Усн при банкротстве юридического лица

Опубликовано: 17.04.2024

Налог на прибыль в банкротстве организаций: платить или нет

Руководитель практики разрешения споров A.T.LEGAL Михаил Чернышев подготовил для «Русбанкрота» интересный материал о правоприменении уплаты налога на прибыль при банкротстве. Нужно ли его платить и как обстоят дела в реальных кейсах?

Одним из актуальных и спорных практических проблем в банкротстве организаций является вопрос, должен ли конкурсный управляющий платить налог на прибыль с реализации имущества должника. Мнения профессионалов здесь расходятся.

Если опираться строго на букву закона, то налог на прибыль подлежит уплате. В налоговом законодательстве есть специальные оговорки, что не подлежат налогообложению доходы гражданина-банкрота от продажи имущества (п. 63 ст. 217 НК РФ), что не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников (п. 15 ч. 2 ст. 146 НК РФ). При этом в законе отсутствуют специальные указания об освобождении от налога на прибыль выручки от продажи имущества организаций-банкротов.

Описанный разнонаправленный подход законодателя вызывает недоумение.

Понятна и ожидаема позиция налоговых органов, выраженная, например, в письме ФНС России от 24.08.2017 № СД-4-3/15984@: выручка от реализации имущества должника-организации с публичных торгов (в том числе в случае оставления залогодержателем предмета залога за собой) признается доходом от реализации, полученным залогодателем в дату передачи имущества приобретателю, то есть подлежит обложению налогом на прибыль.

Основательно проблема была проанализирована в 2017 году Виктором Бациевым (с 2009 по 2014 год судья и председатель судебного состава ВАС РФ, с 24 января 2020 года заместитель руководителя ФНС РФ). Бациев пришел к выводу, что налог на прибыль при реализации имущества организации-банкрота возникает, но не согласился с этим порядком в принципе, как нарушающим основные начала налогообложения, закрепленные в ст. 3 НК РФ, как экономическая обоснованность налогообложения и фактическая способность налогоплательщика к уплате.

Бациев не согласился также с тем, что с 2009 года налог на прибыль стал признаваться текущим требованием, выигрывая у реестровых кредиторов и уменьшая процент удовлетворения их требований.

На практике часть арбитражных управляющих исчисляют и уплачивают налог на прибыль с полученных от реализации имущества организаций-должников денежных средств. Многие этого не делают, иногда просто не задумываясь об этой стороне процедуры и не просчитывая возможных негативных последствий для себя лично.

Удивительно, но налоговые органы также редко обращают внимание на теоретическую возможность повышения собираемости налогов за счет налога на прибыль организаций-должников, и практика привлечения к налоговой ответственности за нарушения в этой сфере скудная. Однако не все так шатко и безнадежно.

Блестящее постановление вынес 21 октября 2019 года Арбитражный суд Дальневосточного округа по делу № А51-17152/2017, определивший, что требование об уплате налога на прибыль, возникшее в связи с реализацией имущества должника в рамках процедуры банкротства не должно удовлетворяться преимущественно перед непогашенными требованиями кредиторов третьей очереди.

При вынесении постановления суд округа руководствовался базовыми принципами добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ), налогообложения (ст. 3, 41 НК РФ), нормами банкротного законодательства о текущих платежах и порядке удовлетворения требований, заявленных после закрытия реестра (ст. 5, 134, 142 Закона о банкротстве) и приоритетом специального закона (Закона о банкротстве) над общим (НК РФ) (постановление Конституционного Суда от 29.06.2004 № 13-П).

Суд округа мотивировал свое постановление тем, что налог на прибыль взимается с учетом величины доходов, полученных налогоплательщиком от ведения той деятельности, конечной целью которой является получение прибыли.

Процедура конкурсного производства (реализации имущества) не направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг – она предполагает завершение хозяйственной деятельности предприятия, формирование конкурсной массы, ее реализацию и расчеты с кредиторами.

Исчисление и уплата текущих налогов, связанных с продажей имущества должника, приводит лишь к наращиванию кредиторской задолженности и не отвечает целям конкурсного производства, направленным на получение максимальной выгоды от реализации имущества банкрота и соразмерное удовлетворение за счет вырученных средств требований кредиторов. Обложение дохода налогом на прибыль в силу статьи 41 НК РФ возможно при условии признания этого дохода экономической выгодой получателя такого дохода, тогда как продажа имущества должника в рамках процедуры банкротства производится для выручки средств и погашения имеющейся задолженности перед кредиторами, что не соответствует критериям понятия дохода, учитываемого для целей налогообложения по смыслу норм НК РФ. Текущие требования возникают при совершении расходов, необходимых для осуществления процедуры банкротства. Взимание налога на прибыль с дохода, формально образуемого в связи с реализацией имущества должника, является не необходимой предпосылкой, а следствием, в силу чего возложение указанной обязанности не может приводить к возникновению требования, квалифицируемого как текущее.

В результате суд определил, что уплата налога на прибыль производится за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Судья ВС РФ И.А. Букина с постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа согласилась.

Аплодисменты судьям Арбитражного суда Дальневосточного округа! Браво! Вопреки буквальному содержанию закона, но исходя из общих принципов. Такое встречается не часто.

Логика Закона о банкротстве в Дальневосточном округе восстановлена. Ведь по смыслу данного документа превалирующими являются интересы кредиторов, которым государство посредством установления прозрачной и справедливой процедуры банкротства должника должно максимально гарантировать восстановление их нарушенных имущественных прав.

Нашей задачей мы видим привлечение внимания и актуализация острого практического вопроса. Полагаем, что сложился устойчивый запрос практики на законодательное разрешение дилеммы об уплате налога на прибыль организаций-банкротов с продажи имущества. Эффективное правоприменение и обмен мнениями в рамках профессионального сообщества позволит всем заинтересованным сторонам прийти к консенсусу относительно наиболее оптимальных вариантов разрешения затронутой проблемы. Надеемся, позиция бизнеса и правоприменителей будет услышана законодателем.

Зададимся непростым вопросом: является ли должник в стадии конкурсного производства плательщиком налогов? Формальный ответ будет положительным, поскольку особенная часть Налогового кодекса не содержит правил, исключавших бы организации, признанные банкротом, из числа плательщиков налогов. Да и сам Закон о банкротстве, оперируя такой категорией как текущие обязательные платежи (платежи, обязанность по уплате которых возникает после возбуждения дела о банкротстве и удовлетворяемые до расчета с реестровыми кредиторами), не исключает из их числа требования об уплате налогов, исчисленных за периоды конкурсного производства.

Правильно ли это?

Отсутствие указанных правил означает, что должник, не способный рассчитаться с кредиторами, продолжает признаваться субъектом экономической деятельности, способным генерировать доход, являющийся источником для уплаты налога. Хотя очевидно, что это не так.

В конкурсном производстве в большинстве случаев должниками предпринимательская деятельность не ведется. Мы имеем дело уже не с субъектом экономической деятельности, а с конкурсной массой, с имуществом должника и с приказчиком этого имущества - конкурсным управляющим, задача которого предпринять меры, направленные на формирование массы путем выявления активов должника, оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, осуществить продажу активов по максимально возможной цене.

Обложение имущества должника в конкурсном производстве поимущественными налогами (налогом на имущество, земельным налогом), учет операций по продаже имущества для исчисления налога на прибыль, а также для определения суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, в случае, если ранее при приобретении соответствующих активов НДС, уплаченный продавцу, был заявлен должником в качестве налогового вычета, означает налогообложение конкурсной массы, ее уменьшение на сумму текущих налоговых обязательств вопреки интересам конкурсных кредиторов.

Налог на прибыль будет возникать, поскольку имущество может быть продано по цене выше остаточной стоимости по балансу и сформируется налогооблагаемый доход. Конечно, данный доход будет уменьшен на текущий убыток от реализации прав требований к дебиторам, иного имущества (если цена его продажи оказалась ниже остаточной), на убыток, образуемый при списании задолженности, не реальной ко взысканию и т.д. Вместе с тем ситуации могут быть различны, и несмотря на указанные положения итоговый финансовый результат может оказаться положительный. Безусловно необходимо сделать еще одну оговорку о том, что текущий доход, образуемый в периоде конкурсного производства, может быть погашен на убытки прошлых лет. Но такое погашение возможно при документальной подтвержденности финансово-хозяйственных операций за период формирования убытка (что часто в конкурсном производстве трудно выполнимо в виду ненадлежащего исполнения обязанности по передаче документов бухгалтерского учета арбитражному управляющему), и такое погашение не может привести к уменьшению налога на прибыль более, чем на 50 процентов. Как итог положительный финансовый результат от продажи имущества должника в конкурсном производстве облагается налогом на прибыль. Правильно ли это? Не думаю.

Обложение конкурсной массы означает, на наш взгляд, нарушение таких основных начал налогообложения, закрепленных статьей 3 Налогового кодекса, как экономическая обоснованность налогообложения и фактическая способность налогоплательщика к уплате.

Реализацию названных начал мы видим в положениях статьи 217 Налогового кодекса для граждан-банкротов, для которых доход от продажи имущества, не признается налогооблагаемым. Для организаций аналогичного решения Налоговый кодекс не предусматривает.

Ранее (до 01.01.2009) Закон о банкротстве в пункте 4 статьи 142 предусматривал правило, согласно которому обязательные платежи, возникающие в конкурсном производстве, подлежали удовлетворению после расчета с реестровыми кредиторами. Этому положению было объяснение. Оно исключало по существу налогообложение конкурсной массы в отсутствие соответствующих правил в Налоговом кодексе, устраняя конкуренцию требований текущих и реестровых кредиторов с одной стороны и требований по налогам, подлежавших исчислению в конкурсном производстве, с другой стороны. Необходимость налогообложения положительного финансового результата, сформированного за период конкурсного производства, возникала только тогда, когда должнику в результате эффективных мер, реализованных на данном этапе, в том числе путем привлечения дополнительных инвестиций от участников и иных лиц, удалось выйти из банкротства, рассчитавшись с кредиторами, и продолжить деятельность.

Взимание налога на прибыль при таком результате не вызывает сомнений и не нарушает основных начал налогообложения. Но там и тогда, когда налог на прибыль признается текущим требованием, выигрывая у реестровых кредиторов и уменьшая процент удовлетворения их требований, подобный вывод сделать нельзя.

Не меньше вопросов с точки зрения конкуренции требований вызывает и налог на добавленную стоимость.

С 1 января 2015 года в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса операции по реализации имущества и имущественных прав должника в конкурсном производстве не признаются объектом обложения НДС. Данное регулирование вовсе не означает, что обязанность уплачивать НДС у банкрота не возникает.

Во-первых, из числа облагаемых НДС не исключены операции по выполнению работ, оказанию услуг, предоставлению имущества в пользование.

Во-вторых, в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога, принятые должником к вычету при приобретении имущества, использовавшегося в деятельности, в рамках которой осуществлялись облагаемые НДС операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежит восстановлению. Это означает следующее.

Допустим компания приобрела станок со сроком полезного использования в 6 лет за 1 180 000 рублей. Уплаченный продавцу НДС в 180 000 рублей был заявлен в качестве налогового вычета и, как следствие, на данную сумму был уменьшен налог, исчисленный компанией по операциям реализации. За 6-ти летний период полезного использования вся стоимость станка была бы учтена в составе расходов путем начисления амортизации и, как следствие, перенесена на облагаемый результат деятельности – операции по реализации произведенной продукции. Но к моменту реализации станка в конкурсном производстве прошло лишь 2 года. Это означает, что из 180 000 рублей НДС, ранее заявленного в качестве вычета, часть налога в 120 000 рублей, приходящаяся на остаточную стоимость (рассчитано как отношение оставшегося срока полезного использования в 4 года к первоначальному сроку в 6 лет), должна быть восстановлена и уплачена в бюджет.

Возникает налоговая нагрузка на конкурсную массу по НДС.

При этом данный налог на покупателей имущества должника не переносится и они, не уплачивая налог в составе цены, не могут заявить его в качестве вычета. Данное регулирование конечно влияет на ликвидность имущества должника. Покупателю, являющемуся плательщиком НДС, выгоднее купить имущество за 1 180 000 рублей с учетом НДС, заявляя 180 000 рублей в качестве налогового вычета, чем за 1 100 000 рублей без НДС.

Особенно несправедливо решение с восстановлением налога тогда, когда цена, по которой имущество продано в конкурсе, меньше, чем его остаточная стоимость. В этом случае сумма НДС, подлежащая уплате в результате восстановления будет больше, чем тот налог, который при признании рассматриваемых операций налогооблагаемыми (как это имело место до 1 января 2015 года) был бы исчислен и выставлен покупателю, который при наличии к тому соответствующей совокупности условий возместил бы его из бюджета, заявляя в качестве налогового вычета.

При формальном делении требований на текущие и реестровые восстанавливаемая сумма НДС (как исчисленная за налоговый период после возбуждения дела о банкротстве) будет признаваться текущим платежом, что приводит к уменьшению процента удовлетворения требований реестровых кредиторов. Такое решение не выглядит справедливым, оно заставляет задуматься над обоснованием позиции о квалификации рассматриваемого требования в зависимости от момента, когда право на вычет восстанавливаемого НДС было реализовано. Ведь с экономической точки зрения не важно за счет какого источника были пополнены активы должника в период до возбуждения дела о банкротстве - было ли это уменьшение налоговой обязанности по НДС за счет налогового вычета либо предоставление кредита банком, аванса покупателем и т.п.

Будет ли воспринят указанный подход – покажет судебная практика.

Приведенные заметки показывает, что пора задуматься над системным регулированием вопросов налогообложения должников в конкурсном производстве. Решения могут быть разные. В основу же данных решений, как представляется, должна быть положена идея защиты прав кредиторов и недопущения уменьшения процента удовлетворения их требований за счет налогообложения конкурсной массы.

Нужно сказать, что вопросов налогообложения, связанных с экономическим анализом и гражданско-правовой сутью отношений, в рамках которых возникают налогозначимые факты, - не мало.

Возникали они и в практике высших судов за 2017 год и 2 месяца года текущего.

Назовем только некоторые из них:

  • об экономической обоснованности расходов и пределах судебного контроля,
  • об экономической выгоде как критерии для признания дохода налогооблагаемым, о реальном ущербе и индексации взысканных сумм,
  • о допустимости требования инспекции о взыскании необоснованно полученного из бюджета (возмещенного НДС, налога, возвращенного как переплата при отсутствии к тому оснований) как неосновательного обогащения,
  • о последствиях переквалификации сделки для контрагентов проверяемого налогоплательщика,
  • об условиях, при которых не наступает ответственность по ст.123 НК РФ за просрочку перечисления удержанного налога,
  • о переквалификации заемных отношений между участником и обществом в отношения, вытекающие из корпоративного участия,
  • об оценке экономической обоснованности бизнес-решения,
  • о ценовом контроле и необоснованной налоговой выгоде,
  • о взыскании недоимки организации с лиц, совершивших налоговое преступление, на основании норм ГК РФ о возмещении вреда,
  • о пределах диспозитивности в налоговых правоотношениях и избрании режима налогооблагаемой операции по НДС,
  • о фактическом праве на доход при выплате в пользу иностранных лиц,
  • о правилах недостаточной капитализации, об ограничениях в учете процентов по займу и переквалификации их в дивиденды
  • и многие другие.

Эти вопросы нас волнуют, и на следующей неделе в течение 3-х дней мы совместно со Школой права «Статут» и командой единомышленников (Акчуриной Галиной из ФБК Право, Артюхом Алексеем из Taxology, Поповым Петром из Пепеляев Групп, Мифтахутдиновым Рустемом из МГЮА, Китсингом Владимиром из Князев и партнеры), отвлекаемся от дел и делаем паузу, чтобы обсудить налоговые итоги года ушедшего и новации дня текущего.

Не обойдем вниманием и включение в Налоговый кодекс общей антиуклонительной нормы - статьи 54.1 НК РФ о пределах дозволенного при структурировании бизнеса и бизнес-процессов. Выстраивая обсуждение, оттолкнемся мы от правовых позиций высших и окружных судов, от административной практики ФНС и ключевых разъяснений Минфина, новацей Налогового кодекса.

Приглашаю всех интересующихся на семинар. Уверен, будет интересно. Все подробности здесь:

Ведение хозяйственной деятельность сопряжено с определенными экономическими рисками. В силу тех или иных обстоятельств может наступить момент, когда активы компании не покрывают обязательства, нет прибыли и прогноз дальнейшей деятельности отрицательный. У всех организаций есть текущие финансовые обязательства: по кредитам, налогам, заработной плате. Если организация не может рассчитаться с долгами, может быть инициировано банкротство юридического лица кредитором.

Процедура банкротства юридического лица: особенности

Процесс присвоения статуса финансовой несостоятельности в отношении компании длительный и сложный. Он включает следующие этапы:

  1. Наблюдение. Судом назначается временный управляющий, полномочия руководителя юридического лица ограничиваются. Цель этапа — изучить реальное положение дел, выявить возможности эффективного ведения деятельности, определить уровень платежеспособности компании и проанализировать альтернативные варианты, позволяющие сохранить активы и улучшить финансовое состояние. Этап длится до 7 месяцев, по окончании управляющий составляет отчет и предоставляет на рассмотрение суду.
  2. Санация. Направлена на составление плана мероприятий, связанных с улучшением финансового положения компании. За исполнением плановых действий наблюдает административный управляющий. Основная цель — восстановить нормальную деятельность, вывести предприятие из финансового кризиса, выплатить все задолженности кредиторам, по зарплате, обязательным взносам и сборам. Финансовое оздоровление длится до двух лет. На этом этапе должны соблюдаться права кредиторов при банкротстве юридического лица, долги погашаются согласно реестру требований заимодателей.
  3. Внешнее управление. Необязательный этап, может вводиться параллельно финансовому оздоровлению по решению Арбитражного суда. Внешний управляющий принимает на себя все обязанности и функции руководителя юридического лица, получает доступ к документации, печати или штампу. После этого он приступает к внедрению плана финансового оздоровления. На этом этапе возможно закрытие нерентабельных направлений деятельности, управляющий принимает меры по возврату дебиторских задолженностей, возможен дополнительный выпуск акций. Внешнее управление внедряется на 1 год, может быть пролонгировано по ходатайству управляющего на срок до 6 месяцев.
  4. Конкурсное производство. Этап считается окончательным и вступает в силу в момент признания компании банкротом Арбитражным судом. Управляющий в этот период проводит инвентаризацию, оценку активов и имущества, торги. Конкурсное производство можно назначить в случае, если все предыдущие мероприятия не принесли никакого экономического эффекта.
  5. Мировое соглашение в банкротстве юр. лица кредитором. Возможно на любом из этапов процедуры, если все стороны достигнут взаимовыгодного соглашения. Или если третье юридическое лицо выступит гарантом и обеспечит покрытие всех долгов.

В ходе процедуры управляющий обязан выявить незаконные сделки, махинации. Если факт преступлений будет выявлен, руководителю грозит субсидиарная ответственность.

Кто может подать на банкротство ЮЛ

  • сам должник — руководитель, генеральный директор, учредители;
  • кредиторы — контрагенты, работники предприятия в случае длительной задержки заработной платы;
  • контролирующие органы — Налоговая Служба, социальные фонды, судебные приставы.

На законодательном уровне установлены требования к должнику при банкротстве юридических лиц:

  • деньги на счетах или стоимость активов предприятия не покрывает всю сумму задолженностей;
  • обязательные платежи по займам, налоговые отчисления и сборы, заработная плата не выплачиваются более 90 дней;
  • сумма долга составляет более 300 000 рублей.

Процедура может быть инициирована по решению учредителей, если руководители понимают, что путей улучшения финансового состояния нет.

Куда подавать заявление кредитора о банкротстве юридического лица

Инициация процедуры присвоения статуса несостоятельности юридическому лицу регламентируется нормами закона № 127-ФЗ. Если соблюдены все требования, предъявляемые к должнику, описанные ранее, кредитор обязан:

Срок подачи заявления кредитором в отношении должника не ограничен.

Особенности банкротства отдельных категорий должников юридических лиц

Изменения, внесенные в закон № 127-ФЗ в 2002 году, позволили выделить некоторые организации в отдельное производство. Банкротство отдельных категорий должников-юридических лиц регламентируется главой IX. Особый статус имеют следующие субъекты права:

  • градообразующие предприятия;
  • сельскохозяйственные организации;
  • финансовые учреждения и кредитные общества;
  • стратегические предприятия;
  • естественные монополии;
  • застройщики;
  • участники рынка ценных бумаг.

В процедуре банкротства градообразующий предприятий всегда участвуют представители местной власти. Этап конкурсного производства длится 36 месяцев, в особых случаях судья может продлить до 10 лет. При продаже компании с торгов выдвигается обязательное условие, покупать все имущество, как комплекс, и сохранить до 50 % персонала.

Сельскохозяйственные организации банкротятся со следующими особенностями:

  • в виду сезонности работы, процедура может быть перенесена на срок после окончания сбора урожая и его реализации;
  • если во время внешнего управления произошло стихийное бедствие или другие форс-мажорные ситуации, этап продлевают на год;
  • при реализации имущества, преимущество отдается близлежащим организациям такого же профиля.

Процедура банкротства финансовых организаций включает 2 этапа: наблюдение и конкурсное производство, и длится не более 6 месяцев. При необходимости по ходатайству управляющего может быть пролонгировано еще на 3 месяца. После реализации имущества первоочередное право в списке кредиторов отведено:

  • вкладчикам (для банков);
  • клиентам (для страховых компаний);
  • инвесторам (для брокерских компаний).

Стратегические предприятия могут инициировать банкротство, если задержка по выплатам составила более 6 месяцев, а сумма долга превышает 500 000 руб. В деле принимает участие руководитель юридического лица и представитель Правительства РФ, министерства или ведомства, к которому относится предприятие-должник.

При присвоении статуса неплатежеспособности относительно застройщиков, каждый долевой участник имеет право на предоставление жилья в том проекте, в котором он участвует. В ходе реализации конкурсной массы в первую очередь учитываются интересы всех дольщиков или других инвесторов.

Как подать на банкротство юридического лица должника и правильно оформить процедуру

Дела о присвоении статуса финансовой несостоятельности юридическим лицам требуют особого подхода. От квалификации управляющего зависит насколько эффективным будет план мероприятий, связанный с финансовым оздоровлением и его внедрение. Грамотные действия арбитражного управляющего помогут покрыть долги и наладить работу убыточной компании.

Не знаете, как правильно оформить банкротство юридического лица, записывайтесь на бесплатную консультацию в ООО «Главбанкрот». Ведущие специалисты: юристы, экономисты, аудиторы, оценщики, изучат документацию, составят экономический прогноз, предложат наиболее выгодную стратегию ведения дела. Предоставляем комплексное юридическое сопровождение и опытных управляющих.

Глава X. Упрощенные процедуры банкротства

§ 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника

Статья 174. Банкротство ликвидируемого должника

1. Если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

Статья 175. Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника

1. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего.

Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

2. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в месячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

3. В случае, когда дело о банкротстве возбуждено по заявлению собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, поданному до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом.

Статья 176. Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства

1. Нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 174 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица.

2. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 174 настоящего Федерального закона, несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

§ 2. Банкротство отсутствующего должника

Статья 177. Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом

В случаях, когда должник-гражданин либо руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности.

ГАРАНТ:

В соответствии с разъяснением ФСДН РФ от 11 марта 1999 г. N Р-6 заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии у отсутствующего должника просроченной кредиторской задолженности свыше 3-х месяцев без учета штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций

Статья 178. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника

1. Арбитражный суд в двухнедельный срок с момента принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2. Решение арбитражного суда о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства направляется в государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, который в недельный срок со дня получения данного решения представляет арбитражному суду кандидатуру конкурсного управляющего. Арбитражный суд может назначить конкурсного управляющего из числа сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

3. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему.

4. По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статья 179. Распределение выручки

1. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьей 106 настоящего Федерального закона. Кредиторы вправе обжаловать результаты рассмотрения их требований конкурсным управляющим в арбитражный суд до момента утверждения ликвидационного баланса.

2. После расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

3. В случае обнаружения конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника сумма, вырученная от продажи такого имущества, направляется на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему.

Если обязанности конкурсного управляющего осуществлял сотрудник государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, то сумма его вознаграждения, а также сумма расходов, связанных с проведением конкурсного производства, перечисляются государственному органу по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Статья 180. Применение положений о банкротстве отсутствующего должника

Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 180 настоящего Закона

Целью деятельности каждой организации является получение прибыли. Однако в действительности не всегда складывается все так удачно, как предполагалось в период создания организации. По разным причинам ООО может попасть в положение, когда не может произвести своевременные расчеты со своими контрагентами. И вот перед руководством встает вопрос о дальнейшей судьбе организации. Одним из выходов в данной ситуации является банкротство ООО.

Основным документом, в соответствии с которым осуществляется процедура банкротства ООО, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ. Инициировать банкротство может как сам должник, так и кредитор организации.

Ответственность контролирующих лиц ООО

Руководитель ООО несет субсидиарную ответственность за несвоевременное обращение в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом. Закон обязывает его объявить о неплатежеспособности организации в наиболее короткие сроки, но до истечения месяца, если:

  • удовлетворение требований об уплате долга одному или нескольким кредиторам создаст невозможность оплаты в полном объеме обязательных и иных платежей другим кредиторам;
  • уполномоченным органом должника принято решение о признании организации банкротом;
  • хозяйственная деятельность должника будет невозможной (существенно осложнена), при обращении взыскания на его имущество;
  • у должника имеются признаки недостаточности имущества и (или) неплатежеспособности.

Неплатежеспособностью считается невозможность организации погасить долги в течение 3 месяцев в сумме свыше 100 000 рублей (по совокупности всем кредиторам). Субсидиарная ответственность означает дополнительную ответственность по погашению долгов, то есть право взыскания недополученного долга.

Участники ООО и должностные лица организации несут субсидиарную ответственность, если будет установлено, что банкротство ООО с долгами кредиторам произошло в результате их неправильных действий или бездействия. При этом контролирующие лица должны доказать свою невиновность, если обнаружится, что они:

  • совершили или одобрили сделки, которые нанесли имущественный вред кредиторам (до принятия решения о банкротстве);
  • не обеспечили сохранность бухгалтерской (финансовой) документации, необходимой для проведения процедуры банкротства.

Инициирование банкротства

Обратиться в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) может как сам должник, так и его кредиторы. Нередко по результатам проведения налоговых проверок ИФНС производит доначисление значительных сумм налогов, удержание штрафов и пени, а также может возникнуть просрочка по уплате задолженности по текущим налогам и платежам.

Если организация продолжительное время не в состоянии оплатить долги по налогам, то ИФНС вполне может инициировать банкротство ООО. Процедура банкротства может быть открыта и по заявлению других кредиторов (ПФР, поставщиков, работников организации и т.д.), если есть обоснованные претензии к организации по неисполнению обязательств перед ними.

Должник вправе (достаточно часто просто обязан) инициировать процедуру банкротства. И этого не следует бояться, наоборот, в этом есть свои преимущества, так как временный управляющий назначается судом в соответствии с поданным заявлением и при этом у должника есть возможность выбрать наиболее лояльную к нему кандидатуру. Среди кредиторов также могут быть доверенные лица, заинтересованные в ликвидации ООО с наименьшими потерями.

Банкротство является наилучшим выходом, если размер задолженности по непогашенным обязательствам составляет крупную сумму, так как после завершения процедуры банкротства все долги списываются. Необходимо иметь в виду, что оплата судебных расходов, в том числе выплата вознаграждения арбитражному управляющему, производится за счет имущества должника.

Стандартная процедура банкротства

Банкротство ООО осуществляется следующим образом:

  1. должником или кредитором в арбитражный суд подается заявление о несостоятельности (банкротстве) со всеми необходимыми приложенными документами;
  2. суд в пятидневный срок выносит определение о принятии заявления;
  3. проводится судебное заседание (в период от 15 до 30 дней после даты вынесения определения в соответствии с п.2) о проверке обоснованности заявления, по результатам которого вводится процедура наблюдения и утверждается временный управляющий;
  4. после завершения процедуры наблюдения вводится процедура внешнего управления, финансового оздоровления или конкурсное производство;
  5. после завершения конкурсного производства непогашенные долги списываются и организация ликвидируется.

Процедура наблюдения

С момента введения данной процедуры вся деятельность должника осуществляется под контролем временного управляющего. Все существенные операции с имуществом и денежными средствами производятся на основании его письменного согласия.

ООО обязано опубликовать сведения о банкротстве организации в определенном печатном издании (газета «Коммерсантъ») и подлежит включению в специальный реестр, кредиторы могут заявлять о своих требованиях в течение 30 дней со дня опубликования данного объявления.

На основании поданных заявлений формируется реестр кредиторов.

Временный управляющий устанавливает обоснованность требований кредиторов, ведет их реестр и созывает первое собрание кредиторов, изучает бухгалтерскую документацию, проводит финансовый анализ должника и обеспечивает сохранность имущества. Процедура наблюдения длится не более 7 месяцев.

Конкурсное производство

В процессе конкурсного производства формируется конкурсная масса, то есть составляется перечень всех активов организации, за счет которых будет производиться погашение долгов. Сюда включается имущество ООО, денежные средства, финансовые вложения, список дебиторов. В процессе реализации конкурсной массы производится погашение задолженности перед кредиторами, включенными в реестр в следующей последовательности:

  • вне очереди погашается задолженность по текущим платежам (судебные расходы, оплата труда по трудовым договорам, коммунальные и эксплуатационные расходы и иные платежи);
  • в первую очередь погашаются суммы возмещения причиненного вреда путем их капитализации;
  • во вторую очередь производится выплата выходных пособий, и погашаются долги по зарплате работникам;
  • в третью очередь погашаются долги перед другими кредиторами.

Банкротство ООО с долгами перед бюджетом проводится в обычном порядке, задолженность по налогам погашается в порядке общей очередности. При отсутствии средств для погашения налогов, по окончании конкурсного производства они считаются списанными.

В случае если осуществляется банкротство ООО с долгами перед банком, то погашение задолженности по кредитам производится должником в соответствии с общим реестром. При этом непогашенные кредиты в процессе конкурсного производства подлежат списанию.

Однако следует помнить, что часто кредиты оформляются под залог определенного имущества, тогда погашение кредита происходит за счет реализации этого имущества. Если же кредит был выдан под поручительство, то непогашенная сумма кредита взыскивается с поручителей.

Общая продолжительность процедуры банкротства не должна превышать 12 месяцев. Также банкротство может быть завершено путем заключения мирового соглашения.

Упрощенная процедура банкротства

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает его упрощенную процедуру. Для этого надо подать заявление в ИФНС о добровольной ликвидации организации.

Если в процессе ликвидации выясняется, что имущества должника недостаточно, чтобы удовлетворить требования кредиторов, то ликвидатор или собственник (если ликвидационная комиссия еще не создана) в течение 10 дней после обнаружения данного обстоятельства обязан подать заявление о банкротстве в арбитражный суд. На лицо, нарушившее это условие, судом может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам ООО.

Упрощенная процедура банкротства предполагает исключение процедур наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления. Арбитражный суд сразу открывает конкурсное производство и назначает конкурсного управляющего. В результате упрощенной процедуры банкротства значительно сокращаются сроки проведения банкротства ООО.

По окончании процедуры банкротства организация официально ликвидируется, о чем производится соответствующая запись в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Читайте также: