2000 год подоходный налог

Опубликовано: 26.03.2024

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

"АКДИ "Экономика и жизнь", N 3, 2001

Уже закончился 2000 г. и физические лица, имеющие более одного источника дохода, обязаны не позднее 30 апреля 2001 г. представить в налоговый орган по месту постоянного жительства декларацию о фактически полученных ими в течение календарного года доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов. При этом необходимо иметь в виду, что если общая сумма совокупного облагаемого дохода за 2000 г., полученного от различных источников, не превышает 50 000 руб., то декларацию в налоговый орган представлять не нужно, так как доходы до 50 000 руб. облагаются по минимальной ставке - 12%, а доходы, превышающие 50 000 руб., облагаются уже по повышенным ставкам (ст.ст.6, 18 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"; далее - Закон N 1998-1; п.63 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", далее - Инструкция N 35).

В статье, предлагаемой Вашему вниманию, мы рассмотрим порядок исчисления подоходного налога в том случае, когда физическое лицо имеет несколько источников дохода, а также имеет право на льготу по приобретению жилья.

Пример. В 2000 г. физическое лицо получило доход из трех источников по основному месту работы - в сумме 50 000 руб., по совместительству - в сумме 20 000 руб. и авторское вознаграждение за создание фоторабот для печати - в сумме 6500 руб. Физическое лицо имеет одного ребенка в возрасте 5 лет. От каждой организации (источника выплаты) физическое лицо получило справки о доходах за 2000 г. по форме N 3 (Приложение 3 к Инструкции N 35):

1. По основному месту работы (извлечение из Справки)

2. По совместительству (извлечение из Справки)

3. Авторское вознаграждение (извлечение из Справки)

Справочники кодов видов доходов, скидок и вычетов приведены в Приложении 9 к Инструкции N 35.

В июле 2000 г. физическое лицо приобрело у строительной организации садовый домик для установки на дачном участке, стоимость которого в соответствии с договором купли - продажи составляет 60 000 руб. По месту работы заявление на уменьшение совокупного дохода на стоимость приобретенного садового домика физическим лицом не подавалось. В связи с этим заявление на льготирование совокупного налогооблагаемого дохода на сумму, направленную на приобретение садового домика, может быть подано физическим лицом в налоговый орган по месту жительства вместе с налоговой декларацией о доходах за 2000 г. (пп."в" п.14 Инструкции N 35).

Из Справки о доходах физического лица за 2000 г. по основному месту работы следует, что оно получило доход в виде заработной платы в сумме 48 000 руб. (код 0200) и материальную помощь в сумме 2000 руб. (код 3100). При этом материальная помощь в размере, не превышающем 12-кратный МРОТ, составляющая сумму 1001,88 руб. (83,49 руб. х 12) (код скидки 02), не включена в налогооблагаемый доход физического лица (пп."к" п.1 ст.3 Закона N 1998-1). Также физическому лицу по основному месту работы предоставлены вычеты на ребенка и на него самого в двукратном МРОТ в сумме 1001,88 руб. (коды 22, 31), в однократном МРОТ - 1502,82 руб. (коды 21, 30). Отчисления в Пенсионный фонд составили 500 руб. (50 000 руб. х 1%) (код 10), так как они начисляются на все выплаты, производимые в пользу работника, в том числе и на материальную помощь (кроме видов материальной помощи, предусмотренных п.п.7, 8 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.05.1997 N 546). Таким образом, облагаемый доход физического лица составил 45 993,42 руб. (50 000 - 1001,88 - 500 - 751,41 - 500,94 - 751,41 - 500,94). Подоходный налог удержан в сумме 5519 руб. (45 993,42 руб. х 12%).

Из справки по совместительству следует, что доход за 2000 г. составил 20 000 руб. (код 0300). При этом вычеты предоставлены только по отчислениям в ПФР в сумме 200 руб. (код 10), так как вычеты на ребенка и на самого работника предоставляются только по месту основной работы, а вычеты в ПФР - каждым источником выплаты (ст.11 Закона N 1998-1). Облагаемый налогом доход по совместительству составил 19 800 руб. (20 000 руб. - 200 руб.). Подоходный налог удержан в сумме 2376 руб. (19 800 руб. х 12%).

Авторское вознаграждение за создание фоторабот для печати получено в 2000 г. в сумме 6500 руб. (код 5002). При этом вычеты предоставлены также только по отчислениям в ПФР в сумме 65 руб. (код 10). Облагаемый налогом доход составил 6435 руб. (6500 руб. - 65 руб.). Подоходный налог удержан в сумме 772 руб. (6435 руб. х 12%).

Поскольку физическое лицо в 2000 г. получало доход из нескольких источников, ему необходимо определить общую сумму полученного дохода и рассчитать сумму полагающихся ему вычетов уже исходя из совокупной суммы дохода. Представим данные в виде таблицы.

Зарплата - 4000 руб., материальная помощь - 998,12 руб. (2000 руб. - 1001,88 руб.), так как в совокупный доход включается только материальная помощь, превышающая 12-кратный МРОТ (пп."к" п.8 Инструкции N 35).

  1. Рассчитаем сумму полагающихся работнику вычетов в соответствии с п.4 и пп."б" п.6 ст.3 Закона N 1998-1.

Вычеты на самого работника и на ребенка в двукратном МРОТ предоставляются за январь, февраль и март 2000 г. (т.е. за три месяца):

(83,49 х 2 + 83,49 х 2) х 3 = 1001,88 руб.

Вычеты в однократном МРОТ предоставляются за апрель - август 2000 г. (т.е. за пять месяцев):

(83,49 + 83,49) х 5 = 834,90 руб.

Таким образом, общая сумма вычетов за 2000 г. составляет 1836,78 руб. (1001,88 + 834,90).

  1. Согласно ст.11 Закона 1998-1 физические лица, получающие авторские вознаграждения, имеют право из полученного дохода вычесть документально подтвержденные расходы, связанные с получением вознаграждения. Если же эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они учитываются по нормативам, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 N 355.

В нашем примере физическое лицо не представило документы, подтверждающие фактически произведенные расходы при создании фоторабот для печати. Поэтому физическое лицо имеет право учесть расходы по нормативу 30% к сумме начисленного вознаграждения.

Таким образом, расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с сумм полученного вознаграждения, составят 1950 руб. (6500 х 30%).

  1. Рассчитаем сумму льготы, полагающейся физическому лицу при покупке жилья.

В соответствии с пп."в" п.6 ст.3 Закона 1998-1 совокупный доход физического лица, полученный в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, направленные на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории РФ в пределах 5000-кратного установленного законом МРОТ, учитываемого за три года подряд, начиная с того года, в котором приобретено жилье. Эти суммы не могут превышать размер совокупного дохода физических лиц за указанный период.

В нашем примере фактически произведенные затраты на приобретение садового домика составили 60 000 руб. Льгота на приобретение садового домика может быть предоставлена в полной сумме, так как она не превышает совокупный доход, полученный в 2000 г. - 75 498 руб.

  1. Сумма полагающихся работнику вычетов в соответствии с пп."а" п.6 ст.3 Закона N 1998-1 определяется путем суммирования взносов в ПФР, удержанных каждым источником выплаты:

500 + 65 + 200 = 765 руб.

  1. Рассчитаем сумму налогооблагаемого дохода физического лица за 2000 г.:

75 498 - 765 - 1836,78 - 1950 - 60 000 = 10 946,22 руб.

  1. Рассчитаем сумму подоходного налога за 2000 г. в соответствии со ст.6 Закона РФ N 1998-1:

10 946,22 руб. х 12% = 1314 руб.

  1. Всего за 2000 г. с физического лица удержан подоходный налог в сумме 8667 руб. (5519 + 2376 + 772).

Сумма подоходного налога, подлежащая возврату физическому лицу за 2000 г., составляет 7353 руб. (8667 - 1314).

Указанная разница между исчисленной суммой налога и суммами налога, удержанными источниками выплат, возвращается (либо засчитывается в счет предстоящих платежей подоходного налога) налоговым органом не позднее 15 июля года, следующего за отчетным (т.е. не позднее 15 июля 2001 г.) по письменному заявлению физического лица (ст.19 Закона N 1998, п.64 Инструкции N 35).

Дата публикации
Четверг, 21.03.2002

Авторы
Д. Некипелов

Серия
Международная конференция «Экономический рост: после коммунизма» 20-21 марта 2002 г., Москва

Работа, о которой я сейчас буду говорить, была проведена коллективом сотрудников Института экономики переходного периода под руководством Сергея Германовича Синельникова.

В результате налоговой реформы 2000 г. изменилась система подоходного налогообложения. Вторая часть Налогового кодекса установила пропорциональную ставку подоходного налога на уровне 13% налогооблагаемого дохода, в то время как до этого предельная ставка варьировала, в зависимости от размера базы налогообложения от 12 до 30 процентов. Одновременно с реформой подоходного налога произошла реформа системы отчислений граждан в социальные фонды, в частности для высоких доходов предельная ставка социальных отчислений может быть снижена в соответствии с Налоговым кодексом с 39.5% до 15%.

Такое значительное снижение предельных ставок неизбежно должно было повлиять на налоговые поступления (особенно для налогоплательщиков с высокими доходами).

В своём сегодняшнем докладе, я расскажу о проведённом нами исследовании реформы подоходного налога и опишу его основные результаты. В начале своего доклада я затрону основные макроэкономические результаты реформы и сформулирую основные причины роста поступлений подоходного налога. Затем я перейду к обзору моделей уклонения от подоходного налога, что позволит мне сформулировать конкретные гипотезы о влиянии изменения предельной налоговой ставки на поступления подоходного налога. В последней части моего выступления я опишу построенные нами модели изменения налоговых поступлений и базы налогообложения и сделаю выводы о справедливости сделанных гипотез.

Переходя к обзору макроэкономических результатов реформы подоходного налогообложения, нужно отметить, что в подавляющем большинстве регионов России в 2001 году по сравнению с 2000 годом наблюдался рост налоговых поступлений.

Из приведённой гистограммы мы видим, что регионы можно разделить на три группы по величине прироста поступлений на душу населения: регионы с отрицательными приростами поступлений подоходного налога, регионы с низкими приростами налоговых поступлений и регионы с высокими поступлениями подоходного налога.

Поступления подоходного налога в реальном выражении выросли в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 19%.

Согласно нашей основной гипотезе, такое значительное повышение налоговых поступлений обусловлено снижением уклонения от уплаты подоходного налога.

Тем не менее, можно предположить, что повышение могло произойти и под влиянием других причин.

Во-первых, следует отметить тот факт, что для большого числа налогоплательщиков предельная налоговая ставка в результате реформы повысилась. Тем не менее, такое повышение при прочих равных условиях по нашим оценкам могло повлечь за собой прирост поступлений не более чем на 8%.

Во-вторых, рост налоговых поступлений мог произойти и под влиянием общего экономического роста в стране.

В третьих, дополнительный рост поступлений может быть связан с тем, что с 2001 года подоходный налог стал взиматься с доходов военных, что составило около 2% в общем приросте поступлений налога.

В-четвёртых, часть налогоплательщиков могла перенести часть доходов 2000 года на 2001 год, когда эти доходы облагались по более низкой ставке. Однако, налогоплательщики с низкими доходами 2000 года не могли претендовать на снижение ставки социальных платежей в 2001 году, что могло служить ограничением для перенесения доходов.

И, наконец, в связи с тем, что ставка налога на прибыль оказалась выше в 2001 году, чем минимальная ставка налогообложения доходов, часть прибыли могла быть замаскирована под заработную плату работников предприятий.

Оказывается, что наибольший рост налоговых поступлений преимущественно происходил в регионах с большими значениями среднедушевого дохода и эффективной ставки подоходного налога.

На приведённой диаграмме, показывающей зависимость приростов налоговых поступлений от среднедушевого дохода видна тенденция к повышению прироста налоговых поступлений в 2001 году по сравнению с 2000 годом при росте среднедушевого дохода.

На следующей диаграмме мы видим, что прирост налоговых поступлений имеет тенденцию к повышению и с ростом эффективной ставки налога.

Таким образом, данные говорят о больших приростах налоговых поступлений в более богатых регионах.

Для более формального изложения этой гипотезы я сделаю краткий обзор результатов теоретических моделей.

Одна из самых первых моделей была разработана Аллингэмом и Сандмо [1] , а затем несколько позднее дополнительные выводы из неё были сделаны Ицхаки [2] и Сринивасаном [3] . В модели предполагается, что при уклонении от налогообложения налогоплательщик решает задачу максимизации ожидаемой полезности при фиксированной и известной ему вероятности проверки правильности декларируемого им дохода. Штрафы и налоги считаются пропорциональными. В такой модели оказывается, что сумма дохода, скрытая от налогообложения снижается при увеличении предельной налоговой ставки.

Модель Аллингема и Сандмо может быть обобщена если сделать её многопериодной. Одна из первых попыток проанализировать долгосрочную динамику уклонения от налогообложения была сделана Энджелем и Хайнсом. [4] Они проанализировали модель уклонения от налогообложения для нейтральных к риску налогоплательщиков.

Обобщение модели на случай логарифмической функции полезности [5] было сделано Кабалле и Панадес [6] . Результатом обеих моделей был вывод о положительной связи уклонения с предельной ставкой подоходного налога.

Во всех моделях, кратко описанных выше, не учитывался тот факт, что собранные налоги, в конечном счёте, предназначены для финансирования деятельности государственных институтов и для предоставления общественных благ.

Попытка приблизиться к решению этого вопроса была сделана Коуэллом и Гордоном [7] . Их выводом является то, что уклонение от налогообложения происходит при недофинансировании общественных благ.

Изложенные модели позволяют предположить наличие отрицательной связи между изменением предельной ставки (или, для региона, средней предельной ставки) подоходного налога и налоговой базы. Для прироста налоговых поступлений такая связь также будет наблюдаться, когда отношение декларируемых доходов к скрытым доходам не превосходит эластичности скрытых доходов по предельной ставке налога.

Сформулировав гипотезу о связи изменения налоговой базы и налоговых поступлений с изменением средней предельной ставки налога, я перейду к построению регрессионных моделей.

При построении моделей учитывалось два основных фактора, повлиявших на изменение налоговых поступлений и налоговой базы: это изменение средней предельной ставки налога и реальный экономический рост.

На основании региональных данных Госкомстата и Министерства по налогам и сборам нами была построена следующая модель изменения налоговых поступлений:

∆НП = -185,4 - 63362 ∆ t+ 0,43 ∆Расх
(-0,81) (-5,77) (4,37) R 2 =0,50
Здесь ∆ t - изменение средней предельной ставки подоходного налога.

∆Расх - изменение потребительских расходов в регионе.

Вместо показателя изменения расходов было бы логичнее использовать индикатор изменения налоговой базы, например доходы. В то же время связь между изменением предельной налоговой ставки и доходами выше, чем между изменением предельной налоговой ставки и потребительскими расходами, поэтому в модели использовался последний показатель.

Как видно данное уравнение говорит о значимой отрицательной зависимости изменения налоговых поступлений с изменением средней предельной налоговой ставки.

Для изменения налоговой базы построение такой модели некорректно, поскольку предельная ставка подоходного налога до реформы определялась размером налоговой базы. Поэтому мы специфицировали модель зависимости изменения налоговой базы от изменения средней предельной налоговой ставки в виде системы.

Мы оценивали систему с помощью обобщённого метода моментов с оценкой матрицы ковариации коэффициентов в форме Уайта. В качестве инструментальных переменных мы использовали долю нетрудоспособного населения в регионе как индикатор возможного объёма вычетов и льгот по уплате подоходного налога, долю заработной платы в доходах в регионе, как индикатор склонности к сокрытию доходов от налогообложения, долю сельскохозяйственной продукции в ВРП региона и наконец, мы использовали показатель доли расходов на питание в расходах региона как индикатор уровня жизни в регионе.

Полученная система выглядела следующим образом:

∆Налоговая база= 2218 -170,6 ∆t + 0,7 ∆Расх R 2 =0,41
(0,13) (-3,22) (4,47)
∆t=- 0,012 -0,92 Налоговая база в 2000 г R 2 =0,56
(0,22) (-5,6)

Таким образом, на основании этой модели мы можем сделать вывод об отрицательной связи изменения налоговой базы и изменением средней предельной налоговой ставки. Это также говорит в пользу высказанной мной гипотезы.

Итак, в заключение следует сказать, что построенные модели изменения налоговых поступлений и налоговой базы говорят в пользу гипотезы об отрицательной связи изменения средней предельной налоговой ставки и изменением налоговой базы и налоговых поступлений. То есть, гипотезы, сформулированной при анализе теоретических моделей.

Таким образом, можно предположить, что одним из основных факторов, обусловивших большой прирост поступлений подоходного налога было снижение уклонения от уплаты налога из-за снижения средних предельных налоговых ставок.

[1] Allingam M.G., Sandmo A. (1972)" Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis", Journal of Public Economics 1, pp. 323-328.

[2] Yitzhaki S. (1974) "A Note on Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis", Journal of Public Economics 3, pp. 201-202.

[3] Srinivasan T.N. (1973) "Tax Evasion: A Model", Journal of Public Economics 2, pp. 339-346.

[4] Eduardo M.R.A. Engel, James R. Hines, Jr. “Understanding Tax Evasion Dynamics”, NBER WP6903

[6] J. Caballe, J. Panades, “On the Relation Between Tax Rates and Evasion in a Multi-period Economy”, Universitat Automna de Barcelona, Dept. Economia I Ha., 2001

Материал из Documentation.

В 2000 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 13,2 % ВВП. [1]

В 2000 году были приняты первые главы второй части Налогового кодекса РФ. С этого в России началась масштабная налоговая реформа. [2]

В 2000 году кроме подоходного налога с физических лиц, взимаемого по базовой ставке 12 % и предельной ставке 30 %, и отчислений в Пенсионный фонд физическими лицами по ставке 1 %, работодатель уплачивал начисления на фонд оплаты труда: в Пенсионный фонд — 28 %; Фонд социального страхования — 5,4 %; Фонд обязательного медицинского страхования — 3,6 %; Фонд занятости — 1,5 %; Если учитывать только подоходный налог и платежи в социальные внебюджетные фонды, то суммарная ставка подоходного налогообложения (сумма подоходного налога и отчислений во внебюджетные фонды, деленная на сумму дохода, включающего налог, и отчислений во внебюджетные фонды)) составляла около 37,2 % при учёте базовой ставки подоходного налога в 12 % и около 50 % при учете прогрессивного характера шкалы ставок подоходного налога. [3]

Содержание

3 марта 2000 года на всероссийском совещании по развитию топливно-энергетического комплекса Путин заявил, что как в топливно-энергетическом комплексе, так и в целом по экономике, налоговое бремя будет снижаться. [4]

6 июня 2000 года на встрече с лидерами делового мира Италии Путин в частности отметил, что ослабление фискального характера российской экономики — одно из главных условий улучшения инвестиционного климата. [5]

8 июля 2000 года в Послании Путина Федеральному Собранию Российской Федерации была поставлена задача переноса тяжести налогообложения на рентные доходы, получаемые недропользователями от использования принадлежащих Российской Федерации природных ресурсов. [6] В послании Путин подчеркнул, что введение законов, меняющих положение дел в налоговой сфере, «станет точкой отсчета нового времени в правилах поведения в экономике». [7]

10 июля 2000 года Путин направил Председателю Государственной Думы Г.Селезневу заключение на проект федерального закона «О внесении дополнений в отдельные Законы Российской Федерации о налогах в связи с принятием Федерального закона „О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“», принятый Государственной Думой в первом чтении 26 мая 2000 года. Поддерживая в целом предлагаемые дополнения, Президент отметил, что некоторые положения законопроекта не корреспондируют с положениями законов, в которые они вносятся. [8]

В ноябре 2000 года Алексей Кудрин объявил о том, что «результаты проверки нефтяных компаний выявили масштабное сокрытие их прибыли». [9]

В декабре 2000 года Алексей Кудрин подготовил доклад Путину о результатах совместной работы Министерства по налогам и сборам (МНС) и Министерства экономического развития и торговли, которым было поручено разобраться с проблемой налогообложения в нефтяной отрасли. [10]

В 2000 году поступления подоходного налога практически не рассматривались в качестве серьезного доходного источника бюджетной системы. Подоходным налогом и отчислениями в государственные социальные внебюджетные фонды реально облагались лишь доходы, выплачиваемые в виде легальной заработной платы, причем эта заработная плата была близка к совокупному доходу физического лица лишь для сравнительно низкооплачиваемых категорий населения. [11]

Выступая в 16 мая 2000 года на «круглом столе», посвящённом проблемам страхования, первый замминистра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил, что Минфин РФ предложил установить с 2001 года единую ставку подоходного налога в размере 13 %. Действующая трехступенчатая шкала «не оправдала себя». Это неэффективный метод, сказал С.Шаталов — сейчас по минимальной ставке в 12 % подоходный налог уплачивает 90 % российских граждан, а по высшей ставке в 30 % лишь 0,5 %.

31 июля 2000 года первый замминистра финансов С.Шаталов был наиболее бескомпромиссен в опровержении информации о том, что 13-процентный налог направлен на то, чтобы заставить граждан раскрыть доходы. По его словам, правительство никогда не рассматривало это как временную меру. «Эти подходы рассматривались как долговременные, и речь не шла об одном-двух годах. В целом стратегические подходы правительства к налоговой реформе состоят в том, что 13-процентная ставка подоходного налога должна действовать долго». Как долго, Шаталов не сказал.

23 ноября 2000 года правительство России старалось убедить Думу в необходимости принять поправки ко второй части Налогового кодекса. Автор реформы С.Шаталов заверил думцев в честных намерениях власти: ни президент, ни правительство никогда не рассматривали введение единой ставки подоходного налога как временную меру. Прежде всего потому, что это — один из пунктов президентского послания федеральному собранию. Кроме того, плоская шкала, говорил С.Шаталов, очень прогрессивная мера: большинство стран применяют прогрессивную шкалу подоходного налога, однако в последнее десятилетие во всем мире отмечается тенденция к снижению этого налога.

24 ноября 2000 года поправки в Налоговый кодекс ушли в Совет Федерации.

11 февраля 2000 г. на Всероссийском совещании о состоянии и неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного комплекса Путин напомнил о необходимости рассмотреть целесообразность введения для аграрных предприятий единого сельскохозяйственного налога взамен множества уже действующих. [12]

18 апреля 2000 года Путин подписал закон «О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РФ», предусматривающий расширение полномочий налоговой полиции. [13]

В 2000 году произошли серьезные изменения в налоговом законодательстве, изменяющие структуру налоговой системы. В частности, были приняты и вступили в силу с 2001 года четыре главы второй части Налогового Кодекса, вносящие серьезные изменения в подоходный налог, НДС и акцизы, о которых подробнее будет сказано ниже.

В то же время был принят ряд изменений, повлиявших на налоговые доходы бюджетной системы уже в 2000 году. К их числу можно отнести следующие.

Статьей 58 Закона "О федеральном бюджете на 2000 год" было приостановлено на 2000 год действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года №3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", а также действие пункта 1 статьи 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации для органов местного самоуправления ЗАТО, за исключением ЗАТО, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры.

Все налоги и сборы в той их части, которые подлежат зачислению в федеральный бюджет, должны вноситься организациями, зарегистрированными в закрытых административно - территориальных образованиях, в федеральный бюджет, за исключением ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры; налоги и сборы, зачисляемые в федеральные и территориальные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, поступающие с территорий ЗАТО, зачисляются в эти фонды.

Общая сумма средств, оставляемых в распоряжении налогоплательщиков в результате применения дополнительных льгот по налогам, установленных решениями органов местного самоуправления ЗАТО, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры, не должна превышать 50 процентов от сумм, начисленных по налогам и сборам в соответствующем отчетном периоде без применения льгот или 2 млрд рублей, при этом льготы по акцизам на подакцизные товары не предоставляются.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 25 ноября 1999 года № 207-ФЗ была установлена новая шкала подоходного налога . По ставке 12% облагается совокупный доход до 50 тыс. руб. Максимальная ставка снижена до 30%. Федеральный закон применяется по доходам, полученным после 1 января 2000 года.

Федеральным законом от 20 ноября 1999 года № 197-ФЗ были установлены на 2000 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (для работодателей - организаций - в размере 28 процентов, спец. ставки – 20,6% и 14% для отдельных отраслей); для индивидуальных предпринимателей (включая применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности) - в размере 20,6 процента дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением; для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, - в размере 1 процента выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.

На 2000 год тариф страховых взносов в ФСС РФ для работодателей - организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4 процента выплат в денежной и (или) натуральной форме; в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации для работодателей - организаций в размере 1,5 процента; тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6 процента (из них 0,2 процента в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Основные положения второй части Налогового Кодекса

К концу весенней сессии Государственной Думой приняты в третьем чтении четыре главы второй (специальной) части Налогового Кодекса и Закон о введении в действие специальной части НК, состоящей на настоящий момент из четырех глав. Речь идет о главах, посвященных подоходному налогу, социальному налогу, налогу на добавленную стоимость и акцизам. Вводный закон предусматривает отмену налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на приобретение автотранспортных средств, налога на реализацию горюче-смазочных материалов, снижение ставки налога на пользователей автодорог. Для компенсации выпадающих в связи с отменой оборотных налогов бюджетных доходов предполагается ввести муниципальный налог на прибыль по ставке, устанавливаемой органами местного самоуправления, но не свыше 5 процентов.

В целом принятые законопроекты соответствуют основным направлениям налоговой реформы, сформулированным в одобренной 29 июня на заседании Правительства «Концепции: стратегия развития РФ до 2010 г.». Первоначальные проекты законов, отстаиваемые Правительством, в процессе прохождения через налоговый подкомитет и бюджетный комитет, а затем пленарное заседание Государственной Думы претерпели не слишком существенные изменения. Концептуальные цели налоговой реформы, заключающиеся в снижении уровня налогового бремени, упрощении налоговой системы и придании ей более справедливого характера, в значительной степени достигнуты. Мнения депутатов и Правительства при обсуждениях расходились скорее не по вопросам необходимости тех или иных преобразований, а по темпам их реализации.

В результате законопроекты закрепляют серьезнейшие изменения в российской налоговой системе. Начиная с будущего года радикально трансформируется подоходное налогообложение. Вводится плоская шкала подоходного налога со ставкой 13%. Ликвидирован целый ряд необоснованных льгот по налогу. Платежи во внебюджетные фонды социального назначения объединены в единый социальный налог, контроль за уплатой которого будут осуществлять налоговые органы. При этом снижается ставка налогообложения фонда оплаты труда с 38,5% до 35,6%. Вводится регрессия шкалы социального налога. В области обложения налогом на добавленную стоимость произошло упорядочение льгот, предусмотрен переход к общим правилам территориальности при уплате налога при торговле со странами СНГ. Ликвидирован налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, взимаемый в настоящее время по ставке 1,5% от оборота предприятий. С 3,5% до 1% снижена предельная ставка налога на пользователей автодорог, который в перспективе предполагается полностью отменить. Одновременно отменяется налог на реализацию ГСМ. Как компенсирующая мера произведено повышение акцизов на бензин.

Подоходный налог. В соответствии с принятой в третьем чтении главой Налогового Кодекса, посвященной налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), установлена единая ставка в размере 13%, что является одним из ключевых элементов стимулирования легализации доходов. В то же время в отношении тех доходов, которые зачастую используются в качестве скрытой формы выплаты заработной платы (для ухода от платежей во внебюджетные фонды), установлена повышенная ставка в 35%. К такого рода доходам относятся: выигрыши в лотерею, выигрыши и призы, получаемые в конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях, страховые выплаты по договорам добровольного страхования в случае, если такие выплаты превышают проиндексированную на инфляцию сумму внесенных страховых взносов (по договорам личного страхования) или размеры ущерба застрахованному имуществу (по договорам имущественного страхования), процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и 9% годовых суммы вклада в иностранной валюте, суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств ниже трех четвертей ставки ЦБ.

Устранено двойное налогообложение дивидендов путем зачета ранее уплаченных сумм налога на прибыль в счет обязательств по подоходному налогу.

Существенно увеличен необлагаемый минимум (до 400 рублей в месяц до достижения доходом уровня 20 000 рублей), а также так называемый вычет на детей (до 300 рублей в месяц).

Установлен ряд льгот социального характера. В частности, расходы на образование, свое или своего ребенка, в размере 25 000 рублей вычитаются из налогооблагаемой базы налогоплательщика. Аналогичный порядок установлен и для расходов на здравоохранение, за исключением расходов на дорогостоящие виды лечения по перечню, утверждаемому Правительством, которые вычитаются из налогооблагаемой базы в размере фактически осуществленных расходов.

Размер имущественного вычета при продаже недвижимости установлен на уровне 1 000 000 рублей, при продаже прочих видов имущества - 125 000 рублей, при покупке или новом строительстве - на уровне 600 000 рублей. При этом вся сумма доходов от продажи недвижимого имущества, принадлежавшего налогоплательщику в течение 5 лет, и прочего имущества - в течение 3 лет, вычитается из налогооблагаемых доходов в полном объеме.

Единый социальный налог. Тарифы страховых взносов, взимавшиеся ранее в различные государственные внебюджетные фонды, заменяются единым социальным налогом, ответственность за сбор которого возлагается на МНС. При этом в соответствии с проектом закона о введении в действие второй части Налогового кодекса сохраняют силу все договоры о предоставлении отсрочек (рассрочек) и реструктуризации задолженности по страховым взносам, ранее заключенные между органами государственных внебюджетных фондов и налогоплательщиками.

Единый социальный налог расщепляется на три части: наибольшая его доля поступает в Пенсионный фонд, остальные две – в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости консолидируется в федеральный бюджет.

Регрессия социального налога выражается следующей шкалой: 35,6% - при уровне годового дохода на одного работника до 100 тысяч рублей, 20% - при уровне дохода от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, 10% - при уровне дохода от 300 тысяч до 600 тысяч рублей, и, наконец, 2% - при уровне дохода свыше 600 000 рублей. Однако в соответствии с законопроектом о введении специальной части НК в действие вплоть до 1 января 2003 года нижняя ставка налогообложения (для доходов свыше 600 000 рублей) составляет 5 %.

Установлены следующие условия вступления в силу регрессии: средняя заработная плата на одного работника без учета 20% наиболее высокооплачиваемых работников должна составлять не менее 50 000 рублей в год.

Налоговая база, равно как и перечень не подлежащих налогообложению социальным налогом доходов, приведены в соответствие с налоговой базой налога на доходы физических лиц.

Принятие социального налога в том виде, который описан выше, имеет целый ряд положительных последствий. Они заключаются, во-первых, в снижении совокупной ставки отчислений в социальные внебюджетные фонды с применяющихся в настоящее время 38,5%, уплачиваемых работодателями, и 1%, уплачиваемого работником, до 35,6% для первого шедуля шкалы социального налога. Это существенно снизит общее налоговое бремя на фонд оплаты труда. Если в настоящее время совокупная ставка обложения фонда оплаты труда (включающая подоходный налог и отчисления в социальные внебюджетные фонды) составляет 37,2% - 50% в зависимости от применяемой ставки подоходного налога, то согласно законопроектам о подоходном и социальном налогах совокупная ставка обложения фонда оплаты труда сокращается до 35,8%.

Объединение социальных платежей в единый налог позволяет, во-первых, упразднить до сих пор сохраняющиеся отдельные процедуры регистрации в качестве налогоплательщика и плательщика страховых взносов в каждый из внебюджетных фондов, что создает возможности для уклонения от регистрации. Во-вторых, это повышает уровень налогового администрирования, т.к. в целом внебюджетные фонды по сравнению с органами Государственной налоговой службы обладают меньшим опытом и организационно-техническими возможностями для контроля за поступлением обязательных платежей (этим объясняется то, что в Фонде обязательного медицинского страхования сбор платежей в неденежной форме достигает 60%, в Пенсионном фонде превышает 10%), а отсутствие единообразия в процедурах уплаты налогов и страховых взносов в различные внебюджетные фонды затрудняет налогоплательщику исполнение его обязательств. В-третьих, объединение параллельно существующих пяти независимых друг от друга органов, осуществляющих фискальные функции, существенно снижает административные издержки и облегчает положение налогоплательщиков.

Установление регрессии социального налога имеет ряд дополнительных преимуществ, заключающихся в том, что у налогоплательщиков появляются серьезные стимулы для вывода из "тени" больших доходов. При этом, учитывая тот факт, что снижение ставки социального налога начинается с уровня, превышающего средний уровень заработной платы в настоящее время, существенного снижения поступлений в социальные фонды не произойдет. Точно так же из-за предусмотренных ограничений применения регрессии по социальному налогу мы не ожидаем серьезного уменьшения поступлений налога на прибыль. Применение регрессии позволяет увеличить степень справедливости системы социального обеспечения за счет устранения излишнего обложения высоких доходов, которое сосуществует с ограничениями на максимальный размер получаемой из социальных фондов помощи.

Налог на добавленную стоимость. Важным вопросом являются правила территориальности при уплате НДС, в т.ч. при экспорте и импорте в страны СНГ. Другие государства СНГ (прежде всего Украина и Белоруссия) оказывают постоянное давление с целью вынудить Российскую Федерацию к переходу на принцип страны назначения во взаимной торговле (при котором НДС взимается в стране, в которую импортируются товары и не взимается в стране, из которой они экспортируются). Законопроект о введении в действие второй части Налогового кодекса предусматривает постепенный переход от взимания налога по принципу страны происхождения к принципу страны назначения. Такой переход приведет к некоторым потерям для российского бюджета из-за положительного сальдо торговли с этими государствами, а также из-за отсутствия обустроенной таможенной границы России (что открывает широкие возможности для злоупотреблений с использованием ложного экспорта), однако переход на этот порядок целесообразен для унификации налогового режима, тем более что при существующем режиме не менее актуальна проблема ложного импорта. Важнейшим условием при этом должно стать укрепление фискальных границ внутри СНГ. Тем не менее, до вступления в силу межгосударственных соглашений со странами СНГ уплата налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в государства СНГ производится в соответствии с действующим порядком.

Законопроект упорядочивает список льгот по налогу на добавленную стоимость. В частности, введен порядок, согласно которому льготы по медицинской продукции предоставляются по перечню, утверждаемому Правительством.

Акцизы. По сравнению с ныне действующим законодательством произошли изменения, в целом отвечающие духу налоговых реформ, предлагаемых Правительством, заключающиеся в снижении налогового бремени на экономику. В частности, индексация ставок на алкогольную продукцию была произведена в меньшем объеме, нежели прогнозные темпы инфляции на 2001 год, что, учитывая специфический характер акцизов, существенно снизит налоговую нагрузку на плательщиков акцизов. Кроме того, было принято решение разделить уплату акцизов на алкогольную продукцию между ее производителями и организациями, занимающимися ее оптовой реализацией. В качестве компромисса депутаты решили согласиться с поправкой СПС, предлагающей ввести режим налогового склада, предусматривающий более строгий по сравнению с существующим порядок контроля за реализацией алкогольной продукции. Введены акцизы на дизельное топливо и моторные масла, а ставки акциза на бензин повышены по сравнению с существующими в среднем приблизительно в три раза в рамках компенсации отмены налога на реализацию ГСМ и снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог, взимаемого с оборота предприятий. Если в настоящее время ставки акцизов на легковые автомобили установлены в зависимости от объема двигателя, то по проекту главы об акцизах – в зависимости от мощности двигателя.

Законопроект о введении в действие части второй Налогового кодекса РФ. Помимо упомянутых выше положений данного законопроекта, касающихся отмены некоторых видов налогов, являющихся источниками образования дорожных фондов, и временной ставки социального налога для доходов свыше 600 тысяч рублей в год, законопроект предполагает также:

- окончательную отмену налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев автотранспортных средств с 1 января 2003 года;

- переход с 1 января 2002 года на определение объема реализации товаров (работ, услуг) в целях налога на добавленную стоимость по выставлению счетов-фактур (по методу начислений).

В конце года был принят Федеральный Закон №166-ФЗ от 29.12.00 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации", призванный устранить редакционные неточности.

В начале 2001 года был принят Федеральным Собранием и 24 марта подписан Президентом Федеральный Закон №33-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Помимо редакционных поправок данный закон перенес на год (до 1 января 2002 года) вступление в силу положения, согласно которому имущественные вычеты при налогообложении доходов от ценных бумаг предоставляются лишь по истечении налогового периода. Кроме того, на полгода (до 1 июня 2001 года) переносится вступление в силу положения об акцизных складах при налогообложении алкогольной продукции.

Читайте также: