Федеративные государства обладают одноканальной системой налогообложения

Опубликовано: 26.03.2024

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

В зависимости от способа управления и объема полномочий, передаваемых на местах, унитарное государство подразделяется на:

А) централизованное

Такие государства, управляемые чиновниками, назначаемыми центральной властью. Органы власти – центральной властью. А на местах незначительный объем полномочий.

Б) децентрализованное

Избираемый населением орган власти (совет комунны, муниципалитет), а на местах гораздо больший объем полномочий.

В) смешанное унитарное государство, в котором происходит разделение властей на исполнительную (на уровне АТЕ), существует представительная власть, избираемая населением. Объем полномочий, который передается на места – не столь большой, не столь маленький.

Г) регионалистские

Это такие, в которых отдельные АТЕ образуются по четвертому критерию, государство имеет автономные образования, и этим АТЕ передается больший объем полномочий по сравнению с другими АТЕ (автономные области).Испания.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

АВТОНОМИЯ: 1) право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закрепленное конституцией или другими правовыми актами;

Вопрос 21. Федеративное государство: понятие и типология. Регионалистское государство.

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

Двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др.

Иногда оба признака комбинируются (смешанный тип). Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Регионализм — ориентация на автономность административно-территориальных единиц, децентрализованность унитарного государства. Имеет несколько форм: экономическую, культурную, политическую и стратегическую.

Регионалистское государство — форма государственного устройства; формально унитарное государство, но сильно децентрализованное, в котором все административно-территориальные единицы наделены достаточно широкими правами и полномочиями и имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём они имеют сходство ссубъектами федерации. Такая форма государственного устройства в настоящее время используется только в Италия, Испания, ЮАР

Сходство с федерацией

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому некоторые учёные-юристы рассматривать его как специфическую переходную форму от унитарного государства к федеративному, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: могут быть не значительными и иметь скорее номинальный характер, а могут, напротив, быть очень широкими и включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы .

В некоторых станах, административно-территориальные единицы могут иметь право принимать свои собственные конституции. ВЮАР, например, такое право у административно-территориальных единиц есть

Особенности налоговых систем разных стран связаны, прежде всего, с типом государственного устройства - является ли данное государство унитарным, или федеративным. Федеративное государство - это союз­ное государство, состоящее из нескольких государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сфе­рах общественной жизни.

К числу федеративных государств относятся: США, Канада, Германия, Австрия, Швейцария, Россия, Австралия, Бельгия, Мексика, Индия и другие. Унитарные государства - Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Япо­ния и другие.

Построение налоговой системы любого государства основывается на распределении налоговых полномочий (законодательно оформленные права того или иного уровня бюджетной системы вводить налоги, получать налого­вые доходы и администрировать налоги) между составляющими этого госу­дарства. В свою очередь налоговые полномочия определяются статусом той или иной административно-территориальной единицы.

Налоговые полномочия подразделяются на:

- законодательные полномочия - право вводить налоги, устанавливать ставки, уточнять налоговую базу и корректировать иные элементы налогов;

- доходные полномочия - право формировать общие доходы бюджета за счет налогов (вне зависимости от поступления по уровню бюджета).

- административные полномочия - полномочия администрировать и собирать налоги.

В государствах с федеративным государственным устройством нало­говая система имеет три основные уровня:

- федеральный (федеральные налоги);

- региональный (налоги субъектов федерации: республик, штатов, провинций, земель);

- местный (местные налоги).

Федеральные налоги - это налоги, которые вводятся органами законо­дательной власти федерации, действуют на территории всей страны и адми- нистрируются федеральными налоговыми службами. Аналогично вводятся и администрируются национальные (государственные) налоги в унитарных го­сударствах. Большая часть федеральных налогов и государственных налогов в унитарных государствах поступают в доход федерального (государственно­го - в унитарных государствах) бюджета.

Налоги субъектов федерации (налоги штатов, провинций и др.) уста­навливаются и вводятся в действие законодательными актами субъектов фе­дерации (иногда федеральными законами) и действуют на территории всего субъекта федерации (штата, провинции).

Налоги субъекта федерации могут администрироваться как собственной субфедеральной налоговой службой, так и федеральной налоговой службой. Налоги субъектов федерации посту­пают в доход бюджетов субъектов федерации, а иногда полностью или час­тично зачисляются в доход местных бюджетов.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие на­циональными (федеральными) или субфедеральными властями и местными органами представительной власти и действуют на территории муниципаль­ных образований. Администрируются эти налоги национальной (федераль­ной), региональной или местной налоговой службой. Поступления от мест­ных налогов зачисляются в доход местных бюджетов.

В мировой практике широко применяются 3 основные модели взаимо­действия центра и субъектов федерации в области реализации налоговых полномочий:

распределение налоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз);

• последующее разделение части полученных федеральным бюджетом от раздельного использования доходов (разделение доходов);

• совместное использование одной и той же налоговой базы (совместное или параллельное использование налоговых баз).

В федерациях единство налоговой системы обеспечивается за счет ус­тановления единых основ законодательства, единой налоговой системы и ме­тодического руководства всей налоговой работы со стороны центрального звена налоговой системы.

По месту налоговых органов в финансово-бюджетной системе страны можно выделить, с одной стороны, Германию, в которой всем бюджетным процессом, налоговой политикой и сбором налогов в целом управляет Феде­ральное министерство финансов, с другой стороны, США, где налоговая служба действует как самостоятельное ведомство.

Структура налоговых органов может быть построена по принципу вы­деления видов налогов - например, в Великобритании существует два управления - по прямым (подоходным) и косвенным налогам, а может быть построена в зависимости от этапов налогового процесса (США). Первый подход обычно называется специализированным, а второй - функциональ­ным. При втором подходе, получившее широкое распространение в послед­ние годы, работа налоговых органов направлена на конечный результат - правильный и эффективный сбор налогов.

Налоговая система США

США – федеративное государство, его конституция разделяет функции государственной власти между федеральным правительством и правительствами штатов. Федеральное правительство и правительство штатов пользуются конституционным правом принятия налогов. Органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательствами штатов.

В связи с этим исторически сложились традиционно самостоятельные уровни налоговой системы, которые адекватны уровням финансово-хозяйственной структуры государства: федеральный уровень, уровень штатов, местный уровень.

Для современной американской налоговой системы характерно:

1) преобладание прямых налогов над косвенными. Прямые налоги составляют более 70% всех налоговых поступлений, более 50% из которых составляют федеральные подоходные налоги;

2) параллельное использование основных видов налоговых платежей федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Например, население США уплачивает 3 вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), 2 вида имущественного налога и универсального акциза (штатный и местный), а в цене некоторых видов товаров (горючее, табачные и винно-водочные изделия) содержится 5 видов акциза (федеральный, штатный, смежные универсальные и специфические акцизы);

3) взимание на федеральном уровне налогов, которые дают наиболее крупные и стабильные поступления.

Федеральная конституция является основным источником налогового права США. Она содержит ряд принципов, которые являются правовой базой для налогового законодательства федерации и штатов.

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.


Учебный курс Теория государства и права

СЛОЖНЫЕ ГОСУДАРСТВА.

ФЕДЕРАЦИЯ (от фр. federation, от позднелат. federatio – объединение, союз) – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований (штатов, кантонов, земель и т.д.), каждое из которых в большей или меньшей мере имеет государственный суверенитет, собственную компетенцию по определенному кругу вопросов, собственную систему законодательных, исполнительных и судебных органов, другие признаки государства.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают государственными суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях.

Основные признаки федерации:

1. Наличие единой территории, которая, в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, а состоит из территорий – субъектов федерации, имеющих собственное административно-территориальное деление.

2. Наличие общей конституции федерации, конституции ее субъектов, т.е. наделение субъектов федерации учредительной властью.

3. Наличие системы законодательства всей федерации и системы законодательства ее субъектов, т.е. наделение субъектов федерации в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов, которые действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству.

4. Наличие федерального двухпалатного парламента и парламентов субъектов федерации, федерального правительства и самостоятельных органов управления субъектов федерации.

5. Наличие гражданства как всей федерации, так и ее субъектов; в ряде федераций допускается двойное гражданство (ФРГ, Австрия).

6. Возможность субъектов федерации иметь собственную правовую и судебную систему (США);

7. Наличие общефедеративной налоговой и денежной системы.

8. Субъекты федерации не обладают суверенитетом и не являются субъектами международного права, однако в договорных международных отношениях может выступать как федерация в целом, так и каждый из ее субъектов.

9. В типичной федерации оборонная и внешняя политика принадлежит федеральному правительству, образование – регионам, а право налогообложения разделено между обоими.

Виды федераций

По способу создания федерации делятся на:

- договорные (возникают на основе соглашения, договора и создаются, как правило, «снизу» - Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты);

- конституционные (учреждаются путем принятия конституции, создаются главным образом «сверху» - Индия);

- конституционно-договорные (их большинство – США, ФРГ, Российская Федерация и др).

По способу взаимоотношений федерации и ее субъектов:

- на основе союза (США, Танзания, ОАЭ, СССР – в прошлом);

- на основе автономии (Бельгии, Австрия, Индия, Венесуэла, Пакистан);

- симметричные федерации – все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия).

- ассиметричные федерации – объем полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США);

По способу распределения и осуществления властных полномочий:

- централизованные: субъекты федерации не имеют своих конституций и гражданства: (Индия, Пакистан, Венесуэла, Мексика, Аргентина, Бразилия);

- относительно централизованные (США, Австралия, ФРГ, Швейцария);

По принципу преобладания либо сочетания национального и территориального подходов в определении структуры федерации:

- территориальный подход (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика);

- национальный подход (Индия Бельгия, Нигерия, Пакистан);

- сочетания национально-территориального и территориального подходов (Россия, Швейцария, Канада).

КОНФЕДЕРАЦИЯ (от лат. confederatio – союз, объединения) – временный союз суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей и совместно осуществляющих ряд направлений государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело, денежно-кредитная система и т.д.) при сохранении полной самостоятельности в решении других вопросов.

Основные признаки конфедерации:

1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственной границы.

2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

3. Отсутствие общих для всей конфедераций конституции, системы законодательства, гражданства, судебной и финансовой систем.

4. Отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международного правового статуса участников конфедерации.

5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего их делегатов суверенных государств.

6. Решение общих конфедеративных органов, принимаемое по принципу консенсуса; в случае несогласия с ним членов конфедерации, не является обязательным и не влечет за собой никаких санкций (право нуллификации, т.е. отклонения).

7. Наличие права выхода из состава конфедерации у каждого их ее субъектов.

8. Конфедерации имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо эволюционируют в федерацию.

Через этап конфедерации прошли США, Нидерланды, Швейцария.

СОДРУЖЕСТВО – весьма редкое объединение государств, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационно оформленное объединение государств, выступающих в качестве ассоциированных участников при сохранении им полного суверенитета и независимости. В основе содружества, как и при конфедерации, находятся межгосударственный договор, устав, декларация, соглашение, иные юридические акты. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самые различные – экономические, культурные и другие. Содружество имеет переходный характер: может развиться в конфедерацию и даже в федерацию при наличии необходимых предпосылок, либо, наоборот, привести к дезинтеграции, разъединению.

Пример: СНГ, Британское содружество наций, Европейское содружество в Западной Европе.

СКЛАДНІ ДЕРЖАВИ.

ФЕДЕРАЦІЯ (від фр. federation, від пізньолат. federatio - об'єднання, союз) - це союзна держава, що складається з декількох державних утворень (штатів, кантонів, земель тощо), кожне з яких більшою чи меншою мірою має державний суверенітет, власну компетенцію по певному колу питань, власну систему законодавчих, виконавчих і судових органів, інші ознаки держави.

Державні утворення, які складають федерацію, не є державами у власному розумінні слова. Вони не володіють державними суверенітетом, правом одностороннього виходу з союзу, юридично позбавлені права участі в міжнародних відносинах.

Основні ознаки федерації:

1. Наявність єдиної території, яка у політико-адміністративному відношенні не становить собою єдиного цілого, а складається із територій - суб'єктів федерації, що мають власний адміністративно-територіальний поділ.

2. Наявність загальної конституції федерації, конституцій її суб'єктів, тобто наділення суб'єктів федерації установчою владою.

3. Наявність системи законодавства усієї федерації і системи законодавства її суб'єктів, тобто наділення суб'єктів федерації в межах установленої для них компетенції правом видання законодавчих актів, які діють лише на території суб'єкта федерації і мають відповідати союзному законодавству.

4. Наявність федерального двопалатного парламенту і парламентів суб'єктів федерації, федерального уряду і самостійних органів управління суб'єктів федерації.

5. Наявність громадянства як усієї федерації, так і її суб'єктів; у ряді федерацій допускається подвійне громадянство (ФРН, Австрія).

6. Можливість суб'єктів федерації мати власну правову і судову системи (США);

7. Наявність загальнофедеративної податкової і грошової системи.

8. Суб'єкти федерації не володіють суверенітетом і не є суб'єктами міжнародного права, проте в договірних міжнародних відносинах може виступати як федерація в цілому, так і кожен з її суб'єктів.

9. У типовій федерації оборонна і зовнішня політика належить федеральному уряду, освіта - регіонам, а право оподатковування поділене між обома.

Види федерацій:

За способом створення федерації поділяються на:

- договірні (виникають на основі угоди, договору та створюються, як правило, «знизу» - Об'єднана Республіка Танзанія, Об'єднані Арабські Емірати);

- конституційні (засновуються шляхом прийняття конституції-створюються головним чином «зверху» - Індія);

- конституційно-договірні (їх більшість - США, ФРН, Російська Федерація та ін).

За способом взаємовідносин федерації і її суб'єктів:

- на основі союзу (США, Танзанія, ОАЕ, СРСР - у минулому);

- на основі автономії (Бельгія, Австрія, Індія, Венесуела, Пакистан);

- симетричні федерації - всі їх складові частини є суб'єктами з однаковим конституційно-правовим положенням (Австралія, Німеччина).

- асиметричні федерації - обсяг повноважень різних суб'єктів неоднаковий (Індія, США);
За способом розподілу і здійснення владних повноважень:

- централізовані: суб'єкти федерації не мають своїх конституцій та громадянства: (Індія, Пакистан, Венесуела, Мексика, Аргентина, Бразилія);

- щодо централізовані (США, Австралія, ФРН, Швейцарія);

За принципом переваги або поєднання національного і територіального підходів у визначенні структури федерації:

- територіальний підхід (США, Австралія, Австрія, ФРН, Аргентина, Венесуела, Бразилія, Мексика);

- національний підхід (Індія Бельгія, Нігерія, Пакистан);

- поєднання національно-територіального і територіального підходів (Росія, Швейцарія, Канада);.

КОНФЕДЕРАЦІЯ (від лат. confederatio - спілка, об'єднання) - тимчасовий союз суверенних держав, які об'єдналися для досягнення певних цілей і спільно здійснюють низку напрямків державної діяльності (оборона країни, зовнішня торгівля, митна справа, грошово-кредитна система тощо) при збереженні повної самостійності у вирішенні інших питань.

Основні ознаки конфедерації:

1. Відсутність спільної для всієї конфедерації єдиної території і державного кордону.

2. Відсутність загальних законодавчих органів і системи управління.

3. Відсутність загальних для всієї конфедерацій конституції, системи законодавства, громадянства, судової та фінансової систем.

4. Відсутність суверенітету конфедерації, збереження суверенітету і міжнародного правового статусу учасників конфедерації.

5. Наявність загального конфедеративного органу, що складається їх делегатів суверенних держав.

6. Рішення загальних конфедеративних органів, прийняте за принципом консенсусу; у разі незгоди з ним членів конфедерації не є обов'язковим і не спричиняє ніяких санкцій (право нуліфікації, тобто відхилення).

7. Наявність права виходу зі складу конфедерації у кожного з її суб'єктів.

8. Конфедерації мають нестійкий, перехідний характер: вони або розпадаються, або еволюціонують у федерацію.

Через етап конфедерації пройшли США, Нідерланди, Швейцарія.

СПІВДРУЖНІСТЬ - досить рідкісне об'єднання держав, ще більш аморфна, ніж конфедерація, але, тим не менш, організаційно оформлене об'єднання держав, які виступають в якості асоційованих учасників при збереженні їм повного суверенітету і незалежності. В основі співдружності, як і при конфедерації, знаходяться міждержавний договір, статут, декларація, угоди, інші юридичні акти. Цілі, висунуті при створенні співдружності, можуть бути найрізноманітніші - економічні, культурні та інші. Співдружність має перехідний характер: може розвитися в конфедерацію і навіть у федерацію за наявності необхідних передумов, або, навпаки, призвести до дезінтеграції, роз'єднання.

Приклад: СНД, Британська співдружність націй, Європейська співдружність у Західній Європі.

К числу федеративных государств относятся: США, Канада, Германия, Австрия, Швейцария, Россия, Австралия, Бельгия, Мексика, Индия и другие. Унитарные государства - Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Япо­ния и другие.

Построение налоговой системы любого государства основывается на распределении налоговых полномочий (законодательно оформленные права того или иного уровня бюджетной системы вводить налоги, получать налого­вые доходы и администрировать налоги) между составляющими этого госу­дарства.

Налоговые полномочия подразделяются на:

- законодательные полномочия - право вводить налоги, устанавливать ставки, уточнять налоговую базу и корректировать иные элементы налогов;

- доходные полномочия - право формировать общие доходы бюджета за счет налогов (вне зависимости от поступления по уровню бюджета).

- административные полномочия - полномочия администрировать и собирать налоги.

В государствах с федеративным государственным устройством нало­говая система имеет три основные уровня:

- федеральный (федеральные налоги);

- региональный (налоги субъектов федерации: республик, штатов, провинций, земель);

- местный (местные налоги).

В государствах с унитарным характером государственного устройства налоговая система имеет два уровня:

- общегосударственный (национальные налоги);

- местный (местные налоги).

Федеральные налоги - это налоги, которые вводятся органами законо­дательной власти федерации, действуют на территории всей страны и адми- нистрируются федеральными налоговыми службами. Аналогично вводятся и администрируются национальные (государственные) налоги в унитарных го­сударствах. Большая часть федеральных налогов и государственных налогов в унитарных государствах поступают в доход федерального (государственно­го - в унитарных государствах) бюджета.

Налоги субъектов федерации (налоги штатов, провинций и др.) уста­навливаются и вводятся в действие законодательными актами субъектов фе­дерации (иногда федеральными законами) и действуют на территории всего субъекта федерации (штата, провинции). Налоги субъекта федерации могут администрироваться как собственной субфедеральной налоговой службой, так и федеральной налоговой службой. Налоги субъектов федерации посту­пают в доход бюджетов субъектов федерации, а иногда полностью или час­тично зачисляются в доход местных бюджетов.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие на­циональными (федеральными) или субфедеральными властями и местными органами представительной власти и действуют на территории муниципаль­ных образований. Администрируются эти налоги национальной (федераль­ной), региональной или местной налоговой службой. Поступления от мест­ных налогов зачисляются в доход местных бюджетов.

В мировой практике широко применяются 3 основные модели взаимо­действия центра и субъектов федерации в области реализации налоговых полномочий:

распределение налоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз);

• последующее разделение части полученных федеральным бюджетом от раздельного использования доходов (разделение доходов);

• совместное использование одной и той же налоговой базы (совместное или параллельное использование налоговых баз).

В федерациях единство налоговой системы обеспечивается за счет ус­тановления единых основ законодательства, единой налоговой системы и ме­тодического руководства всей налоговой работы со стороны центрального звена налоговой системы.

В унитарных государствах управление налоговой работой жестко цен­трализовано, все звенья налоговых органов управляются из единого центра, единство налогового законодательства иногда доведено до принятия общего­сударственного налогового кодекса.

По месту налоговых органов в финансово-бюджетной системе страны можно выделить, с одной стороны, Германию, в которой всем бюджетным процессом, налоговой политикой и сбором налогов в целом управляет Феде­ральное министерство финансов, с другой стороны, США, где налоговая служба действует как самостоятельное ведомство.

Структура налоговых органов может быть построена по принципу вы­деления видов налогов - например, в Великобритании существует два управления - по прямым (подоходным) и косвенным налогам, а может быть построена в зависимости от этапов налогового процесса (США). Первый подход обычно называется специализированным, а второй - функциональ­ным. При втором подходе, получившее широкое распространение в послед­ние годы, работа налоговых органов направлена на конечный результат - правильный и эффективный сбор налогов.

Читайте также: