Форма 1 нм о поступлении налогов сборов и иных обязательных платежей

Опубликовано: 17.04.2024

Учет поступлений налогов и сборов

Контроль и учет поступлений налогов и сборов осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС), межрегиональные инспекции ФНС РФ, инспекции ФНС России (по району, району в городе, городу без районного деления и ИФНС межрайонного уровня).

С ростом числа налогоплательщиков постоянно увеличивается нагрузка налоговых инспекторов. В связи с этим возникает ряд проблем налогового контроля и учета.

Те задачи, которые стоят перед налоговой службой, решаются с помощью внедрения в их повседневную работу компьютерных технологий. С помощью электронных машин налажен четкий и повсеместный контроль за соблюдением налогового законодательства, а также учет вносимых платежей и сборов. Таким образом учет, контроль и составление отчетности о поступлении налогов и других платежей в бюджет автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы создаются автоматизированные рабочие места работников по учету налогов государственной налоговой службы, которые обеспечивают оперативный учет поступления налогов и других платежей в бюджет, ведение лицевых счетов плательщиков, снабжение справочной информацией по всем предприятиям и организациям – плательщиков, находящихся на территории региона, и составление отчетности.

Налоговые органы ведут учет всех категорий налогоплательщиков. Постановке на учет в налоговых инспекциях подлежат: организации, филиалы и иные обособленные подразделения организации, представительства организаций, налоговые агенты, а также физические лица.

Налоговая отчетность состоит из утвержденных налоговых деклараций.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Декларация может быть как на бумажном бланке, так и в элекронном виде. Налоговый орган имеет право не принять налоговую декларацию. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При подаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В налоговую декларацию могут быть внесены изменения и дополнения в случае обнаружения ошибки, неполноты представленных сведений. Декларация будет считаться поданной в день подачи заявления о дополнении и изменении, если не истек срок подачи декларации. Если заявление делается после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности.

По каждому налогоплательщику учет ведется по налогам и другим обязательным платежам, в соответствии с “Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации”. При этом карточки лицевых счетов по соответствующим налогам открываются по каждому месту учета налогоплательщика, т. е. по месту нахождения организации, по месту нахождения ее филиала или представительства, по месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Работниками отделов по учету налогов и других обязательных платежей (отделы по учету и отчетности) ведутся реестры, книги и журналы учета, карточки лицевых счетов плательщиков и составляется отчетность на каждый отчетный год. Работник отдела по учету и отчетности отвечает за правильность ведения учета и составления отчетности, осуществляет контроль за обоснованностью возвратов (или зачетов) средств из бюджета, а также несет ответственность за сохранность первичных документов.

Для учета поступлений платежей в неденежной форме, указанные платежи классифицируются по видам оплаты: зачет, соглашение, вексель, натуроплата т. д. и фиксируются дополнительно в отдельной отчетности. Ведение учета неденежных форм оплаты необходимо для правильного начисления пеней по соответствующим бюджетам.

Согласно подготовленному Минфином законопроекту, бизнес с 2022 года сможет уплачивать налоги, авансовые платежи, торговый сбор и страховые взносы единым платежом без уточнения его вида, срока уплаты, принадлежности к конкретному бюджету.

Фото: iStock

Фото: iStock

Налоговая служба автоматически произведет зачет средств в "авансовом кошельке" при наступлении срока уплаты налога, сбора или взносов. При наличии недоимок, пени, штрафов и процентов зачет начнется с них. Остаток единого налогового платежа можно вернуть в течение месяца со дня подачи заявления о возврате.

"Принятие таких изменений создаст для плательщиков более комфортные условия, сократит время оформления расчетных документов, а также позволит своевременно исполнять свои обязательства перед бюджетом", - сообщил на заседании правительства министр финансов Антон Силуанов.

По такой же схеме с 2019 года физлица могут уплачивать имущественные налоги, с 2020 года - и НДФЛ, не удержанный налоговым агентом. Платеж можно внести, не дожидаясь уведомления о начисленном налоге, в любое время, в течение года он отражается в системе Федеральной налоговой службы (ФНС) как аванс, а 1 декабря засчитывается в счет уплаты имущественного налога. Такой порядок снимает риск ошибок при совершении платежа, его популярность постепенно растет (за неполные 10 месяцев 2020 года свыше 110 тысяч граждан пополнили "авансовые кошельки" на 2,7 млрд рублей, что более чем в пять раз больше, чем за весь 2019 год).

Режим единого налогового платежа подходит бизнесу любого уровня, но компании умеют считать и налоги, и стоимость денег во времени, поэтому у них нет заинтересованности в авансировании бюджета даже при наличии свободных денежных средств, считает руководитель аналитической службы "Пепеляев Групп" Вадим Зарипов. Повысить привлекательность такого платежа может выплата процентов на текущий остаток, чтобы это "предложение" могло конкурировать с депозитами в банках, полагает он.

Фото: Сергей Куксин

Фото: Сергей Куксин

"Сейчас имущественные налоги рассчитывают налоговые органы. Когда такая "услуга" появится в отношении упрощенной системы налогообложения с оборота, как это предполагается законопроектом, находящимся в Госдуме, некоторым "упрощенцам" с небольшими доходами будет удобно полностью отказаться от услуг бухгалтера для расчета налогов и перейти на такой "автоплатеж", - отмечает Зарипов.

Единый налоговый платеж подойдет в первую очередь индивидуальным предпринимателям и небольшим организациям, полагает партнер и руководитель группы по разрешению налоговых споров Deloitte Антон Зыков. "Для малого бизнеса любое снижение административной нагрузки, в том числе на уплату налогов, важный и нужный шаг со стороны государства, - говорит он. - Крупные организации, компании с большим числом филиалов, плательщики большого числа разных налогов имеют больше ресурсов для эффективного управления своей налоговой функцией. Для них большее значение может иметь гибкость в уплате налогов, а не количество платежных поручений, которые необходимо оформить".

Налогоплательщикам нужно обратить внимание на порядок использования единого налогового платежа - наиболее старая недоимка погашается в первую очередь, обращает внимание Зыков. Перед перечислением платежа нужно убедиться в отсутствии старых долгов перед бюджетом. Иногда встречаются долги прошлых лет, которые налоговые органы взыскать уже не вправе, но которые все еще числятся за налогоплательщиками. Стоит добиться списания таких долгов прежде, чем переходить на использование единого платежа, советует Зыков.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.02.2020 2020-02-14

Статья просмотрена: 1370 раз

Библиографическое описание:

Кисель, А. И. Анализ поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет России / А. И. Кисель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 161-165. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67314/ (дата обращения: 19.05.2021).

Проведение анализа статистической отчетности поступления налогов и сборов необходимо для выявления взаимосвязи между налоговой политикой и количеством собираемых налогов и платежей. Понимание структуры, объёма и динамики налоговых доходов бюджета позволяет определить текущие проблемы налоговой системы и пути их решения, в первую очередь, для увеличения объема налоговых поступлений. Помимо этого, эта информация необходима для более полного изучения экономической ситуации страны в целом.

В данной статье приведены результаты анализа состава и структуры поступлений в бюджет Российской Федерации за период 2007–2017 годы.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, анализ доходов.

Косвенным регулятором развития экономики страны, поддерживающим и обеспечивающим выполнение базовых функций государства, являются налоги. Они составляют крупную часть доходов государства, тем самым формируя государственный бюджет. Согласно данным Министерства финансов Российской федерации сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей в среднем составила 90 % от всех доходов бюджета (по итогам 2014–2018 г.г.), что в перерасчёте на процент от ВВП равно 30,3 % (за тот же период). Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации за последние пять лет представлены в таблице 1.

Анализируя уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации по видам налогов, регулярно выделяют нефтегазовые доходы, поскольку по сей день сохраняется высокая степень зависимости экономики от внешней конъюнктуры на сырьевых рынках и сырьевого сектора в целом.

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2014–2018гг. (% кВВП).

2014

2015

2016

2017

2018

Налоговые доходы и платежи

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

*Источники данных: ВВП — Росстат (данные по состоянию на 02.04.2018), доходы бюджета расширенного правительства — Федеральное казначейство

Согласно данным, приведённым в таблице 1, среднее значение доходов от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, за период с 2014 года по 2018 составили 23,3 % от всех доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Это является одной из наиболее острых проблем бюджетной устойчивости страны. Непредсказуемые колебания цен на углеводороды оказывают значительное воздействие не только на основные показатели экономики, но и применение экономических стратегий. Например, при росте цен на нефтепродукты мы видим падение интереса к долгосрочным стратегиям, что приводит к усилению экономического отставания страны. Для минимизации макроэкономических рисков зависимости экономики от сырьевых доходов и обеспечение макроэкономической стабильности в случае внезапного обвала цен, в России были созданы нефтегазовые фонды.

Из таблицы 1 мы также видим, что налоговая нагрузка на экономику в РФ в 2018 году увеличилась относительно 2017 года на 2,45 процента, с 30,27 до 32,72 (процентов к ВВП). Однако налоговая нагрузка без учёта дохода от сырьевого сектора фактически осталась на том же уровне. Рост произошёл за счёт изменения курса валют и коэффициента Кк в формуле расчёта показателя, характеризующего особенности добычи нефти, вследствие чего увеличились таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых.

Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по уровням бюджета за десять лет приведена в таблице 2.

Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по уровням бюджета (миллиардов рублей).

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

консолидированный бюджет РФ

консолидированные бюджеты субъектов РФ

Государственные внебюджетные фонды

*Источник данных: Федеральная налоговая служба.

Поступления в бюджетную систему РФ показывают стабильный рост, и за 10 лет они увеличились на 167,8 %. Средний тем роста составил 11,9 % в год. И это с учётом 2009 года — единственного за десять лет наблюдений уменьшения поступлений в бюджет, связанного, в первую очередь, с мировым финансовым кризисом и падением цен на нефть. Важно отметить, что это увеличение практически равномерно распределено между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ. Темп роста федерального бюджета был больше темпа роста бюджета субъектов РФ на 2,8 % в год и составил 10,7 % в год. Благодаря этому, к 15 году они фактически сравнялись в количественном показателе. Общая динамика поступлений в бюджет РФ и соотношение федерального бюджета к бюджету субъектов РФ для наглядности приведена на рисунке 1.

Общая структура поступлений, администрируемых федеральной налоговой службой, в бюджет Российской Федерации представлена в таблице 3.


Рис.1. Динамика всех поступлений в бюджетную систему Российской Федерации

По данным таблицы 3 можно сказать, что все сборы и платежи также имеют положительную динамику, средний рост составил 10,4 процента в год. Значительное падение зафиксировано только у налога на прибыль организаций и платежей за пользование природными ресурсами из-за внешней конъюнктуры 2009 года. Платежи за пользование налоговыми ресурсами показывают ещё незначительное снижение к 2016 году и резкий скачок к 2017 году (на 29,1 %). Основной рост произошёл за счет налога по добыче полезных ископаемых на нефть и вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. Налог по добыче нефти вырос на 27,8 %, а таможенные пошлины на 26,6 %.

Самый крупный рост зафиксирован в акцизах. За десять лет сумма собираемых акцизов увеличилась в 5,2 раза. Средний темп роста составил 18,7 % в год. Такое значительное повышение собираемых акцизов связано, в первую очередь, с изменением ставок и нормативов распределения. Согласно данным федеральной налоговой службы РФ основную долю в 2017 году составили акциз на табачную продукцию — 37,7 % и акцизы на топливо (автомобильный бензин и дизельное топливо) — 37,8 %.

Поступление налоговых платежей исборов, администрируемых федеральной налоговой службой, вконсолидированный бюджет Российской Федерации (миллиардов рублей).

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

Налог на прибыль

Платежи за пользование природными ресурсами

Налог на имущество

Налоги со специальным налоговым режимом

*Источник данных: Федеральная налоговая служба.

Помимо платежей за пользование природными ресурсами и акцизов, значительное изменение своего вклада в общую картину за 10 лет внес налог на прибыль организаций. Но важно отметить, что первые два значительно увеличили свою долю в бюджет (в 1,4 раза и в 2,25 раза соответственно), а налог на прибыль уменьшил её с 31 % в 2007 до 19 % в 2017 году. На прирост налога на прибыль могли воздействовать такие факторы, как наращивание экспортной выручки и положительные курсовые разницы. Общее соотношение поступлений за 2007 и 2017 год приведено на рисунке 2.

Из диаграммы видно, что налог на имущество тоже укрепил свои позиции. В 2017 году его доля от всех поступлений составила 7 %. Большая часть из них составляет налог на имущество организаций — 68,5 %. За 10 лет поступления за счёт налога на имущество выросли в 4 раза, в среднем по 15,7 % в год. Стоит отметить, что характер роста самый равномерный из всех видов поступлений.


Рис. 2. Сравнение структуры поступлений в бюджет РФ за 2007 и 2017 год

Достаточно плавное и стабильное увеличение показывают и поступления налогов на доходы физических лиц. Это связано с тем, что на эти виды налогов внешние условия имеют лишь косвенное влияние. Средний темп роста составил 10,2 % в год. Лишь в 2009 мы видим заметное снижение темпов роста, сумма НДФЛ за год практически не изменилась. На рост этого вида налогов влияет не только рост заработной платы населения, но и уменьшение теневой экономики в области оплаты труда.

Как и доля НДФЛ, доля налога на добавленную стоимость в пополнении бюджета осталась на прежнем уровне. С учётом падения в 2008 и снижения темпов роста в 2013, средний темп роста составил 10 %. На размер налога влияет изменения объёмов реализации товаров, работ, услуг.

Несмотря на то, что налоги со специальным налоговым режимом имеют не только самую нестабильную динамику, но и наименьший темп роста, поступления по ним увеличились в полтора раза за десять лет. Специальные налоговые режимы существуют для создания благоприятного налогового климата с целью вывода из теневого оборота предпринимателей, контроль за деятельностью которых сложен или неэффективен. По размеру поступлений и охвату налогоплательщиков самым значимым специальным налоговым режимом является упрощённая система налогообложения. И увеличение поступлений говорит о том, что увеличилась как собираемость данного вида налогов, так и количество выведенных из теневого сектора потенциальных налогоплательщиков.

В заключение можно отметить, что поступления в бюджеты Российской Федерации всех уровней показывают уверенный рост в абсолютном значении, но темпы прироста уменьшаются. Замедление темпов роста налоговых платежей проявляет наличие проблем в экономике страны, падение покупательской способности, инвестиционной привлекательности и снижение деловой активности.

Регион ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1.01.2019, тыс. руб. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2018 год, тыс. руб. ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1.01.2018, тыс. руб. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2017 год, тыс. руб.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 11.638.081.710 8.979.183.094
Ханты-Мансийский АО - Югра 3.072.250.672 - 1.985.463.484 -
Москва 1.428.030.549 - 1.265.525.556 -
Ямало-Hенецкий АО 1.220.680.319 - 943.921.479 -
город Санкт-Петербург 664.897.484 - 621.529.636 -
Республика Татарстан 490.322.755 - 328.566.826 -
Красноярский край 388.512.599 3.194.526 267.655.450 3.194.526
Московская область 357.793.433 - 325.487.387 -
Оренбургская область 300.831.894 3.974.113 194.447.903 3.974.113
Самарская область 291.176.949 - 224.876.734 -
Иркутская область 270.113.319 5.850.352 180.180.790 5.850.352
Пермский край 261.330.814 2.186.594 187.702.969 2.186.594
Республика Башкортостан 221.831.504 16.433.477 170.257.669 16.433.477
Тюменская область 207.348.959 - 132.942.746 -
Томская область 183.621.931 4.154.424 123.590.780 4.154.424
Ленинградская область 169.841.344 - 198.642.140 -
Удмуртская Республика 157.390.615 3.632.693 111.196.547 3.632.693
Республика Коми 151.453.903 299.715 102.819.746 299.715
Республика Саха (Якутия) 114.632.263 43.944.998 67.708.821 43.944.998
Астраханская область 114.574.151 2.416.618 73.946.238 2.416.618
Свердловская область 109.395.899 - 95.935.788 -
Краснодарский край 106.909.401 8.737.922 120.387.212 8.737.922
Саратовская область 101.920.942 8.495.340 92.490.394 8.495.340
Калининградская область 100.352.081 2.166.983 72.962.685 2.166.983
Ненецкий АО 96.565.089 - 51.352.214 -
Волгоградская область 87.620.007 8.288.733 72.039.490 8.288.733
Ростовская область 82.001.187 13.851.965 61.075.907 13.851.965
Челябинская область 75.936.372 7.589.423 75.043.834 7.589.423
Нижегородская область 75.439.154 3.929.023 88.245.098 3.929.023
Омская область 56.832.923 6.576.685 69.886.445 6.576.685
Новосибирская область 54.283.256 5.562.540 50.001.985 5.562.540
Калужская область 44.310.146 272.673 33.606.939 -
Ярославская область 42.293.152 685.901 55.887.068 685.901
Рязанская область 39.809.795 3.468.529 41.870.049 3.468.529
Ставропольский край 38.496.708 19.202.710 32.532.536 19.202.710
Белгородская область 31.913.022 2.367.048 23.016.785 2.367.048
Владимирская область 29.900.739 5.579.463 25.192.099 5.579.463
Воронежская область 29.708.246 7.011.929 22.824.954 7.011.929
Хабаровский край 27.355.409 6.770.382 29.524.605 6.770.382
Кемеровская область 25.697.738 7.220.711 30.647.996 7.220.711
Алтайский край 22.772.400 27.129.123 23.628.466 27.129.123
Ульяновская область 20.388.558 3.354.936 21.270.012 3.354.936
Брянская область 18.855.121 12.805.745 13.883.579 12.805.745
Тверская область 18.090.918 4.076.537 16.044.093 4.076.537
Чувашская Республика — Чувашия 16.789.195 9.917.143 14.467.446 9.917.143
Пензенская область 15.809.082 6.677.239 15.533.385 6.677.239
Вологодская область 15.487.980 2.733.989 14.616.702 2.733.989
Архангельская область 14.289.051 8.824.436 16.956.026 8.824.436
Смоленская область 13.968.964 3.245.918 14.528.989 3.245.918
Курская область 13.776.405 3.773.624 16.120.094 3.773.624
Кировская область 13.027.130 10.007.230 12.928.279 10.007.230
Сахалинская область 13.001.427 - 15.657.238 -
Республика Мордовия 11.622.713 2.755.156 14.226.265 2.755.156
Приморский край 10.200.096 8.516.043 13.786.119 8.516.043
Республика Крым 10.080.468 17.714.026 18.733.066 17.714.026
Костромская область 9.801.401 3.702.950 7.263.817 3.702.950
Республика Дагестан 9.194.422 59.065.833 8.062.282 59.065.833
Мурманская область 8.168.229 472.903 18.003.177 472.903
Ивановская область 7.461.685 11.636.525 6.828.197 11.636.525
Республика Марий Эл 7.421.627 6.025.780 8.279.685 6.025.780
Республика Адыгея 6.726.842 3.798.076 5.058.333 3.798.076
Курганская область 6.693.081 12.996.957 8.812.418 12.996.957
Псковская область 5.642.878 4.288.008 3.684.362 4.288.008
Тамбовская область 5.607.552 9.112.853 5.355.769 9.112.853
Тульская область 5.215.357 1.845.052 3.083.755 1.845.052
Республика Карелия 5.030.502 8.542.541 4.834.394 8.542.541
Республика Северная Осетия - Алания 4.747.179 8.983.903 4.439.012 8.983.903
Орловская область 4.593.151 5.730.043 7.052.988 5.730.043
Севастополь 4.112.910 2.602.071 4.002.354 2.602.071
Новгородская область 3.438.476 1.307.097 3.403.629 1.307.097
Республика Калмыкия 2.962.619 3.844.347 2.563.378 3.844.347
Кабардино-Балкарская Республика 2.708.425 11.085.532 2.119.506 11.085.532
Республика Бурятия 2.509.612 18.298.640 1.910.356 18.298.640
Карачаево-Черкесская Республика 2.426.613 9.134.791 2.565.157 9.134.791
Республика Алтай 2.164.007 9.645.506 2.252.472 9.645.506
Забайкальский край 2.000.787 12.131.146 -1.010.233 12.131.146
Камчатский край 1.740.026 39.357.697 3.717.511 39.357.697
Республика Хакасия 902.085 3.092.735 2.469.497 3.092.735
Республика Тыва 816.329 15.732.671 690.528 15.732.671
Республика Ингушетия 730.899 9.197.281 524.100 9.197.281
Еврейская автономная область 31.131 1.889.766 -110.895 1.889.766
Чеченская Республика -469.918 27.078.464 1.003.944 27.078.464
Липецкая область -700.234 794.283 -4.542.962 794.283
Чукотский АО -1.182.730 9.774.053 -628.666 9.774.053
Магаданская область -8.818.061 4.977.913 -7.304.717 4.977.913
Амурская область -15.131.403 3.602.261 -18.566.797 3.602.261

© 2015 - 2021 Интернет-газета «Реальное время» Зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 79627 от 18 декабря 2020 г. (ранее свидетельство Эл № ФС 77-59331 от 18 сентября 2014 г.)

Использование материалов Реального Времени разрешено только с предварительного согласия правообладателей.

Orphus
Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите: Ctrl+Enter

Учредитель ООО «Реальное время»
Главный редактор Кощеев С.В.
Телефон редакции: +7 (843) 222-90-80
info@realnoevremya.ru

  • Редакция
  • Реклама
  • Правовая информация
  • Описание

«Реальное время» ― интернет-газета деловых новостей и отраслевой аналитики, актуальной информации о развитии экономики и технологий в Татарстане, России и мире.

Ежедневно редакция «Реального времени» готовит материалы и интервью с лидерами различных отраслей и рынков на самые актуальные темы.

Налоговые инспекции, осуществляя контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, ведут оперативно-статистический учет налоговых поступлений. Содержание этой работы сводится главным образом к сбору и обработке информации о состоянии расчетов с бюджетом налогоплательщиками (плательщиками сборов), налоговыми агентами. Собранная информация хранится на специальных документах — информационных ресурсах, которые представляют собой ведомости, таблицы и т.п. Данные, отражаемые в информационных ресурсах, представляют собой базу данных (БД) о налоговых поступлениях.

Один из основных информационных ресурсов, которые формируются в налоговых инспекциях, — карточки «Расчеты с бюджетом (РСБ)» местного уровня. Карточки «РСБ» местного уровня предназначены для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности.

Налоговые органы ведут карточки расчетов с бюджетом «РСБ» по каждому плательщику налога или сбора.

Открытие карточек «РСБ» местного уровня новых, реорганизованных или переданных из другого налогового органа организаций и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется при условии постановки их на учет в налоговом органе соответственно с присвоением организации ИНН и (или) КПП или присвоением физическому лицу ИНН (использованием ранее присвоенного ему ИНН).

Карточки «РСБ» местного уровня открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе:

• с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога (сбора), а также с момента возникновения установленных пенсионным законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату страховых взносов; такими обстоятельствами могут быть представление плательщиком деклараций (расчетов); поступление из органов лицензирования и регистрирующих органов документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами;

• с момента уплаты налогов, а также иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами.

Карточки «РСБ» открываются по каждому коду классификации Доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемому налоговыми органами, и соответствующему ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится объект налогообложения для исчисления сумм, подлежащих уплате по соответствующему налогу.

По окончании отчетного года карточки «РСБ» закрываются и автоматически выводится фактически сложившееся после проведения записи последней операции за истекший год сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по каждому типу платежа. Закрытие карточек «РСБ» налогоплательщика для передачи в другой налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе в установленном порядке.

Карточка «РСБ» местного уровня состоит из двух частей: призначной части (раздел 1) и раздела 2, характеризующего состояние расчетов плательщика с бюджетом.

В призначной части в обязательном порядке указываются коды: вида налога (Ф — федеральный, Р — региональный, М — местный); классификации доходов бюджета (КБК); ОКАТО (общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления), ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), ОКТМО (общероссийский классификатор территорий муниципальных образований), а также признаки, идентифицирующие плательщика: ИНН, КПП (для организаций). Кроме того, в карточке «РСБ» указываются:

а) код статуса плательщика (01 — налогоплательщик — юридическое лицо, 02 — налоговый агент, 09 — индивидуальный предприниматель, 10 — частный нотариус, 11 — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, 13 — иное физическое лицо);

б) код категории плательщика (1 — крупнейшие, 2 — основные, 3 — прочие); если этот признак отсутствует, то в карточке «РСБ» проставляется «ноль» (0).

Во второй части карточки «РСБ» содержится информация о состоянии расчетов с бюджетом по текущим платежам и неурегулированной задолженности.

Информация в карточках «РСБ» местного уровня отражается в следующем порядке: фиксируется дата записи операции, расшифровывается наименование операции в соответствии со справочником операций, осуществляемых в программных средствах по ведению карточек «РСБ»; указывается код операции, затем фиксируется документ, являющийся основанием для отражения операции (если это уплата налога, — то платежное поручение плательщика, поручение налогового органа и др.).

В карточке «РСБ» отдельно отражаются операции по начислению и уплате налога (сбора, взноса), расчеты по начислению и уплате пеней; расчеты по начислению и уплате налоговых санкций; расчеты по процентам. Затем подводится общий результат — всего исполнено обязанностей, внесено в бюджет с начала года за вычетом возвратов.

Каждый из этих видов расчетов состоит из блоков: блок начислений, блок поступлений, блок сальдо расчетов. В карточках «РСБ» отражаются также начисления к уплате (доплате), уменьшению сумм налога (сбора, взноса).

При внесении записи в блок начисления отражаются показатели «начислено к уплате (доплате)», а также «уменьшено» за истекший период с начала года. Данные берутся из декларации налогоплательщиков, результатов камеральных и выездных налоговых проверок, решений вышестоящих налоговых органов и решений судебных органов. По физическим лицам используется БД начислений по данным налогового органа.

Показатель «поступило» отражается по платежным документам — платежным поручениям, выпискам банка, квитанциям об уплате налогов, сборах, пенях, штрафах.

Основной источник данных по учету поступивших сумм налогов (сборов) — информация из территориальных органов Федерального казначейства, в функции которых входит кассовое исполнение бюджета, в том числе по налоговым поступлениям. Поэтому платежные документы налогоплательщиков из банка поступают прежде всего в органы Федерального казначейства, где отражаются поступившие в бюджет суммы, затем документы направляются в налоговые инспекции. Информация об уплате налогов от налогоплательщиков-физических лиц поступает также от органов местного самоуправления и почтовой связи, которые наделены полномочиями по приему денежных средств в уплату налогов (сборов).

В карточках «РСБ» ведется не только учет по налогам (сборам), но и пени: учет их начисления и уплаты, рассчитывается сумма пеней. Пеня начисляется на сумму недоимки по налогу (сбору) за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога (сбора), включая день уплаты налога (сбора).

В карточках «РСБ» ИФНС ведут учет сумм предоставленных отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов.

В карточках «РСБ» определяется сальдо расчетов с бюджетом.

В случае, если платеж по каким-либо причинам нельзя идентифицировать, то он относится к разряду невыясненных и отражается в «Ведомости невыясненных поступлений».

В целях контроля правильности отражения сумм, уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации, и составления отчетности о поступлении платежей налоговые инспекции ежемесячно осуществляют сверку информации, полученной из Управления Федерального казначейства (УФК). Сверка осуществляется в разрезе КБК с Данными соответствующих показателей отчетности о поступлениях платежей.

В вышестоящие налоговые органы представляются отчеты о налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации. Информация в вышестоящий орган представляется в виде таблиц и ведомостей по формам, утвержденным ФНС России. Виды отчетности, ее периодичность и сроки представления также определяет ФНС России. Основные формы отчетности налоговой инспекции следующие:

• форма № 1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации»; она отражает суммы начисленных и поступивших сумм налогов (по кодам бюджетной классификации), а также неналоговых доходов, штрафов и невыясненных поступлений;

• форма № 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (промышленности, транспорта, связи, строительства и т.п.);

• форма № 4-НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней»;

• форма № 4-НОМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам и другим доходам в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики»;

• форма № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов».

Информация, содержащаяся в формах отчетности, служит базой для составления аналитических записок в Минфин России и Правительство РФ о ходе налоговых поступлений, отчетов о проделанной налоговыми органами контрольной работе, поиска резервов повышения ее результативности.

Читайте также: