Как списать лицензию на алкоголь при усн

Опубликовано: 21.04.2024


  • Бухгалтерский учет расходов на лицензии при УСН
  • Налоговый учет расходов на лицензии при УСН
  • Пример отражения в КУДиР затрат на лицензии
  • Итоги

Бухгалтерский учет расходов на лицензии при УСН

Достаточно часто в компании возникает ситуация, когда приобретается некое программное обеспечение или лицензия для компьютера. И тогда перед бухгалтером встает вопрос: как правильно учитывать эту лицензию, если компания находится на упрощенной системе налогообложения?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо понять, что именно вы приобрели — права на программное обеспечение или неисключительное право пользования?

  • Если это исключительные права на использование лицензии, и у вас есть на руках соответствующий документ, то это будет нематериальный актив, и его учет должен будет вестись на основании ПБУ 14/2007. Обладатель подобных прав может использовать результат чьей-то умственной деятельности по своему усмотрению либо разрешить или запретить такое пользование другим лицам (ст. 1229 ГК РФ).
  • А вот если у вас на руках акт на приобретение неисключительного права пользования некой программой, тогда это текущий расход.

Надо помнить, что для компаний, выбравших упрощенный режим налогообложения, финансовый учет облегчен, и они вправе не соблюдать многие требования, предъявляемые к компаниям на ОСНО. Но учет основных средств и НМА обязателен для всех компаний, независимо от видов уплачиваемых налогов.

Подробнее о ведении бухгалтерского учета при УСН можно прочитать в этой статье.

Соответственно, если вы приобретаете исключительное право, которое можно квалифицировать как НМА, то в соответствии с ПБУ 14/2007 вы должны поставить его на учет на счет 04 по фактической стоимости приобретения и погашать его стоимость путем амортизационных отчислений. Срок полезного использования (СПИ) НМА должен быть определен исходя из срока, в течение которого организация предполагает получать от него экономические выгоды. Установленные сроки рекомендуется ежегодно пересматривать и актуализировать при необходимости.

На нашем сайте вы можете подробнее прочитать о порядке присвоения СПИ для НМА: «Как определить срок полезного использования НМА».

Если вы приобрели право пользования НМА, то оплата по договору за такие права будет учитываться в отчетном периоде, а сама лицензия должна быть обязательно отражена на забалансовом счете у лицензиара (то есть компании, которая пользуется этой лицензией).

Если же ваша компания купила какой-либо программный продукт как неисключительное право, то надо помнить, что в соответствии с действующими положениями по БУ лицензии являются тем редким исключением, которое необходимо использовать как расходы будущих периодов (РБП). То есть в бухучете вашей компании должны быть такие проводки:

  • Дт 97 Кт 60 — приобретена лицензия по договору на 12 мес. стоимостью 60 000 руб. без НДС;
  • Д 25, 26, 44 Кт 97 — 5 000 руб. ежемесячно — списана на расходы лицензия как РБП.

Налоговый учет расходов на лицензии при УСН

Давайте сначала рассмотрим учет приобретения исключительных прав (то есть НМА).

При УСН в состав НМА (п. 4 ст. 346.16 НК РФ) можно включить амортизируемое имущество стоимостью более 40 000 руб., имеющее срок полезного использования более 12 мес., употребляемое налогоплательщиком для своих нужд. При этом если в договоре купли-продажи указаны периодические платежи в течение срока действия договора, то такие объекты нельзя отнести к НМА (подп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Расходы на НМА, приобретенные или созданные в период применения УСН, списываются поквартально одинаковыми суммами до конца налогового периода, после оплаты и принятия объекта на бухгалтерский учет.

Если у нас есть акт на приобретение неисключительных прав, мы будем ориентироваться на подп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в которой указаны расходы на покупку исключительных прав на изобретения, компьютерные программы, а также прав на использование перечисленных разработок согласно лицензионному договору.

Такие расходы можно принять к налоговому учету единовременно, сразу после оплаты контрагенту и принятия к учету неисключительных прав.

Отразить лицензию в бухучете вам помогут разъяснения экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в Путеводитель по сделкам.

Пример отражения в КУДиР затрат на лицензии

ООО «Книга» в январе 2020 года приобрело для своих нужд право на компьютерную лицензию на основании договора и акта приема-передачи. Стоимость лицензии составила 100 000 руб. без НДС. Программа была оплачена в день приобретения, сразу была установлена на компьютерные рабочие места. Срок полезного использования НМА установлен на 3 года.

Доходы, принимаемые при расчете налоговой базы

Расходы, учитываемые при расчете налоговой базы

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в торговле
Фото Евгения Смирнова, Кублог

Сколько стоит лицензия на розничную продажу алкогольной продукции? Каким образом должен быть организован учет госпошлины, уплачиваемой предприятиями общепита за предоставление лицензии на осуществление розничной продажи алкоголя (продление срока ее действия)? Меняется ли порядок учета госпошлины, если в предоставлении лицензии отказано?

О лицензии для общепита

Уплата госпошлины

Отказ в предоставлении лицензии

В случае отказа уполномоченного органа в предоставлении (продлении срока действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплаченная сумма государственной пошлины возврату и, соответственно, зачету не подлежит.

Других таких же примеров более чем достаточно.

Постановление от 17.12.2015 № Ф05-15369/2015 по делу № А40-135827/14

Постановление от 10.09.2014 № Ф06-15223/2013 по делу № А65-4390/2014

Постановление от 12.09.2016 № Ф07-6059/2016 по делу № А05-11152/2015

Постановление от 30.06.2016 № Ф07-4721/2016 по делу № А13-12122/2015

Постановление от 03.10.2016 № Ф08-6995/2016 по делу № А32-2892/2016

Постановление от 07.11.2014 № Ф10-3579/2014 по делу № А68-535/2014

В то же время, если, допустим, отказ спровоцирует недостоверная информация о состоянии расчетов предприятия с бюджетом, предоставленная лицензирующему органу налоговой инспекцией, оно (предприятие) может взыскать убытки в виде уплаченной госпошлины с РФ в лице ФНС. Это следует из положений ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ и подтверждается арбитражной практикой.

Постановление от 04.09.2015 № Ф03-3591/2015 по делу № А51-22862/2014

Постановление от 22.10.2014 № Ф05-9062/14 по делу № А40-110822/13 (в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.02.2015 № 305-КГ14-8579)

Постановление от 20.10.2014 № Ф09-6812/14 по делу № А60-4462/2014

Постановление АС ПО от 01.02.2016 № Ф06-5310/2015

Постановление ФАС СЗО от 31.10.2013 № Ф07-7697/2013 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано Определением ВАС РФ от 11.02.2014 № ВАС-455/14)

Постановление АС ЦО от 25.09.2015 № Ф10-4021/2014 (в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 25.01.2016 № 310-КГ15-17978)

Бухгалтерский учет

Расходы, возникающие в связи с уплатой госпошлины, являются, по сути, затратами на приобретение «алкогольной» лицензии (к ним еще может добавиться стоимость консультационных и юридических услуг, если предприятие в решении вопроса с получением лицензии прибегает к помощи сторонних лиц). Для того чтобы понять, каким образом должен быть организован учет указанных расходов, следует определиться, отвечает ли право, которое возникнет у предприятия в связи с получением лицензии, понятию актива.

В соответствии с абз. 6 п. 4 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ, вводимого в действие с 31.03.2017 Федеральным законом № 261-ФЗ, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации при оказании услуг общепита:

  • на закупку (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки;
  • на хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке));
  • на использование для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд спиртосодержащей и иной пищевой продукции;
  • на отпуск алкогольной продукции потребителю в открытой потребительской таре или в розлив.
Ведь одним из фактов признания в отчете о финансовых результатах расходов является возникновение обязательств, не обусловленных признанием соответствующих активов (п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» [2] ). Исходя из п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [3] в качестве активов в бухгалтерском балансе (и, соответственно, в бухгалтерском учете) отражаются затраты, которые, с одной стороны, произведены в отчетном периоде, а с другой – относятся к следующим отчетным периодам. Так, из МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» [4] вытекает, что лицензии могут относиться к такой категории активов, как НМА (п. 9). Но в следующем пункте содержится предостережение.

Не все статьи, указанные в пункте 9, отвечают определению нематериального актива, а именно критериям идентифицируемости, контроля над ресурсом и наличия будущих экономических выгод. Если статья, находящаяся в сфере применения настоящего стандарта, не отвечает определению нематериального актива, затраты на ее приобретение или создание собственными силами признаются в качестве расходов при их возникновении.

Понятие актива можно найти в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России [5] .


В свою очередь, считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределен между собственниками организации.
Как видим, ключевыми моментами для признания в бухгалтерском учете актива являются перспектива получения экономических выгод и контроль над активом. В том же МСФО (IAS) 38 (п. 17) отмечено, что к будущим экономическим выгодам, проистекающим из нематериального актива, могут относиться выручка от продажи продукции или услуг, снижение затрат или другие выгоды, возникающие от использования актива организацией. Закупка, хранение, использование и как результат продажа алкогольной продукции, законность осуществления которых зависит от наличия соответствующей лицензии, по сути, указывают на то, что лицензия может принести организации экономические выгоды. Однако есть еще один момент, касающийся контроля над ресурсом.

Согласно п. 13 МСФО (IAS) 38 организация контролирует актив, если обладает правом на получение будущих экономических выгод от лежащего в его основе ресурса, а также на ограничение доступа других лиц к этим выгодам. Наличие у предприятия общепита лицензии на розничную продажу алкогольной продукции никак не влияет на возможность осуществления такой продажи другими лицами, поэтому условие о контроле над активом не выполняется.

Следовательно, затраты в виде уплаченной госпошлины включаются в бухгалтерском учете в состав расходов (причем расходов по обычным видам деятельности) в момент их возникновения (вне зависимости от того, будет получена лицензия или нет). Для их учета следует использовать счет 44 «Расходы на продажу», предназначенный для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг (Инструкция по применению Плана счетов [6] ).

При отказе в выдаче лицензии

Если организации общепита в предоставлении лицензии откажут по вине налогового органа, что ей удастся доказать, убытки в виде уплаченной госпошлины подлежат включению в состав прочих доходов в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании (п. 7, 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации» [7] ). Если быть точнее, данный доход следует признавать на дату вступления в силу решения суда. Согласно Инструкции по применению Плана счетов поступления в возмещение причиненных организации убытков отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», в корреспонденции со счетами учета расчетов. В свою очередь, для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Налоговый учет

Если предприятие общепита применяет ОСНО и, соответственно, является плательщиком налога на прибыль организаций, государственная пошлина, как и суммы других налогов [8] , относится при исчислении указанного налога к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. При применении метода начисления датой осуществления расходов в виде сумм налогов признается дата их начисления (в нашем случае начисление проводится, по сути, в момент уплаты госпошлины) (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Подтверждение этому можно найти и у финансистов (см. Письмо от 22.05.2015 № 03‑03‑06/1/29535).

Суммы государственной пошлины, уплачиваемой за выдачу лицензии, являющейся федеральным сбором (пункт 2 статьи 8, пункт 10 статьи 13 Кодекса), учитываются в расходах единовременно в момент начисления согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 и подпункту 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса.

При использовании кассового метода момент признания расхода тот же, поскольку в этом случае расходами налогоплательщиков будут затраты после их фактической оплаты, а расходы на уплату налогов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Если предприятие общепита применяет УСНО, вопрос об учете госпошлины в составе налоговых расходов возникает тогда, когда в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину полученных расходов. Суммы налогов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, включены в перечень расходов «упрощенца» (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Их признание осуществляется в том же порядке, что и плательщиками налога на прибыль, использующими кассовый метод (см. п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

При отказе в выдаче лицензии

При наличии соответствующего решения суда убытки в виде уплаченной госпошлины включаются при определении базы по налогу на прибыль в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ):

– на дату вступления в законную силу решения суда – в случае применения метода начисления (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ);

– на дату получения дохода – при кассовом методе признания доходов и расходов (п. 1 ст. 273 НК РФ). Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

Если же предприятие общепита применяет УСНО, вне зависимости от выбранного объекта налогообложения доходы в виде сумм возмещения убытков учитываются в составе налоговых доходов кассовым методом (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Если организация общепита хочет получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, ей нужно еще до подачи необходимых документов в лицензирующий орган уплатить государственную пошлину из расчета 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии. Причем следует учитывать, что при отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается. В то же время, если виновником такого отрицательного результата является налоговый орган, предоставивший лицензирующему органу неверные сведения, которые и стали подовом для отказа, предприятие может потребовать возмещения убытков в виде уплаченного федерального налога.

В бухгалтерском учете уплата государственной пошлины за предоставление «алкогольной» лицензии не приводит к образованию актива, эти затраты включаются в состав расходов на дату возникновения, то есть дату уплаты. В случае отказа в выдаче лицензии и вынесения решения судом о возмещении предприятию убытков в виде уплаченной госпошлины в бухучете возникают прочие доходы на дату вступления в силу решения суда.

Соответствующие доходы и расходы формируются и в налоговом учете, если предприятие общепита применяет ОСНО или УСНО.

[1] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

[2] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.

[3] Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

[4] Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н.

[5] Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.

[6] Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

[7] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н.

[8] В силу п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам.

Организация на общей системе налогообложения. Как учесть расходы на приобретение лицензии?

Перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, предусмотрен в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Ст. 9 Закона № 99-ФЗ установлено, что выданные лицензии действуют бессрочно.

Кроме того, лицензии на указанные в ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу Закона (03.11.2011 г.), действуют бессрочно (ч. 3 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Действующие лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению.

В письме от 12.04.2013 г. № 03-03-06/1/12248 Минфин РФ сообщил, что учитывая, что согласно ст. 10 Закона № 99-ФЗ взимание платы за осуществление лицензирования не допускается, то помимо государственной пошлины за выдачу лицензии, взимаемой в размере и порядке, который установлен законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 10 Закона № 99-ФЗ), к расходам по приобретению лицензии могут относиться затраты на консультационные, юридические и иные услуги.

Кроме того, организации в целях получения лицензии за вознаграждение могут привлечь сторонние организации, которые оказывают услуги, начиная от сбора информации и документов до получения лицензии в уполномоченном органе.

Глава 25 НК РФ не регламентирует порядок учета в целях налогообложения прибыли затрат, связанных с приобретением лицензий на отдельные виды деятельности, в том числе бессрочных.

При этом бессрочные лицензии в целях главы 25 НК РФ не относятся к нематериальным активам, поскольку не являются результатом интеллектуальной деятельности и иным объектом интеллектуальной собственности.

В таком случае, отмечает ФНС РФ, расходы, связанные с приобретением бессрочной лицензии, учитываются в общеустановленном порядке (письмо от 28.12.2011 г. № ЕД-4-3/22400).

Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ, согласно п. 1 которой расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 НК РФ.

Поскольку государственная пошлина, уплачиваемая за выдачу лицензии, является федеральным сбором, то суммы указанного сбора учитываются в расходах единовременно в момент начисления (п.п. 1 п. 1 ст. 264, п.п. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, в целях налогообложения прибыли на основании п.п. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ являются прочими расходами, датой признания которых является одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода (п.п. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается учета расходов на приобретение лицензий, срок действия которых изменен положениями Закона № 99-ФЗ на бессрочный, то, в том случае если расходы по приобретению таких лицензий распределялись налогоплательщиком на срок действия лицензии и на момент вступления в силу Закона № 99-ФЗ с 03.11.2011 г. по данным налогового учета имеется недосписанная стоимость этих лицензий, по мнению ФНС РФ и Минфина РФ, недосписанная часть может быть учтена в целях налогообложения прибыли единовременно в составе прочих расходов.

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

То есть отнесение затрат к расходам будущих периодов и порядок их списания возможен только в тех случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по бухучету.

В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом ИПБ 29.12.1997 г., активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.

Все, что не удовлетворяет понятию актива, признается расходами.

Поэтому они не могут отражаться в составе расходов будущих периодов.

Затраты на приобретение лицензии для целей бухгалтерского учета являются расходами текущего периода и учесть их можно единовременно:

Участники алкогольного рынка в текущем году столкнулись с очередными изменениями законодательства: Минфин и Росалкогольрегулирование сообщают о необходимости поштучного учета алкогольной продукции, что ведет в первую очередь к значительным изменениям в работе ЕГАИС, перестройке учета на местах. Означает ли это, что в связи с детализацией и все большей прозрачностью данных, отражаемых в системе, алкогольные декларации отменяются? Как вести бухгалтерский учет алкогольных операций и минимизировать учетные ошибки? Рассмотрим в статье.

Поштучный учет

С 1 июля 2018 года учет оборота маркируемого алкоголя ведется поштучно. Соответствующие изменения внесены в ФЗ №171, регулирующий алкогольный рынок России в настоящее время. Методика организации учета по новым правилам размещена на сайте Росалкогольрегулирования. Отменены обязательные ранее бумажные справки, сопровождающие алкогольную продукцию. Чиновники считают, что это уменьшит трудозатраты организаций по учету алкоголя.

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации расходы по уплате государственной пошлины за продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на пять лет?
Торговая организация, осуществляющая продажу алкогольной продукции, до окончания срока действия лицензии уплатила госпошлину в размере 325 000 руб. за ее продление. В месяце уплаты государственной пошлины она подала заявление и пакет документов в лицензирующий орган.
В целях налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Рассмотрим, как обстоят дела на практике. Для поштучного учета необходимы:

  • увеличение количества складских работников, их обучение;
  • покупка нового оборудования и ПО, без которых учет невозможен (генерация кодов групповой тары, непрерывного сканирования бутылок у производителя, сканирование при приемке товара для продажи и т.д.);
  • доработка имеющегося ПО до требований законодательства, привлечение дорогостоящих специалистов для настройки ПО, организация хранения и корректного использования огромных информационных массивов.

Вопрос: Как вести «помарочный» учет алкогольной продукции и использовать оборудование?
Посмотреть ответ

При этом единого решения для всех участников сферы «алкогольного» бизнеса не существует: импортер алкоголя, производитель или организация, имеющая поставщиков в оптовом сегменте рынка либо в розничном – каждый столкнется с индивидуальными проблемами и будет вынужден в сжатые сроки создавать собственную систему учета. При этом ответственность за ошибки законодатель полностью возлагает на организацию, без поправок на срочность и объемность работ.

Пример: продавец алкоголя подчинился требованиям законодательства и полностью перешел на новую систему учета, понес затраты. Его партнер-поставщик не подключился к поштучному учету: отсутствуют свободные средства или процесс еще не завершен. Результатом станет возврат партии товара. Производитель вынужден организовывать учет и по бутылкам, и по групповой таре – непосредственно на конвейере, при упаковке или позже с помощью дискретного аппаратного комплекса. Импортер не сможет вести учет по групповой таре, ему нужно будет сканировать каждую бутылку при распаковке тары и самостоятельно формировать коды групповой тары, клеить этикетки на коробку заново с занесением новых данных в систему.

Внимание! Согласно ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил в сфере оборота алкоголя и алкогольной продукции предусмотрены штрафы на должностных лиц от 10-15 тыс. рублей и выше в зависимости от тяжести правонарушения. На организацию может быть наложен штраф от ста тысяч до полумиллиона рублей.

Декларация отменена?

Взамен нововведений, в целях облегчить учетную работу организаций законодатель отменил подачу алкогольной декларации. Однако коснулось это решение далеко не всех. Алкогольная декларация подается в случаях:

  • продажи пива, сидра, медовухи в розницу;
  • невозможности использовать интернет для учета алкоголя;
  • наличия небольшого пивного производства (до 300 000 декалитров в течение года);
  • продажи алкоголя в самолете;
  • закупки алкопродукции как сырья;
  • перевозок нефасованного алкоголя;
  • временного хранения алкоголя.

(см. ФЗ 278, ст. 1-11).

Исходя из вышесказанного следует, что декларация по ф. 11 не подается, если:

  • у организации есть доступ в интернет, она пользуется ЕГАИС;
  • организация не относится к общепиту;
  • организация осуществляет продажу крепких напитков в розницу.

Форма 12 сдается по старым правилам: все организации – продавцы пива и аналогичных напитков обязаны предоставлять отчетность. Срок декларирования– не позднее 20 числа месяца после отчетного квартала.

Бухгалтерский учет

Алкоголь отражается в учете, прежде всего, по правилам, применяемым к МПЗ согласно ПБУ 5/01. В качестве примера рассмотрим проводки, применяемые организациями-производителями алкогольной продукции.

Согласно ПБУ алкоголь в данном случае – материальные запасы, предназначенные для продажи. Он учитывается на счете 43 «Готовая продукция» или 40 «Выпуск продукции». Теоретически можно учитывать алкоголь по фактической себестоимости или по нормативной, плановой, практически почти всегда применяются нормативные (плановые) цены.

Проводки (фактическая стоимость):

  • Д43 К20 — в течение месяца готовая продукция поступает на склад.
  • Д90/2 К43 — списывается себестоимость готовой продукции.

Способ применяется крайне редко: себестоимость в процессе выпуска продукции невозможно определить по факту, лишь в конце месяца, при подсчете всех затрат (прямых, косвенных).

Проводки (плановая стоимость). Плановые показатели и сумму отклонений можно учитывать на одном счете 43:

  • Д43 К20 — в течение месяца продукция поступает на склад по учетным ценам.
  • Д90/2 К43 — списана себестоимость в конце месяца по учетным ценам.
  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д43 К20 (сторно или прямая проводка) — отклонения фактической себестоимости от плановой.
  • Д90/2 К43 (сторно или прямая проводка) — сумма отклонений в части реализованного алкоголя.

Допустимо использовать и счет 40 по следующей схеме проводок:

  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д40 К20 — зафиксирована фактическая стоимость продукции.
  • Д43 К40 — учтена продукция по плановым ценам.
  • Д90/2 К43 — списана плановая себестоимость.
  • Д90/2 К40 — учтены в себестоимости отклонения: экономия или перерасход (сторно или обычная проводка).

При учете выручки могут использоваться следующие проводки:

  • Д90/1 К62 — зафиксирована в учете выручка от продаж.
  • Д90 К68 (по субсчетам) — начисление НДС и акцизов.

По аналогии, руководствуясь ПБУ 5/01 и иными нормативными актами, учитывают алкоголь и при его оптовой или розничной продаже. В этом случае используются стандартные проводки со счетами 41,42 и корреспондирующими им счетами.

Если организация использует алкоголь в розничной торговле, например, для приготовления коктейлей, можно пользоваться и счетом 10.

ООО применяет УСН ("доходы минус расходы"), оплатило государственную пошлину в июне 2014 года за розничную алкогольную лицензию в размере 200 000 руб. В этом же месяце был получен отказ в выдаче лицензии, так как помещение не соответствовало нормам лицензирования. В результате ООО отказалось от аренды этого помещения.

Можно ли считать расходом оплаченную госпошлину? Если да, то какими проводками ее следует отразить в бухгалтерском учете? Если госпошлина не признается расходом, то каким образом ее нужно учесть?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему экспертному мнению, расход в виде уплаченной государственной пошлины Ваша организация вправе учесть для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН. Данный расход признается в периоде оплаты госпошлины.
В бухгалтерском учете уплаченная государственная пошлина учитывается в составе прочих расходов.

Налоговый учет

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут учесть затраты, которые перечислены в закрытом перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с главой 26.2 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом в соответствии с п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным сборам.

Таким образом, государственная пошлина за предоставление уполномоченными органами лицензии на розничную продажу алкогольной продукции может быть учтена при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо УФНС России по г. Москве от 10.02.2010 N 16-15/013634@, смотрите также письма Минфина России от 10.05.2012 N 03-11-06/2/63, от 16.04.2012 N 03-11-06/2/57, постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2012 N Ф09-1186/12 по делу N А07-9208/2011).

Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы на уплату налогов и сборов учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком.

Обращаем Ваше внимание, что применяемый при УСН кассовый метод не предполагает равномерного списания расходов в течение определенных отчетных (налоговых) периодов (за исключением основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период применения УСН, стоимость которых списывается равномерно в течение отчетного (налогового) периода).

Поэтому расходы на оплату государственной пошлины за предоставление лицензии уполномоченными органами учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в периоде ее оплаты в размере фактических затрат (письма Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-06/2/49, от 09.02.2011 N 03-11-06/2/16, от 23.01.2009 N 03-11-06/2/5).

В соответствии с п. 18 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) за предоставление лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет (п. 17 ст. 19 Закона N 171-ФЗ).

В соответствии с абзацем 19 пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2014 году) за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размере 40 000 руб. за каждый год срока действия лицензии (с 01.01.2015 эта сумма составляет 65 000 руб. - изменение внесено в данную норму Федеральным законом от 21.07.2014 N 221-ФЗ).

Таким образом, уплата государственной пошлины является одним из условий для предоставления государственной услуги.

Как следует из п. 7 ст. 19 Закона N 171-ФЗ, результатом предоставления государственной услуги может являться и отказ в выдаче лицензии.

Причем ни Законом N 171-ФЗ, ни ст. 333.40 НК РФ (предусматривающей, в частности, основания и порядок возврата государственной пошлины) отказ в предоставлении лицензии в качестве основания для возврата государственной пошлины не предусмотрен (письма Минфина России от 27.09.2013 N 03-05-05-03/40158, от 23.09.2013 N 03-05-04-03/39358). Минфин России в указанных письмах обратил внимание на позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой п. 1 ст. 333.40 НК РФ как по своему буквальному смыслу, так и во взаимосвязи с абзацем 19 пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ не предполагает возврата уплаченной государственной пошлины в случае отказа уполномоченного органа в предоставлении лицензии (постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2013 N 11-П).

Возникает вопрос: может ли организация, применяющая УСН, учесть в целях налогообложения уплаченную госпошлину, не подлежащую возврату в связи с тем, что уполномоченным органом было отказано в предоставлении лицензии.

В силу п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следовательно, для признания расхода в виде уплаченной государственной пошлины также необходимо, чтобы данный расход был экономически оправдан и документально подтвержден.

Однако налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. По мнению судей КС РФ, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Причем имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат. При этом бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П, письмо Минфина России от 04.10.2013 N 03-03-06/1/41201).

В письме Минфина России от 06.07.2007 N 01-02-03/03-311 специалисты финансового ведомства также отметили, что вопрос оценки эффективности и целесообразности затрат находится в ведении налогоплательщика как субъекта предпринимательской деятельности.
Тогда, руководствуясь изложенным, можно прийти к выводу, что обоснованность расхода, в том числе и в виде государственной пошлины, имеет место в случае его направленности на получение дохода. При этом результат (выдача лицензии, или отказ в ее выдаче) значения не имеет.

Указанная лицензия необходима Вашей организации для осуществления розничной торговли алкогольной продукцией. По нашему мнению, данные обстоятельства прямо свидетельствуют о направленности расхода в виде уплаченной государственной пошлины на получение дохода от предпринимательской деятельности.

В этой связи мы полагаем, что организация вправе признать указанную Вами государственную пошлину на момент фактической оплаты вне зависимости от того, что в дальнейшем уполномоченным органом было отказано в предоставлении лицензии.

Обращаем внимание, что высказанная нами позиция является нашим экспертным мнением.

К сожалению, нам не удалось обнаружить разъяснений Минфина России и налоговых органов, а также судебных решений, касающихся признания расходов в виде государственной пошлины в ситуациях, когда соответствующими государственными органами было отказано в выдаче лицензии.

Во избежание претензий со стороны налоговых органов рекомендуем организации воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за соответствующими письменными разъяснениями (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Бухгалтерский учет

Пункт 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) предусматривает, что расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

В свою очередь, п. 5 ПБУ 10/99 определяет, что в составе расходов по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг.

Получение лицензии является необходимым условием для осуществления деятельности организации. Значит, затраты на оплату госпошлины за выдачу лицензии непосредственно связаны с основной деятельностью организации и подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления на основании п. 18 ПБУ 10/99.

Однако в анализируемой ситуации уполномоченным органом было отказано в выдаче лицензии. Поэтому критерий, приведенный в п. 5 ПБУ 10/99, на наш взгляд, не соблюдается. Учитывая данное обстоятельство, по нашему мнению, допустимо уплаченную вашей организацией госпошлину учитывать в составе прочих расходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Считаем также, что отражение на счетах бухгалтерского учета расчетов по уплате государственной пошлины осуществляется в корреспонденции со счетом 68, поскольку данные платежи перечисляются в бюджетную систему РФ.

В результате в учете организации в рассматриваемом случае следовало сделать следующие записи:

Дебет 68, субсчет "Государственная пошлина" Кредит 51
- уплачена государственная пошлина;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Государственная пошлина"
- признаны расходы по уплате государственной пошлины.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

- Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читайте также: