Плата за загрязнение при усн

Опубликовано: 22.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы", относится к субъектам малого предпринимательства. Организация платит за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС): за выбросы от передвижного объекта (автомобиль) и за размещение бытовых отходов (офисного и бытового мусора). В соответствии с разъяснениями Минфина России плательщики УСН могут учитывать плату за НВОС как материальные расходы в порядке ст. 254 НК РФ. Организация считает, что лимитов на выбросы от передвижных источников вообще не существует. А с 1 июля 2009 года субъекты малого и среднего предпринимательства отчитываются в уведомительном порядке об образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходах, а не разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Может ли организация полностью учитывать плату за НВОС как расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по УСН?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, Ваша организация вправе учитывать в целях налогообложения плату за атмосферные выбросы от автомобиля в пределах установленных нормативов.
Плата за вывоз бытовых отходов также уменьшает полученные доходы.

Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, а также размещение отходов производства и потребления.
В части выбросов в атмосферный воздух сообщаем.
Как известно, негативное воздействие на окружающую среду на основании п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ является платным.
В настоящее время Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
В п. 1 Порядка говорится, что к негативному воздействию на окружающую среду относятся выбросы в атмосферу от передвижных источников. К таким источникам относятся, в том числе, автомобили. Следовательно, организации, эксплуатирующие автомобили, должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Размер платы определяется в расчете, форма и порядок заполнения которого утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.
Формула для расчета платы за атмосферные выбросы от передвижных источников приведена в пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626.
В свою очередь, нормативы платы за автомобильные выбросы в атмосферу утверждены в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. При этом никаких исключений для субъектов малого и среднего предпринимательства указанное постановление не содержит.
Пункт 1 ст. 346.16 НК РФ содержит закрытый перечень расходов, на которые налогоплательщик, применяющий УСН, уменьшает полученные доходы.
Так, согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму материальных расходов.
В свою очередь, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.
Таким образом, представляется, что Ваша организация при определении объекта налогообложения вправе учитывать плату за атмосферные выбросы от передвижного источника (автомобиля) в составе материальных расходов.
Аналогичное мнение изложено в письмах Минфина России от 21.08.2007 N 03-11-05/193, от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1 и от 17.05.2005 N 03-07-03-04/20.
При этом в письмах от 21.08.2007 N 03-11-05/193 и от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1 работники финансового ведомства обращают внимание, что уменьшает налоговую базу плата за негативное воздействие на окружающую среду только в пределах установленных нормативов.
Подобное мнение изложено также в письме УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 N 16-15/112957. Также в данном письме говорится, что платежи за сверхнормативные выбросы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В части платы за размещение бытовых отходов сообщаем.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) возлагает на организации ряд обязанностей в связи с ведением деятельности, приводящей к образованию отходов. К таким обязанностям относится, например, внесение платы за их размещение, обоснование класса их опасности и пр.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что вопрос о правомерности требования с организаций, не осуществляющих хранение (содержание) отходов в специальных объектах для последующего захоронения, обезвреживания или использования, а также захоронение отходов в специальных хранилищах, платы за образование отходов является спорным.
Пункт 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ определяет, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пункт 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, в настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Такая же точка зрения нашла отражение в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.08.2010 N Ф07-7723/2010. В данном постановлении судьи пришли к выводу, что у субъекта малого предпринимательства отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ.
Пункт 6 Порядка устанавливает, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
В результате получается, что, с одной стороны, субъекты малого и среднего предпринимательства не обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимит на их размещение, а с другой стороны, при отсутствии такого лимита все выбросы являются сверхнормативными.
Однако в п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, говорится, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии РФ. При этом лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Следовательно, теперь лимитом на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства будет фактическое количество отходов, направленное на размещение в соответствии с отчетностью организации 1 .
В этой связи полагаем, что и для Вашей организации лимитом на размещение отходов будет фактическое количество отходов, направленное на размещение в соответствии с отчетностью.
Подобная точка зрения изложена в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.06.2010 N 00-07-12/3116. В нем, в частности, указывается, что с момента вступления в силу приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 50 плата за размещение отходов в пределах показателей, представленных в отчетности, будет исчисляться как за размещение отходов в пределах лимитов.
Плата за вывоз твердых бытовых отходов уменьшает полученные доходы организации, применяющей УСН, на основании пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Такое мнение официальных органов изложено, например, в письмах Минфина России от 01.08.2007 N 03-11-04/2/193 и УФНС России по г. Москве от 25.05.2010 N 16-15/054712@).
С учетом изложенного считаем, что полученные организацией доходы уменьшают плату за вывоз фактического количества отходов, направленного на размещение в соответствии с отчетностью организации.
К сожалению, разъяснениями уполномоченных органов и судебными решениями в ситуациях, подобных Вашей, мы не располагаем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
1 Субъекты малого и среднего предпринимательства отчитываются об образовании отходов в органы Ростехнадзора в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН
Индивидуальный предприниматель арендует заправку у частного лица и занимается розничной продажей ГСМ (бензин, дизтопливо). ИП применяет упрощенную систему налогообложения (объект "доходы минус расходы").

1. Стоимость оплаты за негативное воздействие на окружающую среду была отнесена предпринимателем на расходы согласно п. 7 ст. 254 НК РФ как платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Правильно ли это?

2. В 2007 г. предпринимателю пришлось заключить договор на разработку нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, оформление паспортов опасных отходов и оплатить эти расходы. Можно ли провести указанные затраты как материальные расходы по ст. 254 НК РФ?

1. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы согласно перечню, установленному п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. По общему правилу расходы налогоплательщиков, применяющих "упрощенку", признаются после их фактической оплаты (ст. 346.17 НК РФ).

Указанный перечень расходов является закрытым и не включает такого показателя, как плата за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем согласно подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ одним из видов расходов, учитываемых при применении "упрощенки", являются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

К материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ),

То есть платежи за загрязнение окружающей природной среды могут приниматься у плательщиков единого налога при "упрощенке" в составе материальных расходов (см. письмо Минфина России от 17.05.2005 № 03-07-03-04/20). При этом налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Так, п. 4 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в расходах плату за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Поэтому при исчислении единого налога налогоплательщики могут учесть в расходах плату за загрязнение окружающей природной среды только в пределах установленных нормативов (см. письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-06-06-04/1).

2. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяется Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461. Так, согласно п. 4 указанного Постановления индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ.

Таким образом, законодательством РФ прямо предусмотрена обязанность организации (предпринимателя) разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов. При этом расходы, связанные с оформлением соответствующих документов, являются необходимым условием осуществления налогоплательщиком хозяйственной деятельности.

По мнению Минфина России, расходы организации (предпринимателя) на разработку в соответствии с требованиями Ростехнадзора проекта документации, необходимой для расчета платы по загрязнению окружающей среды, могут быть признаны в целях налогообложения.

"Упрощенцы" могут учесть такие затраты в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые принимаются согласно подп. 6 п. 1 т. 254 НК РФ как затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями (см. письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-11- 04/2/46).

При этом Минфин обращает внимание налогоплательщиков на то обстоятельство, что для соблюдения требования о документальном подтверждении произведенных затрат (ст. 252 НК РФ) все документы должны быть оформлены в соответствии с порядком, предусмотренным нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти.

И. Горшкова, ведущий эксперт АКДИ "ЭЖ", член Палаты налоговых консультантов

Автор: Новикова С. Г., эксперт журнала

Согласно действующему законодательству все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в коммерческой деятельности объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны за это платить (плата за НВОС).

Обязанность вносить данный платеж возникает независимо от режима налогообложения и от того, находится ли объект в собственности. Освобождены от этой обязанности только так называемые офисные компании.

Как получить соответствующее освобождение? Как учесть плату за НВОС в налоговом учете в отсутствие освобождения? Обо всем этом поговорим в рамках данного материала.

Кто и в каком случае обязан платить за НВОС?

Плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

Об этом сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ[1] (далее – Закон № 7-ФЗ).

Хозяйствующие субъекты, использующие в своей деятельности объекты, негативно воздействующие на окружающую среду, обязаны вносить плату, компенсирующую такое воздействие. «Упрощенцев» это касается в полной мере, данная категория налогоплательщиков не освобождена от платы за учет НВОС.

К сведению:

Правильность исчисления и своевременность внесения платежей за НВОС контролирует Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено и правом давать разъяснения по вопросам о таких платежах.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории (I – IV). Критерии отнесения объектов к этим категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке объекта на государственный учет (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации о нем. Методические рекомендации по проведению актуализации объектов учет НВОС, включенных в государственный реестр, приведены в Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

К сведению:

Организации и ИП, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Организации и предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от внесения платы за НВОС. Наличие права собственности значения не имеет. Данная преференция установлена п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, она действует с 1 января 2016 года и ею вправе воспользоваться организации и ИП, осуществляющие свою деятельность на объектах, на которых:

отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;

отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду и в поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;

есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество не более 10 т в год.

Характерный пример объектов IV категории – офисы (офисные здания).

Основные правила исчисления и уплаты.

Базовые принципы внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведем в таблице (для удобства восприятия).

Порядок исчисления и уплаты платежей за НВОС

Лица, обязанные уплачивать

Юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность с использованием объектов, негативно влияющих на окружающую среду (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ)

Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности). При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ)

Порядок и сроки уплаты

Отчетным периодом признается календарный год. Исчисленная по итогам отчетного периода плата вносится не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Субъекты малого и среднего предпринимательства авансовые платежи не вносят (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Порядок представления отчетности

Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)*

* Если «упрощенец» не сдаст декларацию или сдаст ее с опозданием, за это предусмотрена административная ответственность. Согласно ст. 8.5 КоАП РФ размер штрафа в таком случае составит:

для должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.;

для организации – от 20 000 до 80 000 руб.

Пример

Сумма платы за НВОС за 2017 год у компании составила 50 000 руб. Сумма платы за НВОС за 2018 год – 52 000 руб.

В 2018 году «упрощенцу» согласно п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ нужно перечислить авансовые платежи в размере 12 500 руб. (50 000 руб. / 4) в следующие сроки:

за первый квартал – не позже 20 апреля 2018 года;

за полугодие – не позже 20 июля 2018 года;

за девять месяцев – не позже 22 октября 2018 года.

Годовой платеж (по сроку до 1 марта 2019 года) определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за 2018 год, и внесенными авансовыми платежами в размере 37 500 руб. (12 500 руб. х 3) и составляет 14 500 руб. (52 000 - 37 500).

В налоговом учете отражение платы за НВОС.

Платеж за НВОС относится к категории обязательных платежей неналогового характера, поскольку в ст. 13 – 15 НК РФ о них не упоминается (см. также Определение КС РФ от 10.12.2002 № 284-О, Письмо Минфина России от 28.07.2008 № 03-06-06-04/2).

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы», уменьшают полученные доходы на расходы согласно перечню, установленному данной статьей. При этом перечень не включает такой показатель, как плата за НВОС. Но! «Упрощенцы» вправе учесть при налогообложении материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые признаются в порядке, установленном «прибыльной» ст. 254 НК РФ. Согласно ее п. 1 к материальным расходам относятся в том числе платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов (сбросов), за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и аналогичные расходы (пп. 7).

Таким образом, «упрощенцы» при определении объекта налогообложения вправе учесть в составе материальных расходов плату за НВОС в пределах нормативов.

Обратите внимание:

Помимо платежей за НВОС, «упрощенцы» вправе учесть в расходах стоимость оказанных сторонним лицом услуг по расчету платы за НВОС, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для внесения обозначенных платежей. Основание – пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 21.04.2017 № 03-11-06/2/23989).

Материальные расходы на УСНО в силу пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Следовательно, расходы в виде платежа за НВОС «упрощенцы» должны учитывать на дату его внесения (см. Письмо Минфина России от 18.01.2016 № 03-11-06/2/1319). Со своей стороны, полагаем, что в таком же порядке нужно учитывать внесенные авансовые платежи, рассчитанные исходя из суммы платы за предыдущий год.

Отметим: при таком порядке внесения платежей за НВОС в расходы 2018 года «упрощенец» сможет включить произведенный до 1 марта итоговый платеж за 2017 год плюс три авансовых платежа текущего года. Четвертый платеж за 2018 год «упрощенец» отразит в расходах в следующем, 2019 году (если, конечно, не уплатит авансом до 31 декабря).

В бухгалтерском учете.

В бухучете плата за НВОС на основании п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» включается в состав расходов по обычным видам деятельности (расходами организации согласно названному стандарту считается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)).

В связи с тем, что платеж за НВОС в силу ст. 13 – 15 НК РФ не является налоговым, в бухгалтерском учете он отражается без использования счета 68 «Расчеты с бюджетом». Начисление данного платежа следует отражать записью по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26, 44) в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Освобождение для «офисных» компаний.

Как упоминалось ранее, ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за НВОС, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

К данной категории законодателем отнесены офисы (офисные здания). По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054).

Добавим: соответствующая категория присваивается объекту при постановке его на государственный учет (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). В связи с этим организации (ИП) выдается свидетельство о постановке объекта на учет. Отметим, что присвоенная однажды объекту категория может быть изменена в связи с появлением новой информации о нем.

Между тем из содержания ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ не ясно, каким условиям должен отвечать офис (офисное здание) для освобождения от платы за НВОС и нужно ли его ставить на государственный учет для правомерного применения рассматриваемой фискальной преференции. Ведь п. 2 названной статьи определено, что учет плательщиков данного платежа осуществляется при ведении государственного учета объектов, негативно воздействующих на окружающую среду. А нас интересует как раз противоположная категория – лица, освобождаемые от внесения обозначенного платежа.

К примеру, в Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/
21270 по данному вопросу поясняется, что освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. Проще говоря, реализовать право на освобождение от платы за НВОС «упрощенец» сможет, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора уточнили: действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, если они не относятся к I, II, III или IV категории. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (соответственно, не включается в государственный реестр и не подается заявка о постановке объекта на учет).

Итак, из имеющихся разъяснений можно сделать следующий вывод. Офисы (офисные здания), относящиеся в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ к объектам IV категории (то есть наносящие минимальный вред окружающей среде), нужно ставить на государственный учет. Только при наличии свидетельства о постановке офиса (офисного здания) на государственный учет владелец сможет реализовать свое право на применение фискальной преференции. Иного, альтернативного способа (помимо получения обозначенного свидетельства) доказать, что объект относится к IV категории, законодательством в настоящее время не предусмотрено.

В связи с этим считаем полезным напомнить правила постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на природу.

Правила постановки объекта на государственный учет.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения федерального и региональных госреестров (ст. 69 Закона № 7-ФЗ).

Для постановки объекта на учет нужно подать заявку по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. Рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756.

Такая заявка подается на каждый объект отдельно с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»[2]) либо с помощью размещенного в Интернете «Личного кабинета природопользователя» (адрес https://lk.fsrpn.ru).

При наличии у заявителя электронной подписи (ЭП) он выгружает заявку в формате XML и отправляет через портал приема отчетности (https://pnv-rpn.ru) в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или в орган исполнительной власти по субъекту РФ – по месту нахождения объекта. При этом ИНН заявителя, указанный в сертификате ЭП, должен совпадать с ИНН в заявке. Заявке присваивается уникальный номер и датой ее приема считается дата ее загрузки на портал приема отчетности.

Если у заявителя отсутствует ЭП, то он выгружает подготовленную с помощью «Модуля природопользователя» заявку в формате XML и отправляет ее через портал приема отчетности (https://pnv-rpn.ru) в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ. В этом случае заявке также присваивается уникальный номер. Заявитель распечатывает заявку, указывает в сопроводительном письме присвоенный ей уникальный номер и отправляет заявку с этим письмом (см. приложение к Приказу Росприроднадзора № 756) в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ почтой (либо подает лично). Датой приема заявки считается дата ее представления с сопроводительным письмом.

Заявка рассматривается в течение десяти дней. Свидетельство о постановке объекта на учет, подписанное электронной подписью Росприроднадзора, высылается заявителю в электронном виде на портал приема отчетности либо в «Личный кабинет». При этом свидетельство не формируется в бумажном виде и не направляется заявителю.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/1/70

Согласно п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики, избравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, полученные доходы уменьшают в том числе на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Однако при определении расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по единому налогу, следует учитывать, что сумма единого налога к расходам не относится.

Аналогичное положение содержится в главе 25 «Налог на прибыль организаций». Так, согласно п. 4 ст. 270 НК РФ к расходам в целях налогообложения прибыли организаций не относятся расходы в виде суммы налога.

Хотя в главе 26.2 НК РФ прямого указания о невключении суммы единого налога в состав расходов нет и перечень затрат, которые могут быть приняты в целях главы 26.2 НК РФ, является закрытым, расходы, поименованные в ст. 270 НК РФ, не могут быть приняты к уменьшению налоговой базы и при упрощенной системе налогообложения.

Сбор за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Согласно п. 2 ст. 1 НК РФ Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, установлен статьями 13, 14 и 15 НК РФ.

Плата за загрязнение окружающей природной среды , размещение отходов, другие виды вредного воздействия не входит в систему налогов и сборов Российской Федерации, так как она не содержится в перечне, представленном в вышеназванных статьях НК РФ.

К аналогичному выводу пришел Конституционный Суд РФ, который определил, что плата за загрязнение окружающей природной среды является неналоговым платежом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 284-О), в связи с чем относить эту плату к расходам в целях главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ как суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, нельзя.

Согласно п.п. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы в том числе на материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст.254 НК РФ.

Так, согласно п.п. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся в том числе платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, устанавливает порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов и платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

Причем п. 6 указанного Порядка определяет, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Таким образом, в случае если налогоплательщик не имеет разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду к расходам в целях главы 26.2 НК РФ отнесена быть не может.

Кочерова Л. М.

эксперт-практик в области охраны труда и производственной безопасности, аудитор систем управления охраной труда, начальник лаборатории в ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

Расскажем об изменении ставок на 2021 год и КБК для перечисления платы за НВОС

Какой документ устанавливает правила

Основные положения, регулирующие расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), установлены ст. 16–16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2020 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ внесли изменения.

Основные моменты — без изменений:

  • авансовые платежи вносят лица, которые обязаны вносить плату. Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме
    IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • плату за НВОС, которая исчисляется по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2021 году, когда будете рассчитывать плату за НВОС, руководствуйтесь в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов
IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Какие изменения

Постановление Правительства от 11.09.2020 № 1393

  • 1,08 — коэффициент индексации тарифов платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2021 год.
  • Это уровень 2020 года. Его планировали повысить до 1,12, но оставили прежним.

Коэффициент применяют к базовым ставкам, которые установлены на 2018 год Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

Что учесть, если компания работает на объекте, который находится под особой охраной

Герасименко Наталья

Комментирует Наталья Герасименко, юрист, руководитель направления Охраны труда Контур.Школы:

«Если организация ведет деятельность на объекте или территории, которая находится под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставке платы применяют еще один дополнительный коэффициент — 2 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913)».

Каков порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Организации и ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, вносят:

  • квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за I, II и III кварталом отчетного периода: 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
  • итоговый платеж — не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Субъекты малого и среднего предпринимательства не уплачивают авансы. Они перечисляют в бюджет всю сумму за год единовременно не позднее 1 марта следующего года (Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

  • Декларацию все организации подают не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
  • Отчетный период в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду — календарный год (п. 2 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Таблица: что и когда сдавать при отчетах по НВОС

Поможет не пропустить срок отчетности в 2021 году

Что сдавать Когда сдавать Кто сдает (категория)
Внесение платы за НВОС До 01.03.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года До 20.04.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года До 20.07.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года До 20.10.2021 1, 2, 3 и без категории

Как применять ставки НВОС в 2021 году: расчет платежа

Чтобы рассчитать платеж за НВОС, нужно обратиться к ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ:

  • регулирует Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В качестве руководства по расчету платы за НВОС используйте Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». Там найдете необходимые формулы и правила исчисления платы за НВОС.

Алгоритм расчета платы за НВОС

1. Определите, какое именно воздействие на окружающую среду оказывает организация. Например, осуществляет:

  • выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов.

2. Посмотрите Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Найдите ставки к определенному виду негативного воздействия. Выберите соответствующий раздел.

3. Определите:

  • ставки платы для конкретного загрязняющего вещества;
  • коэффициенты, применяемые по каждому загрязняющему веществу (включая коэффициент, применяемый дополнительно в 2020 и 2021 году, — 1,08).

Данные по количеству, объемах и массе загрязняющих веществ в тоннах, выброшенных в окружающую среду, можно получить на основании данных экологического контроля предприятия.

4. Чтобы рассчитать платеж, все вышеуказанные показатели умножьте друг на друга. Используйте формулы, выбранные из соответствующего раздела Правил, утв. Постановлением Правительства России от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Что еще учесть: КБК

КБК для организаций, перечисляющих в бюджет РФ платежи за вред экологии, устанавливает Минфин России.

Коды бюджетной классификации на 2021 год утверждены Приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н.

  • 048 1 12 01010 01 6000 120 — загрязнение атмосферы стационарными объектами;
  • 048 1 12 01030 01 6000 120 — за вредные выбросы в водные объекты;
  • 048 1 12 01041 01 6000 120 — за размещение отходов производства и потребления;
  • 048 1 12 01070 01 6000 120 — сжигание попутного газа на специализированных установках.

Помните, что КБК требуют актуальной конкретизации, которую приводит в регулярно публикуемых ведомственных правовых актах Росприроднадзор.

Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды оформляют в соответствии с Положением Банка России от 19.06.2012 №383-П и приложениями 1 и 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н.

Точные реквизиты для заполнения платежных поручений можно уточнить в территориальном отделении Росприроднадзора по месту оказания негативного воздействия.

Будьте внимательны: несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пени (п. 7 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Читайте также: