Что такое бюджет доходы расходы налоги

Опубликовано: 16.04.2024

1. Подумай, что такое бюджет.

Бюджет государства — это план предстоящих доходов и расходов страны.

Проанализируй таблицу и дай развёрнутые ответы на эти вопросы.

В этой таблице мы видим, что доходы государства составляют налоги, которые платят предприятия и простые люди.

А расходы идут на разные нужды, в том числе и на образование, чтобы мы могли бесплатно учиться.

2. Попробуйте дать определение, что такое доходы и расходы бюджета.

Доходы — это те денежные средства, которые государство получает.

В основном это налоги.

Расходы — это то, как государство тратит поступившие денежные средства.

3. Почему граждане и организации обязаны платить налоги? Если они не будут этого делать, как это отразится на жизни общества?

Каждый человек, каждая организация должны платить налоги.

Потому что если их не платить, то у государства не будет средств.

А значит не будут производиться выплаты на образование, медицину, на правопорядок и охрану природы.

Жить станет хуже.

Проверь себя

1. Что такое бюджет?

Бюджет — это план доходов и расходов государства.

2. Зачем нужен госбюджет?

Бюджет нужен, чтобы знать сколько денег должно поступить, и заранее распределить куда их потратить.

3. Что такое налоги?

Налоги — это обязательные выплаты граждан и организаций в бюджет страны.

4. На что расходуются деньги из госбюджета?

Деньги из бюджета расходуются на социальные программы — образование, медицину, выплату стипендий и пособий, пенсий.

А также на содержание полиции, пожарных, науки, охрану природы.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: бюджет, доходы, рас­ходы, налоги.

Бюджет — план поступления и расходования средств.

Доходы — прибыль, полученная за определённый период. Доход в государственный бюджет приносят налоги и прибыль от государственных предприятий.

Расходы — деньги, которые тратятся из бюджета.

Налоги — налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы.

2. Представь, что ты инспектор, который следит за правильным сбором налогов. Что ты скажешь человеку, который не хочет платить налоги?

Дорогой налогоплательщик!

Я понимаю, что тебе жалко расставаться с заработанными деньгами, потому что ты думаешь, что их отнимают.

Но разве тебе жалко потратить свои деньги на хлеб, одежду, на игрушки детям?

А ведь налоги тоже идут на благое дело.

Благодаря им твои дети смогут учиться в школе, получать стипендию в институте. Если у них заболит животик, ты сможешь отвести их к врачу, а полицейский проследит, чтобы их не обидели по дороге в школу.

Подумай о том, что уплаченные налоги — это твой посильный вклад в будущее собственных детей и безопасность.

3. Придумай математическую задачу на тему «Государственный бюджет».

Математическая задача о бюджете для 3 класса

Условие: Государство запланировало собрать 3 миллиарда рублей налогов, чтобы потратить их на социальные программы.

Но собрало только 2 миллиарда.

Сколько рублей получит образование, если на все остальные программы планировалось потратить 2.4 миллиарда рублей, а сокращение коснулось всех программ в равной степени.

Решение:

На образование планировалось потратить 600 000 000 рублей:

3 – 2.4 = 0.6 млрд. рублей.

Государство недополучило 1 миллиард рублей:

3-2=1 млрд. рублей.

Это третья часть от планируемых доходов. Значит каждая программа будет сокращена на треть. И образование также получит на треть меньше денег. Значит мы должны отнять от планируемой суммы её третью часть

0.6/3=0.2 млрд. рублей

0.6-0.2=0.4 млрд. рублей.

Ответ: образование получит 400 млн. рублей, на 200 000 меньше, чем планировалось.

На следующем уроке

Вспомни, что такое государственный бюджет. Каким образом большинство людей получают деньги?

Бюджет государства — это план доходов и расходов.

А значительная часть людей получает деньги в виде зарплаты.

автор статьи Юлия Чистякова

В моем окружении есть люди с разным достатком. Одни из них — мои коллеги — получают 25 000 ₽ в месяц, другие — успешные предприниматели с доходом от 100 000 ₽. Объединяет их одно — у них никогда нет денег на крупные покупки и отпуск, но несколько кредитов у каждого.

В моей семье все иначе. При ежемесячном доходе значительно меньше 100 000 ₽ мы путешествуем по два раза в год и активно инвестируем излишки. А все благодаря учету личных финансов.

В статье покажу, как семейный бюджет может помочь в решении финансовых проблем. Научу раскладывать доходы и расходы по полочкам. Покажу доступные способы ведения семейного бюджета.

У каждой семьи обязательно есть мечта: путешествовать и познавать мир, дать хорошее образование детям, построить новый дом или купить квартиру, машину, дачу. Наверное, все мечтают на пенсии позволить себе больше, чем разрешит государственное пособие. Но для одной семьи мечта превращается в реальность, а у другой нет денег, чтобы покрыть насущные потребности.

В моей семье главный мечтатель — я, муж помогает мечтам сбываться, но он не работает в Газпроме. Нам всегда было важно реализовывать все планы, поэтому к деньгам в моей семье всегда было и есть уважительное отношение. Мы давно удалили из своего лексикона выражения типа «Не в деньгах счастье», «Не были богатыми, нечего и начинать». Планирование, учет и контроль позволили нам создать подушку безопасности, ежегодно отдыхать на море и начать собирать инвестиционный портфель.

Если человек регулярно перехватывает в долг до зарплаты пару тысяч рублей, не может ответить на вопрос, сколько он тратит в месяц, а на крупную покупку берет кредит, возможно, он не умеет управлять своими финансами. И деньги начинают управлять им. Переломить ситуацию поможет семейный бюджет.

Семейный бюджет — это финансовый документ, где доходы и расходы семьи расписаны по статьям. Он помогает учитывать и контролировать личные финансы, планировать и достигать поставленных финансовых целей.

Совместный. До эпохи банковских карт в нашей семье был именно такой вариант. Муж приносил зарплату, складывал в специальное место для хранения денег. Я складывала зарплату туда же. Бюджет мы не вели, но Главным по финансам была я — распоряжалась, куда и сколько мы потратим, следила, чтобы не вышли за пределы семейного дохода.

Мы с мужем наемные работники, к тому же я бюджетник с зарплатой 25 000 ₽ в месяц. Но нам удавалось каждый месяц откладывать на дорогостоящие покупки и отпуск.

Условно-совместный. Когда все доходы стали поступать на банковские карты, я почувствовала дискомфорт. Перестала контролировать доходы и расходы. Муж предложил снимать и по-прежнему складывать наличные деньги в заветное место. Но с картами удобно и безопасно. Выход мы нашли именно в ведении семейного бюджета.

Теперь все деньги на банковских картах, но я в курсе ежедневных, ежемесячных и годовых доходов и расходов нашей семьи. Я собрала семейный совет, на котором мы обсудили этот вопрос. К счастью, противоречий не возникло.

На протяжении последних 3-х лет все члены семьи ежедневно сообщают мне свои поступления и затраты, я дисциплинированно заношу суммы в таблицу. В конце месяца мы вместе подводим итоги и планируем следующий период. В результате, каждый видит, сколько мы тратим и получаем, может запланировать покупку чего-то нового и оценить, хватит ли на это денег.

Раздельный . Знаю по опыту своих знакомых, что такой вариант бюджета распространен. Он означает, что у мужа — свои деньги, у жены — свои. Супруги договариваются, кто из них и какие расходы оплачивает. При таком порядке учет, контроль, планирование возможны только в рамках личного бюджета.

Единоличный . Возможен в семьях, где зарабатывает один из супругов и полностью контролирует другого. Или семья состоит из одного взрослого человека, например, мама-одиночка или папа-одиночка. В этом случае, кто зарабатывает, тот и главный по финансам.

Год назад моя старшая дочка закончила школу и поступила в московский университет. Живет в общежитии и ведет своей единоличный бюджет. Оставшиеся деньги в конце месяца откладывает на крупные покупки. Уверена, что еще не раз в жизни она поблагодарит своих родителей за такую привычку.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.


Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.

Ответ: на рисунке 5.


Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

С учётом роста налоговой нагрузки на бизнес и совершенствованию работы фискальных органов в налоговом администрировании, нельзя недооценить важность бюджета по налогам.

Составление бюджета по налогам — это, если так можно сказать, вишенка всего процесса бюджетирования. Для составления бюджета по налогам должен быть отлажен весь процесс бюджетирования, четко определена финансовая структура компании с определением центров финансовой ответственности.Бюджет формируется исходя из целей компании, а цели компании - это все-таки желаемое видение реальности, и для его реализации необходимо поработать, при этом внешняя среда или форс-мажоры могут внести свои коррективы.Формирование бюджета может позволить превентивно реагировать на возможные проблемы с налогообложением в будущем.

Поскольку для составления бюджета по налогам необходимо понимать особенности исчисления налогов и страховых взносов, составление данного бюджета необходимо вверить наиболее компетентному и квалифицированному сотруднику в этой области, в нашем случае это главный бухгалтер, но в некоторых компаниях есть позиции налоговых менеджеров и, возможно, это именно ему стоить поручить данную задачу. Каким центром финансовой ответственности будет являться данный сотрудник или подразделение вопрос дискуссионный. Некоторые компании посчитают это центром затрат, некоторые центром учета, а, может быть, в отношении разных налогов - и то и другое. Все зависит от того, как компания понимает возможности влияния на сумму налогов.

В нашем случае мы определили данный ЦФО как центр учета, но при этом у нас установлены целевые показатели по налоговой нагрузке и налоговым рискам для контроля исполнения налоговой функции. Это обусловлено тем, что на исчисление каких-то налогов главный бухгалтер повлиять не может, например, на зарплатные налоги, поскольку размер заработной платы определяется топ-менеджментом компании. Но, например, в случае с налогом на прибыль главный бухгалтер может в какой-т остепени влиять на сумму налога, используя легальные способы налоговой оптимизации в виде накопленных убытков, амортизационной премии, создания резервов и т.д.

Теперь давайте подробней рассмотризначимые налоги.

Поскольку НДС к уплате в бюджет определяется как сумма исчисленного НДС уменьшенная на сумму налоговых вычетов и увеличенная на сумму восстановленного НДС (п.1 ст. 173 НК РФ), для расчета бюджета по НДС необходимо понимать структуру облагаемой НДС выручки и затрат, поскольку выручка формирует исчисленный НДС, а затраты формируют вычеты по НДС. Соответственно, мы планируем выручку и затраты с признаком облагаемых и освобождаемых от налогообложения НДС операций, где это возможно. Да по факту возникают расхождения, потому что по не существенным затратам мы не можем спланировать у какого поставщика мы будем покупать и соответственно какую систему налогообложения он будет применять.

Компании, осуществляющие как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения операции должны прогнозировать структуру таких доходов, потому что в зависимости от структуры облагаемых и необлагаемых доходов ст. 170 НК РФ предусмотрены правила учета «входящего» НДС: он может быть принят к вычету полностью или частично, учтен в стоимости актива (п. 4 ст. 170 НК РФ) или восстановлен (в отношении активов и операций, указанных в п. 3 ст. 170 НК РФ). Наличие таких особенностей обуславливает необходимость ведения прогнозного регистра облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения операции.

Кроме того, для исчисления НДС сотруднику, отвечающему за подготовку бюджета по налогам,необходимо знать суммы входящих и исходящих денежных потоков, связанные с расчетами с контрагентами по операционной деятельности. Это связанно с тем, что при получении оплаты, частично оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав компания должна исчислить НДС (абз. 2 п. 1 ст. 154 НК РФ, п. 1 ст. 166 НК РФ), а при отгрузке принять к вычету (п. 8 ст. 171 НК РФ, п. 6 ст. 172 НК РФ). В то же время компания вправе принять к вычету НДС по суммамоплаты, частичной оплаты перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав при наличие предусмотренных НК РФ документов (п. 12 ст.171 НК РФ, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Особенно важно прогнозировать НДС по денежному потоку для компаний, выступающих генеральными подрядчиками по длинным контрактам, мы стараемся договорится о перечислении предоплаты в начале месяца или квартала для того, чтобы успеть также перечислить нашим поставщикам. В случае если работы не сдаются нами в рамках квартала это позволяет нам не замораживать деньги на исчислении НДС с предоплаты.

В общих случаях НДС рассчитывается в одном квартале, а уплачивается равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев следующего квартала (п.1 ст. 174 НК РФ). Соответственно влияние бюджета по налогам в части НДС, будет следующим в БДР суммы доходов и затрат, будут указаны без НДС, за исключением случаев, указанных выше, а в БДДС будут указываться суммы НДС к уплате по мере наступления сроков, предусмотренных НК РФ.

Налог на прибыль

Особенности налога на прибыль заключаются в том, что он определяется, исходя из данных налогового учета, а бюджетирование осуществляется на основании данных управленческого учета. Налог на прибыль исчисленный, исходя из данных управленческого учета с высокой вероятностью будет отличаться от суммы фактического налога на прибыль. И это обусловлено различными целями и соответственно методологией этих видов учета.

В нашей практике для подготовки бюджета по налогу на прибыль мы используем формы налоговых регистров, предусмотренные учетной политикой для целей налогообложения. Необходимость такого подхода связана с тем, что в прогнозном периоде мы планировали капитальные вложения, а согласно абз.2 п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК.

Поскольку данная возможность не предусмотрена другими системами учета мы сделали отдельный налоговый регистр для данных расходов.Различия между налоговым, бухгалтерским и управленческим учетом будут в признании доходов и расходов, в моменте признания доходов и расходов, поэтому мы решили все-таки по существенным сумма делать прогнозные налоговые регистры.

Это вышеуказанное касается отражение сумм в БДР, с точки зрения БДДС существуют следующие особенности.Компания должна уплачивать суммы налога на прибыль и суммы авансовых платежей по налогу, при этом пунктом 2 ст. 286 НК РФ предусмотрена возможность для выбора порядка перечисления авансовых платежей:

  • уплата ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли;
  • уплата ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода;

Согласно абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

При уплате ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода расчет более сложный и производится следующим образом:

  • за 1 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равна ежемесячным авансовым платежам за 4 квартал предыдущего года;
  • за 2 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равны 1/3 суммы авансовых платежей за 1 квартал
  • за 3 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равна 1/3 * (сумма авансового платежа за 6 месяцев за минусом суммы авансового платежа за 1 квартал)
  • за 4 квартал сумма ежемесячного авансового платежа равна 1/3 * (суммы авансового платежа за 9 месяцев за минусом суммы авансового платежа за 6 месяцев).

У каждого из вариантов есть свои преимущества и недостатки, например, уплата авансовых платежей из фактической прибыли позволяет четко прогнозировать связь между прибылью отчетного периода и налогом, а при уплате авансовых платежей в течение отчетного периода может быть сумма авансового платежа меньше, чем, если бы налог уплачивался исходя из фактической прибыли.

Напомним, что суммы налога согласно п. 1 ст. 287 НК РФ уплачиваются следующим образом:

  • годовой налог не позднее 28 марта следующего года;
  • ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
  • ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Расчет авансовых платежей по налогу на прибыль еще раз подтверждает необходимость составления бюджета по налогам наиболее компетентными сотрудниками в области финансов и налогообложения. А заблаговременное составление бюджет по налогам на следующий год позволит проанализировать возможность перехода на ту или иной способ расчета авансовых платежей, исходя из прогнозируемых финансовых показателей.

Налог на имущество и земельный налог

Налог на имущество рассчитывается исходя из балансовой стоимости имущества в отношении движимого имущества и кадастровой стоимости имущества в отношении недвижимого имущества (ст. 375 НК РФ). Для расчета прогнозного налога на имущество по существующим основным средствам достаточно экстраполировать данные по балансовой и кадастровой стоимости на прогнозный период, правильно применив норму амортизации и налоговую ставку. В отношении недвижимого имущества необходимо понимать будет ли у государственных органов возможность для пересмотра кадастровой стоимости в прогнозном периоде.При этом в прогнозном периоде может быть приобретено имущество, и для расчета налога по данному имуществу необходим инвестиционный бюджет в разрезе по видам приобретаемого имущества.

В отношение земельного налога будет действовать та же логика, что и в отношении налога на имущество, поскольку налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости (ст. 390 НК РФ).

НДФЛ и страховые взносы

По НДФЛ и страховым взносам бюджет будет рассчитываться на основании данных о предстоящей заработной плате. У нас в компании есть сотрудники, у которых заработная плата рассчитывается, исходя из оклада и есть сотрудники со сдельной заработной платой. Если в отношении «окладчиков» все достаточно просто: необходимо понимать размер оклада и ротацию. То расчет налогов по «сдельщикам» напрямую зависит от реализации плана продаж и производственного плана. Здесь уже исходная информация по заработной плате поступает от центра дохода и центра затрат.

Учитывая, что страховые взносы исчисляются с учетом предельной величины базы, мы разделяем сотрудников по группам доходов, для того, чтобы более точно посчитать сумму страховых взносов.

При исчислении НДФЛ компания выступает налоговым агентом,и обязательства по исчислению налога возникают на дату фактического перечисления работнику, данные суммы налога в нашей компании мы отражаем отдельно рядом со строкой заработная плата в БДДР и БДДС.

По результатам всех этих расчетов информация по отдельным налогамгенерируется в общий бюджет по налогам, который в свою очередь отражается в БДР, БДДС.

Если компания формирует отчет по балансовому листу, то тем необходимо формировать регистры по расчету постоянных и временных разниц. В нашей компании мы этого не делаем.

В случае если обязательство по уплате налога необходимо исполнить позже его начисления, то информация по начислению налога (БДР) попадет на текущий прогнозный период, а информация по уплате (БДДС) перейдет уже на период исполнения обязательства.Как указанно в примерах выше момент начисления и обязанности по уплате налога не совпадает, за исключением НДФЛ.

Не мало важным аспектом подготовки бюджета по налогам является прогнозирование наступления возможных налоговых рисков. Из опыта могу сказать, что как правила, квалифицированные главные бухгалтеры знают о своих налоговых рисках. Если в прогнозном периоде ожидается проведение выездной налоговой проверки, то в бюджетных формах, принятых в компании, необходимо учесть возможные суммы доначислений налогов, штрафов и пеней или, если компания будет обжаловать решения налоговых органов, то учесть это в следующих прогнозных периодах.

При план-факт анализе исполнения бюджета налогов может служить лакмусовой бумажкой, поскольку не выполнение плановых показателей по операционной и инвестиционной деятельность повлияет на сумму налогов к уплате. Но в то же время необходимо четко ставить задачу безопасной оптимизации перед ответственными за исполнения бюджета по налогам сотрудниками. В нашей компании по немного вырабатывается привычка более осознанного подхода к возможностям, который предлагает НК РФ.

Государственный бюджет

В предыдущей публикации я немного объяснил, что такое экономика страны, а сейчас хочу рассмотреть ее главный финансовый документ — государственный бюджет. Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое бюджет государства, как и зачем он формируется, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета и много другой полезной информации на эту тему. Обо всем этом далее по порядку.

  1. Суть государственного бюджета
  2. Функции государственного бюджета
  3. Дефицит и профицит государственного бюджета
  4. Доходы государственного бюджета
  5. Расходы государственного бюджета

Суть государственного бюджета

У государства, как и у любого субъекта хозяйствования, есть свой бюджет. Причем, ввиду масштабов его деятельности, бюджет государства тоже можно назвать наиболее серьезным и масштабным финансовым документом.

Государственный бюджет — это финансовый план доходов и расходов страны на последующий период (как правило — календарный год), который принимается на законодательном уровне, а в дальнейшем исполняется, но может подлежать корректировкам.

В каждой стране перед началом нового календарного года принимают бюджет на следующий год, который подробно расписывается в Законе о бюджете. Этот Закон, как и другие нормативные акты страны, является обязательным для исполнения, но при невозможности его исполнить к Закону о бюджете принимают разного рода дополнения (поправки).

В государстве могут сосуществовать бюджеты разных уровней, например, бюджет страны, бюджеты областей/регионов, бюджеты городов и т.д.

Функции государственного бюджета

Рассмотрим основные функции государственного бюджета, то есть, для чего вообще его принимают.

  1. Планирование доходов и расходов на предстоящий год;
  2. Регулирование финансовых потоков в государстве;
  3. Информирование населения и субъектов хозяйствования об экономической политике на предстоящий год.

Фактически, государственный бюджет является показателем осуществления государством своих функций: именно при помощи бюджета решаются вопросы макроэкономического регулирования в стране. Благодаря бюджету, формируются доходы и расходы хозяйствующих субъектов в государстве, включая население, регулируются объемы производства и торговли, формируются различные резервные фонды. Государственный бюджет самым прямым образом влияет на формирование важнейших экономических показателей страны.

Вот только самые ключевые моменты, на которые влияет бюджет государства:

  • ВВП;
  • Инвестиции (приток и отток капитала);
  • Реальные доходы граждан;
  • Уровень цен;
  • Уровень денежной массы в обращении;
  • Уровень инфляции;
  • Ставки по кредитам;
  • Валютный курс;
  • Объемы экспорта и импорта.

Дефицит и профицит государственного бюджета

Доходы и расходы государственного бюджета всегда стараются планировать так, чтобы они совпадали. Если получается такое равенство, то это сбалансированный бюджет. Однако, на практике идеального равенства достичь практически не удается, поэтому бюджет может приниматься с дефицитом или профицитом.

Дефицит государственного бюджета — это превышение расходной части над доходной. Образовавшаяся разница и является размером дефицита.

Профицит государственного бюджета — это превышение доходной части над расходной. Образовавшаяся разница и является размером профицита.

Конечно, дефицит бюджета — это более негативное явление, чем профицит, ведь его надо за счет чего-то покрывать: это может быть дополнительная денежная эмиссия, внешние или внутренние займы, расходование средств резервных фондов и т.д. Но и слишком большая величина профицита бюджета тоже нежелательна — это будет свидетельствовать о неумении грамотно распределить поступившие доходы.

Теперь давайте вкратце рассмотрим структуру доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета

Доходы госбюджета — это денежные средства, которые планируется получить в бюджет на протяжении планируемого периода.

Прежде всего, доходы государственного бюджета можно разделить на 3 категории:

  1. Налоговые поступления — все, предусмотренные законодательством налоговые платежи: налоги, сборы разных уровней, пени, штрафы.
  2. Неналоговые поступления — платежи, в бюджет, не связанные с налогами и сборами: арендная плата, доходы от приватизации госимущества, прибыль государственных предприятий, выручка от оказания платных услуг, перераспределение средств из бюджетов других уровней, финансовая помощь, проценты по вкладам, доходы от ценных бумаг и т.д.
  3. Доходы целевых бюджетных фондов.

Как правило, существенно преобладающей является первая категория.

Кроме того, доходы государственного бюджета можно разделить на:

  • Собственные — доходы, закрепленные именно за бюджетом государства;
  • Регулирующие — доходы, поступающие в бюджеты других уровней с обязательным перечислением части средств в общий бюджет страны.

Расходы государственного бюджета

Расходы госбюджета — это денежные средства, которые планируется выплатить из бюджета на протяжении планируемого периода. Расходы оплачиваются за счет доходов.

Все расходы государственного бюджета можно разделить на 2 большие группы:

  1. Капитальные расходы — это фактически инвестиции — вложения средств в разные активы, проекты, с целью их развития и дальнейшего извлечения прибыли. В частности, в эту категорию затрат входят расходы на научную деятельность, инновации.
  2. Текущие расходы — расходы на текущую деятельность, обеспечение функционирования государственного аппарата, государственных и бюджетных учреждений разных уровней.

Чем выше доля первой категории в структуре бюджета государства, тем выше перспективы развития страны.

Также расходы государственного бюджета можно классифицировать по направлениям расходования средств:

  • Расходы на образование;
  • Расходы на здравоохранение;
  • Расходы на оборону;
  • Социальные расходы;
  • Расходы на погашение и обслуживание внутренних и внешних долгов;
  • Расходы на формирование государственных резервов;
  • Расходы на государственную поддержку отраслей народного хозяйства;
  • И т.д.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое бюджет государства, как он формируется, из чего состоит, какие функции обеспечивает. Думаю, что информация всегда будет полезной для более грамотного толкования экономических новостей и понимания сути многих процессов, происходящих в экономике государства.

На этом все. Увидимся в других публикациях на Финансовом гении — сайте, где вы можете повысить свой уровень финансовой грамотности и узнать много интересной и полезной информации в области финансов и экономики.

Читайте также: