Резидент тосэр на усн

Опубликовано: 17.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 апреля 2020 г. N 03-15-06/29564 О применении резидентами территории опережающего социально-экономического развития пониженных тарифов страховых взносов

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу о применении резидентами территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) пониженных тарифов страховых взносов и сообщает.

Исходя из положений подпункта 12 пункта 1 и подпункта 5 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%.

Указанные пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении резидента ТОСЭР, расположенной за пределами Дальневосточного федерального округа, получившего такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР.

Федеральным законом от 03.08.2018 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 03.08.2018, в статью 427 Кодекса были внесены изменения, устанавливающие особенности применения, в частности, резидентами ТОСЭР упомянутых пониженных тарифов страховых взносов.

Так, согласно положениям нового пункта 10.1 статьи 427 Кодекса резидент ТОСЭР применяет указанные пониженные тарифы страховых взносов в течение десяти лет со дня получения им статуса резидента ТОСЭР исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности). При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

В связи с изложенным, резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам, начисляемым работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.

В случае создания резидентом ТОСЭР большего количества рабочих мест, используемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, чем это было запланировано при заключении соглашения об осуществлении деятельности, применение пониженных тарифов страховых взносов возможно только после согласования нового перечня рабочих мест с органами управления ТОСЭР и заключения дополнительного соглашения к соглашению об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики В.А. Прокаев

Обзор документа

Резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам физлицам, работающим только по трудовым договорам на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности и предусмотренных впоследствии штатным расписанием.

В случае создания большего количества рабочих мест, чем было запланировано при заключении соглашения, пониженные тарифы страховых взносов применяются только после согласования нового перечня рабочих мест с органами управления ТОСЭР и заключения дополнительного соглашения.

ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса - территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют?

В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.

Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:

«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.



Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.

Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб.

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия.

Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.

Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.



    Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.



    Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.

    Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России

    Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

    применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;

    нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;

    пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;

    пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;

    пониженная ставка по налогу на имущество организаций;

    освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;

    режим свободной таможенной зоны;

    пониженные ставки на страховые взносы;

    передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

    ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.

    Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:


    Требования к резидентам и инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).

    Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – это часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. ТОСЭР создается на 10 лет (до 04.08.2027г.).

    Резидентами ТОСЭР в моногородах могут стать коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых, и профессиональных участников рынка ценных бумаг), зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории моногорода и не являющиеся градообразующей организацией моногорода или ее дочерней организацией.

    Ведение реестра резидентов ТОСЭР осуществляется Министерством экономического развития РФ на основании информации, представляемой органами исполнительной власти субъектов РФ.


    Требования к резидентам ТОСЭР

    1. Юридическое лицо зарегистрировано на территории города. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 34
    2. Юридическое лицо не находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 13
    3. У юридического лица отсутствуют недоимки по налогам, сборам, страховым взносам во внебюджетные фонды, отсутствуют иные задолженности перед бюджетной системой. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 13
    4. Юридическое лицо не имеет в своем составе обособленных подразделений (филиалов, представительств), расположенных за пределами ТОСЭР. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 12
    5. Юридическое лицо не является участником региональных инвестиционных проектов. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 12
    6. Юридическое лицо осуществляет деятельность в ТОСЭР и осуществляет инвестиционные вложения, в т.ч. капитальные вложения.


    Требования к инвестиционным проектам резидентов ТОСЭР

    Инвестиционный проект, реализуемый резидентом ТОСЭР, создаваемой на территории моногорода, должен отвечать одновременно следующим требованиям:

    1. В рамках реализации инвестиционного проекта количество создаваемых рабочих мест в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, заключенным юридическим лицом с органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение), не может быть менее 20 единиц в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего развития (далее - реестр), если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации о создании ТОСЭР. Для юридических лиц, имеющих действующие производственные мощности на территории моногорода, количество создаваемых новых рабочих мест должно быть одновременно не менее среднесписочной численности работников юридического лица за последние 3 года (либо за период его существования, если оно существует менее 3 лет); - Постановление Правительства РФ № 939 от 07 августа 2017 г., Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
    2. В рамках реализации инвестиционного проекта объем капитальных вложений в соответствии с соглашением не может быть менее 5 млн. рублей в течение первого года после включения юридического лица в реестр (и не менее 20 млн. рублей за весь период), если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития; - Постановление Правительства РФ № 939 от 07 августа 2017 г., Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
    3. В результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организациями, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организации моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем 50 процентов всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта; Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
    4. Реализация инвестиционного проекта не предусматривает привлечения иностранной рабочей силы в количестве, превышающем 25 процентов общей численности работников; Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
    5. В результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), а также производство товаров и (или) оказание услуг по следующим видам экономической деятельности:
      • добыча сырой нефти и природного газа;
      • предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа;
      • деятельность трубопроводного транспорта;
      • производство нефтепродуктов;
      • торговля оптовая и розничная;
      • лесозаготовки;
      • операции с недвижимым имуществом;
      • виды экономической деятельности, в которых занято 20 или более 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций моногорода;
    6. Осуществление деятельности в рамках проекта допускается по Перечню видов экономической деятельности – см. Постановление Правительства РФ № 939 от 07 августа 2017 г.
    7. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, а именно затраты на новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений). При этом не учитываются:
      • полученное (приобретенное) резидентом территории опережающего развития, реализующим инвестиционный проект, имущество, затраты на которое ранее включались в объем капитальных вложений другими резидентами территории опережающего развития;
      • затраты на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения юридического лица в реестр, а также иные затраты на реализацию инвестиционного проекта, понесенные до указанной даты. Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
      • Фактический объем капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации инвестиционного проекта, определяется на основании цен товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость. Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)


    Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности

    Для резидентов ТОСЭР установлен преференциальный режим осуществления предпринимательской деятельности, который включает следующие основные позиции (таблица 1).

    Таблица 1. Налоговые льготы для резидентов ТОСЭР и условия их применения

    Портал работает в тестовом режиме!

    Если у вас появились предложения по улучшению
    портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

    Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

    Обратная связь

    Предложения и замечания по работе портала направляйте
    по адресу: econ2@adm.khv.ru.

    Обратная связь

    Предложения и замечания по работе портала направляйте
    по адресу: info@adm.khv.ru.

    Аккредитация

    Предложения и замечания по работе портала направляйте
    по адресу: info@adm.khv.ru.

    Ошибка!

    Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

    Подписаться на новости Хабаровского края

    Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»

    Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

    В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

    • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
    • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
    • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
    • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
    • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

    Клавиатура:

    Обновлено 10 часов назад

    В настоящее время на территории Хабаровского края созданы три территории опережающего социально - экономического развития (далее – ТОСЭР): ТОР «Хабаровск», ТОР «Комсомольск» и ТОР «Николаевск», деятельность на которых осуществляют 70 резидентов.

    На ТОСЭР действует особый правовой режим, который заключается, в том числе, в предоставлении резидентам налоговые льгот.

    Резиденты Хабаровского края освобождены от уплаты налога на имущество и налога прибыль в течение первых пяти лет деятельности, в последующие пять лет к организациям-резидентам при расчете указанных налогов также применяются пониженные налоговые ставки (0,5% по налогу на имущество, 2% в федеральный бюджет и 10% в региональный бюджет по налогу на прибыль). Ставка социальных отчислений для резидентов ТОСЭР также понижена и составляет 7,6% на первые 10 лет деятельности.

    Для получения льгот по налогу на прибыль организация - резидент ТОСЭР, должна соответствовать требованиям и условиям, установленным ст.284.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) для этой категории налогоплательщиков.

    Одним из требований, предъявляемых к налогоплательщику - резиденту ТОСЭР в целях применения пониженной ставки налога на прибыль организаций, относится, в частности, условие, что такая организация не может иметь в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами ТОСЭР.

    В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ для целей законодательства о налогах и сборах определено понятие «обособленное подразделение организации», которое используется в значении любого территориально обособленного от организации подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

    Применение резидентами ТОСЭР пониженных налоговых ставок по налогу на имущество возможно при соблюдении условий, определенных в ст. 2 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае», включающих следующее: имущество должно быть создано (приобретено) в рамках реализации бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения, и принято на учет в качестве объектов основных средств после дня включения организации в реестр резидентов ТОСЭР; имущество ранее не учитывалось на балансе в качестве объектов основных средств иными лицами; имущество используется для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР и расположено на ТОСЭР.

    Ставка социальных отчислений для резидентов ТОСЭР также понижена и составляет 7,6% на первые 10 лет деятельности, однако, согласно требований п.10.1 ст. 427 НК РФ начиная с 03.08.2018 пониженные тарифы могут применятся исключительно к выплатам сотрудникам, которые трудятся на новых рабочих местах.

    Согласно п. 10.1 статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении резидентского соглашения об осуществлении деятельности. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.


    Содержание Содержание
    • Как стать резидентом ТОСЭР и получить право на использование льгот
    • Пример 1. ТОСЭР «Набережные Челны»: создание, критерии отбора резидентов, льготирование
    • Специальный правовой режим, введенный для резидентов ТОСЭР: что это такое и как применяется
    • Список льгот для резидентов ТОСЭР на 2021 г.: краткий обзор в таблице
    • Распространенные ошибки при оформлении статуса резидента ТОСЭР и получении льгот
    • Ответы не часто задаваемые вопросы

    Территория опережающего социально-экономического развития в РФ (сокращенно – ТОР либо ТОСЭР) – это своего рода экономическая зона с различными привилегиями, налоговыми льготами, предоставляемыми ее резидентам (участникам). ТОСЭР создают на территориях моногородов со сложным социально-экономическим положением с целью привлечения туда инвестиций, способствуя, таким образом, развитию экономики, улучшению уровня жизни местных жителей.

    Главными правовыми актами, которые регулируют процесс формирования ТОСЭР, осуществление деятельности резидентов в ее пределах, а также правовой режим и вопросы льготирования, являются:

    Некоторые разъяснения по применению ПП РФ № 614 представлены Минэкономразвития РФ в письме № Д14н-1954 от 08.07.2015. В частности, отмечено, что резидентами ТОСЭР могут быть коммерческие структуры, которые согласно установленному порядку зарегистрированы и работают на территории данных моногородов. При этом они никоим образом не должны относиться ко градообразующей организации. Исключением являются: государственные (муниципальные) УП, финансовые структуры.

    К сведению, резиденты ТОСЭР вправе пользоваться особыми налоговыми льготами, пониженными тарифами при уплате общеобязательных взносов по страхованию. По отношению к ним установлен и применяется упрощенный порядок осуществления контроля.

    Из письма Минэкономразвития РФ № Д14н-1954 от 08.07.2015.

    Как стать резидентом ТОСЭР и получить право на использование льгот

    Стать полноправным резидентом ТОСЭР можно на определенных условиях. Об этом говорится в ст. 3 и ст. 13 ФЗ РФ № 473. Собственно требования, предъявляемые к будущим потенциальным резидентам, изложены в ПП РФ № 614.

    Настоящие требования применяются, условно говоря, по умолчанию, если иное не предписано правительственным решением. Юрлица (ИП), чьи инвестпроекты соответствуют предъявляемым требованиям, могут претендовать на приобретение статуса резидента, а также на создание юрлица на территории ТОСЭР. При этом претендентам надлежит также отвечать требованиям, выдвигаемым ФЗ РФ № 473.

    В общем случае претендентам необходимо подать заявку в управляющую компанию. К ней следует приложить оригинал бизнес-плана по требуемой форме, а также ксерокопии учредительных документов юрлица вместе со свидетельствами о госрегистрации и постановке на учет в ИФНС. Иностранным лицам нужно будет представить заверенный перевод всей подаваемой документации на русский язык.

    Как принято, заявка рассматривается не более 15 раб. дн. По итогам с заявителем заключается соглашение об осуществлении деятельности либо нет. Отказать могут по причине несоответствия требованиям, заявки, бизнес-плана, из-за отсутствия обязательных документов и по иным законным основаниям (п. 7 ст. 13 ФЗ РФ № 473). После заключения соглашения на протяжении 3 раб. дн. в реестре резидентов делается соответствующая регистрационная запись.

    Пример 1. ТОСЭР «Набережные Челны»: создание, критерии отбора резидентов, льготирование

    Данная ТОСЭР со сроком действия на 10 лет учреждена ПП РФ № 44 от 28.01.2016. Стать ее резидентом могут лица, которые отвечают выдвигаемым в Постановлении требованиям. К таковым относят:

    • размер кап. вложений не меньше 50 млн. руб. (при этом 5 млн. руб. надлежит внести на протяжении первого года);
    • создание не менее 30 постоянных новых раб. мест (при этом 20 мест создается на протяжении первого года).

    Став резидентом ТОСЭР «Набережные челны», можно пользоваться привилегиями: сниженной ставкой налога на прибыль, уменьшенными тарифами по общеобязательным страховым взносам, а также правом на высвобождение от земельного и имущественного налога.

    Специальный правовой режим, введенный для резидентов ТОСЭР: что это такое и как применяется

    Особый правовой режим, предусмотренный именно для резидентов ТОСЭР, установлен ст. 17 ФЗ РФ № 473. Он подразумевает ряд послаблений, касающихся налогообложения, уплаты общеобязательных взносов, предоставления госуслуг, регулирования отдельных отношений в рамках функционирования ТОСЭР.

    Так, к примеру, управляющая компания предоставляет в пользование резидентам ТОСЭР собственные объекты недвижимости, устанавливая при этом льготные ставки для оплаты их аренды. Резиденты могут пользоваться своим привилегированным положением и при подключении к объектам инфраструктуры ТОСЭР.

    Говоря о налоговых послаблениях, следует отметить, прежде всего, высвобождение от уплаты земельного, имущественного налога и снижение ставки налога на прибыль. Особенности и порядок ее применения обозначен ст. 284.4 НК РФ. Статьей определен также круг льготников, которые вправе ее использовать в принципе и требования к ним.

    Существенным послаблением для плательщиков со статусом резидента ТОСЭР является снижение тарифов общеобязательных страховых взносов.

    Важно! Данные заниженные тарифы сборов применяются исключительно в отношении вознаграждений, которые выплачивают за работу (услуги) физлицам, занятым в осуществлении инвестиционных проектов.

    Чтобы применять названые тарифы, необходимо вести раздельный учет по выплатам, которые производятся физлицам в рамках деятельности по соглашению, заключенному с резидентом ТОСЭР и по иным видам деятельности.

    В этой связи ФНС РФ предупреждает, что начиная с 03.08.2021 лица, получившее статус резидента ТОСЭР до этой даты, могут использовать сниженные тарифы общеобязательных взносов только по тем выплатам, которые производятся физлицам, занятым на новых рабочих местах. Детально этот вопрос освещен в письме ФНС РФ № БС-4-11/2740@ от 18.02.2021.

    Читайте также: