Актуальные проблемы налоговой политики

Опубликовано: 14.07.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсеева И.В., Мирзоев М.Р.

Система налогов и сборов является основополагающим элементом обеспечения жизнедеятельности любого государства. С помощью инструментария налоговой системы государство регулирует наиважнейшие финансово-экономические процессы распределения денежных потоков от уплаты налогов и сборов субъектами предпринимательской деятельности. Существующая система налогов и сборов, сложившаяся в нашей стране, несовершенна и требует значительных доработок. От того, как быстро произойдет совершенствование системы налогов и сборов, будет зависеть будущее государства. Совершенствование , в свою очередь, требует глобальных изменений не только в законодательном ключе, но и в мыслительном процессе каждого участника налоговых отношений. В случае инертности со стороны участников данных отношений по данному вопросу в системе налогов и сборов могут произойти необратимые изменения, которые приведут к дальнейшему упадку экономического потенциала страны

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евсеева И.В., Мирзоев М.Р.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.В. Евсеева, М.Р. Мирзоев

Аннотация. Система налогов и сборов является основополагающим элементом обеспечения жизнедеятельности любого государства. С помощью инструментария налоговой системы государство регулирует наиважнейшие финансово-экономические процессы распределения денежных потоков от уплаты налогов и сборов субъектами предпринимательской деятельности. Существующая система налогов и сборов, сложившаяся в нашей стране, несовершенна и требует значительных доработок. От того, как быстро произойдет совершенствование системы налогов и сборов, будет зависеть будущее государства. Совершенствование, в свою очередь, требует глобальных изменений не только в законодательном ключе, но и в мыслительном процессе каждого участника налоговых отношений. В случае инертности со стороны участников данных отношений по данному вопросу в системе налогов и сборов могут произойти необратимые изменения, которые приведут к дальнейшему упадку экономического потенциала страны.

Ключевые слова: совершенствование, налоги, влияние, снижение, распределение

ACTUAL PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVING THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

I.V. Evseeva, M.R. Mirzoev

Abstract. The system of taxes and fees is a fundamental element of the life of any state. With the help of tools of the tax system, the state regulates the most important financial and economic processes of distribution of cash flows from taxes and fees by business entities. The existing system of taxes and fees in our country is not perfect and requires significant improvements. The future of the state will depend on how quickly the system of taxes and fees will be improved. Improvement, in turn, requires global changes not only in the legislative framework, but also in the thought process of each participant of tax relations. In case of inertia on the part of the participants of these relations on this issue, irreversible changes in the system of taxes and fees can occur, which will lead to a further decline in the economic potential of the country.

Key words: improvement, taxes, impact, reduction, distribution

В настоящее время в Российской Федерации функционирует такая налоговая система, при которой у большинства участни-

ков данной системы возникает большое количество недовольств и нареканий.

Большинство законов и нормативно-правовых актов, используемых в настоящее время, не соответствуют нормам, заложенным в Конституции России, в должной мере. В этой связи необходимо согласовать нормы налогового законодательства с нормами Конституции. Система налогов и сборов, функционирующая под контролем Правительства РФ, не способствует развитию рыночных отношений [3, с. 41].

Одним из самых важнейших источников пополнения бюджета в России являются налоги, от которых зависит благополучие каждого гражданина. Главными недостатками налоговой системы являются отсутствие достойных мер по увеличению доходов населения, а также наличие не совсем эффективных мер налогового стимулирования.

В сфере налогов есть также проблема, которая связана с тем, что органы представительной власти местного самоуправления, представители региональной власти, а также чиновники федерального уровня не прислушиваются к мнению ученных в области налогообложения и кроме этого у них отсутствуют некоторые полномочия в некоторых вопросах.

Сложившаяся налоговая система не способна отвечать потребностям в инновационном росте отраслей экономики. Несостоятельная также и система информационного обеспечения налоговых органов, которые должны быть осведомлены практически по всем интересующим вопросам. Данный факт способствует оттоку капитала из страны, что является основной причиной сложившей экономической ситуации. Помимо этого нельзя не отметить еще одну проблему, касающуюся нестабильности налогового законодательства. Зачастую мы наблюдаем, как часто вносят изменения и поправки в налоговое законодательство, что по своей сути отражает картину нестабильности во мнениях и намеченном курсе органов государственного управления. Поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) вносятся с такой частотой, что по своей сути они мешают поступательному развитию государства. [4, с. 69]. Помимо этого, необходимо понимать, каким образом принимался данный документ, что, в свою очередь, делает логически понятным тот факт, что в нем содержится большое количество неоднозначностей

и противоречий в формулировках, отсутствует логическая взаимосвязь между главами и частями документа, что в итоге приводит к неустранимым сомнениям и неясностям налогового законодательства. В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, что в свою очередь предоставляет недобросовестным плательщикам налогов и сборов уклоняться от норм налогового законодательств. Из анализа положений НК РФ видно, что за последние 20 лет Правительство России не предпринимает шаги по совершенствованию элементов налогов и сборов на основе динамики социально-экономического развития страны. Отсутствие четких и понятных мер по противодействию недобросовестным налогоплательщикам является большим минусом налогового законодательства.

В России процесс установления налоговых ставок, как правило, проводится без достаточного анализа их влияния на экономику страны, зачастую упускается из виду научно-теоретическая составляющая, над которой работал известный американский экономист Артур Лаффер. Все это не способствует притоку в страну капитала, в котором России очень нуждается. Помимо этого в процессе определения налоговых ставок требуется рассматривать превентивные меры по противодействию законному уходу плательщиков от уплаты налогов. Кроме этого, фактом является то, что последствия от уклонения сводятся к нулю, если разного рода доходы облагаются по идентичным ставкам.

Сложившаяся в России система налогов и сборов с достаточно неэффективными ставками приводит к тому, что вводятся новые налоги, которые не отвечают запросам экономики страны, но, по мнению Правительства России, способные сглаживать отрицательные последствия, связанные с несовершенностью ставок налогов на отдельно взятые доходы. Например, по этой причине в настоящее время ввиду наличия более низкой ставки подоходного налога наиболее выгодно направлять денежные потоки на заработную плату, чем платить налог на прибыль организаций. Вышеуказанное может привести к сокрытию налогоплательщиками налоговой базы и недополученные государством денежные средства могут бесследно исчезнуть. Вследствие этого, становится очевидной потребность

в том, чтобы доходы облагались по идентичным усредненным ставкам, чтобы субъект предпринимательской деятельности не имел возможности и мотива перераспределить денежные потоки в целях «условно законного» снижения налоговой базы.

Таким образом, становится, очевидно, насколько нестабильны налоги в нашей стране, где систематически пересматривают ставки и льготы по ним, что, в свою очередь, имеет отрицательное воздействие на инвестиционную привлекательность государства, как это было отмечено выше.

Налоговые системы иностранных государств стремятся к упрощению и облегчению налоговых взаимоотношений и к уменьшению видов отдельных налогов. В России мы видим довольно усложненную структуру налоговой системы, в которой разные налоги порой не отличаются друг от друга.

Такое разнообразие платежей является причиной искажений при расчете налогов, нарушений сроков представления налоговой отчетности и сроков уплаты налогов, что в конечном тоге приводит к обязанности платить неустойки и пени. Возникает впечатление, что налоговую систему России усложняют намеренно, чтобы создавать дополнительную нагрузку на бизнес.

Помимо этого, наблюдает систематическое изменение форм налоговой отчетности, что также вносит свою отрицательную лепту на экономическую свободу бизнеса. Также нельзя не отметить, что в налоговом законодательстве толкуются не всегда однозначно нормы, в которых установлен порядок налогообложения и основания для исчисления отдельных налогов.

В этой связи по истечении определенного количества месяцев после опубликования закона, который иногда сложно отыскать, начинают появляться разъяснения и инструкции Министерства финансов России и Федеральной налоговой службы с толкованием того, каким образом тот или налог необходимо рассчитывать.

Кроме всего вышеуказанного необходимо выделить еще один недостаток системы налогов в России - это ее динамичность. Налоги могут быть введены и, не отработав положенного срока, сразу отменены.

Таким образом, все недостатки действующей в России налоговой системы можно сгруппировать по трем направлениям:

1. Система усложнена и противоречива. Можно опровергнуть акт соблюдения нормы указанной в п. 6 ст. 3 НК РФ, которая предусматривает наличие такой формулировки актов законодательства о налогах и сборах, чтобы «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». В настоящее время уплата налогов требует от субъектов бизнеса определенных знаний по налогообложению и налоговому учету, а в противном случае несение больших расходов на содержание профессионалов.

2. Слишком высокая налоговая нагрузка. Самым главным приоритетом государства в вопросах налогообложения является его фискальная функция.

3. Неопределенность налогового законодательства.

В РФ проведено несколько реформ, касающихся вопросов налогообложения, и этот процесс не останавливается потому, как в налоговое законодательство постоянно вносятся какие-то изменения, но, по-прежнему, как, отмечалось выше, она не безупречна и в ней есть много недостатков.

Вследствие этого, можно утвердительно заключить, что система налогов и сборов, сложившая в России требует совершенствования.

Рассмотрим некоторые направления совершенствования налоговой системы.

Во-первых, необходимо достичь определенности и стабильности системы налогов и сборов. Реализовать данный вопрос можно при помощи следующих шагов:

- установить окончательный перечень налогов;

- определить предельный уровень налоговых ставок по региональным и местным налогам;

- уменьшить количество налогов;

- определить четкие границы налоговой оптимизации;

- устранить имеющиеся противоречия между налоговым и иными видами законодательства;

- сократить количество налоговых льгот для выравнивания условий налогообложения;

- систематизировать систему ответственности за правонарушения в области налогов и сборов.

Во-вторых, необходимо установить фискальные стимулы, применяя следующие шаги:

- дифференцировать акцизы на продукцию добывающих отраслей;

- ввести механизма налогообложения недвижимости на основе рыночный отношений;

- планомерно снизить налоговую нагрузку с предприятий, путем переноса части налогового бремени с производственной сферы на сферу обращения;

- применить агрегирование налогообложение субъектов малого бизнеса.

В-третьих, необходимо повысить собираемость налогов с помощью следующих действий:

- содействовать последовательному переходу к исчислению налогов по отгрузке;

- проводить налогообложение у источника выплаты;

- ввести механизм эффективного контроля доходов физических лиц;

- совершенствовать методы банковского контроля;

- усилить контроль и ответственность за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по обращению наличных денежных средств;

- предоставлять льготы налогоплательщикам только при условии отсутствия налоговой задолженности за предыдущий налоговый период.

Резюмируя вышеуказанное, можно утверждать, что налоговая политика страны связана в первую очередь с созданием надежной экономической основы в стране и стабильности в политической сфере.

Кроме этого, должно произойти смещение основного взора в формировании налоговых доходов бюджета с абсолютно фискальных интересов на стимулирование роста производящих отраслей экономики, ее структурную диверсификацию и стимулирование предпринимательской инициативы.

Сегодня одной из первоочередных задач является обеспечение баланса между уменьшением налоговой нагрузки и уменьшением льгот, что деформирует любую систему налогов и сборов, а также сокращает конкурентоспособность отечественных предприятий.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76276/ (дата обращения: 20.05.2019).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76276/ (дата обращения: 20.05.2019).

3. Базилевич О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие М., 2013.

4. Григоров К.Н. К вопросу о проблемах юридической трансформации налога на имущество организаций в налог на недвижимое имущество организаций // Финансовое право. 2016. № 3.

5. Борисов Е.Н. Правовое регулирование налогообложения имущества физических и юридических лиц // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 4.

6. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и ее влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 5.

кандидат экономических наук, доцент

заместитель заведующего кафедрой экономики и финансов

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4]. Иными словами, можно сказать, что данный налог представляет собой изъятие определенной части дохода каждого трудоспособного гражданина в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

НДФЛ является одним из самых продуктивных и перспективных видов налога в силу того, что уклониться от его уплаты практически невозможно. Методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты - конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в то же время для России данный налог является предметом острых дискуссий и споров.

Так же как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет три основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога, т.е. формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежных поступлений в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Ее основное предназначение заключается в обеспечении и защите конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счет сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой. С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего это связано с несовершенством налогового законодательства.

Основное назначение регулирующей функции - это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.

С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].

Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью него должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы предполагается использование основных принципов налогообложения:

1) принципа справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода. Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству;

2) принципа определенности - уплачиваемый налог должен быть прежде всего точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;

3) принципа удобности - налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;

4) принципа экономии - должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утвержденная 1 января 2001 г., составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [4].

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2012-2014 гг. (табл. 1).

Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2012-2014 гг.

Консолидированный бюджет РФ, %

Консолидированный бюджет субъекта федерации, %

Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта Федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным в таблице данным можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объем поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим основные проблемы налога на доходы физических лиц, которые существуют в настоящее время.

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет - это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция - регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

5. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности.

6. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13%-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения - это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.

Несмотря на то что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, все же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмем как пример Японию. НДФЛ там уплачивается по прогрессивной шкале, которая в свою очередь имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 йен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всем этом есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает прежде всего семейное положение человека; также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [5].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее.

1. Введение прогрессивной ставки налога. В настоящее время обсуждается много вариантов по данному вопросу. Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующую ставку в 13% предлагают сохранить только для дохода до 2 млн рублей в месяц, либо до 24 млн рублей в год. С дохода, превышающего 24 млн рублей, предлагается взимать налог со ставкой 25%. В отношении доходов от 100 млн рублей до 200 млн рублей - 35%, а от 200 млн рублей - 50%. В свою очередь правительство дает отрицательное заключение на депутатские инициативы, ссылаясь на стабильность собираемости данного налога в настоящее время. Счетная палата и правовое управление Президента также против введения прогрессивных ставок, так как, по их мнению, установление прогрессивной шкалы приведет к недополучению доходов в бюджет.

2. Введение необлагаемого минимума. Целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 9000 рублей, который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, что приведет к уменьшению разрыва уровня жизни между различными слоями населения. Принцип равенства будет реализован в полной мере.

3. Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Как следствие, применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, потому что они не учитывают региональных особенностей ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.

4. Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень.

5. Применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах).

6. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога.

Подводя итог по изложенной теме, можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан несовершенна в качественном преобразовании. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан. Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор, Владивостокский государственный университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

Реализация макроэкономического прогноза, разработанного в связи со сложившейся неблагоприятной внешней конъюнктурой в любом случае должна обеспечить социальную стабильность и среди прочих мер предполагает компенсацию дополнительных инфляционных издержек уязвимым категориям граждан. В связи с этим, и учитывая тот факт, что в России разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями населения значительно больше, чем в ведущих развитых странах, усиление социального характера налогообложения физических лиц является одним из важнейших направлений налоговой политики РФ в современных условиях.

Между тем 2015 и 2016 годы знаменательны вступлением в силу целого ряда законодательных поправок, влекущих за собой повышение налогового бремени, которое ложится на физических лиц. Во-первых, речь идет о главе НК, посвященной налогу на недвижимость (ее разработка началась еще в 2004 году, а принятие планировалось в 2010 году), которая существенно пересматривает всю систему личного поимущественного налогообложения. Самое главное в новом законе - переход на новый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и отказ от некоторых налоговых льгот действовавших ранее. Несмотря на то, что предусмотрен пятилетний переходный период для регионов, в течение которого сумма налога, рассчитываемого по новым правилам (не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости), будет повышаться на 20% в год, очевидно неизбежное увеличение налога примерно в три-четыре, а то и в пять раз. Кроме того, если раньше, право на полный имущественный вычет по НДФЛ при продаже объектов недвижимости, возникало у физических лиц при условии владения им не менее трех лет, то при продаже объектов с 2016 года предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях предоставления вычета по НДФЛ составит уже 5 лет (за некоторыми исключениями). Еще одна важная поправка призвана перекрыть канал увода доходов от продажи имущества от налогообложения: если ранее для целей исчисления НДФЛ, как правило, принималась договорная стоимость продаваемой недвижимости, то с 2016 года, если доход от продажи будет составлять менее 70% её кадастровой стоимости, то налогооблагаемый доход от продажи будет приравниваться к 70% кадастровой стоимости. При этом для физических лиц введена новая обязанность по информированию налоговых органов о принадлежащем им облагаемом имуществе в случае неполучения ими налогового уведомления на уплату налога по данному имуществу (недвижимость, транспортные средства).

В связи с названными изменениями, по сути ухудшающими положение налогоплательщиков - физических лиц, особое значение приобретает расширение льгот в области подоходного налогообложения. В настоящее время налоговым законодательством РФ предусмотрены следующие виды налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, а также профессиональные налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются только в отношении доходов, которые облагаются по ставке 13%, за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных налоговыми резидентами РФ в виде дивидендов. Право на стандартный вычет на себя получают отдельные категории физических лиц, например, Герои РФ, «чернобыльцы» и др. Вычеты на детей вправе получить родители, усыновители, опекуны, попечители, а также приемным родители и их супруги, на обеспечении которых находится ребенок. Вычеты полагаются на всех детей до 18 лет, а также на детей до 24 лет, являющихся учащимися очной формы обучения, аспирантами, интернами, ординаторами, студентами или курсантами. На первого и второго ребенка вычеты предоставляются в размере 1400 руб. в месяц. На третьего и последующих детей, а также детей-инвалидов или учащихся в возрасте до 24 лет, являющихся инвалидами I или II группы, вычет равен 3000 руб. в месяц. Единственным родителям (приемным родителям), усыновителям, опекунам и попечителям вычеты полагаются в двойном размере. Кроме того, вычет в двойном размере дается одному из родителей на основании его заявления, если другой родитель отказался от получения налогового вычета. Вычеты предоставляются с начала года до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 280 000 руб. Для получения вычета работник должен подать работодателю (налоговому агенту) соответствующее заявление и приложить к нему необходимые документы или по окончании года представить декларацию в налоговый орган.

Несмотря на то, что со следующего года предельный доход для получения стандартных вычетов на ребенка увеличивается до 350 000 руб., а родитель, усыновитель, жена или муж родителя ребенка-инвалида сможет получать в качестве вычета 12 тыс. руб. ежемесячно, (приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя - 6 тыс. руб.), данные изменения в налоговом законодательстве вряд ли приближают российскую налоговую политику в области налогообложения физических лиц к общемировой практике предоставления льгот и права выбора вариантов налогообложения доходов физическими лицами. Сумма вычета на детей – не инвалидов по-прежнему лишена экономической обоснованности и не привязана к величине прожиточного минимума региона.

В большинстве высокоразвитых стран мира существует необлагаемый налогом минимум, установленный для каждой группы налогоплательщиков, а для супругов имеется возможность, как рассчитывать налог и подавать налоговую декларацию отдельно, так и декларировать общий доход семьи. В России семья не является самостоятельным субъектом налогообложения, что, несомненно, лишний раз свидетельствует о нарушении социальной справедливости в подоходном налогообложении.

В современных условиях одним из приоритетных направлений налоговой политики выступает повышение эффективности налогового контроля в области трансфертного ценообразования. Российское законодательство не определяет понятие трансфертного ценообразования, но опирается на стандарты, выработанные в этой области на международном уровне, и в частности, Рекомендациями Организации по экономическому сотрудничеству и развитию «О трансфертном ценообразовании для транснациональных компаний и налоговых ведомств». Во внутрироссийской налоговой практике под трансфертным ценообразованием подразумеваются отношения между хозяйствующими субъектами в области заключения сделок по ценам, отличным от рыночных, что позволяет налогоплательщикам минимизировать свои налоговые обязательства. Такого рода отношения складываются, прежде всего, при заключении сделок между взаимозависимыми лицами. В связи с этим Налоговый кодекс определяет критерии определения взаимозависимости организаций и физических лиц, к каковым относятся:

1) значительная (более 25%) доля участия:

· одной организации в другой;

· физического лица в организации,

· одного и того же лицо прямо и (или) косвенно в разных организациях.

2) доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

3) физические лица состоят в отношениях родства или одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами только при соблюдении определенных условий, касающихся суммы доходов по осуществленной сделке, применения хозяйствующими субъектами льготных режимов и ставок налогообложения. К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли и сделки с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах. Кроме того, в российском законодательстве четко определен круг лиц цены по сделкам которых налоговые органы не будут контролировать в любом случае.

Налогоплательщики сами должны представлять в налоговые органы сведения о контролируемых сделках, совершенных ими в течение календарного года, но в случае судебного разбирательства бремя доказывания отклонения цены от рыночной возложено на налоговые органы.

В России в соответствии с Руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию предусмотрены следующие методы определения рыночной цены:

1. Наиболее предпочтительные: метод сопоставимых рыночных цен; метод цены последующей реализации; затратный метод.

2. Методы сделок на основе прибыли (применяются в случае ограничения информации по аналогичным сделкам): метод сопоставимой рентабельности; метод распределения прибыли.

В целях предотвращения возникновения спорных ситуаций при определении рыночного характера цен в РФ крупнейшие налогоплательщики (сумма ежегодных налоговых платежей которых превышает 1 млрд руб. или годовая выручка составляет более 20 млрд. руб.) вправе подать заявление на заключение соглашения о ценообразовании с налоговыми органами, в котором закрепляется порядок применения цен или методы определения цен по контролируемой сделке.

Таким образом, в качестве существенных проблем современной российской налоговой политики можно выделить необходимость усиления социальной направленности подоходного налогообложения и реализации на практике механизма контроля международных и внутренних сделок с применением трансфертных цен.

1. Налоговый кодекс РФ часть первая. URL: www.consultant.ru.

2. Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых ведомств - 1995 г.

Мещеряков Егор Сергеевич – студент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Маркина Наталья Александровна – научный руководитель, старший преподаватель Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье представлен обзор определений налогового администрирования с точки зрения современных исследователей, а также выявлены проблемы системы налогового администрирования РФ и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Налоги, налоговое администрирование, налоговая политика.

Налоговое администрирование сегодня представляет важнейший элемент налоговой системы, который содержит, в свою очередь, такие элементы, как мониторинг соблюдения своих обязанностей налогоплательщиками, контроль за выполнением требований законодательства со стороны налоговых органов, и, кроме того, широкий комплекс различных инструментов методического, организационного, программно-технического и аналитического сопровождения деятельности. Также к налоговому администрированию относится качество работы налоговых органов, которые в ходе функционирования могут выявлять факты нарушения налогового законодательства, выявлять его пробелы и вносить предложения по их устранению в вышестоящие органы.

В качестве основной задачи налогового администрирования можно отнести своевременное реагирование на изменения различного характера в экономике и отношениях различных субъектов в сфере налогообложения. Анализ проблем налогового администрирования прямым образом связан с ростом эффективности самой по себе налоговой системы, а также повышением качества собираемости налогов. При этом одним из наиболее важных аспектов налогового администрирования является совершенствование методологических основ налогового администрирования, которые должны гибко адаптироваться под актуальные требования законодательства. Для совершенствования непосредственно налоговой политики государства сегодня необходима выработка современных подходов в этой сфере. Кроме того, это будет способствовать обогащению теории и практики налогообложения.

Современное налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и государственной экономики. Однако, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что среди российских экономистов до сих пор нет единства в понимании налогового администрирования. Приведем доказательства этого вывода из определения налогового администрирования некоторых авторов.

Майбуров И.А. полагает, что под налоговым администрированием понимается процесс управления механизмом получения налогов от налогоплательщиков, утвержденным российским законодательством и осуществляемым работниками налоговых органов и прочих органов, работающих в сфере налогового администрирования [3, с. 44].

Пансков В.Г. определяет налоговое администрирование как деятельность, направленную на управление органами налогового контроля, а также на формирование системы налогов и сборов, контроль за соблюдением налогового законодательства, прав и обязанностей участников налоговых отношений [4, с. 67].

Жакенова Г.И. указывает на то, что налоговое администрирование – это механизм оптимизации налоговой структуры, совершенствованию инструментов и методов их сбора, учета и сдачи отчетности, а также контроля за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов в соответствии с требованиями отечественного законодательства [2, с. 57].

Таким образом, исходя из анализа этих понятий, можно сказать, что налоговое администрирование определяется как деятельность налоговых органов по мониторингу соблюдения налогового законодательства России организациями и физическими лицами, т. е. фактически оно связано с налоговым контролем. Однако, сопоставляя налоговое администрирование и налоговый контроль, можно сказать, что сущность налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но в то же время является частью управления налоговой системой.

Кроме того, обзор источников показал, что в современной экономической литературе существует актуальная идентификация понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». В связи с этим можно сказать, что понятие «налоговое администрирование» определяется как налоговая администрация.

В настоящее время общепризнанным фактом является несовершенство системы налогового администрирования, что во многом обусловлено как качеством управления ею, так и структурными недостатками, то есть теми аспектами, которые заложены сами законодательством. Сама российская налоговая среда сегодня сложилась в нашей стране таким образом, что налогооблагаемые субъекты бизнеса стремятся каким-либо образом оптимизировать свои налоговые издержки, снизить налоговое бремя. Несмотря на меры по налоговой амнистии, проводимые российским Правительством, все еще распространены случаи «бегства» капитала за рубеж.

Налоговая система России сегодня динамично изменяется на основе как преобразований законодательного характера, так и при воздействии на нее внешних причин, связанных с неустойчивостью современной экономики. В связи с этим государству необходимо создавать условия для того, чтобы бюджет страны активно пополнялся, однако меры, принимаемые законодателем в сфере налоговой политики, направлены на количественное повышение налогов, а не создание условий для налогоплательщиков. Иллюстрацией тому служит увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что производители перенесут в цену продукции для конечного потребителя, и что, в свою очередь, будет способствовать всеобщему росту цен на фоне невысокой платежеспособности населения в целом.

В настоящее время в российской налоговой системе существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ухудшение качества проведения камеральных налоговых проверок, учитывая тот факт, что количество налогоплательщиков возрастает.
  2. Недостаточно совершенное законодательство в сфере налогового администрирования, что, в частности, выражено в недостаточной четкости формулировок, касающихся механизма проведения проверок.
  3. Внутренние проблемы, связанные с нехваткой высококвалифицированных специалистов, недостаточно совершенным программным обеспечением, не всегда позволяющим своевременно получить данные о налогоплательщике.
  4. Проблемы обмена данными между самими налоговыми органами. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку [1, с. 144].

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

  1. Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.
  2. Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.
  3. Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность. Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны [1, с. 145].

Таким образом, по итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что сущность налогового администрирования заключается в организации сбора налогов на уровне государства (от определения состава налоговой отчетности до разработки правил взаимодействия налогоплательщиков с государством). В настоящее время налоговое администрирование сталкивается с рядом проблем, связанных с тем, что в связи с современной экономической ситуацией в стране и снижением платежеспособности населения экономические субъекты стремятся к оптимизации налогообложения и не всегда легальными способами. Поэтому система налогового администрирования должна в настоящее время повысить контроль за налогоплательщиками и ужесточить санкции для тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, уходит от налогов и осуществляет прочие нарушения налогового законодательства.


«Подведение итогов» — самый популярный жанр начала каждого года. Что было, что произошло, что это значит, как это скажется на нашем будущем?

А вот и мой топ-10 за 2020 год.

Ведь, например, для IT-отрасли, самым главным, без сомнения, стал Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ о налоговом маневре и о дополнительных налоговых льготах для налогоплательщиков, работающих в IT-отрасли.

А вот предприятия газохимии назовут своим наиважнейшим налоговым событием ушедшего 2020 года Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ, который предоставил им отраслевые налоговые льготы.

А может быть кто-то из моих коллег вспомнит и Федеральный закон от 15.20.2020 № 320-ФЗ, согласно которому от НДС освобождена не только продажа активов должников-банкротов, но и вся производимая ими продукция (работы, услуги). И действительно, для НДС это, конечно, одна из важнейших поправок, появившаяся в гл.21 НК РФ в прошлом году. Тем более, что в конце 2019 года этой проблемы был вынужден озаботиться аж сам Конституционный Суд РФ.

Однако из всех многочисленных поправок, новостей и событий есть, на мой взгляд, такие, которые являются наиважнейшими и предопределяющими для нашей будущей налоговой политики в частности и для налоговой системы в целом. А на нашу с вами жизнь и работу эти события повлияют непосредственно.

Но предварительно, несколько штрихов к портрету 2020 года, что от него ожидалось и как это все «воплотилось».

Что ожидалось в 2020 году?

  • Что будет с экспериментом по самозанятыми?
  • Будет ли у нас новая пенсионная реформа?
  • Что будет с неналоговыми платежами?
  • Что будет с новыми дополнительными налоговыми льготами для крупных российских инвесторов?
  • Будет ли сохранен ЕНВД?

Как вы видите, некоторые пункты в 2020 году так или иначе «разрешились», а про другие никто ни разу и не вспомнил, ибо коронавирус резко и беспощадно изменил расстановку приоритетов.

Эпизод № 1. Коллапс системы управления налогами весной 2020 года

После 8 марта у России начались проблемы с коронавирусом и власти попытались отреагировать.

Неслыханное дело, но на моей памяти это первый и, надеюсь, единственный случай, когда законодатель добровольно передал свои законотворческие функции органу исполнительной власти. Сразу же вспомнились далекие времена из 90х, когда указы президента были юридически сильнее законов, принятых парламентом. Мы как будто бы вернулись в прошлое (хорошо, что ненадолго).

Да, речь идет о Федеральном законе от 01.04.2020 № 102-ФЗ, когда в одночасье Правительство из «главного исполнителя», стало «главным законодателем», причем не только в налоговой сфере.

Наверное, на тот момент решение властей было оправданным, т.к. никто не понимал, что происходит, что делать, «куда бежать», поэтому к резким и может быть даже где-то к не совсем адекватным решениям властей можно отнестись с пониманием (кстати, этот закон бы подготовлен и принят Госдумой буквально за 3 дня).

В соответствии с этим законом Правительству делегировались полномочия по оперативному регулированию отношений в сфере налогового контроля, сроков уплаты федеральных и региональных налогов, сдачи налоговой отчетности, взыскания налогов и выставлению требований, отсрочек и рассрочек, применения способов обеспечения обязательств, применения мер налоговой ответственности и т.д.

Уже на следующий день после подписания этого закона Президентом, Правительство принимает Постановление от 02 апреля 2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», в котором были перечислены первоочередные меры по изменению налоговой политики государства. Фактически это постановление стало «временным налоговым кодексом эпохи коронавируса», в который вносились постоянные поправки и уточнения.

Вообще, это время с марта по май 2020 года было очень интересным для современного юриста, когда правовое регулирование осуществлялось в большинстве своем не нормативными актами, а телевизионными обращениями Президента РФ, а толкование его указов и речей осуществлялось устами президентского пресс-секретаря.

Да что говорить, в Свердловской области главным источником информации о том «что творится» стал instagram губернатора, в котором он размещал свои указы, пояснения, размышления и ответы на вопросы жителей региона. В одночасье на юристов свалилось множество новых терминов и понятий, «удаленная работа», «самоизоляция», «нерабочие дни с сохранением заработной платы» и т.д. Но таковы были тогдашние реалии, к которым приходилось приспосабливаться.

Кроме базового антиковидного Федерального закона № 102-ФЗ, законодатель стал принимать поправки в НК РФ в качестве реакции на новые вызовы и проблемы.

Так, уже 22 апреля была принята новая порция поправок в НК РФ, в которых законодатель отражал свою реакцию на новую реальность.

  • выплаты медперсоналу, который работает с covid-19;
  • и субсидии субъектам МСП из «пострадавших» отраслей.

Кроме того, по налогу на прибыль в расходах для целей налогообложения стали учитываться затраты на дезинфекцию, на приобретение приборов, оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, на закупку медицинских изделий для диагностики (лечения) covid-19 по перечню, утв. Правительством, а также по их сооружению, изготовление, доставку и доведение (без амортизации).

Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ налогоплательщикам было предоставлено право учитывать в расходах для целей исчисления налога на прибыль затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования) для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения covid-19 безвозмездно переданного медорганизациями органам госвласти.

По таким операциям также было введено освобождение от обязанности восстанавливать ранее принятый к вычету НДС; необлагаемыми стали доходы по списанным кредитам, полученных на поддержку занятности; от налогов и страховых взносов за II кВ. были освобождены представители МСБ из «пострадавших» отраслей.

Не будем сейчас перечислять все решения и акты властей, отражающие их метания и поиски, однако в скором времени стало понятно, что ничего страшного не происходит. Во всяком случае уже 5 мая, в период, когда вся страна оставалась на «самоизоляции», министр финансов Антон Силуанов заявил в интервью газете «Ведомости» о том, что «кардинально менять налоги не планируется».

Это не было лукавством, налоговая система не поменялась, а вот налоговая политика стала меняться буквально на глазах, от одного президентского обращения к другому.

Читайте также: