Изменения в налоговый кодекс кик

Опубликовано: 16.04.2024

Анастасия Баскова, старший юрист налоговой практики BGP Litigation

9 ноября 2020 г. опубликован Федеральный закон № 368-ФЗ, который вносит изменения в порядок применения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), вводит "фиксированный налог" со всех КИК и существенно увеличивает штрафы за неподачу уведомлений и непредставление отчетности по иностранным организациям. В данной статье мы рассмотрим основные поправки, которые коснутся практически всех контролирующих лиц и затронут порядок декларирования иностранных компаний уже с 2021 года.

Фиксированный налог по КИК


По правилам нового законопроекта, физические лица смогут платить фиксированный налог с прибыли КИК, начиная с 2020 года (т.е. в отношении прибыли КИК за 2019 финансовый период). Для перехода на новый режим нужно подать в инспекцию уведомление до 1 февраля 2021 г. Лицам, которые захотят перейти на данный режим позднее, уведомление потребуется подать до 31 декабря года, с которого будет принято решение уплачивать фиксированный налог.

Хочу обратить внимание, что данный режим должен будет в обязательном порядке применяться минимум 3 года, если переход на него был заявлен в 2020-м или в 2021 году, и минимум 5 лет, если о таком переходе было заявлено в 2022 году и позже.

При этом, законодатель решил зафиксировать не сумму налога, а размер фиксированной прибыли всех КИК налогоплательщика. При этом, фиксированная прибыль не зависит от количества КИК и их деятельности. Такая фиксированная прибыль составит:

  • 38 млн 460 тыс. руб. - за 2020 год (с учетом ставки НДФЛ 13% налог составит 4 999 800 руб.);
  • 34 млн руб. - начиная с налога за 2021 год и далее (с учетом планируемой ставки НДФЛ 15% - 5 000 000 руб.).

У режима фиксированной прибыли есть ряд преимуществ: налогоплательщику не нужно поддавать финансовую отчетность / расчет прибыли КИК, а размер фиксированной прибыли не зависит от количества компаний и их финансовых показателей.

Однако нельзя не упомянуть и о недостатках такого подхода, которые, безусловно, имеются. Так, применяя фиксированный налог, у налогоплательщика пропадает минимальный необлагаемый порог в 10 млн руб. и возможность зачесть иностранный налог. Фиксированная ставка применяется даже при наличии убытка и не применяются освобождения и корректировки. Выплаченные из такой прибыли дивиденды подлежат обложению НДФЛ.

Расчет прибыли по общим правилам

Убыток, накопленный за время использования режима фиксированной прибыли КИК, может быть перенесен на периоды после прекращения применения режима.

При расчете прибыли по общим правилам, необходимо учитывать, что теперь реализация производных финансовых инструментов (деривативов) не учитывается при применении корректировок к базовой прибыли КИК в рамках ст. 309.1 НК РФ.

Напомним, что корректировки применяются в случае наличия доходов / расходов от переоценки, реализации долей, акций, иных финансовых инструментов, формирования резервов и т.д.

Штрафы

Физические лица теперь могут подать уведомление о КИК не позднее 30 апреля. А для юридических лиц срок подачи уведомления остался прежним.

Поправки к закону коснулись и санкций со стороны налогового органа за несоблюдение правил отчетности. Так, с 9 декабря 2020 года за непредставление уведомления о КИК штраф возрастет с 100 тыс. до 500 тыс. руб. А за неподачу документов или представление документов с заведомо ложными сведениями штраф возрастет до 500 тыс. руб. (сейчас размер штрафа 100 тыс. руб.).

В случае, если размер прибыли или убытка КИК не будет подтвержден, то налоговые органы могут потребовать предоставить документацию. Ее нужно будет подать в течение месяца со дня получения требования. Если срок будет нарушен или документы будут поданы с заведомо недостоверными сведениями, то штраф будет составлять 1 млн руб.

Новые штрафы будут применяться к периодам, начинающимся с 2020 года (в отношении отчетности за 2019 год).

Вывод

Использовать фиксированный налог на прибыль КИК может быть выгодно для тех налогоплательщиков, суммарная прибыль всех КИК которых в 2019 году превысила 38,5 млн рублей (превысит 34 млн рублей в 2020 году соответственно). Всем остальным налогоплательщикам необходимо заранее озаботится подготовкой отчетности по всем КИК, так как штрафы стали гораздо материальнее (500 млн за неподачу уведомления и 1 млн за непредоставление отчетности после требования инспекции против 100 тысяч в прошлом году).

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика КИК


«Правила игры» на поле международного налогообложения существенно изменились в 2021 году после стремительного изменения Соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом популярных государств (Кипр, Мальта, Люксембург). На очереди Нидерланды.

Однако развивая международную торговлю или привлекая иностранного инвестора, обойтись только российскими юридическими лицами вряд ли получится.

Вместе с экспертами taxCoach рассмотрим краеугольные аспекты, которые необходимо иметь в виду, задумываясь об открытии или сохранении компаний в иностранных юрисдикциях:

  • основания признания иностранной компании контролируемой и что за это бывает;
  • последствия автоматического обмена информацией;
  • и самое главное — когда какие налоги платить.

Основания признания иностранной компании контролируемой

Иностранные компании — нерезиденты России, акционерами и/или выгодоприобретателями которых являются резиденты РФ, признаются контролируемыми, если:

  • доля участия резидента РФ составляет более 25 % либо совокупная доля в которой резидентов РФ более 50 %, а доля каждого из таких резидентов более 10 %;
  • резиденты РФ хоть и не имеют доли участия, но осуществляют контроль над ней в своих интересах.

Наличие контроля резидента Российской Федерации определяется исходя из возможности оказывать влияние на принятие иностранной компанией решений о распределении прибыли после налогообложения не только в силу прямого и косвенного участия в компании, но и на основании:

  • участия в договоре об управлении компанией;
  • иных особенностей отношений между резидентом РФ и иностранной компанией (п. 7 ст. 25.13 НК РФ).

Например, когда физическое лицо прямо не участвует в иностранной компании, скрываясь за офшорными компаниями-акционерами, но является бенефициарным владельцем, конечным выгодоприобретателем иностранной компании и заключает с номинальными акционерами иностранной компании соглашение о доверии. В таком случае собственник бизнеса также может быть признан контролирующим лицом иностранной компании.

Траст в смысле НК РФ является иностранной структурой без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). Такие структуры приравнены к контролируемым иностранным компаниям (п.2 ст.25.13 НК РФ).

Как избежать статуса контролируемой компании?

1. Избавиться от иностранной компании.

2. Избавиться от российского налогового резиденства.

Но признание компании контролируемой не тождественно необходимости уплаты за нее налогов в России!

Срываем маски

Наличие у российского гражданина подконтрольной иностранной компании накладывает ряд обязательств. Во-первых, это уведомление налогового органа в следующем порядке:

1) Однократное уведомление об участии в иностранной компании (учреждении иностранной структуры без образования юридического лица (ИСБОЮЛ)).

Уведомление об участии в иностранной организации подаетcя в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения доли участия в такой иностранной организации п. 3 ст. 25.14 НК РФ.

Если это не сделано вовремя, уведомление может быть подано в любой момент. Штраф за нарушение срока относительно небольшой — 50 000 руб. в отношении каждой иностранной компании (структуры), взимаемый однократно (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

2) Ежегодное уведомление о наличии контролируемых иностранных компаний (КИК), ИСБОЮЛ. Если у налогового резидента РФ была КИК (ИСБОЮЛ) в 2019 году, то уведомление подается в 2021 году — не позднее 20 марта организацией и не позднее 30 апреля физическим лицом (ст. 25.14 НК РФ, п. 1.1. ст. 223 НК РФ, пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ и письма Минфина России от 20.10.2015 г. № 03-03-06/60105). В аналогичном порядке подаются уведомления и за последующие года.

За непредоставление или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, штраф уже выше — 500 000 рублей (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

Дополнительно к уведомлению подается:

  • финансовая отчетность КИК за тот финансовый год, по итогам которого резидент РФ подает уведомление (пп.1 п.5 ст. 25.15 НК РФ);
  • аудиторское заключение по этой финансовой отчетности КИК, если аудит является обязательным в стране резидентства КИК или осуществляется добровольно (пп.2 п.5 ст. 25.15 НК РФ).

Документы должны быть переведены на русский язык.

Финансовая отчетность подается физическим лицом — вместе с уведомлением, организацией — вместе с декларацией по налогу на прибыль (срок предоставления которой — не позднее 28 марта).

За непредоставление этих документов предусмотрен такой же значительный штраф, как и за неподачу самого уведомления о КИК, — 500 000 рублей (п.1.1 ст. 126 НК РФ).

Налоговый орган также вправе в таком случае истребовать у резидента РФ эти документы, а резидент РФ обязан предоставить их в течение одного месяца с даты получения соответствующего требования (п.1, п.2 ст. 25.14-1 НК РФ).

Непредставление финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения даже после требования налогового органа влечет взыскание еще одного штрафа, уже в размере 1 000 000 рублей (п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Таким образом, даже если прибыль КИК не облагается налогом в России, контролирующее лицо должно представить финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение этой финансовой отчетности и любыми документами подтвердить, что прибыль КИК освобождается от налогообложения в России.

Как избежать обязанности по предоставлению этой информации?

1. Избавиться от контролируемой иностранной компании.

2. Перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК.

Знакомимся: налог с фиксированной прибыли

С 2021 года физические лица, имеющие одну или несколько КИК, могут снять с себя обязанность по раскрытию финансовой отчетности своих иностранных компаний, не обосновывать размер полученной ими прибыли, а уплачивать налог с «фиксированной прибыли». Своеобразный патент для КИК.

Суть режима заключается в следующем:

  1. Ежегодно физическое лицо подает только уведомление о своих КИК (без финансовой отчётности, аудиторского заключения, без каких-либо дополнительных документов).
  2. При этом необходимо уплатить налог с фиксированной прибыли. С 2021 года фиксированная прибыль составляет 34 млн рублей за все КИК, т.е. НДФЛ к уплате с такой прибыли составит

5 млн.руб.

  • Применять данный режим налогоплательщик обязан непрерывно в течение минимум пяти лет или в течение минимум трех лет, если налогоплательщик перейдет на данный режим в 2021 году.
  • В течение указанных пяти или трех лет можно прекратить применять режим налогообложения фиксированной прибыли КИК только в ситуациях, когда налогоплательщик перестал быть контролирующим лицом в отношении всех своих КИК либо если размер фиксированной прибыли будет увеличен в законодательном порядке.

    Уплата налога с фиксированной прибыли КИК:

    • не освобождает контролирующее лицо от уплаты НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
    • не зачитывается в счет этого НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
    • не дает возможность зачесть в счет НДФЛ с дивидендов КИК налоги, уплаченные в стране регистрации КИК.

    Чтобы стало совсем понятно, рассмотрим стандартный порядок уплаты налогов с прибыли КИК.

    Лишь при определенных условиях (а не автоматически!) прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ

    Презюмируется, что прибыль КИК — это почти что доход бенефициара и с него нужно уплатить налог в России.

    При этом налог, уплаченный самой иностранной компанией со своей прибыли на территории государства своего резидентства, подлежит вычету из налога, уплачиваемого бенефициаром с ее прибыли в России. То есть, суммарно налоговая нагрузка с нераспределенной прибыли КИК, учитываемой в доходах российского бенефициара — физического лица, составит 13-15 %.

    Если такая прибыль уже была выплачена в форме дивидендов, то с этой суммы налог повторно не уплачивается. Справедливости ради законодатель предусмотрел, что если дивиденды будут выплачены после налогообложения прибыли КИК, например, в следующем году, то налога у физического лица с этой суммы также не будет.

    Таким образом, прибыль КИК облагается у бенефициара однократно.

    Однако, как мы отметили, не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ.

    Прибыль контролируемой компании освобождается от налогообложения в Российской Федерации, если вы попадаете под одну из двух ситуаций.

    1. Ваша КИК находится в государстве, с которым Российская Федерация подписала Соглашение об избежании двойного налогообложения и при этом эффективная ставка налогообложения прибыли по месту регистрации КИК выше 75 % средневзвешенной ставки налога на прибыль в РФ.

    Это касается, в первую очередь, дивидендов (облагаются по налоговой ставке, применимой к дивидендам), а также прибыли КИК за вычетом распределяемых дивидендов и дивидендов, полученных КИК (далее — основные доходы).

    2. КИК также избежит налогообложения в России, если является активной, активной холдинговой или активной субхолдинговой компанией.

    Желающие подробнее узнать критерии активных холдинговых и активных субхолдинговых компаний могут заглянуть в пп.3-6 ст.25.13-1 НК РФ.

    Скорее вас заинтересует «активная компания». Ею будет та, доля пассивных доходов которой (дивиденды, проценты, роялти, доходы от продажи акций и реализации недвижимого имущества, доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских и прочих подобных услуг) не превышает 20 %. От обратного, 80 % и более ее доходов должны быть получены от торговой или производственной деятельности.

    При этом требование о наличии Соглашения об избежании двойного налогообложения отсутствует. Это значит, что независимо от места регистрации, прибыль такой компании НЕ облагается у бенефициара.

    Пример.

    В Дании ставка по налогу на прибыль составляет 34 %, что в принципе выше российской ставки по налогу на прибыль организаций. Эффективная ставка налога на дивиденды в Дании составляет 10 %, что также больше 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в виде дивидендов в России (9,75 %). Таким образом, на любые доходы Датских компаний не распространяется порядок налогообложения, предусмотренный поправками о КИК.

    На Кипре эффективная ставка по налогу на прибыль составляет 12,5 %. Поэтому прибыль контролируемой кипрской компании может быть освобождена от налогообложения в России только при условии, что компания ведет активную (например, торговую) деятельность.

    Также действует лимит по размеру прибыли КИК, при соблюдении которого она не облагается в России.

    Так, независимо от соблюдения перечисленных выше условий прибыль КИК не включается в налогооблагаемые доходы контролирующего лица — резидента РФ, если не превышает 10 млн.руб. (п.7 ст. 25.15 НК РФ).

    Если в наличии несколько иностранных компаний, то лимиты по размеру прибыли определяются по каждой из них отдельно.

    Что делать, если эти условия соблюдаются и прибыль КИК освобождается от налогообложения в России?

    1. Подавать ежегодные уведомления о наличии КИК, финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение и документы об основаниях освобождения ее прибыли в России.

    2. Платить НДФЛ после фактического распределения дивидендов.

    Определившись со стандартным порядком налогообложения прибыли КИК, вернемся к налогу с фиксированной прибыли. Когда он становится выгодным?

    В каких случаях выгодно уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК?

    Главное преимущество применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: Контролирующему лицу не надо представлять финансовую отчётность и аудиторское заключение по каждой из своих КИК, т.е. налицо экономия административных ресурсов.

    Отсутствуют и риски получить штраф до 1,5 млн.руб. за непредоставление этих документов по каждой КИК.

    Финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней являются стандартными документами в большинстве иностранных государств, поэтому каждому бенефициару решать — сложно ли их предоставить.

    Главный недостаток применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: уплаченный налог с фиксированной прибыли нельзя зачесть при последующем распределении дивидендов в адрес физического лица, т.е. фактически будет происходить двойное налогообложение части прибыли, распределяемой в адрес физического лица.

    Для ответа на вопрос о целесообразности режима «фиксированной прибыли» в конкретной ситуации следует отталкиваться от того, насколько прибыльна КИК и как бенефициар планирует распоряжаться прибылью:

    А) Если вся прибыль КИК распределяется в виде дивидендов контролирующему лицу, то экономического смысла в уплате налога с фиксированной прибыли КИК нет.

    Так, при условной прибыли с единственной КИК в 100 млн рублей сначала контролирующее лицо заплатит 5 млн рублей НДФЛ с фиксированной прибыли, а впоследствии заплатит еще 15 млн рублей НДФЛ при распределении фактической прибыли в виде дивидендов. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ с прибыли КИК составит также

    15 млн, при этом его можно будет уменьшить на налог у источника, уплаченный в стране регистрации КИК.

    Б) Если бенефициар планирует длительное время реинвестировать эту прибыль (как минимум 3 года или 5 лет — в зависимости от того, в течение какого времени обязан применять режим), а не распределять дивиденды, то можно задуматься об уплате налога с фиксированной прибыли КИК.

    Так, при условной прибыли с единственного КИК в 100 млн рублей налогоплательщик заплатит

    5 млн. рублей НДФЛ при применении режима фиксированной прибыли. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ составит

    15 млн.рублей, при этом его можно будет уменьшить на налог, уплаченный в стране регистрации КИК.

    В) Если КИК ведет активную деятельность, то с ее прибыли по общим правилам налог в России не уплачивается. Поэтому фиксированный налог — это также лишь способ оградить компанию от внимания со стороны российский контролирующих органов. При последующем распределении дивидендов необходимо будет уплатить НДФЛ.

    Г) Если у бенефициара много КИКов, то уплата фиксированного налога может сэкономить время и административные затраты на подготовку отчетности. В этом случае это может быть «отступным» платежом, освобождающим от рутинной бумажной работы.

    Д) Если КИК убыточна (убыточны), то убытки нельзя зачесть в период применения налога с фиксированной прибыли, но можно учесть в будущем, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В то же время, для учета таких убытков все равно придется составлять финансовую отчетность, чтобы их подтвердить.

    А причем тут автоматический обмен информации?

    В век автоматизации уже не так сложно представить, что информация движется с огромной скоростью не только внутри страны, но и между финансовыми органами разных стран.

    Уже запущен так называемый автоматический обмен информацией в соответствии со стандартами ОЭСР. Механизм следующий:

    1. Иностранные банки и иные финансовые институты (депозитарные учреждения, брокеры, инвестиционные организации, страховые компании) собирают информацию об открытых у них финансовых счетах, (бенефициарными) владельцами которых являются налоговые резиденты России.

    В перечень собираемой информации входит:

    • имена, адреса, ИНН (бенефициарных) владельцев счетов;
    • номер счета, наименование Банка;
    • остаток или сумма денежных средств на счете (в том числе, выплат по договорам страхования) по состоянию на конец соответствующего календарного года или другого соответствующего отчетного периода, или если счет был закрыт в течение этого года (периода) на конец закрытия счета.

    2. Иностранные банки и иные финансовые институты предоставляют сведения о финансовых счетах российских резидентов и подконтрольных им компаний своим налоговым органам. Затем налоговые органы обрабатывают полученную информацию и один раз в год загружают сведения в специальную базу данных, доступ к которой имеется у каждой договаривающейся страны.

    Таким образом, основными субъектами, участвующими в автоматическом обмене информации являются банки, в которых открыты расчетные счета, а не налоговые органы. Поэтому при анализе того, подпадет ли компания под автоматический обмен информацией, важно учитывать не саму по себе страну регистрации, а банк, в котором открыты счета.

    Какая информация не попадет в обмен?

    Прежде всего, данные о банковских и иных финансовых счетах активных компаний. Решение о квалификации компании как активной принимает обслуживающий банк.

    А также Информация о счетах иностранных компаний, сумма на которых не превышает 250 000 $ по состоянию на последний день любого последующего календарного года (п. А раздела 5 Стандартов).

    Важно! Информация по счетам физических лиц будет раскрываться вне зависимости от суммы остатка на счете (п. 28 пп. 2 раздела 2 Стандартов).

    Таким образом, помимо самостоятельного уведомления о наличии КИК, получить информацию контролирующие органы смогут:

    • после проведения каких-либо оперативных мероприятий;
    • путем межгосударственного обмена.

    Важно! Критерии активной компании для целей налогообложения ее нераспределенной прибыли по упомянутым выше правилам НК РФ и для автоматического обмена информацией отличаются!

    Федеральный закон от 09 ноября 2020 г. №368-ФЗ внес ряд существенных изменений в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

    1. Изменение срока представления уведомлений о КИК для физических лиц.

    Налогоплательщики - физические лица представляют уведомления о КИК в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК (п.2 ст.25-14 НК РФ).

    Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с уведомления о КИК за 2020 год, которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.

    Изменение срока представления уведомлений о КИК не относится к контролирующим лицам- организациям, они представляют уведомления о КИК в прежнем порядке - не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК.

    Таким образом, начиная с отчетности за 2020 год, срок представления в ИФНС физическими лицами уведомления о КИК совпадает со сроком подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

    2. Увеличение суммы штрафа за непредставление или несвоевременное представление уведомления о КИК со 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.

    С 09 декабря 2020 г. неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500.000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (ст. 129.6 НК РФ).

    3. Обязанность представлять финансовую отчетность КИК.

    С 9 декабря 2020 г. внесены изменения в п.5. ст.25-15 НК РФ.

    Начиная с отчетности за 2020 год, налогоплательщик - контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой этим лицом иностранной компании путем представления следующих документов:

    - финансовая отчетность КИК, составленная в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) такой компании за финансовый год;

    - аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

    Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли КИК в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу в следующие сроки:

    налогоплательщиками - организациями - вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль (т.е. за 2020 год - до 28 марта 2021 г.);

    налогоплательщиками - физическими лицами - вместе с уведомлением о КИК (т.е. за 2020 год - до 30 апреля 2021 г.).

    Документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.

    Таким образом, при подаче в ИФНС уведомления о КИК за 2020 год до 30 апреля 2021 г. контролирующему физическому лицу необходимо приложить:

    - копии финансовой отчетности КИК (а также в установленных случаях аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК) за 2019 год, с переводом на русский язык;

    - если финансовая отчетность отсутствует, то иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) КИК за 2019 год с переводом на русский язык.

    . Указанные документы представляются вместе с уведомлением о КИК за 2020 год вне зависимости от финансовых результатов деятельности КИК.

    4. Введение штрафа за непредставление подтверждающих документов по КИК вместе с уведомлением (декларацией).

    Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, в срок, установленный п.5 статьи 25.15 НК РФ, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500.000 рублей.

    . Т.е. штраф в размере 500.000 рублей может быть взыскан в случае непредставление финансовой отчетности КИК (или представления недостоверной отчетности):

    - организацией - одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль;

    - контролирующим физическим лицом - одновременно с уведомлением о КИК.

    5. Истребование налоговым органом документов в отношении КИК и новые штрафы за их непредставление.

    П.9 ст.25.13-1 НК РФ установлено, что для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК налогоплательщик, осуществляющий контроль над иностранной компанией, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения.

    Документы представляются в те же сроки, что и уведомление о КИК, и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

    Если налогоплательщик не представил в налоговый орган:

    - документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК (т.е. финансовую отчетность КИК);

    - в случае заявления в уведомлении о КИК освобождения от налогообложения – документы, необходимые для подтверждения льготы,

    налоговый орган вправе истребовать указанные документы (в т.ч. за три предшествующие календарных года).

    Запрашиваемые документы должны быть представлены в течение 1 месяца с даты получения требования и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или подтверждения размера прибыли (убытка) КИК.

    !!! За непредставление контролирующим лицом истребуемых документов в течение 1 месяца после получения требования налоговым органом может быть наложен штраф в размере 1 млн. рублей (п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

    В случае, если налогоплательщиком после получения требования о представлении документов, подтверждающих освобождение от налогообложения, представлено уточненное уведомление о КИК без отражения ранее заявленной льготы, он не подлежит привлечению к ответственности по п.1.1-1 ст. 126 НК РФ.

    6. Введение налога с фиксированной прибыли КИК.

    С налогового периода 2020 года физические лица, являющиеся контролирующими лицами иностранных компаний, могут уплачивать НДФЛ с фиксированной прибыли таких организаций (ст. 227.2 НК РФ). Для целей налогообложения у контролирующего лица она будет заменять фактические размеры прибыли КИК.

    Чтобы перейти на новый режим налогообложения необходимо представить соответствующее уведомление (форма – в Письме ФНС России от 18.11.2020 №ШЮ-4-13/18954@).

    Чтобы перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК с 2020 года, уведомление следует представить в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика в срок до 1 февраля 2021 года. Для следующих налоговых периодов его следует направлять до 31 декабря года, начиная с которого физическое лицо планирует уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК.

    Фиксированная сумма прибыли устанавливается:

    - в размере 38.460.000 рублей за налоговый период 2020 года (налог 5 млн. рублей с учетом ставки НДФЛ 13%);

    - 34.000.000 рублей за последующие налоговые периоды начиная с 2021 года (налог 5 млн. рублей с учетом ставки НДФЛ 15%).

    Т.е. сумма фиксированного налога - 5 млн. рублей.

    Особенности налогового режима:

    1) Указанный фиксированный налог 5 млн. рублей применяется в отношении всех КИК вне зависимости от размера прибыли каждой из них.

    2) Налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, в отношении прибыли, относящейся к периодам применения данного порядка уплаты налога (п. 9 ст. 25.15 НК РФ).

    3) Налогоплательщик не сможет применить освобождение от налогообложения прибыли КИК по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ.

    4) Налогоплательщик не сможет применить освобождение от налогообложения доходов контролирующего лица, полученных от КИК в результате распределения ее прибыли в период применения данного режима (п. 66 ст. 217 НК РФ).

    . Т.е. в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов физическое лицо будет уплачивать НДФЛ без возможности зачета уплаченного фиксированного налога в размере 5 млн рублей.

    5) Налогоплательщик не сможет уменьшить налог с фиксированной прибыли на суммы налога:

    • уплаченные контролирующим лицом в иностранном государстве со своих доходов (п. 1 ст. 232 НК РФ);
    • исчисленные с прибыли КИК (ее постоянного представительства) в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) в РФ (в том числе удержанные у источника выплаты дохода) (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).

    6) Убыток КИК, полученный до и после перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли, контролирующее лицо может учесть только в периодах после отказа от такой уплаты (п. 12 ст. 309.1 НК РФ).

    7) После перехода на такой порядок уплаты НДФЛ с 2020 г. или 2021 г. отказаться от него можно не ранее чем через три года.

    При повторном переходе, а также при первичном переходе с 2022 г. и позднее отказ допускается не ранее чем через пять лет (п. 3 ст. 227.2 НК РФ). Данные временные ограничения на отказ перестают действовать, если законодательно будет повышен размер облагаемой фиксированной прибыли (п. 4 ст. 227.2 НК РФ).

    8) У налогоплательщика нет обязанности уплачивать налог с фиксированной прибыли за те периоды, в течение которых он перестал быть контролирующим лицом в отношении всех КИК (п. 3 ст. 227.2 НК РФ).

    Таким образом, оценку целесообразности перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК в большинстве случаев необходимо проводить индивидуально, с учетом особенностей КИК и их финансовых результатов.

    За все иностранные компании (КИК) можно будет платить единый налог – 5 млн рублей. Рассчитывать налог по каждой из них не придется. Закон с такими поправками подписал Президент. Кому будут выгодны новые правила налогообложения прибыли КИК? Как и когда можно перейти на этот новый режим? Какие правила ужесточили для владельцев КИК?

    Президент подписал закон с поправками в НК РФ о новом подходе к налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Это Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Он уже вступил в силу. Главное новшество — теперь можно будет платить «паушальный» платеж в размере 5 млн рублей за все КИК.

    В чем преимущества нового налогообложения прибыли КИК?

    Первое — контролирующие лица КИК могут перейти на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В отношении налогового периода 2020 года фиксированная прибыль установлена в размере 38 460 000 руб., а в отношении налогового периода 2021 года и последующих лет – 34 000 000 руб. Фиксированная прибыль не зависит от количества КИК и их деятельности. Таким образом, сумма НДФЛ за все КИК составит около 5 млн рублей в год.

    Если у КИК несколько физических контролирующих лиц, в рамках нового режима каждое из них должно будет заплатить 5 млн рублей в год.

    Переход на новый режим не является обязанностью налогоплательщиков, поэтому контролирующие лица могут продолжить уплату налога по старым правилам.

    Второе — при уплате налога с фиксированной прибыли не нужно составлять отчетность по КИК для предоставления в российские налоговые органы. Но необходимость подавать ежегодные уведомления о КИК сохраняется. Однако финансовая отчетность за периоды применения нового режима все же может потребоваться в будущем, например, для подтверждения размера убытков КИК.

    Таким образом, выгодно перейти на новый режим тем, кто не хочет отчитываться о КИК и если прибыль свыше 38 460 000 рублей.

    Как перейти на новый налоговый режим КИК?

    Уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК могут только физлица. Для юрлиц новый режим не доступен.

    Для перехода на уплату налога с фиксированной прибыли КИК нужно подать уведомление:

    • до 01.02.2021, если планируется переход в отношении 2020 года,
    • до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик платит налог с фиксированной прибыли, если планируется переход в последующие годы (после 2020 года).

    Можно ли вернуться к прежнему порядку налогообложения КИК?

    Да, контролирующие лица вправе прекратить использование уплаты налога с фиксированной прибыли КИК и вернуться к старому режиму. Однако установлен минимальный период использования нового режима. Для физлиц, перешедших на новый режим в отношении 2020 и 2021 годов, минимальный срок составит 3 года, для перешедших с 2022 и позже – 5 лет.

    Убытки, накопленные в период применения нового режима, разрешается зачесть против прибыли КИК, возникшей после возврата к использованию старых правил налогообложения. Однако подтверждать данные убытки необходимо на основании финансовой отчетности КИК за соответствующий период.

    Как будут облагаться дивиденды, выплачиваемые КИК контролирующим лицам?

    При получении дивидендов владельцами КИК в период уплаты налога с фиксированной прибыли КИК они должны будут уплатить с них НДФЛ в общем порядке. В рамках нового режима (в отличие от старых правил) нельзя уменьшить сумму дохода в виде дивидендов на сумму прибыли КИК, с которой был уплачен налог.

    Кроме того, сумму фиксированной прибыли КИК не получится уменьшить на налоги, уплаченные за рубежом или в РФ (в том числе, налоги у источника). В отношении прибыли КИК, определяемой по старым правилам, такая возможность прямо предусмотрена. Аналогичным образом по новым правилам подход использован и в отношении зачета суммы уменьшения суммы налога, исчисленного с фиксированной прибыли, на суммы налога, уплаченного физлицом — налоговым резидентом РФ в иностранном государстве с полученных им доходов.

    Как будут контролировать владельцев КИК?

    • Физлица теперь обязаны подавать в налоговый орган финансовую отчетность по всем КИК (в том числе, убыточным). Раньше подтверждающие документы нужно было предоставлять в отношении КИК с прибылью свыше порога в 10 млн руб. в год, а также в подтверждение применения освобождения по ст. 25.13 НК РФ. Физлица должны подавать такие документы вместе с уведомлением по КИК, а контролирующие юрлица — либо с уведомлением по КИК (если применяются освобождения согласно ст. 25.13 НК РФ), либо вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль. В случае непредставления документов введен повышенный штраф — 500 тыс. рублей.
    • Налоговые органы получили право запрашивать у налогоплательщика недостающие документы, подтверждающие применение освобождений по КИК или расчет прибыли/убытка КИК. Причем как у тех, кто остался на старом режиме, так и у тех, кто перешел на новый режим (но только за периоды до перехода на новый режим). Такие документы могут быть запрошены за три предшествующих года. За непредставление таких документов в срок (1 месяц) введен штраф в размере 1 млн рублей.
    • Увеличен штраф за непредоставление уведомлений о КИК или предоставление уведомления с недостоверными сведениями — 500 тыс. руб. (ранее он составлял 100 тыс. руб.).

    Еще поправки о КИК

    Изменились сроки подачи уведомлений по КИК.

    Физлица будут подавать уведомления (вне зависимости от того, старый или новый режим они применяют) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Этот срок совпадает со сроком подачи декларации по НДФЛ;

    Юрлица продолжат подавать уведомления до 20 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

    Уточнены критерии активной иностранной холдинговой (субхолдинговой) компании, а также порядок определения финансового результата по операциям с производными финансовыми инструментами. Также урегулирован порядок учета налога, исчисленного и/или уплаченного КИК за рубежом, после даты предоставления налоговой декларации в РФ.

    Вклад в имущество организаций можно будет забрать без налоговой.

    При выходе, ликвидации компании, реализации ранее приобретенных долей, паев, акций участники (акционеры) теперь имеют право вычесть из налогооблагаемого дохода денежные вклады в имущество. Эти положения не применяются к средствам, которые были получены безвозмездно в пределах вклада в имущество и которые не облагались при этом налогом на прибыль согласно пп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ


    Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Государственная Дума приняла федеральный закон[1] о внесении изменений в правила контролируемых иностранных компаний.

    1. Фиксированная прибыль КИК

    Принятый закон предусматривает введение нового режима налогообложения «фиксированной прибыли КИК» для контролирующих лиц – владельцев КИК. Этот режим позволяет уплачивать НДФЛ в размере 5 млн рублей с «фиксированной прибыли» КИК без учёта фактических финансовых результатов. Одобренный законодателем режим является российским аналогом режима так называемого паушального налогообложения, существующего в зарубежных правопорядках.

    Для перехода на новый режим[2] контролирующее лицо получает право представить в налоговые органы уведомление о переходе на новый режим до 31 декабря 2021 г., если контролирующее лицо планирует перейти на новый режим по налогу за 2021 г. Если контролирующее лицо примет решение перейти на новый режим уже по итогам 2020 года, то уведомление должно быть подано не позднее 1 февраля 2021 г.

    Согласно нововведениям, фиксированная сумма прибыли КИК устанавливается в размере 38 460 000 рублей за 2020 год и 34 000 000 рублей за следующие налоговые периоды[3] по всем КИК одновременно. Иными словами, фиксированная сумма прибыли КИК устанавливает общую вменённую налоговую базу для всех КИК контролирующего лица, вне зависимости от фактического финансового результата каждой отдельной КИК в соответствии с ее финансовой отчётностью.

    Переход на новый режим означает его применение контролирующим лицом с учётом следующих особенностей:

    • режим должен быть использован не менее чем на протяжении трех налоговых периодов подряд (если уведомление о переходе будет подано в 2020 или 2021 гг.) или
    • не менее, чем на протяжении пяти налоговых периодов подряд (в случае перехода с 2022 г. или повторного применения режима после отказа от его применения).

    Если контролирующее лицо утратит контроль над всеми КИК в течение периода нахождения на новом режиме налогообложения «фиксированной прибыли КИК», такое контролирующее лицо будет освобождено от уплаты налога за последующие налоговые периоды. Однако если контроль будет утрачен лишь частично, за контролирующим лицом сохраняется обязанность уплаты фиксированного налога в прежней сумме.

    Контролирующее лицо не вправе произвольно досрочно отказаться от нового режима в период его применения, кроме случая изменения условий данного режима налогообложения по инициативе органов публичной власти РФ. Отказ от применения режима возможен исключительно по истечении трех либо пяти летнего срока и только при подаче соответствующего уведомления до 31 декабря года, начиная с которого налогоплательщик планирует отказаться от применения режима налогообложения «фиксированной прибыли КИК».

    comment.jpg

    Переход на новый режим может представлять интерес для владельцев большого количества прибыльных КИК, поскольку позволяет не учитывать финансовые показатели отдельных КИК и не представлять в налоговые органы финансовую отчётность. Такая возможность предполагает ежегодную уплату фиксированной суммы налога
    (5 млн. рулей).

    Применение данного режима также позволит существенно сократить административные издержки контролирующих лиц на подготовку финансовой отчётности КИК и прохождение аудита (при необходимости).

    Однако данный режим предусматривает и некоторые существенные обременения для контролирующих лиц. Например, при распределении прибыли КИК контролирующее лицо будет уплачивать НДФЛ:

    • со всей распределенной суммы (на него не будет распространяться освобождение, установленное п. 66 ст. 217 НК РФ);
    • без возможности ее уменьшения на уплаченные фиксированные платежи по новому режиму, а также уплаченные за рубежом налоги (как самой КИК, так и контролирующим лицом)[4] и без учета сформированного убытка,

    что де-факто приведёт к дополнительному налоговому бремени и многократному налогообложению. Более того, если у КИК формируется убыток, то такая КИК не освобождается от обязанности ежегодной уплаты фиксированного платежа до момента отказа.

    Также на режим «фиксированной прибыли КИК» не будет распространяться предусмотренная ст. 25.13-1 НК РФ возможность освобождения прибыли КИК от налогообложения.

    2. Изменение сроков представления уведомления о КИК

    Физические лица, являющиеся контролирующими лицами, смогут представить уведомление об участии в КИК не до 20 марта, как в настоящее время, а до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход/убыток в виде прибыли/убытка КИК. Изменение срока не коснется контролирующих лиц – организаций.

    comment.jpg

    Изменение срока представления уведомления о КИК для физических лиц гармонизировано со сроком представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, что призвано упростить налоговое администрирование физических лиц.

    3. Дополнение правил КИК в части истребования и представления финансовых документов

    Согласно принятым изменениям, контролирующее лицо будет обязано представлять документы, подтверждающие размер прибыли/убытка КИК. Такими документами являются:

    • финансовая отчетность КИК;
    • при отсутствии финансовой отчетности КИК – иные документы, подтверждающие прибыль/убыток КИК за финансовый год (например, управленческая отчетность или бухгалтерские регистры);
    • аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК (при обязательном или добровольном аудите).

    Эти документы представляются независимо от финансовых показателей КИК (в том числе при наличии убытка и нулевом финансовом результате):

    • для юридических лиц – совместно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций;
    • для физических лиц – совместно с уведомлением о КИК.

    Непредставление данных документов повлечет для контролирующего лица ответственность в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей[5].

    Также согласно новой ст. 25.14-1 НК РФ налоговый орган получает право по своему усмотрению истребовать любые дополнительные документы, но не более, чем за три прошедших налоговых периода. Данная возможность истребования не распространяется на контролирующих лиц – участников нового режима налогообложения на основании «фиксированной прибыли КИК».

    В случае получения требования о предоставлении финансовых документов контролирующее лицо будет обязано в течение одного месяца представить необходимые для обоснования освобождения документы с переводом на русский язык (в части, подтверждающей освобождение, или в части размера прибыли КИК).

    Непредставление истребуемых документов или представление документов, содержащих недостоверные сведения, повлечет наложение штрафа в размере 1 млн рублей[6].

    При представлении (после получения требования об истребовании документов) уточненного уведомления о КИК без указания на применение освобождения прибыли КИК от налогообложения контролирующее лицо будет освобождаться от ответственности за непредставление документов, поскольку предыдущее уведомление будет считаться недействительным

    comment.jpg
    Ранее представление документов для подтверждения размера прибыли/убытка КИК совместно с налоговой декларацией являлось правом контролирующего лица. Новое регулирование делает это обязательным. Данная мера, очевидно, направлена на повышение эффективности налогового администрирования отчетности КИК и на борьбу со злоупотреблениями при определении обязательств контролирующих лиц. Одновременно это приведет к усложнению освобождения прибыли КИК от налогообложения для контролирующих лиц, которые не перейдут на новый режим налогообложения «фиксированной прибыли КИК».

    4. Увеличение штрафных санкций за несоблюдение правил КИК

    Поправками предполагается изменение и дополнение штрафных санкций, связанных с правилами КИК. Помимо введения вышеуказанных штрафов повысится размер штрафа за непредставление уведомления о КИК в установленные сроки. Теперь совершение данного правонарушения ведет к наложению штрафа в размере 500 тыс. рублей за каждую КИК (а не 100 тыс. рублей, как сейчас).

    5. Другие изменения

    • При определении эффективной и средневзвешенной налоговых ставок для целей освобождения от налога прибыли КИК не учитывается удержанный у источника выплаты налог на дивиденды от российских компаний, а сами дивиденды не учитываются в составе прибыли для целей такого расчета. Указанные корректировки возможны только при условии подтверждения наличия у контролирующего лица фактического права на доход.
    • Изменяется определение «иностранной холдинговой компании» и «иностранной субхолдинговой компании», а также дополняются критерии определения их «активности» для целей освобождения прибыли КИК.

    Иностранной холдинговой компанией для целей правил КИК признается иностранная компания, если доля участия контролирующего лица в ней составляет не менее 75 %, а сама иностранная компания участвует в другой иностранной компании не менее, чем на 50% (хотя бы в одной) и не менее 15 % в остальных иностранных организациях (при их наличии). Также важным условием является срок участия (владениями долями), а именно не менее чем 365 последовательных календарных дней на дату окончания финансового года в соответствии с личным законом иностранной организации. Все условия должны выполняться одновременно.

    Иностранной субхолдинговой компанией для целей правил КИК признается иностранная компания, доля участия иностранной холдинговой компании в которой составляет не менее 75 %, а собственное участие в иных иностранных организациях также составляет не менее 50% (хотя бы в одной) и не менее 15 % в других. Условие о сроке участия аналогично условию для холдинговой компании.

    При определении критерия «активности» в части критерия 5 % «пассивных» доходов вышеуказанных иностранных компаний не учитываются:

    • дивиденды от активных иностранных компаний или активных иностранных субхолдинговых компаний при условии участия получателя дивидендов не менее 50 % на протяжении 365 последовательных календарных дней в уставном капитале выплачивающей дивиденды иностранной организации;
    • дивиденды от иностранных компаний, удовлетворяющих хотя бы одному критерию для освобождения от налогообложения прибыли КИК, кроме критерия международной холдинговой компании, также при условии участия получателя дивидендов не менее 50% на протяжении 365 последовательных календарных дней в уставном капитале выплачивающей дивиденды иностранной организации;
    • доходы от реализации или иного выбытия акций (долей) в вышеуказанных организациях.

    Помощь консультанта

    Команда «Пепеляев Групп» имеет обширный опыт в консультировании и представлении интересов клиентов по правилам КИК и готова предоставить помощь контролирующим лицам в рамках перехода на новый режим, а также в сопровождении администрирования КИК (включая анализ возможности освобождения прибыли КИК от налогообложения) во избежание увеличенных штрафных санкций.

    [2] Порядок перехода закреплен в новой ст. 227.2 НК РФ.

    Читайте также: