Федеральные органы налоговой полиции

Опубликовано: 17.04.2024

Учебник для вузов

Федеральные органы налоговой полиции Российской Федерации

АКАДЕМИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ ФСНП РОССИИ

В.Ф.ПИЛИПЕНКО

«Федеральные органы налоговой полиции Российской Федерации

и фискальной системах государства»

Последние добавления:

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

ГЛАВА 2. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ФСНП РОССИИ, ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ И МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ

2. Структура управления федеральными органами налоговой полиции.

ГЛАВА 3. ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ\

3. Прохождение службы в федеральных органах налоговой полиции, правовая и социальная защита ее сотрудников

РАЗДЕЛ II. КАДРОВАЯ РАБОТА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ И ПРИОРИТЕТЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ФСНП РОССИИ

3. Правовое, информационно-аналитическое, научное, материально-техническое и финансовое обеспечение кадровой политики

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШКОЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБЫ СОТРУДНИКОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

ГЛАВА 4. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ФСНП РОССИИ.

3. Основы методики воспитательной работы

РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПОЛИЦИИ

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ.

ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФСНП РОССИИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ И КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФСНП РОССИИ

Смотрите также:

налогам и сборам) и Федеральной службы налоговой полиции РФ (ст. 9 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год»; ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»**).

— местные органы налоговой полиции — органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП.

Уголовные дела данной категории относятся к подследственности федеральных органов налоговой полиции. Однако методику расследования этих преступлений должны знать также следователи органов.

Федеральная служба налоговой полиции (ФСПН России) и ее территориальные органы (управление, отделы) осуществляют … НАЛОГИ. Ответственность организаций за непостановку на налоговый учет.

Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ впервые создан в соответствии с федеральным бюджетом в 1998 г. Его правовой режим.

Сокрытие доходов карается очень сурово: с виновного взыскивается налог, сумма, скрытая от … Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России), согласно Положению о.

Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. // ВВС.

Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов». … Органы налоговой полиции.

8) Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения. Впервые об участниках налоговых правоотношений говорилось в Законе РФ «Об основах налоговой системы в.

2) налоговый - осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, налогов, аудита Волгоградского колледжа .

date image
2015-05-06 views image
1619

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоговая полиция - относительно новый для России правоохранитель­ный орган. Ее создание было обусловлено реформой экономических отно­шений и связанного с ней реформирования налоговой системы. Государст­венная налоговая служба РФ, созданная в 1991 г. только как система кон­троля за соблюдением налогового законодательства, не была приспособле­на к ведению борьбы с противоправными, в том числе преступными, пося­гательствами на налоговую систему. Указом Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 262 при Государственной налоговой службе РФ, при государст­венных налоговых инспекциях на местах были образованы подразде­ления налоговых расследований, которыми руководило Глав­ное управление налоговых расследований. Кроме выполнения функций налоговой службы, эти подразделения обязаны были осуществлять меры по предупреждению и пресечению нарушений налогового законодательства, обеспечивать безопасность деятельности налоговых инспекций и их долж­ностных лиц. При этом полномочия подразделений налоговых расследова-

258 Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

ний были ограниченными. Они могли лишь проводить собирание первич­ных материалов о преступных нарушениях налогового законодательства и затем передавать их в органы внутренних дел для возбуждения уголовных дел и расследования преступлений.

В июле 1992 г. подразделениям налоговых расследований было предос­тавлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности и доз­нания по делам о налоговых преступлениях 1 . Однако нахождение подраз­делений налоговых преступлений в системе государственных налоговых инспекций не способствовало эффективности борьбы с налоговыми пре­ступлениями. Практика настоятельно требовала создания самостоятельно­го, независимого правоохранительного органа, специализирующегося на выполнении функций борьбы с противоправными нарушениями налогового законодательства. И такой орган был создан. Законом Российской Федера­ции от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» орга­ны налоговых расследований были реорганизованы в феде­ральные органы налоговой полиции, ставшие таким образом правопреемниками Главного управления налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях с сохранением за ними функций по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и проведению дознания. Федеральным законом от 17 декабря 1995 г. 2 на федеральные органы налоговой полиции была возложена еще одна функция - проведе­ние предварительного следствия по делам о налоговых преступлениях.

В настоящее время федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения эко­номической безопасности Российской Федерации (ст. 1 Закона от 24 июня 1993 г.). Они призваны решать следующие основные задачи:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

государственная защита должностных лиц налоговых органов, феде­ральных органов налоговой полиции и их близких;

1 Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3181-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятель­ности в Российской Федерации", Закон РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 1912.

2 Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. (17 декабря 1995 г.) № 200-ФЗ «О внесе­нии изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О федеральных орга­нах налоговой полиции" и Уголовно процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ-1995. №51. Ст. 4973.

Глава 14. Налоговые органы и органы налоговой полиции 259




выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых орга­нах и федеральных органах налоговой полиции.

На них не могут быть возложены задачи, не предусмотренные законом.

Деятельность органов налоговой полиции осуществляется на основе общеправовых принципов: законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности и подотчетности высшим органам законо­дательной и исполнительной власти Российской Федерации; недопустимо­сти в органах налоговой полиции создания и деятельности политических партий и других общественных объединений; осуществления деятельности в тесном взаимодействии с другими государственными органами, общест­венными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации. Для организации и деятельности этих органов ха­рактерны также специальные принципы: единства и централизации; соче­тания гласных и негласных форм деятельности.

Федеральные органы налоговой полиции представляют собой еди­ную централизованную систему с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и директору Федеральной службы налого­вой полиции Российской Федерации. Система органов налоговой полиции трехуровневая (трехзвенная).

Возглавляет ее Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ). Второй уровень образуют органы ФСНП РФ (главные управления, управления, отделы) по республикам, краям, облас­тям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам - территориальные органы.

Третий уровень образуют местные органы налоговой полиции к кото­рым относятся органы налоговой полиции (управления, отделы) районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управ­лений (отделов) налоговой полиции, отделы ФСНП РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ является федеральным ор­ганом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности РФ, защиты ее экономических интересов и непосредственно реализующим основные на­правления деятельности органов налоговой полиции 1 . Она возглавляет систему федеральных органов налоговой полиции. Ею руководит Директор (в ранге председателя государственного комитета РФ), который назначает­ся на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Он осуще­ствляет общее руководство деятельностью подчиненных ему органов нало­говой полиции и координацию их деятельности с деятельностью других

См. п. 1 Положения о Федеральной службе налоговой полиции Российской Феде-Рации (СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4590).

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

правоохранительных, налоговых и иных государственных органов. Дирек­тор ФСНП РФ имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности также Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В качестве совещательного органа в ФСНП России образуется коллегия, которая рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов налоговой полиции. Решения Коллегии, как правило, объявляются приказом Директора ФСНП.

Основные направления деятельности органов налоговой полиции опре­деляются поставленными перед ними задачами. Свою деятельность они организуют по следующим направлениям:

осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;

осуществление административной деятельности; проведение оперативно-розыскной деятельности; производство предварительного расследования.

Первое направление деятельности органов налоговой полиции обуслов­лено тем обстоятельством, что они вместе с налоговыми органами Россий­ской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правиль­ностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответст­вующий бюджет налогов и других обязательных платежей. В рамках этого направления деятельности органы налоговой полиции проводят налоговые проверки самостоятельно либо совместно с налоговыми органами. В необ­ходимых случаях они вправе проводить проверки налогоплательщиков, в том числе и контрольные, после проверок, проведенных налоговыми орга­нами. При этом они пользуются правами, представленными законодатель­ством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного кон­троля (п. 2 ст. 11 Закона от 24 июня 1993 г.). В случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, органы налого­вой полиции могут приостановить операции налогоплательщиков по сче­там в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца.

Административная деятельность налоговой полиции осу­ществляется в пределах ее компетенции, связанной с производством по делам о налоговых правонарушениях. В соответствии с новым Кодексом РФ об административных правонарушениях, введенным в действие с 1 июля 2002 г. 1 , на органы налоговой полиции, в частности, возложено рассмотре­ние дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про-

Кодекс РФ об административных правонарушениях принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»-

Глава 14. Налоговые органы и органы налоговой полиции 261

дукции (ст. 14.16); нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1); несоблюдение обязанно­стей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций (ст. 15.2) и др.

При наличии оснований подозревать в совершении административного правонарушения сотрудники органов налоговой полиции вправе проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, дос­тавлять граждан в налоговые органы для составления административного протокола, осуществлять административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонаруше­ниях (ст. 27.1 КоАПРФ).

Оперативно-розыскная деятельность федеральными органами налоговой полиции проводится в строгих рамках Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и осуществля­ется гласно и негласно. При этом они вправе проводить опрос граждан, наводить справки, проводить сбор образцов для сравнительного исследова­ния и контрольные закупки, вести наблюдение, обследовать помещения, осуществлять другие действия, предусмотренные законом.

Законом от 24 июня 1993 г. особо выделен ряд специфических направ­лений оперативной работы в деятельности налоговой полиции. Так, они вправе привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству на конфиден­циальной основе. В особых случаях, когда получение иными способами необходимой информации невозможно, органы налоговой полиции вправе внедрять в соответствующие криминальные структуры своих сотрудников. Разрешение на такое внедрение дает директор ФСНП РФ или его первый заместитель.

Производство предварительного расследования -важнейшее направление правоохранительной деятельности органов нало­говой полиции. Первоначально налоговая полиция проводила расследова­ние только в форме дознания, а в декабре 1995 г. была наделена полномо­чиями по производству предварительного следствия, для чего в системе ФСНП РФ были созданы следственные подразделения.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ, введенном в действие с 1 ию­ля 2002 г., полномочия органов налоговой полиции по производству дозна­ния и предварительного следствия сохранены.

Органы налоговой полиции предварительное расследование производят по делам о налоговых преступлениях: ст. 198 УК РФ (уклонение граждан от уплаты налогов); ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с органи­заций).

Дознаватели органов налоговой полиции, кроме того, при обнаружении признаков преступления, по которому обязательно производство предвари-

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

тельного следствия, вправе возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия с последующей передачей дела следо­вателю (ст. 157 УПК РФ).

Следователи органов налоговой полиции могут, кроме дел о налоговых преступлениях, расследовать и иные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ, если они их выявили.

В случае обнаружения преступления, отнесенного к их компетенции, дознаватели и следователи органов налоговой полиции возбуждают дело и расследуют его в полном объеме, принимают предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования всех об­стоятельств.

Органы налоговой полиции в пределах своей компетенции исполняют определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуро­ров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывают им содействие в производстве отдельных процессуальных действий. В случае выявления экономических преступле­ний, не относящихся к их подследственности, органы налоговой полиции сообщают об этом в соответствующие правоохранительные органы.

Федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми и иными государственными органами.

На службу в налоговую полицию принимаются граждане Российской Федерации, достигшие 20-летнего возраста, способные по своим деловым и личным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять служеб­ные обязанности. Сотрудникам налоговой полиции присваиваются специ­альные звания в зависимости от занимаемой должности и стажа работы в органах налоговой полиции. Принятые на службу сотрудники принимают присягу.

Сотрудникам налоговой полиции запрещается выполнять оплачивае­мую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподаватель­ской и творческой деятельности), заниматься индивидуальной либо пред­принимательской деятельностью.

Законные требования сотрудника налоговой полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Законом определена сис­тема мер правовой, социальной защиты сотрудников налоговой полиции. Они обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, получен­ную ими при исполнении служебных обязанностей.

Федеральные органы налоговой полиции Российской Федерации являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

В задачи федеральных органов налоговой полиция входит: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечения безопасности государственных органов, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. О выявленных экономических (помимо налоговых) преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции осуществляется на основе принципов законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации; сочетания гласных и негласных форм деятельности.

Организация и правовая основа деятельности органов налоговой полиции определяются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и другие нормативные правовые акты в области налогообложения и правоохранительной деятельности.

Федеральные органы налоговой полиции образуют единую централизованную систему органов налоговой полиции, в которую входят:

* Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации (далее - Федеральная служба налоговой полиции);

* Управления (отделы) налоговой полиции субъектов Российской Федерации- территориальные органы;

* Отделы налоговой полиции районов в Москве и Санкт-Петербурге, межрайонные отделы управлений (отделов) налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.

Систему органов налоговой полиции возглавляет Федеральная служба налоговой полиции РФ, во главе с Директором Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Он осуществляет общее руководство деятельностью; координацию с деятельностью других правоохранительных и иных государственных органов. При директоре в качестве совещательных органов в ФСНП создаются коллегии, которые решают важнейшие вопросы деятельности налоговой полиции.

Органы налоговой полиции второго звена также осуществляют руководство нижестоящими подразделениями в пределах территории своей юрисдикции, а также и непосредственную деятельность по решению задач, стоящих перед налоговой полицией.

Но основную практическую работу по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений, обеспечению безопасности деятельности государственных налоговых инспекций и защите их сотрудников осуществляют органы налоговой полиции третьего (низшего) звена.

Обязанности федеральных органов налоговой полиции определяются ст. 10 Закона "О федеральных органах налоговой полиции", предписывающей им:

1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью выявления налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших эти преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры к возмещению нанесенного государству ущерба;

2) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;

3) принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку;

4) обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;

5) исполнять в пределах своей компетенции определения, постановления судов, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, содействовать им в производстве отдельных процессуальных действий;

6) оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

7) проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;

8) осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.

Следовательно деятельность налоговой полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

* осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;

* осуществление административной деятельности;

* проведение оперативно-розыскной деятельности;

* производство предварительного расследования.

Органы налоговой полиции вместе с государственной налоговой службой образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В связи с этим органы налоговой полиции проводят налоговые проверки как самостоятельно, так и совместно с органами государственной налоговой службы, пользуясь при этом правами налоговых органов.

Административная деятельность органов налоговой полиции осуществляется в связи с обнаружением ими нарушения налогового законодательства, относящегося к административным проступкам. В этом случае органы налоговой полиции вправе осуществить административное задержание, наложить арест на имущество юридических и физических лиц, составить протокол об административном правонарушении, применить к виновному предусмотренные законом административные санкции: предупреждение, штраф.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами налоговой полиции в целях предупреждения, выявления и раскрытия налоговых преступлений, а также для выявления лиц из числа сотрудников налоговых органов, занимающихся коррупцией.

Органы налоговой полиции наделены правом осуществления как дознания, так и предварительного следствия. При обнаружении признаков преступления, относящегося к компетенции органов налоговой полиции, оперативные службы передают следователям налоговой полиции материалы, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, оказывая в дальнейшем содействие следователю в раскрытии преступления. Оперативные службы налоговой полиции как органы дознания сами вправе возбудить уголовное дело, относящееся к ее компетенции и произвести неотложные следственные действия, а затем передать дело для дальнейшего расследования следователю.

Одной из главных задач, стоящих перед налоговой полицией, является обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей. В связи с этим органы налоговой полиции предоставляют своих сотрудников органам государственной налоговой службы для охраны их работников при проведении проверок, обеспечивают в случае поступления соответствующей информации безопасность членов семей сотрудников государственной налоговой службы. Органы налоговой полиции обязаны выделять сотрудников по запросам налоговых органов для проверки фактов налоговых правонарушений, а те в свою очередь предоставляют своих сотрудников для реализации оперативных материалов.

Для выполнения возложенных на Федеральные органы налоговой полиции задач им предоставляется права:

1) проводить оперативно-розыскные мероприятия по делам, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к ведению федеральных органов налоговой полиции, а также обеспечивать собственную безопасность;

2) осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные, после проверок, проведенных налоговыми инспекциями) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок;

3) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках;

4) беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения и обследовать их;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание;

6) налагать административный арест на имущество физических и юридических лиц с последующей реализацией этого имущества для обеспечения поступления в бюджет сумм сокрытых налогов;

7) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством к ведению федеральных органов налоговой полиции, проводить судебно-экономические и криминалистические экспертизы;

8) внедрять своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности в случаях, когда получение информации иными способами невозможно;

9) хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О милиции";

10) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений в области налогового законодательства;

11) выплачивать лицу, предоставившему информацию, вознаграждение в размере до 10% от сокрытых сумм налогов, сборов, поступивших в бюджет.

Правовой статус сотрудника налоговой полиции. Сотрудником налоговой полиции может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, способный по своим деловым и моральным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности.

Сотрудникам налоговой полиции присваиваются специальные звания в зависимости от выслуги лет и занимаемой должности. Законные требования сотрудников налоговой полиции обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Они находятся под особой защитой государства.

Сотрудники налоговой полиции не имеют права работать по совместительству, заниматься коммерческой и предпринимательской деятельностью. Они обязаны хранить коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и иную информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.

За противоправные действия сотрудники налоговой полиции несут установленную законом ответственность. Действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или в суд.

Надзор и контроль за деятельностью органов налоговой полиции. Надзор за исполнением законов органами налоговой полиции осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от вида деятельности налоговой полиции и определяются действующим законодательством.

Судебный контроль осуществляется при поступлении в суд уголовных дел из органов налоговой полиции, а также при рассмотрении жалоб на незаконные действия и решения органов налоговой полиции.

Государственный контроль за органами налоговой полиции осуществляют Федеральное Собрание и Правительство РФ.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 258 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Налоговые органы Российской Федерации, их задачи и компетенция. Федеральные органы налоговой полиции

Вам интересна публикация?

Ответ в комментарии

Администратор печатает сообщение

18 марта 1992 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации (ГУНР) со штатной численностью 12 тысяч человек. Управление возглавил бывший генерал КГБ СССР В. Б. Ямпольский.

20 мая 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник учреждён Департамент налоговой полиции Российской Федерации (на правах Госкомитета России). В тот же день Верховный Совет России утвердил Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции. Постановлением Совета министров Российской Федерации от 11 октября 1993 года утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам налоговой полиции. Установлена штатная численность федеральных органов налоговой полиции: на 1 января 1994 года — 21,5 тысяч единиц; на 1 января 1995 года — 43,8 тысяч единиц (впоследствии штатная численность доходила до 53 тысяч единиц без учёта обслуживающего персонала). директором Департамента назначен С. Н. Алмазов.

Федеральным законом № 200-ФЗ от 17 декабря 1995 года в закон «О федеральных органах налоговой полиции» внесены поправки. В соответствии с ними Департамент налоговой полиции переименован в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России). По штату, директору ФСНП России устанавливалось предельное специальное звание генерал-полковник налоговой полиции, заместителям директора и начальникам ключевых управлений (оперативного, следственного, налоговых проверок, собственной безопасности, физической защиты, кадров, организационно-инспекторского, оперативно-технического и поискового) — генерал-лейтенанта налоговой полиции.

Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.

Указом исполняющего обязанности Президента Российской Федерации Владимира Путина от 16 марта 2000 года в знак признания важного значения федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности был установлен профессиональный праздник — День налоговой полиции. ФСНП России являлась правоохранительным органом, который полностью возмещал расходы на своё содержание. За 2001 год федеральными органами налоговой полиции возбуждено более 36 тысяч уголовных дел, сумма возмещённого ущерба по оконченным уголовным делам составила около 27 миллиардов рублей, всего в результате оперативно-служебной деятельности ФСНП России в бюджет возвращено более 100 миллиардов рублей. Выявлено свыше 150 тысяч административных правонарушений, наложено административных штрафов на сумму в несколько сотен миллионов рублей[1].


Сотрудники налоговой полиции принимают присягу

В ФСНП России была создана Академия налоговой полиции и ряд других образовательных учреждений.

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина № 306 от 11 марта 2003 года ФСНП России упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы Министерству внутренних дел. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.[2]

В 1993—2003 годах Положением «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации» от 20 мая 1993 года N 4991-I и пунктом 17 ст. 11 Федерального Закона от 24.06.1993 N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» — сотрудникам налоговой полиции разрешалось хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие и спецсредства.[3][4]

, , , , 24.06.1993 N 5238-1 ” ” ( ). , 17.12.1996 N 20- ( , 1997, N 1, .197) ..2 3 .1 .11 , , () .

21.03.1991 N 943-1 ” ” ( ), 09.10.1992 N 3615-1 ” ” .

, , (, 14.02.1996 N 199 ” “), (, 27.05.1998 N 516 ” “), , , , (, 16.01.1997 N -6-10/46 14.01.1997 N -135 ” “).

Федеральные органы налоговой полиции являются правоох­ранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

В своей деятельности налоговая полиция, как и всякий дру­гой государственный орган, обязана строго соблюдать Консти­туцию РФ, а также конституции республик, входящих в состав Федерации. Ее деятельность, кроме того, регулируется Положе­нием о прохождении службы в органах налоговой полиции Рос­сийской Федерации, утвержденным Постановлением Верхов­ного Совета РФ от 20 мая 1993 г.

Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:

— Федеральная служба налоговой полиции Российской Фе­дерации (ФСНП РФ) на правах государственного комитета РФ;

— территориальные органы, органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы);

— местные органы налоговой полиции — органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а так­же межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП.

Федеральную службу налоговой полиции РФ возглавляет Директор ФСНП РФ, который назначается на должность и ос­вобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Директор ФСНП РФ осуществляет общее руководство дея­тельностью федеральных органов налоговой полиции и коорди­нацию их деятельности с деятельностью других правоохрани­тельных, налоговых и иных государственных органов.

На федеральные органы налоговой полиции возложены сле­дующие задачи:

— выявление, предупреждение и пресечение налоговых пре­ступлений и правонарушений;

— обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправ­ных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

— предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции строится на основе следующих принципов:

— уважения прав и свобод человека и гражданина;

— подконтрольности и подотчетности высшим органам зако­нодательной и исполнительной власти Российской Федерации;

— сочетания гласных и негласных форм деятельности.

В соответствии со ст. 36 части 1 Налогового кодекса РФ ор­ганы налоговой полиции правомочны:

— производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях;

— проводить следствие по делам о преступлениях, отнесен­ных к их ведению;

— осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

— участвовать в налоговых проверках (по запросу налоговых органов) и т.д.

Органы налоговой полиции, кроме того, имеют право:

— пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставляемыми законом должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

— приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках и других кредитных организациях на срок до од­ного месяца в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

— беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и местонахождения и обследовать их;

— требовать от должностных лиц устранения нарушений за­конодательства о налогах;

— налагать административный арест на имущество юридиче­ских и физических лиц с последующей реализацией этого иму­щества в случае невыполнения обязательств по уплате налогов.

В качестве предупредительной меры органы налоговой поли­ции имеют право выносить письменные предостережения руко­водителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам с тре­бованием устранения нарушений законодательства, своевремен­ной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей.

Органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправо­мерных действий (решений) или бездействия, а равно неправо­мерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служеб­ных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Читайте также: