Нужно ли отражать субсидии на поддержку малого бизнеса в декларации по усн за 2020 год

Опубликовано: 16.04.2024

Письмо Министерства финансов РФ №03-11-11/66013 от 11.11.2016

Минфин России ответил на вопрос о признании доходов субъектом малого или среднего предпринимательства, применяющим УСН, при получении субсидии.

Общие правила учета субсидий на УСН

По общему правилу при применении УСН не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса РФ (ст. 346.15 НК РФ). В этой статье, в частности, поименованы целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) и доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Что считается средствами целевого финансирования, определено в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В нем указаны только субсидии бюджетным и автономным учреждениям.

А к целевым поступлениям относятся:

средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов управления государственных внебюджетных фондов;

целевые поступления от других организаций или физических лиц, использованные получателями по назначению.

Бюджетные субсидии, предоставленные коммерческим организациям и предпринимателям на УСН, не удов­летворяют указанным требованиям. На основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов в день поступления денежных средств организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Исключение из общего правила

Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», далее – Закон № 209-ФЗ).

Как вы знаете, к субъектам малого предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, за исключением указанных в части 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", если они соответствуют критериям, указанным в части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, а именно:

среднесписочная численность сотрудников за предшествующий календарный год - до 100 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);

«налоговый» доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год по всем видам деятельности и всем налоговым режимам не превышает 800 млн рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265);

выполняется хотя бы одно из требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, в том числе по доле участия в уставном капитале АО или ООО государства, общественных, религиозных и благотворительных организаций и иных фондов, иностранных юридических лиц или юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Субсидии, полученные малыми предприятиями в соответствии с Законом № 209-ФЗ, включаются в состав налогооблагаемых доходов, но для них пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ предусмотрен льготный порядок налогообложения.

Как учесть полученную субсидию

Льготный порядок налогообложения субсидии малому предприятию заключается в том, что средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за ее счет, не более двух налоговых периодов (календарных лет) с даты получения (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если по окончании второго налогового периода полученная сумма не будет израсходована, то ее остаток отражается в составе доходов этого налогового периода.

Доход признается на дату оплаты расходов в сумме оплаченных расходов при условии ведения учета израсходованных сумм. Какой объект налогообложения применяется - «доходы минус расходы» или «доходы» - значения не имеет.

Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения « доходы», в графе 5 Книги учета доходов и расходов (далее – Книга) отражает фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом № 209-ФЗ. То есть учет субсидий – это один из случаев обязательного ведения учета расходов «упрощенцами» с объектом «доходы».

Пример. Налогообложение полученной субсидии.

Малое предприятие на УСН в марте текущего года получило субсидию в размере 150 000 рублей, а израсходовало ее часть только в июне - в сумме 70 000 рублей.

На дату получения субсидии запись в Книгу вносить не нужно. В июне на дату осуществления расхода в графе 4 раздела I «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» нужно отразить доход в размере 70 000 рублей, а в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» - расход в той же сумме. В результате налогооблагаемый доход по итогам девяти месяца и календарного года в целом равен нулю.

В июне следующего года предприятие израсходовало еще 70 000 рублей из средств субсидии. По итогам полугодия налогооблагаемый доход также равен нулю.

Неизрасходованной осталась часть субсидии в размере 10 000 рублей (150 000 - 70 000 – 70 000). По итогам второго календарного года эту сумму нужно включить в доходы.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


О.И. Прохорова
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

Мы отрасль, пострадавшая от COVID.

1) Получили государственную субсидию по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).

2) Нам выдал кредит банк на возобновление деятельности, утв. Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020.

Вопросы:

1) Раздел 1.1 декларации по УСН.

Во втором квартале мы не платили платежи по УСН (пострадавшая отрасль). Нужно ли вносить сумму налога в стр. 040 отчета?

2) Раздел 3 декларации по УСН.

Нужно ли вносить суммы:

  • Государственной субсидии по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).
  • Банковского кредита на возобновление деятельности, утвержденного Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020?
  • Если нужно, то с какими кодами вида поступлений?

3) Нужен пример заполнения пояснительной записки к годовому балансу на субсидию и кредит, в том числе (если нужно) по раскрытию информации по овердрафту.

Ответ

1. Сумму авансового платежа за 2 квартал 2020 года, от уплаты которого организация была освобождена, надо вносить в стр. 040 раздела 1.1 декларации по УСН.

2. Полученные в связи с коронавирусом субсидии по Постановлению Правительства № 576 от 24.04.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

Кредит банка на возобновление деятельности по Постановлению Правительства № 696 от 16.05.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

3. Форму и состав пояснений к бухгалтерской отчетности организация выбирает самостоятельно. Это может быть текстовый или табличный документ. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут не включать пояснения в состав бухгалтерской отчетности.

Обоснование

1. Для организаций и ИП, включенных на 01.03.2020 в реестр МСП и имеющих основной ОКВЭД из Перечня пострадавших отраслей, предусмотрено освобождение от обязанности платить аванс по УСН за II квартал 2020 года (это аванс за полугодие минус аванс за I квартал) (п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 2 Закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ).

При расчете сумм, которые нужно заплатить в бюджет за 9 месяцев и за год, сумма аванса по итогам II квартала вычитается, то есть приравнивается к уплаченной в бюджет. Такие разъяснения дала ФНС на своем сайте (Информация ФНС).

Следовательно, сумму авансового платежа за 2 квартал 2020 года, от уплаты которого организация была освобождена, надо вносить в стр. 040 раздела 1.1 декларации по УСН.

2. Раздел 3 декларации по УСН заполняют те, кто получил средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пп. 1 и 2 ст. 251 НК (п. 9.1 Порядка, утв. Приказом ФНС от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@). Перечень поступлений, относящихся к целевому финансированию, определен в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. А "коронавирусные" субсидии поименованы как необлагаемые в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Согласно подп. 60 п. 1 ст. 251 НК при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета налогоплательщиками, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов МСП и ведут деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, Перечень которых утверждается Правительством РФ.

Если плательщик, применяющий упрощенку, соответствует указанным требованиям, он не учитывает в доходах субсидии, полученные согласно Постановлениям Правительства от 24.04.2020 N 576, от 02.07.2020 N 976, и не учитывает расходы, произведенные за счет этих субсидий (подп. 60 п. 1 ст. 251, п. 48.26 ст. 270, п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

При этом налогоплательщики - получатели указанных субсидий не обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках субсидий, как это предусмотрено п. 2 ст. 251 НК в отношении целевых поступлений.

Следовательно, полученные в связи с коронавирусом субсидии, не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

Кредит банка на возобновление деятельности, полученный в соответствии с Постановлением Правительства № 696 от 16.05.2020 - это обычный кредит, средства которого налогоплательщик на УСН тратит по своему усмотрению. Это не субсидии, и никаких отличий от обычных кредитов нет. Поэтому в доходах данные кредитные средства не учитываются и в декларации по УСН не отражаются (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). В том числе и в случае прощения задолженности по кредиту, если будут выполнены все условия (подп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Следовательно, кредит банка на возобновление деятельности по Постановлению Правительства № 696 от 16.05.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

3. Если организация в 2020 году получила госпомощь, в частности субсидии в связи с коронавирусом, то в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию (п. 22 ПБУ 13/2000):

  • характер и величину бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году (сумму полученной субсидии, основания ее выделения, характер использования);
  • назначение и величину бюджетных кредитов;
  • характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
  • не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы;
  • способы представления в бухгалтерской отчетности информации о бюджетных средствах, полученных на финансирование капитальных затрат (п. 21 ПБУ 13/2000).

В соответствии с п. 17 ПБУ 15/2008 в пояснениях необходимо отразить, в частности, информацию о наличии и изменении величины обязательств по займам (кредитам), о сроках погашения займов (кредитов).

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут не включать вышеуказанные пояснения в состав бухгалтерской отчетности. Такой вывод следует из подпункта "б" пункта 6 Приказа N 66н, пункта 26 Информации N ПЗ-3/2016. Решение вопроса об их включении определяется необходимостью приведения в отчетности дополнительных сведений, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

При этом содержание пояснений определяется организациями самостоятельно, но с учетом Приложения N 3 к Приказу N 66н.

В вышеназванном Приложении приведены, в частности, пояснения о государственной помощи.

Это пояснение предназначено для отражения за отчетный и предыдущий годы информации о государственной помощи в виде бюджетных средств, полученных коммерческой организацией. При этом бюджетные средства показываются обособленно в отношении средств, полученных на текущие расходы, и средств, полученных на вложения во внеоборотные активы.

Следовательно, форму и состав пояснений к бухгалтерской отчетности организация выбирает самостоятельно.


О.И. Прохорова
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Елизавета Кобрина

В 2020 году бизнес получил субсидии и льготные кредиты — поддержку в связи пандемией коронавируса. Теперь пришла пора отражать все деньги в отчётности. Эксперты Норматива помогли разобраться с бухгалтерским и налоговым учётом кредитов и субсидий.

  • Коронавирусные субсидии в декларации по УСН
  • Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %
  • Бухучёт кредита на возобновление деятельности
  • Бухучёт коронавирусных субсидий
  • Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Коронавирусные субсидии в декларации по УСН

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %

Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В КУДиР сумма субсидии отражается так:

  • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
  • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

Льготный кредит под 2 % годовых

Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

Если выполняются все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:

Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.

Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

  • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
  • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Бухучёт коронавирусных субсидий

Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают.

Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

  • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
  • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
  • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
  • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)

Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.

Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.

В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

  • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
  • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления».

Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).

В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".
Нужно ли суммы субсидии, полученной на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции, включать в доходы по УСН?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В данном случае субсидия, полученная ИП на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, не должна включаться в состав налогооблагаемых доходов по УСН, при условии, что им осуществляется один из видов деятельности, поименованных в Перечне N 434.

Обоснование позиции:
При применении УСН налогоплательщики учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), и не учитывают при определении объекта налогообложения доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном соответственно ст.ст. 249, 250 НК РФ. Пунктом 8 ст. 250 НК РФ установлено, что к внереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ). Данные нормы применяются и в отношении субсидий, полученных на финансирование расходов (смотрите, например, письмо ФНС России от 27.02.2019 N СД-4-3/3427@, письмо Минфина России от 15.09.2016 N 03-03-06/1/53928).
Установленный в ст. 251 НК РФ перечень доходов носит закрытый характер и не подлежит расширенному толкованию (письмо Минфина России от 18.09.2020 N 03-03-06/1/82002).
Прежде всего, обратим внимание на пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, который выводит из-под налогообложения средства целевого финансирования в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в ст. 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ - т.е. расходов капитального характера). Однако оснований для освобождения субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции на основании приведенной нормы не прослеживается, поскольку такого рода расходы в ст. 270 НК РФ прямо не поименованы. Более того, пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ позволяет включать в состав расходов на обеспечение нормальных условий труда расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Поэтому считаем, что пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в данном случае неприменим.
Кроме того, с 2020 года на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ*(1) освобождаются от налогообложения доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Как видим, процитированная норма не содержат отсылки к какому-либо конкретному постановлению Правительства РФ или иному нормативному правовому акту, на основании которого получена соответствующая субсидия. Для применения этой нормы, как следует из ее дословного толкования, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) субсидия получена из федерального бюджета;
2) субсидия получена в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции;
3) налогоплательщик - получатель субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года включен в реестр субъектов МСП;
4) налогоплательщик - получатель субсидии ведет деятельность в отраслях российской экономики, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ. Здесь обращаем внимание, что пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не содержит ссылки на конкретное постановление Правительства, которым должен быть утвержден указанный перечень, равно как и не предусматривает ограничений по дате, на которую осуществляемый вид деятельности должен содержаться в ЕГРЮЛ (или ЕГРИП). Между тем на сегодняшний день Правительством РФ утвержден только один перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, название которого соответствует формулировке, приведенной в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ. Этот перечень приведен в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434).
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 (далее - Постановление N 976) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам МСП и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - НКО) на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Согласно п. 1 данных правил субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Получателями субсидии могут являться субъекты МСП или социально ориентированные НКО.
Таким образом, мы видим, что в отношении субсидии, указанной в Постановлении N 976, первые два условия, соблюдение которых необходимо для применения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, выполняются.
Из п. 3 Правил следует, что для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов МСП, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, в частности необходимо:
- включение получателя субсидии в единый реестр субъектов МСП по состоянию на 10 июня 2020 года;
- отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 10 июня 2020 года, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 года в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Как видим, для получения субсидии на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции налогоплательщику нужно быть включенным в реестр субъектов МСП по состоянию на 10 июня 2020 года, тогда как для соблюдения положений пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ необходимо наличие записи в реестре субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 года. Соответственно, третье условие будет соблюдаться только в том случае, если налогоплательщик, получивший рассматриваемую субсидию, являлся субъектом МСП по состоянию на 1 марта 2020 года. Как мы поняли, в данном случае это условие соблюдено.
Что касается четвертого условия, то из процитированного выше п. 3 Правил следует, что получить средства субсидии может организация и ИП, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, поименованных в приложении N 3 к Правилам (или в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей), тогда как для целей пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ необходимо осуществлять деятельность в отраслях российской экономики, перечисленных в Перечне N 434. Здесь обращаем особое внимание, что Перечень N 434 и перечень из приложения N 3 к Правилам не идентичны друг другу. Поэтому четвертое условие будет соблюдаться только в том случае, если налогоплательщик, получивший средства субсидии, осуществляет деятельность, код ОКВЭД которой присутствует в Перечне N 434. Если такой деятельности он не осуществляет, а подтвердить осуществление, на наш взгляд, можно данными ЕГРИП (ЕГРЮЛ), то положения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ к полученным им суммам субсидии не применяются.
Таким образом, с учетом всего сказанного выше, мы считаем, что в данном случае субсидия, полученная ИП на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, не должна включаться в состав налогооблагаемых доходов по УСН, при условии, что им осуществляется один из видов деятельности, поименованных в Перечне N 434.
Вместе с тем хотим обратить внимание на недавнее разъяснение представителей финансового ведомства. Речь о письме Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953. В данном письме делается вывод о том, что на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль субсидии, полученные налогоплательщиками в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Постановление N 576). Что касается субсидий, полученных налогоплательщиками в соответствии с постановлением N 976, то указанные субсидии, по мнению Минфина России, выделяются иной категории налогоплательщиков, в связи с чем на них положения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяются.
Стоит отметить, что в приведенном письме отсутствует текст вопроса, на который давались разъяснения. Поэтому остается не ясным, для какой категории налогоплательщиков оно было предназначено. Например, если предположить, что вопрос был задан от имени социальной НКО, то данное разъяснение вполне согласуется с нормами НК РФ. Ведь, как мы выяснили выше, пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ может применяться только в отношении субсидий, полученных субъектами МСП (третье условие), а НКО (за исключением потребительских кооперативов) субъектами МСП не могут быть в принципе (п. 1 ст. 3, ст. 4 Закона N 209-ФЗ). В связи с этим нельзя однозначно утверждать, что Минфин России считает невозможным применение пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ к субсидиям, полученным указанными в этом подпункте субъектами МСП по постановлениям, отличным от Постановления N 576. К сожалению, иных официальных разъяснений на данную тему пока не существует, возможно, они появятся чуть позже.
Однако на сегодняшний день вынуждены констатировать, что наличие разъяснений, приведенных в письме Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953, способствует возникновению определенных налоговых рисков, связанных с невключением средств субсидии на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции в состав налогооблагаемых доходов, в том числе при применение УСН с объектом налогообложения "доходы".
Поэтому рекомендуем ИП воспользоваться своим правом налогоплательщика и на основании п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета для получения персонального разъяснения по данной проблеме. Напомним, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

27 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Подпункт 60 введен Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@ принята новая форма декларации по УСН. Однако она действует только с отчетности за 2021 год, а за 2020 ИП должны отчитаться по старой форме. Несмотря на то, что декларация достаточно простая, все же ИП допускают ошибки при ее заполнении. Попробуем разобраться, как заполнить отчет для двух вариантов режима — «доходы» и «доходы минус расходы» и может ли он сделать это самостоятельно.

Для начала состав декларации. Все налогоплательщики, независимо от субъекта налогообложения, включают в отчет только титульный лист, заполнение других разделов зависит от субъекта налогообложения.

Для субъекта «Доходы» необходимо заполнить:

  • Раздел 1.1 (сумма налога к уплате или уменьшению)
  • Раздел 2.1.1 (расчет налога)
  • Раздел 2.1.2 (торговый сбор)

Для субъекта «Доходы минус расходы»:

  • Раздел 1.2 (сумма налога к уплате или уменьшению)
  • Раздел 2.2 (расчет налога)

Раздел 3 (отчет о целевом использовании средств) заполняется, если ИП получал соответствующие средства.

Титульный лист

Тут все достаточно просто — заполняем данные об ИП — ИНН (12 знаков), ФИО (если написать Индивидуальный предприниматель Иванов Иван Иванович или ИП Иванов Иван Иванович, то это не будет ошибкой).

Для первичного отчета указывается номер корректировки «0 — -», «1 — -» — для первой корректировки,"2 — -" — для второй и т.д.

  • Код налогового периода только один — 34, т.к. декларация подается раз в год.
  • Код местонахождения (учета) для ИП — 120 (место жительства).
  • Код ИФНС (адрес и другие реквизиты инспекции) можно узнать на сайте .
  • Код ОКВЭД указываем по деятельности, по которой применяется УСН, если их несколько, то указываем основной код. Его проще всего найти в выписке из ЕГРИП .

Особенно внимательно отнеситесь к указанию номера телефона — это должен быть контакт, по которому с налогоплательщиком сможет связаться инспекция. ИП обычно указывают свой номер или телефон бухгалтера.

Заполнение декларации по УСН с объектом «доходы» для ИП с работниками и без

ИП, не имеющие работников, могут заполнить декларацию самостоятельно, это несложно, главное вести учет доходов и не допускать досадных ошибок.

  • Доход считается кассовым методом , т.е. если ИП отгрузил товар, но денег за него пока не получил — такая реализация в доход не включается;
  • В доход включается вся сумма, которую вам перечисляет покупатель , независимо от того, сколько в итоге поступает на ваш счет. Это частая ошибка — покупатель оплачивает покупку картой, а на счет средства попадают за минусом комиссии банка (эквайринг) и ИП отражает в декларации только фактически поступившие средства, а не ту сумму, на которую клиент получил чек. ФНС, с учетом того, что она видит данные о продажах, поступивших через ОФД, и движения по счету, проведет сравнение и попросит поясненить расхождения. Придется доплачивать налог, пени и сдавать корректировку;

Платформа ОФД не только передает данные в ФНС и ЦРПТ, но и предлагает сервис электронной отчетности. Здесь можно просто и быстро сдать Декларацию по УСН для ИП без сотрудников. Подробнее .

  • Собственные средства ИП , внесенные на счет, не являются доходом и в декларации никак не отражаются;
  • Некоторые кассовые ошибки могут привести к задвоению суммы дохода и соответственно налога. Например, кассир принимает к оплате карту, но в чеке указывает способ оплаты «наличными» и ошибку не корректирует. В результате выручка может быть отражена и по кассе в составе наличной выручки и по расчетному счету (в составе поступлений по эквайрингу).

Заполнение начинаем с Раздела 2.1.1. Первое, на что надо обратить внимание — правильное указание кода в строке 102. Если ИП производит выплаты физлицам (по трудовым договорам или по ГПХ договорам на оказание услуг, выполнения работ), то ставит код «1», если не производит таких выплат — код «2».

ИП без работников могут уменьшить налог на субъекте «доходы» на сумму уплаченных взносов на 100%, а ИП с работниками только на 50%. Уменьшить налог можно на взносы, уплаченные и за работников и за самого ИП, включая 1% с дохода свыше 300 тыс. рублей.

Строки 110, 111, 112 и 113 заполняются суммой дохода нарастающим итогом.

Строки 120-123 — ставка налога. Обычно она составляет 6%, но в регионах может принята более низкая ставка для отдельный видов деятельности. ИП может применять налоговые каникулы, тогда ставка указывается — 0%.

Далее указываем размер авансовых платежей по налогу в течение года, также нарастающим итогом. Для этого умножаем соответствующую строку с доходом на ставку.

В строках со 140 по 143 нарастающим итогом указываем сумму взносов, а также больничных, выплаченных работодателем. Суммы в этих строках не должны превышать суммы, указанные в строках 110 — 113.

ИП получил в течение года следующие доходы:

  • За 1 квартал — 180 000;
  • За полугодие — 250 000;
  • За 9 месяцев — 490 000:
  • За год — 855 000.

Ставка налога — 6%. ИП уплачивал в течение года взносы (предприниматель не относился к пострадавшим отраслям и уплачивал взносы в полном объеме):

  • Март — 10 000;
  • Июнь — 10 000;
  • Сентябрь — 10 000;
  • Декабрь — 10 874.

Как видите, в январе сумм взносов меньше суммы налога к уплате.

Поэтому в строке 140 указан вся сумма уплаченных взносов — 10 000.

За полугодие налог составил 15 000, а взносов уплачено 20 000. Указываем в строке 141 — 15 000 рублей.

Прямые выплаты с 2021 года

При зачетной системе пособий, когда работодатель сначала сам выплачивал пособие, а затем получал возмещение от ФСС или зачитывал его в счет предстоящих взносов, ИП допускали ошибку. Предприниматели могливключить в вычет полную сумму пособия, вместо выплаты только за первые три дня нетрудоспособности .

С 2021 года по всей России действуют прямые выплаты , когда работодатель не выплачивает больше полное пособие, а только то, что относится к нему. ФСС же, на основе представленных документов, сам перечислит остальную сумму работнику. Поэтому запутаться в расчете будет невозможно.

Для плательщиков торгового сбора дополнительно заполняется Раздел 2.1.2. Если ИП занимается только одним или несколькими видами деятельности, подпадающими под сбор, то данные Раздела 2.1.2 фактически повторяют данные Раздела 2.1.1.

Если у ИП несколько видов деятельности, то в Разделе 2.1.2 будут указаны суммы, входящие в значения показателей Раздела 2.1.1. Т.е. в любом случае превышать показания Раздела 2.1.1 данные Раздела 2.1.2 не могут .

Наконец заполняем Раздел 1.1. налог к уплате. Не будем подробно расписывать формулы расчета — они указаны в самой декларации. Уточним только что значит налог к уменьшению .

Пример : в первом квартале доходы ИП без работников составили 500 000 рублей, сумма налога — 30 000 рублей (допустим ИП не платил взносов и ему не на что уменьшить налог). Налог к уплате в строке 020 Раздела 1.1. — 30 000.

За полугодие доходы составили 800 000 рублей, но ИП заплатил взносы в мае в сумме 20 000 рублей. Считаем аванс по налогу за полугодие:

800 000 * 6% = 48 000 рублей — рассчитанный налог, 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей — налог, уменьшенный на взносы

И в результате за полугодие авансовый платеж выходит 28 000. Это меньше, чем ИП должен был заплатить за первый квартал (30 000), значит за полугодие он не должен ничего платить и должен уменьшить ранее рассчитанный платеж на 2000 рублей. Именно эту сумму и надо указать в строке 050 Раздела 1.1. Вот откуда берется налог к уменьшению.

Заполнение декларации по УСН с объектом «доходы минус расходы»

Заполнение Раздела 2.2. мало чем отличается от заполнения Раздела 2.1.1, только налоговая база тут будет не просто доходы, а доходы за минусом расходов. Расходы указываются в строках 220-223 нарастающим итогом. В строке 230 указывается сумма убытка за предыдущий период , которая уменьшает налогооблагаемую базу.

Убыток возникает, если расходы превысили доходы, в этом случае ИП оплачивает минимальный налог, а сам убыток можно перенести. Но показывать его предприниматели не любят, чтобы не вызывать лишних вопросов со стороны контролирующих органов. Однако для того, чтобы переносить убыток на будущие периоды, необходимо хранить всю документацию, подтверждающую убытки.

Хранить большой объем документов трудно, и ФНС может затребовать эти документы на проверку в течение срока более, чем «стандартные» 3 года, т.к. убыток можно переносить в течение 10 лет и все это время ИП обязан сохранять подтверждающие документы.

Раздел 3 декларации

Вот этот раздел стал вызывать очень много вопросов у налогоплательщиков. Т.к. некоторые предприниматели в прошлом году получили субсидии от Правительства в качестве поддержки пострадавших отраслей во время пандемии.

Возникает резонный вопрос — отражать ли субсидии в декларации?

Скорее, наиболее правильна следующая позиция:

  • Согласно правилам заполнения декларации Раздел 3 заполняют налогоплательщики, получившие целевое финансирование и / или другие доходы, указанные в п.1 и 2 статьи 251 НК РФ (см. Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ об утверждении формы декларации и порядка ее заполнения).

«Коронавирусные» субсидии, указанные в подпункте 60 п.1 статьи 251 НК РФ (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576, так называемые субсидии на работников в размере МРОТ) освобождены от налогообложения. Необлагаемые по статье 251 НК РФ доходы нужно указать в Разделе 3;

  • Субсидия по Постановлению № 976 от 02.07.2020 года (на меры по профилактике коронавируса) не является необлагаемым доходом. Она входит в базу по расчету единого налога. Поэтому этот вид субсидии не должен отражаться в Разделе 3.

Кажется, что самостоятельно заполнить декларацию по УСН не трудно, но на практике ошибка может привести к тому, что декларацию не примут и придется ее переделывать или даже заплатить штраф, если не успели сдать новый вариант вовремя.

Если вы отправляете отчеты почтой или даже самостоятельно привозите в налоговую, то узнать об отказе можете слишком поздно. Инспектор обычно не вникает в заполнение и тем более не проверяет контрольные соотношения, он только принимает сданный вами отчет, а проверят его намного позже.

Платформа Госотчёт позволяет не только сдать отчетность, но и проверить ее на ошибки перед отправкой, а также отследить статус. Составляйте и отправляйте отчетность в любом месте — Платформа Госотчёт работает в web-интерфейсе.

Читайте также: