Аудит учетной политики для целей налогового учета включает

Опубликовано: 22.04.2024

Учетная политика организации представляет собой важнейший компонент управленческой системы. В ней сформулированы принципы и правила, согласно которым внутри предприятия осуществляются финансовый учет и контроль. Подразумевается, что эти правила будут отражать ведущийся в компании бухгалтерский учет адекватно действующему законодательству. Именно это соответствие и проверяется компетентными органами в ходе аудита учетной политики.

Рассмотрим, что именно становится объектом проверки в рамках такого аудита, какие цели и задачи он преследует и каким результатом завершится, а также какие типичные ошибки чаще всего встречаются у проверяемых.

Чем руководствуются аудиторы

Проверяя, насколько применяемые в данной организации методики бухгалтерского учета соотносятся с последними законодательными нормами, контролирующие органы действуют в рамках следующих нормативных актов:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (Приказ Министерства финансов России № 60н от 09.12 1998 г.);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина России № 106н от 06.10.2008 г.);
  • Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22.07.2003 г. (в редакции от 18.09.2006 г.).

Цель проведения аудита учетной политики

Знакомясь с учетной политикой, аудиторы ставят перед собой конкретную цель: выяснить полноту и соответствие отечественному законодательству правил бухучета, принятых в данной организации, а также корректность их применения. Для достижения этой цели перед проверяющими встают следующие основные задачи:

  • проанализировать существующую на предприятии систему финансового контроля и учета;
  • изучить финансовый документооборот на фирме;
  • оценить корректность учетной политики.

Вопрос: В организации с 01.02.2020 сменились директор и главный бухгалтер. Необходимо ли внести изменения в учетную политику в связи с этим? Если необходимо, то какой датой?
Посмотреть ответ

Что именно будут проверять

Изучая финансовую отчетность и внутренние нормативные акты, аудиторы могут:

  • выявить предпочитаемые методы ведения бухучета на данном предприятии;
  • оценить соответствие бухгалтерии декларируемым методикам учета;
  • проверить правильность отображения бухгалтерских данных на тех или иных счетах;
  • уточнить соответствие отображаемых операций принятым ПБУ регистрам;
  • сверить итоговые показатели тех или иных статей учета с Главной книгой и другими синтетическими регистрами.

В ходе аудита проверяющие должны дать оценку таким показателям учетной политики, как:

  • полнота – исчерпывающее отражение регламента учета хозяйственных операций;
  • своевременность – соответствие актуальным нормам закона;
  • осмотрительность – отсутствие спрятанных резервов, честное признание расходов, долгов, обязательств;
  • важность содержания в большей степени, чем формы – экономическое обоснование в приоритете над буквой оформления;
  • непротиворечивость – данные аналитического и синтетического учета не должны расходиться;
  • рациональность – степень соответствия выбранных методик параметрам аудируемого юрлица).

Ожидаемый результат аудита

В результате проверки формируется компетентное мнение о достоверности финансовой отчетности фирмы. Аудиторы смогут четко ответить на вопрос, допущены ли нарушения правил бухгалтерского учета, есть ли противоречия с актами законов, в результате чего возникают налоговые несоответствия.

Где искать доказательства

Результаты аудиторской проверки должны подкрепляться документальными доказательствами. Такой доказательной базой в ученой политике служат следующие документы:

  • распоряжение руководства (приказ) о закреплении учетной политики фирмы;
  • приложение к нему (отельные учетные методики);
  • рабочий план счетов бухучета;
  • утвержденный перечень «первички»;
  • образцы и формы внутренней бухгалтерской документации;
  • регламент документооборота в организации;
  • пояснения к балансу (если есть отличия от правил, принятых в других учетных годах).

Со всей этой документацией аудиторы имеют право беспрепятственно ознакомиться и изучить ее.

Важно! Помимо внутренних документов, в арсенале аудиторов есть государственные законодательные акты, на соответствие которым проверяется учетная политика. Во внимание также будут приняты предыдущие аудиторские заключения, если таковые имеются.

Дополнительными источниками доказательств могут служить сведения, разъяснения, заявления руководящих кадров организации.

Типичные ошибки, фиксируемые аудиторами

Руководителям предприятий следует быть особенно внимательными. Ряд нарушений, нередко встречающихся в учетной политике, легко узнаваем при аудиторской проверке, именно на эти моменты контролеры обращают внимание прежде всего:

  1. Ошибка в датировании. Нередко руководство подписывает приказ об утверждении учетной политики или переменах в ней на текущий год в этом же году. Это неверно: ПБУ 1/2008 требует утверждать правила учетной политики до 1 января того года, в котором они начнут действовать. Так что еще раз проверьте дату, стоящую на приказе.
  2. Чрезмерная краткость. В распоряжении (приказе) руководства не следует быть слишком лаконичным при обозначении элементов учета. Нужно их подробно охарактеризовать, а не только назвать, иначе выбор способа их отражения в бухучете может оказаться неоднозначным. В этом случае нарушаются ПБУ и Инструкция по его применению, а также Положение по бухгалтерскому учету № 60 н. Обнаруживший такую ошибку аудитор упрекнет учетную политику предприятия в «недостаточной методологической полноте». Полный объем учтенной политики предусматривает отражение в ней следующих обязательных моментов:
    • формы «первички» и внутренней отчетности, для которых нет типовых образцов;
    • регламент инвентаризации;
    • методики учета активов и обязательств;
    • аналитические регистры бухучета (формы, порядок занесения в них сведений);
    • положение о бухгалтерии (должностные инструкции бухгалтерских кадров организации);
    • освещение вопросов документооборота (внутреннего и между филиалами);
    • способы обработки учетных данных;
    • регламент учета каждого вида финансовых операций;
    • организация взаимосвязи налогового, финансового, управленческого учетов.
  3. Не определены сроки инвентаризации. Один из ключевых моментов учета – инвентаризация имущества. В документах нужно не просто указать ее сроки, а иметь четкий график. Если этих сведений нет, нарушается ст. 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.
  4. Нет точных дат относительно подотчетных средств. Когда на хозяйственные расходы выдают средства под отчет, в нормативных актах фирмы должен быть указан точных срок этого отчета (обычно это 10 дней после получения). Если эта норма не прописана, нарушается п.11 «Порядка ведения кассовых операций в РФ» утвержденного письмом ЦБ от 22 сентября 1993 г. № 40.
  5. Не уточнена оценка выбытия финансовых активов и ценных бумаг. Когда выбывают вложенные финансовые средства, относительно которых нельзя точно определить рыночную стоимость, в учетной политике надо определить способ их оценки, выбрав один из предлагаемых ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений».
  6. Отсутствие динамики в документах. В приказ не внесены изменения в учетной политике, по факту введенные на предприятии под влиянием реорганизации, добавления видов деятельности, перемены собственников и других факторов.
  7. Ошибки в содержании учетной политики:
    • нет графика оборота документов;
    • затраты и прибыли неправильно отражены по отчетным периодам;
    • капитальные вложения смешаны с текущими тратами;
    • нарушен принцип имущественной обособленности;
    • не прописана методика отражения возврата товара и др.
  8. Формальное отношение. Аудитору всегда видно, действительно ли работают пункты приказа об учетной политике или он составлялся руководством «для галочки». Мало иметь безупречные бумаги, надо, чтобы они соответствовали действительному положению вещей.

Что такое аудит учетной политики

Аудит учетной политики (далее — УП) проводится по-разному и с разными целями, в зависимости от того, какая назначена проверка.

Независимая аудиторская проверка

Эту проверку проводят аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, у которых есть соответствующая лицензия. Они проверяют учетную политику на соответствие законодательству РФ, и смотрят, соблюдает ли организация утвержденные в ней положения.

Для некоторых организаций ежегодный аудит обязателен — их перечень определен в ст. 5 ФЗ №307-ФЗ. Например, это все акционерные общества и организации с выручкой свыше 400 млн рублей в год. Обязательный аудит УП не предусмотрен, но ее тоже могут проверить.

Также независимую аудиторскую проверку могут инициировать материнская компания и третьи лица, например, ваш банк-кредитор или потенциальный инвестор.

Добровольная аудиторская проверка

Добровольная аудиторская проверка начинается по инициативе руководства. Ее можно проводить силами самой фирмы или тоже пригласить независимых аудиторов. Как часто проверять решает менеджмент организации или собственники. Вот самые частые поводы для начала проверки:

  • проверка работы бухгалтерии, главбуха или финдиректора;
  • проверка работы управленческого состава;
  • требование партнеров по бизнесу;
  • замена главбуха;
  • подготовка к продаже или реорганизации компании;
  • скорая проверка налоговыми органами;
  • подготовка к сертификации.

Налоговая аудиторская проверка

Этот вид выделять не совсем корректно, так как налоговая не проводит аудит УП в стандартном понимании. При камеральной и выездной проверке налоговики могут запросить документ, но интересуют их, как правило, именно наличие учетной политики, нормы и правила, которых вы придерживаетесь в учете. Если УП у вас нет или она составлена с нарушениями, бухгалтера могут оштрафовать.

Зачем проводить аудит учетной политики

Крупные компании и акционерные общества уделяют аудиту учетной политики большое внимание. Ее важно корректировать и улучшать, не только чтобы хорошо показать себя перед налоговой или инвесторами, но и для собственной эффективности.

Профессиональные аудиторы подскажут, способствует ли принятая УП эффективной работе организации, и проверят, насколько утвержденные методы оценки, начисления амортизации и пр. соответствуют типу компании. Расскажут, что можно улучшить.

Как запланировать аудиторскую проверку компании

Руководство организаций, которые не подлежат обязательному аудиту, часто поручает проведение аудита своим сотрудникам. Как правило, этим занимаются простые бухгалтеры под командованием главбуха. От работы их при этом не освобождают, все наваливается комом, и такая проверка априори не может быть эффективной.

  • Во-первых, вся бухгалтерия — это заинтересованное лицо: ей приходится проверять собственную работу и находить собственные ошибки. Иногда их сложно заметить, а иногда хочется намеренно скрыть.
  • Во-вторых, проведение аудита без отрыва от рутинной работы затягивает проверку.
  • В-третьих, бухгалтер, у которого нет знаний о стандартных проблемах УП, едва ли проверит ее правильность и составит мнение о достоверности.

От этого варианта не стоит отказываться, если вы стеснены в средствах или просто не имеете другой возможности. Но проверка от независимых аудиторов будет куда эффективнее.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

Аудиторы проверят рациональность методик учета и их соответствие законодательству. Составят аудиторское заключение со всеми недостатками УП, проблемами в ее выполнении и дадут рекомендации по устранению недочетов.

Что проверяют при аудите учетной политики

Аудит учетной политики

Профессиональные аудиторы проверяют УП для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Мы расскажем, на что они обращают внимание, а вы можете попробовать повторить действия специалистов в своей организации. Проверьте, есть ли в компании следующие документы и соответствуют ли они законодательству:

  • приказ об утверждении УП;
  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов и внутренней отчетности;
  • правила документооборота;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы начисления амортизации;
  • содержание и законность изменений и дополнений в УП;
  • пояснительные записки к балансу (их нужно составлять при смене способов учета, отраженных в УП).

Кроме проверки соответствия УП отраслевым стандартам, №402-ФЗ и ПБУ 1/2008, аудитор сопоставляет документы разных учетных направлений. Это помогает найти незаконные хозяйственные операции, ведущие к налоговом и финансовым нарушениям.

Для аудита УП для целей налогообложения проверьте:

  • наличие и состав распорядительных документов;
  • соответствие сроков и форм документов требованиям закона;
  • полноту разделов УП;
  • стабильность применения УП в каждом налоговом периоде;
  • обоснованность изменений и дополнений в УП;
  • влияние применяемых методов на достоверность отчетности;
  • СВК по налоговому учету.

По заказу специалист дополнительно подготовит план мероприятий по оптимизации УП и найдет возможности для экономии, которые разрешены НК РФ.

Типичные нарушения в учетной политике

При проверках УП чаще всего встречаются следующие нарушения:

  1. В УП не утвержден порядок внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни.
  2. В УП не утверждены приложения: рабочий план счетов, порядок инвентаризации, формы первичных документов, способы оценки, порядок документооборота и т.д.
  3. Не утвержден порядок определения стоимости арендованных основных средств, при том что в договоре аренды он тоже не указан.
  4. Не раскрыто положение о порядке проверки на обесценивание финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость.
  5. Не утвержден порядок и методика создания резерва по сомнительным долгам.
  6. Не утвержден порядок формирования резерва под снижение стоимости материальных запасов.
  7. Не утвержден метод расчета текущего налога на прибыль.
  8. Не утвержден показатель существенности для детализации статей бухотчетности.

Встречаются и другие нарушения. Поэтому проверкой лишь этих направлений ограничиваться не стоит.

В сервисе Контур.Бухгалтерия есть образцы учетной политики для разных систем налогообложения, которые полностью соответствуют актуальному законодательству. Ведите учет, платите зарплату, начисляйте налоги и взносы в нашем сервисе. Дарим всем новым пользователям две бесплатных недели работы в бухгалтерии.

Положения учетной политики — ориентир компании, закрепленные правила ведения бухгалтерского и налогового учета в рамках, оговоренных законодательством.

Расскажем, из чего должна состоять учетная политика на 2021 год и убедимся, что все новшества «нормативки» по бухгалтерскому учету зафиксированы в учетной политике на 2020 год.

Почему учетная политика не может быть неизменной и что в ней должно содержаться

Бухгалтерский учет предполагает наличие Учетной политики. Этот документ актуализируется и утверждается ежегодно. Зачастую корректировка прошлогодней УП неизбежна и обусловлена (п. 10 ПБУ 1/2008):

  • переменами в нормативной базе;

Еще с 2019 года наметилась модификация в бухгалтерском учете, вытекающая из постепенного внедрения норм МСФО в систему бухгалтерского учета РФ. Уже изданы ФСБУ, которые компании вправе брать на вооружение с 2021 года добровольно, а ФСБУ 5/2019 вообще неизбежен. Помимо этого, с 1 января 2021 года стали действовать многочисленные корректировки в НК РФ.

  • внедрением компанией ранее не используемых способов бухучета;
  • значительным преобразованием условий хозяйствования (реорганизация, изменение вида деятельности организации и т.п.).

Обособленного раскрытия в бухгалтерской отчетности требуют существенные корректировки в УП.

Что требуется отобразить в учетной политике?

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, которые используются для осуществления полного и своевременного бухгалтерского учета + для оформления надлежащей с точки зрения законодательства отчетности;
  • бланки «первички», регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности;
  • процедуру осуществления инвентаризации активов и обязательств компании;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • график оборота документов;
  • процедуру надзора за хозяйственными операциями;
  • ответы на другие вопросы, которые нужны для функционирования бухгалтерского учета.

Перечисленное — «костяк» учетной политики, но это — только база. Помимо нее нужны правила, регламентирующие операции, осуществляемые определенной компанией.

Чем необходимо руководствоваться?

При формулировании положений УП для заданного объекта бухучета следует выбирать из ряда способов, предлагаемых ФСБУ. В ситуациях, когда есть нехватка нормативного регулирования в ФСБУ — нужно самостоятельно разработать способ, учитывая действующую «нормативку» о бухгалтерском учете.

Важно не забыть про последовательность (приоритетность) актов:

  • МСФО;
  • положения федеральных/отраслевых стандартов бухучета по аналогичным и связанным вопросам;
  • рекомендации в области бухучета.

Проверяем учетную политику 2020

Учетной политике нужно придать надлежащий вид, тем более, если предстоит аудиторская проверка. Не редкость, когда фирмы забывают оформить юридически (закрепить в учетной политике) то, что активно применяют в практике бухучета. Напомним о важнейших вопросах, которые нужно было оговорить в УП на 2020 год.

1. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»

Изменения УП 2020 обусловлены поправками в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Учетная политика в 2020 году должна содержать:

  • выбор свернутого или развернутого порядка раскрытия информации о доходах, связанных с пришедшими бюджетными средствами на оплату капитальных и текущих трат;
  • способ представления в бухгалтерском балансе доходов будущих периодов, которые признаны в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат:
    • в качестве обособленной статьи в составе долгосрочных обязательств;
    • в качестве регулирующей величины, снижающую балансовую стоимость внеоборотных активов.

Это не потеряло своей актуальности для учетной политики на 2021 год.

2. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

Корректировки в ПБУ 16/02 (Приказ Минфина России от 5 апреля 2019 г. № 54н) нужно иметь в виду при составлении УП на 2020 год. Перенести их придется и в учетную политику этого года.

Суть перемен: возник вид активов компании — долгосрочные активы к продаже (ДАП):

  • объекты основных средств или прочих внеоборотных активов (кроме финансовых вложений), которыми не пользуются (их решили продать) и снова с ними работать не будут (последнее должно подтверждаться);
  • материальные ценности для продажи, которые образовались от выбытия внеоборотных активов или появились при текущем содержании, ремонте, модернизации, реконструкции внеоборотных активов. Кроме ситуаций, в которых ценности стали материалами, запасными частями или другими запасами, которые в дальнейшем будут пущены в производство продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Корректировки потребовались для того, чтобы раскрытие информации о прекращаемой деятельности в бухотчетности не противоречило Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

В учетной политике с 1 января 2020 года обязана присутствовать процедура отображения ДАП в учете и отчетности. Это обеспечит унификацию учетных процедур и систематизацию действий специалиста, который ведет операции с ДАП.

3. Новая редакция ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Поправки в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (Приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н), надлежало применить в учетной политике на 2020 год. Если это сделано, то в учетной политике на 2021 год по данному вопросу корректировать ничего не придется. Новшества ПБУ 18/02, которые неизбежны с 2020 года:

метод учета разниц:

  • метод отсрочки (пооперационный);

  • порядок учета постоянных разниц;
  • порядок учета временных разниц и регистр временных разниц.

Для корректного учета налога на прибыль юридическому лицу надлежит создать и провести утверждение в учетной политике формы регистра налогового учета «регистр учета временных разниц». Это список признаваемых в бухгалтерском балансе активов и обязательств и объектов налогового учета.

Чтобы надлежащим образом соблюсти нормы свежей редакции ПБУ 18/02 необходимо определить подходы к квалификации разниц и соотнести методику расчета отложенных налогов с применяемой в компании. Выбранные подходы следует включить в учетную политику.

В учетной политике уже на 2020 год требовалось отобразить все используемые корреспонденции счетов при использовании свежего ПБУ 18/02: — учет ОНА, ОНО, учет операций при переоценке основных средств и т.д.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Аудит
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. На втором этапе рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа:

Аудит для целей бухгалтерского учета

При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами аудируемого лица:

  • приказом (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;
  • рабочим планом счетов бухгалтерского учета;
  • перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
  • изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.
Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудитору следует собрать ответы на следующие вопросы:

  • имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики;
  • имеется ли в организации учетная политика;
  • утверждено ли положение о бухгалтерской службе;
  • утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
  • ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;
  • корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;
  • оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;
  • сдается ли выписка из учетной политики в налоговое органы;
  • утвержден ли график документооборота;
  • имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики;
  • имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);
  • имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;
  • утвержден ли график проведения инвентаризации;
  • проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;
  • проводятся ли обязательные инвентаризации;
  • проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;
  • ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;
  • определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;
  • определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.
Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

На втором этапе для проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить рабочую таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит для целей налогового учета

В рамках аудиторской проверки аудитор должен ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические моменты ведения налогового учета на аудируемом предприятии и проанализировать следующие вопросы:

1. Кем осуществляется налоговый учет в организации:

  • главным бухгалтером;
  • бухгалтерской службой;
  • структурным подразделением и др.
2. Как составлены формы первичной учетной документации:

  • на основе первичных документов бухгалтерского учета;
  • на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
3. Какова технология обработки информации для налогового учета:

  • ручная;
  • автоматизированная.
4. Как составлены формы аналитических регистров налогового учета:

  • на основе первичных документов бухгалтерского учета;
  • на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
5. Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров.

6. Утвержден ли график документооборота.

В рамках методологического раздела проверяется правильность исчисления налога на прибыль и НДС.

Например, при проверке исчисления налога на прибыль анализируются следующие вопросы, которые обязательно должны быть освещены в рабочих бумагах аудитора:

1. Какой метод начисления амортизации используется для объектов основных средств (ОС):

  • линейный метод;
  • нелинейный метод;
  • с применением понижающих коэффициентов;
  • без применения понижающих коэффициентов.
2. Определен ли метод начисления амортизации ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности.

3. Определен ли порядок признания расходов на ремонт основных средств:

  • признаются в отчетном периоде, в котором они были осуществлены в сумме фактических затрат;
  • создается резерв на предстоящие расходы по ремонту ОС.
4. Какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ, оказании услуг выбран:

  • по себестоимости единицы запасов;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых во времени приобретений (ФИФО);
  • по себестоимости последних во времени приобретений (ЛИФО).
5. Отражен ли порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, остатки готовой продукции, остатки отгруженной продукции.

6. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации при наличии обособленных подразделений:

  • среднесписочная численность работников;
  • сумма расходов на оплату труда.
7. Какой метод признания доходов и расходов используется:

  • кассовый метод;
  • метод начисления.
8. Создается ли резерв под обесценение ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность и ведущими налоговый учет по методу начисления.

9. Создается ли резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

При проверке исчисления НДС анализируются следующие вопросы.

1. Определена ли дата возникновения обязанности по уплате НДС.

2. Каков налоговый период уплаты НДС:

  • календарный месяц;
  • квартал.
3. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации.

4. Определен ли показатель для расчета сумм НДС, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

5. Ведется ли в организации раздельный учет НДС (облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности).

6. Определен ли порядок раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности.

Данный документ по оценке учетной политики организации можно использовать как программу (методику) проведения аудита по разделу «Учетная политика» и как рабочий документ аудитора, содержащий подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Такой документ с рекомендациями аудитора можно включить в письменную информацию (отчет аудитора).

Корректно составленная бухгалтерская отчетность показывает, насколько ответственно предприятие относится к своим обязанностям. Но для того, чтобы наладить нормальный документооборот, необходимо организовать порядок ведения бухучета и разработать учетную политику (УП), которая соответствует законодательству и учитывает интересы компании. Для этого компании необходимо провести аудит организации бухучета. При такой процедуре квалифицированный специалист оценивает достоверность составления отчетов организации и их соответствие положениям по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08). Во время аудита учитываются особенности проверяемой компании, такие, как:

  • правовой статус;
  • последовательность применения УП;
  • период деятельности.

Первоочередными задачами аудиторов при проверке являются:

  • оценка применения УП организацией с учетом установленной последовательности действий;
  • проверка соблюдения положений УП, утвержденной на предприятии.

Как проходит проверка?

Аудит организации бухгалтерского учета проводится по предварительно разработанной методике, к процедуре допускается только опытный и квалифицированный специалист. Источником данных служит информационная база, имеющаяся на предприятии:

  1. составленная главным бухгалтером и утвержденная генеральным директором организации УП;
  2. используемый план счетов организации;
  3. свод первичных документов, формирующих массив данных для отчетности;
  4. существующие правила документооборота;
  5. методики формирования показателей отчетности;
  6. дополнительные данные, влияющие на выбранные способы ведения учета.

В процессе проверки выясняется не только корректность составления документов, но и выполнение УП. По окончании такой проверки аудитором составляется заключение – документ, в котором выражается мнение о достоверности отчетности. Если в процессе анализа выявится факт изменения УП, первоочередной задачей аудитора является определение его обоснованности. Законодательство предусматривает несколько ситуаций, допускающих изменение в УП:

  • нововведения в нормативных и законодательных актах, регулирующих использование учетной политики;
  • разработка и внедрение новых способов ведения отчетности;
  • реорганизация и прочие существенные изменения в условиях деятельности компании.

Если одно из условий законного изменения учетной политики было соблюдено, ответственные лица на предприятии должны составить пояснительный документ с указанием следующих деталей:

  • причина изменений в УП;
  • содержание новых положений УП;
  • порядок внесения изменений в бухгалтерскую отчетность;
  • суммы денежных средств, на которые были скорректированы данные отчетности.

Привлечение одного специалиста для проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики может не дать нужный результат, поскольку это занимает много времени, при этом не всегда удается охватить все аспекты деятельности предприятия. Гораздо эффективнее нанимать специализированные аудиторские компании, такие, как КСК ГРУПП. Мы предлагаем бизнесу комплексную проверку организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

Если у предприятия есть две учетные политики

Законодательство РФ предусматривает возможность утверждения учетной политики предприятия как в виде единого документа, так и в виде двух отдельных УП: для целей налогообложения и для бухгалтерского учета. В обоих случаях аудитор должен проверить все имеющиеся положения учетной политики, даже если у него стоит задача только оценить организацию бухгалтерского учета. В процессе выполнения поставленной цели проверяющее лицо должно документировать все выполненные операции. Для полноты отражения всей проведенной работы обычно используются такие типовые документы:

  • тесты, разработанные аудиторской организацией для конкретной проверки;
  • перечень вопросов для руководителей предприятия и работников бухгалтерии;
  • утвержденные внутренние формы бланков;
  • протоколы и акты.

Единой формы изучения и оценки организации бухгалтерского учета нет, поэтому каждая аудиторская организация использует свои формы документов. То же касается и разработки методик проверки – их составляет проверяющая организация в соответствии с поставленными целями.

По результатам оценки надежности организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля делается вывод аудитора о том, влияет ли внутренний контроль и существующая УП на возможность выявления ошибок при ведении учета и расчетах с контрагентами.

Какие ошибки можно выявить при проверке?

Нарушения, которые удается обнаружить при аудите, могут иметь различную природу. Среди наиболее часто встречаемых можно перечислить следующие:

  • приказ об учетной политике (изначальный или измененный) не содержит подробных характеристик элементов учета бухгалтерских активов, что делает невозможным их однозначное отражение в учетной политике;
  • предприятие приняло новые правила ведения бухучета, но не отразило это в учетной политике. При этом такое расхождение будет считаться нарушением даже в том случае, если смена порядка ведения бухучета продиктована не решением предприятия, а законодательными изменениями;
  • данные о проведении финансово-хозяйственной операции не соответствуют истине. Например, наличие в отчетной документации операций, сделанных несколько недель назад, но фактически проведенных несколько дней назад;
  • в перечень капитальных вложений включены текущие затраты организации.

Как показывает практика, в большинстве случаев нарушения являются результатом неэффективной работы службы внутреннего контроля. Если они будут выявлены при проверке со стороны налоговых органов, предприятию угрожают серьезные штрафы. Тогда как своевременное устранение недостатков в организации бухгалтерского учета поможет избежать подобных проблем и наладить корректный оборот учетной документации. КСК ГРУПП рекомендует регулярно проводить аудит и предлагает свою помощь в этом.

Наши специалисты имеют большой опыт проведения проверок организации бухучета на любых предприятиях. Мы знакомы со спецификой работы компаний из разных сфер экономики, что позволяет предельно сократить сроки на ознакомление с особенностями работы конкретного предприятия. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики проводят специалисты с соответствующей подготовкой, ответственность КСК ГРУПП застрахована. Кроме того, мы гарантируем конфиденциальность всех данных, полученных от клиента во время проверки.

Бухгалтерский аудит – средство защиты от нарушений в налоговом учете

Сторонняя независимая проверка (аудит) бухгалтерской отчетности – это простой способ убедиться в достоверном составлении отчетной документации. Такая процедура может быть как инициативной (проведена по запросу руководства компании), так и обязательной. В России актуальны два вида проверок итоговой бухгалтерской отчетности:

  • аудит по РСБУ – российским стандартам бухгалтерской отчетности;
  • аудит по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Если говорить о проверке по МСФО, то она, по большей части, актуальна для крупных предприятий, имеющих тесные связи с иностранными партнерами или инвесторами. Тогда как аудит по российским стандартам применяется для любых компаний, работающих на территории РФ.

Что проверяют при аудите по РСБУ?

Основной задачей при выполнении проверки отчетности по РСБУ является выражение мнения о соответствии порядка ее составления действующим нормам бухгалтерского законодательства, сформированное независимым лицом. В качестве аудитора может выступать как физические лицо – специалист, имеющий необходимое образование, так и специальные организации, предлагающие подобные услуги.

При проверке анализируется вся документация бухгалтерского учета за отчетный период (обычно – один год). Аудит проходит в соответствии с установленными правилами, а лицо, которое его осуществляет, несет профессиональную ответственность. Это обеспечивает непредвзятость и объективность мнения, выраженного в заключении.

Контролирующие органы могут запросить результаты проверки при подаче отчетных бухгалтерских документов. Кроме того, законодательство предусматривает ряд случаев, когда проверку в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета необходимо проводить в обязательном порядке:

  • если предприятие имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • если компания получила более 400 млн руб. выручки за предыдущий отчетный год и не является государственным или муниципальным предприятием;
  • если сумма активов компании за предыдущий отчетный год превышает 60 млн руб. (кроме тех же ГУП и МУП);
  • если компания занимается одним из перечисленных видов деятельности: страхование, кредитование, участие на рынке ценных бумаг в виде профессиональных организаций или акционеров.

Инициативный аудит по РСБУ

В отличие от обязательной, инициативная проверка на соответствие российским стандартам бухгалтерской отчетности показывает наличие искажений в любой выбранный момент времени, как только у руководства возникает такая необходимость.

Основное преимущество инициативного аудита по РСБУ в том, что его можно проводить не только непосредственно перед подачей документов в налоговую, но и в таких случаях:

  • смена главного бухгалтера;
  • подготовка отчета для нового руководства или партнеров компании;
  • упорядочение документации с целью исключения ошибок.

Специалисты КСК ГРУПП предлагают несколько вариантов такой проверки: сразу за год или в несколько этапов. В случае с поэтапной проверкой точность результатов будет значительно выше, что поможет выявить даже самые мелкие ошибки или искажения.

Опыт КСК ГРУПП в сфере аудиторско-консалтинговых услуг составляет более 20 лет. За все время работы мы сотрудничали с клиентами разного уровня и знакомы со спецификой деятельности компаний из разных секторов экономики. Мы всегда руководствуемся интересами клиента и гарантируем конфиденциальность данных проверки.

Вместе с аудитом по РСБУ в КСК ГРУПП можно заказать и другие полезные для бизнеса услуги:

  • восстановление учета;
  • бухгалтерский аутсорсинг;
  • аудит финансовых результатов;
  • оценка системы внутреннего контроля и многое другое.

Обращаясь к нам, Вы доверяете свое дело профессионалам с большим опытом решения проблем, стоящих перед российским бизнесом.

Читайте также: