Учетная политика управляющей компании жкх на усн доходы минус расходы

Опубликовано: 22.04.2024


  • Основные подходы к составлению учетной политики управляющей компании ЖКХ
  • Особенности разработки учетной политики управляющей компании ЖКХ
  • Итоги

Основные подходы к составлению учетной политики управляющей компании ЖКХ

Учетная политика управляющей компании ЖКХ (УК ЖКХ) разрабатывается с учетом требований следующих нормативных документов:

  • закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • Налогового и других кодексов РФ (Жилищного, Гражданского);
  • постановлений Правительства, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ (например, о правилах содержания общего имущества от 13.08.2006 № 491);
  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
  • иных нормативных документов (ПБУ отдельных активов и обязательств, методических указаний, инструкций).

С января 2021 года ПБУ 5/01 отменен. В связи с этим запасы нужно учитывать по-новому в соответствии с ФСБУ 5/2019. Как перейти на учет запасов по новому стандарту, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

При разработке учетной политики УК ЖКХ основным ориентиром выступают ПБУ 1/2008 (в части политики для бухгалтерского учета) и ст. 313 НК РФ (для политики по налоговому учету). Наличие принципиальных различий между положениями бухгалтерского и налогового законодательств обусловливает несовпадение учетных политик, составляемых для бухгалтерского и налогового учета. Однако подходы к их формированию имеют ряд общих черт:

  • разрабатывает учетную политику главбух или иное уполномоченное на это лицо;
  • политика вводится в действие приказом (распоряжением) руководителя;
  • ее использование предполагает последовательность применения от периода к периоду;
  • имеются и иные обязательные допущения — имущественной обособленности, непрерывности деятельности, сохранение подхода к применению учетных принципов, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
  • учетная политика предполагает выполнение требований о полноте и своевременности отражения учетных данных, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности;
  • у учетной политики есть обязательные атрибуты: рабочий план счетов, формы применяемых первичных документов и учетных регистров (в том числе аналитических регистров налогового учета), сроки и схемы проведения инвентаризации, график документооборота, способы оценки активов и обязательств, порядок контроля за хозяйственными операциями.

В учетную политику УК ЖКХ могут включаться иные учетно-организационные аспекты (например, применяемые для учета программные продукты, инструкция о порядке хранения и защиты учетных данных).

Учетную политику можно сформировать и в «1С:Бухгалтерии». Как правильно это сделать, узнайте из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Там же вы найдете примеры оформления учетной политики для каждой из систем налогообложения. А если у вас нет доступа к К+, оформите временный демодоступ. Это бесплатно.

Особенности разработки учетной политики управляющей компании ЖКХ

Специфичные нюансы формирования учетной политики:

  • УК ЖКХ — это коммерческая организация, то есть на нее распространяются все требования соответствующего бухгалтерского и налогового законодательства;
  • УК ЖКХ вправе применять ОСНО (методы: начисления или кассовый) или УСН (объекты: «доходы» или «доходы минус расходы») — особенности применяемой системы необходимо отразить в учетной политике;
  • важные учетные элементы (например, порядок признания выручки) следует увязывать с нормами гражданского законодательства и содержанием заключенных с собственниками помещений договоров (к примеру, применение агентского договора при передаче коммунальных услуг);
  • при отсутствии в законодательстве важных для УК ЖКХ учетных аспектов необходимые методики и инструкции разрабатываются организацией самостоятельно с учетом требований действующего законодательства.

Фрагмент образца учетной политики УК ЖКХ вы можете посмотреть на нашем сайте:

Фрагмент образца учетной политики УК ЖКХ

Какие изменения нужно учесть при составлении учетной политики на 2021 год, читайте здесь.

Итоги

Разработка учетной политики управляющей компании ЖКХ базируется на установленных законодательством допущениях и требованиях, применяемых коммерческой организацией. В учетной политике отражаются особенности учета имущества и обязательств исходя из специфики применяемой УК ЖКХ системы налогообложения и особенностей ее деятельности.

Никитченко Н. М.

эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому и налоговому учету

Что должно быть в учетной политике, какую структуру использовать и где брать информацию. Скачайте образец учетной политики в статье

Учетная политика (УП) — основополагающий документ организации. УП облегчает работу рядового и главного бухгалтера. Формирование УП подчиняется требованиям действующего законодательства, в частности Закону № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Основное назначение учетной политики — выбрать и описать нормы учета шире, чем в законодательных актах, с целью полностью раскрыть в учете финансово-хозяйственной деятельности.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учета, формирования стоимости и т.д., то чем шире этот момент будет описан в УП, тем меньше вопросов задаст налоговая при проверке. Ведь о тдельные хозяйственные операции можно учитывать по-разному. Чтобы предотвратить претензии со стороны налоговой, в учетной политике нужно полностью раскрыть нормы, которые выбрала организация.

Бухгалтерская учетная политика при УСН

Структура учетной политики

Порядок формирования бухгалтерской учетной политики на «упрощенке» не отличается от порядка, который применяют организации на общем режиме налогообложения. Вы спросите, почему? Потому, что от обязанности вести бухгалтерский учет никакая организация действующим законодательством не освобождена. Да, у организации, применяющей УСН, бухгалтерский учет не такой объемный. Ведь применять УСН могут организации при определенных условиях.

При УСН учетная политика может быть не на 48 листов, а на 7 и даже меньше.

В учетной политике нужно описать:

  • формы первичных документов: применяет ли организация унифицированные формы или разрабатывает формы самостоятельно;
  • уровень существенности: как определяется;
  • стоимостной критерий отнесения объектов к основным средствам: они хоть и описаны в ПБУ и в НК РФ, но вдруг вы установите свои критерии. Имеете полное право в рамках действующего законодательства;
  • способ начисления амортизации: нужно выбрать наиболее подходящий именно для вашей организации, и лучше выбрать способ, который бы не порождал разниц между БУ и НУ;
  • метод оценки списания запасов и др.

Учетная политика может состоять из двух частей: описательной части и основной.

1. Описательная часть (можете ее назвать организационная часть или введение)

Следует раскрыть все определения, которые используются в учетной политике, например:

  • «Учетную политику организации формирует главный бухгалтер или иное лицо (указать это иное лицо), на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждает руководитель организации».

Эта информация, как правило, указывается в самом начале УП. Далее можно указать, какие приложения есть к УП, например:

  • «К учетной политике предусмотрены следующие приложения: приложение 1 «Рабочий план счетов», Приложение 2 «Формы первичных документов» (если у вас будут разработанные самостоятельно формы первичных документов), приложение 3 «График документооборота».

Это может быть и перечень должностных лиц, имеющих доступ к данным бухгалтерского учета, нормы выдачи спецодежды, перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, и т.д.

Количество приложений к учетной политике — величина, которую каждая фирма устанавливает самостоятельно. Число приложений не является величиной постоянной — их можно дополнять или сокращать, когда понадобится.

Необходимо указать, с использованием какой бухгалтерской программы ведется учет. Микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в УП ведение бухгалтерского учета по простой системе, без применения двойной записи.

2. Содержание учетной политики:

  • Общие положения.
  • Основные средства: порядок признания в бухгалтерском учете, порядок формирования первоначальной стоимости, порядок начисления амортизации и списания объекта с учета.
  • Запасы: порядок оценки, признания, единицы учета и т.д.
  • Резерв по сомнительным долгам.
  • Займы и кредиты. Расходы по займам и кредитам.
  • Доходы и расходы.
  • Обязательства и активы, стоимость которых выражена в иностранной валюте и подлежит оплате в рублях.
  • Последствия изменения учетной политики.
  • Исправление ошибок.
  • Бухгалтерская отчетность.

Рекомендация: пропишите также порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и порядок отражения результатов такой инвентаризации.

Количество разделов и их наполнение определяет лицо, ответственное за формирование УП в целом по предприятию. Количество разделов зависит от видов деятельности и от операций, которые планирует осуществлять организация.

Эту структуру можно менять, уменьшать, наполнять в зависимости от нужд и специфики деятельности. Вы можете спросить, откуда брать информацию для написания учетной политики. Берем информацию из ПБУ, МСФО, Закона о бухучете. А если там нет нужной информации или есть разночтения, тогда описываем необходимые нам правила в УП так, чтобы не возникло вопросов при прочтении ни у ваших приемников, ни у проверяющих.

Что касается учетной политики по налоговому учету, то тут все проще — берем за основу НК РФ. Об этом читайте во второй части статьи.

  • Скачайте образец учетной политики для целей бухучета при УСН в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Приложения к учетной политике

Рабочий план счетов

При проработке плана счетов нужно помнить о требованиях, установленных ПБУ и другими нормативными актами. План счетов и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат полный перечень счетов, которые используются для ведения бухгалтерского учета.

Составление рабочего плана счетов подчиняется нескольким правилам:

  1. Неиспользуемые счета можно не включать в рабочий план счетов.
  2. Имеет значение и количество счетов. Если их будет слишком много, есть вероятность того, что при отражении хозяйственной операции можно неправильно выбрать счет. Если их будет мало, то не будет достигнута необходимая детализация отчетности. Важно найти золотую середину.
  3. Если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.

График документооборота. Правила

  • Цикл существования документа (оформление или получение, обработка, хранение, уничтожение) — в графике должны найти отражение все этапы «жизни» документа.
  • Форма графика документооборота — традиционно составляется в виде таблицы, что позволяет в краткой форме наглядно отразить большой объем информации.
  • Виды документов, участвующих в документообороте, — здесь требуется комплексный подход, поскольку своевременность отражения информации в учете зависит не только от бухгалтерской и налоговой первички, но и от своевременного получения бухгалтерией иных сопутствующих документов. Например, для своевременного признания доходов и расходов при списании долгов требуются выписки из ЕГРЮЛ, судебные решения и др.
  • Лица, ответственные за каждый этап жизненного цикла документа и сроки, в течение которых документ может задержаться на обработке у ответственного лица на каждом из этих этапов.
  • Скачайте образец графика документооборота в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Формы первичных учетных документов

Чтобы отразить в бухучете какой-либо факт хозяйственной деятельности, нужен первичный документ, составленный по утвержденной компанией форме. Компания может разработать всю первичку самостоятельно (кроме кассовых документов — их унифицированные формы обязательны при оформлении кассовых операций):

  • в этом случае она вправе предусмотреть в ней любые необходимые компании реквизиты, включая все обязательные — они перечислены в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если компания решит применять в своей работе и унифицированные, и самостоятельно разработанные формы первички, ей необходимо:

  • проверить унифицированную первичку на наличие в ней всех обязательных реквизитов (если нет — добавить их в форму);
  • в учетную политику включить пункт, посвященный применяемой первичке;
  • все применяемые формы утвердить в качестве приложения к учетной политике.

Формулировка пункта учетной политики, посвященного применяемым первичным учетным документам, может быть, например, такой:

  • «Компания применяет унифицированные формы учетных документов (утвержденные Госкомстатом), а также самостоятельно разработанные нетиповые первичные документы (приложение № ____)».

Как составить налоговую учетную политику при УСН

Примерная структура УП для целей налогового учета

Для «упрощенцев» не может существовать стандартной учетной политики в связи с тем, что принципы налогового учета сильно зависят от выбранного объекта налогообложения.

Для налоговой базы «доходы» учет гораздо проще, чем для базы «доходы минус расходы». Но даже при доходах необходимо описать методы учета амортизируемого имущества, т. к. остаточная стоимость влияет на право применять «упрощенку».

В учетной политике для целей налогообложения «упрощенцы» должны прописать в первую очередь выбранный объект налогообложения: «доходы», «доходы минус расходы». От этого будет зависеть и само содержание данного локального нормативного акта.

  • Право выбора отсутствует у простого товарищества или в случае доверительного управления имуществом: в этих ситуациях можно использовать только второй способ — «доходы минус расходы».
  • Выбранный объект налогообложения указывается в уведомлении, подаваемом в налоговый орган. В налоговой учетной политике можно написать, что применяется упрощенная система налогообложения, с указанием объекта налогообложения, обозначенном в уведомлении, направленном в ИФНС (п. 1 ст. 346.13, п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Доходами для УСН признаются те же доходы, что и при обычном налоговом режиме, а именно доходы от реализации товаров, имущественных прав, а также внереализационные доходы:

  • например, курсовые разницы, возникающие при покупке или продаже валюты, признание должником или судом долга, другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.
  • Важно: доходы при УСН признаются по мере их получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Учтите, что не являются доходами для УСН (п. 1.1 ст. 346.15, п. 8 ст. 346.18 НК РФ):

  • доходы, указанные в ст. 251 НК РФ;
  • доходы организаций, по которым они обязаны уплатить налог на прибыль по ставкам, прописанным в пп. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ;
  • доходы предпринимателей, облагаемые НДФЛ по ставкам, прописанным в пп. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ;
  • доходы, полученные по видам деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД или патентная система налогообложения.

Если выбрана учетная политика УСН «доходы минус расходы», то в УП для целей налогового учета можно написать:

  • «Доходы уменьшаются на перечисленные в ст. 346.16 НК РФ экономически обоснованные расходы, связанные с коммерческой деятельностью или соцвыплатами. Для признания в расходах все издержки должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ)».

Примерная структура налоговой учетной политики для «упрощенца» с объектом «доходы минус расходы» может выглядеть так:

  • Шапка, содержащая наименование налогоплательщика и реквизиты документа, которым утверждена учетная политика для целей налогообложения.
  • Название документа «Учетная политика для целей налогообложения».
  • Общая часть.
  • Основные принципы и методы учета.
  • Порядок принятия доходов и расходов.
  • Случаи, в которых организация выполняет функции налогового агента.
  • Иные положения.

Скачайте образце учетной политики при УСН.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образец графика документооборота 670.1 КБ

Образец_Учетная политика для целей бухгалтерского учета при УСН 779.1 КБ

Образец_Учетная политика для целей налогового учета при УСН 662.2 КБ

Автор: Влад О. В., эксперт журнала

УК, находящаяся на УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», до 2020 года, считая свою деятельность в отношении предоставления коммунальных услуг исполнительской, а не посреднической, признавала в бухгалтерском учете доходы от оказания коммунальных услуг доходами от обычного вида деятельности и отражала их в бухучете с использованием счета 90 «Продажи». При определении объекта налогообложения УК учитывала в составе доходов полученную от собственников помещений в МКД плату за коммунальные услуги, а в составе расходов – оплаченные коммунальные ресурсы, приобретенные у РСО для оказания указанных услуг. Правомерно ли ведение учета в описанном порядке до 2020 года? Должна ли УК с 2020 года не учитывать в целях налогообложения обозначенные доходы и расходы и изменить в связи с этим учетную политику? Нужно ли в бухгалтерском учете отражать в составе выручки реализацию коммунальных услуг населению?

Деятельность – исполнительская или посредническая?

Как показывает судебная практика, УК, находящейся на УСНО, как правило, не удается доказать, что ее деятельность по закупке коммунальных услуг у поставщиков коммунальных услуг (РСО) и их перепродаже потребителям является посреднической (агентской). Это в целях налогообложения актуально для периода до 01.01.2018, когда УК, находящаяся на УСНО, должна была включать в состав налогооблагаемых доходов весь объем денежных средств, полученных от реализации собственникам помещений в МКД коммунальных услуг.

Один из последних примеров – Постановление АС СКО от 21.02.2020 № Ф08-643/2020 по делу № А53-7429/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 30.04.2020 № 308-ЭС20-6072.

В проверяемом периоде (2017 году) общество осуществляло деятельность по управлению МКД на основании договоров управления, заключенных с собственниками помещений в доме, по условиям которых в целях реализации полномочий по управлению МКД, действуя по поручению собственника, за плату оказывало услуги и выполняло работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в доме и предоставляло коммунальные услуги.

В целях выполнения условий договоров общество заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг и с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги.

В итоге судьи посчитали, что деятельность общества является деятельностью управляющей компании, оказывающей собственникам помещений услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая коммунальные услуги. В спорных правоотношениях общество выступает в качестве самостоятельного субъекта по отношению к собственникам помещений в МКД, его правовое положение соответствует правовому положению исполнителя, в том числе коммунальных услуг, а не агента (посредника). Полученные от собственников денежные средства являлись собственными средствами общества по основному виду его деятельности, расходовались по его усмотрению и подлежали включению в 2017 году в налогооблагаемую базу по единому налогу при УСНО.

Арбитры также отметили, что общество не приобрело какие-либо товары (работы, услуги), для оплаты которых ему были необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, само оказало услуги. Поэтому получаемые им средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению, о расходовании указанных средств общество не обязано отчитываться.

Поступившие обществу от собственников помещений за оказанные услуги денежные средства не могут считаться целевыми поступлениями, поскольку общество является исполнителем коммунальных услуг и приобретает их у РСО для предоставления коммунальной услуги собственникам помещений в МКД, а также выступает в роли исполнителя услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме.

Поэтому полученные обществом средства не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 НК РФ).

К сведению

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях АС СКО от 30.01.2020 № Ф08-12496/2019 по делу № А53-2653/2019, от 28.01.2020 № Ф08-12357/2019 по делу № А53-8684/2019, в передаче которых в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано определениями ВС РФ от 06.05.2020 № 308-ЭС20-6066, от 30.04.2020 № 308-ЭС20-6070 соответственно.

Как организовать учет при применении УСНО?

Оплата коммунальных услуг – неучитываемый доход при УСНО.

С 01.01.2018 ситуация изменилась, так как в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ благодаря Федеральному закону от 27.11.2017 № 335-ФЗ появился пп. 4, на основании которого при определении объекта налогообложения не нужно стало учитывать доходы, полученные ТСЖ, УК от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями.

В связи с этим, как комментировали финансисты, с 01.01.2018 суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет УК в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, в том числе в 2017 году, при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу в составе ее доходов не учитываются (письма от 26.01.2018 № 03-11-06/2/4381, от 23.04.2018 № 03-11-06/2/27129).

Позднее Минфин уточнил, что положения пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ распространяются в том числе на доходы, полученные УК от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг, в случае оказания таких коммунальных услуг управляющей организацией, заключившей договоры ресурсоснабжения с РСО (договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором), в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ (письма от 14.06.2018 № 03-11-06/2/40525, от 28.06.2018 № 03-11-06/2/44575, от 09.07.2018 № 03-11-06/2/47463). И таких разъяснений было еще много[1].

Указанная формулировка Минфина с 01.01.2020 закреплена в Налоговом кодексе (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Оплата РСО – неучитываемый расход при УСНО.

Кроме того, в пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ появился новый абзац о том, что ТСЖ, УК, заключившие договоры ресурсоснабжения с РСО (договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональными операторами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, не учитывают при исчислении «упрощенного» налога в составе материальных расходов средства, перечисленные в оплату коммунальных услуг, если такие средства получены указанными организациями от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг и не учитывались при определении объекта налогообложения в соответствии с пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

Считаем, что в период с 01.01.2018 по 01.01.2020 УК (ТСЖ) в связи с применением указанной нормы (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ), несмотря на отсутствие специальной нормы, также не должна была учитывать расходы на оплату коммунальных ресурсов (услуг по обращению с ТКО), приобретенных у РСО (регионального оператора), при определении объекта налогообложения. Понятно, что речь идет о ситуации, когда в качестве объекта налогообложения выбраны доходы за вычетом расходов.

На основании п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, которые можно учесть при определении объекта налогообложения, принимаются при их соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним: расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (дохода, учитываемого при налогообложении). Поскольку поступления в виде оплаты коммунальных услуг исключены из состава налоговых доходов «упрощенцев», расходы на приобретение соответствующих коммунальных ресурсов не учитывались при определении объекта налогообложения (несмотря на отсутствие специальной нормы).

Вывод.

Таким образом, начиная с 01.01.2018 УК, выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы за вычетом расходов и выступающая в качестве исполнителя коммунальных услуг путем приобретения соответствующих коммунальных ресурсов у РСО (регионального оператора по обращению с ТКО) на основании заключенных с ними договоров, не учитывает:

в составе налогооблагаемых доходов – поступившую от собственников помещений в МКД плату за коммунальные услуги;

в составе налогооблагаемых расходов – средства, перечисленные РСО (региональному оператору) за коммунальные ресурсы, приобретенные для оказания коммунальных услуг.

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом № 325-ФЗ и вступившие в силу с 01.01.2020, окончательно прояснили данные обстоятельства.

Минфин, комментируя обновленные нормы, указал: если ТСЖ получило от собственников недвижимости денежные средства в оплату коммунальных услуг, в том числе начисленные за места общего пользования, и полностью перечислило их поставщикам коммунальных ресурсов, такие средства при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, не должны учитываться ни в доходах, ни в расходах (Письмо от 27.03.2020 № 03-11-11/24201).

Считаем, что если полученные от собственников недвижимости денежные средства в оплату коммунальных услуг в полном объеме будут перечислены поставщикам коммунальных ресурсов (то есть стоимость оказанных коммунальных услуг равна стоимости приобретенных коммунальных ресурсов), то полученные средства в полном объеме в налогооблагаемых доходах не учитываются. Соответственно, при последующем перечислении денежных средств РСО не возникают налогооблагаемые расходы (напомним, при применении УСНО используется кассовый метод признания доходов и расходов).

Если между фактом поступления денежных средств от собственников и перечислением оплаты РСО возникает временной разрыв, по нашему мнению, это не приводит к возникновению налогооблагаемых доходов и (или) расходов.

Отметим еще один момент. Финансисты в Письме № 03-11-11/24201 рассмотрели ситуацию, когда ТСН получает от собственников недвижимости денежные средства в оплату коммунальных услуг, в том числе начисленные за места общего пользования, и полностью перечисляет их поставщикам коммунальных ресурсов.

Со своей стороны напомним, что плата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ) с 01.01.2017 входит в состав не платы за коммунальные услуги, а платы за содержание жилого помещения. Плата за КР на СОИ включается в состав платы за коммунальные услуги только в том случае, когда собственники помещений в МКД сами непосредственно управляют домом или ими не выбран способ управления домом либо выбранный способ не реализован (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ).

В связи с этим рассуждения Минфина о том, что плата за коммунальные ресурсы, использованные для содержания общего имущества, также не учитывается в составе налогооблагаемых доходов, являются спорными.

На сегодняшний день других официальных разъяснений по указанной теме нет.

Нужно ли подавать уточненные декларации?

В рассматриваемой ситуации УК в 2018 и 2019 годах при определении объекта налогообложения учитывала в составе доходов полученную от собственников помещений в МКД плату за коммунальные услуги, а в составе расходов – оплаченные коммунальные ресурсы, приобретенные у РСО для оказания указанных услуг. Нужно ли в связи с этим подавать уточненные декларации по «упрощенному» налогу?

На основании п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде налоговая база и сумма налога пересчитываются за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе пересчитать налоговую базу и сумму налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым периодам, также в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Изложенным нормам корреспондируют положения п. 1 ст. 81 НК РФ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, если допущенные УК ошибки (искажения) не привели к занижению подлежащей уплате в бюджет суммы «упрощенного» налога за 2018 и 2019 годы, уточненные декларации в налоговый орган можно не представлять.

Нужно ли менять бухгалтерский учет?

Считаем, что исключение на основании норм гл. 26.2 НК РФ доходов от оказания коммунальных услуг и соответствующих им расходов из состава налогооблагаемых доходов и расходов соответственно не меняет порядок организации бухгалтерского учета у УК, применяющей УСНО и выступающей согласно условиям договора управления МКД в качестве исполнителя услуг. Поэтому доходы от оказания коммунальных услуг признаются доходами от обычных видов деятельности (то есть в выручку включается реализация по предоставлению коммунальных услуг), что отражается в учете путем использования счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка».

УК, находящаяся на УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», выступающая в качестве исполнителя коммунальных услуг и оказывающая их путем заключения договоров ресурсоснабжения с РСО, не должна с 01.01.2018 учитывать при определении объекта налогообложения:

доходы, полученные от собственников помещений в МКД в качестве платы за коммунальные услуги;

расходы на приобретение коммунальных ресурсов у РСО для оказания указанных услуг.

Это следует из норм Налогового кодекса (уточненных с 01.01.2020), поэтому указанный порядок учета подлежит применению вне зависимости от того, что закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Вместе с тем, если в учетной политике прописан иной порядок организации учета, его следует привести в соответствие с положениями НК РФ.

Считаем, что в бухгалтерском учете доходы от оказания коммунальных услуг управляющая организация, выступающая в качестве исполнителя, должна признавать в качестве доходов от обычных видов деятельности (Дебет 62 Кредит 90-1). Факт исключения этих доходов из налогооблагаемых доходов не влияет на порядок организации бухгалтерского учета.

[1] См. письма Минфина РФ от 16.07.2018 № 03-11-06/2/49564, 03-11-06/2/49557, от 17.07.2018 № 03-11-06/2/49839, от 02.10.2018 № 03-11-06/2/70669, от 01.10.2018 № 03-11-06/2/70354, 03-11-06/2/70348, от 17.07.2018 № 03-11-06/2/50011, 03-11-06/2/50009, от 22.11.2018 № 03-11-06/2/84378, от 16.01.2019 № 03-11-06/2/1320, 03-11-06/2/1311, от 07.03.2019 № 03-11-06/2/14855, от 24.07.2019 № 03-11-06/2/55051, от 19.02.2019 № 03-11-06/2/10212, от 14.02.2019 № 03-11-06/2/8980.

Многие УО и ТСЖ хотят работать по упрощённой системе налогообложения. Но не все знают, как на неё перейти и чем это может обернуться. 16 мая мы провели онлайн-семинар, на котором Юрий Романченко, налоговый юрист, рассказал о рисках, возможностях и правилах работы УО и ТСЖ по упрощённой системе налогообложения.

Что нужно знать об экономии управляющей организации

Понятие упрощённой системы налогообложения

Упрощённая система налогообложения или УСН – один из пяти специальных налоговых режимов, согласно п. 2 ст. 18 НК РФ. Такой режим ориентирован на малый бизнес, а его цель – упрощение расчёта и уплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности. Порядок применения упрощённой системы налогообложения регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.

Эксперт по налогам, основатель аутсорсинговой компании «ЮрфинекС» и помощник по налогам Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия Юрий Романченко на онлайн-семинаре «Упрощённая система налогообложения: риски, возможности, правила для УО и ТСЖ» отметил, что УСН – оптимальное решение для ведения налогового учёта в управляющих компаниях и ТСЖ, ЖК, ЖСК. Ведь кооперативы и товарищества сложно отнести к крупному бизнесу, а управляющие компании далеко не всегда вырастают до среднего предпринимательства.

Тем не менее сложилась судебная практика, когда суды признают поступления оплаты за коммунальные и жилищные услуги доходами УО, ТСЖ, ЖК. Поэтому устойчивого мнения о том, делает ли УСН их жизнь легче, нет.

Также отметим, что при УСН налогоплательщик вправе сам выбрать один из двух объектов налогообложения, указанный в ст. 346.14 НК РФ:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на расходы.

Чем может грозить УО дробление бизнеса

Порядок перехода на УСН

Переход на упрощённую систему налогообложения доброволен. Сделать это могут организации и индивидуальные предприниматели.

Перейти на УСН можно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором вы подаёте заявление о переходе на УСН, доходы организации не превысили 45 миллионов рублей без учёта НДС, а с 1 января 2017 года – 112,5 миллионов (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.13 НК РФ перейти на УСН можно только с 1 января нового года. Для этого организация или ИП должны уведомить налоговый орган о смене режима налогообложения не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

Вновь созданные организации и ИП могут уведомить налоговый орган о применении УСН в тридцатидневный срок с момента регистрации лица.

Для перехода на УСН в налоговый орган подаётся заявление. Рекомендованные формы таких заявлений утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Если вы не хотите использовать формы приказа, напишите заявление в произвольной форме. При этом обязательно укажите в нём:

  • сведения об организации,
  • вид объекта налогообложения,
  • среднюю численность работников,
  • стоимость основных средств.

Индивидуальный предприниматель в роли управляющей организации

Какие организации не вправе применять УСН

Для УК, ТСЖ и ЖК ограничений для применения УСН нет, так как они не занимаются банковской, микрофинансовой деятельностью и не работают с ценными бумагами.

Тем не менее им могут не позволить перейти на УСН, если:

  • средняя численность работников за налоговый период превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учёта превышает 150 миллионов рублей;
  • организация зарегистрирована за пределами РФ;
  • организация не уведомила о переходе в установленные сроки;
  • организация имеет филиалы.

Полный перечень условий, при которых перейти на УСН невозможно, вы найдёте в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Преимущества перехода на УСН для УО, ТСЖ, ЖК

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощённой системы налогообложения освобождает от уплаты некоторых видов налогов:

1. Налога на добавленную стоимость.

Исключение – ввоз товаров в Россию.

2. Налога на имущество организаций.

Исключение – исчисление налоговой базы по кадастровой стоимости.

3. Налога на прибыль организаций.

Исключение – налог, уплачиваемый с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ – при выплате дивидендов, ценным бумагам.

Остальные налоги при УСН выплачиваются по общим основаниям.

Изменения в сфере управления МКД в 2018 году

Изменения в работе УО, ТСЖ, ЖК при УСН в 2018 году

С 2018 года управляющие компании, ТСЖ и ЖК, которые применяют упрощённую систему налогообложения, смогут не учитывать в качестве налогооблагаемых доходов суммы, полученные от собственников в счёт оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Для этого между управляющей и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен договор ресурсоснабжения.

Это хорошая новость для УК, ТСЖ и ЖК, хотя без сложностей не обошлось. Так, если договор ресурсоснабжения носит посреднический характер, сумму агентского вознаграждения придётся включить в доходы. На онлайн-семинаре Юрий Романченко подробно объяснил, как правильно рассчитать налоговые расходы при такой схеме отношений. Подробные рекомендации вы найдёте в записи онлайн-семинара.

При исчислении доходов по УСН в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, поступления за коммунальные услуги не будут учитываться в доходах и расходах.

При этом УК, ТСЖ и ЖК по-прежнему нужно учитывать в качестве налогооблагаемых доходов иные поступления. В том числе:

  • плату за содержание и ремонт общего имущества МКД;
  • оплату дополнительных услуг.

В выручку по-прежнему не нужно включать:

  1. Средства бюджетов, выделяемые на долевое финансирование капитального ремонта МКД.
  2. Средства собственников на целевое финансирование капитального ремонта общего имущества МКД.
  3. Членские взносы, уплачиваемые товариществу или кооперативу как некоммерческой организации, не связанные с конкретными целевыми программами.
  4. Взносы и пожертвования членов товарищества или кооператива на формирование налогового резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества МКД.

При наличии необлагаемых доходов УК, ТСЖ, ЖК нужно вести раздельный учёт, иначе льготами воспользоваться не получится и все доходы придётся учитывать при расчёте упрощённого налога.

Юрий Михайлович отметил, что при использовании УСН важно не упустить ни одного нюанса такой системы, в противном случае организация может утратить право на её применение.

Изменится порядок подачи документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ

Утрата права на применение УСН

Управляющие организации, ТСЖ и ЖК не вправе до окончания налогового периода сменить режим налогообложения.

Однако при несоблюдении отдельных условий они могут утратить право на применение упрощённой системы налогообложения. Перечислим такие условия:

  1. Превышение доходов налогоплательщика за отчётный период.
  2. Превышение установленного ограничения по численности работников и стоимости основных средств.
  3. Ведение деятельности, при которой не допускается применение УСН или ограничен выбор объекта налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

С момента утраты права применения УСН налогоплательщик должен рассчитать и уплатить налоги по общему режиму налогообложения, который предусмотрен для вновь созданных организаций или ИП. Пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщик перешёл на общий режим налогообложения, не взимаются (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Вернуться к применению УСН можно не ранее, чем через один год после утраты права на неё.

Утрата права на применение УСН – не единственное негативное последствие, которое может возникнуть у УО, ТСЖ, ЖК при неверной уплате налоговых взносов. Юрий Романченко рассказал также о том, за что могут получить штрафы юридические и должностные лица, дал рекомендации, как организациям работать так, чтобы не попасть под штраф.

Но хватит о грустном. Если подробно изучить тему УСН, никакие штрафы вам не страшны. Смотрите видеозапись онлайн-семинара и вы узнаете также о:

  • критериях отнесения лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • том, какие доходы и расходы учитываются при УСН;
  • понятии «налоговая база» и его применении;
  • налоговых ставках;
  • налоговом и отчётном периодах;
  • порядке исчисления и уплаты налога;
  • составлении налоговой декларации;
  • том, облагается ли налогом вознаграждение совету МКД.

В раздаточном материале к статье вы найдёте нормативные правовые акты, письма профильных ведомств и образцы документов, которые помогут вам глубже разобраться в теме УСН.

Что такое учетная политика организации

Учетная политика (далее — УП) — это внутренний документ организации, который устанавливает порядок учета. Она помогает сделать работу компании прозрачнее и удобнее для сотрудников и контролирующих органов.

У УП есть два крупных блока: бухгалтерский и налоговый. Они оформляются отдельно или в одном документе.

УП для целей бухучета. Бухгалтерский учет организации на УСН обязаны вести в соответствии с Законом № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008.

НК РФ не содержит требования для упрощенцев обязательно составлять УП. Но есть случаи, в которых она потребуется:

  • В главе 26.2 НК РФ представлено два или более варианта учета доходов и расходов — компании нужно выбрать один удобный и зафиксировать решение в УП.
  • При совмещении УСН с другими налоговыми режимами предполагается раздельное ведение учета для видов деятельности на каждой из систем.
  • Когда фирма получает целевое финансирование и ведет обособленный учет целевых поступлений и затрат, которые покрыты этими средствами.

УП для целей налогового учета. Хоть налоговый учет и не обязателен, его ведение не помешает. Например, он поможет обосновать применяемые льготы для выплаты налога и решить споры с налоговой.

Кто составляет и утверждает УП

В законе нет четких указаний на то, кто должен заниматься разработкой учетной политики. Это может делать главбух, простой бухгалтер, сам руководитель или компания на аутсорсинге.

Директор организации изучает готовую УП, вносит корректировки совместно с бухгалтером и утверждает ее приказом.

Сроки для ее создания разные:

  • вновь созданные и реорганизованные компании — в течение 90 дней со дня регистрации;
  • действующие организации — до 31 декабря текущего года, чтобы ее можно было начать применять в следующем налоговом периоде.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

Что включается в УП на УСН «Доходы минус расходы»

Учетная политика при УСН Доходы минус расходы

Учетная политика для любого спецрежима отличается от УП компаний на ОСНО. Список пунктов, которые в нее нужно включить, существенно сокращается. Но остается ряд моментов, которые нельзя оставлять без внимания.

Вот, что нужно указать в УП для целей бухгалтерского учета:

1. Перечислить ссылки на законы, ПБУ и статьи, которыми компания руководствуется при ведении учета.
2. Указать программы, которые будут использоваться для автоматизации ведения бухгалтерии.
3. Подготовить и включить в текст документа или приложение формы применяемой первичной документации, бухгалтерских регистров и внутренних отчетных документов.
4. Разработать и утвердить рабочий план счетов с аналитическими и синтетическими счетами, которые будут наиболее полно соответствовать деятельности организации.
5. Включить положения о порядке проведения инвентаризации обязательств и активов.
6. Утвердить методы оценки активов и обязательств.
7. Описать порядок документооборота.
8. Раскрыть способы внутреннего контроля за правильностью и законностью хозопераций.
9. Установить критерии для определения уровня существенности.

Вот, что указывают в УП для целей налогового учета:

1. Лицо или подразделение, ответственное за ведение учета по налогам — бухгалтерия, главбух и т.п.
2. Объект налогообложения — разница между доходами и расходами.
3. Размер ставки по налогу — если она отличается от общепринятых 15% в соответствии с региональным законодательством.
4. Порядок ведения КУДиР и программы для автоматизации учета.
5. Порядок учета амортизируемого имущества:

  • укажите, какое имущество признается основным средством;
  • данные каких бухгалтерских счетов используются для определения его стоимости;
  • как отражаются в КУДиР первоначальная стоимость ОС и его дооборудование.

6. Лимит по основным средствам — 100 000 рублей на 2019 год.
7. Способы оценки товаров.
8. Порядок списания ОС.
9. Порядок учета сырья и материалов:

  • что учитывается в составе товарно-материальных расходов;
  • как рассчитывается стоимость товаров для реализации;
  • как учитываются и списываются реализованные товары.

10. Порядок учета затрат.
11. Порядок учета убытков и расчета минимального налога. Тут опишите свое право на признание прошлых убытков в текущем году.

Чтобы составить хорошую учетную политику, учитывайте все изменения в законодательстве. В качестве ориентира используйте международные стандарты, законы, ПБУ. Можно ознакомиться с образцами учетной политики, которые представлены в интернете и подходят к вашим системе налогообложения и виду деятельности. Например, в сервисе Контур.Бухгалтерии есть образцы УП, подходящие разным предприятиям на УСН 15 %.

Как и когда можно внести изменения в учетную политику

Если УП уже составлена и действует, иногда ее приходится менять или дополнять. Вот когда это необходимо:

  • В налоговом или бухгалтерском законодательстве произошли изменения.
  • Фирма получила нового собственника.
  • Проведена реорганизация компании.
  • Изменен вид деятельности или добавлен новый.
  • В организации изменен порядок ведения учета с целью повышения его прозрачности и достоверности.

Алгоритм по внесению изменений следующий:

1. Разрабатывается новый текст учетной политики.
2. Отмечается дата его вступления в силу.
3.Документ утверждается приказом руководителя.

После этого УП вступает в силу. Росстат и ФНС об изменениях уведомлять не нужно.

Изменения, которые связаны с порядком ведения учета, начинают действовать только с нового налогового периода. А те изменения, что связаны с законодательными поправками применяются с даты вступления в силу соответствующих нормативно-правовых актов.

В онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия есть готовые варианты учетной политики, подходящей для УСН «Доходы минус расходы». В бухгалтерском сервисе удобно вести учет для компаний на УСН и других налоговых режимах. Все новички получают 14 дней бесплатной работы в сервисе.

Читайте также: