Элементы налогообложения контрольная работа

Опубликовано: 13.04.2024

Элементы налогообложения, контрольная

План (содержание) работы Элементы налогообложения:

Понятие элементов налогообложения

Налоговый период и отчетный период

Порядок исчисления и уплаты налога

Список использованных источников

Выдержка из контрольной работы Элементы налогообложения:

1. Понятие элементов налогообложения

Под элементом налогообложения понимается установленные государственными нормативно-правовыми актами основы, порядок, группы, определения, используемые с целью назначения, учреждения, сбора налогов. Таким образом, элементы налогообложения регулируют базовые компоненты для каждого налога или сбора. Важность элементов налогообложения можно охарактеризовать и тем фактом, что обязанность плательщика по уплате налога возникает только после определения всей системы элементов его юридического состава. При этом всю совокупность элементов налогообложения можно условно разделить на две большие группы: обязательные (основные) и факультативные элементы. Под обязательными элементами налогообложения понимаются такие составляющие, в случае отсутствия которых налоговое обязательство и система его уплаты не может рассматриваться как установленное.

На основании положений ст. 17 НК РФ налоговое обязательство является установленным только тогда, когда указаны налогоплательщики и регламентированы следующие обязательные элементы налогообложения:

- объект налогообложения. У любого акциза, сбора и т.п. должен быть установлен собственный объект налогообложения, раскрываемый на основе норм части второй и с применением положений гл. 7 "Объекты налогообложения" НК РФ. В качестве элемента, объектом в данном случае выступает продажа товаров, активы, доходы и прочие обстоятельства, у которых есть стоимостная, численная или физическая оценка, с наличием которого фискальное законодательство соотносит появление у налогоплательщика обязанности по уплате налога;

- налоговая база. В качестве элемента, налоговая база выступает фундаментом налога, выступая денежной, физической или прочей характеристикой объекта налогообложения. Налоговая база и способ ее расчета регламентируются НК РФ. Налогоплательщики - юридические лица определяют величину налоговой базы по итогам каждого налогового периода на базе информации регистров бухгалтерского учета либо на основе прочей документально подтвержденной информации об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Другие категории налогоплательщиков (например, индивидуальные предприниматели) рассчитывают налоговую базу по итогам каждого налогового периода на базе результатов учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, установленном Министерством финансов РФ;

- налоговый период. В качестве элемента, указанный период является промежутком времени по отношению к отдельным налогам, по завершении которого рассчитывается налоговая база и определяется величина налога, которую необходимо уплатить. Выступает одним из обязательных элементов налога. На практике данный период может представлять собой календарный месяц, квартал, календарный год или прочий промежуток времени. Налоговый период может иметь один или нескольких отчетных периодов, по завершении которых производится уплата авансовых платежей. Данный период и порядок его расчета регламентирован нормами НК РФ;

- налоговая ставка. В качестве элемента, налоговая ставка выступает мерой фискальных начислений на единицу измерения фискальной базы. Выступает одним из обязательных элементов налога. В том случае, если налоговая ставка указывается в процентах к доходу налогоплательщика, ее, как правило, именуют налоговой квотой. Можно говорить о наличии трех базовых видов фискальных ставок: твердые (определяются в твердой денежной величине на единицу обложения без учета величины фискальной базы); пропорциональные - применяются в равном проценте к налоговой базе без учета ее размера и прогрессивные - увеличиваются с ростом величины фискальной базы;

- порядок исчисления налога. В качестве элемента, способ определения величины акциза, сбора и т.п., которую требуется уплатить за налоговый период на основе регламентированных законом налоговой базы, применяемой ставки налогообложения, льгот и т.п.;

- порядок и сроки уплаты налога. Порядок и время уплаты обязательных платежей регламентируются нормами ст. 174 НК РФ. Уплата акцизов, сборов и т.п. может быть осуществлена как добровольно, так и в принудительном порядке. Добровольная уплата налога может быть осуществлена двумя методами: посредством разовой уплаты всей величины фискального платежа; по частям (уплатой регламентированных сумм в течение определенного периода времени, по завершении которого осуществляется перерасчет). Более определенный порядок уплаты обязательств перед бюджетом формируется применительно к каждому налогу отдельными правовыми нормами. Например, порядок уплаты федеральных сборов регламентирован в НК РФ, региональных обязательных платежей - правовыми актами субъектов РФ, местных налогов - нормативными актами органов местного самоуправления с соблюдением требований НК РФ. Каждый акциз или сбор может быть уплачен как в наличными деньгами, так и безналичным платежом. Существует три базовых способа уплаты налога: по декларации; у источника выплаты дохода; кадастровый способ уплаты налога. Выполнение обязательных платежей осуществляется в национальной валюте РФ. В иностранной валюте уплату акцизов, сборов могут осуществлять зарубежные предприятия и физические лица, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

Сроки уплаты налога определяются, изменяются фискальным законодательством относительно каждого обязательного платежа. Срок уплаты налога устанавливается календарной датой или окончанием промежутка времени, определяемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также ссылкой на событие или действие, которое должно случиться или совершиться. Обязательные (существенные) элементы налога необходимо регламентировать правовыми актами в процессе определения фискального обязательства.

Под факультативными элементами налогообложения понимаются элементы, отсутствие которых не оказывает влияния на установленность налога. Данные элементы налогообложения не являются обязательными, но могут быть регламентированы правовым актом по налогам и регулируют такие вопросы, как: систему удержания и возврата некорректно уплаченных сумм налога; наказание за налоговые деликты; льготы по налогам.

Таким образом, кратко можно говорить о том, что в целом в соответствии с нормами НК РФ элементами налогообложения выступают: налогоплательщик; объекты налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

2. Субъект налогообложения

Дадим более развернутую характеристику субъектам налогообложения как элементу налогообложения. Субъект налогообложения - это такое лицо (юридическое, физическое, индивидуальный предприниматель), на которое согласно нормам фискального законодательства возложена обязанность платить установленные для него налоги и сборы. Наибольшая часть субъектов налогообложения состоит из плательщиков налогов и сборов. Плательщиком налога или сбора согласно нормам НК РФ выступает в общем случае юридическое или и физическое лицо, у которого по фискальному законодательству возникает обязанность платить установленные налоги и (или) сборы. По правилам фискального законодательства РФ с 1 января 1999 г. филиалы и представительства российских юридических лиц перестали быть участниками фискальных отношений и утратили юридический статус налогоплательщика, а также не являются налоговым агентом и т.п. В результате этого данные организации не могут являться субъектом налогообложения. Также с 1 января 1999 г. ответственность за правильность и своевременность осуществления всех обязательных выплат, пеней, штрафов несет та организация, в составе которой находится соответствующий филиал (представительство). Как указывается в налоговом законодательстве РФ, филиалы и прочие обособленные подразделения российских юридических лиц выполняют обязанности данных организаций в сфере уплаты различных пошлин, сборов и т.п. по месту нахождения данных филиалов и иных обособленных подразделений.

Брема, связанное с определением величины и уплатой пошлин, сборов и т.п. не во всех случаях возложено на непосредственных налогоплательщиков. В ряде случаев, например, в ситуации с уплатой НДФЛ, работу по определению и перечислению в бюджет рассчитанных сумм обязательных платежей осуществляет не работник, а его работодатель, который, как считает законодатель, является более компетентным лицом, выступающим в данном случае в роли налогового агента. Согласно нормам НК РФ налоговым агентом является лицо, которое в соответствии с фискальным законодательством несет обязанности по расчету, удержанию у налогоплательщика и перечислению в определенный бюджет пошлин, сборов и т.п. В ст. 21 НК РФ определены базовые права налогоплательщиков, и требуется помнить о том, что перечень ст. 21 НК РФ не является закрытым и определенные права регламентируются нормами ч. II Кодекса (в частности, возможность пользоваться налоговыми вычетами). Также обратим внимание на то, что с системой прав налогоплательщиков как элемента налогообложения соотносится и определенная система обязанностей контролирующих органов, регламентированных нормами ст. 32 НК РФ. Нормами ст. 23 НК РФ регламентированы базовые обязанности налогоплательщиков, и реестр данных прав не является закрытым. За неисполнение возложенных на налогоплательщиков обязанностей в гл. 16 НК РФ указана ответственность. Кроме основных обязанностей нормами п. 2 ст. 23 НК РФ регламентируются факультативные обязанности для юрлиц и ИП.

Налогоплательщиков как элемент налогообложения можно разделить на налоговых резидентов и налоговых нерезидентов. При этом плательщиками пошлин, сборов и т.п. в качестве как резидентов, так и не резидентов могут выступать как физические лица, так и организации. У физических лиц получение статуса резидента имеет существенное значение в вопросах определения величины ставок, например, при уплате НДФЛ. Также налогоплательщик, который не имеет статуса налогового резидента РФ, не может претендовать на получение определенных в НК РФ вычетов, доступных резиденту. Налоговым резидентом организация может быть признана тогда, если она зарегистрирована в РФ. Если юридическое лицо зарегистрировано в другой стране, то оно является в таком случае нерезидентом с точки зрения рассматриваемого вопроса. Для всех плательщиков налогов (физические лица и организации) необходимым условием является наличие налоговой правосубъектности, в состав которой входит правоспособность и дееспособность. Под налоговой правоспособностью понимается регламентированная в фискальном законодательстве возможность получать права и иметь обязанности по вопросу объектов фискальных правоотношений. Она является правовым качеством лица и делегирует ему право являться участником налоговых отношений. Сущностью налоговой правоспособности выступает система регламентированных законодательной системой прав и обязанностей. Под налоговой дееспособностью понимается определенная нормами фискального законодательства возможность лица своими действиями получать и осуществлять имеющиеся у него права и нести возложенные обязанности.

3. Объект налогообложения

Рассмотрим более подробно объект налогообложения в качестве элемента налогообложения. Нормами ст. 38 НК РФ определены такие группы объектов налогообложения в РФ, как: операции по продаже товаров (работ, услуг); имущество; прибыль; доходы; стоимость проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); прочий объект, имеющий денежную, количественную или физическую оценку, с наличием которого у плательщика налогов на основании правовых норм появляются обязанности уплачивать налоги (сборы). Анализ положений ст. 38 НК РФ позволяет говорить о том, что указанный перечень объектов налогообложения не является исчерпывающим (закрытым). Согласно нормам фискального законодательства каждому акцизу, сбору и т.п. соответствует свой объект налогообложения, устанавливаемый по правилам части второй НК РФ. В п. 2 ст. 38 НК РФ включено положение для определения понятия имущества, согласно которому происходит отсылка к положениям ГК РФ. Это позволяет сделать вывод о том, что под имуществом для целей НК РФ понимаются такие объекты гражданских правоотношений, которые являются имуществом на основании критериев и норм ГК РФ.

По правилам ст. 128 ГК РФ объектами гражданских прав выступают: вещи, в том числе деньги и ценные бумаги; прочее имущество, включая имущественные права; работы и услуги; информация; итоги интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. В качестве объекта налогообложения может выступать каждый из указанных объектов гражданских прав, кроме имущественных прав. Товаром с точки зрения НК РФ является любое имущество, продаваемое или предназначенное к продаже. С целью регламентации отношений, возникающих в сфере уплаты таможенных платежей, к товарам относится и прочее имущество, определяемое нормами Таможенным кодексом Таможенного союза. В данном случае к товарам относится любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу входящие в группу недвижимых вещей транспортные средства. Однако некоторые виды транспортных средств товарами не являются. Под работой с точки зрения налогового законодательства понимается деятельность, итоги которой получают материальное воплощение и могут быть использованы с целью удовлетворения потребностей предприятий либо физических лиц. Под услугой с точки зрения налогового законодательства понимается деятельность, итоги которой не образуют материального воплощения, продаются и потребляются при производстве данной деятельности. Под реализацией товаров, работ или услуг предприятием либо ИП понимается передача на платной основе (к которой относится товарный бартер или выполнение взамен работ или оказание услуг) прав собственности на продукты, результаты сделанной работы одним лицом для другого лица, платное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в тех обстоятельствах, указанных в НК РФ, аналогичные действия, выполненные на безвозмездной основе.

Цена консультации по работе Элементы налогообложения - договорная.

Чтобы оформить заявку на получение файла с готовой работой или заказ на консультацию и помощь с работой по указанной теме по Вашим требованиям нажмите кнопку:

контрольная работа по налогам и налогообложению

Ниже представлены некоторые работы по налогам и налогообложению, выполненные в МатБюро. Ваши заказанные работы будут оформлены сходным образом. Будем рады проконсультировать вас по задачам налогообложения, подготовить к сдаче тестов по налогам.

Готовые контрольные по налогам онлайн

  • Контрольная по налогам и налогообложению 1
    Объем 11 страниц.
    Тема: Расчет налога на имущество организации.
    Показать содержание

Справочные данные по организации ООО «Горизонт» 2
Налог на имущество организаций 3
Список использованной литературы 11

Задача 1. Исходя из приведенных данных, отразить в бухгалтерском учете хозяйственные операции. Отразить в учете расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость. Заполнить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за I квартал.

Задача 2. Исходя из приведенных данных, отразить в бухгалтерском учете хозяйственные операции. Начислить ЕСН в разрезе каждого сотрудника по месяцам. Отразить в учете расчеты с бюджетом по единому социальному налогу. Заполнить налоговую декларацию по единому социальному налогу за год.

Задача 3. Исходя из приведенных данных, заполнить налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1 полугодие. Отразить в учете расчеты с бюджетом по налогу на прибыль.

Контрольная по налогам и налогообложению 3
Объем 15 страниц.
Темы: расчет НДС, исчисление НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых.
Показать содержание

В налоговом периоде организация реализовала продукции на 700 тыс. руб. (без НДС), построила хозяйственным способом для собственных нужд гараж – стоимость строительно-монтажных работ составила 120 тыс. руб. ( без НДС). Оприходовано и отпущено в производство ТМЦ на сумму 300 тыс. руб. ( в том числе НДС), а оплачено – 250 тыс. руб. Кроме этого совершена бартерная сделка : реализовано 20 изделий по цене 1 000 руб. ( без НДС) за штуку, рыночная цена – 1 500 руб. за штуку ( без НДС). Исчислите сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

Физическое лицо, работающее на предприятии на основании трудового договора, получает ежемесячно заработок в сумме 5 000 руб. Одновременно на этом же предприятии физическое лицо работает по совместительству и получает за это ежемесячно 1 500 руб. Физическое лицо имеет двоих детей в возрасте 15 и 17 лет. Предприятие 1 марта выдало ему беспроцентную ссуду 24 000 руб., сроком на 6 месяцев, которая должна быть погашена разовым платежом. Ставка ЦБ РФ – 12% годовых. Исчислите сумму НДФЛ, который должна удержать организация за полугодие (помесячно).

Теоретический вопрос. Налог на добычу полезных ископаемых

Контрольная по налогам и налогообложению 4
Объем 6 страниц.
Темы: начисление НДФЛ, расчет штрафов за неуплату налогов, расчет НДС, вычисление суммы акциза.
Показать содержание

Работник выполнял работу на предприятии по трудовому договору. При выплате дохода в сумме 10 000 руб. с него не был удержан НДФЛ. Это нарушение было выявлено налоговой проверкой, которая произошла спустя 25 дней после срока уплаты НДФЛ предприятием источником выплаты. Рассчитать сумму штрафных санкций в соответствии с налоговым кодексом, указывая статьи НК РФ.

Предприятие при расчете налогооблагаемой прибыли неправомерно отнесло на затраты 8 000 руб. (штраф за загрязнение окружающей среды). Дата налоговой проверки – спустя 18 дней после срока уплаты налога. Рассчитать сумму штрафных санкций в соответствии с налоговым кодексом, указывая статьи НК РФ.

В январе организация реализовала продукцию на сумму 240 000 руб., (в т.ч. НДС). Оприходовано материалов на сумму 120 000 руб. (в т.ч. НДС). Оплачена аренда на сумму 36 000 руб.(в т.ч. НДС). Оплачен счет за электроэнергию на сумму 48 000 руб. (в т.ч. НДС). Определить сумму НДС, подлежащую оплате в бюджет за январь, указывая статьи НК РФ.

В январе 2005г. организация – производитель алкогольной продукции изготовила 10 000 литров водки, из которых 5 000 литров было реализовано магазину розничной торговли, а оставшиеся 5 000 литров – на акцизный склад оптовой торговли. Ставки акциза определить, согласно НК РФ. Определить сумму акциза, указывая статьи НК РФ.

За отчетный финансовый год совокупный доход работника равняется 240 000 рублей. В доход включены выплаты на оплату туристической путевки в размере - 30 000 рублей, материальная помощь к отпуску – 5 000 рублей, дивиденды в сумме 24 000 рублей за предыдущий отчетный год по результатам работы предприятия, пенсии по увечью, полученного в результате производственной травмы – 36 000 рублей. Определить НДФЛ за весь отчетный год, указывая статьи НК РФ.

Где заказать контрольную по налогам и налогообложению?

Нужно решить задания по налогам и налогообложению? Нет проблем! Стоимость выполнения контрольной работы - от 200 рублей (зависит от числа и сложности задач, объема работы), оформление производится в Word со всеми формулами, комментариями, таблицами и ссылками на Налоговый кодекс РФ.

Проконсультируем по решению налогообложения

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Налогообложение – это процедура изъятия части имущества, основанием которой выступает властное подчинение.

    Государство выполняет управляющую функцию. Его основные задачи связаны с обеспечением безопасности граждан, защитой их интересов, создания условий для их комфортной жизни и развития. Исторически сложилось так, что государственная власть не имеет возможности осуществлять коммерческую деятельности. Сейчас это закреплено в законодательствах большинства стран. Для того, чтобы аппарат управления мог существовать и выполнять свои функции домашние хозяйства и субъекты экономики облагаются обязательными платежами.

    Система налогообложения охватывает все связи между государством и остальными экономическими агентами. В ее основе лежат властные отношения. Изъятие части собственности подчиненных объектов долгое время осуществлялось с применением силы. Сейчас обязательные платежи определяются путем установления консенсуса между властным субъектом и остальными экономическими агентами. За счет налогов государство может функционировать, а также создавать резерв для обеспечения социальных программ в пользу населения.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Элементы налогообложения в экономике и их характеристика 430 руб.
    • Реферат Элементы налогообложения в экономике и их характеристика 260 руб.
    • Контрольная работа Элементы налогообложения в экономике и их характеристика 200 руб.

    Налогообложение имеет свои элементы, к которым относят следующие категории:

    1. Объекты, представляющие собой обязанность плательщика совершать обязательные платежи.
    2. База налога, выражающая стоимостную или физическую характеристику объекта, согласно которой устанавливается размер обязательного платежа.
    3. Период уплаты – это временной промежуток, по окончании которого и на основании которого рассчитывается база и конечная сумма платежа.
    4. Ставка налога, являющаяся нормой налогообложения. По сути, это величина налога на одну единицу обложения, например, на единицу товара, площади земли, денежную единицу дохода.
    5. Порядок исчисления, сроки уплаты обязательного платежа.

    Таким образом, система налогообложения выступает главным источником финансирования государственной казны. Она обеспечивает функционирование аппарата управления, позволяет распределять средства между субъектами хозяйствования, формировать резервы для решения социальных, экономических и политических проблем в обществе.

    Элементы налогообложения, их место в экономике

    Объектом в налоговой системе является любой предмет, который можно охарактеризовать с помощью стоимости, физических или количественных параметров. Здесь могут рассматриваться следующие экономические категории:

    1. Результаты производственного труда - товары, услуги, работы.
    2. Различные виды собственности.
    3. Прибыль.
    4. Доходы.
    5. Расходы.
    6. Юридические действия и права, при условии, что их можно охарактеризоваться с точки зрения количества, стоимости или иных физических признаков.

    Наличие этих объектов связывает налогоплательщика с системой налогообложения. Объект является одним из обязательных элементов налога. Стоит отметить, что каждый налог имеет свой отдельный объект обложения, сущность которого определяется соответствующим государственным законом. В Налоговом Кодексе РФ даны определения объектам налогообложения, например, под имуществом понимаются объекты собственности. Товаром считается любой объект, который продается или предназначен для продажи. Под работой понимается деятельность, направленная на решение экономических задач. Работа должна быть измеримой, то есть иметь материальное выражение.

    Для правильного исчисления налога используются элементы налоговой базы, налогового периода и налоговой ставки. Налоговая база определяет стоимостную, физическую или количественную характеристику объекта. Порядок ее исчисления устанавливается законодательством страны. ее расчет осуществляется за установленный налоговый период, как правило, с помощью данных финансового учета. Если в расчетах обнаруживаются ошибки, то корректировка выплаты производится в следующем отчетном периоде. В случае, если налоговый период возникновения ошибки сложно определить, то оплата производится в том периоде, в котором была обнаружена ошибка.

    Налоговая ставка определяет величину начислений на установленную налоговую базу. Она так же является одним из обязательных элементов. Если она рассчитывается в процентах к доходу, то ее называют квотой налога. Процентные налоговые ставки делятся на прогрессивные, регрессивные и адвалорные.

    Порядок исчисления и сроки уплаты налога

    Установление размера налога происходит согласно порядку его исчисления. По сути, это поэтапные действия, которые совершает налогоплательщик и государственные органы, в процессе определения суммы налога, исходя из его обязательных элементов. Уплата обычно производится одним из трех способов – по декларации, кадастровым методом и самим источником дохода.

    Законом установлено, что плательщик налога самостоятельно рассчитывает сумму, обязательную к уплате в бюджет. Так же существуют случаи, когда обязанность по исчислению размера налога ложится на агента или государственный орган. Если выплаты производит источник дохода, то плательщик в результате получает ту часть прибыли, которая остается после расчета и удержании обязательного платежа. В этом случае уклонение от уплаты обязательных платежей в пользу государства полностью исключено. Кадастровое налогообложение предполагает, что объект обложения обладает некоторыми признаками, которые могут быть классифицированы. Для того, чтобы выстроить кадастр берется один из признаков объекта. Например, налог на имущество физических лиц или транспортный налог являются кадастровыми налогами.

    Сохранение принципов правомерности начисления налогов осуществляется с помощью периодических налоговых и аудиторских проверок. Государственный налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму к уплате для объекта, если проверка выявит ошибки начисления за прошлые периоды.

    Налоговый Кодекс РФ регламентирует налоговые периоды для отдельных субъектов хозяйствования. Кроме того, для разных налогоплательщиков устанавливаются различные требования, что связано с особенностями их экономической деятельности. Для НДС, акцизов, НДФЛ, ЕСН очень важно установить дату расчета налоговой базы.

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:53, контрольная работа

    Краткое описание

    Статья 9 Налогового Кодекса Российской Федерации определяет участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
    1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
    2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации налоговыми агентами;
    3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

    Содержание

    1. Как определяет Налоговый кодекс РФ «участников отношений», регулируемых законодательством о налогах и сборах? 3
    2. Каковы понятия «налогоплательщики» и «плательщики сборов»? 4
    Задание №1. 5
    Задание №2 10
    Задание №3 11

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    налог.docx

    1. Как определяет Налоговый кодекс РФ «участников отношений», регулируемых законодательством о налогах и сборах? 3

    2. Каковы понятия « налогоплательщики» и «плательщики сборов»? 4

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

    1. Как определяет Налоговый кодекс РФ «участников отношений», регулируемых законодательством о налогах и сборах?

    Статья 9 Налогового Кодекса Российской Федерации определяет участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

    1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

    2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации налоговыми агентами;

    3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

    4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

    2. Каковы понятия « налогоплательщики» и «плательщики сборов»?

    В соответствии со ст. 19 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

    Поясните, как вы понимаете слова о том, что налогообложение играет важную роль не только при формировании государственных финансовых ресурсов, но и служит механизмом перераспределения национального дохода, т. е. валового внутреннего продукта (ВВП), который представляет собой стоимость всех произведенных за год товаров и услуг.

    Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

    Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

    Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

    Одной из важнейших проблем является проблема взаимосвязи налоговой нагрузки и экономического роста. С одной стороны, по мере экономического роста и соответствующего расширения базы обложения, таможенно-налоговые поступления будут расти в абсолютном выражении. При этом в зависимости от регрессивности или прогрессивности налоговой системы в целом это может приводить как к росту, так и к падению доли налогов в ВВП (либо к ее сохранению на текущем уровне). С другой стороны, чрезмерная налоговая нагрузка может стать тормозом для полноценного экономического развития.

    Налогообложение может быть более или менее прогрессивным. Программы государственных расходов могут быть доступными для всех или целенаправленными, учитывающими степень нуждаемости, с тем, чтобы сконцентрировать помощь среди относительно бедных людей. Контроль может использоваться для изменения распределения доходов например, законодательство о минимальной заработной плате направлено на помощь низкооплачиваемым рабочим за счет их работодателей. Степень перераспределения доходов через систему налогообложения может быть рассчитана путем сопоставления неравенства в распределении доходов до и после уплаты налогов. Возможности государства перераспределять доходы ограничены тем, чтобы не нанести слишком большого ущерба стимулам, побуждающим зарабатывать доходы, накапливать сбережения и заниматься предпринимательством.

    Иными словами перераспределение состоит в изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе отраслей - посредством перераспределения средств через бюджет, в масштабе семей - путем распределения общего дохода семьи, между ее членами.

    Читайте также: