Дуканич л в налоги и налогообложение

Опубликовано: 22.04.2024

Методическое руководство по изучению дисциплины «Налоговый менеджмент»

для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент»

Понятие налогового менеджмента и его соотношение с понятиями управление налогами и налоговым планированием.

Роль и место налогового менеджмента в структуре управления предприятием. Цели налогового менеджмента. Задачи налогового менеджмента. Информационная база налогового менеджмента и ее характеристика.

Корпоративный налоговый менеджмент. Функции налогового менеджмента. Предмет налогового менеджмента. Объекты налогового менеджмента. Основные доктрины налогообложения.

Налоговый менеджмент как подсистема внутрифирменного управления.

Вопросы для самопроверки:

Что такое налоговый менеджмент?

В чем разница между налоговым менеджментом и управлением налогами?

Сущность и назначение налогового планирования.

Основные источники информации для налогового менеджмента.

Что является предметом налогового менеджмента?

Назовите объекты налогового менеджмента.

Охарактеризуйте налоговый менеджмент как подсистему внутрифирменного управления.

Литература к теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая, часть вторая.

Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Принципы построения налоговой системы государства. Современное состояние налоговой системы России.

Трехуровневая структура налоговой системы Российской Федерации.

Способы классификации налогов по критериям.

Условия установления налога: определение налогоплательщиков и элементов налогообложения. Правовое положение налогоплательщиков в налоговых отношениях в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Ответственность налогоплательщиков за нарушение законодательства о налогах и сборах, сущность понятий «налоговый резидент» применительно к организациям и физическим лицам, «налоговый агент» и его права и обязанности. Структура и функции налоговых и таможенных органов, их обязанности, права и ответственность.

Сущность постановки на налоговый учет, организация налогового учета отдельных видов объектов налогообложения.

Вопросы для самопроверки:

Охарактеризуйте современное состояние налоговой системы в России.

Назовите основные нормативные и законодательные акты по вопросам налогообложения в РФ.

Назовите основные классификационные признаки для систематизации налогов.

Кто такие налогоплательщики?

Какие элементы налогообложения Вы знаете?

Кто такой налоговый резидент?

Для чего нужны налоговые агенты?

Какова структура налоговых органов?

Назовите функции налоговых органов.

Как осуществляется постановка на налоговый учет?

Литература к теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая, часть вторая.

Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Понятие системы налогового менеджмента. Состав системы налогового менеджмента. Характеристика элементов налогового менеджмента. Критерии и показатели оценки результативности корпоративного менеджмента.

Понятие и виды налоговых рисков организации. Классификация налоговых рисков. Учет налоговых рисков в принятии управленческих решений в организации.

Понятие инструментов налогового менеджмента. Принципы использования инструментария налогового менеджмента в зависимости от жизненного цикла организации.

Дифференциация налоговых инструментов. Интегрированная оценка значимости инструментов налогового менеджмента для реализации функции планирования. Характеристика подходов к выбору значимых инструментов налогового менеджмента. Выбор значимых инструментов и мероприятия по их реализации.

Вопросы для самопроверки:

Что входит в систему налогового менеджмента?

Как оценить результативность корпоративного менеджмента?

Что такое налоговые риски?

Какие виды налоговых рисков Вы знаете?

Как влияют налоговые риски на принятие управленческих решений?

Какие инструменты налогового менеджмента Вы знаете?

Как реализуется на практике функция налогового планирования?

Как осуществляется выбор значимых инструментов налогового менеджмента?

Литература к теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая, часть вторая.

Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Акатьева М.Д. Налоговый менеджмент. Задания для практических занятий для бакалавров, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент». - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

НДС как один из важнейших бюджетообразующих налогов налоговой системы России. Налогоплательщики и их учет. Применение права на освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика. Объект налогообложения.

Операции, не подлежащие налогообложению. Порядок определения налоговой базы. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами. Налоговые ставки и особенности их применения.

Порядок исчисления налога. Налоговые вычеты и порядок их применения. Порядок и сроки представления налоговой декларации. Порядок и сроки уплаты НДС.

Сущность акцизов и их роль в формировании доходов бюджета. Состав подакцизных товаров, особенности взимания акцизов. Налогоплательщики акцизов, определение объекта налогообложения и формирование налоговой базы; налоговые ставки.

Вопросы для самопроверки:

Охарактеризуйте основные элементы НДС как налога.

Кто является налогоплательщиком НДС?

Кто и при каких условиях может быть освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС?

Перечислите операции, не подлежащие обложению НДС.

Как определяется налоговая база по НДС?

Какие налоговые ставки применяются по НДС?

Как рассчитать НДС к уплате?

Что такое налоговые вычеты?

В какие сроки надо уплачивать НДС?

Охарактеризуйте акцизы по всем основным элементам налога.

Литература к теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая, часть вторая.

Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Акатьева М.Д. Налоговый менеджмент. Задания для практических занятий для бакалавров, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент». - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

НДФЛ: налогоплательщики, особенности налогообложения доходов, полученных от источников в РФ и за пределами РФ. Объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки.

Налоговые вычеты, их классификация и порядок применения. Налоговая декларация и порядок ее представления.

Особенности постановки на учет в государственных внебюджетных фондах, особенности объекта налогообложения и формирования налоговой базы, порядок применения налоговых льгот, ставки страховых взносов.

Особенности начисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

Вопросы для самопроверки:

Укажите особенности налогоплательщиков НДФЛ.

Что является объектом НДФЛ?

Как исчисляется база для налогообложения НДФЛ?

Какие ставки по НДФЛ Вы знаете? В каких случаях они применяются?

Что такое налоговые вычеты по НДФЛ?

Какие налоговые вычеты Вы знаете и когда их можно применять на практике?

Как встать на учет во внебюджетных фондах?

Назовите налоговые льготы по НДФЛ и по страховым взносам.

Как рассчитываются страховые взносы во внебюджетные фонды?

Литература к теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая, часть вторая.

Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Характеристика налога на прибыль.

Плательщики налога на прибыль.

Состав доходов, учитываемых для целей налогообложения. Доходы от реализации. Внереализационные доходы. Доходы, не учитываемые в целях налогообложения.

Состав расходов, учитываемых для целей налогообложения. Расходы, связанные с производством и реализацией. Внереализационные расходы. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения.

Порядок признания доходов и расходов по методу начисления. Порядок определения доходов и расходов по кассовому методу. Налоговые ставки, особенности их применения.

Налоговый период. Отчетный период, правила его установления для отдельных налогоплательщиков. Общий порядок исчисления налога на прибыль. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет.

Налоговая декларация, ее содержание, порядок составления и представления.

Вопросы для самопроверки:

Назовите особенности налога на прибыль.

Укажите налогоплательщиков налога на прибыль.

Что является объектом налогообложения налогом на прибыль организации?

Классифицируйте доходы и расходы организации для целей налогообложения налогом на прибыль.

Каковы особенности внереализационных доходов?

Каковы особенности внереализационных расходов?

В чем особенности метода начисления?

Каковы особенности кассового метода?

Укажите налоговый период налога на прибыль.

Основное назначение и содержание налоговой декларации.

Литература к теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая, часть вторая.

Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Акатьева М.Д. Налоговый менеджмент. Задания для практических занятий для бакалавров, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент». - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Роль налога в формировании доходов бюджета. Налогоплательщики и особенности их учета. Объекты налогообложения. Налоговая база. Налоговый период, ставки, порядок исчисления и уплаты налога, налоговая декларация.

Водный налог. Роль налога в экономике России. Налогоплательщики, объекты налогообложения и налоговая база. Особенности применения налоговых ставок. Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация.

Сборы за пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Плательщики сборов. Объекты налогообложения. Порядок исчисления сборов. Порядок и сроки уплаты.

Государственная пошлина. Плательщики гос. пошлины. Размеры гос. пошлины. Порядок и сроки уплаты гос. пошлины. Льготы. Налоговая декларация, ее содержание, порядок составления и представления.

Экономическое и финансовое значение региональных налогов и сборов. Региональные налоги: налогоплательщики налога на имущество организаций. Организации, не являющиеся налогоплательщиками налога. Объект налогообложения. Налоговая база. Определение среднегодовой стоимости имущества. Льготы по уплате налога на имущество организаций. Налоговая декларация, порядок и сроки ее представления.

Плательщики транспортного налога. Объект налогообложения. Порядок исчисления налоговой базы. Налоговый период. Налоговые ставки, особенности их установления в субъектах РФ. Порядок исчисления транспортного налога. Порядок и сроки уплаты налога. Налоговая декларация. Особенности уплаты транспортного налога физическими лицами.

Местные налоги: земельный налог, особенности введения налога и его роль в формировании доходов местных бюджетов. Налогоплательщики и объекты налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей. Налоговая декларация и порядок ее представления.

Налоги на имущество физических лиц. Налогоплательщики и объекты налогообложения. Учет имущества. Особенности определения налоговой базы и уплаты налога. Льготы. Порядок уплаты налога на имущество физических лиц.

Вопросы для самопроверки:

Перечислите особенности НДПИ.

Перечислите особенности водного налога.

Перечислите особенности сборов за пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Укажите особенности государственной пошлины.

Охарактеризуйте экономическое и финансовое значение региональных налогов и сборов.

Перечислите особенности транспортного налога.

Перечислите особенности земельного налога.

Перечислите особенности налога на имущество физических лиц.

Акцентируйте внимание на налоговых льготах по региональным и местным налогам.

Литература к теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая, часть вторая.

Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Акатьева М.Д. Налоговый менеджмент. Задания для практических занятий для бакалавров, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент». - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Упрощенная система налогообложения: особенности введения и условия применения. Налогоплательщики, порядок и условия начала и прекращения применения УСНО.

Налогоплательщики, не имеющие права на применение УСНО. Объекты налогообложения. Порядок определения и признания доходов и расходов. Налоговая база. Налоговый и отчетный период. Налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты, налоговая декларация.

Единый налог на вмененный доход: порядок установления и применения. Понятия вмененного дохода и базовой доходности. Виды предпринимательской деятельности и условия, при которых налогоплательщики обязаны применять ЕНВД. Налогоплательщики. Объект налогообложения и налоговая база. Налоговый период.

Единый сельскохозяйственный налог: особенности введения и условия применения. Налогоплательщики, порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН. Объект налогообложения и порядок определения и признания доходов и расходов. Налоговая база. Налоговый и отчетный период. Налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты ЕСНХ, налоговая декларация.

Вопросы для самопроверки:

Перечислите специальные налоговые режимы.

Укажите особенности УСНО.

Каковы особенности использования ЕНВД на практике?

В чем специфика применения ЕСХН?

Назовите порядок определения налоговой базы по каждому виду специального налогового режима.

Назовите налогоплательщиков по каждому виду специального налогового режима.

Назовите налоговый и отчетные период по каждому виду специального налогового режима.

Литература к теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая, часть вторая.

Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Акатьева М.Д. Налоговый менеджмент. Задания для практических занятий для бакалавров, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент». - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Понятие и сущность налогового планирования. Экономическая сущность налогового планирования. Принципы налогового планирования. Виды налогового планирования.

Этапы налогового планирования и их классификация. Мероприятия и инструменты налогового планирования. Налоговое планирование до регистрации предприятия. Текущее налоговое планирование. Ограничения налогового планирования.

Пределы налогового планирования. Законодательные ограничения. Меры административного воздействия.

Методология налогового планирования. Формирование налогового поля предприятия. Составление налогового календаря.

Разработка учетной политики организации для целей налогообложения (налогового планирования). Резервы предприятия. Определение стоимости материальных ресурсов, списываемых на производство. Договорная политика организации.

Специальные методы налогового планирования. Метод замены отношений. Метод разделения отношений. Метод отсрочки налогового платежа. Метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Вопросы для самопроверки:

Что такое налоговое планирование?

Перечислите виды налогового планирования.

Каковы этапы налогового планирования?

Каковы инструменты налогового планирования?

Назовите методы налогового планирования.

Расскажите об особенностях учетной политики для целей налогообложения.

Какие есть ограничения по налоговому планированию?

Литература к теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая, часть вторая.

Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Акатьева М.Д. Налоговый менеджмент. Задания для практических занятий для бакалавров, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент». - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Сущность и цели налоговой оптимизации. Методы налоговой оптимизации. Планирование режимов налогообложения.

Понятие «налоговые риски» и самостоятельная оценка налогоплательщиком налоговых рисков.

Организация налогового контроля.

Камеральные и выездные проверки и оформление их результатов.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Права налоговых органов по проведению камеральных и выездных проверок и обязанности по своевременному предоставлению налогоплательщику результатов, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Основы международных налоговых правил.

Проблема двойного налогообложения и методы его устранения.

Использование оффшоров для целей уменьшения налоговых платежей.

Вопросы для самопроверки:

Что Вы понимаете под налоговой оптимизацией?

Назовите методы налоговой оптимизации.

Что такое режим налогообложения?

Как организовать налоговый контроль?

Что такое камеральная проверка?

Что такое выездная проверка?

Какие налоговые правонарушения Вы знаете?

Какова ответственность по налоговым правонарушениям?

Литература к теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая, часть вторая.

Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Акатьева М.Д. Налоговый менеджмент. Задания для практических занятий для бакалавров, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент». - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

© Центр дистанционного образования МГУП

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

25. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение – Ростов на Дону: Феникс, 2004.

26. Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе. //Финансы, 2004, № 4.

27. Злобин Н.Н. Налог как правовая категория: Монография.- М.: РПА МЮ РФ, 2003.

28. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Бек, 2004.

29. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ.

30. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитик-пресс, 2005.

31. Налоги: учебник / под ред. Черника Д. Г. – М.: Финансы и статистика, 2004.

32. Паскачев А.Б., Коломиец А.Л. О региональном аспекте совершенствования налогового законодательства. // Налоговый вестник, 2005, № 7.

33. Платежи за пользование природными ресурсами: этапы политики межбюджетного распределения. // Налоговое планирование, 2004, № 4.

34. Попова Т.Ю. Основные инструменты региональной налоговой политики. // По материалам сайта www.chirkunov.ru

35. Пушкарева В.Н. Генезис категории «налог» в истории финансовой науке //Финансы.-1999г.-№6.

36. Романовский М.В. и Врублевская О.В. налоги и налогообложение. СПБ.: - 2002.

37. Садыгов Ф.К. О налоговых проблемах субъектов Российской Федерации. // Финансы, 2005, № 3.

38. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов// У истоков финансового права. М.: Статут, 1998.

39. Шарифуллина Д. Калужская область – перспективный заемщик. // Аналитическая записка группы компаний «АВК», 05.07.2004 г.

40. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 40 т. 2-е изд. М.: Полит. Литература, 1962. Т.21.

41. Юткина Т. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003.

42. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.-2002.

43. Яндиев М.И. Уровни бюджетной системы в России. // Финансы, 2003, № 12.

[1] Тургенев Н.И. Опыт теории налогов// У истоков финансового права. М.: Статут, 1998. С. 127

[2] Горлов И.Я. Теория финансов. СПБ.,1845.С.13.

[3] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 40 т. 2-е изд. М.: Полит. Литература, 1962. Т.21. С.171

[4] Алиев Б.Х. Налоги и налогообложения. – М. 2004.- С. 5-11

[5] Пушкарева В.Н. Генезис категории «налог» в истории финансовой науке //Финансы.-1999г.-№6.-с.33-36.

[6] Михаил Буланне Развитие налоговой системы России в цифрах и фактах / Налоговый вестник. – 1999.-№4.-С.117-118

[7] Алиев Б.Х. Налоги и налогообложения. – М. 2004.- С. 5-11

[8] Романовский М.В. и Врублевская О.В. налоги и налогообложение. СПБ.: - 2002. –С. 77-83

[9] Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.-2002. - С.12-13.

[10] Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. - М.,-2003.-С.30.

[11] Тургенев Н.И. Опыт теории налогов – М. – 1937.-С.10-11.

[12] НК РФ В двух частях.-2-е изд.- М.: «Ось-89», 2005. С.-9

[13] Алиев Б.Х. Налоги и налогообложения. – М. 2004г.- С. 28-30.

[14]Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. - М.,-2003.-С.30.

[15]А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. Бюджетная система Российской Федерации. М.: 2004.-С. 56.

[16]БК РФ - М.:ТК Велби, Изд-во Б98 Проспект, 2005.- С. .27-28.

[17] Глазьев С., Жукова Н. , Бюджет 2004г. все тот же вопрос выбора социально-экономической политики. // Российский экономический журнал. -2003г., №8, С.8.

[18] Астапов Н.М. Федеральный бюджет на 2004 год, как инструмент ускоренного развития экономики России. //Финансы и кредит, 2003-№ 22, С. 13.

[19] Родионова В.М. Финансы. М., 1993. С. 8.

[20] Н.Н. Злобин Налог как правовая категория: Монография.- М.: РПА МЮ РФ, 2003. С.21

[21] www.nalog.ru/ - О поступлении администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет.

[22] Врублевская О.В. и др. – Бюджетная система РФ. – М., 2003, С. 128-142.

[23] Романовский М.В., Врублевская О.В. «Налоги и налогообложение».- Питер, 2002, С. 173-206.

[24] www.nalog.ru/ - О поступлении администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет.

[25] Попова Т.Ю. Основные инструменты региональной налоговой политики. // По материалам сайта www.chirkunov.ru

[26] Садыгов Ф.К. О налоговых проблемах субъектов Российской Федерации. // Финансы, 2005, № 3. С. 42.

[27] Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. - СПб.: Изд-во СПб университета, 2000. С. 69.

[28] Юткина Т. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 78.

[29] Налоговый кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2005 г.

[30] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Бек, 2004. С. 110.

[31] Паскачев А.Б., Коломиец А.Л. О региональном аспекте совершенствования налогового законодательства. // Налоговый вестник, 2005, № 7. С. 34.

[32] Бабич А.М.; Павлова Л.Н Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С. 80.

[33] Яндиев М.И. Уровни бюджетной системы в России. // Финансы, 2003, № 12. С. 11.

[34] Платежи за пользование природными ресурсами: этапы политики межбюджетного распределения. // Налоговое планирование, 2004, № 4.

[35] Налоги и налоговое право. Учебное пособие. / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитик-пресс, 2005. С. 97.

[36] Налоги: учебник / под ред. Черника Д. Г. – М.: Финансы и статистика, 2004. С. 94.

[37] Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ. 2003. С. 117.

[38] Шарифуллина Д. Калужская область – перспективный заемщик. // Аналитическая записка группы компаний «АВК», 05.07.2004 г.

[39] Пансков В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы. // Финансы, 2005, № 5. С. 33.

[40] Диалог власти и бизнеса. Интервью с губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым. // Губернские ведомости, 2005, № 18. С. 5.

[41] Афанасьева О. «Делиться надо!» – постановили депутаты. // Известия, 2004, № 98. С. 6.

[42] Черник Д.М. Очередной этап налоговой реформы. // Налоги, 2004, № 10. С. 19.

[43] Закон Калужской области от 5 октября 2005 г. N 125 "О льготах по налогу на прибыль организаций в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет, в 2006 г." Принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 22 сентября 2005 г. N 259.

[44] Велетминский И. Бизнесу - офшоры, гражданам – конверты. // Российская газета, 7 декабря 2005.

[45] Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе. //Финансы, 2004, № 4. С. 29.

[46] Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение – Ростов на Дону: Феникс, 2004. С. 121.

[47] Волкова Т. В Кремле состоялось обсуждение стратегии и тактики налоговой политики // Налоги, 2005, №7. С. 36.

2. Учебники и учебные пособия по специальности "Налоги и налогообложение"

Глухов В.В., Дольдэ И.В., Некрсова Т.П.Налоги. Теория и практика: Учебник. СПб. 2002.

Дадалько В.А., Румянцева Е.Е., Демчук Н.Н. Налогообложение в системе международной экономических отношений. Мн. 2000.

Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Ростов н/Д. 2000.

Заяц Н.Е. Теория налогов: Учебное пособие. Мн. 2002.

Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. М. 2000.

Кугаенко А.А., Белянин М.М. Теория налогообложения. М. 1999.

Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М. 2001.

Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. проф. В.С. Барда и проф. Л.П. Павловой. М. 2004.

Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского М.В., О.В. Врублевского. СПб. 2000.

Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. Б.Х. Алиева. М. 2004.

Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. М. 2003.

Окунева Л.П.Налоги и налогообложение в России. М. 1996.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. М. 2002.

Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. М. 2003.

Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М. 2001.

Салимжанов И.К., Португалов О.В., Морозова Е.А. Ценообразование и налогообложение: Учебник / Под ред. И.К. Салимжанова. М. 2003.

Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М. 2004.

Худяков А.И., Бродский М.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения. Учебное пособие (серия "Право и экономика"). — Санкт-Петербург, 2002.

Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М. 1997.

Черник Д.Г. Налоговая реформа на рубеже веков. М. 2000.

Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П.Основы налоговой системы. М. 2000.

Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. М. 1999.

Монографии, учебные пособия, статьи

Монографии, учебные пособия, статьи 1. Блинов А.Г. Уголовно-правовая охрана прав пациента: Учебное пособие / Под ред. Б.Т. Разгильдиева. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.– 288 с.2. Власов В.В, Зайцева И.А, Захаров И.А. и др. Ваши права при

IV. Научные учреждения и учебные заведения

IV. Научные учреждения и учебные заведения 131. Работы на опытных (экспериментальных) установках, связанных с применением взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов, разрешаются только после принятия их в эксплуатацию комиссией, назначенной

IV. научные учреждения и учебные заведения

IV. научные учреждения и учебные заведения 131. Работы на опытных (экспериментальных) установках, связанных с применением взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов, разрешаются только после принятия их в эксплуатацию комиссией, назначенной

Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности

Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.Придя к общему мнению, эксперты

1. Учебники и учебные пособия по финансовому и налоговому праву

1. Учебники и учебные пособия по финансовому и налоговому праву Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб. 2003.Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп.М. 2000.Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть:

Монографии, учебные и научные издания, публикации

Монографии, учебные и научные издания, публикации 49. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: Учебник для вузов / М. И. Абдулаев. – СПб.: Питер, 2003. – 396 с.50. Авакьян, С. А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт / С. А. Авакьян // Вестник

IV. научные учреждения и учебные заведения

IV. научные учреждения и учебные заведения 131. Работы на опытных (экспериментальных) установках, связанных с применением взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов, разрешаются только после принятия их в эксплуатацию комиссией, назначенной

Налогообложение недвижимого имущества физических лиц

Налогообложение недвижимого имущества физических лиц К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению

IV. научные учреждения и учебные заведения

IV. научные учреждения и учебные заведения 131. Работы на опытных (экспериментальных) установках, связанных с применением взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов, разрешаются только после принятия их в эксплуатацию комиссией, назначенной

56. Налогообложение кредитных организаций

56. Налогообложение кредитных организаций Согласно законодательству, кредитные организации являются юридическими лицами. Поэтому при налогообложении к ним применяются установленные законодательством РФ о налогах и сборах общие правила обложения юридических лиц. В

СТАТЬЯ 22. Комиссия экспертов одной специальности

СТАТЬЯ 22. Комиссия экспертов одной специальности При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.Придя к общему мнению, эксперты

§ 48. Налогообложение юридических лиц

§ 48. Налогообложение юридических лиц Все налогоплательщики разделяются на физических и юридических лиц. (О физических лицах разговор пойдет в § 49 учебника.) Здесь же мы рассмотрим налогообложение юридических лиц, обязанных по нормам НК РФ уплачивать налоги, идущие в

С. В. Барулин, Е. А. Ермакова, В. В. Степаненко

Налоги и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (органы государственной власти, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами. Причем, с усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. Особенно это касается современной России, где рыночные отношения и институты еще не сформировались окончательно в своем развитом виде.

Особенности процесса налогообложения, его значимость для экономики страны вызывает необходимость выделения налогового менеджмента в качестве самостоятельной отрасли финансового менеджмента и самостоятельного направления в управленческой деятельности в России. Организации (корпорации, предприятия) все чаще используют различные схемы, включая криминальные, минимизации налоговых платежей, а государство, все более активнее, проводит налоговую реформу, не всегда получая должного фискального и регулирующего эффекта.

Современное понимание системы налогового менеджмента обычно исключает из нее такое важное звено, как государственный налоговый менеджмент, не признает необходимость управления государством налоговыми отношениями на макроуровне рыночными формами и методами. Заложить основы такого государственного налогового менеджмента – важнейшая задача современной российской теории и практики управления налоговым процессом.

Управление налоговыми платежами российскими предприятиями также требует своего методологического обоснования и практического развития. Корпоративный налоговый менеджмент должен стать одной из важнейших функций управления предприятием, которая, к сожалению, пока применяется бессистемно и только в целях минимизации (вместо оптимизации) налоговых платежей, используя зачастую криминальные методы и не учитывая существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной структуре предприятия.

Значительный вклад в разработку проблем теории и организации корпоративного налогового менеджмента внесен такими экономистами, как Е.С. Вылкова, А.Ю. Казак, В.А. Кашин, Л.П. Павлова, Р.Г. Самоев, М.В. Романовский, И.Г. Русакова, Т.Ф. Юткина и др. Среди зарубежных исследований проблемы, наибольший интерес для развития налогового менеджмента в России представляют, например, работы Д. Кэмпбелла, Е. Томсетта, Д. Джонсона и др. Серьезные разработки в области налогового планирования выполнены Р.Ф. Галимзяновым, А. Горбуновым, С. Гуськовым, В.Я. Кожиновым, Т.А. Козенковой, А.Н. Медведевым, Д. Мельником, А.И. Погорлецким, Б.А. Рогозиным, Д.Н. Тихоновым, Д.Г. Черником и некоторыми другими. В многочисленных работах по данной проблематике приводятся различные дефиниции налогового планирования, определяются место налогового планирования в системе управления предприятием и роль различных структурных подразделений в налоговом планировании, проецируются различные модели и способы оптимизации и минимизации налогообложения.

В то же время, проблема планирования налоговых платежей рассматривалась в основном с позиций практических рекомендаций руководителям, бухгалтерам, экономистам по налогам, разъясняющих методики законного снижения налоговых отчислений. Разработка и внедрение новых современных методов, методологии стратегии и организации налогового менеджмента в системе общеэкономического и финансового управления на государственном (макроэкономическом) уровне и уровне отдельного предприятия обычно отходит на второй план. Без адекватных современным условиям теории и методологии, стратегии и тактики налоговый менеджмент не сможет в полной мере реализовать своего предназначения, а будет по-прежнему выступать лишь в роли инструмента минимизации налоговых платежей в краткосрочной перспективе.

Данная работа раскрывает методологические и организационные основы, подходы и приемы построения системы государственного и корпоративного налогового менеджмента, методы, механизмы и практические схемы их реализации в России.

В первой главе рассматривается теория налогового менеджмента, его виды, организационные элементы налогового менеджмента.

Вторая глава посвящена основам и особенностям организации государственного налогового менеджмента, а именно, раскрыты вопросы общей системы организации налогообложения и налогового процесса в России, охарактеризован понятийный аппарат, рассмотрены планирование и прогнозирование налоговых поступлений, государственное налоговое регулирование, а также государственный налоговый контроль и система мер противодействия уклонению от уплаты налогов, определены пути развития государственного налогового менеджмента в России.

В третьей главе рассматривается система управления налогами на уровне предприятий (организаций), включая ее характеристику, раскрываются особенности уклонения от уплаты и обхода налогов организациями, способы минимизации и оптимизации налогов, налоговое планирование организациями, уплачивающими налоги на общих основаниях, и субъектами специальных налоговых режимов.

Особенность настоящего учебного пособия заключается в попытке соединения имеющихся теоретических разработок по вопросам рыночного управления налогами с практическими способами оптимизации налогов в конкретных условиях. Впервые предложены новые подходы к налоговому бюджетированию на макро– и микроуровнях, ориентированному на конечный результат и эффективность мер управления налоговыми потоками.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов экономических специальностей при изучении дисциплин «Налоги и налогообложение», «Теория и история налогообложения», «Планирование и прогнозирование в налогообложении», аспирантов и преподавателей, слушателей системы дополнительного образования, органов государственной власти, менеджеров предприятий, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами управления налогами.

Глава 1. Теория налогового менеджмента

1. Налоги как объект управления в системе рыночных отношений

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов управления налогообложением и налоговым процессом в целом, в первую очередь, следует определиться с объектом такого управления – налогами. От понимания сущности последних зависит характер управления: административное управление налогами исключительно императивными (государственно-властными) методами или налоговый менеджмент на основе использования преимущественно рыночных методов управления.

Большинство специалистов предпочитает видеть в налогах лишь инструмент принуждения, используемый для финансового обеспечения государственных расходов, выводя его за рамки рыночных отношений в область исключительно императивных распределительных (перераспределительных) отношений. Отсюда, отрицание объективных налоговых законов и государственного налогового менеджмента, т. е. отрицание возможности управления налоговым процессом и налогообложением на макроэкономическом уровне рыночными способами.

Налогоплательщики, также, видят в налогах преимущественно орудие экономического насилия государства (особенно российские граждане, которые, уплачивая налоги, мало, что получают от государства в экономическом и социальном плане). Недалеко отошли от них российские законодатели, которые определили это понятие в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8) следующим образом: «Под налогом понимается это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и / или муниципальных образований». [1] Это определение удачно, с юридических позиций, характеризует налог как частный случай отдельного налогового платежа отдельным налогоплательщиком на момент конкретного срока его уплаты. Однако на самом деле экономическое содержание налогов более многогранно и имеет более глубинные корни.

Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Гросс Медиа, 2006. С.8.

"Финансы", N 8, 2003

Поиск эффективной модели налогообложения предполагает выбор налогов, структуры налоговой системы, обоснование эффективной налоговой нагрузки, формирование базы налогообложения, ставок, льгот, порядка исчисления и способов уплаты, установление специальных налоговых режимов и т.д.

С точки зрения выбора налогов и структуры налоговой системы принципиальным моментом является определение базы налогообложения, пропорций прямого и косвенного налогообложения, сочетания прогрессивных, пропорциональных и регрессивных форм налогообложения.

Следует отметить, что существует два конкурирующих принципа определения налоговой базы: принцип полных доходов и принцип расходов. Дискуссии о том, какой из них предпочтительней, не прекращаются с 1955 г., когда английский финансист Калдор впервые предложил ввести налог на расходы. В 70-х годах дискуссии был придан дополнительный импульс после обнародования двух документов о необходимости введения налога на расходы: доклада комиссии Джеймса Мида в Великобритании (Meade, 1978) и доклада Казначейства США в 1977 г. (US Treasury,1977) . Дебаты, однако, продолжаются (к сожалению, без участия российских ученых): в 1987 г. был представлен доклад Экономического Совета Канады, предложивший различные формы налога на расходы, а в 1994 г. аналогичный доклад заявлен Комитетом по капитальным налогам Института фискальных исследований (Великобритания).

См.: Экономика налоговой политики. Пер. с англ. / Под ред. Майкла Девере. - М: ФИЛИНЪ, 2001.

Выбор налоговой системы предполагает решение трех важнейших проблем: экономической эффективности, справедливости и администрирования. Говоря об экономической эффективности налогов на расходы (или потребление), можно утверждать, что они (эти налоги) больше способствуют сбережениям, а следовательно, и условиям расширенного воспроизводства, нежели налоги на доход и налоги на капитал. С точки зрения справедливости, расходы в качестве меры сравнения индивидуального благосостояния подходят лучше, чем доходы. Говоря словами Калдора, люди должны облагаться налогами на основании такого вклада, который они извлекают из "общественной копилки", а не такого, который они вносят в нее. В терминах утилитаризма это означает, что благополучие каждого человека определяется не его доходами, а его потреблением.

С точки зрения администрирования налога, очевидно, что организовать налогообложение потребления проще, чем учитывать полные доходы граждан и юридических лиц. Для этого нужно включить налог в цену товара и тогда будет четко отслеживаться связь между уровнем потребления и уплатой налога. Впрочем, такая организация налогообложения характерна для сферы конечного потребления. Для производственной сферы целесообразно налогообложение запасов и затрат, учет которых не представляет собой особой сложности. Кроме того, налог на расходы придаст разновекторность налоговой системе, когда искусственная минимизация одного налога приведет к росту другого. Так, в действующей налоговой системе НДС, налог на прибыль и налог с продаж являются одновекторными налогами. По сути, обложению подвергается один и тот же объект налогообложения, а именно выручка от предпринимательской деятельности. Известно, что серьезной проблемой, связанной с уклонением от налогообложения, является завышение затрат в учете в виде фиктивных договоров о производстве работ или оказании услуг, представления к налоговому вычету ложных счетов-фактур, некорректной квалификации типа сделки в результате сговора сторон, принятия к вычету счетов-фактур, полученных от так называемых фирм-такси или от офшорных фирм и т.д. Доказать неправомерность отнесения таких расходов на себестоимость, как правило, невозможно. Налог на расходы решает эту проблему. Так, минимизация налога на добавленную стоимость в виде предъявления завышенных налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам), приведет к увеличению налога на расходы. Эту разновекторность налогов можно считать своеобразным встроенным компенсатором потерь налоговых поступлений в результате нелегитимных действий налогоплательщика.

Введение налога на расходы создаст условия для вертикальной интеграции производства и таким образом воспрепятствует искусственному дроблению фирм, которое затрудняет налоговое администрирование. Налог на расходы - это более собираемый налог, т.к. потребление (затраты) осуществляется тогда, когда есть деньги. С введением налога на расходы должно стать меньше убыточных предприятий (в настоящее время их более 40%, хотя всем известно, что хозяева этих предприятий создавали свое производство не только ради производства, но и для получения прибыли), т.к. не будет смысла показывать убытки. С введением этого налога и одновременной отменой налога на прибыль будет меньше предпосылок для сокрытия прибыли от акционеров, возрастет капитализация рынка, так необходимая нашей трансформируемой экономике, и, соответственно, появятся легитимные источники для инвестиций.

Принцип определения налоговой базы по полным доходам или расходам напрямую соотносится с делением налогов на прямые и косвенные. Традиционно считается, что прямые налоги более справедливы, а косвенные налоги обладают большим фискальным потенциалом. Это утверждают как классики экономической теории, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди, М. Фридман, Н.И. Тургенев, И.Х. Озеров и др., так и современные российские налоговеды .

См., напр., Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. - Ростов н/Д: Феникс, 2000; Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2001.

По нашему мнению, если и стоит признать относительную несправедливость косвенного налогообложения (хотя, как было сказано выше, бывают разные вариации социально-психологических взглядов на справедливость), то фискальные выгоды для государства очевидны. Более того, по нашему мнению, в настоящее время незаслуженно нивелируется и не признается роль косвенных налогов в их влиянии на экономическую эффективность производства. Для побуждения плательщиков к совершенствованию производства обложение и взимание налогов должны быть построены так, чтобы тяжесть налога уменьшалась с введением более совершенных орудий и приемов хозяйствования. Наиболее действенными в этом отношении, по нашему мнению, являются именно косвенные налоги, когда они взимаются у производителя по количеству поступившего в переработку сырья или по заранее установленным признакам технико-производственного характера. При существовании таких налогов производитель, естественно, стремится к тому, чтобы из того же количества сырья или при том же оборудовании получить большее количество продуктов, так как благодаря такому росту выработки уменьшается налог, приходящийся на единицу продукта.

В начальный период введения косвенных налогов законодатель руководствовался лишь фискальными целями и даже не предполагал, что вводимые им налоги могут оказать положительное влияние на технику производства. История знает достаточно примеров, когда налог положительно воздействовал на структуру и технику производства (модернизация сахарного производства в Австрии и во Франции, развитие химической промышленности в Германии, винокуренного производства в России).

Исследуя принципы и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного налогообложения можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

Экономико-функциональное обеспечение налогового механизма предполагает определение метода исчисления налогов, а именно сочетание прогрессивных, пропорциональных или регрессивных форм налогообложения. Проследив эволюцию теорий пропорционального и прогрессивного налогообложения, можно сделать вывод, что прогрессивное налогообложение более соответствует принципу равномерности и справедливости, но не всегда соответствует принципу экономической эффективности. Дело в том, что прогрессивное налогообложение доходов физических лиц и корпораций уменьшают стимулы работать лучше и больше, по сути "наказывая" за повышение эффективности хозяйствования.

Таким образом, между требованиями эффективности и справедливости лежит неизбежный выбор.

Учитывая проблему выбора между требованиями эффективности и справедливости, мы считаем, что в налоговом механизме наряду с прогрессивными формами налогообложения может и должно применяться и пропорциональное налогообложение. Например, налог на потребление, налог на расходы и НДС. В этом случае мы перейдем в налогообложении от ущербного принципа "больше произвел - больше заплатил" к более справедливому и экономически эффективному принципу "больше налогов платит тот, кто больше имеет и потребляет".

Наличие в налоговом механизме прогрессивных, пропорциональных и даже регрессивных налоговых форм уравновешивает и балансирует налоговую систему, нацеливая на раскрытие "дуалистической природы" налога (фиск и регулирование).

Создание разновекторной модели налогообложения, предполагающей замену налога на прибыль налогом на расходы и отмену малоэффективных и загромождающих систему налогов, приведет к общему упрощению налоговой системы и позволит отказаться от перманентного изобретения специальных налоговых режимов для налогообложения малого бизнеса и других специфических сфер предпринимательской деятельности.

Читайте также: