Грузовые перевозки на осно

Опубликовано: 17.04.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Патент для грузоперевозок

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

Патент доступен при перевозках автотранспортом. Его удобство в том, что он во многом стал аналогом ЕНВД, и если прежде перевозчик работал на вмененке, в его работе мало что изменится с переходом на патент. Минус — он подходит только предпринимателям, организациям применять патент нельзя. Также на патенте есть лимиты:

  • у предпринимателя должно быть не больше 15 сотрудников;
  • доход не должен превышать 60 млн рублей в год.

Многие ИП задают вопрос: придется ли покупать несколько патентов, если перевозка пассажиров и грузов происходит между регионами. Ответ такой: достаточно одного патента в том регионе, где вы проживаете и главным образом ведете работу. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Если вы работаете в Свердловской области и иногда возите грузы в Челябинскую, достаточно указать место заключения договора Екатеринбург, и вам не придется покупать патент в Челябинской области.

Реклама на транспорте и налоговые режимы

Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.

У предпринимателей есть выбор. Для перевозок подходит патент — важно лишь соблюдать лимиты, о которых мы писали выше. Какая налоговая система подойдет для размещения рекламы — зависит от законодательства в вашем регионе.

С 2021 года регионы могут включать в список видов деятельности по патенту новые направления (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Если в вашем регионе разрешат применять ПСН при размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств, то вы сможете работать на патенте по этому виду деятельности. Если же нет, придется с рекламой работать на УСН, а с перевозками на патенте и совмещать режимы.

Самозанятость для перевозок

Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:

  • лимит по выручке в год — до 2,4 млн рублей;
  • работать можно строго без сотрудников;
  • нельзя совмещать НПД с другими системами налогообложения.

Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.

Совмещение налоговых режимов

С 2021 года совмещение доступно только для ИП: УСН + патент и ОСНО + патент. Это вполне рабочие варианты для перевозок, если ИП занимается еще одним или несколькими видами деятельности. При такой работе нужно вести раздельный учет по деятельности на каждом режиме и следить за соблюдением ограничений.

При работе на УСН + патент придется следить за лимитами, чтобы не “слететь” с патента полностью на упрощенку:

  • выручка по всей деятельности не должна превышать 60 млн рублей;
  • в деятельности по патенту должно работать не больше 15 человек, а всего по предприятию — не более 130 сотрудников, при этом если работник занят одновременно в двух видах деятельности, придется отнести его к патенту;
  • остаточная стоимость основных средств по всему предприятию не должна превышать 150 млн рублей.

При совмещении ОСНО + патент следить придется только за лимитами по патенту:

  • выручка по ПСН — не более 60 млн рублей в год;
  • не более 15 сотрудников, занятых по патенту.

Если предприниматель нарушает указанные лимиты, он должен перевести всю деятельность на свой базовый налоговый режим (УСН или ОСНО) с начала того периода, на который куплен патент. Если ИП покупает в течение года несколько патентов, например, каждый месяц, то при нарушении лимитов, перейти полностью на упрощенку или ОСНО нужно с начала действия того патента, при котором лимиты были нарушены.

Выбор самой выгодной системы налогообложения

Рассчитайте налоговую нагрузку на разных режимах налогообложения с помощью нашего бесплатного калькулятора, сравните и выберите самый выгодный режим. Учитывайте ограничения каждого из них — калькулятор и пояснительная статья помогут разобраться, что вам больше подходит.

Учет и отчетность на разных налоговых режимах

Проще всего организована работа самозанятых: они не ведут учет, не сдают никаких отчетов, а весь контроль за деятельностью ведется через приложение “Мой налог”.

При работе на патенте тоже нет отчетности по налогам: предприниматель просто регулярно подает заявления на получение патента — важно лишь вовремя вносить патентные платежи. Отчетность придется сдавать за сотрудников, если они у вас есть. На патенте есть подобие учета: налогоплательщики заполняют Книгу учета доходов. Узнайте больше о работе на патенте в нашей статье.

На УСН есть налоговая декларация, которую придется сдавать раз в год. Также работодатели сдают отчетность в налоговую и фонды за сотрудников. Учет зависит от объекта налогообложения - “Доходы” или “Доходы минус расходы”. Читайте о работе на УСН в статье.

Ну, и на ОСНО — самом сложном и “дорогом” режиме — есть несколько ежеквартальных и годовых отчетов: по НДС, налогу на прибыль для организаций или по НДФЛ для ИП, также декларация по налогу на имущество и отчеты за сотрудников. Учет на ОСНО сложен и требует хотя бы начальных знаний в бухгалтерии. Узнайте больше об этом режиме.

Чтобы справляться с учетом и отчетностью самостоятельно, протестируйте веб-сервис Контур.Бухгалтерия: он автоматически рассчитывает налоги и формирует отчеты для отправки через интернет. Здесь вы сможете работать на УСН или ОСНО, совмещать базовый режим с патентом. В сервисе большинство функций автоматизированы и есть много инструментов для работы бухгалтера и руководителя компании. Всем новичкам мы даем бесплатный тестовый период — 2 недели.

ВЫБОР РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВАРИАНТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ДЛЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКА

Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. При кажущейся простоте данный вид деятельности вызывает необходимость большой «бумажной» работы. Эту «бумажную» работу можно условно разделить на три направления:

  • оформление разрешительных документов;
  • оформление документов на оказание услуг;
  • оформление документов, связанных с бухгалтерским учетом и налогообложением.

Сегодня деятельность в данной отрасли строится по-разному. Существуют компании, которые выступают «операторами» логистики принимая заказ на перевозку грузов и нанимают непосредственно перевозчиков для транспортирования грузов. Некоторые из таких операторов имеют собственный автопарк. Зачастую собственного автопарка не хватает и все равно приходится нанимать перевозчиков со своим транспортом. При этом перевозчики также существуют в различных юридических формах.

Так, перевозчиком может выступать юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью (ООО)), имеющее в штате водителей и транспорт в собственности или аренде. Перевозчиком может выступать так же индивидуальный предприниматель (ИП), имеющий в собственности автомобиль и оказывающий услуги по перевозке лично.
Индивидуальный предприниматель может иметь в собственности несколько единиц автотранспорта (автомашин) и для оказания услуг перевозки нанимать водителей.

На сегодня многие субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере грузоперевозок, регистрируются как ИП.
Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.

Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта.

В сфере грузоперевозок возможно три варианта:

  • Использование собственных транспортных средств.
  • Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.
  • Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.

Для осуществления грузоперевозок важно правильно выбрать ОКВЭД при регистрации бизнеса. Следует учитывать, что сдача в аренду собственного транспорта к данному виду деятельности не относится.

4 популярных режима налогообложения для грузоперевозчиков

ИП, работающие в сфере транспортировки грузов различных типов, тоннажа, могут использовать следующие налоговые системы:

  • общая система налогообложения (ОСН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • патентная система налогообложения;
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Свои особенности имеет каждый режим налогообложения. Они будут подробно рассмотрены ниже.

Выбор налоговой системы определяет количество уплачиваемых в бюджет налогов, специфику и сложность бухгалтерского учета, возможности индивидуального предпринимателя, касающиеся развития, расширения бизнеса (прежде всего увеличение годового дохода, оборота). Также имеет значение количество используемого в предпринимательской деятельности транспорта. Причем учитываются как машины, находящиеся в собственности ИП, так и машины, привлеченные по договорам аренды и т.п.
Чтобы правильно (рационально) выбрать налоговый режим, стоит учесть и ряд дополнительных нюансов.
Во-первых, необходимо спрогнозировать предполагаемый объем заказов, и кто будет заказчиком услуг.
Во-вторых, определиться с тем, нужны ли штатные единицы для администрирования процессов, ведения документооборота, решения логистических задач и вопросов.
Нельзя не отметить и наличие существующих ограничений по выбору, применению налоговых режимов. Так, например, работать на ЕНВД разрешается только при наличии парка менее чем в 20 машин. Ограничена также возможность совмещения некоторых налоговых режимов. ИП-грузоперевозчик не может использовать одновременно вмененку и патентную систему налогообложения.

ОСН для грузоперевозок

Общий режим налогообложения является базовым, стартовым, основным. Он устанавливается для всех ИП-грузоперевозчиков по умолчанию при регистрации в качестве ИП. Переход на специальные режимы осуществляется в заявительном порядке.
ОСН является наиболее невыгодным режимом налогообложения с точки зрения налоговой нагрузки, так как его применение подразумевает уплату налога на добавленную стоимость (НДС).
Этот налог (НДС) является определяющим при выборе системы налогообложения, потому что некоторые заказчики при выборе поставщика услуг одним из обязательных условий выдвигают наличие НДС в счетах-фактурах перевозчиков.
Если в числе Ваших заказчиков большинство тех, кому обязательно нужен НДС, тогда вам следует применять ОСНО и платить НДС.
Кроме того ОСНО подходит для крупных субъектов предпринимательства. Такой режим рационально выбирать, имея большой парк техники, штат сотрудников. Также ОСН подойдет ИП, нацеленному на быстрое развитие бизнеса, сотрудничество с юридическими лицами, запрашивающими НДС в счетах.
Представленный режим налогообложения имеет несколько важных преимуществ. Первое и главное – фактическое отсутствие ограничений по размеру выручки за год и размеру автопарка. Кроме того, ОСН дает возможность бесконечно расширять клиентскую базу, оказывая транспортные услуги компаниям, которые являются плательщиками НДС.
Налоговый режим, естественно, не лишен и некоторых особенностей, усложняющих учет. На ОСН приходится крайне внимательно относиться к документальному подтверждению расходов. Также существует обязанность по исчислению, уплате НДС.
Общий режим невыгоден грузоперевозчикам, у которых отсутствуют значительные расходы. В таких случаях солидные налоговые обязательства могут заметно подорвать бюджет.

Грузоперевозки на упрощенке

Упрощенная система нередко применяется индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере грузоперевозок. Она удобна для тех, кто не сотрудничает с заказчиками - налогоплательщиками НДС, имеет годовой доход, не выходящий за рамки существующих ограничений для применения УСН (не более 150 млн. руб. в год), не планирует нанимать большое количество сотрудников.
Упрощенка позволяет выбирать объект налогообложения – доходы либо доходы за вычетом расходов. Если ИП сложно определиться с типом УСН, имеет смысл проконсультироваться со специалистами. Иногда оптимальный объект налогообложения прорисовывается только в процессе ведения предпринимательской деятельности. Если изначально тип упрощенки выбран неверно, его можно изменить в заявительном порядке с начала следующего календарного года.
УСН привлекает предпринимателей довольно простым, прозрачным учетом. Минимум отчетных форм – относительно небольшие расходы на содержание бухгалтера.
Еще один нюанс упрощенки в том, что она позволяет предпринимателю снижать налоговую нагрузку при уплате пенсионных взносов.
Что касается специфики режима, стоит отметить действующие ограничения по годовому доходу (150 млн. руб. в год), штату сотрудников (не более 100 человек), срокам изменения системы налогообложения.

Вмененка на транспорте

Перевозка грузов предусматривает возможность применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Специфический режим налогообложения предприниматели выбирают достаточно часто. Это обусловлено его удобством, особенно для небольшого бизнеса.
Применяя вмененку, ИП-грузоперевозчик:
• Не ведет полноценный документооборот. Ему вменен в обязанность только учет физического показателя, которым выступает единица транспорта. То есть значение имеет количество машин, задействованных в грузоперевозках. Расходы на топливо, запчасти и т.п. в учетных формах не фигурируют.
• Может совмещать режим налогообложения с упрощенкой. Оправданным является совмещение с УСН «доходы». При этом отсутствует необходимость учета затрат, появляется возможность реально и абсолютно законно оптимизировать налогообложение.
Но ЕНВД выгоден не всегда. Если ИП оказывает услуги по перевозке грузов периодически, не имеет стабильного дохода, единый налог платить попросту нерационально.

Патент и грузоперевозки

Патентная система (ПСН) актуальна для перевозчиков в статусе ИП, которые имеют незначительные по стоимости контракты, небольшой автопарк, не хотят заморачиваться с бухгалтерским учетом, налоговой отчетностью, точно высчитывать доходы, расходы, подтверждать последние.
ПСН, как и любой другой режим, имеет ряд особенностей. Данный режим имеет существенные ограничения по сумме возможного дохода (не более 60-ти млн. руб. в год). Применяться он может только в регионе непосредственной выдачи. Это следует учитывать при заключении контрактов, договоров. Место их составления и применения ПСН должно совпадать.

Кое-что о документообороте
Грузоперевозки – довольно специфический вид деятельности. Он предусматривает необходимость ведения соответствующего документооборота. Так, вне зависимости от выбранного режима налогообложения, предпринимателю придется обеспечивать:

  • Выписку так называемых путевок на каждого водителя и каждую поездку. Правила оформления путевых листов стандартизованы, жестко регламентированы;
  • Проведение и документирование медицинского осмотра водителей перед рейсом и технического осмотра транспорта;
  • Заключение экспедиционных договоров.
  • Ведение журналов учета указанных документов.

Так же заслуживает внимания оформление взаимоотношений с работниками – водителями. В зависимости от того в каком статусе ИП с ними сотрудничает это могут быть трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера. В любом случае по сотрудникам необходимо представлять ежеквартальную отчетность в государственные внебюджетные фонды.


Заключить договор на ведение бухгалтерского учёта в Перми очень просто – позвоните по телефону +7 (342) 215-73-00, отправьте письмо на электронную почту audit@capital-cg.ru или приезжайте к нам в офис по адресу г. Пермь, ул. Сибирская, д. 32.

Хотите передать бухгалтерию на аутсорсинг и ищете бухгалтерское обслуживание в Перми? Обращайтесь в Консалтинговую группу «Капитал»!

О чем вы узнаете:

  • Какую систему налогообложения выбрать для ИП в грузоперевозка
  • Патент на грузоперевозки для ИП
  • Стоимость патента на грузоперевозки для ИП в 2021 году
  • Патент на грузоперевозки для ИП : заявление
  • УСН для ИП в 2021: грузоперевозки
  • УСН и ПАТЕНТ одновременно: грузоперевозки
  • Грузоперевозки на ОСНО: бухучет и налоговый учет
  • Cамозанятый: грузоперевозки 2021
  • Предусмотрены ли налоговые каникулы для грузоперевозок в 2021 году?
  • Какую систему налогообложения выбрать при грузоперевозках в двух городах

Из-за отмены ЕНВД приходится выбирать: УСН или патент на грузоперевозки для ИП . Мы предлагаем прочитать полный обзор одного и второго специального режима налогообложения. В конце статьи читайте ответы на самые популярные вопросы, в том числе может ли грузоперевозки в 2021 году осуществлять самозанятый.

Изменения в грузоперевозках в 2021 году: какую систему налогообложения выбрать для ИП в грузоперевозках

Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.

До 2021 года ИП в сфере грузоперевозок мог выбрать такие специальные режимы налогообложения: УСН, патент, ЕНВД.

С 2021 года ЕНВД отменен, поэтому для ИП с грузоперевозками остается только два режима:

  • патент;
  • УСН.

Ниже рассмотрим все плюсы и минусы, подводные камни обоих режимов.

Помощником в ведении налоговой и бухгалтерской отчетности станет программа от Класс365. Она упрощает заполнение документов, исключает ошибки и помогает контролировать движение финансов в компании. Попробовать в действии полный функционал программы Класс365 для автоматизации бизнеса можно прямо сейчас >>

Патент на грузоперевозки для ИП

Патент на грузоперевозках

Предприниматель может использовать патент на грузоперевозки. Это прописано в части 2 статьи 346.43 НК РФ. Объясним подробнее условия и тип перевозок, разрешенных для патентной системы.

Патент на грузоперевозки для ИП : условия

Любой ИП на патенте обязан работать в соответствии с требованиями этой системы налогообложения:

  1. не больше 15 человек сотрудников;
  2. доход не должен превышать 60 млн;
  3. работать необходимо по месту прописки.

Если какое-то из этих условий не работает, то ИП следует поменять или же изначально выбрать другую систему. Например, УСН, где возможный размер дохода выше и нет привязки к регистрации.

У налоговой неоднозначное отношение к ИП, которые работают на патенте, а возят товары в другие города. В большинстве регионов на это закрывают глаза, в других же — могут пригрозить лишением патента. Однако последние пять лет неизвестно о судах по таким делам. В открытом доступе решения суда в пользу предпринимателей, однако это старые дела (2014 года).

Какие перевозки разрешены на ПСН

Под патент попадают самые популярные у ИП типы перевозок:

  • автомобильным транспортом;
  • водным транспортом.

Также под патент в большинстве регионов России попадают пассажирские перевозки, т.е. услуги такси.

Сколько автомобилей разрешено на ПСН

В Налоговом кодексе нет ограничения по количеству автомобилей. То есть если у ИП парк из 20 авто, то можно регистрировать все. Однако следует помнить, что по закону можно работать на патенте, имея не более 15 наемных сотрудников. То есть часть машин из автопарка будет стоять в гараже.

Какие машины учитывать при подсчете

В заявлении на патент (лист Б) необходимо указать те машины, которые будут участвовать в грузоперевозках. Таким образом, если ИП использует только патентную систему налогообложения, он обязан включить в заявление весь парк работающих автомобилей. Если же будет совмещать патент с УСН, то можно записать часть транспорта.

Патент на грузоперевозки для ИП в 2021 году : стоимость

Патент по грузоперевозкам по разным регионам

Специфика патентной системы: региональные власти сами принимают решения, сколько денег будут платить предприниматели-грузоперевозчики.

Для сравнения, представим в таблице цифры по патенту на грузоперевозки по Москве:

Грузоподъемность транспортного средства Тарифы для ИП из Москвы
до 3,5 тонн 36 000 рублей
3,5 до 5 тонн 60 000 рублей
5,5 до 10 тонн 90 000 рублей
свыше 10 тонн 120 000 рублей

В других регионах патент на грузоперевозки для ИП в 2021 году стоит дешевле. Однако везде рассчитывается по-разному, либо:

  • от грузоподъемности;
  • от количества грузовиков.

Например, в республике Адыгея размер также зависит от грузоподъемности и рассчитывается как 4200 рублей за каждую тонну грузоподъемности. Например, за транспорт в 3 тонны придется заплатить 12600 рублей патента, за 4 тонны — 16800 рублей, за 4,3 тонны — 18060 рублей.

Для Свердловской области патент на грузоперевозки для И П рассчитывается в зависимости от количества грузовых машин. Например, если у ИП один грузовик, то надо платить 8391 рублей. Если два — 16783, если три — 25174 и так далее.

Пример для расчёта

Сколько именно будет стоить патент на грузоперевозки, можно подсчитать на специальной странице ФНС — https://patent.nalog.ru/

Обычно расчет идет на каждый автомобиль по отдельности по формуле: “грузоподъемность транспортного средства” * ставка патента.

Затем все полученные числа складываются.

Приведем пример. Допустим, предприниматель из Москвы владеет пятью грузовиками — один грузоподъемностью 3 тонны, два — 4 тонны и два — 6 тонн. Тарифы можно посмотреть в таблице выше.

Рассчитывается патент так: 36000 + 2*60000 + 2*90000 = 336000 рублей.

Патент на грузоперевозки для ИП : заявление

Если вы определились с типом налогообложения, необходимо написать заявление. Важное отличие патента от УСН — подать заявление на патент можно в любой день года, сумма патента рассчитывается пропорционально оставшемуся времени года (или периоду, на который вы взяли патент).

При заполнении заявления самые популярные вопросы о коде транспортного средства и ОКВЭДу. Объясним нюансы ниже.

Код типа транспортного средства для патента грузоперевозки

Это поле предназначено для выбора транспорта:

01 — автомобильный транспорт по перевозке грузов;

02 — автомобильный транспорт по перевозке пассажиров;

03 — водный транспорт по перевозке пассажиров;

04 — водный транспорт по перевозке грузов.

ОКВЭД грузоперевозки для ИП в 2021

Код выглядит так — 49.41.1

Он состоит из трех кодов-значений:

  • 49 – деятельность сухопутного транспорта и трубопроводов;
  • 49.4 – деятельность грузового автотранспорта и грузоперевозки;
  • 49.41 – деятельность грузового автотранспорта.

Заявление на патент грузоперевозки: образец заполнения

Заполнять форму заявление на патент можно на компьютере либо от руки, тщательно записывая каждую печатную букву.

ИП с грузоперевозками надо заполнить три обязательных раздела заявления и один дополнительный лист Б.

  • общую информацию о себе и сроки работы на патенте, подписывает документ;
  • код деятельности, наличие наемных сотрудников;
  • информация о регионе, где работает предприниматель.

Титульный лист содержит такие сведения:

  • код инспекции ФНС по месту деятельности;
  • полное имя физлица;
  • если ИП уже зарегистрировано, то ОГРНИП;
  • полный адрес регистрации;
  • сколько месяцев действует патент;
  • с какого момента начинает работу;
  • количество листов заявления;
  • дата подачи;
  • контактный телефон.

На второй странице указываются коды. Возможно, будет сложно подобрать классификатор кода предпринимательской деятельности. Код этот имеет шесть цифр и необходимо пользоваться специальным классификатором. Единого общего кода предпринимательской деятельности нет, так как в число кода записаны коды самой деятельности и код региона.

На той же странице заполняется информация о количестве работников и о налоговой ставки. Напомним, что ставка на патенте — 6%, но эта цифра заполняется, если ставка отличается от обычной. Например, сниженный коэффициент.

Третья страница заявление на предпринимательскую деятельность в сфере грузоперевозок — лист А. В нем заполняется:

  • Код субъекта РФ;
  • Код налогового органа.

Строчка с адресом не заполняется, так как речь о постоянном перемещении (даже в пределах города).

Заполнение патента на грузоперевозки: образец листа Б

Лист Б заполняется на каждую единицу автомобилей.

Записывается код типа транспортного средства (01 для автотранспорта, 04 — для водного).

В графе “Идентификационный номер” указывается VIN для автотранспорта, ИМО — для судов.

Также необходимо записать марку транспортного средства, регистрационный знак и грузоподъемность в тоннах (переписать информацию из техпаспорта).

Для грузоперевозок поле с количеством посадочных мест остается пустым.

Как вести книгу доходов на патенте грузоперевозки

Книга доходов нужна на патенте, чтобы предприниматель мог доказать, что он получил не больше 60 млн дохода в год. И не вышел за установленный законом лимит.

Вести книгу доходов можно в электронном и бумажном виде.

УСН для ИП в 2021: грузоперевозки

Усн на грузоперевозках

Если патент предпринимателю не подходит, есть другой режим — УСН. Разберем его специфику для грузоперевозок.

УСН с объектом «Доходы»

Система предполагает, что предприниматель выплачивает 6% от всех поступлений, связанных с его бизнесом. Также есть повышенная ставка 8%, ее применяют в случае, если доходы выросли свыше 150 млн рублей (но не более 200 млн рублей).

Плюсы УСН для грузоперевозок:

  • более крупный лимит возможного дохода;
  • можно заниматься не только грузоперевозочной деятельностью, а оказывать экспедиторские услуги.

6% с условного 100 млн дохода в год — это приличные 6 млн рублей налогов, поэтому большинство предпринимателей совмещают патент и УСН, чтобы сэкономить. Также сэкономить можно, если уменьшить налог на сумму уплаченных за сотрудников взносов.

УСН с объектом «Доходы минус расходы»

Расходы при грузоперевозках предполагаются огромные, поэтому предприниматели задумываются о применении УСН “Доходы минус расходы”. Суть этого режима в оплате 15% с чистой прибыли.

Однако все не так просто. На практике получается, что такой вид налога выгоден только тем предпринимателям с грузоперевозками, у которых документально подтвержденные траты составляют 60% и более от всего дохода.

Таким образом, если у ИП большой штат работников и в автопарке более 10 автомобилей, то вероятно, этот вид налога будет выгоден. Но желательно взвесить все “за” и “против” и заранее прикинуть объем расходов.

УСН “Доходы минус расходы” не подойдет ИП, например, с тремя “Газелями”, который:

  • получает доход наличкой;
  • чинит авто в неофициальных автосервисах-гаражах.

УСН и ПАТЕНТ одновременно: грузоперевозки

Совмещать УСН и патент при грузоперевозках ИП разрешено. Более того — консультанты рекомендуют это делать, так как в патент на грузоперевозки входит только сама доставка грузов.

Если ИП оказывает еще и экспедиторские услуги, то необходимо оформить дополнительно УСН. Причем в договоре указывать отдельный счет на грузоперевозки, отдельный — на экспедиторские услуги.

Грузоперевозки на ОСНО: бухучет и налоговый учет

Основная система налогообложения самая сложная, так как при ней ИП выплачивает НДС, НДФЛ в пользу государства. Кроме того, она требует дополнительных расходов на квалифицированного бухгалтера, который будет управляться с ворохом документов.

Зато при ОСНО можно увеличить количество потенциальных контрагентов, заключив контракты с крупными предприятиями, которые обязаны работать с НДС (это налог 10-20% от стоимости товаров). Предприятия на ОСНО могут заявить вычет НДС, поэтому им выгодно работать с контрагентами, выделяющими НДС.

Приведем пример. Грузоперевозчик на ОСНО привез заказ и получил 120 000 рублей. Так как он она ОСНО, он заплатит 20 тысяч рублей НДС. Груз был продан оптовику за 300 000 рублей, НДС составит 50 тысяч. Однако эту сумму можно уменьшить на 20 тысяч, уже оплаченных фирмой-перевозчиком.

Если грузоперевозчик покупает шины, чинит транспорт у фирм, которые также выплачивают НДС, он сам может сократить свои налоги на эту сумму. Однако необходимо, чтобы вычет НДС был обоснованным. Поэтому надо тщательно вести учет: налоговый и бухгалтерский.

Отчетность нужна раз в квартал, однако нередки случаи общения с ФНС ежемесячно. Поэтому нужен не один бухгалтер, а как минимум двое специалистов. Вряд ли получиться нанять бухгалтера на аутсорс — документов, связанных с грузоперевозками, и подлежащих учету много в бумажном виде.

В общем, следует решить, насколько целесообразным будет использование ОСНО для ИП с грузоперевозками. Для этого желательно ответить на вопросы:

  1. Сколько контрагентов платит НДС у вас сейчас? Будет ли конкурентным преимуществом ваш переход на ОСНО?
  2. Окупится ли найм еще одного бухгалтера?
  3. Можно ли собрать платежи по НДС, чтобы сократить размер налога? На какой системе налогообложения находится автосервис, в котором вы предпочитаете ремонтироваться? Может ли автомагазин, где вы покупаете расходники, выделять НДС в счетах-фактурах?

Если ответы на вопросы отрицательные, можно закрыть идею выбора ОСНО для грузоперевозок как неперспективную.

Специфика бухучета грузоперевозок на ОСНО

Учитывая затраты, которые связаны с перевозкой грузов, бухгалтеру стоит обратить внимание:

  1. Транспорт надо поставить на баланс (если он в собственности) или занести за баланс, если они арендованы. Во втором случае используется счет “Арендованные основные средства”. Нужно внимательно изучить договор лизинга (если он есть) и поставить на баланс так, как предполагает этот договор.
  2. Перевозчик должен временно или постоянно зарегистрировать транспорт и платить с него налог. Причем при временной регистрации налог также предполагается.
  3. Горюче-смазочные материалы надо особым образом относить в затраты. Нормы утверждены законодательно, либо можно разработать свои. Однако надо учитывать расход материалов по каждому из автомобилей, списывать их по особому алгоритму.
  4. В учете надо отражать выдачу и отправку на хранение летних и зимних шин.

Учитывать надо также расходы на:

  • страхование;
  • техосмотр автотранспорта;
  • техобслуживание;
  • на ставку специалиста, который будет выполнять медосмотры водителей;
  • оплату перерыва в работе у водителей (обязательны из-за специального закона о труде и отдыхе водителей);
  • оплата проезда по платным дорогам.

Плата в системе ПЛАТОН: бухучет

Предприниматели могут уменьшить транспортный налог на размер оплаты в системе “ПЛАТОН” (за проезд по платным дорогам). Об этом сказано в п. 2 ст. 362 НК РФ, Письме ФНС от 25.08.2016 № 12.08.2016.

Если размер налога меньше оплаты “ПЛАТОНа”, то транспортный налог будет равен 0.

Cамозанятый: грузоперевозки 2021

Вместо ЕНВД государство предложило другой налог — на профессиональный доход. По-простому — самозанятость.

ИП с грузоперевозками (и даже просто физлицо с газелью) без наемных сотрудников может использовать этот режим, однако в регионах он не будет выгодным. И вот почему:

  1. При расчете налогов не учитываются расходы (бензин, тех обслуживание, расходные запчасти), а платится налог с доходов: 4% при работе с физлицами и 6% — с юрлицами.
  2. Максимальный доход ограничен 2,4 млн рублей, однако “денежные” месяцы могут приностить не 200 тысяч, а 350 тысяч дохода. Есть шанс выйти за лимит самозанятости в грузоперевозках в 2021 году.
  3. ИП в большинстве случаев все равно придется оформлять, так как многие контрагенты предпочитают заключать договоры на перевозки с ИП или ООО, а не с физлицами на самозанятости.

Предусмотрены ли налоговые каникулы для грузоперевозок в 2021 году?

Сфера перевозки грузов не считается социальной, научной или производственной. Также грузоперевозки не попали под ограничения властей, которые приняты для борьбы с коронавирусом.

Следовательно, льготная ставка 0% (как в патентной, так в упрощенной системе) не предусмотрена.

Какую систему налогообложения выбрать при грузоперевозках в двух городах

Может ли ИП работать на патенте, если у него есть заказы на грузоперевозки в нескольких городах? Например, он возит из Краснодарского края в регионы Черноземья яблоки, а оттуда, чтобы не ехать порожняком, берет заказ на картошку?

Именно такой вид деятельности настораживает налоговые службы.

ИП на патенте, по мнению ФНС, должен работать только в своем регионе, т.е. принимать заказы только там. Поэтому если фермеры с яблоками и с картошкой заключают договоры в регионе прописки, то придраться не к чему. Если же фермер с яблоками находится в Адыгее, фермер с картошкой — в Белгороде, а сам предприниматель зарегистрирован в Краснодаре, то ФНС заподозрит нарушение и патента лишит.

  • Кассовая программа
  • Складской учет
  • Готовая Система лояльности
  • Готовый Интернет-магазин в подарок!

  • Покажем как всё работает, ответим на
    любые вопросы!
  • Поможем: настроить кассу и заполнить
    остатки за 1 день!
  • Подключим готовый интернет-магазин в
    подарок!
  • Расскажем о вас всему миру, в разделе
    Кейсы на нашем сайте!

Специальные налоговые режимы помогают экономить на платежах в бюджет. Если у бизнеса несколько видов деятельности и для каждого выгоден свой режим, удобно их совмещать. После отмены ЕНВД самые популярные варианты совмещения налоговых режимов станут недоступны. Расскажем, какие режимы можно совмещать и как это делать в 2021 году.

  • Кто сможет совмещать спецрежимы в 2021 году
  • Ограничения при совмещении УСН и ПСН
  • Совмещение налоговых режимов для одного вида деятельности в одном регионе
  • Раздельный учёт при совмещении УСН и патента

Кто сможет совмещать спецрежимы в 2021 году

В 2020 году чаще всего совмещали ЕНВД и ещё один налоговый режим на выбор. Вменёнка была доступна и юридическим лицам, и предпринимателям, а применять её можно было одновременно с большинством других систем налогообложения. Но с 1 января 2021 года ЕНВД отменят, поэтому у бизнеса останется четыре спецрежима: УСН, патент, ЕСХН и налог на профессиональный доход (НПД).

УСН и ОСНО сочетать нельзя — каждый из этих налоговых режимов относится ко всему бизнесу, а не к отдельным видам деятельности. НПД запрещено использовать одновременно с любыми другими спецрежимами. Поэтому останутся лишь варианты совмещения ОСНО или УСН с патентом. Эти режимы — база, которая распространяется на всю деятельность, а отдельные виды деятельности можно дополнительно перевести на патент.

Только ИП из категории микробизнеса смогут совмещать налоговые спецрежимы в 2021 году, так как именно для них предусмотрен патент. Его можно применять одновременно с УСН или ЕСХН.

Рассмотрим наиболее распространенный вариант совмещения: УСН + патент.

Ограничения при совмещении УСН и ПСН

Для упрощёнки и патента предусмотрены ограничения по годовой выручке, численности сотрудников и стоимости основных средств (ОС). Но лимиты на этих двух режимах существенно отличаются.

Налоговый режим Выручка, млн рублей Средняя численность, чел. Остаточная стоимость ОС, млн рублей
УСН 200 130 150
Патент 60 15 нет
Совмещение 60 130 150

Лимит доходов

По выручке предприниматель должен ориентироваться на минимальную из сумм — 60 млн рублей, и учитывать при её расчёте все свои доходы, в том числе относящиеся к УСН (п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

Если ИП превысит лимит, он утратит право применять патент с начала налогового периода. Он равен сроку действия патента — от месяца до года. Если ИП в течение года получит несколько патентов, то он полностью перейдет на УСН с начала периода по тому из них, во время действия которого был превышен лимит.

Пример

ИП получил два патента на периоды с 1 января по 30 июня и с 1 июля до 31 декабря. В августе предприниматель превысил лимит в 60 млн рублей нарастающим итогом с начала года. Такой ИП считается полностью перешедшим на УСН с 1 июля. Он обязан пересчитать налоговую базу по УСН, добавив в расчёт доходы и (при необходимости) расходы, произведённые после 1 июля и относящиеся к патентной системе (письмо Минфина от 07.08.2019 № 03-11-11/59523).

Среднесписочная численность

В отличие от лимита по выручке, НК РФ не регулирует, как учитывать численность работников при совмещении упрощённой и патентной системы.

По мнению Минфина, налогоплательщик имеет право вести раздельный учёт численности сотрудников, которые заняты в патенте и УСН (письмо Минфина от 20.09.2018 № 03-11-12/67188). Однако из письма непонятно, сколько сотрудников может нанять на работу предприниматель, который совмещает УСН и ПСН — 130 или 145.

Численность в 15 человек относится только к видам деятельности, которые облагаются налогом на основе патента (п. 5 ст. 346.43 НК РФ). А лимит численности в 130 человек для УСН распространяется на всё юридическое лицо или ИП (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с учетом принятых изменений).

Отсюда можно сделать вывод, что ИП, который совмещает УСН и ПСН, сможет принять на работу в 2021 году до 130 сотрудников, из которых не более 15 человек должны быть заняты в деятельности, облагаемой по патентной системе.

Как быть, если один сотрудник занят в обоих видах деятельности?

Например, ИП торгует оптом на УСН и держит розничный магазин на патенте. Учёт товаров для опта и розницы ведёт один и тот же бухгалтер, а закупками занимается один специалист по логистике.

Позиция Минфина в аналогичной ситуации при совмещении УСН и ЕНВД невыгодна для налогоплательщика. Чиновники считают, что всех управленческих специалистов, которые имеют отношение к вменёнке, нужно учитывать при расчете ЕНВД (письмо Минфина РФ от 02.07.2013 № 03-11-06/3/25138).

Противоположную позицию, скорее всего, придётся отстаивать в суде. Например, ФАС Уральского округа решил, что, так как управленческий персонал относится ко всей организации, его неправомерно учитывать при определении численности по отдельному виду деятельности (постановление от 24.06.2010 № Ф09-4708/10-С3).

Если предприниматель не хочет судиться с налоговой, лучше не превышать лимит по ПСН в 15 человек с учётом всех специалистов, которые хоть как-то заняты в деятельности, облагаемой на основе патента.

Остаточная стоимость основных средств

По мнению Минфина и ФНС, предприниматели на УСН должны соблюдать лимит стоимости основных средств в 150 млн рублей. Чиновников в этом поддержал и Верховный Суд (п. 6 обзора практики, утвержденного президиумом ВС РФ от 04.07.2018). Отсюда возникает вопрос: какие основные средства учитывать при определении лимита — все или только относящиеся к УСН?

Последнее разъяснение Минфина по этому вопросу благоприятно для налогоплательщиков. Чиновники указали, что при совмещении УСН и ПСН для расчета лимита нужно использовать только основные средства, задействованные в упрощёнке (письмо от 06.03.2019 № 03-11-11/14646).

Однако в ст. 346.12 НК РФ не указано, что ограничение относится только к основным средствам, задействованным при УСН. Кроме того, в аналогичной ситуации при совмещении УСН и ЕНВД основные средства для расчёта лимита следует учитывать по предприятию в целом (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Несмотря на положительное для бизнесменов мнение Минфина, вопрос неоднозначный. Если налогоплательщик не хочет рисковать, лучше не превышать лимит в 150 млн рублей в целом по ИП.

Совмещение налоговых режимов для одного вида деятельности в одном регионе

Кроме лимитов по выручке, есть ещё и территориальное ограничение для совмещения УСН и ПСН.

По мнению налоговой, предприниматель не может использовать упрощёнку и патент для одного вида деятельности в пределах одного региона (письмо ФНС РФ от 28.03.2013 № ЕД-3-3/1116). Чиновники объясняют это тем, что патент действует на всей территории региона и относится к виду деятельности в целом, а не к отдельному объекту или объектам.

Почти одновременно с этим письмом ФНС вышло разъяснение Минфина, в котором налогоплательщикам разрешено использовать УСН и патент для разных объектов в рамках одного вида деятельности (письмо от 05.04.2013 № 03-11-10/11254). Например, при розничной торговле можно использовать для одного магазина патент, а для другого (или других) — УСН.

На сегодня ситуация с совмещением УСН и патента по одному виду деятельности внутри региона однозначно не урегулирована. Поэтому предпринимателю перед подачей заявления на патент лучше заранее узнать позицию своей ИФНС.

Если бизнесмен работает в разных регионах или ведет несколько видов деятельности, никаких ограничений, связанных с территорией, у него не будет. ИП может вести один и тот же вид деятельности в одном регионе на УСН, а в другом — на патенте. Или внутри одного региона использовать для одних видов деятельности упрощенку, а для других — ПСН.

Раздельный учёт при совмещении УСН и патента

Предприниматели, которые одновременно используют УСН и патент, должны вести раздельный учёт доходов, расходов, имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Доходы и расходы

С распределением доходов проблем обычно не возникает — они поступают от разных контрагентов и за разные товары или услуги. Если у ИП есть внереализационные доходы, которые нельзя однозначно отнести к одному виду деятельности, то их, по мнению Минфина, нельзя распределять. Налоговики считают, что такие доходы нужно полностью учесть для расчета УСН. Пример подобных доходов — продажа основного средства (письмо Минфина от 29.01.2016 № 03-11-09/4088).

Некоторые расходы, например, аренда офиса или зарплата бухгалтера тоже относятся к бизнесу в целом. Их нужно разделять пропорционально доходам от обоих видов деятельности (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Пример распределения расходов

Дано

ИП совмещает УСН «доходы минус расходы» и патент. Он использует для распределения расходов выручку «по оплате», полученную нарастающим итогом с начала года. Показатели за I квартал 2020 года следующие:

  • выручка от УСН — 7 млн рублей;
  • выручка от ПСН — 3 млн рублей;
  • расходы для распределения (зарплата бухгалтера, специалиста по логистике и аренда офиса) — 500 тыс. рублей.

Расчёт

Общая выручка за 1 квартал: 7 + 3 = 10 млн рублей.

Доля выручки на УСН в общей сумме: 7 / 10 = 70 %.

Сумма распределяемых затрат, которая будет учтена при расчёте упрощённого налога за I квартал 2020 года: 500 × 70 % = 350 тыс. рублей.

НК РФ не определяет, как именно составлять пропорцию. Например, неясно, как учитывать выручку — «по отгрузке» или «по оплате».

При совмещении УСН и ЕНВД для пропорции используют выручку по данным бухучёта, то есть «по отгрузке» (письмо Минфина от 29.09.2009 № 03-11-06/3/239). Но несмотря на сходство между ЕНВД и ПСН, ситуация всё-таки отличается. Учёт доходов как при УСН, так и при ПСН (для определения лимита) ведётся «по оплате». Поэтому логично использовать кассовый метод и при распределении расходов. К тому же в письме Минфина речь об юрлицах, а ИП не обязан вести бухучёт и выручку «по отгрузке» ему во многих случаях просто негде взять.

Также неоднозначный вопрос — расчётный период для пропорции. Налоговый период по УСН — календарный год, а для патента он может быть произвольным, в диапазоне от месяца до года.

Для совмещения УСН и ЕНВД налоговая рекомендует учитывать выручку помесячно, нарастающим итогом с начала года (письмо Минфина РФ от 29.03.2013 № 03-11-11/121). Разъяснений по порядку распределения расходов для совмещения УСН и ПСН пока нет. Поэтому налогоплательщик может или по аналогии пользоваться приведёнными выше рекомендациями Минфина для совмещения УСН и ЕНВД, или разработать свои правила. Выбранный вариант нужно закрепить в учётной политике.

Страховые взносы

Правила раздельного учёта относятся в том числе к страховым взносам за сотрудников. Страховые взносы уменьшают упрощённый налог — включаются в расходы при УСН «доходы минус расходы», а при УСН «доходы» уменьшают налог на 50 % при наличии работников и на 100%, если их нет. На патенте вычет работает аналогично УСН.

Можно выделить четыре основных ситуации:

  1. У ИП нет сотрудников. Взносы за себя можно не распределять, а полностью учесть при расчёте упрощённого налога (письмо Минфина от 07.04.2016 № 03-11-11/19849).
  2. Все сотрудники на УСН. Включите все взносы за себя и за персонал в расчёт упрощённого налога — в расходы или уменьшив налог на 50 % (письмо Минфина от 16.11.2016 № 03-11-12/67076).
  3. Все сотрудники на патенте. Налог на УСН уменьшите на всю сумму взносов за себя, взносы за работников учтите при оплате патента (письмо Минфина от 20.02.2015 № 03-11-11/8167).
  4. Сотрудники и на УСН, и на патенте. Учтите взносы за себя при расчёте упрощённого налога, а взносы за сотрудников распределите между УСН и ПСН (письмо Минфина от 05.06.2019 № 03-11-11/40768).

Пример распределения взносов

Дано

ИП совмещает УСН «доходы» и патент. В сентябре он выплатил сотрудникам зарплату за август — 100 000 рублей. Из них 30 000 рублей относится к патентной деятельности, а 70 000 рублей — к УСН и патенту одновременно. Страховые взносы с «общей» зарплаты равны 21 000 рублей — это тоже общие расходы.

Выручка за сентябрь по УСН составила 300 000 рублей, по патенту — 200 000 рублей.

Расчёт

Общая выручка за сентябрь: 300 000 + 200 000 = 500 000 рублей.

Доля выручки на УСН в общей сумме: 300 000 / 500 000 = 60 %. Доля доходов по патенту: 200 000 / 500 000 = 40 %.

Из суммы страховых взносов к расходам на УСН относится 12 600 рублей (21 000 × 60 %), к расходам по патенту 8 400 рублей (21 000 × 40 %).

Таким образом, предприниматель сможет уменьшить налог по УСН на 12 600 рублей и взносы за себя, но не более, чем на 50 %. Взносы, которые распределены на патент, учитывать нельзя.

Многие вопросы, связанные с совмещением спецрежимов, не урегулированы НК РФ. Поэтому предприниматель должен или ориентироваться на разъяснения Минфина и ФНС, или готовиться к спорам с проверяющими.

  • Патент в 2021 году: новые виды деятельности, налоговый вычет и переход с ЕНВД
  • Новые правила УСН с 2021 года
  • Как выбрать налоговый режим на 2021 год: изучаем ограничения и считаем налоговую нагрузку
  • Налоговые каникулы ИП в 2021 году
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

ВОПРОС: К какому налогообложению относится услуга грузчиков или разгрузочно-погрузочные работы? К ЕНВД, как часть транспортных услуг, или УСНО или ОСНО? Или можно отнести к УСН на основе патента?

ОТВЕТ:

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется, в частности, в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Погрузочно-разгрузочные работы прямо не упомянуты в перечне видов деятельности, предусмотренном п. 2 ст. 346 НК РФ.

Понятие "автотранспортные услуги" в НК РФ не раскрывается, поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ оно применяется в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства.

Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются гл. 40 "Перевозка" Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. ст. 784 и 785 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Таким образом, предпринимательская деятельность перевозчика грузов заключается в доставке вверенного ему отправителем груза в пункт назначения, выдаче его управомоченному на получение груза лицу (получателю). Используемые для перевозки грузов транспортные средства должны быть предназначены для перевозки такого груза, вверенного перевозчику отправителем.

При этом п. 2 ст. 791 ГК РФ предусмотрено, что погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 07.11.2006 N 03-11-04/3/485, к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), по кодам с 021520 по 021553 и коду подгруппы 022500.

Услуги же по выполнению погрузочных и разгрузочных работ (коды ОКУН 023301 и 023302) относятся к подразделу "Услуги транспортной экспедиции", а не к подразделу "Услуги грузового автомобильного транспорта" (код ОКУН 022500).

В то же время согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минфина России от 10.06.2011 N 03-11-11/148, если стоимость погрузо-разгрузочных работ включается в стоимость услуг по перевозке груза и не выделяется в счетах, выставляемых потребителям таких услуг, отдельной строкой, то такую деятельность следует рассматривать как неотъемлемую часть предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке грузов. Если же стоимость работ по погрузке-разгрузке выделяется в счетах, выставляемых потребителям данных услуг, отдельной строкой, то деятельность по осуществлению таких работ следует признавать самостоятельным видом предпринимательской деятельности, не подпадающим под обложение ЕНВД.

По мнению арбитражных судов, сами по себе работы по погрузке-выгрузке не подпадают под действие системы налогообложения в виде ЕНВД. Такие работы относятся к деятельности по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, в отношении которой применяется общая система налогообложения (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 N А05-8236/2007).

Вместе с тем услуги грузчиков, оказанные в рамках договора транспортных услуг, подпадают под указанный специальный налоговый режим. Судьи ссылаются на то, что согласно ОКУН погрузочные и разгрузочные работы, соответствующие кодам 023301 и 023302, включаются в раздел "Транспортные услуги" (Постановление ФАС Поволжского округа от 12.07.2011 N А65-13311/2010).

Таким образом, исходя из позиции Минфина России, стоимость работ по погрузке-разгрузке, предусмотренных договором перевозки и осуществляемых перевозчиком, учитывается в общей сумме доходов, полученных последним в связи с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов, облагаемых ЕНВД, только в том случае, если она включается в общую стоимость услуг по перевозке груза и не выделяется в счетах, выставляемых потребителям таких услуг, отдельной строкой. В ином случае деятельность по осуществлению таких работ следует признавать самостоятельным видом предпринимательской деятельности, в отношении которой не применяется ЕНВД. По мнению арбитражных судов, услуги грузчиков, оказанные в рамках договора транспортных услуг, подпадают под специальный налоговый режим в виде ЕНВД.

Разъяснение дал: ООО НТВП «Кедр-Консультант», Рогознева М.П., консультант по бухгалтерским вопросам.

При подготовке ответа использованы СПС КонсультантПлюс

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий.

Читайте также: