Исковое заявление о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию

Опубликовано: 21.04.2024

22.12.2016 34012


Право налогоплательщиков обращаться в суд с иском о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию подтвердил Верховный суд РФ в опубликованном 21 декабря 190-страничном обзоре судебной практики, четвертом в этом году (об анализе практики судебной коллегии ВС по экономическим спорам читайте в материале Legal.Report ВС обобщил арбитражную практику последних месяцев).

В разделе, посвященном практике судебной коллегии по административным делам, ВС, в частности, отмечает, что налогоплательщик может реализовать права, предоставленные ему Налоговым кодексом РФ, посредством обращения в суд с административным исковым заявлением о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию.

А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании задолженности по транспортному налогу и пеням безнадежной к взысканию.

Определением судьи районного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в принятии административного искового заявления отказано на основании ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ в связи с тем, что А. избрал ненадлежащий способ защиты права. Суды пришли к выводу о том, что вопрос о списании безнадежной к взысканию задолженности по налогам подлежит рассмотрению не в судебном, а в административном порядке налоговым органом в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации. При этом налоговым органом не принималось каких-либо решений по заявленному требованию, не совершалось действий (бездействие), которые могут быть предметом судебной проверки. Требование о признании задолженности безнадежной к взысканию направлено на установление юридического факта, в связи с чем нормы КАС РФ в данном случае не могут быть применены.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ с такими выводами судов не согласилась по следующим основаниям.

По смыслу положений ст. 44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями КАС РФ.

Таким образом, у А. отсутствовала обязанность обращаться в досудебном порядке в налоговый орган с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

При этом выяснение обстоятельств, касающихся существа заявленных требований, а также определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению закона осуществляются при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии со ст. 132, 135 КАС РФ.

В связи с этим коллегия ВС отменила обжалуемые судебные акты и направила материал по административному исковому заявлению А. в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия заявления к производству суда (определение № 78-КГ16-43).

Существует основание для признания недоимки безнадежной и подлежащей списанию с лицевого счета налогоплательщика.

Основания для признания задолженности безнадежной

Действующим НК РФ были установлены определенные основания, наличие которых дает законное право для дальнейшего признания существующей задолженности безнадежной:

  • в случае полной ликвидации учреждения, предприятия, если образование долга было связано с неуплатой пеней и штрафов по установленным платежам, по причине недостатка средств и имущества у организации;
  • при признании индивидуального предпринимателя банкротом, если недоимки по платежам были образованы по причине недостаточности имущества у физического лица;
  • случаи смерти физического лица, либо его объявление умершим в установленном судебном порядке, в отношении долгов по всем имеющимся платежам, например, транспортного налога. В данном случае размер задолженности, признанной безнадежной, должен превышать размер наследства, оставшегося после смерти наследодателя;
  • в ситуации, когда уполномоченный судебный орган принял решение и издал судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган теряет свое законное право на взыскание существующей недоимки по платежам. Данный иск может быть подан любым заинтересованным лицом;
  • при вынесении решения судебным приставом-исполнителем, содержание которого подразумевает прекращение исполнительного производства в отношении физического или юридического лица, если с момента появления недоимки прошло 5 и более лет.

Признание той или иной задолженности безнадежной может быть осуществлено и по иным основаниям, в индивидуальном порядке.

Случаи невозможности уплаты или взыскания безнадежных недоимки или задолженности

Согласно положениям действующего налогового законодательства РФ, безнадежными долгами признаются определенные задолженности, по уплате которых истек срок давности, а также долги, которые не могут подлежать взысканию по причине наличия установленных оснований.

Установленный срок по взысканию безнадежной задолженности или недоимки, в данном случае, будет являться важнейшим аспектом. Согласно установленным нормам, этот срок будет равен двум месяцам с момент последнего дня, в который произошло окончание срока, отпущенного законом для исполнения налоговой обязанности по уплате тех или иных платежей.

По истечении данного периода времени, в том случае, если недоимки по платежам так и не были погашены, сотрудники налоговой организации имеют право осуществить данное действие по взысканию, путем обращения в судебный орган. При этом иск по взысканию должен быть подан в срок, не превышающий 6-ти месяцев с окончания того периода, который установлен законодательством для добровольного исполнения требований по налоговым обязательствам.

Если иск по взысканию недоимки по платежам не был подан вовремя, существующая задолженность не может подлежать принудительному взысканию.

Единственным исключением станет ситуация, когда суд сочтет основания пропуска срока важными.

В таком случае иск может быть принят, а все существующие недоимки по платежам будут подлежать взысканию.

Органы, принимающие решение о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию

Права на проведение процедуры признания той или иной недоимки, либо задолженности безнадежными к взысканию, принадлежат определенным органам, которые обладают соответствующими полномочиями:

  • сотрудники налоговой инспекции, которая осуществляет свою деятельность по месту нахождения физического, либо юридического лица – должника;
  • налоговая организация, расположенная по текущему месту учета лица-налогоплательщика, либо уполномоченного налогового агента;
  • таможенные органы, наделенные исполнительной властью, в отношении налоговых обязательств – пеней, штрафов и т.д., касающихся непосредственных процедур перемещения различных товаров через границу государства.

Порядок и процедура по списанию безнадежной задолженности, при признании ее таковой основываются на главном документе, которым является приказ уполномоченного органа. Приказ должен содержать все необходимые сведения – данные о налогоплательщике, сумма задолженности, основания по списанию, дальнейший порядок и т.д.

Приказ, как важный налоговый правовой акт, подписывается руководством уполномоченного органа, например, налоговой, либо иной организации, а также главным бухгалтером.

В отдельных случаях, принятие решения по признанию имеющегося долга безнадежным для взыскания входит в компетенцию судебного органа. Основанием для начала судебного разбирательства будет выступать иск. Заявление может быть подано заинтересованным лицом – сотрудником налогового органа и т.д.

На основании представленных данных, судебный орган создает соответствующий приказ об удовлетворении требований, которые содержит исковое заявление, либо об отказе в исполнении иска. Иск может быть подан в любое время, в течение действия установленного срока давности.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию

Действующее положение и порядок списания недоимок установлены налоговыми нормами законодательства РФ. Создать приказ, постановление или иной акт о списании может только соответствующий орган, обладающий необходимыми полномочиями. Чаще всего в роли данного органа выступает налоговая инспекция. На основании имеющихся данных о размере задолженности, сроке ее действия и даты образования, выносится соответствующий приказ.

В роли приложения к нему выступает заявление или справка налогового органа, в которой максимально подробно и точно отражены все финансовые поступления от налогоплательщика, размеры пеней и имеющихся штрафов и иные сведения.

Созданный приказ или иной акт о списании обязательно должен быть направлен налогоплательщику.

Если, по каким-либо причинам, представителю налогового органа пришлось обратиться в суд для того, чтобы осуществить списание, исковое заявление также должно содержать все важные сведения и перечень обстоятельств.

Принятие решения о признании того или иного долга безнадежным должно быть осуществлено уполномоченным органом в течение одного дня с того момента, когда все необходимые документы – справка, акт, приказы или судебный иск были оформлены надлежащим образом.

В [наименование арбитражного суда,
в который подается заявление]

Истец: [Ф. И. О. индивидуального предпринимателя]
адрес: [вписать нужное]

Ответчик: [наименование налогового органа]
адрес: [вписать нужное]

Цена иска: [общая сумма исковых требований]

[Ф. И. О. истца] зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя [число, месяц, год] за основным государственным регистрационным номером [значение].
[Число, месяц, год] налоговым органом мне была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на [число, месяц, год], в которой отражена задолженность по [указать вид налога] в общей сумме [цифрами и прописью] рублей, из которых [цифрами и прописью] рублей - недоимка по [указать вид налога], образовавшаяся до [число, месяц, год], а также задолженность по пеням в сумме [цифрами и прописью] рублей, по штрафам в сумме [цифрами и прописью] рублей, процентам в сумме [цифрами и прописью] рублей.
Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога: на основании самостоятельно исчисленного к уплате налога в налоговой декларации (расчете) за соответствующий налоговый или отчетный период (ст. 52, 58 НК РФ) либо на основании принятого по результатам налоговой проверки (выездной или камеральной) решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, по итогам которого налогоплательщику начислен налог за определенный налоговый (отчетный) период (статья 101 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ определено, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статей 69, 70 и 46 НК РФ является первым этапом процедуры принудительного взыскания налоговым органом недоимки.
Под недоимкой в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в том числе начисленная по результатам проведенной в отношении налогоплательщика налоговой проверке. Пеней на основании п. 1 ст. 75 НК РФ признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Данные, отраженные в акте сверки расчетов и в справке о состоянии расчетов, в силу статей 11, 32, 44, 45, 46, 69, 70, 101 НК РФ должны быть достоверны и соответствовать действительной (объективной) обязанности налогоплательщика по уплате налогов наличию у него недоимки, задолженности по пеням и штрафам, начисленным в том числе и по результатам проведенных в отношении него налоговым проверкам.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.09.2009 г. N 4381/09, отражение в справке о состоянии расчетов недостоверных сведений о наличии у налогоплательщика недоимки, пеней или штрафов по налогам, не соответствующим действительной обязанности по уплате либо без указания на невозможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с пропуском установленного статьями 46, 70 НК РФ пресекательного срока на взыскание в бесспорном или судебном порядке является неправомерным и такие действия, в том числе по выдаче справки с недостоверными сведениями могут быть оспорены в арбитражном суде. Аналогичные достоверные сведения о недоимке, пенях и штрафах должны содержаться в совместном акте сверки, составляемом на основании пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ.
В соответствии с положениями статей 46, 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ, действующей до 02.09.2010 г.) с учетом позиции, изложенной в пунктах 21, 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.03.2008 г. N 13746/07, срок на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогу и начисленных на сумму неуплаченного налога пеней является пресекательным и составляет совокупность сроков, установленных статьями 46, 48, 70 НК РФ, отсчет которых начинается с даты уплаты налога установленной налоговым законодательством, далее три месяца - на направление требования об уплате налога, десять дней - на добровольную уплату налога по требованию, два месяца (шестьдесят дней) - на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках, шесть месяцев - на взыскание налога в судебном порядке.
Налоговый орган при наличии недоимки и пеней, взыскание которых невозможно в виду пропуска установленного налоговым законодательством пресекательного срока с даты возникновения недоимки, не вправе осуществлять принудительное взыскание этой недоимки путем включения ее в требование об уплате налога с последующим бесспорным взысканием по решению о взыскании налогов за счет денежных средств инкассовыми поручениями или по решению о взыскании налогов за счет имущества судебными приставами; производить самостоятельно на основании п. 5 ст. 78 НК РФ зачет этой недоимки и начисленных на нее пеней в счет возникшей по итогам деятельности за иные периоды переплаты по этому или иным налогам; данная недоимка и пени не должны участвовать в расчетах налогоплательщика, а также не могут являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога, право на возврат которого возникло после периода начисления недоимки и пеней или основанием для уменьшения суммы возврата на зачет в счет такой недоимки (постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 г. N 6544/09).
Таким образом, поскольку спорная сумма недоимки по [указать вид налога] в общем размере [цифрами и прописью] рублей образовалась до [число, месяц, год], то срок на принудительное взыскание спорной суммы истек. Ответчик в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно, отраженная в лицевом счете налогоплательщика, а также в справке о состоянии расчетов от [число, месяц, год] задолженность по [указать вид налога] в общей сумме [цифрами и прописью] рублей, по пени в сумме [цифрами и прописью] рублей, по штрафам в сумме [цифрами и прописью] рублей, процентам в сумме [цифрами и прописью] рублей является безнадежной ко взысканию.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ, действующей с 02.09.2010 г.) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в силу пункта 2 названной статьи принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика в порядке и на основании документов, утвержденных ФНС России.
Порядок признания безнадежной ко взысканию недоимки, пеней и штрафов и ее списанию установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393@, действующим с 19.10.2010 г., которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки в случаях, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, заверенного гербовой печатью соответствующего суда.
Соответственно, учитывая, что пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ и приказ ФНС России от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393@ требует для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными ко взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных ст. 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных ст. ст. 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.
Таким образом, считаю, что налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорной суммы задолженности в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания, поскольку:
- недоимка по [указать вид налога] в размере [цифрами и прописью] рублей образовалась до [число, месяц, год];
- пени в размере [цифрами и прописью] рублей начислены на спорные суммы недоимки;
- [указать основание наложения и размер штрафа/размер процентов];
- документы, датированные ранее [значение] года, истцом утрачены в связи с истечением сроков, предусмотренных пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, что делает невозможным проверку правильности исчисления налоговым органом задолженности истца перед бюджетом;
- ответчик не обращался в суд с иском о взыскании с истца причитающейся к уплате суммы налога, пеней, штрафов, процентов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 59 НК РФ, ст. ст. 125, 126 АПК РФ, прошу:
1) Признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку истца по [указать вид налога] в сумме [цифрами и прописью] рублей, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную сумму недоимки, в размере [цифрами и прописью] рублей, штрафам в размере [цифрами и прописью] рублей, процентам в сумме [цифрами и прописью] рублей в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренных ст. ст. 45, 46, 47, 70 НК РФ.
2) Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

Приложение:
1) копия документа, подтверждающего факт направления стороне по делу копии заявления;
2) квитанция об уплате государственной пошлины;
3) копия справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на [число, месяц, год];
4) [документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в исковом заявлении].

[подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]

Налоговики не вправе истребовать недоимку, если истек срок ее взыскания. Это одно из оснований для списания задолженности (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ). Однако списать просроченную недоимку инспекция сможет только на основании судебного акта (определение ВС РФ от 02.11.16 № 78-КГ16-43). Для его получения необходимо выполнить девять шагов.

Порядок принудительного взыскания недоимки

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а контролеры вправе взыскивать недоимку, а также пени, проценты и штрафы (подп. 1 п. 1 ст. 23, подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ). Кодекс устанавливает последовательную процедуру принудительного исполнения обязанности по уплате налога (постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.05 № 13592/04).

Первый этап. Если компания не погасила недоимку в срок, то проверяющие не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки направляют ей требование об уплате налога, пеней и штрафа (п. 1 и 2 ст. 69, п. 1 и 2 ст. 70 НК РФ). Компания должна исполнить его в течение восьми дней (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Второй этап. Налоговики применяют принудительные меры взыскания (ст. 45, 46, 47 НК РФ). Не позднее двух месяцев со дня истечения срока уплаты по требованию контролеры принимают решение о взыскании недоимки за счет средств на счетах компании (п. 3 ст. 46 НК РФ). Решение, принятое после истечения двух месяцев, недействительно. В этом случае фискалы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании. Но не позднее шести месяцев с момента истечения срока уплаты по требованию.

При недостаточности средств на счетах или отсутствии информации о них контролеры вправе взыскать задолженность за счет иного имущества компании (п. 7 ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании принимается в течение одного года с момента истечения срока уплаты по требованию об уплате налога.

Решение, принятое после истечения указанного срока, недействительно. В этом случае налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании. Но не позднее двух лет со дня истечения срока исполнения требования (п. 1 ст. 47 НК РФ). Контролеры вправе перейти к принудительному взысканию за счет иного имущества только после принятия мер по взысканию за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (п. 55 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

Предельный срок на принудительное взыскание налога включает в себя:

  • срок уплаты налога;
  • три месяца на направление требования об уплате налога;
  • восемь дней на исполнение требования в добровольном порядке;
  • два месяца на списание средств со счетов в безакцептном порядке;
  • шесть месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пеней;
  • два года на взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Налоговики не вправе списать задолженность без судебного акта

После истечения указанных сроков контролеры утрачивают право на взыскание. Задолженность становится безнадежной. Любые действия по ее взысканию незаконны. Почему же контролеры не списывают просроченную задолженность автоматически? Потому что непринятие мер по взысканию – не основание для прекращения обязанности по уплате налога и для исключения соответствующих записей из лицевого счета компании (абз. 2 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

Нижестоящие суды приходят к аналогичным выводам (постановление АС Московского округа от 04.10.16 № Ф05-5879/2016).

Исключить записи о задолженности из лицевого счета можно только на основании судебного акта. В нем должно быть указано, что фискалы утратили право на взыскание в связи с истечением установленного срока (подп. 5 п. 3 ст. 44, подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ). Верховный суд указал, что исключение записей о недоимке из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки (определение от 02.11.16 № 78-КГ16-43). Пока долг числится на лицевом счете, он всегда будет отражаться в справке об отсутствии задолженности или в справке об исполнении обязанности по уплате налогов. Даже если такого налога уже не существует. Например, ЕСН, налог с продаж.

Причем общество вправе подать иск в суд о признании задолженности безнадежной в любое время. АС Дальневосточного округа установил, что компания получила справку о состоянии расчетов с бюджетом, согласно которой у нее имелась налоговая задолженность за 2007–2010 годы.

Инспекторы утратили возможность взыскать недоимку в принудительном порядке. Поэтому организация подала иск в суд о признании просроченной задолженности безнадежной к взысканию.

Налоговики заявили, что компания пропустила трехлетний срок для подачи иска. Однако арбитры пришли к выводу, что для подачи иска о признании недоимки безнадежной срок давности не установлен (ст. 59 НК РФ, постановление от 21.09.16 № Ф03-4261/2016).

Как получить справку об отсутствии задолженности

Справка об отсутствии задолженности по налогам необходима для получения лицензий (подп. 3 п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ), кредитов. А также для участия в закупках (Федеральные законы от 18.07.11 № 223-ФЗ, от 05.04.13 № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 05.08.16 № Д28и-1966). Справка входит в комплект документов, представляемых для изменения вида разрешенного использования земельных участков и т.п.

Справку об отсутствии задолженности по уплате налогов можно получить, только если у компании нет даже копеечной недоимки по налогам, пеням, штрафам и процентам (п. 166, 167 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н, письмо Минфина от 17.06.16 № 03-02-08/35413).

Государственные органы вправе самостоятельно получать от налоговиков сведения о наличии или отсутствии налоговой задолженности (распоряжение Правительства РФ от 01.11.16 № 2326-р). Таким образом, соответствующие органы могут выяснить, что у компании есть задолженность, и отказать в предоставлении госуслуг.

Если за компанией числится просроченная недоимка, а для дальнейшей деятельности необходимо показать, что неисполненных обязательств перед бюджетом нет, есть два выхода. Первый – полностью погасить задолженность и получить справку об ее отсутствии.

Второй – обратиться в суд с заявлением о признании задолженности безнадежной к взысканию и получить справку только после вступления в силу соответствующего судебного акта. Вывод суда об утрате возможности взыскания в связи с истечением установленного срока может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части судебного акта (абз. 4 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

Первый путь более быстрый. Если сумма задолженности незначительна, а справка нужна быстро, то можно им воспользоваться. Следует иметь в виду, что утрата возможности принудительного взыскания – не основание для прекращения обязанности по уплате недоимки. Суммы задолженности, которые компания самостоятельно перечислила в бюджет, не являются излишне уплаченными (ст. 44 НК РФ). Они не подлежат возврату или зачету по правилам статьи 78 НК РФ (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Нельзя погасить задолженность, получить справку, а затем вернуть перечисленную сумму налога как излишне уплаченную в связи с тем, что истек срок на принудительное взыскание.

Заявление в суд о признании недоимки безнадежной к взысканию рассматривается по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ. При подаче заявления нужно уплатить государственную пошлину в размере 6 тыс. рублей (подп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, абз. 5 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Это заявление относится к иным заявлениям неимущественного характера.

Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик. В том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию (абз. 5 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

При признании недоимки безнадежной отсутствует досудебный порядок

При подаче заявления о признании недоимки безнадежной отсутствует обязательный досудебный порядок, предусмотренный статьей 138 НК РФ. Так как цель подачи заявления – не обжаловать действия налоговиков, а получить судебный акт, позволяющий им признать задолженность безнадежной и списать ее. Без судебного акта налоговый орган не вправе списать задолженность, даже если срок ее взыскания истек (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

В одном из дел суд указал, что при подаче заявления о признании задолженности безнадежной к взысканию отсутствует обязательный досудебный порядок. Цель подачи заявления – установление обстоятельств, необходимых для исключения записей о задолженности из лицевого счета налогоплательщика. Суд признал недоимку безнадежной к взысканию, обязанность по ее уплате признана прекращенной (решение АС Ставропольского края от 05.02.16 № А63-12128/2015).

Федеральный законодатель не установил обязательный досудебный порядок в отношении налоговых споров о признании задолженности безнадежной к взысканию (решение АС Пермского края от 19.02.16 № А50-28159/2015). В других спорах судьи также указывали, что законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования подобных споров (постановление Третьего ААС от 18.02.16 № А69-2192/2015).

Налогоплательщик не обязан обращаться в инспекцию в досудебном порядке с заявлением о признании сумм, возможность взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию (определение ВС РФ от 02.11.16 № 78-КГ16-43).

Девять шагов, которые позволят списать просроченную недоимку

Для получения судебного акта, позволяющего налоговикам признать задолженность безнадежной и списать ее (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ), компании необходимо последовательно пройти девять шагов.

Шаг 1. Запросить в инспекции справку о состоянии расчетов по налогам (приложение № 1 к приказу ФНС России от 28.12.16 № ММВ-7-17/722@), из которой видно наличие задолженности. Также стоит запросить выписки из лицевого счета, чтобы понимать, когда возникла задолженность.

Шаг 2. Подготовить заявление о признании задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной к взысканию. Нужно указать в заявлении, что инспекторы не выставляли компании требование об уплате налога, не принимали решения о взыскании недоимки за счет средств на счетах или за счет иного имущества компании. Также надо указать, что инспекция не обращалась в суд за взысканием.

Шаг 3. Уплатить государственную пошлину. Здесь нужно учитывать, что по данным делам при вынесении судом положительного решения пошлина будет все равно отнесена на компанию. Так как издержки по требованиям, не связанным с нарушением или оспариванием прав компании, не распределяются между лицами, участвующими в деле (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.16 № 1).

Шаг 5. Стоит приложить к заявлению справку о новейшей судебной практике, связанной с признанием недоимки безнадежной к взысканию. Наличие такого документа снимет вопросы у судьи. Нарушение единообразия в применении судами норм права – одно из оснований для отмены или изменения постановлений в порядке надзора (п. 3 ст. 308.8 АПК РФ).

Шаг 6. Получить положительное решение суда и дождаться его вступления в силу. Арбитры должны рассмотреть дело в течение трех месяцев со дня поступления заявления (п. 1 ст. 152 АПК РФ).

Шаг 7. Представить в инспекцию копию вступившего в силу судебного акта. В его мотивировочной или резолютивной части должно быть указано, что инспекция утратила возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока.

Копия акта должна быть заверена гербовой печатью соответствующего суда (п. 4 Перечня документов, утв. приказом ФНС России от 19.08.10 № ЯК-7-8/393@). Но в последнее время налоговики принимают копию решения суда, распечатанную с сайта arbitr.ru.

К копии судебного акта необходимо приложить сопроводительное письмо и заявление о списании задолженности.

Шаг 8. Дождаться, когда инспекция спишет просроченную недоимку и исключит соответствующие записи из лицевого счета. Контролеры должны списать задолженность в течение шести рабочих дней (п. 5.6 Порядка списания недоимки, утв. приказом ФНС России от 19.08.10 № ЯК-7-8/393@).

Шаг 9. ИФНС должна выдать справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащую указание об отсутствии задолженности перед бюджетом (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Форма и порядок заполнения справки утверждены приказом ФНС России от 20.01.17 № ММВ-7-8/20@. Фискалы должны представить справку в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего письменного запроса (п. 163, 167 Административного регламента ФНС, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н).

Контролеры вправе взыскать пени, если они своевременно приняли меры к взысканию налога

Принудительное взыскание пеней производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Инспекторы вправе взыскать пени, только если они своевременно приняли меры к принудительному взысканию соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки (п. 57 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

Уплата пеней – дополнительная обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога. Налогоплательщики перечисляют пени одновременно с налогом либо после уплаты налога.

Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не начисляются (постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.07 № 8241/07).


Управляющий партнер Джей энд Кей Лоерз делится интересным случаем.

ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 5 ПО Г. МОСКВЕ обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА” в лице конкурсного управляющего Галандина С.А. признании задолженности в размере 942 591 250,57 руб. безнадежной ко взысканию.

Арбитражный суд города Москвы данные требования удовлетворил.

Как усматривается из материалов дела, Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов,

подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Пунктом 2.4 данного Порядка установлено, что он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», Федеральная Налоговая Служба представляет требования по

обязательствам перед Российской Федерацией.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2012 по делу № А40-49288/09-124-67Б в отношении ОАО «Строительное управление Московского военного округа» (далее ОАО «СУ МВО»), ИНН 7705892313, КПП 770501001 ведена процедура банкротства – конкурсное производство.

Объявление опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 99 от 02.06.2012 на стр.21.

ИФНС России № 5 по г. Москве и ОАО СУ МВО проведена совместная сверка расчетов с бюджетом с подписанием двухстороннего акта сверки № 32600 по состоянию на 10.03.2015.

По состоянию на 25.02.2020 задолженность ОАО «Строительное управление Московского военного округа» перед бюджетом составляет 942 591 250.57 руб., в т.ч. налоги – 501 016 288.26 руб., пени – 437 135 586.75 руб., штрафы – 4 439 375,56 руб.

Сроки образования указанной задолженности 1998 год – 1 кв. 2009 года. Определениями Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-49288/09-124-67Б от 17.10.2011, а также от 26.12.2016 в отношении указанной выше задолженности установлен факт истечения сроков исковой давности.

Заявитель (то есть сама инспекция) указывает, что Инспекция утратила возможность на принудительное

взыскание указанной выше задолженности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок

производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих сумм пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пени).

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган согласно п. 3 ст. 46 НК РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога; заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии с п. 9 ст. 46 НК РФ положения этой статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога.

Из п. 7 ст. 46 НК РФ следует, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика.

В связи с чем п. 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает, что судам необходимо исходить из того, что невынесение названным органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абзацем первым пункта 3 статьи 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абзацем третьим пункта 1 ст. 47 Кодекса.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными

законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

В силу п. 57 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57 при применении судами ст. 75 НК РФ необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, в этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Из изложенного следует, что предельный срок принудительного взыскания налога (и соответственно пени, начисленных на неуплаченную сумму налога), а также штрафа включает в себя: срок уплаты налога + 3 месяца на направление требования + 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.11.2007 г. № 8241/07 указал, что уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что на момент рассмотрения настоящего дела правовых возможностей для принудительного взыскания задолженности ответчика перед бюджетом в размере 254 328 руб. 92 коп. по НДС, пени по НДС в сумме 80 142 руб. 05 коп. не имеется, все сроки принудительного взыскания в отношении данной

задолженности, которую заявитель продолжает числить за ответчиком, истекли.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются в т.ч. налоговые органы по месту нахождения организации при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 – 3 пункта 1 настоящей статьи; а также налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) – при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

Поскольку судом установлено, что сроки принудительного взыскания задолженности в размере 942 591 250,57 руб. истекли, правовых возможностей по ее взысканию с ответчика с учетом положений законодательства о налогах и сборах, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, не имеется; то данная задолженность подлежит признанию невозможной ко взысканию с целью последующего принятия заявителем мер, предусмотренных ст. 59 НК РФ на основании решения по настоящему делу.

Решение по делу № А40-42570/20 140-723 от 05.06.2020

Читайте также: