом в своей работе, к сожалению, не выполняется сейчас ни в одном государстве, ведь затраты на аппарат налогообложения зачастую оказываются огромными.

В Налоговом кодексе закреплены следующие принципы налогообложения в Республике Казахстан: •

принцип обязательности- налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с законом в полном объеме и в установленные сроки; •

принцип определенности- налоги и обязательные платежи должны быть определенными, что означает возможность установления в законодательстве всех оснований, порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства; •

справедливости- налогообложение является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера; •

единства- налоговая система Казахстана является единой на всей территории страны в отношении всех налогоплательщиков; •

гласности - нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

  1. Льготы по КПН

«Налоговые льготы» — эта тема, которая всегда будет актуальна, так как льготы это важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер, направленный на смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

На основании статей 4 и 7 Налогового кодекса налоговое законодательство РК основывается на определенных принципах налогообложения, в соответствии с одним из которых, принципом справедливости, налогообложение в РК является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

Вид льготы: льготы по КПН предоставляются в виде:

I. Уменьшения налогооблагаемого дохода определенных видов расходов и доходов налогоплательщика (ст. 133 НК) и

II. Освобождения от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.

I. Уменьшения налогооблагаемого дохода. Налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на следующие виды произведенных расходов и полученных доходов.

Виды произведенных расходов, по которым налогоплательщику предоставляется возможность уменьшения налогооблагаемого дохода:

· сумму превышения фактически понесенных расходов над подлежащими получению (полученными) доходами при эксплуатации объектов социальной сферы, предусмотренных пунктом 2 статьи 97 Налогового кодекса;

· стоимость имущества, переданного некоммерческим организациям и организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, на безвозмездной основе. Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с таким выполнением работ, оказанием услуг. Стоимость иного безвозмездно переданного имущества определяется в размере балансовой стоимости переданного имущества, указанной в акте приема-передачи названного имущества;




· спонсорскую и благотворительную помощь при наличии решения налогоплательщика на основании обращения со стороны лица, получающего помощь;

2) 2-кратный размер произведенных расходов на оплату труда инвалидов и на 50% от суммы исчисленного социального налога от заработной платы и других выплат инвалидам;

3) расходы на обучение физического лица, не состоящего с налогоплательщиком в трудовых отношениях. Данная льгота предоставляется при условии заключения с физическим лицом договора об обязательстве отработать у налогоплательщика не менее трех лет.

4) стоимость имущества, переданного на безвозмездной основе автономным организациям образования

Виды полученных доходов, по которым налогоплательщику предоставляется возможность уменьшения налогооблагаемого дохода:

1) вознаграждение по финансовому лизингу основных средств, инвестиций в недвижимость, биологических активов;

2) вознаграждение по долговым ценным бумагам, находящимся на дату начисления такого вознаграждения в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории РК;

3) вознаграждение по государственным эмиссионным ценным бумагам, агентским облигациям;

3-1) доходы от прироста стоимости при реализации государственных эмиссионных ценных бумаг, уменьшенные на убытки от реализации государственных эмиссионных ценных бумаг;

3-2) доходы от прироста стоимости при реализации агентских облигаций, уменьшенные на убытки, возникшие от реализации агентских облигаций;

4) стоимость имущества, полученного в виде гуманитарной помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и использованного по назначению;

5) стоимость основных средств, полученных на безвозмездной основе республиканским государственным предприятием от государственного органа или республиканского государственного предприятия на основании решения Правительства РК;

II. Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.

Порядок применения: льгота применяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам календарного года, где сумма исчисленного КПН уменьшается на 100%.

1. Для некоммерческих организаций;

2. Для организаций осуществляющих деятельность в социальной сфере;

3. Для автономных организаций образования;

4. Для организации, специализирующихся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, сто процентов голосующих акций которой принадлежат Национальному Банку РК;

  1. Механизм исчисления земельного налога

Базовые ставки земельного налога установлены по категориям основного целевого назначения земель.

Для конкретных землевладельцев и землепользователей ставки земельного налога устанавливаются местными органами власти в соответствии с их компетенцией.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельца и землепользователя, а определяется в зависимости от качества, местоположения и водообеспеченности земельного участка.

9. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за единицу земельной площади в расчете на год..

13. Юридические лица (в том числе нерезиденты), их филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения (кроме плательщиков единого земельного налога) самостоятельно исчисляют размер земельного налога, подлежащего уплате, и ежегодно не позднее первого июля текущего года представляют в территориальные налоговые органы по месту своего нахождения декларации причитающегося налога по каждому земельному участку по установленной форме (приложение 5 к настоящей Инструкции).

14. Представляют декларации налоговым комитетам отдельно по каждому административному району и уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих местных представительных органов следующие юридические лица, объекты обложения и линии коммуникаций которых проходят через различные регионы Республики Казахстан:

15. Начисление земельного налога гражданам производится территориальными налоговыми органами, которые ежегодно не позднее первого августа текущего года вручают им платежные извещения об уплате налога.

16. Учет плательщиков и начисление земельного налога производятся ежегодно по состоянию на первое июня текущего года.

17. Земельный налог с юридических лиц (в том числе нерезидентов), их филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений и физических лиц (кроме плательщиков единого земельного налога) исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

18. Земельный налог уплачивается сельскохозяйственными землевладельцами и землепользователями и физическими лицами - владельцами земельных участков (кроме плательщиков единого земельного налога) не позднее первого октября текущего года. Уплата налога производится по месту расположения земельных участков.

19. Несельскохозяйственные землепользователи - юридические лица (в том числе нерезиденты), их филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения уплачивают земельный налог равными долями 20 февраля, 20 мая, 20 августа и 20 ноября текущего года.

  1. 24. Механизм исчисления рентного налога

Плательщиками рентного налога на экспорт являются физические и юридические лица, реализующие на экспорт:

1) сырую нефть, газовый конденсат, за исключением:

недропользователей, экспортирующих объемы сырой нефти, газового конденсата, добытые в рамках контрактов, указанных в пункте 1 статьи 308-1 настоящего Кодекса;

юридических лиц, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области нефти и газа, применивших таможенную процедуру экспорта к сырой нефти в объемах, определенных уполномоченным органом в области нефти и газа, и ранее помещенной под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

При этом в случае если после завершения таможенной процедуры переработки сырой нефти вне таможенной территории юридическим лицом не осуществлен фактический ввоз в Республику Казахстан продуктов ее переработки в объемах, указанных в документе об условиях переработки товаров вне таможенной территории, за исключением продуктов, определенных Правительством Республики Казахстан, такое юридическое лицо является плательщиком рентного налога на экспорт по всему объему сырой нефти, переданной для переработки в рамках таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в соответствии с подпунктом 2-1) пункта 2 статьи 332 настоящего Кодекса;

Объектом обложения рентным налогом на экспорт является объем сырой нефти, газового конденсата, угля, реализуемый на экспорт. Для целей настоящего раздела под экспортом понимаются:

1) вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в таможенной процедуре экспорта в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;

2) вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена Таможенного союза;

3) реализация на территории другого государства-члена Таможенного союза продуктов переработки давальческого сырья, ранее вывезенного с территории Республики Казахстан на территорию государства-члена Таможенного союза для переработки.

Для исчисления рентного налога на экспорт объем сырой нефти, газового конденсата определяется в следующем порядке:

при реализации на экспорт сырой нефти, газового конденсата за пределы Таможенного союза – как объем сырой нефти, газового конденсата, указанный в графе 35 полной декларации на товары, используемый для исчисления сумм таможенных пошлин, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, либо иных таможенных целей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;

при реализации на экспорт сырой нефти, газового конденсата на территорию другого государства-члена Таможенного союза – как объем сырой нефти, газового конденсата, указанный в акте приема-сдачи товаров транспортной организации на территории Республики Казахстан в начале маршрута поставки таких сырой нефти, газового конденсата на экспорт.

1. Налоговой базой для исчисления рентного налога на экспорт по сырой нефти, газовому конденсату является стоимость экспортируемых сырой нефти, газового конденсата, исчисленная исходя из фактически реализуемого на экспорт объема сырой нефти, газового конденсата и мировой цены, рассчитанной в порядке, установленном пунктом 3 статьи 334 настоящего Кодекса.

Налоговой базой для исчисления рентного налога на экспорт по углю является стоимость экспортируемого угля, исчисленная исходя из фактически реализуемого на экспорт объема угля.

2. Денежная форма уплаты рентного налога на экспорт по сырой нефти, газовому конденсату по решению Правительства Республики Казахстан может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением, заключаемым между уполномоченным государственным органом и налогоплательщиком.

Порядок уплаты рентного налога на экспорт по сырой нефти, газовому конденсату в натуральной форме установлен статьей 346 настоящего Кодекса.

Налоговым периодом по рентному налогу на экспорт является календарный квартал.

Если даты оформления временной и полной деклараций на товары приходятся на разные налоговые периоды, то обязательства по уплате рентного налога на экспорт возникают в налоговом периоде, на который приходится период времени, указанный во временной и полной декларациях на товары, в течение которого осуществляется поставка сырой нефти, газового конденсата в рамках таможенной процедуры экспорта в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Налогоплательщик обязан уплатить в бюджет исчисленную сумму налога не позднее 25 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом.

Декларация по рентному налогу на экспорт представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом.

Блог о добычи нефти и газа, разработка и переработка и подготовка нефти и газа, тексты, статьи и литература, все посвящено углеводородам

Распределение налогового бремени

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

💪 Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа.

👉Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. 👀Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.

  • Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду.
  • Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

💪Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости.

Брать ежемесячно по 500000 руб. у лица получающего 5 млн. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 руб. у человека с доходом в 50 000 руб.

Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Читайте также: