Демин а в нормы налогового права

Опубликовано: 20.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ

1. Определение понятий презумпции правоты и невиновности налогоплательщика

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”" налог - это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Налоговые правоотношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой, предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения.

Возлагая на налогоплательщика данную обязанность, государство предусмотрело для него ряд гарантий, включающих, в том числе норму п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), называемую презумпцией правоты налогоплательщика:все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

На первый взгляд, формулировка п. 7 ст. 3 НК РФ достаточно проста и понятна.

Однако отсутствие нормативных определений терминов "неустранимые", "сомнение", "противоречие", "неясность" вызывает много споров, как в теории, так и на практике.

Возможность применения положений п. 7 ст. 3 НК РФ усложняется еще тем, что, как правило, спор возникает между налогоплательщиком и налоговыми органами в отношении прошедших налоговых периодов двух-трехлетней давности, когда по поводу толкования той или иной нормы еще не было единой позиции у самого уполномоченного органа в области налогов и сборов, не накопилось единообразной судебной практики, в то время как на момент спора позиция и практика окончательно сформировались, то есть сомнения, противоречия и неясности были устранены.

Презумпция правоты налогоплательщика тесно связана с презумпцией его невиновности, установленной п. 6 ст. 108 НК РФ, однако эти презумпции не тождественны.

Презумпция правоты налогоплательщика применяется, если речь идет о сомнениях, противоречиях и неясностях актов законодательства о налогах и сборах, а презумпция невиновности налогоплательщика - при установлении виновности лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, когда оцениваются собранные налоговым органом по делу о налоговом правонарушении доказательства субъективной стороны, в том числе учитывается и презумпция правоты налогоплательщика.

Переходя к толкованию слов "сомнение", "противоречие", "неясность", следует согласиться с их определениями, данными А.В. Деминым*1:
_____
*1 Налоговое право России: Учебное пособие / А.В. Демин. - РУМЦ ЮО, 2006.

"Под сомнением понимают невозможность для правоприменителя однозначно истолковать подлежащий применению нормативный акт из-за наличия в нем противоречий или неясностей. Противоречие - это наличие двух норм одинаковой юридической силы и взаимоисключающего содержания. Конкурирующие нормы могут содержаться как в тексте одного нормативно-правового акта, так и в разных актах одного уровня. Неясность - наличие пробелов или оценочных категорий, не позволяющих однозначно установить действительную волю законодателя".

2. Ситуации, при наличии которых возможны сомнения, противоречия и неясности в применении законодательства о налогах и сборах

Анализ практики применения законодательства о налогах и сборах позволяет выделить ситуации, при наличии которых возможны сомнения, противоречия и неясности:

- наличие редакционных неточностей.

В настоящее время общепризнанным является тезис о низком юридическом качестве и неэффективности некоторых актов российского налогового законодательства.

При часто вносимых в акты законодательства изменениях и дополнениях повышается риск совершения юридических и технических ошибок и, как следствие, возникновение разночтений в правопонимании содержания налогово-правовых норм;

- противоречие общей и специальной нормы, наличие двух и более законных альтернативных вариантов решения спора, каждый из которых достаточно обоснован и имеет право на существование.

Наличие двух или нескольких противоречащих норм (коллизия норм) является проблемой не только налогового законодательства.

В случае коллизии норм законодательных актов применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное; при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.10.2000 N 199-0);

- неопределенность толкования терминов.

Использование законодательством о налогах и сборах специфических терминов создает трудности для восприятия налоговых обязанностей не только налогоплательщиками, но и правоприменительными органами.

Положения ст. 11 НК РФ, в соответствии с которыми институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, создают немало оснований для наличия неопределенностей в толковании терминов.

Это происходит, в частности, из-за того, что многие понятия, имея идентичное или схожее содержание, называются в налоговом законодательстве иначе, чем в гражданском, семейном и других отраслях законодательства.

Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 19.04.2005 N А12-25718/04-С60 отмечено, что отсутствие в налоговом законодательстве толкования терминов "оптовая торговля" и "розничная торговля" свидетельствует о неопределенности содержания правовой нормы;

- нечеткое определение круга лиц, на которых распространяется действие нормы, либо нечеткое установление какого-либо из элементов налогообложения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Неопределенность содержания норм законодательства о налогах и сборах, использование в налоговом и ином отраслевом законодательстве противоречиво толкуемых понятий влечет различное их понимание и применение, чем нарушается равенство прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, подрывает доверие к закону и действиям государства.

Конституционным Судом Российской Федерации указывалось в постановлениях от 08.10.1997 N 13-П, от 11.11.1997 N 16-П, от 28.03.2000 N 5-П, от 20.02.2001 N 3-П, что формальная определенность налоговых норм предполагает и достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произвольному дискриминационному ее применению государственными органами, должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного п. 1 ст. 3 НК РФ.

В то же время Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.01.2007 N 48-О-О отметил, что некоторая неточность юридико-технического характера, допущенная законодателем при формулировании законоположения, хотя и затрудняет уяснение его действительного смысла, однако не дает оснований для вывода о том, что оно является неопределенным, расплывчатым, не содержащим четких стандартов и, следовательно, не отвечающим принципам налогового законодательства в правовом государстве;

- возложение на налогоплательщиков дополнительных обязанностей, не предусмотренных законодательством.

В определении от 16.10.2003 N 329-О Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой истолкование ст. 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции не позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

В то же время в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.11.2004 N 324-О указано, что отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате НДС в бюджет в денежной форме. Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации указал на связь права налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС с уплатой этого налога в бюджет поставщиком;

- наличие неоднозначной, противоречивой судебной практики (то есть когда по одному и тому же вопросу разные суды делают разные выводы).

Данное обстоятельство уже само по себе свидетельствует о том, что до момента применения нормы и раскрытия ее содержания ВАС РФ или Верховным Судом Российской Федерации в соответствующем судебном акте данная норма не имела единообразного толкования.

3. Применение презумпции правоты налогоплательщика

Среди специалистов нет единого мнения относительно того, к каким словам относится слово "неустранимые" в п. 7 ст. 3 НК РФ. Одни авторы считают, что слово "неустранимые" относится только к слову "сомнения" (так как акты не могут сомневаться), другие же считают, что слово "неустранимые" относится не только к сомнениям, но и к законодательным противоречиям.

По нашему мнению, в качестве неустранимых должны рассматриваться только те сомнения, противоречия и неясности, которые оказалось невозможным устранить, несмотря на использование известных методов толкования.

Из этого следует, что закрепленная п. 7 ст. 3 НК РФ презумпция правоты налогоплательщика должна применяться при разрешении налоговых споров только в качестве крайней меры, когда все иные юридические средства исчерпаны.

Несмотря на терминологические споры относительно самого п. 7 ст. 3 НК РФ, судебная власть, действующая на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия, при разрешении налоговых споров устанавливает оптимальное сочетание государственных, общественных и частных интересов, оценивает определенность соответствующей нормы и нередко указывает на презумпцию правоты (добросовестности) налогоплательщика.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что налогообложение как ограничение права собственности законно настолько, насколько это установлено законом. В спорных ситуациях действует презумпция правоты собственника, поступающего наиболее выгодным для себя способом. В то же время наличие сомнений, противоречий и неясностей как результат внутреннего убеждения налогоплательщика либо как мнение государственных органов само по себе недостаточно для применения п. 7 ст. 3 НК РФ. Для этого необходимо, чтобы сомнения, противоречия и неясности носили неустранимый характер. Только в этом случае данные обстоятельства, выявляемые в процессе применения налоговых норм в конкретных правовых ситуациях, устраняются путем толкования этих норм правоприменительными органами (судами) в пользу налогоплательщика.

  • 7
  • 0
  • 0
  • fb2
  • rtf
  • txt
  • epub
  • pdf

Аннотация

В монографии рассматриваются актуальные вопросы учения о нормах налогового права, включая понятие, структуру и признаки налогово-правовых норм, их классификацию, системные взаимодействия в рамках нормативно-логических конструкций. Проанализированы специфические особенности отдельных видов налогово-правовых норм. Значительное внимание уделено проблемам правоприменения, в частности использованию оценочных категорий и преодолению пробелов в процессе реализации норм налогового права. Предназначается научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических и экономических вузов и специальностей, а также всем, кто интересуется проблемами современного налогового права.

Отзывы

Популярные книги

YouTube: Путь к успеху

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 35275
  • 5
  • 23

Эта книга про то, как создать успешный канал на Youtube. Зачем? Например, чтобы зарабатывать деньг.

YouTube: Путь к успеху

  • Жуковский Кирилл
  • . Назарчук Роман

Город костей

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 44007
  • 4
  • 4

Кассандра Клэр Город костей Орудия смерти — 1 Посвящается дедушке. Сравниться может время.

Город костей

Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 60248
  • 18
  • 1

Брайан Трейси Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности .

Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности

Портрет Дориана Грея

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 84694
  • 14
  • 3

Об авторе этой книги Оскар Уайльд родился в Дублине, столице Ирландии, в 1854 году. Он писал проз.

Портрет Дориана Грея

ОНО

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 52105
  • 3
  • 0

Стивен Кинг ОНО Родной мой город, плоть моя от плоти, Со мной — до гробовой доски. Майкл Стэнли .

Русская канарейка. Трилогия в одном томе

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 39599
  • 7
  • 4

Кипучее, неизбывно музыкальное одесское семейство и – алма-атинская семья скрытных, молчаливых стран.

Русская канарейка. Трилогия в одном томе

Дорогие друзья по чтению. Книга "Нормы налогового права" Демин Александр произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. Главный герой моментально вызывает одобрение и сочувствие, с легкостью начинаешь представлять себя не его месте и сопереживаешь вместе с ним. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку кроется в деталях, но лишь на последних страницах завеса поднимается и все становится на свои места. В главной идее столько чувства и замысел настолько глубокий, что каждый, соприкасающийся с ним становится ребенком этого мира. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. Помимо увлекательного, захватывающего и интересного повествования, в сюжете также сохраняется логичность и последовательность событий. Очевидно, что проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве. Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься всем естеством, оно не нравится, а приводит в неописуемый восторг. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. "Нормы налогового права" Демин Александр читать бесплатно онлайн приятно и увлекательно, все настолько гармонично, что хочется вернуться к нему еще раз.

Читать Нормы налогового права

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 7
  • 0
  • 0

Новинки

Шанс на счастье

  • 0
  • 0
  • 0

В моей жизни было всё: любимые подруги, мама, нянюшка, любовь парня давно нравившегося мне. Но в оди.


М.: Юрлитинформ, 200 6 . — 424 с.

В настоящем пособии рассматриваются основные институты налогового права России. Большое внимание уделено теоретическому анализу основных налогово-правовых категорий, таких, как налоги и сборы, нормы и источники налогового права, принципы и элементы налогообложения, налоговое правоотношение, налоговый контроль и ответственность. Приводится общая характеристика федеральных, региональных и местных налогов, а также специальных налоговых режимов. При изложении материала учтены последние изменения в налоговом законодательстве.

Предназначается преподавателям, аспирантам и студентам юридических и экономических факультетов, а также всем, кто интересуется актуальными вопросами налогового права.

Формат: doc / zip ( М.: Юрлитинформ, 200 6 . — 424 с. )

Размер: 454 Кб

Формат: pdf / zip ( Красноярск: РУМЦ ЮО, 200 6 . — 329 с. )

Размер: 2,53 Мб

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В НАЛОГОВОЕ ПРАВО
§ 1. Генезис налогообложения
§ 2. Предмет налогового права
§ 3. Метод налогового права
§ 4. Место налогового права в правовой системе России
Глава 2. НОРМЫ И ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА
§ 1. Налогово-правовые нормы
§ 2. Источники налогового права
§ 3. Действие актов налогового законодательства
Глава 3. ПОНЯТИЕ НАЛОГА И СБОРА
§ 1. Налог как правовая категория: понятие, сущность, признаки
§ 2. Сборы: понятие и специфические особенности
§ 3. Виды налогов
Глава 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
§ 1. Налогообложение и справедливость
§ 2. Общая характеристика принципов налогообложения
§ 3. Принцип законности налогообложения
§ 4. Принцип всеобщности и равенства налогообложения
§ 5. Принцип соразмерности налогообложения
§ 6. Принцип единства налоговой системы России
§ 7. Принцип определенности налогообложения
Глава 5. УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§ 1. Субъекты налогового права: общие положения
§ 2. Налогоплательщики: понятие и виды
§ 3. Налогоплательщики: основы правового статуса
§ 4. Налоговые агенты
§ 5. Представительство в налоговых правоотношениях
§ 6. Банки: основы налогово-правового статуса
§ 7. Налоговые органы
§ 8. Иные субъекты налогового права
Глава 6. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
§ 1. Понятие и состав элементов налогообложения
§ 2. Налоговые льготы
§ 3. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени
§ 4. Цена товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
Глава 7. ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ
§ 1. Общие вопросы исполнения налоговой обязанности
§ 2. Добровольное исполнение налоговой обязанности
§ 3. Принудительное исполнение налоговой обязанности
§ 4. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
§ 5. Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных налогов
Глава 8. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
§ 1. Налоговый контроль: общие положения
§ 2. Учет организаций и физических лиц
§ 3. Налоговые проверки: понятие и виды
§ 4. Камеральные налоговые проверки
§ 5. Выездные налоговые проверки
§ 6. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля
Глава 9. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
§ 1. Налоговая ответственность: общие положения
§ 2. Принцип законности налоговой ответственности
§ 3. Принцип однократности налоговой ответственности
§ 4. Принцип ответственности за вину
§ 5. Презумпция невиновности
§ 6. Принцип справедливости наказания
§ 7. Налоговый процесс
§ 8. Налоговое правонарушение: понятие и признаки
§ 9. Составы налоговых правонарушений
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 10. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Налог на добавленную стоимость
§ 2. Акцизы
§ 3. Налог на доходы физических лиц
§ 4. Единый социальный налог
§ 5. Налог на прибыль организаций
§ 6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
§ 7. Водный налог
§ 8. Государственная пошлина
§ 9. Налог на добычу полезных ископаемых
§ 10. Транспортный налог
§ 11. Налог на игорный бизнес
§ 12. Налог на имущество организаций
§ 13. Земельный налог
§ 14. Налог на имущество физических лиц
Глава 11. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
§ 1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
§ 2. Упрощенная система налогообложения
§ 3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
§ 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
ЛИТЕРАТУРА
Учебники, монографии, учебная литература
Комментарии и судебная практика
Авторефераты диссертаций

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "


М.: Юрлитинформ, 200 6 . — 424 с.

В настоящем пособии рассматриваются основные институты налогового права России. Большое внимание уделено теоретическому анализу основных налогово-правовых категорий, таких, как налоги и сборы, нормы и источники налогового права, принципы и элементы налогообложения, налоговое правоотношение, налоговый контроль и ответственность. Приводится общая характеристика федеральных, региональных и местных налогов, а также специальных налоговых режимов. При изложении материала учтены последние изменения в налоговом законодательстве.

Предназначается преподавателям, аспирантам и студентам юридических и экономических факультетов, а также всем, кто интересуется актуальными вопросами налогового права.

Формат: doc / zip ( М.: Юрлитинформ, 200 6 . — 424 с. )

Размер: 454 Кб

Формат: pdf / zip ( Красноярск: РУМЦ ЮО, 200 6 . — 329 с. )

Размер: 2,53 Мб

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В НАЛОГОВОЕ ПРАВО
§ 1. Генезис налогообложения
§ 2. Предмет налогового права
§ 3. Метод налогового права
§ 4. Место налогового права в правовой системе России
Глава 2. НОРМЫ И ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА
§ 1. Налогово-правовые нормы
§ 2. Источники налогового права
§ 3. Действие актов налогового законодательства
Глава 3. ПОНЯТИЕ НАЛОГА И СБОРА
§ 1. Налог как правовая категория: понятие, сущность, признаки
§ 2. Сборы: понятие и специфические особенности
§ 3. Виды налогов
Глава 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
§ 1. Налогообложение и справедливость
§ 2. Общая характеристика принципов налогообложения
§ 3. Принцип законности налогообложения
§ 4. Принцип всеобщности и равенства налогообложения
§ 5. Принцип соразмерности налогообложения
§ 6. Принцип единства налоговой системы России
§ 7. Принцип определенности налогообложения
Глава 5. УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
§ 1. Субъекты налогового права: общие положения
§ 2. Налогоплательщики: понятие и виды
§ 3. Налогоплательщики: основы правового статуса
§ 4. Налоговые агенты
§ 5. Представительство в налоговых правоотношениях
§ 6. Банки: основы налогово-правового статуса
§ 7. Налоговые органы
§ 8. Иные субъекты налогового права
Глава 6. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
§ 1. Понятие и состав элементов налогообложения
§ 2. Налоговые льготы
§ 3. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени
§ 4. Цена товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
Глава 7. ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ
§ 1. Общие вопросы исполнения налоговой обязанности
§ 2. Добровольное исполнение налоговой обязанности
§ 3. Принудительное исполнение налоговой обязанности
§ 4. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
§ 5. Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных налогов
Глава 8. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
§ 1. Налоговый контроль: общие положения
§ 2. Учет организаций и физических лиц
§ 3. Налоговые проверки: понятие и виды
§ 4. Камеральные налоговые проверки
§ 5. Выездные налоговые проверки
§ 6. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля
Глава 9. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
§ 1. Налоговая ответственность: общие положения
§ 2. Принцип законности налоговой ответственности
§ 3. Принцип однократности налоговой ответственности
§ 4. Принцип ответственности за вину
§ 5. Презумпция невиновности
§ 6. Принцип справедливости наказания
§ 7. Налоговый процесс
§ 8. Налоговое правонарушение: понятие и признаки
§ 9. Составы налоговых правонарушений
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 10. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Налог на добавленную стоимость
§ 2. Акцизы
§ 3. Налог на доходы физических лиц
§ 4. Единый социальный налог
§ 5. Налог на прибыль организаций
§ 6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
§ 7. Водный налог
§ 8. Государственная пошлина
§ 9. Налог на добычу полезных ископаемых
§ 10. Транспортный налог
§ 11. Налог на игорный бизнес
§ 12. Налог на имущество организаций
§ 13. Земельный налог
§ 14. Налог на имущество физических лиц
Глава 11. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
§ 1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
§ 2. Упрощенная система налогообложения
§ 3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
§ 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
ЛИТЕРАТУРА
Учебники, монографии, учебная литература
Комментарии и судебная практика
Авторефераты диссертаций

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Норма налогового права - это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Подобно нормам других отраслей налогово-правовые нормы выступают юридическими регуляторами определенных общественных отношений, а именно налоговых отношений.

Сущность налогово-правовых норм состоит в том, что они представляют собой своеобразную модель (масштаб, эталон, критерий) возможного или должного поведения участников налоговых правоотношений. Задача законодателя состоит в том, чтобы обеспечить правовую унификацию, то есть установить единые и стабильные "правила игры" для всех субъектов налогового права.

Признаки налогово-правовых норм могут быть разделены на общие, присущие нормам всех отраслей, и специальные, характеризующие специфику налогового права. К первым относятся государственная природа, нормативность (то есть общий, абстрактный характер), общеобязательность, формальная определенность, системность, государственная защита, способность к регулированию общественных отношений.

Специальными признаками налогово-правовых норм выступают следующие: 1) они регулируют общественные отношения в сфере налогообложения; 2) в большинстве своем имеют императивный характер, то есть представляют собой категорические предписания, жестко определяющие рамки дозволенного и должного поведения субъектов налогового права.

При этом в отличие от гражданского права (как и других частноправовых отраслей) участники налогово-правовых отношений не могут самостоятельно, по своему усмотрению изменять (дополнять, конкретизировать) предписания налогово-правовых норм; 3) в содержании налогово-правовых норм преобладают позитивные обязывания и запреты; 4) санкции налогово-правовых норм носят имущественный характер.

Взаимодействуя, конкретизируя и дополняя друг друга, налогово-правовые нормы образуют целостную подотрасль в рамках финансового права - налоговое право России. Могут ли налогово-правовые нормы содержаться в неналоговых законах? Этот вопрос носит дискуссионный характер. Сторонники "чистоты" налогового законодательства, как правило, ссылаются на п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации", которым устанавливалось, что проекты законодательных актов Российской Федерации, регулирующие отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения, не должны содержать положения (нормы), устанавливающие особый порядок налогообложения, включая освобождение от налогов.

Думается, в настоящее время избежать включения налоговых норм в нормативные акты иных отраслей права нереально. В сфере бюджетного законодательства, например, такое положение обусловлено тем, что налоговая политика является составной частью бюджетно-финансовой политики. "Бюджетные законы, включая законы о федеральном бюджете, содержат предписания, относящиеся к налоговой сфере, меняющие налоговые обязательства, в том числе устанавливающие новые коэффициенты при исчислении налогов, освобождающие определенные субъекты от налоговых взносов и т.д., - замечает Т.Г. Морщакова. - При этом в ряде случаев прямо указывается, что отдельные предписания включаются в законы о бюджете во изменение налоговых законов" .

Рост межотраслевого законодательства, интенсивное формирование комплексных правовых институтов составляет одну из основных тенденций развития современной системы российского права. Признав не противоречащими Конституции РФ положения Закона РФ от 01.04.93 "О Государственной границе Российской Федерации" об установлении сбора за пограничное оформление, КС РФ косвенно подтвердил законность включения налоговых норм в акты неналогового законодательства (Постановление КС РФ от 11.11.97 N 16-П).

Судебно-арбитражная практика исходит из того, что при разрешении споров нормы о налоговых льготах применяются независимо от того, в какой закон включена такая норма, поскольку решение вопроса о месте расположения той или иной правовой нормы находится в компетенции законодателя, а не суда. Нормы, предусматривающие налоговые льготы, регулируют налоговые правоотношения и, несмотря на то, что они содержатся в "неналоговых" законах, входят составной частью в систему налогового законодательства, а потому подлежат применению. При этом налоговая ответственность не может применяться, если налогоплательщик руководствовался отраслевым законом, предоставляющим ему право на льготы по налогам, так как им исполнялся федеральный закон и его противоречие налоговому законодательству нельзя рассматривать как вину налогоплательщика .

Пленум ВАС РФ указал, что в силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения .

Классификация налстово-правовых норм возможна по различным основаниям. По содержанию они подразделяются на обязывающие, запрещающие и дозволяющие.

Обязывающие нормы предусматривают совершение субъектом определенных действий активного характера, например: встать на учет в налоговых органах, уплачивать законно установленные налоги и сборы, вести в установленном порядке налоговый учет, уплатить присужденную сумму штрафных санкций и т.д. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к участнику налоговых правоотношений применяются различного рода меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы содержат императивное требование воздержаться от совершения определенных действий под угрозой применения санкций со стороны государства. Они в категорической форме устанавливают виды действий, совершение которых государственной властью запрещается. От участника налоговых правоотношений в данном случае требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий. Так, запрещено грубо нарушать правила учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения; данные действия образуют состав налогового правонарушения, предусмотренный частью первой ст. 120 НК РФ, и в случае их совершения влекут применение санкции в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей. Если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода, размер штрафа утраивается.

Дозволяющие нормы разрешают участникам налоговых правоотношений использовать свои субъективные права в сфере налогообложения. Так, налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы, получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, получать налоговый кредит, знакомиться с актами налоговых проверок, обжаловать решения налоговых органов в административном и судебном порядке и т.д. Дозволяющие нормы предоставляют субъектам возможность самостоятельно решать, реализовать или нет в конкретной ситуации нормативное предписание. Субъективное право (в отличие от обязанностей и запретов) - это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право превращается в обязанность, то есть в свою противоположность.

Помимо указанных типов существуют и специализированные налогово-правовые нормы. Нормы-дефиниции нормативно определяют содержание какой-либо юридической категории, используемой в целях налогообложения. Так, в ст. 11 НК РФ закреплены основные категории налогового законодательства, такие как организация, налоговый резидент, недоимка, обособленное подразделение и др. В ст. 19 НК РФ содержится дефиниция такого понятия, как "налогоплательщик", в ст. 20 - "взаимозависимые лица", в ст. 24 - "налоговые агенты", в ст. 25 -"сборщики налогов", в ст. 27 - "законный представитель налогоплательщика", в ст. 30 -"налоговые органы". Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ; специфические понятия и термины налогового законодательства используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.

Важнейшее значение для структурирования налогового права и налогово-правового регулирования имеют нормы-принципы, которые в обобщенной форме закрепляют базовые идеи налогового права, лежащие в основе налоговой системы России. Большинство из них расположено в ст. 3 НК РФ, другие были сформированы судебной практикой. От налоговых норм-принципов следует отличать доктринальные принципы, выработанные налогово-правовой наукой, но прямо не закрепленные в источниках налогового права.

Оперативные нормы определяют порядок вступления в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц иных налогово-правовых норм. Иногда их называют "нормы о нормах".

В последнее время возрастает интерес правовой науки к использованию в налоговом правотворчестве правовых презумпций и фикций. Норма-презумпция представляет собой предположение о наличии либо отсутствии некоторых фактов, основанное на вероятности. Пока такое предположение не опровергнуто (не доказано обратное), оно признается истинным (достоверным). Наглядным примером такого рода норм является презумпция невиновности налогоплательщика, закрепленная в п. 6 ст. 108 НК РФ. Согласно ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается фактическая цена договора, то есть цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки; пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. В данном случае законодателем установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен.

Нормы-фикции закрепляют идеальные (условные) правовые конструкции в качестве реально существующих. Правовые фикции признают существующими обстоятельствами ситуации до того, как они стали существовать в реальности; признают обстоятельства возникшими позже, чем это случилось на самом деле; признают реальными несуществующие обстоятельства; отрицают существование реальных обстоятельств. Их применение вызывается необходимостью более эффективно устранять пробелы в налоговом законодательстве. Примером правовой фикции выступает норма, установленная в ст. 69 НК РФ: "Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма". В данном случае получение требования налогоплательщиком поставлено в зависимость от истечения определенного периода времени, независимо оттого, получил он это требование или нет в действительности. К правовым фикциям относятся понятия взаимозависимых лиц и налоговых резидентов, вводимые исключительно для целей налогообложения. Но, пожалуй, самым наглядным примером нормы-фикции является "вмененный доход" как потенциально возможный доход налогоплательщика, используемый при расчете единого налога.

Можно выделить и так называемые нормы-рекомендации. Они не обеспечены штрафными санкциями и являются своеобразными предложениями субъектам налогового права действовать наиболее целесообразным, сточки зрения государства, образом. Несмотря на необязательный характер, широкое использование участниками налогово-правовых отношений в своей деятельности рекомендательных налогово-правовых норм придает им фактически нормативный характер.

По степени определенности налогово-правовые нормы можно разделить на императивные (их большинство) и диспозитивные. Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов налогового права. Они четко, однозначно определяют поведение своих адресатов, не позволяя последним самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от нормативного предписания. Диспозитивные нормы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту налогового права свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В зависимости от предмета регулирования налогово-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют содержание налоговых правоотношений, а именно юридические факты, правовой статус субъектов, принципы, элементы налогообложения, правовой режим отдельных налогов и сборов. Процессуальные устанавливают правовые формы налогового процесса - властной, правоприменительной деятельности налоговых органов и судов по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений, рассмотрению налоговых споров и привлечению участников налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения.

Кодификация налогового законодательства сопровождается бурным развитием процессуальных налогово-правовых норм. Формализация действий участников налоговых правоотношений, идет ли речь о налоговом учете, проведении налоговой проверки либо подаче налоговой декларации, создает дополнительные гарантии для защиты как публичных, так и частных интересов. Действительно, налоговая деятельность должна быть правомерной как по содержанию, так и по форме. Строгое соблюдение процедур и процессуальных требований является обязательным условием законности любых действий в сфере налогообложения.

Читайте также: