340 фз налоговое резидентство

Опубликовано: 20.04.2024

Документ полезен? 0 m n 0

Внести в статью 343.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3429; 2011, N 49, ст. 7016; 2013, N 30, ст. 4046; 2014, N 48, ст. 6647; 2016, N 15, ст. 2064; 2017, N 49, ст. 7307; 2018, N 1, ст. 20; N 32, ст. 5094) следующие изменения:

1) пункт 3 признать утратившим силу;

2) дополнить пунктом 3.3 следующего содержания:

"3.3. Налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной на участках недр, отвечающих условиям, установленным настоящим пунктом, на сумму налогового вычета, определяемого в порядке, установленном настоящим пунктом (далее в настоящем пункте - налоговый вычет).

Налоговый вычет применяется при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной на участках недр, которые одновременно расположены в границах Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, лицензии на пользование которыми выданы до 1 января 2018 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 1 000 миллионов тонн и более по состоянию на 1 января 2018 года.

Сумма налогового вычета определяется в совокупности по всем таким участкам недр в следующем порядке:

3 830 миллионов рублей - в случае, если средний за налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс", выраженный в долларах США, за баррель (Ц), определенный для налогового периода в порядке, установленном пунктом 3 статьи 342 настоящего Кодекса, оказался выше базовой цены на нефть, определенной в порядке, установленном пунктом 4 статьи 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для года налогового периода;

0 рублей - в случае, если средний за налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс", выраженный в долларах США, за баррель (Ц), определенный для налогового периода в порядке, установленном пунктом 3 статьи 342 настоящего Кодекса, оказался ниже базовой цены на нефть или равным базовой цене на нефть, определенной в порядке, установленном пунктом 4 статьи 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для года налогового периода.

Для целей настоящего пункта значение базовой цены на нефть округляется до второго знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления.

Налоговый вычет применяется при условии заключения налогоплательщиком, владеющим лицензиями на пользование участками недр, указанными в настоящем пункте, инвестиционного соглашения о стимулировании добычи нефти на указанных участках недр (далее в настоящем пункте - соглашение о добыче) с Министерством финансов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Соглашение о добыче должно содержать следующие существенные условия:

предмет соглашения о добыче - номера лицензий на пользование участками недр и географические координаты участков недр, на которых добыта нефть, в отношении которой будет применяться налоговый вычет (далее в настоящем пункте - участки недр, являющиеся предметом соглашения о добыче), предельный размер налогового вычета в налоговом периоде по каждому участку недр, являющемуся предметом соглашения о добыче, но не более 3 830 миллионов рублей за налоговый период в совокупности по всем участкам недр, являющимся предметом соглашения о добыче;

планируемый объем добычи нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в тоннах в год в совокупности по всем участкам недр, являющимся предметом соглашения о добыче, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2032 года включительно в условиях отсутствия налогового вычета;

идентификационный номер налогоплательщика, полное и сокращенное наименования организации - налогоплательщика, владеющего лицензиями на пользование участками недр, являющимися предметом соглашения о добыче.

Налогоплательщик вправе заключить соглашение о добыче до 1 июля 2021 года. С 1 июля 2021 года заключение соглашений о добыче не допускается.

Основанием для отказа в заключении соглашения о добыче является наличие одного из следующих обстоятельств:

в соглашении о добыче указана недостоверная информация;

участки недр, являющиеся предметом соглашения о добыче, не соответствуют условиям, установленным настоящим пунктом;

предельный размер налогового вычета за налоговый период в совокупности по всем участкам недр, являющимся предметом соглашения о добыче, превышает 3 830 миллионов рублей.

Форма соглашения о добыче, порядок заключения (расторжения) соглашения о добыче, порядок контроля за исполнением соглашения о добыче устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях настоящего пункта временным интервалом признается период с 31 декабря 2020 года до истечения трех следующих подряд календарных лет, шести следующих подряд календарных лет, девяти следующих подряд календарных лет или двенадцати следующих подряд календарных лет.

Если сумма налоговых вычетов за все налоговые периоды, дата начала которых приходится на соответствующий временной интервал, превысила условную сумму дополнительных доходов бюджета, определенную для такого временного интервала в порядке, установленном настоящим пунктом, сумма налоговых вычетов в части такого превышения (далее в настоящем пункте - сумма превышения) подлежит уплате в бюджет в срок до 31 марта года, непосредственно следующего за последним годом соответствующего временного интервала.

Условная сумма дополнительных доходов бюджета определяется как разница между условными доходами бюджета в условиях применения налогового вычета и условными доходами бюджета в условиях отсутствия налогового вычета.

Условные доходы бюджета в условиях применения налогового вычета рассчитываются как сумма следующих произведений:

произведения объема добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в тоннах за все налоговые периоды, дата начала которых приходится на соответствующий временной интервал, в совокупности по всем участкам недр, являющимся предметом соглашения о добыче (V ПМ_ФАКТ ), и средневзвешенной по объемам добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в налоговом периоде на каждом участке недр, являющемся предметом соглашения о добыче, ставки налога, определенной для соответствующего временного интервала (T ПМ_ФАКТ );

произведения величины V ПМ_ФАКТ и средневзвешенной по объемам добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в налоговом периоде на каждом участке недр, являющемся предметом соглашения о добыче, ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, выраженной в рублях за тонну (D ПМ_ФАКТ ).

Условные доходы бюджета в условиях отсутствия налогового вычета рассчитываются как сумма следующих произведений:

произведения планируемого в условиях отсутствия соглашения о добыче объема добычи нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в тоннах в совокупности по всем участкам недр, являющимся предметом соглашения о добыче, в соответствующем временном интервале, определенного на основе данных, содержащихся в соглашении о добыче (V ПМ_ПЛАН ), и величины T ПМ_ФАКТ ;

произведения величины V ПМ_ПЛАН и величины D ПМ_ФАКТ .

Налоговый вычет не применяется начиная с налогового периода, в котором сумма налоговых вычетов, предоставленных на основе соглашения о добыче (с учетом налоговых вычетов, относящихся к суммам превышения), впервые оказалась более 459 600 миллионов рублей (далее в настоящем пункте - пороговая величина вычета). При этом, если по итогам двенадцати следующих подряд календарных лет начиная с 31 декабря 2020 года сумма налоговых вычетов (с учетом налоговых вычетов, относящихся к суммам превышения) за все налоговые периоды, дата начала которых приходится на такой временной интервал, оказалась менее суммы условных дополнительных доходов бюджета, рассчитанных для такого временного интервала, и ранее налогоплательщиком осуществлялась уплата в бюджет сумм превышения, для целей настоящего абзаца пороговая величина вычета увеличивается на суммы превышения, уплаченные в бюджет.";

3) пункт 4 признать утратившим силу;

4) в пункте 8 слова "пунктов 3 и 3.1" заменить словами "пунктов 3.1 и 3.3", слова "на 1 января 2011 года и 1 января 2016 года" заменить словами "по состоянию на 1 января 2016 года и 1 января 2018 года".

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Кто направляет отчетность


Согласно статье 142.2 Налогового кодекса Российской Федерации к организациям финансового рынка относятся:

  • кредитная организация;
  • страховая компания;
  • участник рынка ценных бумаг;
  • управляющий по договору доверительного управления имуществом;
  • негосударственный пенсионный фонд;
  • акционерный инвестиционный фонд;
  • управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент;
  • управляющий товарищ инвестиционного товарищества;
  • иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

Для отдельных видов организаций вы можете уточнить их статус в качестве организаций финансового рынка в соответствующем Перечне.

Что именно необходимо делать


О каких договорах (счетах) необходимо представлять информацию и в какие сроки

Отчетный период - календарный год, начиная с 01.01.2017 года и по 31.12.2017.

Отчетность представляется в отношении клиентов (выгодоприобретателей и контролирующих лиц, в случаях если клиент (выгодоприобретатель) является пассивной нефинансовой организацией), не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, и договоров с ними.

Информация о правилах определения резидентства

Информация о правилах определения резидентства и структуре идентификационного номера налогоплательщика в различных юрисдикциях, а также иная полезная информация размещена на официальном сайте ОЭСР в разделе «CRS Implementation and Assistance».

Резидентство/гражданство в обмен на инвестиции

На сегодняшний день некоторые юрисдикции представляют гражданство или статус налогового резидента в обмен на инвестиции или за плату на законных основаниях. При этом данные инструменты по привлечению инвестиций могут быть использованы отдельными лицами для целей сокрытия своих активов и непредставления информации, запрашиваемой организацией финансового рынка для отчетности в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией. В частности, удостоверения личности и другие документы, полученные в рамках программы «резидентство/гражданство в обмен на инвестиции», могут быть использованы клиентами для представления ложных сведений о юрисдикции своего налогового резидентства, что в свою очередь подвергнет риску надлежащую работу организации финансового рынка по анализу своих клиентов на предмет выявления их достоверного иностранного налогового резидентства.

С точки зрения отчётности по международному автоматического обмену финансовой информацией, наибольший риск вызывают те программы, которые представляют инвестору низкую ставку по налогообложению прибыли зарубежных активов (в том числе находящихся в оффшорных юрисдикциях), при этом не требующих от инвестора-физического лица находиться в юрисдикции, представляющей такую программу, значительную часть времени.

Организациям финансового рынка при подготовке отчётности по клиентам – иностранным налоговым резидентам следует принимать во внимание риски, связанные с такими программами.

ОЭСР изучила более 100 таких программ, которые представляются юрисдикциями-участниками международного автоматического обмена финансовой информацией, и подготовила ответы на часто задаваемые вопросы по данной теме, с которыми можно ознакомиться в специальном разделе официального сайта ОЭСР (Residence/Citizenship by investment schemes).

Информация о структуре идентификационного номера налогоплательщика некоторых стран - членов СНГ

Сведения об используемых налоговых идентификаторах некоторых стран членов СНГ

Открытые официальные источники данных о юридических лицах –нерезидентах,
раскрываемые местными органами власти

Автоматическая проверка структуры TIN, присвоенного государством
–членом Европейского союза

Более подробная информация о том, в каких документах Европейского союза
можно найти номер TIN

Какую отчетность направлять в 2021 году


Требования, установленные в отношении организаций финансового рынка постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693 (далее - Постановление), применяются, начиная с 20.07.2018.

Стоимость договоров для целей отнесения их к категориям, предусмотренным положением, определяется на конец операционного дня, который заканчивается в день вступления в силу Постановления. Для организаций финансового рынка, не использующих понятие операционный день (его аналог), стоимость договоров для указанных целей определяется с учетом событий, произошедших в течение дня вступления в силу Постановления.

Стоимость договоров для целей отнесения их к категориям, предусмотренным положением, определяется на конец операционного дня, который заканчивается в день вступления в силу Постановления.

Для организаций финансового рынка, не использующих понятие операционный день (его аналог), стоимость договоров для указанных целей определяется с учетом событий, произошедших в течение дня вступления в силу Постановления.

Уведомление об использовании права не представлять информацию по ранее заключенным договорам с клиентами-юридическими лицами, стоимость которых составляет 250 тысяч долларов США или менее, за 2017 отчетный период рекомендуется направлять в адрес ФНС России до 31.07.2018.

За 2018 отчётный период соответствующее уведомление рекомендуется направлять в адрес ФНС России до 31.05.2019.

Порядок направления отчетности

Для целей представления отчетности об иностранных клиентах ФНС России разработан электронный сервис «Отчет об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР». Доступ к данному сервису осуществляется с обязательным использованием квалифицированной электронной подписи.

Отчетность формируется организациями финансового рынка в электронной форме по установленным ФНС России форматам. Для формирования отчетности организация финансового рынка может использовать стандартное ПО Налогоплательщик ЮЛ или воспользоваться решением сторонних разработчиков.

- В подразделе «Информация» опубликован чеклист для проведения организациями финансового рынка самостоятельного анализа на предмет надлежащего исполнения российских требований в области CRS.

С чеклистом можно ознакомиться здесь.

Процесс взаимодействия между организацией финансового рынка и ФНС России может также осуществляться в автоматическом режиме. Такая возможность предусматривается Протоколом информационного взаимодействия, который позволяет реализовать взаимодействие непосредственного на уровне информационных систем организации финансового рынка и ФНС России.

- С учетом результатов публичного обсуждения ФНС России утвердила финальную редакцию формата отчета о клиентах - налоговых резидентах иностранных государств версии 5.04, которая будет использоваться в отчётной кампании 2021 года.

С форматом версии 5.04 можно ознакомиться здесь.

Возникли вопросы? Задайте их специалисту налоговой службы.

Вы также можете подписаться на обновление информации в данном разделе.

Контакт-центр ФНС России:
8 800 222-22-22
Все контакты

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


С 01.07.2015 в РФ вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам между государствами. На основании указанной Конвенции были разработаны:

- Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA),

- Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS).

Финансовая информация, которой планируют обмениваться страны, включает в себя сведения о счетах нерезидентов, суммах остатков и оборотов за отчетный год в отношении договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг.

Договор, предусматривающий оказание финансовой услуги:

- договор банковского счета (вклада),

- договор добровольного страхования жизни,

- договор о брокерском обслуживании,

- договор доверительного управления (в том числе договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом, присоединение к которому осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда),

- договор депозитарного обслуживания,

- пенсионный договор,

- договор с клиринговой организацией об оказании клиринговых услуг,

- договор инвестиционного товарищества

- или иной договор, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

В настоящее время контролирующие органы государств уже обмениваются такой информацией, но на основании отдельных запросов. По новым правилам обмен информацией будет осуществляться на автоматической основе в унифицированном электронном формате ежегодно в течение 9 месяцев после окончания отчетного года.

Первый такой обмен финансовой информацией для России запланирован на сентябрь 2018 года.

Состав информации, подлежащей передаче в ФНС РФ:

1) Информация о клиенте / выгодоприобретателе / БВ, являющемся налоговым резидентом иностранного государства:

- дата и место его рождения для ФЛ,

- адрес места фактического проживания / адрес в стране регистрации,

- государство налогового резидентства,

2) Информация о договоре, предусматривающем оказание финансовой услуги:

- номер счета (или его аналог), номер и дату договора;

- сумма (остаток средств на счете или сумма договора);

3) информация о факте прекращения и о дате прекращения такого договора.

4) если размер суммы по счету ≤ 0 (в том числе в случае предоставления кредита (овердрафта) клиенту), то для целей предоставления информации соответствующая сумма признается = 0.

Само по себе участие в Конвенции не означает рассылку Россией информации о счетах нерезидентов государствам-оппонентам. Автоматический обмен осуществляется только между странами, заключившими двусторонние соглашения. В соглашении страны могут договориться таким образом, что одно государство представляет информацию полностью, а другое – в ограниченном виде, например, по определенным видам счетов. ФНС России пока не заключила двусторонние соглашения с контролирующими органами других стран.

Посмотрите данные сайта ОЭСР (октябрь 2017 года):

654654

Вместе с тем для реализации требований Конвенции и MCAA Федеральным законом от 27.11.2017 № 340-ФЗ НК РФ дополнен новыми главами:

Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ (ТЕРРИТОРИЯМИ);

Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Новые обязанности финансовых организаций

В отношении действующих договоров по состоянию на 01.01.2018 финансовые организации могут использовать имеющиеся в их распоряжении данные (данные программного обеспечения, договоры и т.п.). В течение 2 лет недостающую информацию нужно будет восполнить (в частности, ИНН в стране регистрации, место рождения). В отношении вновь заключаемых договоров (после 01.01.2018) финансовым организациям потребуется запрашивать у клиентов необходимые информацию и документы, подтверждающие налоговое резидентство.

В НК РФ нет оговорки о том, что представлять сведения в ФНС России нужно только о резидентах стран, с которыми подписаны двусторонние соглашения. Представлять сведения нужно по всем иностранцам (кроме указанных ниже ЮЛ), а так же по тем лицам, чье резидентство не установлено. Если нерезиденты финансовой организацией не выявлены, об этом она также обязана сообщить в ФНС России.

Передача информации в ФНС России не требуется:

- в отношении ЮЛ, осуществляющих активную деятельность. Информацию об активности организации можно оценить на основании СМИ (как указывает НК РФ: «из публично доступной информации можно разумно предположить…»);

Основные признаки активной организации:

  • менее 50% пассивных доходов;
  • акции обращаются на ОРЦБ.

- в отношении финансовых организаций из утвержденного перечня (освобожденные финансовые организации)

Освобожденные финансовые организации:

1) Центральный Банк Российской Федерации (Банк России),

2) ПФ РФ, ФОМС, ФСС,

3) акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию",

4) акционерное общество "Российская венчурная корпорация",

5) Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов,

6) Государственная корпорация Фонд Содействия реформированию ЖКХ,

7) международные организации по перечню, утвержденному МИД РФ совместно с Минфином РФ.

Что с «физиками»

Это означает, что по каждому физическому лицу – нерезиденту финансовые компании представят информацию в ФНС России.

Когда ФНС получит отчетность

В целях обеспечения новых положений НК РФ введены штрафные санкции:

Аналогичные правила действуют и для счетов российских резидентов, открытых за рубежом в иностранных банках, фондах и т.п. Иностранные контролирующие органы будут получать информацию о счетах россиян от финансовых организаций своей юрисдикции и передавать в ФНС России.

В результате внедрения указанных изменений контролирующие органы государств планируют стереть границы между странами для усиления налогового контроля. Информация о счетах физических лиц, а также информация о конечных бенефициарах компаний, зарегистрированных за рубежом, и их доходах станет открытой для контролирующих органов.

Не смотря на то, что в настоящее время ФНС России не заключила двухсторонних соглашений с контролирующими органами других государств, налоговые органы РФ уже начнут аккумулировать сведения о нерезидентах, которые смогут использовать при проведении налоговых проверок, выявлении схем ухода от уплаты налогов, а также передавать иностранным контролирующим органам по их запросам (пока не в автоматическом режиме и не в унифицированном формате).

В 2020 году в два раза сократился срок, который нужен, чтобы стать налоговым резидентом РФ. Теперь для этого достаточно провести в России 90 дней и написать заявление в налоговую инспекцию. Резидентство помогает экономить на НДФЛ и получать вычеты.

Вот что нужно об этом знать.

Кто такие резиденты

Налоговые резиденты — это люди, которые платят НДФЛ по ставке 13% и могут получать налоговые вычеты. Нерезиденты с тех же доходов платят налог по ставке 30 или 15%, а вычеты им вообще не дают.

При этом гражданство не имеет значения. Гражданин России может не быть резидентом, а иностранец может им оказаться.

Например, жил себе гражданин в России, а потом уехал на стажировку за границу. Вернулся и стал часто ездить в зарубежные командировки. Получилось, что за год он был в России 150 дней, а остальное время мотался по миру. И вот этот гражданин решает продать квартиру, чтобы купить новую. С продажи квартиры придется начислить не 13% НДФЛ, а 30%. А при покупке новой квартиры в том же году нельзя будет вернуть НДФЛ с помощью имущественного вычета. Притом что НДФЛ с доходов и так в 2,3 раза больше: российский работодатель должен начислять его по ставке 30%. Так из-за нерезидентства можно потерять сотни тысяч рублей.

Как определяют резидентство в общем порядке

Налоговыми резидентами признаются физические лица, которые находились в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 183 дня могут идти с перерывами, главное — чтобы в общей сложности их было не меньше. А 12-месячный период — это не обязательно календарный год, могут учитываться и разные годы. Но месяцы должны быть последовательными.

Для налогового статуса учитывается 12-месячный период до даты получения дохода — он может начаться в одном году, а продолжиться в другом. Окончательный статус налогоплательщика, который влияет на налогообложение его доходов, определяется по итогам года.

Независимо от фактического времени нахождения в России, налоговыми резидентами признаются российские военные, которые служат в других странах, а также сотрудники ведомств в командировках за границей.

Что нового в 2020 году

В 2020 году стать резидентом можно на специальных условиях.

Сокращенный срок. Если с 1 января по 31 декабря физическое лицо находится в России от 90 до 182 календарных дней включительно, этого достаточно, чтобы стать налоговым резидентом — со всеми вытекающими последствиями.

Оформление по заявлению. Чтобы стать резидентом при сокращенном сроке пребывания в России, нужно подать заявление в налоговую инспекцию.

Как подать заявление, чтобы стать резидентом

В обычном порядке, при нахождении в России от 183 дней, заявление подавать не нужно. Но можно написать заявление, чтобы налоговая подтвердила статус резидента: такой документ пригодится для уплаты налогов в других странах.

Но в случае с сокращенным сроком пребывания в России заявление нужно писать обязательно. С его помощью налоговая поймет, хотите вы считаться налоговым резидентом РФ, если были в России меньше 183 дней, или нет. Такой статус получают добровольно. Если в 2020 году вы были в России 110 дней, то по желанию можете стать налоговым резидентом, а можете и не становиться.

Срок подачи заявления для резидентства — до 30 апреля 2021 года, то есть до последнего дня подачи декларации о доходах за 2020 год. Время на раздумья и расчет выгоды еще есть.

Стать налоговым резидентом РФ таким способом можно только на 2020 год. Для сделок 2019 или 2021 года это условие не действует.

Какими документами можно подтвердить нахождение в России

Для резидентства важна не прописка и даже не вид на жительство: эти документы дают право находиться в России, но сами по себе не подтверждают, что человек этим правом воспользовался и реально находился в стране положенное время.

Конкретного перечня подтверждающих документов в законах нет. Вот что можно использовать, чтобы доказать налоговой, что вы на самом деле находились в России как минимум 90 дней в 2020 году:

  • миграционные карты с данными о въезде и выезде;
  • справки с места работы;
  • приказы о командировках;
  • путевые листы;
  • проездные документы;
  • договоры на лечение или обучение;
  • справки, которые выдают по месту жительства.

Работодатель определит статус по табелю учета рабочего времени.

Что дает налоговое резидентство

Ставка НДФЛ. Налоговые резиденты РФ платят налог на доходы по ставке 13%. Нерезиденты с того же дохода заплатят 30%. С каждых 100 000 Р дохода экономия составит 17 000 Р .

Например, в российской компании работают два менеджера по рекламе — Иван и Герман. У них одинаковая зарплата — 80 000 Р в месяц. Но Иван ведет проекты в России, а Герман часто ездит за границу и считается нерезидентом. У Ивана за год удержат 124 800 Р НДФЛ, у Германа — 288 000 Р . Хотя оба они россияне, работают в одной фирме и получают одинаковую зарплату.

Повышенная ставка НДФЛ для нерезидентов касается не только налога с зарплаты, но и продажи имущества, когда речь может идти о миллионах рублей дохода единовременно.

Возврат НДФЛ с помощью вычетов. Налог по ставке 13% можно вернуть или уменьшить с помощью налоговых вычетов. Подойдут расходы на лечение, обучение, ДМС. Больше всего налога можно вернуть при покупке жилья. Вычет можно получить, если просто есть ребенок, и так уменьшить налог к уплате. Или если вносили деньги на ИИС. Но это сработает только для налога, который платят по ставке 13%, а не для любого НДФЛ.

Менеджер по рекламе Иван потратил на свое лечение 120 000 Р и еще 300 000 Р заплатил за дорогостоящее лечение мамы. Он использует социальный вычет и вернет за год 54 600 Р из уплаченных в качестве НДФЛ 124 800 Р . Менеджер Герман заплатил за свое лечение 150 000 Р , потратил на учебу сына в вузе 200 000 Р , отдал 100 000 Р на благотворительность и купил квартиру в ипотеку за 2 000 000 Р . Но уплаченные им в том же году 288 000 Р останутся в бюджете, потому что Герман — нерезидент. У него будет шанс вернуть налог с покупки квартиры позже — когда он вновь станет резидентом РФ. Расходы на лечение и учебу использовать в будущем не получится.

Уменьшение доходов при продаже имущества. Когда резидент продает квартиру, машину или унаследованный от дяди земельный участок, он может уменьшать доход на вычеты. При продаже квартиры — на ее стоимость при покупке или 1 000 000 Р , при продаже машины — на ее стоимость при покупке или 250 000 Р , при продаже участка — на 1 000 000 Р или расходы дяди. Нерезиденты так делать не могут, вычеты для уменьшения дохода при продаже имущества им не положены. А с дохода от сделки надо заплатить не 13, а 30% НДФЛ.

Иван продал машину за 800 000 Р . Покупал он ее за 900 000 Р , поэтому налога к уплате у Ивана нет: он уменьшит доходы на расходы, подаст декларацию, но в бюджет ничего не заплатит. Герман продал такую же машину за 650 000 Р . Он должен заплатить в бюджет 30% от всей суммы дохода — 195 000 Р , хотя фактически потерял на сделке больше Ивана.

Пересчет НДФЛ. Может быть так, что с начала года работник считался нерезидентом и у него удерживали НДФЛ по ставке 30%. А потом он использовал новые условия, подал заявление в налоговую и стал резидентом, пробыв в России 92 дня. Налог пересчитают с начала года по ставке 13%. Ранее удержанный налог по ставке 30% зачтут, а если будет переплата — ее можно вернуть в следующем году. В нюансах разберется работодатель. Если получаете доходы от иностранных источников и сами считаете налог, для пересчета НДФЛ лучше обратиться за помощью к эксперту, чтобы не оставить лишнего в бюджете.

До 2019 года нерезиденты не могли использовать минимальный срок владения, чтобы продавать имущество без налога и декларации. Но с 2019 года им дали такое право.

Если не получается стать резидентом, но есть доходы в России, используйте другие способы экономить на налогах:


А если у не резидента открыт брокерский счет в Тинькофф и имеются как иностранные так и российские акции, будет ли он платить 13% с прибыли при продаже акций, дивидендов и купонов или нет?

Дмитрий, конечно, будет, если не будут применены специальные льготы, например, льгота по долгосрочному владению. Причём от налога на дивиденды не избавиться никак. На купоны можно применить налоговый вычет.


а это только на 2020й год акция, или потом тоже можно?

В связи с принятием Федерального закона от 27.11.2017 №340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» лица, заключающие с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, обязаны представлять в банк информацию, позволяющую установить их налоговое резидентство, в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.

В случае непредставления лицом, заключающим с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, банк вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

В случае непредставления клиентом, имеющим действующие договоры, предусматривающие оказание финансовых услуг, запрашиваемой банком информации, позволяющую установить их налоговое резидентство, банк вправе отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента, либо расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг.

Формы самосертификации для определения налогового резиденства

Налогообложение иностранных счетов в соответствии с требованием законодательства FATCA

Банк является участвующим финансовым институтом (Participating FFI) в рамках Закона о налогообложении иностранных счетов США (FATCA). Банку присвоен индивидуальный идентификационный номер участника (GIIN — Global Intermediary Identification Number) — ZDFUFB.00000.LE.643.

В соответствии с пп. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в банке были утверждены следующие документы:

В соответствии с требованиями FATCA, банк обязуется выполнять требования по идентификации клиентов, сбору и передаче предусмотренной Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Федеральный закон №173-ФЗ) информации о клиентах уполномоченным государственным органам Российской Федерации, а также иностранному налоговому органу, включая Internal Revenue Service of the United States (Федеральную налоговую службу США) и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов.

В связи с этим, в соответствии со ст. 2 Федерального Закона №173-ФЗ ПАО «АК БАРС» БАНК рекомендует клиентам:

  • физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим гражданство иностранного государства (не имеющим гражданство РФ) или не имеющим гражданства, или имеющим одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство иностранного государства (за исключением гражданства государства — члена Таможенного союза) и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве;
  • юридическим лицам, зарегистрированным не в соответствии с законодательством Российской Федерации или зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, более 10% акций (долей) уставного капитала, которых прямо или косвенно контролируются иностранными гражданами (лицами с гражданством иностранного государства (без гражданства РФ) или без гражданства, или с двойным гражданством и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве (за исключением лиц имеющих одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство государства — члена Таможенного союза);
  • и не прошедшим процедуру идентификации на предмет отнесения их к категории иностранных налогоплательщиков, заполнить и представить в банк одну из нижеследующих анкет:
    • для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: Анкета клиента — физического лица
    • для юридических лиц: Анкета клиента — юридического лица

Если клиентом — физическим лицом или индивидуальным предпринимателем дан хотя бы один положительный ответ на вопросы в Анкете, а клиентом — юридическим лицом дан любой ответ на вопросы в Анкете, ему необходимо документально подтвердить или опровергнуть предположение об отнесении его к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, посредством предоставления в банк одной из форм в соответствии с требованиями FATCA (W-8BEN, W-8BEN-E, W-9, W-8IMY и W-8ECI), а также предоставить в банк подписанное Согласие банку на обработку персональных данных (открыть Согласие банку на обработку персональных данных).

Указанные формы находятся в открытом доступе на сайте www.irs.gov .

Выбор формы для заполнения зависит от статуса налогоплательщика, к которому относится клиент.

Читайте также: