Исполнение обязанности налогового агента при применении специальных налоговых режимов

Опубликовано: 26.03.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


Налоговый агент по НДС — это лицо, обязанное исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС с доходов плательщика налога. О том, какие обязанности предусмотрены для налоговых агентов по НДС, какие нужно делать бухгалтерские проводки по начислению и уплате налога, читайте в нашей статье.

Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)

В соответствии со ст. 161 НК РФ, лицо (организация или индивидуальный предприниматель), состоящее на учете в налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС в том случае, если оно:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ);
  • осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • продает имущество по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • реализует конфискованное имущество, бесхозяйные и скупленные ценности, клады и ценности, принадлежащие государству на праве наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • ведет посредническую деятельность по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и участвует в расчетах с иностранными лицами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.10.2018 — при предоставлении на территории РФ железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (п. 5.1 ст. 161 НК РФ);
  • владеет судном на 46-й календарный день после перехода права собственности на него, если оно в течение 45 дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2018 — покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных (цветных) металлов, вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2019 — покупатели макулатуры (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Как налоговые агенты по НДС работают также лица, применяющиеся специальные режимы налогообложения (ЕСХН, УСНО, ПСН), или лица, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 и 145.1 НК РФ (ст. 161 НК РФ). Также можно посмотреть письма Минфина России:

  • от 30.12.2011 № 03-07-14/133;
  • от 05.10.2011 № 03-07-14/96;
  • от 28.06.2010 № 03-07-14/44;
  • от 22.06.2010 № 03-07-08/181;
  • от 26.05.2010 № 03-07-14/38;
  • от 29.04.2010 № 03-07-14/30.

НДС у налогового агента: проводки

Одна из наиболее распространенных ситуаций, когда организация или ИП становится налоговым агентом, — ­это аренда имущества у органов государственной власти. НДС у налогового агента — проводки в этой ситуации могут быть сформированы следующим образом:

Перечислен аванс арендодателю за квартал

Налоговым агентом начислен НДС и выставлен счет-фактура по выданному авансу

Перечислен НДС налоговым агентом

Начислена арендная плата за месяц

Налоговым агентом выделен входной НДС со стоимости аренды за месяц

Принят НДС к вычету

  • 60.01 — расчеты с поставщиками;
  • 60.02 — расчеты с поставщиками по авансам выданным;
  • 76НА — расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента;
  • 68.32 — НДС при исполнении обязанностей налогового агента;
  • 68.02 — расчеты с бюджетом по НДС;
  • 19.04 — НДС по приобретенным работам, услугам.

Уплата НДС налоговым агентом

Перечень обязанностей налогового агента по НДС установлен Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Главная обязанность агентов заключается в исчислении, удержании и перечислении в бюджет налога (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Для реализации основной функции налоговый агент по НДС должен удержать налог из денежных средств налогоплательщика, находящихся в его распоряжении.

За лиц, не признаваемых плательщиками НДС, уплачивать налог не нужно. Так, налог не уплачивается при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не являющегося предпринимателем (письмо Минфина России от 05.03.2010 № 03-07-08/62), а также при реализации арестованного имущества физического лица (письмо Минфина России от 18.11.2010 № 03-07-14/81).

Если в данном налоговом периоде выплаты в пользу налогоплательщика не производились, удержание налога невозможно. В такой ситуации вместо удержания НДС налоговый агент обязан предоставить сведения о невозможности удержания сумм налога на выплаты налогоплательщика с указанием суммы задолженности по неисполненным перед бюджетом обязательствам (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Эти сведения представляются в течение месяца со дня обнаружения факта невозможности удержания НДС.

Представление декларации по НДС

Еще одной обязанностью налогового агента по НДС является представление декларации по НДС независимо от того, является компания налогоплательщиком НДС или нет (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговому агенту по НДС приходится одновременно исполнять обязанности плательщика этого налога по характеру своей деятельности либо в силу п. 5 ст. 173 НК РФ, то декларация должна представляться в электронном виде (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если налоговый агент по НК РФ не является плательщиком НДС или освобожден от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, то в определенных случаях он может подавать декларацию и на бумажном носителе (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Как получить вычет в отчетном году налоговому агенту

НК РФ в ст. 171 содержит норму, согласно которой налоговому агенту по НДС предоставлено право на получение вычета в размере уплаченной суммы. Право на вычет возникает при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ).

Налоговые агенты, применяющие спецрежимы (УСН, ЕСХН, патентную систему налогообложения) или освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 , 145.1, 149 НК РФ, удержанный НДС принять к вычету не могут, так как не исполняют обязанности налогоплательщика по НДС.

  • В наличии платежные документы, подтверждающие, что удержанный НДС был перечислен в бюджет (абз. 3 п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
  • Приобретаемое имущество, работы, услуги используются для деятельности, которая облагается НДС (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ).

При аренде имущества для операций, местом реализации которых территория РФ не является, уплаченные суммы принять к вычету нельзя (письмо Минфина России от 24.02.2009 № 03-07-08/41).

  • Налоговый агент правильно выставил счет-фактуру за продавца (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ).
  • Налоговый агент принял к учету товары (работы, услуги) (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Не имеют права на вычет удержанного и уплаченного НДС налоговые агенты, которые реализуют (п. 3 ст. 171, пп. 4, 5 ст. 161 НК РФ):

  • конфискованное имущество;
  • имущество, реализуемое по решению суда (за исключением реализации имущества должников-банкротов);
  • бесхозяйные ценности, клады, скупленные ценности;
  • ценности, перешедшие по праву наследования государству;
  • в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете

Нередко встает вопрос о том, нужно ли налоговому агенту получать вычет в отчетном периоде или можно перенести его на более поздний период. Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письмах от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290. В них разъяснено, что вычет «агентского» НДС можно заявить только в том квартале, в котором выполнены условия для этого вычета. Переносить вычет на более поздние периоды нельзя.

Налоговый агент может заявить вычет после уплаты налога в бюджет при условии соблюдения остальных условий для вычета (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.) В общем случае уплата налоговым агентом удержанного НДС производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Следовательно, удержанный и уплаченный НДС может быть поставлен к вычету только по итогам того периода, в котором налоговый агент перечислил налог в бюджет (то есть не раньше квартала, следующего за кварталом, за который подана декларация, где определена налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате налоговым агентом).

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если организация не выполняет обязанности налогового агента по НДС, то она может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа. Данная норма распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена ст. 119, 119.1, 123, 126 НК РФ. При возникновении недоимки на сумму задолженности налоговому агенту начисляются пени (пп. 1, 2, 7 ст. 75 НК РФ).

Итоги

При совершении некоторых операций организации и ИП становятся налоговыми агентами по НДС, обязанными удержать налог у налогоплательщика, перечислить его в бюджет и подать декларацию в налоговые органы. В большинстве случаев, налоговые агенты могут заявить удержанный НДС после уплаты к вычету из бюджета, но из этого правила есть исключения, рассмотренные в данной статье. Вычет НДС, удержанного налоговым агентом, можно заявить только в том периоде, когда возникло право на него, перенести его на будущее нельзя.

Характеристика налоговых агентов как участников налоговых правоотношений. Обязанность фискальных агентов по исчислению налогов с сумм, выплачиваемых налогоплательщику. Понятие и виды специальных налоговых режимов, налогоплательщики, налоговая ставка.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.07.2016
Размер файла 18,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конституционного и административного права

Налоговые агенты. Специальные налоговые режимы

фискальный агент налогоплательщик налоговая ставка

1. Налоговые агенты как участники налоговых правоотношений

Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплательщику, удерживать этот налог и перечислять его в бюджет или внебюджетные фонды. Иногда вместо понятия «налоговый агент» используется синонимичное понятие «фискальный агент».

На частных лиц обязанности налоговых агентов российское законодательство возлагает в нескольких случаях.

Во-первых, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму подоходного налога с физических лиц, а в Пенсионный фонд Российской Федерации -- сумму взносов.

Во-вторых, при выплате хозяйственным обществом процентов или дивидендов учредителю (акционеру) -- юридическому лицу удержание налога на доход производится также у источника выплаты.

В-третьих, организация, выплачивающая иностранному юридическому лицу сумму доходов от источников в РФ, обязана удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранных юридических лиц.

В-четвертых, налог на добавленную стоимость с иностранных юридических лиц, реализующих на территории РФ товары (работы, услуги), также удерживается российскими организациями, производящими расчеты с этими лицами.

Нетрудно заметить, что введение института налогового агента обусловлено простыми причинами. В отношении иностранных лиц не существует другого надежного способа обеспечить гарантированное поступление в бюджет причитающихся с них сумм налогов. Что касается взимания налогов с граждан у источника выплаты доходов, то необходимо учесть, что далеко не все способны разобраться в налоговом законодательстве и правильно рассчитать сумму платежа. Бухгалтерия организации -- источника выплаты справится с этим лучше. Взимание налога у источника выплаты дохода обеспечивает равномерные поступления в бюджет. Сравнительно ограниченное число налоговых агентов легче проконтролировать, чем армию налогоплательщиков. Взимание налога у источника выплаты дохода уменьшает возможности уклониться от налогообложения.

Существенным является условие, в соответствии с которым обязанности налоговых агентов распространяются только на суммы, выплачиваемые ими налогоплательщикам непосредственно. Источником удержания налога могут быть только причитающиеся налогоплательщику доходы. Правило о том, что налогоплательщик уплачивает налог лично, т.е. за свой счет, должно соблюдаться и при удержании налога налоговым агентом.

При невозможности удержания налога (например; в том случае, когда налоговый агент рассчитывается с налогоплательщиком не в денежной, а в натуральной форме) обязанности налогового агента ограничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика. Сообщение подается в налоговую инспекцию, где налоговый агент состоит на учете. Этот налоговый орган информирует налоговую инспекцию по месту регистрации налогоплательщика.

Таким образом, в подобных случаях на налогового агента не возлагается обязанности ни перечислять в бюджет налог за свой счет, ни требовать с налогоплательщика уплатить налог агенту или непосредственно в бюджет до момента выплаты причитающейся ему суммы.

Необходимо учитывать, что возложение на предпринимателей и организации функций налоговых агентов--дополнительное обременение. Такое возложение фискальных обязанностей на частных лиц не должно повлечь расходования ими значительных ресурсов. В противном случае к платежам, которые эти лица уплачивают как налогоплательщики, добавляются расходы на содержание штата, привлеченного для выполнения обязанностей налогового агента. К тому же следует учесть расходы на обеспечение этих сотрудников рабочими местами, оборудованием, транспортом и др. Все это увеличивает тяжесть налогообложения. Кроме того, это бремя ставится в зависимость от внешних факторов (таких, как стоимость аренды офиса и т.п.). Это чревато нарушением принципа равного налогового бремени. Поэтому только в тех случаях, когда удержание налога может происходить автоматически, сопутствовать обычным действиям источника дохода, допустимо обременять частных лиц обязанностями налоговых агентов.

Налоговые органы контролируют исполнение организациями и предпринимателями обязанностей налоговых агентов. Проверяется, насколько правильно и своевременно исчисляются, удерживаются и перечисляются налоги, ведут ли агенты учет выплаченных налогоплательщикам доходов и удержанных налогов, представляют ли налоговым органам информацию о выплаченных суммах, удержанных и неудержанных налогах.

Если налоговый орган выявит факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей налогового агента, организация или предприниматель могут быть подвергнуты санкциям. Статья 123 части первой НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 20% суммы неудержанного или неперечисленного налога.

2. Понятие и виды специальных налоговых режимов. Налогоплательщики и объект налогообложения. Налоговый период и налоговая ставка

Наряду с общей системой налогообложения в России существуют специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства. Популярность этих налоговых режимов для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в легальный, не теневой бизнес.

Для этого налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральными законами особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени - специального налогового режима, не являющегося отдельным видом налога. Таким налоговым режимом может быть предусмотрена замена совокупности налогов и сборов одним налогом.

В процессе продвижения широкомасштабной налоговой реформы, осуществляемой в России в последние годы, законодательством о налогах было установлено несколько разных режимов налогообложения, а также внесены изменения в традиционные налоги и сборы и введены новые виды налогов и сборов как федеральных, так и региональных, местных.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации могут быть установлены следующие специальные налоговые режимы:

· упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

· единый сельскохозяйственный налог;

· система налогообложения в свободных экономических зонах;

· система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

· система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

В 2003 году Федеральным законом № 104-ФЗ от 24.07.2002г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах» были введены в действие новые главы Налогового кодекса РФ - глава 26.1 «Единый налог на вмененный доход» и глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения». Предполагалось, что реализация положений этих глав помимо легализации доходов субъектов малого предпринимательства будет способствовать также сокращению объема и облегчению ведения отчетной документации для представителей малого бизнеса.

Принцип, положенный в основу данных специальных режимов, сам по себе не является новеллой налогового законодательства России, так как уже неоднократно использовался законодателем, как до принятия Налогового кодекса Российской Федерации, так и непосредственно в некоторых его главах.

Так, например, в соответствии с Федеральным законом РФ № 88-ФЗ от 14.06.1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» в 1995 году был создан особый режим налогообложения малого бизнеса, регулируемый Федеральным законом № 222-ФЗ от 29.12.1995г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (принят Государственной Думой РФ 08.12.1995г.).

Со дня вступления в силу Федерального закона № 148-ФЗ от 31.07.1998г. «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и введения единого налога законодательство об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства стало действовать в части, не противоречащей данному федеральному закону.

Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Налогоплательщики, осуществляющие указанные выше виды предпринимательской деятельности обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления своей деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

При этом под базовой доходностью понимают условную месячную доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя.

В качестве физических показателей, количество которых имеет решающее значение для исчисления налоговой базы, в настоящее время используются количество работников, площадь торгового зала, площадь стоянки, торговое место, площадь зала обслуживания посетителей, количество транспортных средств, площадь информационного поля, площадь спального помещения.

Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход согласно статьи 346.30 НК РФ признается квартал.

На основании статьи 346.31 НК РФ ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

Чтобы рассчитать сумму единого налога, нужно величину вмененного дохода умножить на ставку налога. То есть сумма ЕНВД рассчитывается по формуле: ЕНВД = ВД x 15%, где ВД - вмененный доход за квартал.

«Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода» (пункт 1 статьи 346.32 НК РФ).

Согласно данному подпункту сначала налогоплательщик получает доход, а потом из этого дохода уплачивает налог. Подлежащая уплате сумма ЕНВД уплачивается налогоплательщиком по итогам I, II, III, IV квартала соответственно до 25 апреля, до 25 июля, до 25 октября, до 25 января. Уплата единого налога производится в наличной или безналичной форме.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

В пункте 2 статьи 346.32 НК РФ устанавливается к исчисленной за налоговый период сумме единого налога налоговый вычет, размер которого определяется как:

- сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (но в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени при выплате налогоплательщиком вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается ЕНВД;

- сумма страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование;

- сумма выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При уменьшении суммы налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование берется сумма уплаченных взносов, но в пределах исчисленных сумм. Кроме того, сумма единого налога с 1 января 2006 г. не может быть уменьшена более чем на 50%, т.е. ограничение распространяется одновременно и на сумму страховых взносов и на сумму пособий по временной нетрудоспособности. До 2006 г. пункт 3 статьи 346.21 НК РФ было установлено 50% ограничение по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, т.е. сумма единого налога уменьшалась на всю сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и не более чем на 50% суммы взносов на обязательное пенсионное страхование.

В течение г. сумма страховых взносов в виде фиксированного платежа учитывается индивидуальными предпринимателями в тех налоговых периодах по единому налогу, в которых она была ими фактически уплачена.

3. Ситуация

Налогоплательщик направил в банк плат?жное поручение на перечисление суммы налога на прибыль по итогам отч?тного периода. Однако по ошибке банка средства на счета Федерального казначейства не поступили.

С кого в данном случае будут взыскивать суммы неуплаченных налогов и пени?

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Следовательно, взыскания будут происходить в данном случае с банка.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие, классификация, права и обязанности участников налоговых правоотношений: налогоплательщиков и налоговых органов. Сущность и виды представительства в налоговых правоотношениях. Роль и значение банков и налоговых агентов в налоговых правоотношениях.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 26.02.2010

Экономическое содержание и параметры специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы для малого бизнеса в Российской Федерации. Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей при выполнении соглашений о разделе продукции.

контрольная работа [76,8 K], добавлен 02.03.2013

Теоретический анализ налоговых правоотношений: сущность, признаки и основные виды. Этапы становления налоговых правоотношений активного и пассивного типа, имущественных и организационных. Характеристика участников и содержания налоговых правоотношений.

курсовая работа [49,1 K], добавлен 20.06.2010

Специальные налоговые режимы в Российской Федерации, их сущность, виды и характеристика. Анализ применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО ЦСЭ "Омск-Тест". Проблемы применения специальных налоговых режимов в России и пути их решения.

курсовая работа [101,7 K], добавлен 15.08.2011

Субъекты налоговых правоотношений. Особенности прав и обязанностей налогоплательщиов и налоговых органов. Ставка налога на прибыль. Налоговая база участников договоров доверительного управления имуществом. Особенности определения доходов и расходов.

контрольная работа [43,9 K], добавлен 01.11.2010

Особый порядок определения элементов налогообложения в основе специальных налоговых режимов, которые действуют в Российской Федерации. Налогообложение предприятия малого бизнеса, применяющего специальные налоговые режимы, на примере ООО "Десерт".

курсовая работа [76,9 K], добавлен 19.03.2014

Общее понятие участников налоговых отношений согласно Налоговому кодексу Российской Федерации. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговые агенты, их основные характеристики. Налоговые органы в России: права и обязанности.

контрольная работа [21,3 K], добавлен 18.11.2010

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕНВД

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества у органов государственной власти и местного самоуправления арендаторы признаются налоговыми агентами.

Исполнить обязанности налогового агента арендатор должен и в том случае, если он освобожден от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ) или не является плательщиком НДС, поскольку применяет специальные режимы налогообложения.

В данной статье мы рассмотрим особенности удержания НДС налоговыми агентами, применяющими специальные налоговые режимы ("упрощенку", "вмененку", ЕСХН).

По общему правилу налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При этом уплата НДС в бюджет налоговыми агентами производится в полном объеме не за счет собственных средств, а из сумм, причитающихся третьим лицам (п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ).
Налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Таким образом, исчисление НДС при передаче в аренду государственного и муниципального имущества имеет следующие особенности:
- арендатор признается налоговым агентом;
- налоговая база определяется налоговым агентом по каждому объекту аренды отдельно как сумма арендной платы с учетом НДС;
- при исчислении налога применяется налоговая ставка 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ); - налоговый агент обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет сумму налога.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И МИНФИН: ДВЕ ВЕРСИИ ОДНОЙ НОРМЫ

Следует отметить, что налоговые органы всегда были склонны трактовать норму п. 3 ст. 161 НК РФ несколько шире, чем она сформулирована в законе.

Так, по мнению ФНС России, обязанность арендаторов удерживать НДС с арендных платежей возникает во всех случаях, когда арендодателями выступают орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления) или балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или местного самоуправления (см. письма ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@; от 02.06.2005 N 03-1-03/926/11).

Такой вывод был сделан высшим налоговым органом несмотря на то, что Конституционный Суд РФ (КС РФ) еще в 2003 г. в определении от 02.10.2003 N 384-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-Группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что такое понятие, как "балансодержатель", в качестве арендодателя в Гражданском кодексе РФ не содержится.

А потому если арендодателями государственного и муниципального имущества являются организации, владеющие им на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, то они самостоятельно исполняют обязанности плательщика НДС и положения п. 3 ст. 161 НК РФ распространяться на них не должны.

Пункт 3 ст. 161 НК РФ применяется только при непосредственном участии в гражданских правоотношениях публичных собственников (через свои органы), сдающих в аренду имущество казны.

Тем не менее налоговики продолжают настаивать на своем. По их мнению, балансодержатель не выступает стороной договора аренды, так как он лишь подписывает договор со стороны арендодателя, а доход от аренды все равно поступает в распоряжение собственника имущества.

Для обоснования подобного заявления многие властные структуры пошли по пути заключения трехсторонних договоров аренды, в которых участвуют: собственник имущества, балансодержатель и арендатор. При этом инициаторы исходят из того, что по такому трехстороннему договору аренды налоговым агентом по НДС является арендатор.

Некоторые, правда, делают оговорку, что если собственник имущества (его представитель) не фигурирует в договоре, то плательщиком НДС должен признаваться балансодержатель (хотя и здесь заключение договора аренды возможно только с согласия собственника).

Такая позиция также подкреплена письмами Минфина России от 16.09.2005 N 03-04-14/16, ФНС России от 02.06.2005 N 03-1-03/926/11, от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@, от 14.02.2005 N 03-1-03/208/13; МНС России от 22.11.2002 N 03-1-07/2875/15-АН789; УФНС России по г. Москве от 29.11.2005 N 19-11/87841, УФНС России по Московской области от 01.12.2004 N 06-36/2.

Так, из письма ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@ следует, что если в договоре определено, что арендодателем является организация, у которой арендуемое имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (бюджетное учреждение, ГУП, МУП), а территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом лишь подтверждает его полномочия, то НДС платит организация, у которой арендуемое имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

С этим, учитывая мнение КС РФ, в ряде случаев не соглашаются суды (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2005 N Ф03-А80/04-2/3814, Поволжского округа от 21.10.2004 N А72-5953/04-7/452).

А иногда сомнения начинают одолевать даже Минфин (письмо Минфина России от 10.06.2004 N 03-03-11/92) и налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2006 N 18-11/3/53343@). Таким образом, можно уверенно констатировать, что полного единства по данному вопросу до сих пор нет ни у кого.

СУММА ДОГОВОРА: ВЫДЕЛЯТЬ ИЛИ НЕ ВЫДЕЛЯТЬ НДС?

Налоговый агент обязан определять налоговую базу как сумму арендной платы с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).
В связи с этим московские налоговики требуют указывать в таком договоре аренды не только сумму арендной платы, но и сумму НДС (письмо УФНС России по г. Москве от 18.01.2005 N 19-11/3153).

Однако отсутствие суммы НДС в договоре аренды не является основанием ни для признания его недействительным согласно ГК РФ, ни для освобождения арендатора от обязанностей налогового агента в силу НК РФ.

Суды "поправляют" налоговиков, отмечая, что при отсутствии в договоре условия об НДС договорная сумма арендной платы подлежит увеличению на сумму НДС в силу закона независимо от наличия или отсутствия в договоре соответствующего условия (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.2006 N А69-08/06-5-3-Ф02-3061/06-С2).

Но налоговые органы склонны придерживаться других взглядов: если сумма НДС в договоре не указана, она подлежит уплате в бюджет за счет собственных средств арендатора (см. письмо УФНС России по г. Москве от 18.01.2005 N 19-11/3153).

Поэтому, чтобы обезопасить себя от споров с налоговыми инспекциями, порядок уплаты НДС в договоре аренды государственного (муниципального) имущества все-таки следует предусмотреть.

РАСЧЕТ НДС АГЕНТОМ

Порядок расчета НДС у налогового агента разъяснен, в частности, в письме УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 N 28-11/80621. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых ими арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

В рассматриваемом случае налог начисляется отдельно по каждому арендованному объекту имущества исходя из общей суммы арендной платы и ставки налога в размере 18% (письмо N 28-11/80621).

Датой оказания услуги по предоставлению имущества в аренду считается последний день текущего месяца.

Сроки уплаты налога определены в п. 1 ст. 174 НК РФ: арендатор уплачивает НДС в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. После этого налоговый агент (арендатор) имеет право принять НДС по аренде к вычету.

СПЕЦРЕЖИМ: РАССЛАБЛЯТЬСЯ НЕ СТОИТ

1. "Упрощенцы"
Согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Поэтому "упрощенцы" при аренде государственного (муниципального) имущества должны исчислять НДС и уплачивать его в бюджет. Указанные организации обязаны исчислить и уплатить НДС в бюджет с доходов арендодателя в виде арендной платы за арендованное имущество (с учетом НДС) по ставке 18/118.

Пример.
Организация, находящаяся на УСН, арендует под офис помещение у мэрии города в лице ее уполномоченного департамента. Арендная плата по договору составила 11 800 руб. в месяц (в том числе НДС (18%) - 1800 руб.).

В этом случае организация-арендатор должна заплатить арендодателю-муниципалитету сумму арендной платы за вычетом суммы НДС, т.е. 10 000 руб. (11 800 - 1800). Сумма НДС в размере 1800 руб. перечисляется арендатором в местный бюджет.

Кроме того, "упрощенцы" должны представлять в ИФНС налоговые декларации по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

В абзаце девятом п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации** указано, что при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС, в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ заполняются Титульный лист, разделы 1.2 и 2.2 декларации за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 НК РФ.

Форма декларации утверждена Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н. См. также письмо УМНС России по г. Москве от 10.10.2003 N 21-07/56743 "О сдаче организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, декларации по НДС".
Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов утвержден Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н.

Обратите внимание! В состав расходов, признаваемых при УСН (объект налогообложения "доходы минус расходы"), следует включать не только сумму арендной платы, перечисленную арендодателю, но и сумму НДС, перечисленную арендатором - налоговым агентом в бюджет (п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 31.12.2004 N 21-14/85240).

При этом возникает вопрос: по какой статье можно включить эту сумму в расходы?

Поскольку расходы по аренде имущества включены в перечень разрешенных расходов при "упрощенке" (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), сумма НДС, удержанная налоговым агентом - арендатором из доходов арендодателя и перечисленная в бюджет, включается в расходы по подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Такое же мнение высказано в письме УМНС России по г. Москве от 08.08.2003 N 21-09/43618.

Пример.
ООО применяет "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Оно арендует у мэрии помещение под офис.
Сумма арендной платы, установленная в договоре, составляет 118 000 руб. в месяц. С этой суммы ООО как налоговый агент должно удержать НДС, перечислить его в бюджет, а сумму арендной платы за минусом налога уплатить арендодателю.
Перечислив НДС с арендной платы в бюджет, а арендную плату арендодателю, ООО включит в расходы:
- 100 000 руб. (118 000 руб. - 118 000 руб. x 18% : 118%) - арендную плату по подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ;
- 18 000 руб. (118 000 руб. x 18% : 118%) - НДС по арендной плате согласно подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

2. Плательщики ЕНВД
Сходным образом решается ситуация и в случае уплаты организацией единого налога на вмененный доход. Статьи 346.11 и 346.26 НК РФ не освобождают плательщика ЕНВД от обязанностей налогового агента (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2006 по делу N А21-716/2006; Дальневосточного округа от 01.11.2006 N Ф03-А59/06-2/3857).

Налоговая база при этом определяется как сумма арендной платы с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Таким образом, следует обратить внимание, что если сумма НДС в составе арендной платы по договору не выделена (что вполне логично), то НДС исчисляется налоговым агентом из суммы договорной арендной платы.

Пример.
ООО занимается розничной торговлей и переведено на систему налогообложения в виде ЕНВД. Помещение ООО арендует у муниципалитета. Арендная плата составляет 118 000 руб. в месяц, уплачивается до 10-го числа.

ООО - налоговый агент уплатило 5 марта 2007 г. арендную плату за март 2007 г. в размере 100 000 руб. и НДС в полном объеме за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику-арендодателю:
118 000 руб. : 118% х 18% = 18 000 руб.

Таким образом, на счет муниципалитета ООО перечислило 5 марта 2007 г. арендную плату в сумме 100 000 руб., а НДС в размере 18 000 руб. уплатило в бюджет отдельным платежным поручением.

Но суды не всегда разделяют такую точку зрения, тем более, что официальных разъяснений налоговых органов по этому поводу до сих пор нет.

Так, Арбитражный суд г. Москвы в решении от 27.02.2006 N А41-К2-19178/05 связал сохранение обязанностей налогового агента при переходе на ЕНВД с возможностью исполнить предусмотренную ст. 24 НК РФ обязанность по удержанию исчисленного налога из доходов арендодателя.

То есть "вмененщик" будет являться налоговым агентом только в том случае, если у арендодателя - государственного или муниципального органа - возникает налоговая база: арендная плата с учетом НДС. Но всегда ли она будет возникать?

В частности, в указанном решении суда рассмотрен случай, когда арендная плата выплачивается не арендодателю, а непосредственно в соответствующий бюджет.

Сославшись на п. 44 Постановления ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд г. Москвы сделал вывод, что "после перехода предпринимателя на уплату ЕНВД по виду деятельности "розничная торговля", он перестал являться налоговым агентом по уплате НДС при аренде муниципальных помещений под магазины, в которых он осуществлял розничную торговлю, облагаемую ЕНВД, так как сохранение обязанности налогового агента не предусмотрено главой 26.3 НК РФ, т.е. специальным налоговым режимом".

По мнению суда, оставаться в данном случае налоговым агентом лицо, переведенное на уплату ЕНВД, не может, так как не имеет возможности исполнить предусмотренную ст. 24 НК РФ обязанность по удержанию исчисленного налога из доходов арендодателя.

По смыслу п. 3 ст. 161 арендная плата в договорах аренды с государственными или муниципальными органами устанавливается без НДС (поскольку такое юридическое лицо само по себе не является плательщиком НДС). При этом арендатор обязан перечислить арендную плату в соответствующий бюджет. Исчислить из этой суммы НДС и недоплатить арендную плату в бюджет муниципального образования арендатор не вправе, так как налоговой базой в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ является не просто сама арендная плата, а арендная плата с учетом НДС.

Если же в данном случае арендатор самостоятельно исчислит НДС сверх арендной платы и перечислит его в федеральный бюджет, то эта сумма уплаченного НДС ложится полностью на лицо, переведенное на ЕНВД.

Исходя из изложенного, есть все основания полагать, что при установлении такого специального налогового режима, как ЕНВД, было учтено отсутствие у налогового агента возможности удержать НДС из доходов арендодателя в случае аренды государственного или муниципального имущества лицами, переведенными на уплату ЕНВД. Поэтому и не было предусмотрено сохранение обязанности налогового агента.

Впрочем, это мнение Московского арбитража вряд ли убедит налоговиков. Тем более, что позиция вышестоящей судебной инстанции - ФАС Московского округа - по этому вопросу пока неизвестна.

3. Плательщики единого сельскохозяйственного налога
В пункте 4 ст. 346.1 НК РФ указано, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, установленных ст. 24 НК РФ.

То есть для них также справедливы общие правила, установленные в п. 3 ст. 161 НК РФ. К сожалению, финансовые органы не высказали официальную точку зрения в отношении сельхозпроизводителей, арендующих государственное или муниципальное имущество.

Но помня, что налоговой базой по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, будет справедливо подходить к агентам - плательщикам ЕСХН с тех же позиций, что и к "упрощенцам" с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

Пример.
Сельскохозяйственный кооператив - плательщик ЕСХН арендует у районной администрации ангар, за который платит 118 000 руб. в месяц.

Согласно условиям договора кооператив ежемесячно будет перечислять арендодателю арендную плату в сумме 100 000 руб. (118 000 руб. - 118 000 руб. x 18% : 118%), а НДС в сумме 18 000 руб. (118 000 руб. x 18% : 118%) - кооператив будет удерживать и уплачивать в бюджет как налоговый агент. При этом в расходы он должен включить суммы арендной платы - 100 000 руб. и НДС - 18 000 руб.

Существуют, так называемые, специальные режимы налогообложения, которые, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения.

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве – это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Быстрые ссылки:


Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
Индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

Территория, где применяется НПД, ограничена: в 2020 году это всего 23 региона РФ (из 85).

Регионы (422-ФЗ, статья 1):
1) с 1 января 2019 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан ( Татарстан);
2) с 1 января 2020 года в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • только 23 региона РФ;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже с общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Конкретного перечня видов деятельности, которые подходят под самозанятых нет.
Есть только перечень исключений, а все остальные виды деятельности подходят.

Исключения (КОГДА НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ НПД) перечислены в:

  • 422-ФЗ, статья 4, пункт 2(не вправе применять налоговый режим НПД)
Здесь: реализация подакцизных товаров, перепродажа товаров, добыча или реализация полезных ископаемых, предпринимательская деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения (комиссии, агентских), доставка товаров с приемом платежей в интересах третьих лиц

  • 422-ФЗ, статья 6, пункт 2(не признаются объектом налогообложения НПД доходы от)
Здесь: продажа недвижимого имущества и транспортных средств, сдача в аренду нежилых помещений, продажа личного имущества, реализация долей в уставном капитале, реализация ценных бумаг, деятельность в рамках договора простого товарищества, деятельность по доверительному управлению имуществом, услуги "бывшим" работодателям (в пределах 2 лет), уступка прав требований, деятельность лиц, занимающихся частной практикой (арбитражных управляющих, медиаторов, оценщиков, нотариусов, адвокатов).

Примечание: для целей применения НПД оба пункта равнозначны и полностью исключают возможность применения НПД, так как НПД не совместим ни с какими налоговыми режимами (и ни с какими операциями, которые не облагаются НПД).
Формулировка "не признаются объектом налогообложения НПД" не означает, что указанные операции совсем не облагаются налогами, просто это не НПД, а НДФЛ.

Для того, чтобы начать применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" нужно встать на учет в ИФНС в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
Это можно сделать в любой день.

Если ИП переходит на НПД с УСН (ЕСХН или ЕНВД), то он должен в течение месяца со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД, уведомить налоговую инспекцию по месту жительства (месту ведения предпринимательской деятельности) о прекращении применения соответствующего спецрежима. В противном случае постановка на учет в качестве плательщика НПД аннулируется.

Если налогоплательщик впоследствии слетит с НПД, то он вправе сразу вернуться на УСН, не дожидаясь первого января следующего года.

Читайте также: