Утрата права применения усн в середине года

Опубликовано: 17.04.2024

Упрощенная система налогообложения – один из наиболее популярных налоговых режимов в РФ. Плюсов у УСН множество, начиная от возможности включать в расчет налога уплату взносов и заканчивая минимальным количеством отчетности. Минусов меньше, но эти факторы необходимо принимать во внимание, в противном случае хозяйствующий субъект может лишиться права на применение УСН. В ряде случаев налогоплательщик принимает решение добровольного «ухода с упрощёнки», с целью применения иных налоговых режимов. Разберемся, в каких случаях наступает утеря права на применение УСН и каковы последствия этого события для налогоплательщика.

Основные лимиты УСН

Условия, при которых налогоплательщик имеет возможность работать на упрощенке, изложены в ст. ст. 346.12, 346.13 НК РФ. Они действительны в текущем налоговом периоде, будут актуальны в дальнейшем, поскольку коэффициент-дефлятор по лимитам на УСН заморожен до 2021 года (см. ФЗ №243 от 03-07-16 г.).

  1. Численность компании не более 100 сотрудников.
  2. Стоимость ОС (остаточная) до 150 млн руб.
  3. Лимит по доходам налогового (отчетного) периода до 150 млн руб.
  4. Доля участия в основном капитале компании других юрлиц не должна превышать 25%.
  5. У компании не должно быть филиалов.
  6. Компания не должна заниматься определенными видами деятельности (банковская, страховая деятельность, ломбарды, добыча ископаемых ресурсов, работа нотариусов, адвокатская деятельность и пр. (ст. 346.12, п. 3)).

На заметку. Чтобы перейти на спецрежим со следующего года, нужно иметь объем выручки за 9 месяцев текущего не более 112,5 млн руб.

Если хотя бы одно из условий не соблюдается, хозяйствующий субъект право на применение упрощенки утрачивает.

Ограничения не касаются представительств компании, только филиалов (запрет аннулирован с 2016 года). Ограничения по доле участия не касаются НКО, потребкооперативов, хозобществ, особый порядок установлен для компаний, состоящих из вкладов общественных организаций инвалидов.

Добровольная утрата права на УСН

Несмотря на выгоды этого налогового режима, иногда возникает необходимость расстаться с ним добровольно. Чтобы осуществить переход на другой режим, нужно уведомить ИФНС об отказе от работы на УСН, заполнив ф. 26.2-3 и передав ее в налоговую до 15.01 года, в котором планируется переход с ОСНО. Об этом говорится в ст. 346.13, п. 6 НК РФ.

Добровольно перейти можно не только на ОСНО, но и на ЕНВД, если вид деятельности компании дает такую возможность (НК РФ, ст. 346.26-2). Уведомление о переходе на вмененку необходимо подать в течение 5 дней (рабочих) с начала года.

Добровольно перейти с упрощенки на другой режим НО до истечения налогового периода нельзя, изменение налогового режима возможно только с начала года.

Сохранение права на УСН и законодательные риски

Большинство компаний не желает расставаться с УСН, стремясь обойти установленные лимиты тем или иным способом. Основной проблемой является превышение лимита выручки за период, после чего компания автоматически лишается права на упрощенный режим НО.

Обычно применяют ряд «хитростей» с высокой степенью риска налоговых санкций для компании:

  1. Заключение двух договоров (купли-продажи и займа), причем по первому идет отгрузка, а по второму — фактическая оплата. По договору займа денежные средства затем возвращаются, а оплата за отгруженный товар производится уже в новом периоде и не входит в расчет лимита доходов. Указанный способ содержит немалый риск, поскольку ФНС в судебном порядке может доказать факт манипуляции, анализируя банковские данные.
  2. Некоторые компании, чтобы снизить лимит, производят разного рода возвраты денежных средств покупателям в текущем периоде, чтобы вновь получить их в следующем периоде, по договоренности с контрагентами.
  3. По договоренности с контрагентом принимают деньги после истечения предельных дат, за которые считается лимит, например, оплату за товар предыдущего года получают в новом году.

Однако указанные способы сокрытия фактической выручки подлежат тщательному рассмотрению фискальными органами, а нередко и в судебных инстанциях. Судебная практика для компаний не утешительна: значительная часть решений принимается в пользу ФНС, со всеми вытекающими санкциями. Примером может служить решение по делу A26-7732/2014 от 03.09.15, рассмотренное в арбитраже СЗО. Суд признает такие манипуляции сокрытием выручки.

Компания, не желающая лишиться УСН по причине того, что у нее появился филиал, может оформить новую структурную единицу как представительство. Из всех способов сохранить упрощенный режим, этот – один из наиболее безопасных, поскольку признан судебными инстанциями законным (см. Пост ФАС СЗО №А05-9537/2010 от от 11-04-11 г., ФАС СКО №А32-4638/2010 от 11-08-10 г. и др.).

Вынужденная утрата права на УСН

Если условия применения упрощенки так или иначе нарушены, компания обязана уведомить ФНС о том, что она больше не может применять этот режим, по форме 26.2-2. Необходимо сделать это до 15 числа после квартала, в котором право было утрачено. В течение квартала, в котором налогоплательщик осуществил переход, платить штрафы и пени за неуплату налогов по ОСНО он не будет.

Последствия утраты права на УСН

Утратив по тем или иным причинам право на применение упрощенного режима НО и осуществляя переход на общую систему, налогоплательщик обязан решить ряд задач:

  1. Восстановление детализированного БУ, с использованием первичной документации. При работе на УСНО, как правило, углубленной аналитики не требуется.
  2. Организация учета налога на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество. Расчеты производятся по тем же правилам, что и для новых организаций или ИП, использующих ОСНО.

На заметку. Не забудьте подать декларацию по упрощенному налогу до 25-го числа месяца, следующего за моментом утраты права на УСН (ст. 346.23-2 НК РФ).

При переходе на общую систему нужно учитывать разницу подходов: кассового метода и метода начисления.

  • дебиторскую задолженность;
  • кредиторскую задолженность, которую не успели погасить до перехода;
  • остаточную стоимость имущественных объектов.

Необходимо при этом помнить:

  1. Выручка, не оплаченная при упрощенке, включается в доходы при применении общей системы в первый месяц (НК РФ, ст. 346.25, п. 2 (1), письмо ФНС №СД-4-3/6, 09-01-18 г.).
  2. Авансы, полученные до начала применения общей системы, включаются в расчет налога на УСН независимо от момента отгрузки товара, а расходы по отгруженным товарам снижают налог на прибыль (НК РФ, ст. 251-1(1), письмо №03-11-06/2/8 Минфина от 28-01-09 г.). В расходы также включаются все неоплаченные задолженности по услугам, оплате труда и взносам (ст. 346.25 Кодекса, ряд писем Минфина, например, от 03-05-17 г.).
  3. Оплаченные и приобретенные при упрощенке МЦ, используемые как товар, могут быть проданы уже на общей системе. Их можно учитывать в момент расчета налога на прибыль (определение ВС №306-КГ15-289 от 06-03-15 г. и письма Минфина).
  4. При расчете НДС необходимо учитывать только те операции, оплата по которым прошла после начала применения общей системы. Например, аванс за продукцию, полученный до перехода, в расчеты по этому налогу не включают.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН

Кто-то только собирается перейти на УСН с 2009 года, а кто-то, напротив, уже потерял право на использование спецрежима. Какие действия нужно предпринять в такой ситуации? Как считать налоги при потере права на применение «упрощенки»? Как учитывать расходы переходного периода? Ответы на эти и другие вопросы – в нашей статье.

Налогоплательщик может самостоятельно отказаться от применения УСН, однако зачастую возникают обстоятельства, при которых он именно теряет право на использование спецрежима по итогам отчетного (налогового) периода. Это происходит, если наступает хотя бы одно из событий, поименованных в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ.

1. Сумма доходов налогоплательщика превысила по итогам налогового (отчетного) периода в 2008 году 26,8 млн рублей (с учетом коэффициента-дефлятора, установленного на текущий год приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. № 357) (см. также письмо Минфина России от 31 января 2008 г. № 03-11-04/2/22).

2. В течение отчетного (налогового) периода в организации сформированы представительства или филиалы, внесены соответствующие изменения в учредительные документы.

3. Организация стала заниматься теми видами деятельности, при ведении которых применение УСН запрещено (производство подакцизных товаров, игорный бизнес и другие, упомянутые в п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

4. В течение отчетного (налогового) периода доля участия других организаций в компании, применяющей УСН, превысила 25 процентов (см., например, письмо Минфина России от 21 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/311).

5. Допущено превышение максимальной средней численности работников (100 человек) в каком-либо отчетном или налоговом периоде. Расчет этого показателя производится в порядке, предусмотренном постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69 (в ред. от 23 ноября 2007 г.). Согласно этому документу (п. 86–92), средняя численность человек организации включает:

– среднесписочную численность работников;

– среднюю численность внешних совместителей;

– среднюю численность выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Физические лица, с которыми заключены авторские договоры или имущественные сделки (например, договоры аренды), не включаются в численность выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (см. также письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

6. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысила 100 млн рублей. Важно, что при определении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов учитываются объекты, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, однако оценка остаточной стоимости производится по данным бухгалтерского учета.

7. Налогоплательщик, применяющий объект налогообложения «доходы», вступил в простое товарищество.

8. Налогоплательщик, применяющий объект налогообложения «доходы», заключил договор доверительного управления имуществом.

В каждом из перечисленных случаев налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором возникли вышеуказанные обстоятельства.

Суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором перешли на иной режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Сообщение об утрате права на применение УСН

Налогоплательщик, утративший право на применение УСН и перешедший на иной режим налогообложения, обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором он вышел за допустимые рамки (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 (в ред. приказа ФНС России от 2 сентября 2005 г. № САЭ-3-22/421). Сообщение можно отослать по почте (желательно ценным письмом) или представить непосредственно в налоговую инспекцию.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на «упрощенку» не ранее чем через год после того, как он утратил право на ее применение (п. 7 ст. 346.13 НК РФ, письма Минфина России от 28 июля 2004 г. № 22-2-16/1313, от 13 октября 2004 г. № 03-03-02-04/1/26 и др.).

Подача декларации и уплата минимального налога

Для налогоплательщиков, утративших в течение календарного года право на дальнейшее применение упрощенной системы, налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим. Это неоднократно разъясняли специалисты Минфина и ФНС России (см. письма Минфина России от 19 октября 2006 г. № 03-11-05/234, от 8 июня 2005 г. № 03-03-02-04/1-138, от 24 мая 2005 г. № 03-03-02-04/2/10, ФНС России от 21 февраля 2005 г. № 22-2-14/224).

До 2009 года налогоплательщики сдают декларации поквартально, и налоговые декларации по единому налогу, представленные за отчетный период, по итогам которого налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, приравниваются к налоговым декларациям за налоговый период.

Однако с 2009 года в силу новой редакции статьи 346.23 НК РФ декларацию нужно будет подавать раз в год: организациям – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а предпринимателям – до 30 апреля следующего года.

Особых сроков подачи декларации за налоговый период для налогоплательщиков, утративших право на применение УСН, закон не устанавливает – таким образом, вероятно, отчетность такой налогоплательщик может сдать в любой момент после перехода на общий налоговый режим, но не позднее указанных выше дат.

В любом случае, если исчисленная по итогам такого «прерванного» налогового периода сумма единого налога окажется меньше суммы минимального налога за тот же период, налогоплательщику нужно будет уплатить минимальный налог по истечении отчетного периода, в котором им было утрачено право на применение УСН, но не позднее сроков, установленных для представления налоговых деклараций по УСН (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).

Пример 1

Предприниматель в 2008 году применял УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». С IV квартала 2008 года он утратил право на применение УСН, так как в октябре его доходы превысили 26,8 млн руб. При этом сумма налога, исчисленная в общем порядке за 9 месяцев 2008 года, меньше исчисленной за этот же период суммы минимального налога.

С 1 октября 2008 года индивидуальному предпринимателю пришлось перейти на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Ему также нужно было исчислить сумму минимального налога в размере 1 процента от полученных доходов за 9 месяцев 2008 года и перечислить ее не позднее 25 октября 2008 года, а также в этот срок подать декларацию с указанием в ней суммы минимального налога.

Переход на метод начисления

Организации, применявшие упрощенную систему налого-обложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления выполняют следующие правила (п. 2 ст. 346.25 НК РФ):

– признают в составе доходов полученные деньги в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;

– признают в составе расходов затраты на приобретение в период применения упрощенной системы товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 Налогового кодекса.

Эти операции связаны с отказом от кассового метода в пользу метода начисления при признании доходов и расходов.

Такие доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Пример 2

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», приобрела в сентябре 2008 года сырье и материалы. В производство они отпущены в декабре 2008 года. С 1 января 2009 года фирма переходит на общий режим налогообложения. Оплата указанных сырья и материалов произведена в феврале 2009 года.

Налогоплательщик не имел возможности учесть стоимость материалов в расходах, будучи на УСН, так как они не были оплачены. Он списывает стоимость отпущенных в производство МПЗ в январе 2009 года., то есть в месяце перехода на общий режим налогообложения.

Формирование остаточной стоимости амортизируемого имущества

Если организация переходит с УСН (независимо от объекта налогообложения) на общий режим и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание и т. п.) которых, произведенные в период применения общего режима до перехода на «упрощенку», не полностью перенесены на затраты за период применения УСН, в налоговом учете на дату перехода остаточная стоимость ОС и НМА определяется путем уменьшения остаточной стоимости, определенной на дату перехода на «упрощенку», на сумму расходов, определяемую за период применения УСН в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ.

По разъяснениям Минфина России, с 1 января 2008 года указанный порядок действует как в отношении организаций, которые применяли упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы», так и фирм с объектом «доходы». Последние должны определить сумму расходов на приобретение (создание) основных средств и нематериальных активов, а также суммы расходов на модернизацию, достройку и т. д. основных средств, предусмотренные пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ, расчетным путем, несмотря на то что в расходы она не включалась и налоговую базу по единому налогу не уменьшала.

С 2009 года это правило введено непосредственно в пункт 3 статьи 346.25 НК РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что поскольку организации, применявшие упрощенную систему с объектом «доходы», не отражали в учете свои расходы, то размер остаточной стоимости у них учитывается в налоговом учете на дату перехода по правилам, установленным пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ (письмо Минфина и ФНС России от 28 ноября 2007 г. № СК-6-02/912, письмо Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 03-11-02/266).

Реализация права на вычет НДС

Организации и предприниматели, применявшие упрощенную систему, при переходе на общий режим выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему, при приобретении им товаров (работ, услуг), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим в общем порядке.

Это касается и налогоплательщиков, применявших объект «доходы», которые не вправе были признавать какие-либо расходы в период применения УСН.

Указанные суммы НДС принимаются к вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и при условии дальнейшего использования этих товаров для осуществления операций, подлежащих обложению НДС (п. 6 ст. 346.25, п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Утрата права на применение УСН на основе патента

В статье 346.25.1 НК РФ предусмотрена возможность применения УСН на основе патента. Она существует у индивидуальных предпринимателей, занимающихся
одним из видов деятельности, названных в этой статье, если в регионе, где они работают, это предусмотрено законодательством субъекта РФ.

Такой предприниматель теряет право на применение упрощенной системы на основе патента с начала периода, на который был выдан патент, если:

– его доход, предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, за 2008 год превысит 26,8 млн рублей;

– он привлекает в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера). До 2009 года использовать труд других лиц предпринимателю на патенте запрещено, а с 2009 года – можно, но не более пяти человек за налоговый период по среднесписочной численности (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ, введен Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ). При этом налоговым периодом считается срок действия патента (п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). Таким образом, с 2009 года право на применение УСН на основе патента будет утрачено при привлечении большего количества наемных работников;

– он осуществляет на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта Российской Федерации;

– он не оплатил 1/3 стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ).

После утраты права на применение УСН предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган об утрате права на применение упрощенной системы на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима.

Право вновь перейти на упрощенную систему на основе патента возникает у ИП не ранее чем через три года после того, как он уже утратил право на применение УСН на основе патента.

Елизавета Кобрина

С 2021 года упрощенцев, которые нарушили базовые лимиты по доходам и численности сотрудников, не будут автоматически переводить на ОСНО. Им дадут переходный период, во время которого налог придётся платить по повышенным ставкам. Разберёмся, как работать по новым правилам.

  • Лимиты по доходам и средней численности на 2021 год
  • Стандартные условия УСН
  • Условия переходного периода по УСН
  • Утрата права на применение УСН
  • Новые правила расчёта налога и авансовых платежей
  • Что еще изменилось в упрощённой системе

Лимиты по доходам и средней численности на 2021 год

По новым правилам упрощенцы не будут слетать с УСН сразу после того, как превысят базовые лимиты. Для них будет действовать переходный период, во время которого вырастут ставки налога.

Актуальные на 2021 год лимиты представлены в таблице.

Стандартные условия УСН Переходный период по УСН Утрата права на применение УСН
Доходы за квартал, полугодие, 9 месяцев, год 150 млн рублей 150–200 млн рублей более 200 млн рублей
Средняя численность сотрудников за квартал, полугодие, 9 месяцев, год до 100 человек включительно 100–130 человек более 130 человек

Проверяйте, проходите ли вы по лимитам, по стандартным правилам:

  1. Доходы налогоплательщика определяются в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ.
  2. При совмещении УСН и патента для расчёта лимита учитывайте доходы по обоим налоговым режимам.
  3. Средняя численность сотрудников рассчитывается в соответствии с указаниями, утверждёнными приказом Росстата от 27.11.19 № 711.
  4. Расчёт показателей проводите по итогам отчётного квартала, полугодия, 9 месяцев или года.

В 2021 году для УСН начал действовать новый коэффициент дефлятор — 1,032. Сначала мы предполагали, что на него нужно будет индексировать новые лимиты, то есть они составят 154,8 и 206,4 млн рублей. Однако Минфин разъяснил, что в 2021 году лимиты для переходного периода применяются без индексации, то есть будут равны 150 и 200 млн рублей (письма Минфина от 27.01.2021 № 03-11-06/2/4855 и от 01.02.2021 № 03-11-06/2/5885).

Стандартные условия УСН

До тех пор, пока доходы налогоплательщика не превысят 150 млн рублей и средняя численность сотрудников не окажется больше 100, действуют стандартные ставки по упрощённому налогу:

  • 1–6 % — для объекта налогообложения «доходы»;
  • 5–15 % — для объекта налогообложения «доходы минус расходы».

Условия переходного периода по УСН

После того, как налогоплательщик заработает больше 150 млн рублей или наймёт 101-го сотрудника, — начинается переходный период. Он стартует с самого начала того квартала, в котором были превышены базовые лимиты. В этом случае ставки по налогу возрастают:

  • 8 % — для объекта налогообложения «доходы»;
  • 20 % — для объекта налогообложения «доходы минус расходы».

Если до конца налогового периода доходы упрощенца не превысят 200 млн рублей, а средняя численность сотрудников не превысит 130 человек, в следующем году он сможет продолжить применять УСН.


Утрата права на применение УСН

С начала того квартала, в котором выручка превысила 200 млн рублей или средняя численность сотрудников превысила 130 человек, налогоплательщик потеряет право на применение УСН. Тогда придётся платить все налоги, предусмотренные ОСНО: налог на прибыль, НДС, налог на имущество.

Компания сможет снова вернуться на упрощёнку не ранее, чем через год после утраты права на применение УСН. Важное условие: лимиты для перехода на упрощённый режим снова должны соблюдаться.

Новые правила расчёта налога и авансовых платежей

Во время переходного периода налог и авансовые платежи считайте в следующем порядке:

  1. Рассчитайте налоговую базу за весь период, предшествующий кварталу, в котором были нарушены базовые лимиты. Она облагается налогом по стандартной ставке: 6 % или 15 %.
  2. Рассчитайте базу за весь налоговый период. Вычтите из неё базу, облагаемую по стандартной ставке. На оставшуюся сумму начисляйте налог по повышенной ставке — 8 % или 20 %.

Сложите полученные суммы — это будет налог за период.

ООО «Марципан» работает на УСН «Доходы» со стандартной ставкой 6 %. В компании в течение всего 2021 года было 86 сотрудников, а вот доходы изменялись и составили:

  • I квартал — 55 млн рублей;
  • полугодие — 120 млн рублей;
  • 9 месяцев — 160 млн рублей;
  • 2021 год — 210 млн рублей.

Доходы ООО «Марципан» за I квартал и полугодие облагались налогом по ставке 6 %.

  • Авансовый платёж за I квартал = 55 × 6 % = 3,3 млн рублей.
  • Авансовый платёж по итогу полугодия = (120 × 6 %) – 3,3 млн рублей = 3,9 млн рублей.

Доход компании за 9 месяцев превысил 150 млн рублей — начался переходный период со ставкой налога 8 %.

  • Авансовый платёж по итогу 9 месяцев = (120 × 6 %) + ((160 — 120) × 8 %) – 3,3 — 3,9 = 3,2 млн рублей.

Доходы ООО «Марципан» по итогам 2021 года превысили 210 млн рублей, то есть организация вышла за пределы переходного периода и потеряла право применять УСН с октября 2021 года.

Что еще изменилось в упрощённой системе

Кроме новых лимитов и налоговых ставок, есть и другие важные изменения:

  1. Налоговые каникулы для ИП на УСН продлили до 2024 года. Они доступны новым ИП, которые заняты в производственной, социальной, научной сферах или в сфере бытовых услуг населению. Во время каникул упрощенцы применяют нулевую ставку по налогу, и даже на УСН 15 % налог можно будет совсем не платить. Подробнее — в статье «Налоговые каникулы ИП в 2021 году».
  2. Декларацию по УСН поменяли. За 2021 год нужно будет отчитываться по новой декларации, форма которой утверждена приказом от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@. В неё добавили строки и коды для повышенных ставок по УСН. Чтобы упрощенцы не путались, налоговая разрешила отчитываться по новой форме уже за 2020 год, но можно использовать и старую.
  3. При расчёте 1 % взносов в ПФР можно учитывать расходы. Раньше налоговая и Минфин говорили, что предпринимателям на УСН «доходы минус расходы» учитывать расходы при расчёте переменной части страховых взносов в ПФР нельзя. Предприниматели должны были платить 1 % со всех доходов, которые превысили 300 000 рублей. Теперь это делать разрешили, поэтому огромных переплат больше не будет. О том, как вернуть переплату, рассказала Елена Кулакова в статье «Переплата по 1 % взносам ИП за себя: возврат и зачёт».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

2 июля Верховный Суд РФ вынес Определение № 310-ЭС19-1705 по спору между налоговой инспекцией и обществом, длительное время применявшим УСН без уведомления налогового органа, но с его молчаливого согласия.

Суды трех инстанций поддержали выводы налоговиков об утрате обществом права на УСН

В 2017 г. межрайонная инспекция ФНС № 2 по Смоленской области провела выездную проверку ООО СП «Бетула» за 2013–2015 гг., по результатам которой общество было оштрафовано на сумму свыше 200 тыс. руб. за неуплату (неполную уплату) НДС и налога на прибыль, а также за непредставление различных налоговых деклараций и документации (ст. 119 и 126 НК РФ). Кроме того, инспекция доначислила ему почти 5,5 млн руб. налогов и пеней в связи с утратой права на применение УСН с 1 октября 2007 г. По мнению контролирующего органа, налогоплательщик неправомерно использовал данную систему налогообложения в проверяемом периоде без надлежащего уведомления налоговой инспекции.

Впоследствии общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции частично недействительным. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении данных требований, установив, что общество применяло УСН с 1 января 2006 г. на основании уведомления о возможности его применения, выданного налоговым органом в декабре 2005 г. В то же время с конца 2007 г. по июнь 2012 г. единственным участником общества согласно данным ЕГРЮЛ являлось ООО «Гжать-Инвест». При таких обстоятельствах суды заключили, что в указанный период общество не имело права использовать УСН, а должно было применять общий режим налогообложения. Следовательно, общество было вправе перейти на УСН не ранее чем 24 июня 2013 г., уведомив налоговый орган об этом, чего, однако, не сделало.

ВС не согласился с выводами нижестоящих судов

Не согласившись с решениями судов, общество обратилось с кассационной жалобой в ВС.

Изучив материалы дела № А62-5153/2017, Верховный Суд со ссылкой на Закон о развитии малого и среднего предпринимательства напомнил, что применение УСН субъектами малого и среднего предпринимательства носит уведомительный, а не разрешительный характер.

Сославшись на правовые позиции Конституционного Суда РФ (в частности, Постановление от 16 июля 2004 г. № 14-П, Определение от 12 июля 2006 г. № 266-О), ВС подчеркнул, что применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Соответственно, превращение налогового контроля в инструмент подавления экономической самостоятельности и чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности недопустимо.

«Принимая во внимание изложенное, принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер», – сообщается в определении.

Там же поясняется, что общество в проверяемом периоде соответствовало критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, за исключением требования об уведомлении налогового органа. «Таким образом, в случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены», – подчеркивается в документе.

В этой связи ВС заключил, что общество долгое время применяло УСН (уплачивало соответствующий налог и сдавало отчетность) без каких-либо возражений налогового органа, который знал как об изменении в составе участников налогоплательщика, так и об утрате им с этого момента права применять спецрежим. Так, налоговая инспекция, обладая сведениями о применении хозяйствующим субъектом УСН с нарушением процедуры, длительное время не требовала от него представления отчетности по общей системе налогообложения и не уведомляла об отсутствии права использовать УСН. Кроме того, налоговый орган осуществлял налоговое администрирование общества именно как плательщика налогов по УСН. Соответственно, общество своими конклюдентными действиями подтвердило намерение применять специальный налоговый режим.

«При таких обстоятельствах сама по себе неподача обществом повторного уведомления о намерении продолжать уплачивать налог по УСН с 2013 г. в данном случае не могла служить основанием для принятия инспекцией решения об отсутствии у налогоплательщика права на применение данного налогового режима», – резюмировал Верховный Суд.

С учетом изложенного он отменил судебные акты нижестоящих инстанций и удовлетворил требование заявителя, признав решение налоговой инспекции недействительным, за исключением эпизода, связанного с доначислением НДФЛ и пеней.

«Болевая точка» налогового правосудия

Комментируя «АГ» данное определение, партнер налоговой практики АБ КИАП Андрей Зуйков отметил, что изложенная в нем позиция не нова: «Еще в июле 2018 г. она была озвучена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 26.2 и 26.5 НК в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном Президиумом ВС 4 июля 2018 г.».

По мнению эксперта, данная позиция является следствием последовательного и крайне позитивного для бизнеса применения Верховным Судом принципов, сформулированных им за последние два года. «Так, примененные в данном деле подходы перекликаются с принципом последовательности в формулировании налоговыми органами своих выводов (например, определения ВС от 3 августа 2018 г. № 305-КГ18-4557 и от 27 сентября 2018 г. № 305-КГ187133), а также с принципом добросовестности налогового администрирования, которое должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов налогоплательщиков (Определение ВС № 302-КГ17-16602 от 16 февраля 2018 г.), и принципом защиты правомерных ожиданий (Определение ВС № 308-КГ17-14457 от 6 марта 2018 г.)», – подчеркнул он.

Вместе с тем, добавил Андрей Зуйков, в данном деле вскрывается одна из основных «болевых» точек налогового правосудия. Так, решение суда первой инстанции по данному делу, равно как и акты вышестоящих судов, принятые в защиту позиции налогового органа, противоречат позиции ВС, выраженной в указанном Обзоре № 2, по льготным режимам налогообложения, который к моменту принятия таких решений уже существовал. «В этом и заключается большая проблема отправления правосудия в налоговой сфере последних лет, – отметил он. – При взвешенных, позитивных и справедливых позициях ВС его подходы не учитываются нижестоящими судами».

По мнению адвоката, ВС принимает для пересмотра незначительное количество дел, которых явно недостаточно для формирования повсеместной практики применения его принципов и подходов, что является основной причиной игнорирования позиций нижестоящими судами. «До устранения этих причин пока не видится других обстоятельств, которые могли бы преломить сложившуюся негативную практику», – заключил он.

Адвокат, руководитель практики налоговых споров адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Алексей Пауль также отметил, что определение подтверждает и развивает позицию, отраженную в Обзоре № 2, когда Суд фактически сформулировал принцип непротиворечивости поведения налогового органа. «Если налогоплательщик выразил свое волеизъявление использовать УСН и применял ее, налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены. В определенной мере здесь проявляется ранее сформулированный КС принцип стабильных условий хозяйствования», – пояснил он.

Такой подход, полагает Алексей Пауль, требует от налоговых органов более быстрой реакции при обнаружении оснований для прекращения применения налогоплательщиками УСН, в том числе в рамках проведения камеральных проверок, а также сопоставления данных ЕГРЮЛ с требованиями к лицам, применяющим спецрежим. «Выездная проверка не должна быть единственной процедурой, при проведении которой возможны выявление нарушений в применении УСН и доначисление налогов, применяемых при ОСН», – считает эксперт.

По его словам, ВС таким образом борется с формальным подходом в налоговом правоприменении, когда отсутствие уведомления о переходе на УСН ставится налоговыми органами во главу угла при решении вопроса о наличии права на ее применение, так как сообщение о применении УСН носит уведомительный характер.

«Определение ВС будет препятствовать злоупотреблениям со стороны налоговых органов, когда они в течение продолжительного периода времени, имея возможность установить нарушения при применении УСН, не делают этого, увеличивая тем самым возможные доначисления», – резюмировал адвокат.

В ноябре 2011 г. индивидуальный предприниматель утратит право применения УСН – доходы более 60 млн. Как правильно перейти на общий режим налогообложения? Как восстановить НДС на остаток товара на 01.10.2011 г.? А в октябре реализация, надо начислить «сверху» НДС?

В соответствии с п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Форма № 26.2-2 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» утверждена приказом ФНС РФ от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@.

Исходя из норм п. 7 ст. 227 НК РФ в пятидневный срок по истечении месяца со дня перехода на общую систему налогообложения индивидуальный предприниматель обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), утвержденную приказом ФНС РФ от 27.12.2010 г. № ММВ-7-3/768@, с указанием суммы предполагаемого дохода от предпринимательской деятельности в текущем налоговом периоде.

П. 6 ст. 346.25 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для налогоплательщиков НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

При этом п. 2 ст. 171 НК РФ установлено, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, подлежат вычетам при использовании этих товаров (работ, услуг) в операциях, облагаемых НДС.

Таким образом, указал Минфин РФ в письмах от 15.03.2011 г. № 03-07-11/53, от 13.03.2009 г. № 03-11-09/103, при переходе налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения вычету в установленном порядке подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным, но не использованным при применении упрощенной системы налогообложения.

В связи с этим при переходе индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения суммы НДС по товарам и материалам, оплаченным и приобретенным, но не использованным в период применения УСН, принимаются к вычету в общеустановленном порядке в первом налоговом периоде, в котором индивидуальный предприниматель перешел на общий режим налогообложения.

Поскольку предприниматель будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения с IV квартала 2011 г., то со стоимости реализованных начиная с октября 2011 года товаров нужно исчислять НДС.

В соответствии с п.п. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ поименованы расходы в виде сумм НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов.

Таким образом, сумма НДС исключается из стоимости приобретенных товаров и учитывается отдельно.

В Книге учета доходов и расходов суммы стоимости приобретенных товаров и суммы НДС по этим товарам также отражаются отдельно.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при определении налоговой базы по мере реализации указанных товаров.

Поэтому Минфин РФ утверждает, что в связи с этим суммы НДС, уплаченные организацией при приобретении товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, следует учитывать при определении налоговой базы в части, относящейся к стоимости оплаченных и реализованных товаров (см., например, письма от 07.07.2006 г. № 03-11-04/2/140, от 21.12.2006 г. № 03-11-04/2/286).

Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 г. № 808/10 указано, что расходы на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, признаются в составе расходов при исчислении налога при УСН после фактической передачи товаров покупателю независимо от того, оплачены они покупателем или нет.

В связи с чем Минфин РФ в письме от 24.01.2011 г. № 03-11-11/12 указал, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации и оплаченных поставщикам, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, после передачи права собственности на товары покупателям.

Однако в отношении «входного» НДС соответствующих разъяснений от Минфина не поступало.

В любом случае если у Вас остались приобретенные в период применения УСН и не реализованные в этот период товары, по которым «входной» НДС не был включен в расходы при применении УСН, в IV квартале 2011 года Вы можете принять суммы «входного» НДС по таким товарам к вычету.

Читайте также: