Договор с киргизией налоги

Опубликовано: 16.04.2024

от 10 октября 2000 года

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О ПРИНЦИПАХ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ

Правительство Российской Федерации и Правительство Кыргызской Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь положениями Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., подписанного 2 апреля 1999 г.,

стремясь к дальнейшему углублению экономической интеграции, созданию равных возможностей для хозяйствующих субъектов и установлению условий добросовестной конкуренции,

признавая (или принимая во внимание) общепринятые нормы и правила международной торговли,

согласились о нижеследующем:

1. Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины:

"косвенные налоги" - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизный налог или акцизный сбор);

"нулевая ставка" - ставка косвенных налогов на товары (услуги), равная нулю процентов, что равнозначно освобождению от налогообложения и возмещению налога на добавленную стоимость и акцизов по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации товаров (оказании услуг), и означает для налогоплательщика право на зачет уплаченных налогов в счет предстоящих платежей или их возмещение;

"страна назначения" - государство, на таможенную территорию которого товары ввозятся для потребления;

"хозяйствующие субъекты" - налогоплательщики государств Сторон.

Предметом настоящего Соглашения является установление принципа взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств Сторон.

Принцип налогообложения при вывозе товаров

1. Товары, вывозимые с таможенной территории одной Стороны, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке в соответствии с порядками, устанавливаемыми каждой из Сторон.

2. Настоящее правило не распространяется на природный газ и нефть, включая стабильный газовый конденсат.

Принцип налогообложения при ввозе товаров

Товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством.

Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг

1. Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения в действие данного протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон, за исключением следующих услуг:

а) услуги по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

б) услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров, при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории государств Сторон, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

в) услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны в прямом и обратном направлении.

2. Услуги, перечисленные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 настоящей статьи, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги, при подтверждении факта их оказания в порядке, устанавливаемом Сторонами.

Контроль за перемещением товаров

и уплатой косвенных налогов

1. В целях осуществления контроля за перемещением товаров, ведения учета и обмена информацией Стороны будут использовать Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

2. Косвенные налоги по товарам, ввозимым на таможенные территории государств Сторон, взимают таможенные органы страны назначения или ее налоговые органы.

1. Настоящее Соглашение не препятствует праву Сторон в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права применять необходимые меры для защиты интересов внутренних производителей товаров и национального рынка.

2. Разногласия в связи с толкованием или применением настоящего Соглашения Стороны будут решать путем переговоров.

3. Стороны будут при необходимости проводить консультации для оценки хода реализации настоящего Соглашения и целесообразности внесения в него изменений и дополнений.

Внесение изменений и дополнений в Соглашение

Стороны при взаимном согласии вносят в настоящее Соглашение необходимые дополнения и изменения, которые оформляются отдельными Протоколами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения.

Срок действия Соглашения

1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января года, следующего за годом выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур.

2. Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние сроки, если ни одна из Сторон не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного срока о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в г. Астана 10 октября 2000 г. в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и кыргызском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Судебная практика и законодательство — Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики от 10.10.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле"

В связи с подписанием Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 10 октября 2000 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 20 октября 2000 года приказываю:

В связи со вступлением в силу с 1 января 2001 г. заключенных Правительством Российской Федерации с Правительством Республики Армения и Правительством Кыргызской Республики соглашений о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (далее - соглашения), согласно телефонограмме ГТК России от 07.02.2001 N ТФ-2993 и Приказам ГТК России от 14.02.2001 N 156 и N 157 "О взимании налогов" ГТК России разъясняет.

В связи с поступающими обращениями таможенных органов по вопросам реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики от 10 октября 2000 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения от 20 октября 2000 года о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле ГТК России сообщает следующее.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 10 октября 2000 года приказываю:

1. Взимать налог на добавленную стоимость и акцизы в отношении товаров, ввозимых с таможенной территории Кыргызской Республики на таможенную территорию Российской Федерации. Таможенное оформление таких товаров производить в таможенных органах по месту нахождения получателей товаров.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
Фото Михаила Чернова, Кублог

Если ваш будущий поставщик или покупатель находится в государстве, входящем в ЕАЭС, учтите: в отношении совершенных сделок НДС придется исчислять в особом порядке.

В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на данный момент помимо России входят еще Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. По сделкам с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014).

Поставка товаров в страны ЕАЭС

При экспорте товаров из России на территорию государства – члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Это следует из пункта 3 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол). Но обоснованность применения нулевой ставки НДС необходимо подтвердить, собрав необходимый пакет документов. Перечень этих документов содержится в пункте 4 раздела II Протокола. Перечислим эти документы:

  • договор на поставку товаров, заключенный с контрагентом из ЕАЭС;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное вашим иностранным покупателем.
Заметим, что в перечне документов, приведенном в пункте 4 раздела II Протокола фигурирует и банковская выписка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера. Однако тут же оговаривается: «если иное не предусмотрено законодательством государства-члена». Положения Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок применения нулевой ставки в отношении «обычного» экспорта, не требуют наличие выписки. Следовательно, можно говорить о том, что «законодательством предусмотрено иное». А значит, в данном случае представлять выписку банка не нужно. Данный подход подтверждается Письмами Минфина РФ от 12.09.12 № 03-07-13/21 и от 16.01.12 № 03-07-15/03. Полагаем, что этими письмами можно пользоваться и сейчас, поскольку нормативное регулирование в этой части существенно не изменилось.

Вкратце рассмотрим особенности представления каждого документа.

В отношении договора обычно вопросов не возникает. Хотим только заметить, что если договор заключен с индивидуальным предпринимателем, проживающим в государстве, входящим в ЕАЭС, то проблем с подтверждением нулевой ставки возникнуть не должно. И чиновники это подтверждают (Письмо Минфина РФ от 26.10.2015 № 03-07-13/1/61251). Проблем не возникнет и в том случае, если договор заключен с филиалом российской компании, осуществляющим деятельность на территории государства-члена ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 04.09.2015 № 03-07-13/1/51100). Но если товары экспортируются в собственный филиал, расположенный за пределами России, то такая передача не должна в принципе облагаться НДС (Письма Минфина РФ от 15.10.2015 № 03-07-08/59083, от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48565). Поэтому подтверждать нулевую ставку НДС и собирать пакет документов не нужно.

Что касается транспортных документов, то не всегда они могут быть в наличии у экспортера. Например, если вывоз товара со склада поставщика осуществляется собственным транспортом контрагента из ЕАЭС. Означает ли это, что у поставщика-экспортера в данном случае возникнут проблемы с подтверждением нулевой ставки?

Из Письма Минфина РФ от 19.07.2012 № 03-07-13/01-42 следует, что отсутствие в рассматриваемой ситуации транспортных документов не противоречит законодательству. И налогоплательщик в качестве товаросопроводительных документов может представить товарную накладную ТОРГ-12. Правда, данное разъяснение было выпущено в период действия Таможенного союза, но суть от этого не меняется, ведь и раньше международный документ требовал наличие транспортных документов.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, как мы уже отметили ранее, должно составляться иностранным покупателем. В настоящее время применяется форма заявления о ввозе, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с учетом изменений, внесенных Протоколом, подписанным в г. Москве 08.10.2014.

Если заявление оформлено на бумажном носителе, то один из экземпляров данного заявления с отметкой своей налоговой инспекции иностранец должен прислать российскому экспортеру, чтобы тот смог подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС. Если иностранец заполнял заявление в электронном виде, то помимо этого заявления он должен предоставить российскому экспортеру документ в электронной форме о том, что оплата налога подтверждена налоговой инспекцией.

Вместо самих заявлений экспортер может представить в ИФНС перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Письмо Минфина РФ от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758). Данный перечень составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@. Этот документ составляет российский экспортер на основе заявлений, полученных от своего покупателя из ЕАЭС. Представляться документ может в электронном виде по утвержденному вышеуказанным приказом формату или на бумажном носителе, в том числе со штрих-кодом. Но нужно знать: сведения, включенные экспортером в перечень заявлений, будут проверяться в ИФНС на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией.

Срок подачи документов в ИФНС

Все указанные выше документы представляются в ИФНС в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, о чем прямо сказано в пункте 5 раздела II Протокола.

В то же время факт представления документов приурочен к сроку представления декларации по НДС. Например, если полный пакет документов собран, предположим, в декабре 2015 г., то представить его нужно будет вместе с декларацией по НДС за IV квартал 2015 г., то есть не позднее 25 января 2016 г. Такой порядок применяется, даже если к 25 января уже истечет 180-дневный срок. Главное, что документы были в 180-дневный срок собраны и представлены в ИФНС в ближайшую дату, установленную для подачи декларации по НДС.

Данный вывод подтверждает и судебная практика, и сами чиновники (Письма Минфина РФ от 16 февраля 2012 г. № 03-07-08/41, письме ФНС от 16 февраля 2006 г. № ММ-6-03/171).

С полученных авансов НДС не начисляется

Если компания-экспортер получила от контрагента из ЕАЭС предоплату, то полученную сумму она не должна включать в налоговую базу по НДС. Это следует из пункта 1 статьи 154 НК РФ, согласно которому в налоговую базу по НДС не включается оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые облагаются по нулевой ставке в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ.

Чиновники подтверждают данный вывод, о чем свидетельствует, например, Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 03-07-13/1/25440.

Вычет и восстановление НДС

Из пункта 3 раздела II Протокола следует, что при экспорте товаров с территории РФ на территорию другого государства-члена российский экспортер имеет право на налоговые вычеты в порядке, который предусмотрен для «обычного» экспорта. Этот порядок прописан в главе 21 НК РФ и согласно нему суммы «входного» НДС, относящегося к товарам, которые экспортируются в ЕАЭС, принимаются к вычету в особом порядке.

Данный порядок установлен положениями пункта 3 статьи 172 НК РФ. Согласно нему право на вычет возникает в момент определения налоговой базы. Это либо по мере сбора документов (если организация успела в 180-дневный срок собрать все необходимые документы), либо по мере начисления НДС (если в течение 180 дней необходимые документы не были собраны).

Бывает, что компания в момент приобретения товаров может не знать, что эти товары будут поставлены в ЕАЭС. Либо предполагает продажу этих товаров на российском рынке, а потом меняет свои планы. Тогда «входной» НДС она может принять к вычету на общих основаниях – в момент принятия товаров к учету. Если это произошло, то впоследствии необходимо восстановить НДС. И чиновники это подтверждают, что видно, например, из Писем Минфина РФ от 19.08.2015 № 03-07-13/1/47919, от 21.10.2015 № 03-07-13/1/6024. Саму сумму восстановленного НДС следует отразить в графе 5 по строке 100 «Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» раздела 3 декларации по НДС (Письмо Минфина РФ от 27.02.2015 № 03-07-08/10143).

Но в какой момент нужно восстановить налог? К сожалению, вышеупомянутые письма финансового ведомства не содержат ответа на этот вопрос. Но из писем, касающихся восстановления НДС в случае «обычного» экспорта, следует, что восстанавливать налог нужно не позднее того налогового периода, в котором производится выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта (Письма Минфина РФ от 28.08.2015 № 03-07-08/49710).

«Экспортные» разделы в декларации по НДС

Отгрузку товары в государства, входящие в ЕАЭС, заносить в декларацию по НДС нужно только в том периоде, в котором будут собраны все необходимые документы. Либо, если экспортер не успел собрать документы в 180-дневный срок, в том периоде, в котором этот 180-дневный срок истекает.

Для отражения «экспортных» операций в декларации по НДС предусмотрены разделы с 4 по 6. Если все необходимые документы собраны в 180-дневный срок, то экспортные операции следует отразить в разделе 4. Там же нужно указать и суммы вычетов, относящихся к экспортным поставкам.

Если же экспортеру не удалось вовремя собрать все необходимые документы, то ему придется начислить НДС со стоимости экспортной поставки. Этот НДС и суммы вычетов следует отразить в разделе 6 декларации по НДС. При этом следует учесть, что исчислять НДС в рассматриваемой ситуации необходимо за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров (п. 5 раздела II Протокола). Соответственно, помимо НДС придется уплатить и пени. Собрав впоследствии нужные документы, российский экспортер сможет вернуть налог, заявив его к вычету, но вот пени ему уже не вернут.

Покупка товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии российская компания-импортер должна исчислить и заплатить в бюджет НДС. Этот налог должен уплачиваться не в составе цены ввозимых товаров (как при покупке товаров на российском рынке), а отдельно в «российский» бюджет. Причем не важно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Поэтому обязанность по уплате «ввозного» НДС возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 раздела III Протокола).

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты «ввозного» НДС.

Налоговую базу нужно определять на дату принятия товаров к учету. Налоговая база формируется исходя из стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (п. 14 раздела III Протокола).

Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 раздела III Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18 процентов) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Декларирование и уплата НДС

Уплачивать «ввозной» НДС нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из государств-участников ЕАЭС. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 раздела III Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время импортерам из государств ЕАЭС приходится использовать старую форму декларации, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза. Она приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 7 июля 2010 г. № 69н. Данный вывод подтвержден и Минфином РФ в Письме от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423.

Обратите внимание, что в отличие от «обычной» декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Поэтому если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы на импорт

Вместе со специальной «ввозной» декларацией по НДС импортеру нужно представить в ИФНС ряд документов:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.
Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

Что касается заявления, то с 1 января 2015 года предусмотрено два способа его подачи:

  1. на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  2. в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
Чиновники из Минфина в своем Письме 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@уточняют, что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).
В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 г., должен применяться Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика, утвержденный Приказом ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@.

Вычет «ввозного» НДС

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму НДС он может принять к вычету (п. 26 раздела III Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ).

Из статей 171 и 172 НК РФ следует, что вычет «ввозного» НДС возможен после принятия товаров к учету и факт уплаты НДС подтвержден документами. Дополнительных условий для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит. Вместе с тем, по мнению, чиновников из Минфина, НДС, уплаченный за товары, которые импортированы из стран-членов ЕАЭС можно принять к вычету только после получения из инспекции заявления о ввозе товаров с отметкой об уплате НДС. Такое разъяснение содержится в Письме Минфина РФ от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180.

В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Из этих Правил следует, что в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС.

Однако суды по данному вопросу высказывают противоположную позицию. Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию России товаров, подлежат вычетам после принятия товаров на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Поэтому организация вправе принять уплаченный при ввозе НДС в том квартале, когда товары приняты на учет и налог уплачен в бюджет, даже если отметка на заявлении о ввозе проставлена в следующем квартале (Постановления ФАС Московского округа от 25.07.11 № КА-А41/7408-11 и ФАС Центрального округа от 14.02.12 № А62-2431/2011).

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
RosCo - Consulting & audit

12 августа 2015 года Киргизия стала полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Этот означает, что на казахстанско-кыргызской границе сняты таможенные посты, а в Киргизии применяются таможенные ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Для организаций, приобретающих товары в Киргизии либо экспортирующих в Киргизию, необходимо учитывать нюансы налогообложения НДС с учетом нового порядка ввоза и вывоза товаров.

Базовым документом, определяющим торговые отношения между Россией и Киргизией, является Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (далее по тексту - ТС). Кыргызская Республика 12 августа 2015 г. присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., а также к другим международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза (далее по тексту - ЕАЭС).

Это означает, что с этой даты, Киргизия, также как и другие государства - участники ТС (Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения) применяют Единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Уплата налогов в пределах ТС регулируется:

- договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (далее по тексту - Договор);

- протоколом об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской республикой договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г., отдельных международных договоров, входящих в право евразийского экономического союза, и актов органов ЕАЭС в связи с присоединением Кыргызской республики к договору о ЕАЭС от 29.05.2014 г. (Москва, 08 мая 2015 г.);

- главой 21 НК РФ (в случаях, когда документы ТС содержат ссылки на национальное законодательство стран ТС, а также когда отдельные нормы налогообложения не урегулированы документами ТС).

Порядок исчисления «импортного» НДС

Порядок исчисления и уплаты НДС между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением №18 к Договору. При этом в соответствии с п. 4 ст. 72 указанного Договора при ввозе товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС НДС взимается налоговыми органами государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввозятся товары.

Налоговая база по «импортному» НДС определяется на дату принятия к учету российской организацией импортированных товаров, т.е. если товары приобретены для дальнейшей перепродажи, налоговая база будет определяться на дату их отражения на счете 41 «Товары». Налоговая база определяется исходя из стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

При этом стоимостью приобретенных товаров, в том числе являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) в соответствии с условиями договора (контракта).

«Импортный» НДС необходимо оплатить до подачи налоговой декларации по косвенным налогам, поскольку документ о его уплате представляется в налоговые органы в составе подтверждающего пакета документов одновременно с декларацией. Таким образом, «импортный» НДС уплачивается в налоговые органы (по месту регистрации налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет данных товаров.

В соответствии с п. 26 Протокола суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары.

Таким образом, вычет сумм НДС, уплаченных (зачтенных) по товарам, ввезенным на территорию РФ с территории государства - члена ЕАЭС, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах.

«Импортная» налоговая декларация

Налоговым периодом для «импортного» НДС является месяц. Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по специальной форме, установленной законодательством государства-члена, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п.20 Протокола). Форма декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов ТС, а также Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 07.07.2010 г. №69н.

Налоговая декларация представляется импортером независимо от того, освобожден ли он от исполнения обязанностей плательщика НДС или освобожден ли ввоз товара на территорию РФ от обложения НДС.

Комплект подтверждающих «импортных» документов

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик должен представить в налоговый орган следующие документы (п.4 раздела III «Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров» Протокола):

1)заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;

2)выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;

3)транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товара на территорию РФ. Данные документы не представляются для тех видов товаров, при перемещении которых оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ;

4)счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена;

5)договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт), если были заключены посреднические договоры;

6)информационное сообщение, представленное импортеру налогоплательщиком другого государства-члена либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза, реализующим товары, импортированные с территории третьего государства-члена;

Для заполнения заявления в электронном виде нужно скачать специальную программу, находящуюся на сайте по адресу: http://www.nalog.ru/.

Раздел 2 заполняется налоговым органом. Должностное лицо налогового органа в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов, предусмотренных Договором, принявшего Заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты) и проставить соответствующую отметку в разделе 2 Заявления либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении. Один экземпляр заявления импортер должен передать киргизскому поставщику для подтверждения последним нулевой ставки НДС.

По общему правилу налогоплательщики имеют право принять к вычету сумму НДС при соблюдении следующих условий (ст. 171 и 172 НК РФ):

- товары приняты на учет;

- имеются в наличии документы, подтверждающие уплату НДС (для импортных сделок);

- товары приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (для перепродажи).

В соответствии с пп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. №1137), при ввозе на территорию РФ товаров, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами, в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» указываются номер и дата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС.

В данной ситуации право на вычет «импортного» НДС подтверждают не только документы, свидетельствующие о фактической уплате налогоплательщиком налога в бюджет, но и заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа, свидетельствующее об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога (Письма Минфина РФ от 02.07.2015 г. №03-07-13/1/38180, от 17.08.2011 г. №03-07-13/01-36).

В связи с этим право на вычет соответствующих сумм налога возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по таким товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров. Аналогичное мнение выражено и в Письме Минфина РФ от 20.01.2011 г. № 03-07-13/1-03.

Иными словами, в ситуации, когда заявление с отметкой налогового органа подано российским импортером в одном квартале, а возвращено ему в другом, право на вычет «импортного» НДС, по мнению финансистов, возникнет у него только в периоде получения данного заявления. По условиям примера №1 право на вычет НДС возникает у российского налогоплательщика в 4-ом квартале 2015 г.

Однако суды не одобряют подход контролирующих органов, о чем свидетельствует арбитражная практика. Так, в Постановлении Центрального округа от 14.02.2012 г. №А62-2431/2011отмечено, что «…довод кассационной жалобы о том, что право на вычет соответствующих сумм НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, указанного на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов, является несостоятельным, поскольку ни Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», ни положения главы 21 НК РФ не связывают право налогоплательщика на заявленные вычеты с отметкой, проставляемой на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов. Ссылка инспекции на разъяснения, содержащиеся в письме Минфина РФ от 17.08.2011 г. №03-07-13/01-36 отклоняется, поскольку данное письмо не является актом законодательства о налогах и сборах». Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Московского округа от 25.07.2011 г. №КА-А41/7408-11. Понятно, что арбитражная практика касалась порядка принятия НДС к вычету другими странами-участниками ТС. Однако эти же проблемы возникнут и при заключении договоров с контрагентами из Киргизии.

Но в любом случае организация вправе заявить вычет НДС, уплаченного при ввозе товара на территорию РФ с территории государств - членов ЕАЭС, в течение трех лет после принятия товара на учет, но не ранее момента уплаты «ввозного» НДС (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Статья актуальна на 05.10.15

Евразийский экономический союз — особая экономическая зона, объединившая в себе Россию, Беларусь, Армению, Казахстан и Киргизию. Согласно Договору о ЕАЭС, подписанному в Астане 29 мая 2014 года, между странами — участницами союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Фактически на территориях этих стран их граждане уравнены в правах.

Такое сотрудничество вызывает вопросы у заказчиков, которые хотят заключить с иностранными гражданами договор гражданско-правового характера. Какие документы нужны при оформлении договора? По какой ставке исчисляются НДФЛ и страховые взносы? На примере самых популярных вопросов разбираем особенности заключения договора ГПХ с гражданами стран — участниц ЕАЭС, въехавшими в Россию.

Какие документы должен предоставить гражданин страны — участницы ЕАЭС при заключении договора ГПХ?

В этой ситуации подрядчик/исполнитель — иностранный гражданин должен предоставить заказчику:

  1. Документ, удостоверяющий личность: паспорт, выданный иностранным государством. В случае если паспорт выдан на иностранном языке, подрядчик/исполнитель должен предоставить нотариально заверенный перевод документа.

Обратите внимание на срок действия документа, удостоверяющего личность. Если он уже закончился, такой документ нельзя принимать — работник должен его заменить.я

  1. Миграционную карту. Она необходима для заполнения уведомления о заключении договора, направляемого в МВД РФ. Исключение: граждане Республики Беларусь — им миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства»).
  2. Лицензию, если выполнение работы / оказание услуги лицензируется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ, или подтверждение членства в СРО (в тех случаях, когда оно необходимо).

Иностранному гражданину не обязательно предъявлять заказчику:

  1. Документ о постановке на налоговый учет (ИНН). Иностранный исполнитель/подрядчик становится на учет автоматически, если его налоговый агент (заказчик) подает сведения о выплате ему доходов (п. 25 ст. 1 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
  2. Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или уведомление о регистрации АДИ-РЕГ). В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование распространяется на всех иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ. Исключение — высококвалифицированные специалисты.

Если у иностранного гражданина при приеме на работу нет страхового стажа, заказчик может представить анкету застрахованного лица за него (п. 8 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н).


Требуется ли гражданам стран — участниц ЕАЭС патент или разрешение на работу?

Нет, так как в соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС подрядчики/исполнители из ЕАЭС не должны получать разрешение на трудовую деятельность в государстве трудоустройства.

Нужно ли уведомлять МВД о заключении договора ГПХ с гражданином страны — участницы ЕАЭС?

МВД необходимо уведомлять о заключении и расторжении договора ГПХ с иностранным гражданином (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора. Подать уведомление можно как лично в местном отделении ГУМВД, так и отправив его по почте — если такая возможность в отделении предусмотрена (п. 8 приложения № 15 к Приказу МВД РФ от 04.06.2019 № 363).

За неисполнение обязанности по уведомлению МВД о заключении/расторжении договора ГПХ с иностранным гражданином ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрено административное наказание:

  • для граждан — штраф от 2 000 до 5 000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф от 35 000 до 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — штраф от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Уведомление подается по каждому исполнителю индивидуально. Форма уведомления о заключении договора регламентирована приложением № 13, а форма уведомления о расторжении договора — приложением № 14 к Приказу МВД России от 04.06.2019 № 363.


В уведомлении указываются сведения из документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в Российской Федерации. В первую очередь это его паспорт либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Отметим, что целесообразно заранее ознакомиться с формами уведомлений и порядком их заполнения (утвержден приложением № 15 к Приказу МВД России от 04.06.2019 № 363). Необходимую для заполнения информацию и документы лучше запросить у иностранного гражданина еще до заключения гражданско-правового договора.

В текущей судебной практике не существует окончательного мнения по поводу того, нужно ли уведомлять МВД России о заключении договора ГПХ с гражданами Республики Беларусь.

Согласно одной точке зрения, это требование относится ко всем без исключения иностранными гражданам (Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2017 № 308-АД17-333).

Согласно другой точке зрения, уведомлять МВД России о приеме на работу белорусов не нужно, так как действующий в Российский Федерации порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется. Это следует из содержания решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 (Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 № 78-АД17-19).

Нужно ли оформлять на гражданина страны — участницы ЕАЭС полис добровольного медицинского страхования?

Нет. Согласно п. 10 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, для трудоустройства иностранный исполнитель/подрядчик должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования. Если такого полиса нет, то заказчик должен заключить с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному исполнителю/подрядчику платных медицинских услуг. Эти документы должны обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Однако граждане стран — участниц ЕАЭС в соответствии с п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС имеют то же социальное обеспечение, что и граждане государства трудоустройства — в нашем случае России. Согласно п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение (социальное страхование) означает как обязательное медицинское страхование, так и обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По каким тарифам уплачиваются страховые взносы с выплат гражданам стран — участниц ЕАЭС?

Поскольку граждане стран — участниц ЕАЭС имеют такое же социальное обеспечение, как и граждане России, тарифы для обеих категорий будут одинаковыми.

Подробнее о тарифах страховых взносов читайте здесь.

Страховые взносы с выплат гражданам стран — участниц ЕАЭС вносятся на ОМС и ОПС. Исключение — высококвалифицированные специалисты. На них не уплачиваются страховые взносы на ОПС (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Стоит отметить, что взносы на травматизм уплачиваются, только если это предусмотрено договором ГПХ (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Если же договор ГПХ не предусматривает этого — взносов не будет (абз. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Исчисляется ли НДФЛ с доходов граждан стран — участниц ЕАЭС, работающих по ГПХ?

Да. Если гражданин страны — участницы ЕАЭС пребывает на территории России не менее 183 дней в течение налогового периода (календарного года), то с его доходов исчисляется НДФЛ в размере 13 %, как и в общем случае с доходов граждан РФ. При этом ставка 13 % применяется при налогообложении доходов с первой выплаты.

Налоговые вычеты применяются только в том случае, если иностранец стал налоговым резидентом РФ (письмо Минфина России от 15.06.2018 № 03-04-05/40970).

Если по итогам года иностранный исполнитель/подрядчик находился на территории России менее 183 дней, то к нему будет применена «нерезидентная» ставка НДФЛ — 30 % (письмо Минфина РФ от 27.02.2019 № 03-04-06/12764).

Доходы от деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов также облагаются НДФЛ по ставке 13 % (п. 3 ст. 224, ст. 226 НК РФ). Однако если высококвалифицированный специалист не стал резидентом РФ, то его доходы, полученные не от трудовой деятельности, будут облагаться НДФЛ по ставке в 30 %.

Подробнее о налоговых ставках по НДФЛ читайте здесь.

Об авторах: Максим Верхорубов — юрисконсульт сервиса Контур.Норматив, Игорь Невский — аттестованный аудитор.

Статья подготовлена по материалам рубрики «Вопросы экспертам» справочно-правового сервиса Контур.Норматив.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

* Соглашение вступило в силу 6 сентября 2000 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Киргизской Республики, руководствуясь стремлением укреплять и развивать экономические, научные, технические и культурные связи между обоими Государствами и желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы, договорились о следующем:

Статья 1
Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2
Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы, взимаемым в каждом из Договаривающихся Государств, независимо от метода их взимания.

2. В качестве налогов на доходы будут рассматриваться все налоги, взимаемые с общего дохода или с отдельных элементов дохода, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги, взимаемые с общей суммы жалованья или зарплаты, выплачиваемых предприятиями, а также налоги, взимаемые с доходов от прироста стоимости имущества.

3. Существующими налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, являются, в частности:

а) в Российской Федерации:

- налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

- подоходный налог с физических лиц (далее именуемые как "российские налоги");

б) в Киргизской Республике:

- налог на прибыль (доходы) юридических лиц;

- подоходный налог с физических лиц (далее именуемые как "киргизские налоги").

4. Настоящее Соглашение также применяется к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься в дополнение к существующим налогам или вместо них после даты подписания Соглашения. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях, которые будут внесены в их соответствующие налоговые законодательства.

Статья 3
Общие определения

1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

а) термин "Российская Федерация" означает территорию Российской Федерации, а также ее континентальный шельф и исключительную экономическую зону;

б) термин "Киргизская Республика" означает Киргизскую Республику. При использовании в географическом смысле термин "Киргизская Республика" означает территорию Киргизской Республики, на которой Киргизская Республика осуществляет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международным правом и в которой действует налоговое законодательство Киргизской Республики;

в) термин "лицо" включает физическое лицо, компанию или любое другое объединение лиц;

г) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любое экономическое образование, которое рассматривается для целей налогообложения как корпоративное;

д) термины "одно Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означают Российскую Федерацию или Киргизскую Республику в зависимости от контекста;

е) термины "предприятие одного Договаривающегося Государства" и "предприятие другого Договаривающегося Государства" означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного Договаривающегося Государства, и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося Государства;

ж) термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным, воздушным судном, железнодорожным, автомобильным или иным транспортом, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве;

з) термин "национальное лицо" означает:

- любое физическое лицо, имеющее гражданство Договаривающегося Государства;

- любое юридическое лицо, компанию, товарищество или любую другую ассоциацию, получившие свой статус на основании действующего законодательства Договаривающегося Государства;

и) термин "компетентный орган" означает:

- в Российской Федерации: Министерство финансов Российской Федерации или его уполномоченного представителя;

- в Киргизской Республике: Министерство финансов или его уполномоченного представителя.

2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в нем, будет иметь то значение, которое он имеет по законодательству этого Государства в отношении налогов, на которые распространяется Соглашение, если из контекста не вытекает иное.

Статья 4
Резидент

1. Для целей настоящего Соглашения термин "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, резидентства, места управления, регистрации или создания или любого другого критерия аналогичного характера, а также включает само Договаривающееся Государство и его местные органы власти. В случае Российской Федерации этот термин также включает субъекты Российской Федерации.

Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении дохода из источников в этом Государстве.

2. В случае когда в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, его статус определяется следующим образом:

а) оно считается резидентом Государства, в котором оно располагает имеющимся в его распоряжении постоянным жильем; если оно располагает имеющимся в его распоряжении постоянным жильем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается резидентом Государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические отношения (центр жизненных интересов);

б) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором оно обычно проживает;

в) если оно обычно проживает в обоих Государствах или ни в одном из них, оно считается резидентом Государства, гражданином которого оно является;

г) если оно является гражданином обоих Государств или ни одного из них, компетентные органы Договаривающихся Государств решают вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором расположен его фактический руководящий орган.

Статья 5
Постоянное учреждение (постоянное представительство)

1. Для целей настоящего Соглашения термин "постоянное учреждение" (постоянное представительство) означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

2. Термин "постоянное учреждение", в частности, включает:

а) место управления;

е) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;

ж) сельскохозяйственные или лесные угодья.

3. Термин "постоянное учреждение" также включает:

а) строительную площадку или строительный, монтажный или сборочный объект или связанную с ними надзорную деятельность, если только такая площадка или объект существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев, или такая деятельность осуществляется в течение периода, превышающего 12 месяцев;

б) установку или сооружение, используемые для разведки природных ресурсов, или услуги, связанные с наблюдением за .выполнением этих работ, или буровую установку или судно, используемые для разведки природных ресурсов, если только такое использование длится в течение периода, превышающего 12 месяцев, или такие услуги оказываются в течение периода, превышающего 12 месяцев.

4. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи, термин "постоянное учреждение" не включает:

а) использование сооружений и оборудования исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

б) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки;

в) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей переработки другим предприятием;

г) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;

д) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

е) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в подпунктах от а) до д), при условии, что совокупная деятельность постоянного места деятельности, возникающая в результате такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер.

5. Несмотря на положения пунктов 1 и 2, если лицо, иное чем агент с независимым статусом, к которому применяется пункт 6, действует от имени предприятия и имеет и обычно использует в Договаривающемся Государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия, то это предприятие рассматривается как имеющее постоянное учреждение в этом Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается упомянутой в пункте 4, которая, если и осуществляется через постоянное место деятельности, не превращает это постоянное место деятельности в постоянное учреждение согласно положениям этого пункта.

6. Предприятие не рассматривается как имеющее постоянное учреждение в Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом, при условии, что такие лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

7. Тот факт, что компания, являющаяся резидентом Договаривающегося Государства, контролирует или контролируется компанией, которая является резидентом другого Договаривающегося Государства или осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве (либо через постоянное учреждение, либо другим образом), сам по себе не означает, что любая из этих компаний становится постоянным учреждением другой.

Статья 6
Доход от недвижимого имущества

1. Доход, получаемый резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве.

2. Термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое он имеет по законодательству Договаривающегося Государства, в котором находится рассматриваемое имущество. Термин в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения законодательства, касающегося земельной собственности, права, известные как узуфрукт недвижимого имущества, и права на переменные или фиксированные платежи в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных ресурсов, источников и других природных ископаемых; морские, речные и воздушные суда, железнодорожный и автомобильный транспорт не рассматриваются как недвижимое имущество.

3. Положения пункта 1 применяются к доходу, полученному от прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме.

4. Положения пунктов 1 и 3 также применяются к доходу от недвижимого имущества предприятия и к доходу от недвижимого имущества, используемого для оказания независимых личных услуг.

Статья 7
Прибыль от предпринимательской деятельности

1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение. Если предприятие осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность как сказано выше, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к такому постоянному учреждению.

2. С учетом положений пункта 3, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение, то в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному учреждению относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было самостоятельным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало совершенно самостоятельно от предприятия, постоянным учреждением которого оно является.

3. При определении прибыли постоянного учреждения допускается вычет документально подтвержденных расходов, понесенных для целей постоянного учреждения, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Государстве, где находится постоянное учреждение, или за его пределами. В любом случае такие расходы не должны включать любые суммы, которые выплачиваются (иначе чем покрытие затрат, которые действительно имели место) постоянным учреждением предприятию или его другому подразделению в виде различных платежей за пользование патентами или другими правами, или в виде комиссионных за предоставленные услуги или управление, или, за исключением банков, в виде процентов за заем, предоставленный ими постоянному учреждению.

4. Не зачисляется какая-либо прибыль постоянному учреждению на основании лишь закупки этим постоянным учреждением товаров или изделий для предприятия.

5. Если прибыль включает виды дохода или прирост стоимости имущества, о которых отдельно говорится в других статьях настоящего Соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями настоящей статьи.

6. Прибыль, относящаяся к постоянному учреждению, определяется одинаковым способом из года в год, если не имеется достаточных и веских причин для изменения такого порядка.

Читайте также: