Медицинские книжки расходы усн

Опубликовано: 13.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИП на УСН 6% открывает магазин детской одежды.
Должны ли работники при приеме на работу иметь медицинские книжки? За чей счет должен проводиться предварительный (при поступлении) медицинский осмотр?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Несмотря на то, что работники магазина подлежат обязательным медицинским осмотрам, иметь медицинские книжки такие работники не должны.
Обязанность по оплате расходов на проведение в предусмотренных законом случаях предварительного медицинского осмотра работников возложена на работодателя.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки. Порядок учета, ведения отчетности и выдачи работникам указанных документов, наряду с порядком проведения обязательных медицинских осмотров, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения (п. 6 ст. 34 Закона N 52-ФЗ).
Однако на сегодняшний день никаких специальных правил относительно выдачи работникам медицинских книжек не установлено. Пункт 33 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок), лишь дублирует норму п. 5 ст. 34 Закона N 52-ФЗ, указывая на необходимость внесения в данные документы информации о прохождении медицинских осмотров.
Необходимо обратить внимание на то, что ни из п. 5 ст. 34 Закона N 52-ФЗ, ни из п. 33 Порядка не следует, что указанное требование должно быть реализовано лишь в отношении какой-либо части работников, подлежащих обязательному медицинскому осмотру. Следовательно, формально все работники, в отношении которых установлена обязанность по прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров (далее - медицинские осмотры), должны иметь медицинские книжки (смотрите, например, ответы на Вопрос 1, Вопрос 2, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
На основании части второй ст. 213 ТК РФ работники торговли обязаны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Пункт 15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Перечень работ, Приказ N 302н), также относит работы в организациях торговли (без конкретизации реализуемой продукции) к числу работ, при выполнении которых проводятся медицинские осмотры. При этом в указанных нормативных актах обязанность по прохождению медицинских осмотров не поставлена в зависимость от конкретной трудовой функции работников указанных организаций (смотрите, например, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.07.2013 по делу N А81-1146/2013).
Однако в настоящее время существует только одна форма личной медицинской книжки - форма, утвержденная приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 (далее - Приказ N 402). Из п. 1.1 данного приказа следует, что книжки указанной формы выдаются не всем работникам, подлежащим обязательному медосмотру, а только работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Поскольку организация осуществляет торговлю товарами, не указанными в п. 1.1 Приказа N 402, требование п. 5 ст. 34 Закона N 52-ФЗ, на наш взгляд, не распространяется на рассматриваемый случай. Иными словами, несмотря на то, что работники магазина детской одежды подлежат обязательным медицинским осмотрам, иметь медицинские книжки такие работники не должны.
В заключение отметим, что высказанная нами точка зрения является частным экспертным мнением. В связи с неурегулированностью указанного вопроса и во избежание возникновения разногласий с контролирующими органами мы рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями по этому вопросу в соответствующее Управление Роспотребнадзора.
Что касается вопроса оплаты предварительного медицинского осмотра, отметим, что обязанность по оплате расходов на проведение в предусмотренных законом случаях предварительного медицинского осмотра работников возложена на работодателя (смотрите ст. 69 ТК РФ, часть вторую ст. 212 ТК РФ и часть первую ст. 213 ТК РФ). В случае если осмотр оплачен соискателем самостоятельно, то расходы по его проведению должны быть работодателем компенсированы (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 15.04.2014 N 33-905/2014).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

17 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Подрядчик (исполнитель) направил своих работников на выполнение монтажных работ на пищевом производстве, при этом в договоре с заказчиком указано условие обязательного наличия медицинских книжек у этих работников. Можно ли подрядчику учесть расходы, произведенные на оформление медицинских книжек для рабочих, при исчислении налога на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Произведенные расходы на оформление медицинских книжек организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль.

Обоснование вывода:

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры.

Частью 2 ст. 213 ТК РФ определено, что работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли проходят предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Предусмотренные этой статьей медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя ( часть 6 ст. 213 ТК РФ).

Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

В соответствии с п. 14 Перечня к числу работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), отнесены работы в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта.

Кроме того, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки ( п. 5 ст. 34 Закона N 52-ФЗ). Форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды утверждена приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 N 402.

С учетом приведенных норм законодательства мы считаем, что сотрудники, выполняющие монтаж оборудования на пищевом производстве (даже в том случае, если на таком предприятии они работают разово), обязаны пройти за счет средств своего работодателя медицинский осмотр, данные которого должны быть занесены в медицинскую книжку.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, учитывая, что в данном случае оформление медицинских книжек является законодательно обусловленной необходимостью, можно сделать вывод, что затраты на проведение медицинских осмотров и оформление медицинских книжек сотрудников, которые будут выполнять монтажные работы на предприятии пищевой промышленности, могут быть приняты в целях исчисления налога на прибыль. Смотрите также письма Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/196, от 07.08.2007 N 03-03-06/1/543, от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100, от 28.02.2005 N 03-03-01-04/1/80, УФНС России по г. Москве от 04.08.2006 N 09-14/069136.

Кроме того, ст. 264 НК РФ содержит открытый перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, поэтому рассматриваемые расходы возможно также признать в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией ( пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Тот факт, что обязанность оформить медицинские книжки предусмотрена договором с заказчиком, по нашему мнению, четко свидетельствует об экономической целесообразности данных затрат и направленности их на получение дохода. Ведь без этих расходов заключение договора стало бы не возможным, следовательно, организация не смогла бы получить выручку от выполнения работ.

Помимо этого, как было сказано выше, из ст. 252 НК РФ следует, что для признания в целях налогообложения каких-либо расходов необходимо, чтобы эти расходы были направлены на получение доходов.

Поэтому, даже если прямая связь между понесенными затратами и получением дохода не очевидна, все равно при решении вопроса об оправданности расходов нельзя исходить только из того, привели ли они к фактическому получению доходов или не привели, главное - именно направленность на получение доходов.

КС РФ в определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П указал, что ". обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности ( ст. 8 часть 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность" (смотрите также постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").

Минфин России также в целях определения обоснованности расходов ссылается на данные судебные решения (письма Минфина России от 10.02.2010 N 03-03-05/23, от 02.02.2010 N 03-03-05/14, от 04.08.2009 N 03-03-06/2/149 и другие).

Отметим также, что бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (письма Минфина России от 17.05.2011 N 03-03-06/1/296, от 14.01.2011 N 03-03-06/1/13, от 03.11.2010 N 03-03-06/1/688). Минфин России в письме от 06.07.2007 N 01-02-03/03-311 также подтвердил, что вопрос оценки эффективности и целесообразности затрат находится в ведении налогоплательщика как субъекта предпринимательской деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

14 ноября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Предприятие применяет УСН (доходы минус расходы), занимается производством и реализацией пищевой продукции. Работники предприятия, занятые на работах с вредными производственными и опасными условиями труда проходят предварительные и периодические медицинские осмотры.

Кроме этого, согласно п. 3.14.10 Сан ПиН 2.3.4.545-96 работники, связанные с выпуском и реализацией продукции, проходят бактериологические обследования.

Расходы на медосмотры работников, занятых на работах с вредными производственными и опасными условиями труда, не поименованы в закрытом перечне расходов ст. 346.16 НК РФ, поэтому учесть данные расходы при определении налоговой базы нельзя.

Можно ли учитывать расходы на бактериологическое обследование работников при определении налоговой базы?

Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Вышеуказанные медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. № 83 утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

В Перечень работ… включены работы в организациях пищевой промышленности, на молочных и раздаточных пунктах, базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта.

Ст. 39 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно Санитарным правилам СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного санитарного врача РФ от 13.07.2001 г. № 1816 (в ред. от 27.03.2007 г.), производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Производственный контроль включает, в частности, организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ.

Согласно п.п. 6 п.1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов принимаются к вычету при исчислении налоговой базы расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Поскольку медицинские осмотры работников, занятых производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, проводятся в рамках обязательного производственного контроля с привлечением сторонних организаций (специализированных), расходы на проведение указанных медосмотров как расходы на соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов организации — производителя пищевых продуктов, применяющей упрощенную систему налогообложения, уменьшают налоговую базу в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Аналогичной позиции придерживается Минфин РФ (письмо от 04.06.2007 г. № 03-11-04/2/157).

В соответствии с Порядком проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. № 83, работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Роспотребнадзора направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Медицинская организация совместно с территориальными органами Роспотребнадзора и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительный акт по его итогам в четырех экземплярах.

Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Роспотребнадзора и центру профпатологии.

Указанные документы, а также платежные документы будут являться документальным подтверждением произведенных затрат.

Елена Тарасова

Все расходы, которые можно учесть при УСН «доходы минус расходы», перечислены в ст. 346.16 НК РФ. Но кроме списка разрешённых расходов, нужно знать правила их признания. Из-за обобщённых и размытых формулировок упрощенцы сталкиваются со множеством неурегулированных ситуаций, в которых цена ошибки — доначисление налога, пени и штрафы. Разберемся с правилами учёта расходов, в признании которых часто встречаются ошибки.

  • Расходы на борьбу с коронавирусом
  • Расходы на переподготовку кадров
  • Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля
  • Расходы на объекты интеллектуальной собственности
  • Расходы на внутренний туризм и отдых сотрудников

Расходы на борьбу с коронавирусом

Это новый вид расходов, который появился в 2020 году. В связи с ним п. 1 ст. 346.16 НК РФ в апреле дополнили пп. 39, который позволяет учесть на упрощёнке следующие расходы:

  • на покупку спецодежды, масок и перчаток для сотрудников;
  • покупку санитайзеров, термометров, лабораторного оборудования, обеззараживающих приборов;
  • дезинфекцию помещений.

Внимание! Работодатели, которые за свой счёт тестировали сотрудников на коронавирусную инфекцию COVID-19 и антитела к ней, не могут учесть эти расходы при расчёте налога на УСН (Письмо Минфина от 23.11.2020 № 03-11-06/2/101770).

Расходы на подготовку и переподготовку кадров

При расчёте налога на УСН можно учесть расходы на обучение, если они соответствуют следующим требованиям (пп. 33 п.1 ст. 346.16 НК РФ):

  1. На обучение отправили сотрудников налогоплательщика (письмо Минфина от 09.08.2013 № 03-11-11/167).
  2. У образовательного учреждения есть лицензия.
  3. Договор заключён между образовательным учреждением и работодателем. Оплату по договору, оформленному на сотрудника, учесть в расходах нельзя (письмо Минфина от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2614).

Расходы на обучение должны быть экономически обоснованы. Это значит, что обучаемый сотрудник должен применять полученные знания на своём рабочем месте. Например, организация оплатила курсы английского языка. По запросу налоговой, возможно, придётся пояснить, как работники будут использовать полученные знания. Если для общения с иностранными клиентами или подготовки документов, то расход обоснован. А если курсы задумывались как способ повысить привлекательность компании как работодателя, затраты нельзя включать в расходы.

Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля

Основная трудность в учёте компенсаций за использование личного транспорта — правильное документальное оформление. Если выплачивать деньги без обоснования, возможны проблемы не только с расходами при УСН, но и с НДФЛ и страховыми взносами. Чтобы избежать ошибок, необходимо сделать следующее:

  1. С каждым сотрудником, получающим компенсацию, оформить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 188 ТК РФ).
  2. В соглашении закрепить порядок расчёта суммы компенсации, расход ГСМ (например, 5.5 л на 100 км).
  3. Продумать систему учёта использования автомобилей в служебных целях. Это могут быть путевые листы на поездки, общая ведомость учёта, в которой отражается дата, время убытия и прибытия, куда поехал, количество проеханных километров. Цель учёта — обеспечить возможность в конце месяца понять, сколько километров сотрудник проехал в служебных целях.
  4. Собрать чеки на ГСМ.

Если всё оформлено верно, с выплаченных компенсаций не придётся платить НДФЛ и страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, письмо Минфина от 06.12.2019 № 03-04-06/94977, письмо ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@).

Для целей налогообложения можно учесть расходы на компенсацию использования личного транспорта только в пределах норм (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92):

  • 1200 рублей в месяц для автомобилей с рабочим объёмом двигателя до 2 000 куб. см.;
  • 1500 рублей в месяц — для автомобилей с двигателем более 2000 куб. см.

По мнению Минфина, в этот норматив входят ГСМ, ремонт, парковка и прочие расходы. Поэтому даже если вы установили ежемесячную компенсацию в большем размере, в расходах при УСН можно будет учесть только сумму в пределах лимита.

Расходы на объекты интеллектуальной собственности

Объекты интеллектуальной собственности перечислены в ст. 1225 ГК РФ. Это программы для ЭВМ, товарные знаки, аудиовизуальные произведения, полезные модели, базы данных и другое. Метод учёта затрат зависит от того, в какую статью НК РФ включен тот или иной объект.

  1. Нематериальные активы, которые будут использоваться более 12 месяцев (пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). После оплаты их можно включать в расходы равномерно, по отчётным периодам, до конца года, в котором был приобретён нематериальный актив (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Например, вы купили товарный знак за 100 000 рублей в феврале 2021 года и оплатили в этом же месяце. В течение четырёх кварталов года, нужно будет учитывать в расходах по ¼ суммы — по 25 000 рублей. Еще один товарный знак за 100 000 рублей купили в июле. Его стоимость будет учтена в расходах в третьем и четвёртом кварталах по ½ от стоимости — по 50 000 рублей.
  2. Объекты интеллектуальной собственности, перечисленные в пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ — исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау, топологии интегральных микросхем и права на их использование на основании лицензионного договора. Такие расходы можно учесть сразу в полной сумме.

Нередко приобретённый объект интеллектуальной собственности подпадает под оба пункта одновременно. Допустим, вам нужно учесть расходы на покупку базы данных, которая будет использоваться более 12 месяцев. Получается, можно применить как пп. 2 п. 1 ст. 346.16, так и пп. 2.1 п.1 ст. 346.16. В таких случаях выгоднее использовать пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 и списать в расход всю сумму сразу. А если приобретаете исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые не упомянуты в пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16, то тогда следует использовать только пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В отдельный пп. 19 п. 1 ст. 346.16 выделены расходы на приобретение неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, а также их обновление по договорам с правообладателем. Если вы используете Норматив или Экстерн, то расходы на их приобретение и обновление учитывают по правилам пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ — в полной сумме после оплаты.

Расходы на внутренний туризм и отдых сотрудников

Оплату путёвок для сотрудников включают в состав расходов на оплату труда, перечисленных в ст. 255 НК РФ. Эти правила распространяются и на УСН, поэтому упрощенцы могут уменьшить налоговую базу за счёт расходов на внутренний туризм и отдых своих работников. Но есть несколько условий:

  1. Максимальный размер расходов — 50 000 рублей на человека (п. 24.2 ст. 255 НК РФ). Это значит, что если путёвка взрослого стоит 65 000 рублей, а ребёнка 30 000, то в расходы пойдёт 80 000 рублей, а не 95 000 рублей.
  2. В расходы можно включить не только стоимость путёвки для работника, но и для членов его семьи.
  3. Распространяется только на поездки по России.
  4. Это должен быть комплексный турпродукт — путёвка, которая куплена у туроператора. В неё могут входить проезд, проживание, питание, экскурсии, страховки и другое, но это должен быть единый пакет услуг по договору между туроператором или турагентом и работодателем.

С 01.01.2022 вступают в силу поправки в НК РФ, разрешающие работодателю учитывать расходы на санаторно-курортное лечение работников по прямому договору с санаторием, а также компенсировать затраты работников и членов их семей (Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ).

Есть лимит включения таких расходов в налоговую базу (п. 16 ст. 255 НК РФ). Совокупные социальные расходы организации, например, на медицинские страховки для сотрудников и расходы на внутренний туризм, не могут превышать 6 % от ФОТ работодателя.

Елена Тарасова, юрист, налоговый консультант
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Вопрос: Можно ли для целей отсрочки или рассрочки уплаты налога подтвердить письмами главных распорядителей бюджетных средств факт задержки финансирования из бюджета?
Посмотреть ответ

Организация учета в медицинских учреждениях

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;
  • карточки ОС-6.

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по НДС в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на УСН. В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». ЕНВД для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

Читайте также: