Расходы на проведение независимой оценки квалификации работников усн

Опубликовано: 26.03.2024

Елена Тарасова

Все расходы, которые можно учесть при УСН «доходы минус расходы», перечислены в ст. 346.16 НК РФ. Но кроме списка разрешённых расходов, нужно знать правила их признания. Из-за обобщённых и размытых формулировок упрощенцы сталкиваются со множеством неурегулированных ситуаций, в которых цена ошибки — доначисление налога, пени и штрафы. Разберемся с правилами учёта расходов, в признании которых часто встречаются ошибки.

  • Расходы на борьбу с коронавирусом
  • Расходы на переподготовку кадров
  • Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля
  • Расходы на объекты интеллектуальной собственности
  • Расходы на внутренний туризм и отдых сотрудников

Расходы на борьбу с коронавирусом

Это новый вид расходов, который появился в 2020 году. В связи с ним п. 1 ст. 346.16 НК РФ в апреле дополнили пп. 39, который позволяет учесть на упрощёнке следующие расходы:

  • на покупку спецодежды, масок и перчаток для сотрудников;
  • покупку санитайзеров, термометров, лабораторного оборудования, обеззараживающих приборов;
  • дезинфекцию помещений.

Внимание! Работодатели, которые за свой счёт тестировали сотрудников на коронавирусную инфекцию COVID-19 и антитела к ней, не могут учесть эти расходы при расчёте налога на УСН (Письмо Минфина от 23.11.2020 № 03-11-06/2/101770).

Расходы на подготовку и переподготовку кадров

При расчёте налога на УСН можно учесть расходы на обучение, если они соответствуют следующим требованиям (пп. 33 п.1 ст. 346.16 НК РФ):

  1. На обучение отправили сотрудников налогоплательщика (письмо Минфина от 09.08.2013 № 03-11-11/167).
  2. У образовательного учреждения есть лицензия.
  3. Договор заключён между образовательным учреждением и работодателем. Оплату по договору, оформленному на сотрудника, учесть в расходах нельзя (письмо Минфина от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2614).

Расходы на обучение должны быть экономически обоснованы. Это значит, что обучаемый сотрудник должен применять полученные знания на своём рабочем месте. Например, организация оплатила курсы английского языка. По запросу налоговой, возможно, придётся пояснить, как работники будут использовать полученные знания. Если для общения с иностранными клиентами или подготовки документов, то расход обоснован. А если курсы задумывались как способ повысить привлекательность компании как работодателя, затраты нельзя включать в расходы.

Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля

Основная трудность в учёте компенсаций за использование личного транспорта — правильное документальное оформление. Если выплачивать деньги без обоснования, возможны проблемы не только с расходами при УСН, но и с НДФЛ и страховыми взносами. Чтобы избежать ошибок, необходимо сделать следующее:

  1. С каждым сотрудником, получающим компенсацию, оформить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 188 ТК РФ).
  2. В соглашении закрепить порядок расчёта суммы компенсации, расход ГСМ (например, 5.5 л на 100 км).
  3. Продумать систему учёта использования автомобилей в служебных целях. Это могут быть путевые листы на поездки, общая ведомость учёта, в которой отражается дата, время убытия и прибытия, куда поехал, количество проеханных километров. Цель учёта — обеспечить возможность в конце месяца понять, сколько километров сотрудник проехал в служебных целях.
  4. Собрать чеки на ГСМ.

Если всё оформлено верно, с выплаченных компенсаций не придётся платить НДФЛ и страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, письмо Минфина от 06.12.2019 № 03-04-06/94977, письмо ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@).

Для целей налогообложения можно учесть расходы на компенсацию использования личного транспорта только в пределах норм (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92):

  • 1200 рублей в месяц для автомобилей с рабочим объёмом двигателя до 2 000 куб. см.;
  • 1500 рублей в месяц — для автомобилей с двигателем более 2000 куб. см.

По мнению Минфина, в этот норматив входят ГСМ, ремонт, парковка и прочие расходы. Поэтому даже если вы установили ежемесячную компенсацию в большем размере, в расходах при УСН можно будет учесть только сумму в пределах лимита.

Расходы на объекты интеллектуальной собственности

Объекты интеллектуальной собственности перечислены в ст. 1225 ГК РФ. Это программы для ЭВМ, товарные знаки, аудиовизуальные произведения, полезные модели, базы данных и другое. Метод учёта затрат зависит от того, в какую статью НК РФ включен тот или иной объект.

  1. Нематериальные активы, которые будут использоваться более 12 месяцев (пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). После оплаты их можно включать в расходы равномерно, по отчётным периодам, до конца года, в котором был приобретён нематериальный актив (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Например, вы купили товарный знак за 100 000 рублей в феврале 2021 года и оплатили в этом же месяце. В течение четырёх кварталов года, нужно будет учитывать в расходах по ¼ суммы — по 25 000 рублей. Еще один товарный знак за 100 000 рублей купили в июле. Его стоимость будет учтена в расходах в третьем и четвёртом кварталах по ½ от стоимости — по 50 000 рублей.
  2. Объекты интеллектуальной собственности, перечисленные в пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ — исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау, топологии интегральных микросхем и права на их использование на основании лицензионного договора. Такие расходы можно учесть сразу в полной сумме.

Нередко приобретённый объект интеллектуальной собственности подпадает под оба пункта одновременно. Допустим, вам нужно учесть расходы на покупку базы данных, которая будет использоваться более 12 месяцев. Получается, можно применить как пп. 2 п. 1 ст. 346.16, так и пп. 2.1 п.1 ст. 346.16. В таких случаях выгоднее использовать пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 и списать в расход всю сумму сразу. А если приобретаете исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые не упомянуты в пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16, то тогда следует использовать только пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В отдельный пп. 19 п. 1 ст. 346.16 выделены расходы на приобретение неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, а также их обновление по договорам с правообладателем. Если вы используете Норматив или Экстерн, то расходы на их приобретение и обновление учитывают по правилам пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ — в полной сумме после оплаты.

Расходы на внутренний туризм и отдых сотрудников

Оплату путёвок для сотрудников включают в состав расходов на оплату труда, перечисленных в ст. 255 НК РФ. Эти правила распространяются и на УСН, поэтому упрощенцы могут уменьшить налоговую базу за счёт расходов на внутренний туризм и отдых своих работников. Но есть несколько условий:

  1. Максимальный размер расходов — 50 000 рублей на человека (п. 24.2 ст. 255 НК РФ). Это значит, что если путёвка взрослого стоит 65 000 рублей, а ребёнка 30 000, то в расходы пойдёт 80 000 рублей, а не 95 000 рублей.
  2. В расходы можно включить не только стоимость путёвки для работника, но и для членов его семьи.
  3. Распространяется только на поездки по России.
  4. Это должен быть комплексный турпродукт — путёвка, которая куплена у туроператора. В неё могут входить проезд, проживание, питание, экскурсии, страховки и другое, но это должен быть единый пакет услуг по договору между туроператором или турагентом и работодателем.

С 01.01.2022 вступают в силу поправки в НК РФ, разрешающие работодателю учитывать расходы на санаторно-курортное лечение работников по прямому договору с санаторием, а также компенсировать затраты работников и членов их семей (Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ).

Есть лимит включения таких расходов в налоговую базу (п. 16 ст. 255 НК РФ). Совокупные социальные расходы организации, например, на медицинские страховки для сотрудников и расходы на внутренний туризм, не могут превышать 6 % от ФОТ работодателя.

Елена Тарасова, юрист, налоговый консультант
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет - национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации - комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее - реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям - орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет";

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.


Е ще год назад Минтруд РФ заявил, что независимая оценка квалификации (НОК) добровольна, а работодателям и работникам не стоит беспокоиться, поскольку никаких обязательных последствий она не влечет. Оценка, по сути, нужна для того, чтобы определить, соответствует ли квалификация работника утвержденному профстандарту или иным требованиям нормативных правовых актов. Ее итоги полезны будут, прежде всего, в целях организации обучения сотрудников или для включения работников в кадровый резерв. А уволить работника только из-за того, что он не получил свидетельство о квалификации, нельзя. Разберемся, кому и для чего в действительности нужна НОК, как ее проводить, каковы могут быть ее результаты, какие преимущества и льготы она дает.

Для чего нужна независимая оценка квалификации

Независимая оценка квалификации – это относительно новое явление, которое представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя или работника положениям утвержденного профессионального стандарта или квалификационным требованиям (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»). Причем она носит добровольный характер, учитывая, что и сами профстандарты обязательны лишь в определенных случаях. В частности, когда есть прямое требование закона или локальных нормативных актов работодателя о том, что применение того или иного профессионального стандарта в рамках конкретной организации является обязательным.

См. статью «“Вредная” профессия в штатном расписании не соответствует профстандарту: действия работодателя» журнала № 9′ 2016

За независимой оценкой квалификации может обратиться не только работодатель, но и работник, например, если претендует на определенную должность. Тогда он должен будет оплатить НОК из своего кармана. Работодатель, в свою очередь, предоставляет определенные гарантии и компенсации на время прохождения процедуры – как и в случае направления работника на профессиональное обучение.

Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования, в том числе на независимую оценку квалификации, перечислены в ст. 187 ТК РФ:

  • работодатель должен сохранять за работником место работы (должность);
  • выплачивать среднюю зарплату по основному месту работы;
  • возместить расходы в размере, предусмотренном для служебных командировок (суточные, проезд, проживание).

Как видите, работник ничего не теряет при прохождении НОК. Наоборот, он узнает для себя, соответствует ли его квалификация тому или иному профессиональному стандарту. Работодатель после оценки понимает, какая на самом деле квалификация у работника, занимающего ту или иную должность в его штате.

Обязательна ли она

Расходы работодателей на оценку квалификации работников относятся к прочим, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг) 1 , а значит, они уменьшают налогооблагаемую прибыль, что работодателю выгодно (подп. 23 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, далее – НК РФ).

Но законодатель также не забыл и про работника – в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ работнику предоставляется социальный вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение НОК (но не более 120 000 руб. согласно п. 2 ст. 219 НК РФ). Вычет предоставляется при подаче работником декларации в инспекцию по итогам налогового периода.

Направление работодателями работников на прохождение НОК осуществляется с письменного согласия последних. Такое согласие может быть выражено в виде ответного письма на уведомление работодателя о прохождении независимой оценки квалификации конкретному работнику, а может быть и в виде проставления отметки о согласии в тексте уведомления о направлении на НОК или внизу приказа о направлении работника на НОК (см. знак «!» в Примерах 2 и 3).

Если же данную процедуру проходит соискатель на вакантную должность, то, как правило, он соглашается устно, но работодателю все же рекомендуется попросить соискателя представить согласие в виде отдельного письма (см. образец в Примере 1).

Золотова Е. Н.,
практикующий бухгалтер

Независимая оценка квалификации работника: учет в расходах при УСН

С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Данный закон вызывает множество вопросов как у руководителей и юристов, так и у кадровиков и бухгалтеров, при этом у каждого из них свой вопрос к этому закону: для чего нужна эта оценка; кто должен проходить эту оценку; где проходить эту оценку; как оформлять расходы на эту оценку по бухгалтерии? Постараемся разобраться с этими вопросами в нашей статье.

С 01 июля 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ вступили в силу ст.ст. 195.2 и 195.3 ТК РФ. Данные статьи установили порядок применения работодателями на деле профстандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов». Данным постановлением был определен список должностей и специальностей, где необходим определенный стандарт знаний и опыта работы, именуемый профстандартом.

Например, для работы главным бухгалтером общества с ограниченной ответственностью не требуется применять профстандарт, а вот для той же должности, но в акционерном обществе, профстандарт уже определен, и главный бухгалтер должен ему соответствовать.

Конечно же, устанавливать, соответствует тот или иной специалист своей должности, должен не сам специалист и не его руководитель, а некая независимая структура. Вот порядок проведения этой оценки, кто и как должен ее проводить, и прописан в Законе № 238-ФЗ. При этом данный закон не распространяется на госслужащих.

Проверку профпригодности проходят как уже действующие работники организации, так и те, кто претендует на эту должность. В Законе № 238-ФЗ независимо от статуса (работает – не работает) все пришедшие на «экзамен» граждане называются «соискатель». Соискателями могут быть:

  • работающие граждане РФ;
  • неработающие граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Для проверки на «профпригодность» не обязательно, чтобы должность соискателя попадала в круг профстандартов, то есть на проверку может прийти не только главбух АО, для которого эта проверка обязательна согласно законодательству, но и главбух ООО.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ данная процедура возможна:

  • по собственному желанию соискателя и за его деньги;
  • по направлению от работодателя и, соответственно, за его счет;
  • в соответствии с трудовым законодательством (то есть в тех случаях, когда этого требует законодательство);
  • по инициативе иных физических и юридических лиц, которые и оплатят всю процедуру.

Данные центры оценки квалификации включены в структуру, которая согласно Закону № 238-ФЗ состоит из нескольких уровней. Данная структура схематично представлена на рисунке.

Порядок прохождения процедуры оценки квалификации приведен в таблице 1.

Также надо помнить, что сдача экзамена на профстандарт – дело сугубо добровольное, то есть работодатель не имеет права заставить работника сдать этот экзамен.

При этом, согласно ст. 187 ТК РФ, с 01.01.2017 при направлении работника на оценку квалификации, как и на получение дополнительного образования, работодатель сохраняет за этим соискателем рабочее место, оплачивает по среднемесячной зарплате дни нахождения на экзамене, а также возмещает суточные и командировочные расходы, если данный экзамен проходит в другом городе (то есть считается, что работник находится в служебной командировке).

Если работник не прошел квалификационный экзамен, то уволить его на этом основании нельзя.

ТК РФ не предусмотрено основание увольнения за несдачу квалификационного экзамена, а по п. 3 части 1 ст. 81 «Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» требуются более веские доказательства профнепригодности, чем несдача экзамена на профстандарт. Связано это с тем, что аттестация – это не профстандарт, и аттестацию работодатель осуществляет внутренними силами. Если же работодатель все-таки уволил работника после несдачи экзамена, то ему грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Но и принять на должность, для которой требуется наличие профстандарта, соискателя, не сдавшего экзамен, невозможно. За это тоже полагается штраф по той же самой ст. 5.27 КоАП РФ (для ИП – от 1 тыс. до 5 тыс. руб., для организаций – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.).

То есть если в АО уже несколько лет работает главный бухгалтер, который решил в 2017 году пройти оценку квалификации, но не сдал экзамен на профстандарт, однако при этом он справляется со своими обязанностями, то уволить его нельзя.

Изменения в гл. 26.2 НК РФ и другие новшества по данному вопросу

Так как процедура по НОК новая, при этом добровольная, то, чтобы стимулировать работодателей направлять своих сотрудников, изъявивших желание на определение своей квалификации, был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».

Теперь в ст. 346.16 «Порядок определения расходов» НК РФ добавлен такой вид расхода организации или ИП на УСН, как «проведение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации», и данные расходы принимаются для уменьшения налогооблагаемой базы в составе прочих расходов.

При этом согласно внесенным изменениям в п. 21.1 ст. 217 НК РФ оплата за оценку квалификации конкретного работника не облагается НДФЛ.

Если же соискатель решил самостоятельно пройти такую независимую оценку (например, в поисках работы для подтверждения своей квалификации) и оплачивает такую процедуру сам, то он имеет право согласно действующим с 01.01.2017 изменениям, внесенным в ст. 219 НК РФ, на социальный налоговый вычет (не превышающий 120 тыс. руб. в совокупности вместе с расходами на лечение и обучение).

При этом данная процедура является недешевой. Например, оценка квалификации на бухгалтерский стандарт составляет порядка 19 тыс. руб.

Налоговый и бухгалтерский учет расходов на оценку

Как было указано выше, расходы на НОК принимаются в налоговом учете для уменьшения налогооблагаемой базы по УСН.

Для того чтобы данные расходы можно было учесть в расходах, должны быть соблюдены следующие условия:

  • организацией или ИП на УСН заключен договор с центром НОК на проведение в соответствии с законодательством РФ независимой оценки квалификации ее работников. При этом данный центр должен предоставить выписку из реестра центров по независимым оценкам квалификаций;
  • данные работники являются действующими работниками организации или ИП на УСН не менее одного года, то есть с ними заключены именно трудовые договоры, а не договоры подряда и другие гражданско-правовые договоры – по этим договорам расходы на оценку признаны не будут;
  • работники дали письменное согласие на проведение оценки их квалификации;
  • документы, подтверждающие расходы на проведение оценки квалификации (договор, акты, счета, документы оплаты, свидетельства о квалификации работников) надо будет хранить:

1) в течение всего срока действия договора на проведение именно этой оценки квалификации;

2) в течение одного года работы данного специалиста, за которого была произведена оплата оценки квалификации;

3) минимум четыре года.

Также согласно ст. 187 ТК РФ данная процедура может быть осуществлена и в другом городе:

а) поэтому за время прохождения работником квалификационного экзамена за работником сохраняется среднемесячная зарплата, которая также входит в расходы по УСН согласно пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ;

б) работнику оплачиваются суточные и командировочные расходы, принимаемые к учету согласно пп. 13
п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Все эти расходы принимаются к учету при любом результате квалификационного экзамена, будь он положительным или отрицательным.

Не забудьте, работник должен быть действующим. Если оценку проходит только претендент на вакансию (даже если вакансия на должность, по которой профстандарт обязателен), то такие расходы не будут признаны налоговиками.

Организация занимается транспортными перевозками. Соответственно, в организации работают несколько водителей, чей профстандарт утвержден приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287.

В связи с этим руководство организации предложило своим водителям пройти независимую оценку своей квалификации. Получив письменное согласие водителей, транспортная организация заключила договор с центром НОК в соседнем городе.

Алгоритм действий приведен в таблице 2.

ДействиеДокументальное оформление
Предложили пройти оценку своим штатным водителямВзяли с них письменное согласие, а также заявление в центр НОК и пакет документов
Заключили договор с центром НОКОформили договор, взяв с центра НОК выписку из реестра
Оплатили центру 80 тыс. руб.Банковская выписка Д-т 76.5 К-т 51
Согласовали дату и место сдачи экзаменаПисьменно известили об этом водителей
Отправили первую партию водителей в город проведения оценки в командировкуОформили приказ на суточные и командировочные расходы.
Выдали командировочные расходы – Д-т 71 К-т 50.
Приняли на расходы – Д-т 20 (44) К-т 71.
А также начислили среднемесячную зарплату за время проведения оценки – Д-т 20 (44) К-т 70
Получили документы из центра –
результаты проведения оценки
(акт, свидетельства)
Списали на расходы согласно пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ –
Д-т 20 (44) К-т 76.5 – 80 000 руб.

Введение оценки квалификации работников стимулирует повышение своего профессионализма работниками, а работодатель, имея право принимать к уменьшению налогооблагаемой базы расходы как на повышение квалификации своих работников, так и на их оценку, должен теперь более охотно идти на эти мероприятия, которые, в конечном счете, будут влиять на повышение его статуса как работодателя.

Автор: Ю. В. Абросимова

Является ли обязательной независимая оценка квалификации работников? В каких целях работодатели проводят такую оценку? Вправе ли работник самостоятельно ее пройти? Какие гарантии предусмотрены для работников, направляемых на независимую оценку квалификации? В каких документах организации прописываются порядок и условия направления работников на прохождение такой оценки? Какова процедура направления работников на экзамен по независимой оценке квалификации?

Независимая оценка квалификации поможет работодателю определить, соответствует ли квалификация работника профстандарту или иным требованиям, установленным в нормативно-правовых актах. Является ли обязательной независимая оценка квалификации работников? Вправе ли работник самостоятельно пройти такую оценку? Какие гарантии предусмотрены для работников, направляемых на независимую оценку квалификации? Какова процедура направления работников на экзамен по независимой оценке квалификации? В статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Является ли обязательной независимая оценка квалификации работников?

Для начала разберемся с тем, что представляет собой независимая оценка квалификации (НОК). Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 238-ФЗ:

  • под независимой оценкой квалификации понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • независимая оценка квалификации проводится центром оценки квалификаций (ЦОК) в соответствии с правилами Федерального закона № 238-ФЗ;
  • работодатель проводит НОК в отношении работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Обязательно ли оценивать квалификацию работников? Статьей 196 ТК РФ установлено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Как видим, трудовое законодательство не обязывает работодателя оценивать квалификацию работников, а разрешает ему принимать соответствующие решения самостоятельно исходя из спе­цифики деятельности.

Работодатели с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, определяют:

  • формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
  • перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение НОК.

Вместе с тем ч. 4 ст. 196 ТК РФ установлено: в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение работников или обеспечивать получение ими дополнительного профессионального образования, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Например, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» при наличии в штате организации работников, занимающихся управлением внедорожниками, они подлежат обязательной оценке квалификации.

К сведению

НОК может проводиться только центрами оценки квалификаций. Вместе с тем работодатель вправе проводить оценку квалификации работников через процедуру их аттестации.

Какие гарантии предусмотрены для работников, направляемых на НОК?

Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования, в том числе на НОК, перечислены в ст. 187 ТК РФ.


Вправе ли работник самостоятельно пройти НОК?

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона № 238-ФЗ прямо предусмотрена возможность прохождения НОК лицами, претендующими на осуществление определенного вида трудовой деятельности. В частности, работник может выступить в роли инициатора проведения оценки в случае, если он претендует на ту или иную должность. Предполагается, что положительное заключение независимого оценщика поможет устроиться на работу, удержаться на ней и продвинуться по карьерной лестнице.

В случае, когда НОК проводится по инициативе работника, она финансируется за счет его средств.

При этом следует обратить внимание на пп. 6, который был введен в п. 1 ст. 219 НК РФ Федеральным законом № 251-ФЗ. Положениями данного подпункта предусмотрено предоставление социального вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение НОК на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность согласно законодательству РФ.

Такой вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на прохождение НОК. Кроме того, надо помнить об общем ограничении размера социального вычета по НДФЛ: в совокупности он должен составлять не более 120 000 руб. за налоговый период (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Данный вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Какова процедура направления работника на НОК?

Порядок и условия направления работников на НОК необходимо прописать в коллективном или трудовом договоре. Такое требование установлено в ст. 196 ТК РФ.

Прохождение НОК является добровольной процедурой, то есть работодателю необходимо получить письменное согласие работника. В частности, согласие можно получить на уведомлении. Специальная форма уведомления законодательством не установлена, так что оно составляется в произвольном виде. Ниже приведем образец уведомления о необходимости пройти НОК.

Общество с ограниченной ответственностью «Матрица»

Кому:

электромонтажнику Д. Н. Копосову

Уведомление

01.03.2017 г. Н. Новгород

Уважаемый Дмитрий Николаевич!

В соответствии со ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ предлагаем Вам пройти независимую оценку квалификации на соответствие Профессиональному стандарту «Электромонтажник», утвержденному Приказом Минтруда РФ от 18.01.2017 № 50н.

В случае Вашего согласия независимая оценка Вашей квалификации на соответствие профессиональному стандарту «Электромонтажник» будет проводиться в форме профессионального экзамена в центре оценки квалификаций ЦОК «ГАЦ ВВР» по адресу: г. Н. Новгород, пр. Героев, д. 11, в период
со 2 по 14 апреля 2017 года.

За период сдачи профессионального экзамена в соответствии со ст. 187 ТК РФ Вам будет выплачен средний заработок.

Директор Борисов О. С. Борисов

Экземпляр уведомления получил

«1» марта 2017 г. Копосов Д. Н. Копосов

(дата) (подпись)

С прохождением независимой оценки

квалификации согласен / не согласен Копосов Д. Н. Копосов

(нужное подчеркнуть)

Обратите внимание

С учетом положений ст. 192 ТК РФ за отказ работника от прохождения НОК, в том числе предусмотренной локальным нормативным актом, к нему не может быть применено дисциплинарное взыскание. Однако в случае, когда требования к квалификации работника установлены законом либо работодатель принял решение об обязательном применении профстандартов, после отказа работника от прохождения НОК работодатель может провести аттестацию самостоятельно. По результатам аттестации возможны перевод сотрудника на другую работу, направление его на курсы повышения квалификации или переподготовку. В отдельных случаях непрохождение аттестации является основанием для увольнения.

В случае согласия работника работодатель заключает договор с ЦОК.

Каковы правила проведения экзамена по НОК?

С 1 января 2017 года действуют Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 (далее – Правила № 1204).

Согласно п. 6 Правил № 1204 лицо, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (работодатель, соискатель, иное физическое или юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и ЦОК договора о возмездном оказании услуг.

Для прохождения профессионального экзамена соискатель лично или через законного представителя подает в ЦОК на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя (п. 7 Правил № 1204):

  • заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой соискатель хочет пройти профессиональный экзамен, при этом в заявлении соискатель дает согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
  • иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения НОК.

В течение 10 календарных дней после получения комплекта документов ЦОК информирует соискателя способом, указанным в заявлении, о результатах рассмотрения заявления и согласовывает дату, место и время проведения экзамена, а также сообщает соискателю о процедурах его проведения.

В случае если профессиональный экзамен проводится по направлению работодателя, ЦОК согласовывает с работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена.

Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами для проведения НОК по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

К сведению

При проведении профессионального экзамена вправе присутствовать представители Минтруда, совета по профессиональным квалификациям.

Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения НОК.

В соответствии с п. 15 Правил № 1204 результаты профессионального экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии.

К сведению

По итогам профессионального экзамена ЦОК выдает (ч. 4, 5 ст. 4 Федерального закона № 238-ФЗ):

  • свидетельство о квалификации – в случае успешного прохождения экзамена (сведения о выданном свидетельстве будут также вноситься в специальный реестр);
  • заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю – при неудовлетворительном результате экзамена.

Не позднее семи календарных дней после завершения профессионального экзамена ЦОК направляет протокол, копии комплектов документов соискателя и иные материалы профессионального экзамена в совет по профессиональным квалификациям.

Не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото- и видеоматериалов и иных материалов профессионального экзамена совет по профессиональным квалификациям:

  • проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК;
  • принимает решение о выдаче соискателю или его законному представителю центром оценки квалификаций свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена;
  • направляет в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для внесения в реестр сведений о проведении НОК информацию о свидетельствах о квалификации и заключениях о прохождении профессионального экзамена.

Не позднее 30 календарных дней после завершения профессионального экзамена на основании решения совета по профессиональным квалификациям по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена ЦОК:

  • либо оформляет и выдает соискателю или его законному представителю свидетельство о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена оформляет и выдает заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя);
  • либо направляет свидетельство о квалификации (заключение о прохождении профессионального экзамена) по адресу соискателя, указанному в заявлении о проведении профессионального экзамена.

К сведению

По правилам ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 238-ФЗ работник и работодатель, если они не согласны с результатами экзамена, в течение 30 календарных дней с даты их информирования вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Для информирования работодателей и граждан о проведении экзамена на сайтах ЦОК и совета по профессиональным квалификациям, а также в реестре сведений о проведении НОК размещаются следующие сведения и документы:

  • наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым ЦОК проводит оценку;
  • сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;
  • перечень документов, необходимых для прохождения экзамена по соответствующим квалификациям;
  • комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения оценки;
  • почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса сайтов ЦОК и совета по профессиональным квалификациям;
  • адреса мест проведения экзамена;
  • образец заявления соискателя о проведении экзамена;
  • Правила № 1204.

Расходы на проведение НОК и налоги.

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 238-ФЗ в Налоговый кодекс Федеральным законом № 251-ФЗ был внесен ряд поправок, в частности, в ст. 217, 219, 264. Данные изменения начали действовать 01.01.2017.

Налог на прибыль.

Как уже было отмечено, на основании ст. 187 ТК РФ прохождение работником НОК по инициативе работодателя оплачивается за счет его средств.

Федеральным законом № 251-ФЗ в расходы на обучение, учитываемые в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ, включены также расходы на прохождение НОК на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика.

В целях налогообложения прибыли расходы на прохождение НОК учитываются в составе прочих расходов при соблюдении ряда условий (пп. 23 п. 1, пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • наличие договора между ЦОК и работодателем;
  • наличие трудового договора с работником, который прошел НОК.

Аналогичные условия должны быть соблюдены при признании расходов на НОК «упрощенцами» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником НОК на соответствие требованиям к квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению НОК и одного года работы физического лица, прохождение которым такой оценки было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, но не менее четырех лет.

В соответствии с п. 21.1 ст. 217 НК РФ (введен Федеральным законом № 251-ФЗ) не подлежат налогообложению суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, согласно законодательству РФ.

Страховые взносы.

Суммы оплаты прохождения работниками НОК не перечислены среди расходов, освобожденных от обложения страховыми взносами (пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Из прямого толкования норм следует, что на такие суммы нужно начислять страховые взносы. По нашему мнению, в данной ситуации взносы не начисляются, как и в отношении стоимости обучения работника, если оно проводится в рамках основных профессиональных образовательных программ или дополнительных профессиональных программ (письма Минфина РФ от 16.11.2016 № 03-04-12/67082, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, а также информация ФСС, размещенная на сайте http://fss.ru 04.03.2016).

Возможно, в ближайшее время законодатели исправят данный пробел, а пока во избежание разногласий с проверяющими желательно обратиться за разъяснениями в инспекцию ФНС и территориальное отделение ФСС по месту регистрации организации.

Куда обращаться работодателям при возникновении вопросов, связанных с проведением НОК?

Распоряжением Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р «О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров» базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров была определена автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» (далее – Национальное агентство).


Названным распоряжением Национальному агентству рекомендовано создать управляющий комитет базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров с участием представителей объединений работодателей, объединений профсоюзов, органов власти и заинтересованных организаций.

Итак, если у работодателей возникнут вопросы о применении профстандартов и направлении сотрудников на НОК, за методической поддержкой и консультациями они могут обратиться в Национальное агентство.

К сведению

Ранее Распоряжением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1987-р (действовало в редакции от 26.11.2015) базовым центром было признано Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия». Однако поддержка работодателей по вопросам профстандартов и оценки квалификации не входила в его функции.

Напомним, что давать официальные разъяснения по применению профстандартов вправе и Минтруд (ч. 3 ст. 195.3 ТК РФ). Если мнения Национального агентства и Минтруда не совпадают, приоритет следует отдавать рекомендациям Минтруда.

К сведению

Разъяснения Минтруда по вопросу применения работодателями профессиональных стандартов были приведены в Письме от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465.

В заключение перечислим основные моменты, рассмотренные в статье:

Читайте также: