Спецоценка условий труда при усн доходы минус расходы

Опубликовано: 22.04.2024

Затраты на проведение специальной оценки условий труда не включаются в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, говорится в письме ФНС от 30.07.2014 № ГД-4-3/14877. Налоговые консультанты удивлены позицией ведомства.

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда. То есть комплексом мероприятий по идентификации вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.

Обеспечение проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ) – обязанность работодателя. Он должен организовать и профинансировать данный комплекс мероприятий.

Специальную оценку условий труда работодатель проводит совместно с соответствующими определенным требованиям организациями, которые он привлекает на основании гражданско-правового договора (ст. 212 ТК РФ, п. 1, 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Как учесть затраты на проведение специальной оценки условий труда налогоплательщику УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов?

В перечне не значатся, поэтому не учитываются

Специалисты налоговой службы напомнили, что налогоплательщики УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением данного спецрежима, учитывают те издержки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Содержащийся в нем перечень расходов является закрытым. Затраты по специальной оценке условий труда в данный перечень не включены. Значит, они не включаются в состав расходов, учитываемых при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 16.06.2014 № 03-11-06/2/28551.

Вместе с тем, как уже было сказано, специальная оценка условий труда применяется вместо аттестации рабочих мест, расходы на проведение которой в целях охраны труда работников налогоплательщик УСН раньше мог учитывать при определении объекта налогообложения на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Специальную оценку условий труда работодатель проводит совместно с соответствующими определенным требованиям организациями, которые он привлекает на основании гражданско-правового договора.

Напомним, что по подпункту 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения полученные доходы подлежат уменьшению на расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Так как, согласно трудовому законодательству, аттестация рабочих мест была обязательна, то названные расходы являлись экономически оправданными и признавались в целях налогообложения при УСН (п. 2 ст. 346.16, абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ).

По аналогии затраты на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в базе по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Однако в этом случае не исключены споры с контролирующими органами.

Компенсация части затрат за счет средств ФСС России, как вариант

Следует иметь в виду, что в подпункте «а» пункта 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н предусмотрена возможность возмещения части затрат на проведение специальной оценки условий труда. Делается это путем уменьшения суммы страховых взносов «по травме», подлежащих перечислению в ФСС России в текущем финансовом году.

Для того чтобы возместить часть расходов на проведение спецоценки, нужно было подать в ФСС России по месту регистрации до 1 августа текущего года план финансового обеспечения предупредительных мер, копию коллективного договора и документы, подтверждающие проведение спецоценки.

Налоговый консультант А.П. Горшков, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Путеводитель для УСН

С этой электронной книгой вы с легкостью разберетесь во всех премудростях упрощенной системы налогообложения, грамотно составите бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Электронное издание Вы получаете сразу после оплаты на ваш email. Узнайте об издании больше >>

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена специальной оценкой условий труда. В связи с этим вопросов у бухгалтеров много. Все ли должны проводить спецоценку? Как быть, если уже проводили аттестацию? Изменились ли доп. тарифы?

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»


Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)


Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?


Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.


Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено Приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н, который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте здесь.


Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Скоро примут закон о бессрочном действии специальной оценки условий труда (СОУТ). Сейчас ее проводят 1 раз в 5 лет абсолютно все организации и ИП с сотрудниками (ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ). А вот счастливые обладатели удаленных работников могут выдохнуть.

Трудинспекция — блюститель соблюдения условий труда. За отсутствие спецоценки накажет по статье 5.27.1 КоАП РФ до 80 000 руб. Стоимость СОУТ может быть в 10 раз дешевле. К тому же у нее есть ряд преимуществ.

Вкратце про СОУТ

Для оценки нанимают квалифицированных экспертов из аккредитованной фирмы. С их помощью вы убедитесь — работают сотрудники в человеческих условиях или нет. Каждому рабочему месту будет присвоен свой класс условий труда. В этот момент начинаешь понимать, зачем перед оценкой сокращают штатное расписание. Меньше мест — меньше денег. Правда способ нерабочий — если потом вы введете новую должность, предусматривающую новое рабочее место, то придется проводить СОУТ для него отдельно.

За чей счет расходы на СОУТ

Спонсором СОУТ выступает работодатель, а государство дает возможность компенсировать часть затрат на проведение спецоценки за счет средств ФСС (Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н ). Экономные директора и хозяйственные бухгалтеры часть затрат перекладывают на Фонд социального страхования. Оставшаяся часть расходов берется из чистой прибыли (по решению учредителей) или включается в текущие расходы, но, увы, не всегда.

Упрощенцам в этом плане меньше всех повезло. Организации и ИП, применяющим упрощенную систему налогообложения, запрещено уменьшать налог на сумму затрат по СОУТ. Основание — письмо Минфина России от 16.06.2014 № 03-11-06/2/28551.

Лайфхак: сами затраты не учесть в расходах, а вот последующие мероприятия на улучшение условий труда можно. Данные затраты можно отнести к материальным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Для уменьшения налога на прибыль для организаций или НДФЛ для ИП в расходы можно включать затраты на проведение спецоценки, а именно в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

После подписания акта о проведенной процедуре оценки бухгалтер формирует следующую проводку:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60 (76, 70. )

— учтены в составе расходов по обычным видам деятельности затраты на проведение СОУТ за счет собственных средств.

Сколько можно вернуть из ФСС

Есть хорошая новость для малого и среднего бизнеса. Вы можете компенсировать расходы в размере 20% от суммы взносов за 3 года. Единственное условие — это отсутствие возмещения в течении 2-х предшествующих лет расходов за медосмотры, закупку средств индивидуальной защиты работников и т.д.

Остальным организациям выделяется 20% от уплаченных страховых взносов на травматизм за предшествующий год.

В обоих случаях ваше возмещение уменьшает расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если еще до получения разрешения на финансирование от ФСС организация несет расходы по сокращению травматизма и профзаболеваний, то в этом случае поступление средств целевого финансирования нужно сразу отразить как увеличение прочих доходов и уменьшение задолженности перед ФСС:

Дебет 76 Кредит 91-1

— признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76

— уменьшена задолженность перед ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.

Суммы, полученные от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией, отразите проводкой:

Дебет 51 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»

— получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией.

В случаях, когда вы ждали одобрение, и после получения разрешения о финансировании за счет ФСС полученная сумма отражается на счета 86 «Целевое финансирование»:

Дебет 76 Кредит 86

— получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

За счет полученного разрешения уменьшаются начисленные взносы на травматизм:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76

— уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов.

В момент принятия к учету материально-производственных запасов (например, приобретения средств индивидуальной защиты и т. п.), начисления зарплаты, осуществления других расходов средства нужно списать со счета целевого финансирования и учесть как доходы будущих периодов:

Дебет 86 Кредит 98-2

— отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер.

По мере передачи сотрудникам СИЗ, проведения обязательных медосмотров и т. п. суммы целевого финансирования списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:

Дебет 98-2 Кредит 91-1

— признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

С проводками разобрались, переходим к документальному оформлению

Предоставить ФСС правильно заполненные первичные документы подтверждающие факт проведения спецоценки. Не лишним будет в местном ФСС уточнить полный список документов. И дождаться согласования суммы от Фонда.

Заполнить отчет 4-ФСС. Сумма, подлежащая возмещению, отражается в отчете, начиная с того отчетного периода, в котором была проведена спецоценка. В отчете 4-ФСС указанная сумма отражается в следующем порядке:

  • таблица 8 строка 9 равна расходам на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.
  • таблица 7 строка 11 равна общей сумме расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
  • таблица 7 строка 9 равна сумме задолженности за ФСС в том случае, если расходы превысили сумму начисленных взносов.
  • Задолженность ФСС по итогам года переносится в переплату на следующий год. Эта задолженность указывается в строке 10 таблицы 7 отчета 4-ФСС за отчетные периоды следующего года.

Расходы на улучшение условий труда

По результатам выполненной спецоценки организация получает возможность списывать в расходы затраты на исправление условий труда.

В таблице приведены возможные статьи расходов в соответствии с установленным классом условий труда:


Затраты на покупку СИЗ можете отразить следующим образом:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60 (76, 70. )

— учтены затраты на покупку СИЗ за счет собственных средств.

Пример отражения в бухучете компенсации из ФСС:

Дебет 20 Кредит 70 — 500 000 руб. — начислена зарплата;

Дебет 20 Кредит 69 — 5000 руб. — начислены взносы в ФСС по ставке 1%;

Дебет 76 Кредит 86 — 2 500 руб. — получено разрешение на покупку СИЗ за счет взносов на страхование;

Дебет 69 Кредит т 76 — 2 500 руб. — уменьшена задолженность перед ФСС на сумму СИЗ;

Дебет 86 Кредит 98.2 — 2 500 руб. — отражены в составе доходов будущих периодов средства;

Дебет 98.2 Кредит 91.1 — 2 500 руб. — признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Таким образом, вы частично окупите затраты на обязательное проведение СОУТ или покупку средств для улучшения условий труда. Ведь от спецоценки не убежать, рано или поздно придется сделать.

Совет: не затягивайте с СОУТ. Проведение ее, как правило, не занимает много времени для обычных компаний не имеющих огромных сложных производств. Не откладывайте на 2021 год. Там вас уже ждет новое приключение — инструктаж работников о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Это нововведение касается не только новичков (в течение 1-го месяца), но и уже работающих (1 раз в год). Обоснование подп. «а» п. 4 Положения из постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485, действует по 31 декабря 2026)

  • при положительных результатах СОУТ у вас есть шанс уменьшить тариф страховых взносов «на травматизм»;
  • окупить часть или даже все расходы за счет ФСС;
  • возместить за счет взносов часть иных расходов.

Напомним, что для малого бизнеса условия еще лояльнее, поэтому смело пользуйтесь своим правом.


УСН с объектом налогообложения «Доход минус расход» позволяет снизить налогооблагаемую базу на расходы, связанные с бизнесом. Естественно, каждый такой расход должен быть подтвержден документально. Кроме того, расход этот должен быть оправданным экономически, то есть должен идти именно на бизнес, на получение дохода.

Например, чтобы внести в графу «Расходы» затраты на приобретение товаров, которые вы потом продаете, эти товары должны быть проданы! Должна быть видна выгода.

Если расходы были на бизнес, но, по своей сути, они не являются целесообразными, то налоговая их не зачтет. Одним словом, вы должны уметь обосновывать расходы и доказывать, что такие траты пошли на пользу вашему бизнесу.

Документы, которые подтверждают ваш расход, — кассовый чек, БСО, платежное поручение, накладная, акт сдачи-приемки, акт взаимозачета, договор, квитанция и т. д. В этих документах должно быть прописано, что вы приобрели, сколько это вам стоило. Хранить такие доказательства следует 4 года.

Список всех допустимых к учету расходов приведен в статье 346.16 Налогового кодекса. Если вашего расхода нет в данном списке, то на него нельзя уменьшать вашу налогооблагаемую базу. Нельзя даже в том случае, если вы обладаете красноречием и готовы доказать целесообразность этих трат. Но иногда суд все же учитывает умение убеждать и встает на сторону ИП.

Самые распространенные расходы

Прежде всего, расходы на товар и сырье.

Во-вторых, к расходам относятся траты на основные средства. К таким средствам относятся товары и имущество, которое используется в бизнесе, но не является объектом перепродажи. Срок использования таких средств должен быть больше года, а стоимость выше 100 тысяч рублей. Расходы на это списываются в течение года равными частями. Начать можно с квартала, когда это средство стало эксплуатироваться.

Траты на ремонт основных средств также следует учитывать.

В-третьих, можно списывать и расходы на рекламу. Такие расходы бывают нормированными и ненормированными. Первые можно списать не полностью, а лишь в определенном размере. Вторые можно списать полностью. Например, к ненормированным рекламным расходам относятся рекламные мероприятия в СМИ, наружная реклама, участие в выставках, ярмарках, изготовление для этих мероприятий брошюр и каталогов, оформление там своих витрин.

Нормированные расходы на рекламу можно учитывать в размере, не превышающем 1 % от выручки того же периода.

В-четвертых, учитывать разрешается затраты на аренду, на покупку интеллектуальной собственности, нового программного обеспечения, на оплату труда работников и их страхование (не полностью) и т.п.

В-пятых, налогооблагаемую базу на таком объекте налогообложения можно уменьшать и на проценты по кредиту. Но кредит должен быть именно на бизнес. Можно вычесть расходы на оплату банковских услуг и кредитных организаций.

Есть и другие расходы, которые можно учитывать при расчете налога.

Что не является расходом на бизнес

Итак, есть траты, которые нельзя вычесть из налогооблагаемой базы. Безусловно, это все траты, неупомянутые в Налоговом кодексе. Чаще всего вы как ИП столкнетесь со следующим тратами, которые не снизят ваш налоговый платеж.

Во-первых, это траты на имущественные права. Однако если вы эти права передадите другому, то учесть этот доход обязаны.

Во-вторых, нельзя учесть экспортные пошлины, хотя ввозные пошлины учитываются.

В-третьих, не учитываются регистрационные сборы участника особой экономической зоны.

В-четвертых, траты на благоустройство тоже не снизят ваш налог, хотя, есть примеры, когда налогоплательщик через суд доказал свою правоту.

В-пятых, нельзя уменьшить налог на авансовые налоговые платежи!

Есть и другие траты, которые также не учитываются. У всех этих трат есть общая черта — их нет в статье 346.16 Налогового кодекса. Лучше такие траты не вычитать из налогооблагаемой базы. Если вы все же это делаете, то будьте готовы защищать свое мнение в судебном порядке.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 30 июня 2014 г. № 03-11-09/31528 О порядке включения в состав расходов, уплачиваемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходов на проведение специальной оценки условий труда

Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев письмо по вопросу включения в состав расходов, уплачиваемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходов на проведение специальной оценки условий труда, сообщает следующее.

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда») предусмотрено, что с 1 января 2014 года работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работников с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Согласно статье 8 Федерального закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. При этом специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Федерального закона № 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

До 1 января 2014 года согласно статьям 209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан был обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.

Таким образом, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда введена специальная оценка условий труда. При этом для проведения специальной оценки условий труда необходимо привлечение на основании гражданско-правового договора работодателем специализированной организации или нескольких организаций.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Перечень расходов, содержащийся в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, является закрытым. Расходы по специальной оценке условий труда в данный перечень расходов не включены.

Исходя из этого, расходы по специальной оценке условий труда не включаются в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

С.Д. Шаталов

Обзор документа

Как пояснил Минфин России, с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест по условиям труда введена специальная оценка условий труда. При этом для ее проведения работодатель привлекает на основании гражданско-правового договора специализированную организацию или несколько организаций.

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы минус расходы", при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные НК РФ. При этом их перечень является закрытым.

Расходы по специальной оценке условий труда в данный перечень не включены.

Таким образом, они не включаются в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по УСН.

Читайте также: