Финансовая система государственный бюджет бюджетно налоговая политика республики казахстан

Опубликовано: 17.04.2024

Страна с развивающейся налоговой институциональной средой

Казахстан является страной Центральной Азии с быстро растущей экономикой и репутацией, приветствующей прямые иностранные инвестиции. По данным Всемирного банка, Казахстан занимает 25- е место из 190 стран по уровню легкости ведения бизнеса. В настоящее время Казахстан занимает 64- е место по показателю уплаты налогов.

Имея одну из самых передовых налоговых систем в СНГ, Казахстан продолжает улучшать свою налоговую среду, постоянно изучая лучшие мировые практики по внедрению новых налоговых механизмов и правил.

За последние два десятилетия Казахстан добился значительных результатов в создании благоприятного инвестиционного климата, содействуя защите прав инвесторов и интересов налогоплательщиков.

Правительство создало ряд специализированных учреждений для поощрения и защиты инвестиций и налаживания прямого диалога по ключевым стратегическим вопросам между государственными органами и иностранными инвесторами, таких как Национальная компания «Казах Инвест», Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики. Казахстана и инвестиционный омбудсмен.

Ряд крупных платформ налогоплательщиков, таких как Ассоциация налогоплательщиков Казахстана, Национальная палата предпринимателей Атамекен, Американская торговая палата и Европейская ассоциация бизнеса Казахстана, играют активную и жизненно важную роль в построении диалога с государственными органами для защиты прав и интересов. бизнеса, обеспечивая участие представителей бизнеса в процессе развития и совершенствования национальной законодательной базы.

В течение последних нескольких лет правительство Казахстана предприняло согласованные усилия по улучшению и модификации своей налоговой системы, и в рамках реализации Национального плана «100 конкретных шагов для реализации пяти институциональных реформ» был разработан и принят новый налог Код действует с 2018 года.

Новый Налоговый кодекс провозглашает свою концептуальную основу защиты интересов ответственных налогоплательщиков, применяя подход, согласно которому все вопросы и неясности, не предусмотренные налоговым законодательством, должны решаться в пользу налогоплательщика.

Основные тенденции модернизации налоговой системы

Основные тенденции и ключевые направления фундаментальных налоговых реформ в Казахстане за последние несколько лет включают в себя:

  • введение принципа добросовестности, при котором налогоплательщики позиционируются как действующие добросовестно, с переносом бремени доказывания нарушений на налоговые органы и учета всех законодательных факторов неопределенности в пользу налогоплательщиков;
  • упрощение и автоматизация процедур налогового администрирования за счет следующих ключевых элементов:
    • внедрение концепций электронного аудита (электронного аудита) и горизонтального мониторинга для минимизации необходимости прямого контакта между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также для повышения прозрачности взаимодействия с государственными органами и снижения потенциальных налоговых рисков для налогоплательщиков;
    • введение специальных, добровольных контрольных счетов НДС для плательщиков НДС, чтобы контролировать движение платежей НДС в бюджет, поставщиков и клиентов и упростить инструмент возмещения НДС;
    • переход к электронному выставлению счетов НДС (электронное выставление счетов) и использование «виртуальных складов» для повышения прозрачности деловых операций и облегчения мониторинга движения товаров в Казахстане;
    • упрощение налоговой отчетности для сокращения трудоемкого характера налоговых процессов и упрощения всего процесса налоговой отчетности;
    • разрешение на подачу и подпись налоговой отчетности в электронном виде;
    • Налоговая отчетность, представленная налогоплательщиками, ее поставщиками и подрядчиками, подвергается камеральному контролю и перекрестным проверкам со стороны налоговых органов с обязательством налогоплательщиков объяснять любые выявленные расхождения и правом подавать дополнительные налоговые декларации, если это необходимо. Это позволяет устранить выявленные нарушения без взимания административных штрафов за занижение налогов, как это может быть начислено при стандартной налоговой проверке;
    • наличие у налоговых органов системы управления рисками для оценки рисков и отнесения налогоплательщиков к категории высокого, среднего или низкого риска в отношении налоговых проверок. Ряд критериев системы управления рисками является конфиденциальным, в то время как другие предусмотрены в Налоговом кодексе;
    • уменьшение частоты налоговых споров путем реализации концепции предварительных актов налоговой проверки, изданных до принятия окончательного акта, для содействия диалогу налогоплательщиков во время налоговых проверок и разрешения спорных вопросов до выдачи окончательного акта по результатам налоговой проверки.
  • расширение системы налоговых льгот и стимулов для поддержки инвестиций в утвержденные правительством предпочтительные области экономики, для развития промышленности и технологических секторов, а также для модернизации существующих производственных мощностей, включая налоговые льготы на капитальные затраты за счет их полного вычета, при условии определенным критериям и предоставлять налоговые льготы для налогоплательщиков, работающих в:
    • квалифицированные инвестиционные проекты;
    • особые экономические зоны, из которых в настоящее время в Казахстане действуют 13 в различных приоритетных областях экономики, включая текстильное и нефтехимическое производство и создание технологий;
    • международный технопарк Astana-Hub.
  • установление налоговых преференций для участников Международного финансового центра Астаны (финтех, страхование, инвестиции, деятельность на рынке);
  • соблюдение современных тенденций рынка, связанных с развитием технологий и цифровизации, в том числе
    • внедрение правил налогообложения электронной торговли;
    • введение так называемого «налога с Google» в виде НДС на оцифрованный доход, полученный от предоставления услуг в Казахстане (это еще не было осуществлено, но в этом отношении ожидаются изменения в налоговом законодательстве Казахстана).
  • упорядочение налогов, предоставляя налогоплательщикам возможность реструктурировать свои налоговые функции в соответствии с их бизнес-потребностями и особенностями, заменяя группы налогов единой альтернативой по своему усмотрению;
  • улучшение международного налогового сотрудничества путем:
    • расширение числа стран, с которыми в Казахстане действуют соглашения об избежании двойного налогообложения (ДТП). Это число в настоящее время составляет 54, из которых 53 уже вступили в силу. DTT между Казахстаном и Кипром был подписан недавно в мае 2019 года и в настоящее время находится в процессе ратификации государственными органами Казахстана;
    • членство в Инклюзивной рамочной программе ОЭСР / G20 по эрозии и изменению прибыли (BEPS);
    • внедрение правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (в соответствии с планом действий BEPS);
    • присоединение к Многосторонней конвенции по выполнению связанных с договором о налоге мер по предотвращению BEPS (MLI) — Казахстан подписал MLI 25 июня 2018 года, сославшись на ряд оговорок и уведомлений. Так как он все еще находится на стадии ратификации государственными органами, MLI еще не вступил в силу для Казахстана.

Существующие проблемы

В целом, налоговые реформы в Казахстане в последние годы оказали положительное влияние на бизнес-среду, поскольку они пытались устранить законодательную неопределенность и способствовать прозрачности процессов налогового администрирования, применяя новые технологии и подходы к автоматизации.

Однако в нашей практике мы все еще видим определенные области, требующие дальнейших действий со стороны государственных органов и представителей бизнеса для установления практики в соответствии с заявленными концепциями и принципами.

Проблемные области и общие проблемы, с которыми все еще сталкиваются и которые требуют решения, включают:

  • Неопределенности, остающиеся в налоговом законодательстве:
  • Проактивные и консолидированные позиции налогоплательщиков с точки зрения участия в обсуждении поправок и изменений налогового законодательства могут помочь решить эту проблему.
  • по-прежнему существует большое количество налоговых споров:
  • Внедренные на практике механизмы, такие как горизонтальный мониторинг, электронные аудиты и предварительные акты налоговой проверки, целью которых является сокращение количества налоговых споров, должны широко применяться на практике.
  • Эффект «зависимости от пути», возникающий в связи с агрессивным отношением и позицией налоговых органов к налогоплательщикам в ходе налоговых проверок:
  • период перехода к концепции «добросовестности» должен развиваться в сочетании с соответствующим механизмом институциональной фискальной политики и реформ судебной системы;
  • механизмы для налоговых органов по принятию ответственности за неправильно начисленные дополнительные налоги и бремя доказывания должны быть реализованы на практике.
  • увеличение ставок штрафов в сочетании с высоким уровнем криминализации отдельных налоговых нарушений:
  • Порог уголовной ответственности за налоговые нарушения определяется в зависимости от нескольких критериев, включая прямое намерение, масштаб и характер предпринимательской деятельности, объем оборотов и общую налоговую нагрузку налогоплательщика.
  • разрывы между установленными механизмами, включая автоматизацию и упрощение определенных налоговых процессов, и их практической реализацией:
  • периоды пилотного внедрения новых технологических продуктов в различных фокус-группах должны быть продлены до начала эксплуатации для всех налогоплательщиков;
  • Предварительно подтверждается, что общий уровень развития технологий в смежных областях должен соответствовать характеристикам внедрения инноваций.

Заключение

В настоящее время Казахстан усердно работает над укреплением доверия к властям и развитием устойчивой налоговой системы, которая включает в себя прозрачные административные механизмы и благоприятную деловую среду в целом ряде областей.

Налоговые органы вместе с представителями бизнеса сосредоточены на объединении усилий для создания надежной системы сотрудничества и открытого диалога по вопросам, затрагивающим как национальную экономику, так и интересы бизнес-структур.

Основная область, в которой повышение эффективности, справедливости и дружественности к инвесторам налоговой среды заключается в администрировании Налогового кодекса и последовательном, предсказуемом и прозрачном применении его положений. Непоследовательное и непредсказуемое применение законов во всех регионах Казахстана и продолжающаяся криминализация некоторых налоговых преступлений остаются наиболее существенными проблемами, вызывающими обеспокоенность как иностранных, так и отечественных инвесторов.

Если Казахстан в рамках своего нового президента и администрации сможет более эффективно решать эти проблемы в предстоящие годы, страна действительно сможет объявить себя наиболее благоприятной для инвесторов страной в бывшем Советском Союзе.

Карина Калимжанова , менеджер налогового и юридического департамента, Deloitte


Автор: Айжан Ержанова

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.


Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.

Ответ: на рисунке 5.


Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Функции государственного бюджета:

С помощью бюджета государство воздействует на воспроизводственные процессы, сглаживает отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. При этом бюджет становится важнейшим инструментом государственного регулирования. Достигается это посредством:

- налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос на них;

- бюджетного финансирования общегосударственных программ;

- финансовой поддержки приоритетных отраслей;

- образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики;

Государственный бюджет -централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Консолидированный бюджет - централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, города республиканского значения, столицы и поступления, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Бюджет- централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций.

Структура бюджетасогласно Бюджетного кодекса от 4 декабря 2008 года состоит из 6 разделов:

6)доходы:

- поступления от продажи основного капитала;

- поступления официальных трансфертов;

7)затраты;

8)чистое бюджетное кредитование = бюджетные кредиты - погашение бюджетных кредитов;

9)сальдо по операциям с финансовыми активами = приобретение финансовых активов - поступления от продажи финансовых активов государства;

10)дефицит (профицит) бюджета (1-2-3 - 4);

11)финансирование дефицита (использование профицита) бюджета = поступление займов + движение остатков бюджетных средств - погашение займов.

1) Доходы бюджета - это совокупность налоговых, неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом, официальных трансфертов, денег, передаваемых государству на безвозмездной невозвратной основе и не связанные с продажей финансовых активов государства, подлежащие зачислению в бюджет.

2) Затраты представляют собой бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Затраты бюджета подразделяются на следующие виды:

-затраты, обеспечивающие деятельность государственных учреждений;

- затраты, связанные с организацией и проведением мероприятий, не носящих постоянного характера;

- затраты на государственный заказ - оплата государственными органами товаров (работ, услуг), производимых в целях реализации государственной политики (не для собственного потребления государственными органами);

- денежные выплаты физическим лицам - затраты, связанные с платежами физическим лицам в денежной форме в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, кроме денежных выплат работникам за труд.

- субсидии - финансирование на безвозмездной и невозвратной основе крестьянских (фермерских) хозяйств и юридических лиц, не являющихся государственными учреждениями и общественными объединениями;

- официальные трансферты - выплаты трансфертов из одного уровня бюджета в другой, а также в Национальный фонд Республики Казахстан.

3) Чистое бюджетное кредитование определяется как разница между бюджетными кредитами и их погашением.

4) Сальдо по операциям с финансовыми активами определяется как разница между приобретением финансовых активов и поступлениями от продажи финансовых активов государства.

Приобретение финансовых активов - расходы бюджета, связанные с операциями по приобретению в государственную собственность долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций.

Поступления от продажи финансовых активов государства - поступления в бюджет, связанные с операциями при продаже долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий.

5) Дефицит (профицит) бюджета равен операционному сальдо за вычетом чистого бюджетного кредитования и сальдо по операциям с финансовыми активами. Полученная величина с отрицательным знаком является дефицитом бюджета, с положительным знаком – профицитом бюджета. Предельно допустимый размер дефицита бюджета определяется среднесрочным планом социально-экономического развития.

6) Финансирование дефицита бюджета представляет собой обеспечение покрытия дефицита бюджета за счет заимствования и свободных остатков бюджетных средств.

Использование профицита бюджета – расходование профицита бюджета, средств займов, свободных остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам. Значение использования профицита бюджета устанавливается с отрицательным знаком и соответствует величине профицита бюджета.

Выделяют 2 части бюджета:

I. Поступления бюджета включают: доходы, погашение бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, государственные займы.

II. Расходы бюджета включают: затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение основного долга по займам.

13. Понятие республиканского бюджета, его назначение. Основные показатели закона «О республиканском бюджете на соответствующий финансовый год»

Экономическое содержание республиканского бюджета

Республиканский бюджет - централизованный денежный фонд, утверждаемый Законом Республики Казахстан, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом Республики Казахстан, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики. Впервые с 2009 года утвержден республиканский бюджет на 3 года.Дефицит республиканского бюджета в 2009 году запланирован в размере 3,4 % к ВВП страны. Налоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются:1) корпоративный подоходный налог, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора;2) налог на добавленную стоимость, в том числе на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан, и на товары, импортируемые на территорию РК; 3) акцизы на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 4) акцизы на сырую нефть, газовый конденсат; 5) налог на игорный бизнес; 6) налог на сверхприбыль, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора; 7) платеж по возмещению исторических затрат;8) бонусы, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора;9) налог на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора;10) рентный налог на экспорт, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора; 11) доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора; 12) таможенные пошлины на ввозимые и вывозимые товары, а также сборы, пр.Расходы республиканского бюджета осуществляются по следующим направлениям:

- функционирование Парламента РК, Правительства РК и Конституционного совета РК;

- деятельность органов налоговой службы;

- государственный финансовый контроль;

- организация и обеспечение обороны государства;

- осуществление паспортной и визовой работы;

- оперативно-розыскная, следственная деятельность

- деятельности в сфере юстиции;

- функционирование судебной системы;

- оказание высокоспециализированной медицинской помощи;

- организация лечения больных за рубежом;

- высшее образование

- пенсионные выплаты;

- государственные социальные пособия;

- государственные специальные пособия;

- специальные государственные пособия;

- пособие на погребение;

- социальные выплаты в связи с рождением ребенка и др.

Законом «О республиканском бюджете на 2009-2011 годы» утверждены следующие социальные нормативы с 1 января 2010 года:1) минимальный размер заработной платы – 14 952 тенге; 2) размер государственной базовой пенсионной выплаты – 5 981 тенге; 3) минимальный размер пенсии – 12 344 тенге; 4) месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – 1 413 тенге;5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 14 952 тенге.

12. Вопрос Экономическое содержание местных бюджетов . Доходы, расходы местного бюджета.

Местные бюджеты - денежные фонды административно-территориальных единиц, формируемые за счет поступлений и финансирования дефицита бюджета (использования профицита), предназначенные для финансирования местных бюджетных программ. Исполнительным органом на территории области, района, города, района в городе является аким и его аппарат, который является представителем Президента Республики Казахстан. Аким и его аппарат выступает администратором местных бюджетных программ и несет ответственность за их финансовое обоснование и реализацию. Основная форма деятельности маслихата – сессия.Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы - централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных Бюджетным Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.Областной бюджет формируется за счет следующих налоговых, неналоговых поступлений и поступлений от продажи основного капитала.Налоговыми поступлениями в областной бюджет являются: 1) индивидуальный подоходный налог по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом 2) социальный налог по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом 3) плата за эмиссии в окружающую среду; 4) сбор за проезд по платным государственным автомобильным дорогам областного значения;5) плата за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования областного значения 6) плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников; 7) плата за лесные пользования. 8) плата за использование особо охраняемых природных территорий местного значения.Расходы областного бюджета осуществляются по следующим направления-функционирование местных представительных и исполнительных органов областного уровня;-начальное профессиональное образование;-среднее профессиональное образование -обеспечение гарантированного объема медицинской помощи, за исключением направлений, финансируемых из республиканского бюджета;-социальное обеспечение сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; престарелых и инвалидов, включая детей-инвалидов;- прочие направления:Налоговыми поступлениями в бюджет района (города областного значения) являются: 1) индивидуальный подоходный налог по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом; 2) социальный налог по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом; 3) налог на имущество физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.4) земельный налога 5) единый земельный налог;6) налог на транспортные средства. 7) фиксированный налого 8) акцизы на:все виды спирта, произведенные на территории Республики Казахстан;алкогольную продукцию, произведенную на территории Республики Казахстан; пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента, произведенное на территории Республики Казахстан, табачные изделия, произведенные на территории Республики Казахстан; легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов), произведенные на территории Республики Казахстан; бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо; 9) плата за пользование земельными участками.10) сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей; 11) лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности; 12) сбор за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств, а также их перерегистрацию; 13) сбор с аукционов.14) сбор за государственную регистрацию транспортных средств, а также их перерегистрацию; 15) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 16) сбор за государственную регистрацию залога движимого имущества и ипотеки судна или строящегося судна;17) плата за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования районного значения и в населенных пунктах; 18) государственная пошлина, кроме консульского сбора и государственных пошлин, зачисляемых в республиканский бюджет.Расходы бюджета района (города областного значения) осуществляются по следующим направлениям:-функционирование местных представительных и исполнительных органов районного (городского) уровня;-детское дошкольное воспитание и обучение;-жилищная помощь;-оказание социальной помощи нуждающимся гражданам на дому;-социальная адаптация лиц, не имеющихопределенного местожительства;-обеспечение занятости населения; -государственная адресная социальная помощь;-освещение улиц в населенных пунктах;-благоустройство и озеленение населенных пунктов и пр.

Дата добавления: 2014-11-24 ; просмотров: 48 | Нарушение авторских прав

Цель лекции: раскрыть содержание и особенности бюджета и налоговой политики в РК.

Вопросы лекции:

1.Содержание и роль бюджета вРК.

2. Бюджетная система Республики Казахстан

3. Механизм реализации бюджетно –налоговой политики.

8.1. Бюджетная система Республики Казахстан

Современная практика показывает, что государственный бюджет становится активным инструментом государственного регулирования национальной экономики в целях обеспечения стабилизации и устойчивого развития., сохраняя свою ведущую роль, как источника централизованных финансовых ресурсов. В условиях перехода на рыночные отношения изменяются методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима формирования и расходования бюджетных средств. Сегодня развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, как прежде, а с помощью адекватных форм и методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

Государственный бюджет выполняет важную роль ведущего звена финансового хозяйства страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественных благ, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Централизация денежных средств обусловлена необходимостью бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат, необходимых для выполнения государством своих функций в социальной сфере, решении задач оборонного характера, общественного порядка, управлении, также финансировании приоритетных отраслей экономики.

Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Отличительной чертой государственного бюджета является его возрастающая роль в распределении и перераспределении национального дохода, что обусловлено действием распределительной функции. Объемы перераспределения составляют 30 % национального дохода, 20 % валового внутреннего продукта. Кроме того, через госбюджет распределяются денежные средства между между сферами общественной жизни, различными отраслями экономики, территориями и отдельными группами граждан. В рамках распределительной функции бюджета следует обозначить характерные подфункции: аккумуляции финансовых ресурсов, стабилизации экономики. Другой не менее важной функцией бюджета является контрольная функция - осуществление контроля за движением бюджетных ресурсов, своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов, эффективностью их использования. Функции бюджета тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля находит отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм – совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджетный механизм используется в процессе проведения крупных структурных сдвигов; развития наукоемких производств; внедрения инновационных технологий ит.д. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования денежными средствами поступающими в распоряжение государства, влияя на темпы и пропорции развития общественного производства.

Основной целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого роста экономики, стимулирование диверсификации и развития несырьевых отраслей, максимальное увеличение поступлений в государственный бюджет без увеличения налоговой нагрузки, проведение сдержанной политики государственных расходов, совершенствование межбюджетных отношений и управление государственным долгом.

Бюджетная система и ее структура.

Государственный бюджет как система экономических отношений имеет специфическую особенность, которая состоит в том, что эти отношения возникают в распределительном процессе, где непременным участником выступает государство и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств. Аккумулирование денежных средств в руках государства обусловлено необходимостью бесперебойного финансирования национальной экономики, удовлетворения общественных потребностей его субъектов. Являясь финансовым планом страны, госбюджет отражает источники формирования и направления использования его доходов и расходов, показатели которых обязательны для неукоснительного исполнения в соответствии с утверждаемым законом о республиканском бюджете.

В рамках реализации задач фискальной политики финансовые ресурсы государства необходимо распределить таким образом, чтобы обеспечитьмаксимально эффективное и полное выполнение функций государственного управления. Для этого необходимо создать целостную систему экономического и бюджетного планирования, адаптированную к условиям рыночной экономики. Новизной в бюджетном планировании является составление прогноза бюджета на предстоящий трехлетний период, который ориентирован на результат, обеспечивающий рациональное использование бюджетных средств. Эффективное управление бюджетными средствами напрямую связано с бюджетным процессом, который включает планирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, а также контроль за исполнением бюджета.

Бюджетная система- это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан: бюджетная система – это совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений. Организация бюджетной системы определяется государственным устройством страны. По типу национально–государственного устройства. Казахстан относится к унитарным и бюджетная система, повторяя его, включает два звена: центральный бюджет и местные бюджеты.

В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят бюджеты следующих уровней:

местные бюджеты: областной, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).¹

В Казахстане в соответствии с административно – территориальным делением насчитывается 14 областей (Акмолинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Джамбульская, Кызылординская, Карагандинская, Мангыстауская, Талды - Курганская, Северо – казахстанская и др), каждая из которых имеет свой бюджет и соответствующие структурные бюджетные звенья.

Бюджетная система претерпела существенные изменения на каждом этапе своего реформирования. Важным этапом в процессе формирования бюджетной системы является принятие ряда законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении.

Приняв Декларацию о государственном суверенитете, Казахстан приступил к выработке собственной бюджетной политики. Одним из первых законов, принятых суверенной республикой, стал Закон «О бюджетной системе». Законодательное регулирование межбюджетных отношений в Республике Казахстан начинает свою историю с этого законодательного акта.

Этот закон зафиксировал независимость местных бюджетов от республиканского бюджета. Кроме того, закон запрещал вышестоящим органам вмешиваться в процесс формирования бюджетов нижних уровней, объявлял незаконным изъятие излишков средств, остающихся в местных бюджетах, в республиканский бюджет. Местным органам власти предоставлялось право самостоятельно решать вопрос о том, как они будут использовать свои средства, независимо оттого, из какого источника эти средства получены.

В 1996 г. был принят новый Закон РК «О бюджетной системе». Принятие этого закона стало еще одним шагом развития бюджетной системы. В нем были четко обозначены принципы бюджетной системы, регламентирован порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджета. В бюджетную практику вводилась новые понятия и термины: субвенции, государственные гарантии, займы, заимствование, долг и т.д. Введено деление доходов государственного бюджета на общегосударственные налоги, сборы, платежи и местные налоги и сборы. В этот период создан Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета как орган, осуществляющий контроль за эффективностью использования бюджетных средств.

В 1999г. принят третий закон «О бюджетной системе». В этом законе сбалансированность местных бюджетов обеспечивалась единым для всех регионов распределением доходов и установленным механизмом бюджетных изъятий и субвенций. В соответствии с этой редакцией закона осуществлено разделение доходной части между республиканским и местным бюджетами по видам поступлений, финансируемые, соответственно, из республиканского и местных бюджетов, установлены долговременные размеры официальных трансфертов между бюджетными уровнями.

В организационном плане бюджетная система основывается на следующих принципах:

принцип единства - обеспечение применения единого бюджетного законодательства, использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории Республики Казахстан;

2) принцип полноты - отражение в бюджетах и Национальном фонде всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством страны;

принцип реалистичности - соответствие параметров бюджета показателям текущего состояния экономики, а также параметрам и направлениям социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов;

принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства, открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля;

принцип последовательности - соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений;

принцип эффективности и результативности - разработка и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ;

7) принцип приоритетности - осуществление бюджетного процесса в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики или региона;

8) принцип ответственности - привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение бюджетного законодательства;

9) принцип самостоятельности бюджетов - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней

Государственный бюджет - это сводный бюджет, который объединяет республиканский и местные бюджеты. В бюджетной практике применяется понятие консолидированный бюджет.Консолидированный бюджет используется в качестве аналитической информации и не подлежит утверждению. Особенность консолидированного бюджета в Казахстане заключается в том, что его структура состоит из следующих разделов: республиканский бюджет, местные бюджеты и поступления в бюджет, направляемые в Национальный фонд республики.

В целях формирования реального бюджета, отражающего приоритеты социально-экономического развития страны, начиная с 2002 года бюджет был разделен на текущий бюджет, за счет которого осуществлялись программы, направленные на выполнение текущих нужд государства, и бюджет развития, включающий инвестиционные расходы в экономику, т.е. расходы на развитие инфраструктуры, градостроительство, создание и развитие информационных систем, науку, инвестиций в человеческий капитал и.т.п. Такое разделение бюджета позволило реально оценить стоимость выполнения государством своих функций, определенныхзаконодательством и направленных на содержание имеющейся сети государственных учреждений, и объем инвестиционного вклада государства на его социально-экономическое развитие, а также систематизировать бюджетные программы.

Финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле.

В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждении государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании).Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.

По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и тактику экономических реформ.

В Казахстане за двадцать лет независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.

В рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степени. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, которые направляются на возмещение израсходованных средств производства, оплату труда. А стоимость прибавочного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономическим интересам всех участников общественного производства, воспроизводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и ресурсов.

Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.[22]

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов. Т.е. госбюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.

Государственный бюджет является инструментом осуществления государственной политики и основным источником денежных средств для реализации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в настоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным образом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета. Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики.

Прогноз социально-экономического развития страны на 2013-2017 гг. и приоритеты бюджетных расходов на 2013-2015 гг., несмотря на усиление кризиса в Еврозоне и снижение темпов экономического роста в странах ЕС и США, направлен на поступательное экономическое развитие Казахстана. Пять направлений реализации социально-экономической политики, направленной на достижение запланированных параметров роста охватывают: обеспечение макроэкономической стабильности, устойчивого экономического роста, социальной модернизации, развития регионов, а также модернизации системы государственного управления и повышения качества оказания государственных услуг.

Основными приоритетами расходной части бюджета Республики Казахстан будут являться: повышение занятости населения, улучшение условий жизни населения и обеспечение населения доступным жильем, качественный рост человеческого капитала, региональное развитие, индустриально-инновационное развитие, поддержка бизнеса, укрепление обороноспособности, национальной безопасности, правопорядка и мер предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На уровне микроэкономики структуру финансовой системы составляют первичные финансы – на предприятиях и в домашних хозяйствах. Их финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходование таких средств. Доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).

Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.




Общественные финансы играют важную роль в росте государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок.

Одной из актуальнейших и принципиально важных проблем сегодня является укрепление финансовой системы и обеспечение выхода национальной экономики на траекторию роста и социального развития. Это требует консолидации усилий как государственного аппарата, так и всей общественности, интеллектуального потенциала ученых и целенаправленной энергии предпринимателей. Именно от общих усилий и результативных действий зависит предоставление необратимости тем позитивным сдвигам, которые впервые достигнуты на пути стабилизации экономики и выхода ее из кризиса.[22]

Перспективы развития финансовой системы на этапе рыночного построения экономики и пути ее кадрового и профессионального обеспечения должны рассматриваться в контексте их роли и влияния на функционирование нашего общества. Общеизвестно, что финансы в экономике по своему значению равноценны кровеносной системе организма. Они создают тесное переплетение специфических финансовых сфер, как то – бюджет, казначейство, налогообложение, социальная защита, банковское дело или кредит, если и будут доведены даже до идеального состояния, не могут позитивно влиять на экономику, поскольку это отдельные звенья единой цепи. Их необходимо усовершенствовать одновременно.

Главная проблема в финансовой сфере заключается в том, что коли-чественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от котировки данного сырья на мировом рынке;

В Казахстане все еще так и не развита система кредитования малого бизнеса. Данная сфера экономики очень важна в рыночной экономике, так как на примере развитых стран видно, что она составляет большую часть ВВП. Сельское хозяйство после развала СССР оказалась в тяжелом положении, поэтому приоритетной задачей государства на данный момент заключается в кредитовании через банки второго уровня данной отрасли.

В Казахстане уже началось развитие таких важных финансовых инструментов как кредит, депозит и лизинг. В условиях рыночной экономики их роль заключается в ускорении формирования начального капитала, что очень важно в Казахстане, где ощущается нехватка в инвестициях.

Финансовый контроль в Казахстане осуществляют финансовая полиция и Министерство Финансов. На данный момент нормативно-правовая база касающиеся финансовых отношений все еще реформируется, но уже сложившихся положений достаточно для регулирования финансовых процессов в РК. [22]

Читайте также: