Факторы влияющие на налогообложения юридических лиц

Опубликовано: 20.04.2024

Налоговая политика предприятия

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Задачи налоговой политики сводятся к:

1)обеспечению государства финансовыми ресурсами;

2)созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

3)сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Налоговое планирование - это совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом согласно действующему законодательству.

Принципы налогового планирования:

1)Основополагающий принцип - неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов, или принцип законности. Принцип законности - это тот определяющий фактор, позволяющий абстрагировать понятие "налоговое планирование" от понятий "избежание налогов", "уход от налогов", "уклонение от налогов" и прочих незаконных методов. Игнорирование принципа законности может дорого обойтись предприятию.

2)Второй принцип налогового планирования - принцип оперативности.
Принцип оперативности предполагает учет не только изменений внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Если такие изменения не будут учитываться, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

3)Третий важный принцип налогового планирования - принцип оптимальности. Он состоит в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников.
Этот принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения того или иного нового метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости дополнительных работ, а также возможных последствий его применения.

Существует 3 режима налогообложения:
- традиционная (или общий режим налогообложения),

Факторы, влияющие на выбор режима налогообложения

Ключевым фактором, определяющим наиболее выгодную схему налогообложения является суммарная налоговая нагрузка, однако в ряде случаев существенную роль могут и другие составляющие:

— стоимость и сложность бухгалтерского сопровождения и налогового учета;

— необходимость оформления первичных документов;

— учет основных средств и способов их реализации;

— характер налогообложения дивидендов;

— учет расходов на оплату труда и обеспечения наемных работников.

— наличие и эффективность законных способов уменьшения налогового бремени.

Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена - возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую - во время экономических кризисов.

Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

При формировании учетной политики организации конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Налоговый календарь предназначен для информирования налогоплательщиков о сроках уплаты налогов, сроках составления и представления налоговой отчетности в налоговые органы. Налоговый календарь составляется сроком на один год, отражающий обязательства предприятия по уплате налогов в соответствии с федеральным налоговым законодательством Российской Федерации. Используя индивидуальный налоговый календарь, фирма получает возможность прогнозировать движение денежных средств с учётом требований законодательства.

Рациональное размещение активов и прибыли организации– это не только предполагаемая доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Суть оценки налоговых рисков заключается в анализе существующей на предприятии системы учета различных налогов и определение вероятности проверок и штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Список критериев, по которым проводится анализ налоговых рисков. В него входят:

§ Низкий уровень налоговой нагрузки

§ Наличие убытков на протяжении нескольких налоговых периодов

§ Наличие крупных налоговых вычетов за определенный период

§ Преобладание темпа роста расходов над темпом роста доходов

§ Низкий уровень среднемесячной заработной платы на предприятии

§ Частое снятие и постановка на учет фирмы.

Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта тесно связана с налоговым планированием (НП).

Налоговая нагрузка определяется по отношению к добавленной стоимости, которая является источником дохода предприятия и, соответственно, источником уплаты налогов.

Для каждой компании основной задачей является повышение рентабельности своего бизнеса. Общеизвестно, что значительные затраты предприятия составляют налоговые платежи. Ежегодно политика налоговой системы в нашем государстве становится все жестче и жестче, поэтому методы оптимизации налогов интересуют предпринимателей.

Тщательная работа с налогами компании – процесс, который необходимо продумывать как при открытии своего предприятия, так и позже, когда фирма уже функционирует.

Нарушать закон или нет?

Процесс выбора лучшего варианта поведения при уплате налогов – важная деятельность любого хозяйствующего субъекта, которая направлена, прежде всего, на уменьшение налоговых платежей. Это можно осуществить, не нарушая действующее законодательство.

Уклонение от налогов и процесс приведения налоговой системы предприятия в наилучшее состояние – это разные вещи. Соответственно, основным критерием отличия данных действий будет соблюдение или нарушение закона.

К сожалению, минимизация налогов законными способами не всегда эффективна. Как правило, она заключается в различных, предоставляемых государством льготах для предпринимателей, поэтому не все ее способы можно применить в организациях разных правовых форм.

В свою очередь, незаконное занижение платежей влечет в Российской Федерации за собой уголовную ответственность. Уголовный кодекс наказывает за минимизацию налоговых выплат, которые производятся с помощью предприятий – однодневок, нелегальных договоров, уменьшения реального размера выручки, завышения затрат предприятия и других способов. Поэтому, для самого бизнесмена, так и для его компании выгоднее быть добросовестным налогоплательщиком.

Ключевые моменты в оптимизации налогов

Способы оптимизации могут быть совершенно законными. Для их осуществления следует всегда помнить о трех вещах:

  • в соответствии с действующим законодательством заниматься коммерческой деятельностью разрешается с помощью различных организационно-правовых форм, которые имеют право на различный порядок налогообложения;
  • налогоплательщик в некоторых случаях обладает возможностью выбора режима налогообложения для своей организации;
  • налогоплательщик вправе выбирать разные способы учета своих хозяйственных операций, конечно же, с учетом положений законодательства.

Инструменты реализации оптимизации разнообразные, к тому же, из-за постоянного изменения законодательства имеют тенденцию к устареванию. Помимо этого, часто, прежде законный способ снижения платежей, после определенной оценки государством может перейти в разряд «незаконных».

Для эффективно действующего бизнеса следует всегда быть в курсе событий, которые происходят в законодательстве, чтобы вовремя корректировать схемы налогообложения, применяемые на предприятии.

Создание бизнеса

Еще до открытия своего предприятия вполне возможно выбрать наиболее оптимальную систему налогообложения, предварительно разработав бизнес-план для своей деятельности.

Рассмотрим, какой может быть оптимизация налогообложения ИП еще до начала открытия бизнеса.

Так, в 2014 году, при создании частного бизнеса, можно добровольно выбрать помимо ОСНО, ЕНВД, УСН и Патентную систему налогообложения.

Рассчитаем налоговую нагрузку определенного вида деятельности, чтобы определить, какая система налогов будет выгодно для развития бизнеса. К примеру, частный предприниматель, имеющий наемных работников, оказывающий услуги по перевозке грузов с использованием собственного транспорта, будет платить следующие платежи (для расчета возьмем сумму фиксированного платежа, которую предприниматель платит за себя в 2014 году – 20727,53 руб.):

  • при системе ЕНВД. Формула, по которой рассчитывается размер платежа: базовая доходность*(физический показатель*12 месяцев)*К1*К2*15% – взносы (не превышающие 50%); 6000 *(3*12)* 1,672*1*15% = 54172,8 – 27086,4 = 27086,4 рублей.
  • при патентной системе налогообложения. Здесь годовой доход умножается на ставку налога: 360 000*6% = 21 600 рублей
  • при УСН. Формула расчета: доход*6% – взносы (не превышающие 50%) – 720 000*6% – 21 600 =21 600 рублей

Из приведенного примера видно, что для указанного вида деятельности выгодной системой выплат является патентная форма, или же упрощенная с объектом «доходы», с учетом того, что доход не будет превышать указанную выше сумму.

Таким образом, создав бизнес-план, и определив планируемые показатели минимум на год, вполне возможно сэкономить на налогах, выбрав для этого подходящую систему налогообложения.

Еще до учреждения своей организации, можно рассмотреть вариант с упрощенным налогообложением, выбрав один из двух объектов – доходы, которые облагаются ставкой в 6%, или же расходы, облагаемые ставкой 15%. Имея на руках бизнес – план, будет легко выбрать правильный объект – зная что затрат предприятия будет менее 60%, то, соответственно выгоднее облагать доходы, если же больше – то расходы.

Представленные примеры наглядно демонстрируют, что пути оптимизации выплат возможны еще до открытия своего дела.

Специальные налоговые режимы: Видео

Виды оптимизации налогообложения для предприятия

Прежде чем заняться поиском наилучшего варианта налогообложения, следует определить, какой ее вид будет наиболее подходящим для деятельности предприятия.

Как правило, обычно рассматривают две разновидности оптимизации:

  1. Стратегическая, разрабатываемая на длительный период, при которой определяется наиболее эффективная форма осуществления финансово-хозяйственной деятельности и при правильной организации которой, положительный результат сохраняется очень долгое время.
  2. Совершенствование налогообложения отдельных хозяйственных операций. Здесь наблюдается одноразовый эффект. Как правило, это различные комбинации с условиями и порядком действия по заключаемым предпринимателем договорам и т.п.

Кроме того, оптимизация налогов на предприятии делится на две схемы, разные в зависимости от результата, который хочет получить бизнесмен:

  • уменьшение выплат;
  • отсрочка платежей и перенос их выплат на другое время.

Как правило, оптимальное налогообложение будет более эффективным, если на практике указанные способы будут сочетаться между собой.

Налоговая оптимизация: Видео

Сочетание способов оптимизации

Как уже было отмечено, для того, чтобы получить отдачу от оптимизации, процесс этот должен осуществляться комплексно, так как обращение внимания лишь на отдельные сделки или виды налогов принесет одноразовый эффект. Тем более, зачастую случается так, что уменьшение выплаты по одному налогу, может существенно увеличить платеж другого. Мероприятия, которые направлены на уменьшение налоговых платежей, рекомендуется осуществлять еще до проведения сделок и прочих операций, а не к дате сдачи ближайшей отчетности предприятия.

В целом, можно отметить, что рассматриваемые процедуры достаточно сложны, для чего необходимо в штате компании держать профессионала, или же обратиться за помощью специалистов в компании, осуществляющие подобные услуги.

Если не нарушать условия, рассмотренные выше, то затраты предприятия на уплату налогов могут значительно уменьшиться совершенно легальными способами.

Налоговое планирование

Эта процедура заключается в предварительном анализе различных последствий еще до начала заключения хозяйственно-финансовых договоров.

В зависимости от того, какими будут условия договора, будут и налоговые обязательства.

Факторы, влияющие на налоговые платежи

  • переход права собственности на товар или продукцию – этот условие указывает на момент реализации и, следовательно, на сроки начисления налогов;
  • отношения между сторонами, так как территориальный отдел налоговой инспекции вправе при сделках между взаимозависимыми организациями проверять правильность применения цен;
  • выбор контрагента – резидент; не резидент, имеющий льготы; индивидуальный предприниматель или юридическое лицо – все это может значительно повлиять на размер налоговой нагрузки.

Таким образом, при заключении любого договора следует учитывать его особенности, влияющие на систему сборов. Рекомендуется при осуществлении договорной работы употреблять балансовый метод налогового планирования. В этом случае минимизация и оптимизация налогообложения будет более выгодна, так как с помощью указанного метода можно предусмотреть последствия.

Достаточно простой, но эффективный способ, который увеличивает себестоимость продукции – завышение цены основных средств предприятия, которую можно осуществить при переоценке с помощью начисления амортизации. Однако, данная схема работает не для всех предприятий, так как высокая цена основных средств увеличивает налог на имущество организаций.

Популярные схемы оптимизации налогообложения

Существующие схемы налогообложения могут подходить как для каждой организации, так и быть строго индивидуальными. Распространенным является:

  • применение налоговых льгот,
  • различные методы отсрочки уплаты выплат,
  • законные способы отмены уплаты налогов,
  • осуществление деятельности в оффшорных зонах,
  • и многое другое.

Многие организации считают, что оптимизация налогообложения предприятия возможна только на взаимодействии нескольких организаций, которые имею разные режимы налогообложения.

Так, часто бизнесмены открывают несколько фирм, где основная из компаний играет роль посредника. Компания с общим режимом может заключить договор комиссии с фирмой на упрощенном налогообложении, которая закупает товар у производителя. Далее основная организация перепродает товар, получая комиссионное вознаграждение, уменьшив размер НДС, который начисляется лишь на величину полученных комиссионных.

В другом случае, компания с традиционным режимом может реализовать свой товар своей же фирме, которая имеет упрощенную систему налогообложения или единый налог на вмененный доход с самой маленькой наценкой, неся при этом минимальную нагрузку по налогам. Доход от продажи получат другие фирмы, которые продадут продукцию по рыночной цене, однако заплатят значительно меньше налогов.

Однако следует иметь в виду, что рассмотренные варианты зачастую вызывают пристальное внимание налоговых органов. Важно, чтобы фирма, с которыми взаимодействует основная организация, имела независимое название и юридический адрес, вела настоящую хозяйственную деятельность.

Отсрочка уплаты НДС

Для сокращения выплат по налогам вполне реально использовать схему с задержкой отгрузки продукции. Здесь главное заключить договор с предприятием, работающим на ЕВНД, причем следует заранее договориться с контрагентом о желании применять данную схему. Заинтересовать контрагента подобным предложением можно пообещав ему скидку. Для осуществления данной схемы в договор о поставке включается пункт о штрафных санкциях за нарушение сроков поставки, хотя реально этот момент уже обговорен с партнером и он закрывает на это глаза. В соответствии с законодательством неустойка не облагается НДС. Контрагент не платит НДС, поэтому рассмотренная схема оптимизации налогообложения не вызывает у него беспокойства.

Отсрочить уплату НДС возможно при отгрузке товаров частями, а не одной поставкой. Тогда налог будет уплачиваться при отгрузке последней партии товара.

В этом случае заплатить налог необходимо в день отгрузки последней партии. Например, если есть договоренность с покупателем, что компания отгрузит в I квартале только основную часть продукции, а оставшуюся отправит во II квартале, то бухгалтерия должна будет заплатить НДС лишь во II квартале. Здесь главное, чтобы в договоре было прописано, что поставка осуществляется по частям, по причине большого веса или объема товаров.

Как видно из рассмотренных примеров, оптимизация системы налогов это не игра, а сложная работа, требующая тщательного анализа каждой ситуации не только бухгалтеров, но и юристов.

Индивидуальные схемы минимизации налогов

Любое предприятие может создать схему оптимизации налогов, поэтому следует помнить, что применяя известные методы налоговой оптимизации на основе практики других компаний можно нанести значительный ущерб своему бизнесу.

Как правило, успех большинства способов оптимизации заключен в поиске существующих пробелов в налоговом законодательстве и дальнейшем обращении их в свою пользу.

Поэтому необходимо привлечь к данной работе специалиста, который должен отлично разбираться в законах, чтобы быть уверенным в том, что найденная лазейка принесет налогоплательщику максимальную выгоду. Из этого следует, что оптимизация налогообложения организации не должна ограничиваться приемом на работу высококлассного главного бухгалтера, а требует привлечения гораздо большего штата грамотных специалистов.

Для получения достойного результата требуется проводить комплексный анализ всех направлений деятельности компании, и лишь в этом случае, разработанный индивидуальный метод для определенной компании по сокращению платежей будет работать в реальности.

Рассмотрим еще применяемые на практике схемы минимизации налогообложения.

Предприниматели стали выводить активы из компании. Для этого они создают еще одну организацию, которая в силу своей деятельности может применять упрощенную систему налогообложения. В эту фирму передаются основные средства первой организации в качестве вклада в уставный капитал или же продаются ей в рассрочку или по маленькой цене, далее основная компания заключает с вновь созданной организацией договор аренды на это имущество. Подобная схема приносит значительную выгоду бизнесменам:

  • во-первых, не платиться налог на имущество организации;
  • во-вторых, снижается налоговая база на доход, за счет ее уменьшения на сумму арендных платежей, так как они являются расходами предприятия.

Стоит ли игра свеч?

Рассмотренные в данной статье способы и методы оптимизации налогов не являются нарушением российского законодательства. Однако, следует помнить, что налоговые органы не приветствуют подобные схемы и мало того, знают о них. Поэтому, практически каждый год в Налоговый кодекс вносятся изменения, направленные на сокращение применяемых на практике схем минимизации налогов, так как они приносят ущерб государственной казне.

Поэтому оптимизация системы налогообложения предприятия не должна являться способом ухода от уплаты налогов, а должна как можно больше приблизиться к закону и законным методам. Если у бизнесмена существует возможность уменьшить размер выплат по налогам, и он может это сделать легально, то такая оптимизация принесет пользу не только предприятию, но и государству.

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Фомин С.Ю. (кафедра экономики, МГТУ)

Для оптимизации налогообложения необходимо обладать знаниями бухгалтера, аудитора, финансиста, юриста, чтобы оценить сложившуюся ситуацию и принять для конкретного хозяйствующего субъекта решения, которые приведут к наименьшим размерам выплат налогов и других аналогичных платежей.

Рассмотрим подробнее, какие факторы влияют на выбор вариантов налогообложения хозяйствующих субъектов.

1. Регион организации бизнеса.

При регистрации в некоторых регионах льготного налогообложения предприятия получают особый организационно-правовой статус и освобождаются от части налоговых сборов, поступающих, как правило, в местный бюджет. Либо полностью могут не платить налоги (на прибыль, на добавленную стоимость, на прирост капитала, на доходы физических лиц и др.) - они могут заменяться регулярным фиксированным сбором.

2. Организационно-правовой статус.

В соответствии с ГК РФ предпринимательская деятельность на территории РФ может осуществляться индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица и в качестве юридического лица, налогообложение которых зависит от многих факторов.

Для индивидуальных предпринимателей предусмотрены следующие варианты налогообложения:

1) общеустановленный порядок, когда он обязан уплачивать подоходный налог, платежи во внебюджетные страховые фонды и налог с продаж, если таковой установлен;

2) упрощенная система налогообложения в соответствии с Законом №222-ФЗ от 29.12.95 "Об упрощении системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (платежи во внебюджетные фонды, единый налог для субъектов, применяющих упрощенную систему, и налог с продаж, если он введен в регионе). Право выбора из двух рассмотренных систем остается за предпринимателем;

3) уплачивать единый налог на вмененный доход по тем видам деятельности, по которым он установлен законом на территории региона. Этот налог является обязательным по определенным видам деятельности, перечень которых устанавливается властями субъектов РФ.

Для юридических лиц налоговым законодательством предусматриваются следующие системы налогообложения:

1) общеустановленный порядок, когда организации обязаны уплачивать налоги в соответствии с "Законом об основах налоговой системы", причем по каждому налогу закон предусматривает льготы, которыми могут воспользоваться налогоплательщики при определенных условиях;

2) малые предприятия могут перейти на упрощенную систему учета и налогообложения в соответствии с законом № 222-ФЗ от 29.12.95 и уплачивать единый налог, а также платежи во внебюджетные фонды; причем переход на упрощенную систему осуществляется добровольно;

3) по отдельным видам деятельности, перечень которых устанавливается властями субъектов РФ, устанавливается в принудительном порядке налог на вмененный доход; по другим видам деятельности налогообложение осуществляется в общеустановленной форме.

3. Грамотная постановка договорных отношений.

В соответствии с ГК РФ предусмотрены различные типы договоров: договоры купли-продажи, комиссии, поручения, агентский договор, договор возмездного оказания услуг, договор простого товарищества. Выбирая ту или иную схему налогообложения, организациям необходимо анализировать не только налоговые последствия выбранного варианта договора, но и все сопутствующие обстоятельства (необходимость лицензии и т.п.).

4. Планирование налоговых платежей.

При заключении договоров следует оговаривать такие моменты как перечисление платежей в начале отчетного периода, что позволит использовать эти средства в обороте.

5. Своевременный анализ и учет изменений в налоговом, гражданском, правовом законодательствах.

В России как ни в какой другой стране часто вносятся изменения в законодательные акты, что приносит много забот бухгалтерам, менеджерам, руководителям. Главное - не пропустить те изменения, которые касаются конкретного предприятия, и своевременно внести изменения в учетный процесс, в схему начисления налогов, оформление отдельных льгот или, наоборот, отказ от них. Это позволит значительно сэкономить средства на уплату штрафов, пени или вообще избежать их.

6. Выбор вариантов учетной политики и системы контроля.

При выборе элементов или комплексов элементов учетной политики организация должна исходить из собственных финансово-хозяйственных планов, которые в свою очередь напрямую зависят от внутренних и внешних по отношению к предприятию факторов. К внутренним относятся организационно-правовая форма и отраслевая принадлежность предприятия, характер его деятельности и др. К внешним - требования законодательства и макроэкономическая ситуация.

С 2021 года ЕНВД отменят — плательщикам этого налога придётся выбрать другую систему налогообложения. На «стыке» лет можно сменить налоговый режим и тем, кто не применял ЕНВД или применял его не по всем видам деятельности. О том, как найти самую выгодную систему налогообложения, расскажем в этом материале.

  • Выбираем доступные системы налогообложения
  • Рассчитываем налоговую нагрузку
  • Пример расчёта совокупной налоговой нагрузки

Выбираем доступные системы налогообложения

Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.

При анализе нужно учесть и условия ведения бизнеса, которые не закреплены нормативно, но по факту обязательны. Например, если у фирмы один ключевой клиент, которому нужно предъявлять НДС, подойдёт только ОСНО.

По итогам этого шага остаётся закрытый и, как правило, небольшой список вариантов. Иногда остаётся только один режим налогообложения.

Рассчитываем налоговую нагрузку

Возьмите параметры бизнеса и рассчитайте совокупную налоговую нагрузку — сумму налогов и иных обязательных платежей (далее будем говорить просто «налоги»), подлежащих уплате.

Учитывайте не только суммы налогов по отдельности, но и их влияние друг на друга. Например, на УСН «доходы» и патенте на сумму страховых взносов за работников можно уменьшить налог или авансовый платёж, но не более чем на 50 %. При объекте «доходы минус расходы» взносы входят в состав расходов, причём без ограничения их суммы. А патент вообще не позволяет учесть страховые взносы.

Учитывайте не только суммы налогов по отдельности, но и их влияние друг на друга. Например, при УСН «доходы» на сумму страховых взносов за работников можно уменьшить налог или авансовый платёж, но не более чем на 50 %. При объекте «доходы минус расходы» взносы входят в состав расходов, причём без ограничения их суммы. А патент вообще не позволяет учесть страховые взносы.

Вот как считать совокупную налоговую нагрузку:

  1. Определите, какие налоги вы должны платить. Например, при ОСНО добавляется НДС, при наличии наёмных работников — страховые взносы с их зарплаты, если есть транспорт или недвижимость — транспортный налог, налог на имущество и (или) земельный налог.
  2. Соберите данные для расчёта каждого из налогов. Запланируйте суммы выручки, расходов, зарплаты и пр. Если есть фактические данные, возьмите их.
  3. Узнайте ставки по налогам. Какие-то ставки определены федеральным законодательством, какие-то региональными или даже местными нормативными актами. Узнать актуальные ставки для вашего региона поможет официальный сайт ФНС.
  4. Посмотрите, на какие льготы можете рассчитывать, какие условия для них установлены. Например, субъекты МСП с апреля 2020 года платят взносы по ставке 15 % с части зарплаты, превышающей МРОТ.
  5. Учтите, что в будущем условия бизнеса могут измениться. Например, если ООО планирует расширяться и более 25 % в его уставном капитале может получить другая организация, то продумайте план действий при утрате права на УСН.

По итогам расчёта можно выбрать систему налогообложения, которая наиболее выгодна с финансовой точки зрения.

Пример расчёта совокупной налоговой нагрузки

ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.

Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.

Вариант 1. Общая система налогообложения

На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.

Определим сумму страховых взносов.

Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:

  • 12 — количество месяцев;
  • 12 392 — МРОТ на 2021 год;
  • 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
  • 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.

«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.

Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.

Вариант 2. ОСНО с освобождением от НДС по ст. 145 НК РФ

НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.

Вариант 3. УСН «доходы»

Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.

Вариант 4. УСН «доходы минус расходы»

Налоговая база по УСН в этом варианте составит 2 500 000 — 1 300 000 = 1 200 000 рублей, а сумма налога 15 % от неё — 180 000 рублей. Это больше, чем минимальный налог (1 % от выручки, т. е. 25 000 рублей), поэтому налог подлежит уплате в рассчитанном размере.

«Переменная» часть взносов составит 1 % х ((2 500 000 — 1 300 000) – 300 000) = 9 000 рублей, а совокупная налоговая нагрузка для этого варианта — 325 139,60 рубля.

Такой позиции уже довольно долго придерживаются суды (п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 12.07.2017, определение КС РФ от 30.01.2020 № 10-О). Теперь эту позицию приняла и ФНС (письмо ФНС от 01.09.2020 № БС-4-11/14090).

Вариант 5. Патент

База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.

Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.

Сводный расчёт совокупной налоговой нагрузки

СНО /Показатель Общая Общая с освобож­дением от НДС УСН «доходы» УСН «доходы минус расходы» Патент
Страховые взносы, всего 141 472,93 144 139,60 158 139,60 158 139,60 158 139,60
в т. ч.: за работника 95 265,60 95 265,60 95 265,60 95 265,60 95 265,60
фиксированные «за себя» 40 874,00 40 874,00 40 874,00 40 874,00 40 874,00
переменная часть «за себя» 5 333,33 8 000,00 22 000,00 22 000,00 22 000,00
НДС 266 667 0 0 0 0
База для основного налога 833 333 1 100 000 2 500 000 1 200 000 1 980 000
Ставка основного налога* 13 % 13 % 6 % 15 % 6 %
Основной налог 108 333 143 000 150 000 180 000 118 800
Основной налог к уплате 108 333 143 000 75 000 180 000 59 400
Совокупная налоговая нагрузка 516 472,93 287 139,60 233 139,60 338 139,60 217 539,60

* В примере рассматривается ИП, поэтому основной налог при ОСНО — НДФЛ со ставкой 13 %. Для организации это был бы налог на прибыль со ставкой 20 %.

В примере получилось, что самая выгодная система налогообложения для ИП — это патент. Всё благодаря новым правилам, которые разрешили налоговый вычет. Чуть менее выгодная — УСН «доходы». Ещё менее выгодны ОСНО с освобождением от НДС и УСН «доходы минус расходы». При «классической» ОСНО налоговая нагрузка больше, чем в самом выгодном варианте, более чем в 2 раза.

  • Патент в 2021 году: новые виды деятельности, налоговый вычет и переход с ЕНВД
  • Новые правила УСН с 2021 года
  • Налоговые каникулы ИП в 2021 году
  • Совмещение спецрежимов в 2021 году

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: