Этот компонент финансовой политики является органической частью налоговой и ценовой политики

Опубликовано: 26.03.2024

Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Опыт исследования влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю либо купило дополнительное оборудование для своего предприятия или начало строить автостраду и т. п.), т. е. ?G = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился. Поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон. состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mрс), а отношение прироста сбережений к приросту дохода – предельной склонностью к сбережению (mps). (Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные.) Сумма mрс и mps равна единице:

mрс + mps = 1.

Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):

multG = 1 / (1 – mрс).

Мультипликатор автономных расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов он мультипликативно сокращается.

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Следует обратить внимание на два момента:

> во-первых, мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;

> во-вторых, по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Мультипликативный эффект имеют и трансферты, представляющие собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т. е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на ту же величину. При mрс, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долл., а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 долл. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т. е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 долл., а только 400 долл.

Величина мультипликатора трансфертов равна:

multTr = mрс / (1 – mрс), или multTr = mрс / mps.

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики – стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1, а), она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.

Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 12.1, в). Поэтому данные инструменты могут использоватьс я в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 12.1, б). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


Рис. 12.1. Воздействие фискальной политики на экономику:

I. На совокупный спрос – а) стимулирующая политика; б) сдерживающая политика; II. На совокупное предложение – в) стимулирующая политика

Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов рассматриваемой политики на экономику различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог); б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); в) пособия по безработице; г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом (частью цены товара), то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т. е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдаются «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным.) Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

date image
2017-12-14 views image
3376

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

1. налоговой политики;

2. бюджетной политики;

3. денежно-кредитной политики;

4. ценовой политики;

5. таможенной политики;

6. политика в области управления государственным долгом.

Налоговая политика— комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

1. Фискальная — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2. Экономическая или регулирующая — направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3. Контролирующая — контроль за деятельностью субъектов экономики.

Подбюджетной политикойпонимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.[1]

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

1. Государственный бюджет– это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;

2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

К определению понятия «денежно-кредитная политика» применяют разные подходы. По определению Э.Дж. Долана, «в это понятие включаются все действия правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении». Другими словами, денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий регулирующего влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность.[2]

Другие авторы трактуют денежно-кредитную политику как один из двух ведущих средств (другой - фискальная политика), с помощью которого органы власти в рыночной экономике регулярно влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

Более полным и точным определением денежно-кредитной политикиесть понимания ее как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.




Ценовая политикагосударства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте - и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства.

Таможенная политика– это, осуществляемая государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета.

Подуправлением государственным долгомпонимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Заключение

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Как уже говорилось, финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.[3]

Но эти подходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.

Кроме того, мы различаем внутри нее такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.[4]

О необходимости проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или по крайней мере существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.

Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.

Уточним понятие цели в финансовой политики. Такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения -повышение благосостояния каждого человека.

При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Таможенный кодекс РФ

3. Налоговый кодекс РФ

4. Постановление Правительства РФ «О налогах и сборах»

5. Курс лекций по дисциплине "Финансы и кредит" / Под редакцией М.И. Смородиной. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006г.

6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов

7. Шпаргалка по курсу "Финансы, денежное обращение и кредит". Варламова М.А., Крутякова Ю.А. 2005г.

8. «Финансы и кредит» Николаева Т.П., Портной М.А.

9. «Основы экономической теории» П.Г. Ермишин

10. «Таможенный вестник» Н. Яковчук от 15.09.2009г.

[1]Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов

[2]Шпаргалка по курсу "Финансы, денежное обращение и кредит". Варламова М.А., Крутякова Ю.А. 2005г.

[3]«Основы экономической теории» П.Г. Ермишин

[4] Постановление Правительства РФ «О налогах и сборах»

финансовая политика компании

Термин «финансовая политика компании» объединяет комплекс методов управления денежными ресурсами и мероприятий, направленных на формирование, а затем рациональное расходование финансовых запасов. Принятая на предприятии концепция управления внутренними или внешними финансовыми взаимоотношениями должна соответствовать Уставу и характеру стратегических задач организации. Объёмное понятие ФПК складывается из множества подсистемных компонентов: налоговая, ценовая, амортизационная, бюджетная и другие виды деятельности.

Ключевыми целями установления финансовой политики компании и механизма управления являются стремление к лидерству на рынке; обеспечение выживаемости фирмы; рост прибылей с параллельной минимизацией убытков; меры по предотвращению угрозы банкротства.


Объектом ФПК является деятельность организации, осуществляемая на основе хозяйственной системы, а субъектом — владельцы, учредители организации, финансовые отделы.

Структура управления денежными потоками

Независимо от уровня хозяйствующего субъекта (малый бизнес или госкорпорация) финансовая политика приводится в действие с помощью механизма, имеющего сложную структуру. Финансовый механизм создаётся под индивидуальные нужды субъекта, в него входят все элементы денежных взаимоотношений компании: методики, инструменты, рычаги воздействия, информационное и правовое обеспечение.

Методы

Под финансовыми методами принято понимать способы воздействия на процессы бизнес-деятельности с помощью денежных отношений. Финансовые функции в производственном процессе неразрывно связаны с коммерческой составляющей, поэтому методология управления финансами разделяется на два направления: управление потоками ресурсов и коммерческие (рыночные) отношения.

К финансовым методам относят такие процессы и мероприятия, как:

  • прогнозирование;
  • планирование;
  • учёт;
  • аналитика;
  • контроль;
  • регулирование денежных взаимоотношений (которые могут быть как внешними — между предприятием и партнёрами, так и внутренними — между подразделениями).

Результативность финансовых методов выражается в накоплении и использовании денежных запасов (фондов). Например, аналитическая деятельность позволяет получить объективную картину соотношения прибыли и убытков, а следовательно, даёт возможность оптимально перераспределить финансирование отдельных направлений деятельности: простимулировать перспективные бизнес-процессы, сократив «содержание» убыточных линий.

Инструменты

Инструментами финансового менеджмента называют договорные отношения (контракты), в результате заключения которых у одной стороны появляется тот или иной финансовый актив, а у другой — обязательства, связанные с движением капитала.

В свою очередь, активы выражаются непосредственно в поступлении денежных средств или в возникновении права требовать их уплаты (в отдельных случаях актив подразумевает обмен выгодными инструментами). Другими словами, финансовый актив — это то, что компания сможет обменять либо на деньги, либо на другой объект, который проще и выгоднее обменять на деньги, чем свой. Так, договор, по которому требования одной из сторон удовлетворяются другой стороной с помощью поставки услуг, не считается финансовым активом.

Обязательства же, образованные в результате заключения соглашения (возникновения финансового инструмента), подразумевают оплату либо деньгами, либо активами, которые можно обменять на деньги. Пример финансовых обязательств — задолженность по договору займа. Не имея возможности оплатить долг, заёмщик может рассчитаться, к примеру, транспортными средствами, которые кредитор продаст и покроет свои убытки.

Среди инструментов финансовой политики компании различают кредитные, депозитные, инвестиционные, страховые, платёжные и прочие договорные отношения.

Правовое обеспечение

Организационно-правовое обеспечение управления финансами основывается на требованиях действующего свода законов, регулирующего предпринимательскую деятельность. Финансово-правовые законы (указы, распоряжения) регулируют все аспекты финансовой деятельности (налоговые обязательства, процедура банкротства и т. д.), носят императивный характер и определяют объём полномочий и обязанностей участников финансовых взаимоотношений.

Нормативное обеспечение механизма финансовой политики выражается в создании инструкций, указаний, тарифов, ставок, нормативов.

Информационно-методическое обеспечение

Информационное обслуживание финансового отдела предприятия заключается в сборе подробной, актуальной, достоверной информации, которая выражается в системе показателей экономических, производственных и иных бизнес-процессов компании. Чем больше капитал, которым оперирует предприятие, тем более высокое значение приобретает качество сбора и обработки информации. Для проведения эффективных управленческих решений собственник должен иметь как можно более полные сведения по двум направлениям:

  • имущественное положение компании (выражается через бухгалтерскую отчётность);
  • динамика условий внешней среды (аккумулируется в статистических данных).

Классификация форм финансовой политики компании

Классификация форм финансовой политики компании

Говоря о финансовой политике, нужно различать три основных стиля управления.

  1. Агрессивному типу свойственен высокий уровень рисков: проводя агрессивную политику, руководители отдают предпочтение высокодоходным проектам, не считаясь с вероятностью возникновения убытков, поскольку ориентируются на скорейшее получение максимально высоких результатов. Характерные черты агрессивного стиля управления: установление цен ниже среднерыночного уровня с целью стимулирования продаж; финансирование имеющихся активов осуществляется за счёт новых обязательств (например, кредитов); поддержание больших складских запасов; снисходительное отношение к существенным отсрочкам платежей клиентов.
  2. Умеренная модель ориентируется на соотношение средних рисков и результатов. Руководство отказывается от высокодоходных вложений, если они сопровождаются значительными угрозами стабильности предприятия, предпочитая сохранять компромисс между ростом доходов и сохранением ликвидности.
  3. Консервативная политика стремится к минимизации финансовых угроз: руководящий орган старается избегать малейших рисков, жертвуя доходностью ради безопасности достигнутого положения. Характерные признаки: формирование ценовой политики компании основывается на среднерыночных показателях; поддерживаются минимальные складские остатки; реализация активов осуществляется исключительно благодаря собственным источникам, избегая вливания в оборот заёмных денег.

Стратегия и тактика финансовой политики бизнес-проекта

Принято считать, что стратегия всегда носит долгосрочный, а тактика — краткосрочный характер. На самом деле в сфере экономики всё относительно: сроки могут меняться в зависимости от уровня стабильности рынка. Если сиюминутная внешняя обстановка не располагает к осуществлению определённых тактических задач, их финансирование может быть сокращено до лучших времён. Таким образом, на практике решение тактической задачи может иметь более длительный период, чем реализация какой-либо из стратегических целей.

Отличительной особенностью стратегической финансовой политики следует считать глобальный характер целей и критериев, направленных на улучшение основных показателей предприятия.

Стратегическая политика управления складывается из таких элементов, как:

  • прогноз и финансовое планирование;
  • описание денежного состояния организации при наступлении тех или иных обстоятельств, например, изменении политики продаж компании (моделирование);
  • проработка альтернативных планов развития на случай возникновения незапланированных рыночных условий;
  • определение результативных приёмов управления рисками.

Финансовой тактикой называют приёмы, методы, действия, направленные на завершение текущего этапа стратегического плана.

Долгосрочный финансовый менеджмент

Долгосрочный финансовый менеджмент

Пролонгированное финансовое управление включает в сферу своего действия полный жизненный цикл компании (или одного из проектов), начиная с запуска бизнес-процесса и заканчивая перенаправлением финансов на более рентабельные участки. Через методики долгосрочной финансовой политики реализуется финансовая стратегия — важнейший компонент базовой стратегии компании, который даёт материал для развития всех остальных направлений деятельности организации.

Поскольку долгосрочная финансовая политика является полноценной частью общекорпоративного финансового управления, она включает налоговое, бюджетное, кредитное, инвестиционное и другие направления.

При разработке долгосрочного финплана необходимо предусматривать решение комплекса задач:

  • оптимизация путей перераспределения капитала;
  • обеспечение финансовой стабильности компании;
  • максимизация доходов;
  • повышение ликвидности организации;
  • внедрение новых рыночных инструментов для привлечения средств (ссуды, ценные бумаги, лизинг).

Стратегическая или долгосрочная схема управления финансами складывается из комплекса краткосрочных планов, этапов, решений.

Краткосрочные финансовые концепции

Краткосрочной политикой называют финансовые мероприятия, реализация которых рассчитана на период не более двенадцати месяцев. Система краткосрочных решений реализуется через такие разделы деятельности, как бухгалтерский учёт, менеджмент различных направлений деятельности, система статистик.

  • анализ сложившегося положения компании на основе бухгалтерских отчётов;
  • разработка фундаментальных прогнозных документов;
  • составление оперативных планов, учитывающих текущие мероприятия;
  • осуществление запланированной коммерческой, финансовой и иных видов деятельности;
  • контроль за процессами, динамикой денежных потоков;
  • оценка рациональности распределения финансов;
  • определение степени соответствия конечных показателей периода запланированному уровню.

Ключевая задача планирования в рамках КФП — это качественное, непрерывное обеспечение оперативной деятельности предприятия финансовыми ресурсами.

Основная цель краткосрочного планирования подразделяется на множество частных вопросов:

  • определение стиля управления оборотными средствами;
  • использование высвободившихся финансов;
  • решения относительно привлечения заёмных денег;
  • контроль за денежными потоками по кредитам.

Процесс разработки ФПК

Процесс разработки ФПК

Отличительные черты стиля и механики финансового менеджмента зависят от индивидуальных целей отдельного предприятия, которые формируются под влиянием двух факторов: стремлений руководителя и условий нестабильной экономической обстановки.

При разработке финансовой политики необходимо учитывать ключевые аспекты повышения или сохранения уровня рентабельности:

  • сдвиг пропорциональности между заёмными и собственными ресурсами в пользу последних;
  • выявление не задействованных ранее резервов повышения доходов от реализации типичных операций;
  • снижение себестоимости продукции (например, за счёт внедрения новых технологических процессов или оборудования);
  • повышение эффективности использования финансовых фондов;
  • оптимизация политики продаж компании (возможно, по образцу сильнейшего конкурента).

При планировании финансовой политики, нацеленной на реализацию экономических интересов компании, руководство сталкивается с необходимостью балансировать между двумя ключевыми факторами: необходимость сохранения платёжеспособности организации и потребность расходов на реализацию запланированных мероприятий.

Рассмотрим основные направления выстраивания ФПК.

  1. Анализ финансовых и экономических факторов. Источниками данных для глубокого, всестороннего анализа являются бухгалтерская документация, отчёты о прибыли и финансовых потерях, графики движения финансовых потоков. Изучая анализируемый период, специалисты оперируют такими понятиями, как «коэффициенты задолженностей», «текущая ликвидность», «рентабельность оборотного капитала».
  2. Налоговая и учётная политика. Определение системы учётной политики включает выбор методик расчёта и списания производственных материалов, формирования ремонтных фондов, принципов применения формул расчёта амортизации оборудования. Целью разработки налоговой политики является снижение налоговой нагрузки, оптимизация системы учёта обязательных отчислений, формирование удобного календаря платежей.
  3. Стиль управления кредитным направлением. Кредитная политика может включать в себя не только финансовые ссуды, но и отношения с заказчиками и поставщиками: тогда кредит выражается в задолженности за поступивший товар или предоставленных отсрочках платежа за отгруженную продукцию. Основной задачей кредитной политики является поддержание достаточного уровня собственных оборотных средств.
  4. Управление издержками подразумевает проведение различных мероприятий: внедрение технологий, инструментов, позволяющих экономно расходовать исходное сырьё; упрощение бизнес-процессов; совершенствование нормативной базы; сдача в аренду или лизинг неиспользуемого имущества; привлечение квалифицированного персонала.
  5. Дивидендная политика «отвечает» за повышение рыночной стоимости предприятия, которая выражается в размере капитализируемой части прибыли (проще говоря, в уровне доходов владельцев и вкладчиков). В контексте финансового управления дивидендная политика решает вопрос о том, какая часть прибыли будет выплачиваться собственникам, а какая — вновь инвестироваться в развитие организации.
  6. Управление рисками. Внедрение риск-менеджмента требует от специалистов наличия опережающего мышления (умения предугадывать рыночные угрозы) и способности быстро, эффективно реагировать на изменения окружающей среды. В список управляемых финансовых рисков следует включать прогнозируемые, поддающиеся корректировке риски, а те угрозы, которые можно отнести к категории форс-мажоров, разумнее застраховать (например, внезапное банкротство партнёра и связанное с этим отсутствие платежей по договорам).
  7. Оборотные средства. Оборотный капитал — это деньги, которые направляются на реализацию основной деятельности компании: закупку сырья, затраты на производство, доставку, предпродажную подготовку. Оборотные средства монетизируются в виде выручки и вновь распределяются по фондам компании. Целью политики управления оборотными средствами является закрепление оптимального уровня циркулирующих финансов, поскольку недостаток финансирования производства и избыток оборотных активов одинаково вредны для экономики организации.
  8. Внеоборотные активы — это основные средства предприятия: инструменты, площади, транспорт. Финансовая политика должна учитывать расходы на обновление, ремонтные работы, модернизацию основных средств, а также поступления от сдачи объектов в аренду или их продажу.
  9. Ценовая политика компании — это важнейший компонент финансовой идеологии предприятия, поскольку финансирование деятельности предприятия зависит в основном от выручки. А уровень выручки формируется под влиянием выбранного стиля установления цен. Руководство может определять цену на товар или услугу, исходя из различных задач: стимулирование продаж (тогда стоимость уменьшается), закрепление на новом рыночном сегменте, быстрое накопление финансов (продажи сопровождаются бонусами, подарками, дополнительным сервисом). Пример: ценовая политика компании скоррелирована с необходимостью наращивания клиентской базы — цены заморожены на уровне прошлого периода, менеджеры предлагают большие скидки. Следовательно, на текущий момент финансовый менеджмент должен рассчитывать на слабые денежные поступления.

Финансовая служба предприятия

Финансовая служба предприятия

Ещё несколько лет назад во многих компаниях финансовым директором называли переквалифицировавшегося главного бухгалтера, который занимался в основном решением вопросов хозяйственного финансирования. Сегодня задачи финансовой службы стали настолько разнообразными, что уже ни один менеджер не перепутает её с отделом бухгалтерии.

Осуществление функционала финансовой службы требует создания тесных взаимосвязей со всеми структурами компании:

  • из бухгалтерии в финансовый отдел поступает информация о наличии дебиторской и кредиторской задолженностях, объёмах расходов; на их основе формируется платёжный календарь и другие финансовые планы;
  • отдел маркетинга направляет отчёты о графике сбыта продукции, оценке конкурентоспособности; используя эти данные, служба финансов анализирует издержки процесса сбыта, даёт оценку обоснованности установленных цен;
  • ФС вправе требовать от всех подразделений организации совершать действия, необходимые для оптимизации финансовых потоков.

Заключение

Сущность индивидуальной финансовой политики того или иного предприятия выражается через комплекс поставленных целей, а также средств, с помощью которых эти цели осуществляются. Реализация финансовой концепции — это всегда компромисс между задачами, потребностями фирмы и реальными возможностями, сформированными внешней рыночной средой.

Если рассматривать роль финансовой политики в управленческом процессе, то можно сказать, что финансовая стратегия определяет, куда, к каким достижениям движется организация, а финансовая политика объясняет, каким образом, какими методами, конкретными действиями мы собираемся достигнуть поставленных целей.

То есть не будет преувеличением заявить, что финансовая философия появляется даже раньше стратегии: молодая, малочисленная компания может не иметь миссии, идеологии, стратегических целей, тогда как оригинальная концепция распределения денежных потоков формируется ещё на этапе регистрации юридического лица.

Содержание финансовой политики

Вопросы для самоконтроля

1. Типы финансовых систем, их характеристика.

2. В чем заключается принцип федерализма построения финансовой системы?

3. Назовите принципы построения финансовой системы, приведите примеры.

4. Охарактеризуйте элементы и звенья финансовой системы.

5. Дайте определение финансовой системы.

6. Назовите основное звено финансовой системы.

7. Почему кредитно-банковскую систему включают в единую финансовую систему государства?

Тема 4. Финансовая политика государства

Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой 1 .

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.

Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Финансовая политика это определение целей, задач и методов реализации мероприятий, направленных на эффективное формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов в обществе.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей 1 .

Можно выделить следующие задачи финансовой политики:

1) создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

3) регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов;

4) создание эффективной системы управления финансами.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту Российской Федерации, который ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Государственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку.

Политика государства в области финансов зависит от развитости

финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно отнести:

• политику в области международных финансов.

Под бюджетной политикойпонимают определение государством:

• источников формирования доходов государственного бюджета;

• приоритетных направлений расходов бюджета;

• допустимых пределов разбалансированности бюджета;

• источников финансирования бюджетного дефицита;

• принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

.Бюджетная политика основывается на бюджетном кодексе и других законодательных актах определяющих формы бюджетного устройства и регламентирующих бюджетный процесс.

Конкретно бюджетная политика выражается: 1) в структуре расходной части бюджета, 2) в распределении расходов между бюджетами разных уровней, 3) в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, 4) в формах и методах управления государственного долга.

От характера решений этих вопросов зависит социально-экономическая! направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма, что в конечном счете отражается на финансовой политики. В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом.

Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.




Важнейшей задачей налоговой политики является создание условий налогообложения, удовлетворяющих как интересы органов власти, так и участников рынка, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики и стабилизацию поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Во-вторых, необходимо осуществить расширение налогооблагаемой базы, т.е. создать условия, при которых увеличится число предприятий ипредпринимателей, могущих и желающих платить налоги, сборы и другие обязательные платежи.

В- третьих, следует поднять уровень собираемости налогов и сборов за счет усиления фискальных мероприятий и совершенствования норм, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.

Денежно-кредитная политика - проводимый курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание внадлежащем состоянии денежной системы.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию

и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.;

Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политике относятся:

1. Изменение ставки учетного процента,

2.Операции на открытом рынке,

3.Изменение норм обязательных резервов,

4.Выборочные методы регулирования отдельных видов кредита.

Денежно-кредитная политика направлена на стабилизацию денежной системы, на рациональное решение вопросов кредитования и на развитие банковской системы.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика — а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика- составная часть финансовой политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. Инвестиционная политика направлена на создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальной сектор экономики.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и другие.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Таможенная политикапредставляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях. Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала. Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики — сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

В финансовой политике различают финансовую стратегию и финансовую тактику.

Под финансовой стратегией понимается долговременный курс финансовой политики. Финансовая стратегия обусловлена экономической стратегией и подчинена ей.

Финансовая тактика представляет собой конкретные финансовые задачи государства на краткосрочный период, ориентированные на реализацию финансовой стратегии 1 .

Взаимосвязь финансовой стратегии и финансовой тактики выражается не только в подчиненности финансовой тактики и финансовой стратегии. Существует возможная оторванность и самостоятельность развития финансовой тактики. Это выступает формой проявления неадекватности, выбранной финансовой стратегии потребности развития экономической системы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Финансовая Система

Выполнил: Комаров Александр

студент группы № 371 (04307о)

экономических наук, профессор

1. Международная финансовая политика Российской Федерации…………. 3

2. Финансирование культурных программ и мероприятий…………………… 9

5. Список используемой литературы…………………………….……………..19

Международная финансовая политика Российской Федерации

В экономике России на современном этапе ее развития особое место занимают финансовые отношения. Финансовая политика как часть системы управления финансами направлена на обеспечение сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, на создание финансовых условий для реализации задач социально-экономического развития, в том числе сферы образования.

В Конституции Российской Федерации определено, что:
- в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития страны; финансовое регулирование; федеральный бюджет, официальный статистический и бухгалтерский учет (статья 71);
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. Финансовая политика состоит из следующих важнейших компонентов: бюджетной, налоговой, инвестиционной, денежно-кредитной, ценовой, социальной и таможенной политики, политики в области международных финансов( или международной финансовой политики). Бюджетная политика включает в себя определение государством:
-источников и методов формирования доходов бюджета;
- степени централизации финансовых ресурсов в распоряжение государства; доли валового внутреннего продукта (ВВП), мобилизуемой в бюджет;
- доли федерального бюджета в общем объеме консолидированного бюджета страны;
- оптимальных бюджетных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации;
- приоритетных направлений расходов бюджета с учетом первоочередных потребностей общества; поступления в доход бюджета валюты иностранных государств и ее целевого использования; управления государственным внешним и внутренним долгом; -допустимых пределов разбалансированности бюджета;

- источников финансирования дефицита бюджета или целевого использования профицита бюджета (суммы превышения доходов бюджета над его расходами). В сложных условиях, проводимых в стране, экономических реформ к первостепенным задачам бюджетной политики относятся: обеспечение таких принципов бюджетной системы Российской Федерации, как адресность и целевой характер бюджетных средств, экономность и эффективность их использования; реструктуризация государственного долга; инвентаризация внешних и внутренних заимствований и результатов их использования; переход на централизованную систему осуществления всех операций по доходам и расходам федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства. Другой важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она строится на сочетании интересов государства и налогоплательщиков - юридических и физических лиц.
Воплощается налоговая политика в построении соответствующей налоговой системы. В России выработаны определенные принципы и подходы к построению этой системы. К основным принципам построения налоговой системы относятся:

-совершенствование налогового законодательства;

-оптимизация налоговой базы; ее основой должны быть прямые налоги, поскольку косвенная система налогообложения приводит к увеличению налогового бремени;

-налогообложение не должно носить конфискационного характера; только рост национального богатства и повышение индивидуальных доходов населения способствует стабильному увеличению налогооблагаемой базы;
- минимальный дестимулирующий эффект от введения какого-либо налога; высокие налоги могут привести к утечке капитала за границу;
-удобство взимания налогов для государства и налогоплательщиков;
-оптимизация налоговых льгот;

-осуществление эффективного и действенного контроля, за соблюдением налогового законодательства, постановкой на учет, переучетом и снятием с учета налогоплательщиков;

- создание условий, когда налогоплательщику трудно уклониться от уплаты налога;
- реструктуризация в необходимых случаях задолженности по платежам в бюджет.
Государство заинтересовано в достаточности налогообложения. Чтобы было обеспечено поступление в доход бюджета объема финансовых ресурсов, достаточных для выполнения обязанностей государства, определенных Конституцией Российской Федерации. В то же время государство должно предотвращать возможные негативные последствия, когда введение определенных налогов и их размеры могут отрицательно повлиять на мотивацию к открытой и эффективной деятельности предприятий сферы материального производства. Инвестиционная политика также является важнейшим компонентом финансовой политики. Она направлена на создание условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций и в первую очередь в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика осуществляется в целях того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать свои финансовые средства в экономику нашей страны. Чтобы создавались условия для организованного накопления и инвестирования сбережений населения, развития ипотечного кредитования. Чтобы огромные отечественные капиталы не вывозились за рубеж, а, наоборот, привлекались в Россию прямые иностранные инвестиции. Денежно-кредитная политика широко используется государством в процессе государственного экономического регулирования. Денежно-кредитная политика нацелена на: обеспечение устойчивости денежного обращения; оптимизацию объема и структуры денежной массы; управление эмиссией (выпуском) денег; формирование и эффективное использование кредитных ресурсов; регулирование инфляции; достижение стабильного обменного курса национальной денежной единицы (рубля); обеспечение своевременности и бесперебойности расчетно-платежных операций в отраслях экономики; регулирование банковской системы (коммерческих и государственных банков); управление деятельностью финансового рынка; регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и их оборот (курса покупки и продаж). Как составная часть финансовой политики государства ценовая политика осуществляется в направлении регулирования цен и тарифов на монопольные товары и услуги. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время государство монопольно владеет землей и ее недрами, водными пространствами, железными дорогами, нефте- и газопроводами, электропередающими сетями. В других отраслях хозяйства цены зависят от их динамики на произведенные ими товары и оказанные услуги.
Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере с целью решения задач финансового обеспечения прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации. Социальная политика охватывает сферу бюджетных учреждений (включая образовательные), а также сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения.
К задачам социальной политики относятся: - выплата своевременной и в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы (включая образование), денежного довольствия военнослужащим, погашение задолженности за предыдущий период;

- разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы (в том числе системы образования);

- реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
- упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
- регулирование вынужденной миграции;

- сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости населения;

- увязка перечисления трансфертов (финансовой помощи) субъектов

Российской Федерации с выполнением ими обязательств по финансированию

бюджетной сферы за счет собственных доходов. Таможенная политика является органической частью налоговой и ценовой политики. Ведь таможенные сборы и пошлины непосредственно оказывают воздействие на цену товаров и услуг. При этом таможенная политика в определенной мере самостоятельна - она влияет на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок России импортных товаров и услуг, а также сдерживая или поощряя экспорт отечественных товаров и услуг.
Таможенная политика в немалой степени предопределяет распределительные процессы не только между государством и экономическими субъектами, но и между отраслями хозяйства, регионами страны и между экономическими субъектами. В настоящее время таможенная политика во многом связана и зависит от бюджетной политики, которая направлена на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей. Сейчас Государственный таможенный комитет Российской Федерации занимает второе место после Министерство налогов и сборов России по объему мобилизации доходов федерального бюджета.
В последнее время все большее значение приобретает политика в области международных финансов. В основе ее лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений. Она связана с международным разделением труда, формированием и погашением государственного внешнего долга, с участием России в деятельности международных организаций, включая международные финансовые организации. Международная финансовая политика России направлена на развитие производительных сил своей страны и на то, чтобы занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капиталов.

При проведении политики в области международных финансов Российская Федерация направляет свои усилия на:

- интеграцию в мировую финансовую систему;

- признание России страной с рыночной экономикой;

- полномасштабное участие России в группе ведущих стран мира;

- вступление в международные организации, в том числе во Всемирную

торговую организацию (ВТО);

- укрепление позиций России в Международном валютном фонде и Мировом

банке реконструкции и развития;

- урегулирование внешней задолженности России (прежде всего с участниками Парижского и Лондонского клубов кредиторов);
- повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам.

Читайте также: