Доходы в декларации по усн не совпадают с выпиской из расчетного счета

Опубликовано: 17.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Индивидуальный предприниматель применяет УСНО (доходы минус расходы). Налоговая декларация за 2018 год была представлена 29.04.2019.
24 июля 2019 года в адрес индивидуального предпринимателя поступило требование о предоставлении пояснений в связи с расхождениями между доходом, отраженным в налоговой декларации, и суммой денежных средств, поступивших на расчетный счет. Расхождения были связаны с пополнением счета собственными средствами.
13 сентября 2019 года поступило уведомление с требованием представить документы, подтверждающие расходы, и платежные документы на оплату данных расходов или представить уточненную налоговую декларацию в связи с тем, что с расчетного счета предпринимателя оплачены расходы с сумме меньшей, чем указано в декларации.
Индивидуальный предприниматель направил в ответ письмо с отказом представить документы, ссылаясь на то, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев после представления налогоплательщиком налоговой декларации. После этого последовало требование налогового инспектора предъявить первичные документы.
24 ноября 2019 года поступило уведомление с требованием явиться на комиссию по легализации теневой заработной платы и мобилизации в бюджет налога на доходы физических лиц и страховых взносов по вопросу занижения налоговой базы в декларации по УСН. Предлагается дать пояснения и представить первичные документы. В случае неявки на комиссию предприниматель должен явиться для составления протокола об административном нарушении.
Правомерны ли требования налоговых органов? Каковы последствия для налогоплательщика в случае неявки по требованию и непредставления документов?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос относительно правомерности вызова налогоплательщика в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным. При попытке признать данный вызов незаконным свою позицию ИП, вероятно, придется отстаивать сначала в досудебном, а затем и в судебном порядке. В случае неявки ИП на комиссию к нему могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ. Указанная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган. В приведенной ситуации налоговый орган не вправе требовать от ИП представления каких-либо документов, а ИП, в свою очередь, вправе их не представлять. Какие-либо санкции к ИП в связи с этим применены быть не могут.

Обоснование вывода:
В силу пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Форма уведомления предусматривает указание должностными лицами налогового органа точной цели вызова (Приложение N 2 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@).
Формулировка пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ не дает однозначного ответа на вопрос, что можно считать иными основаниями, связанными с исполнением законодательства о налогах и сборах. Так, к иным обстоятельствам, поименованным в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогового законодательства, перечисленные в ст. 32 НК РФ.
Подпунктом 2 п. 1 данной статьи предусмотрена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Для реализации названной обязанности налоговые органы как раз и наделены необходимыми правами в соответствии со ст. 31 НК РФ.
В п. 1 ст. 82 НК РФ разъяснено, что налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов налогового законодательства в порядке, установленном НК РФ. При этом данный контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством:
- налоговых проверок;
- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- использования других форм контроля, предусмотренных НК РФ.
В п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" установлено, что налоговому органу предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
При этом из п. 6.7 Положения о ФНС (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) следует, что служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе создавать совещательные и экспертные органы - советы, комиссии, группы, коллегии.
Общие принципы работы комиссий по легализации налоговой базы изложены в письме ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ "О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам" (далее - письмо от 25.07.2017).
Целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), несвоевременного (неполного) перечисления страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.
Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее - плательщики) НДФЛ и страховых взносов.
Положения настоящего письма определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:
- отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
- выплаты "теневой" заработной платы;
- несвоевременного перечисления НДФЛ;
- несвоевременного перечисления страховых взносов;
- выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
- выявление работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.
Позиция Арбитражных судов относительно уведомлений о вызове налогоплательщиков на заседания комиссий неоднозначна*(1).
В п. 2.2 письма ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" (далее - письмо от 17.07.2013) перечислены случаи вызова налогоплательщиков в рамках пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ для дачи пояснений (но они не ограничены).
Например, один из них - если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы.
Имеются примеры судебных решений, в которых указывается, что получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий и в случае отсутствия таковых в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2014 N Ф02-2212/14 по делу N А78-9467/2013, от 19.05.2014 N Ф02-1904/14по делу N А78-5678/2013).
Существует обширная судебная практика в пользу налогового органа*(2).
Из некоторых судебных дел*(3) можно сделать вывод о том, что право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления не зависит от проведения в отношении вызываемого налогоплательщика налоговой проверки. Руководствуясь ст. 82 НК РФ, суды указывают на то, что налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Нормами НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, в отношении которого налогоплательщик (налоговый агент) может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений.
Однако пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ дает налоговым органам право вызывать налогоплательщиков (налоговых агентов) для дачи пояснений, но не содержит требований о том, что соответствующие пояснения должны быть представлены налогоплательщиком (налоговым агентом) исключительно в письменном виде*(4).
Таким образом, из положений ст. 82 НК РФ можно сделать вывод, что получение объяснений налогоплательщиков является самостоятельной формой налогового контроля.
Как следует из буквального смысла пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поименованное в нем право налоговых органов не ограничивается периодом проведения налоговых проверок и не ставится в зависимость от осуществления каких-либо иных мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Несмотря на то, что право на вызов для дачи пояснений не беспредельно и должно быть ограничено, пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ фактически не ограничивает возможности налоговых органов по вызову налогоплательщиков в налоговый орган для дачи пояснений по вопросам, связанным с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, что подтверждается и рассмотренной выше судебной практикой.
Обращаем внимание, что Конституционным Судом РФ сформулирован принцип недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля (постановление КС РФ от 16.07.2004 N 14-П).
Срок проведения контрольных мероприятий - это необходимый элемент правопорядка в сфере налогового контроля, и его нарушение должно служить основанием для признания конкретного мероприятия налогового контроля незаконным, а полученных в ходе него доказательств - недопустимыми*(5).
Таким образом, вопрос относительно правомерности вызова ИП в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным.
При попытке признать данный вызов незаконным, вероятно, ИП свою позицию придется отстаивать сначала в досудебном, а затем и в судебном порядке.
В письме от 25.07.2017 указывается, что в случае неявки налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии. В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ*(6). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 письма от 17.07.2013).
Таким образом, ИП может быть привлечен к ответственности в случае неявки в налоговый орган для дачи пояснений, но не в случае отказа от дачи пояснений*(7).
По поводу вопроса о последствиях для ИП в случае непредставления документов на комиссию необходимо отметить следующее.
Пленумом ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указано, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. Полагаем, работа комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы к указанным основаниям отнесена быть не может.
Согласно п. 2 ст. 4 НК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Письма ФНС, Минфина России не являются нормативными правовыми актами (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 11253/06, определение ВС РФ от 27.12.2005 N ГКПИ05-1625). Это в полной мере относится и к упомянутому выше письму от 25.07.2017, содержание которого не может рассматриваться в качестве положений, устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков.
Таким образом, порядок работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы не только не установлен положениями налогового законодательства (п. 1 ст. 1 НК РФ), но и вообще не урегулирован нормативными актами. К таким правоотношениям не могут применяться, в частности, положения НК РФ об истребовании документов (ст.ст. 93, 93.1 НК РФ) и об ответственности за их непредставление (ст.ст. 126, 129.1 НК РФ). Следовательно, в приведенной ситуации налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов, а налогоплательщик, в свою очередь, вправе их не представлять. Какие-либо санкции к налогоплательщику в связи с этим применены быть не могут*(8).
В заключении необходимо заметить, что в отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут быть предприняты следующие меры:
- повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;
- вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);
- проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
- подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Непредставление налоговому органу запрашиваемых пояснений, документов и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
- Пояснения об отсутствии оснований для приглашения на заседание комиссии по легализации налоговой базы;
- Сообщение о невозможности явки в налоговый орган для дачи пояснений на заседании комиссии по легализации налоговой базы;
- Вопрос: Налоговый орган в ноябре 2016 года направил уведомление о вызове в налоговый орган в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Ранее в отношении организации проводилась выездная налоговая проверка, в том числе и касательно НДФЛ. Имеет ли право ИФНС вызывать налогоплательщика в ноябре 2016 года и требовать письменные пояснения о якобы найденных расхождениях в данных отчета о движении денежных средств и сведений 2-НДФЛ за 2014 год и 2015 год, если срок камеральной проверки давно истек? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2016 г.)
- Вопрос: Организацией получено письмо о вызове директора и бухгалтера для участия в заседании комиссии налогового органа по легализации объектов налогообложения. Как налогоплательщику реагировать на подобное письмо? ("Финансы", N 1, январь 2014 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

4 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

image_pdf
image_print

В статье рассмотрены самые распространённые ошибки, которые допускаются организациями при использовании в учёте упрощённой системы налогообложения.

Счёт-фактура с НДС

Если организация применяет «упрощёнку», то с неё снимается обязанность по уплате НДС. Однако, порой контрагенты настаивают на том, чтобы в счёте-фактуре указывался размер НДС, и предприятие вынуждено идти им навстречу, чтобы не растерять клиентов.

Такие действия обернутся расходами как для организации на УСН, так и его контрагента.

Как только организация выпускает счёт-фактуру с суммой НДС, она сразу становится плательщиком НДС и обязана сделать соответствующий платёж, а, следовательно, представить в налоговую декларацию по НДС.

Контрагент заинтересован в получении счёта-фактуры с выделенной суммой НДС с надеждой указать данную сумму к вычету. Хотя зачастую налоговые органы в этом отказывают.

Судебная практика в таких ситуациях тоже не имеет общего мнения, суды занимают как сторону инспекции, так и сторону налогоплательщиков.

Поэтому во избежание дополнительных расходов и возможных судебных разбирательств налогоплательщику на УСН нужно чётко следующим правилам:

  • не выставлять счёта-фактуры
  • акты и накладные не должны содержать в себе информацию с выделенным НДС

Если же без счёта-фактуры не обойтись, то необходимо указать «без НДС».

Налог рассчитывается со всех зачисляемых средств

Организация на УСН не должна включать в список доходов для определения величины налога такие поступления на расчётный счёт как:

  • зачисление суммы полученных кредитов
  • пополнение личными средствами
  • взносы от учредителя, который обладает более 50% уставного капитала

Такие суммы приведут к образованию переплаты.

Неверно посчитанные курсовые разницы

Для целей налогообложения по УСН выручка, полученная в валюте, пересчитывается по рублёвому курсу Центробанка в момент попадания средств на транзитный счёт.

Далее средства попадают на текущий валютный счёт предприятия, на котором средства могут быть пересчитаны в связи с изменением курса или в случае продажи валюты. Так и образуется курсовая разница.

Если средства находятся на балансе счёта без движения, то курсовые разницы не влияют на УСН. Положительная разница при увеличении курса ведёт к завышению налога, отрицательная – к занижению.

Если имела место продажа валюты, то для начала необходимо определить разницу между курсом продажи и курсом Центробанка на момент совершения сделки. Далее полученный результат необходимо умножить на сумму валюты, которая была продана. Если курс продажи выше курса ЦБ, то полученная сумма учитывается как доход. Если, наоборот, то сумма никак не повлияет на УСН.

Если не учитывать положительную разницу или, наоборот, учесть отрицательную, то это приведёт к занижению налога и, соответственно, штрафным санкциям.

Включать в состав абсолютно все расходы

Поскольку доходы признаются при УСН таковыми в момент зачисления средств на расчётный счёт, то предприниматели ошибочно придерживаются мнения, что как только средства были списаны со счёта их можно признавать расходами.

Чтобы расходы можно было использовать с целью уменьшения налогооблагаемой базы при объекте «доходы минус расходы», должны одновременно выполняться следующие условия:

  • расход оплачен
  • по совершенному платежу должны иметься необходимые подтверждающие документы (акт, накладная и прочее)
  • списание средств со счёта экономически обосновано
  • расходы включены в перечень, который содержится в ст. 346.16 НК РФ
  • если расходы понесены для закупки продукции с целью её дальнейшей перепродажи, то признать их можно только по завершении процесса реализации

Если хотя бы одно из условий не выполнено, то доходы нельзя принимать к учёту с целью снижения налогооблагаемой базы, иначе это приведёт к штрафным санкциям со стороны налоговой инспекции.

Не перечислять авансы по налогу

Если организация приняла решение использовать упрощённую систему налогообложения, то ни в коем случае нельзя забывать о перечислении авансовых платежей по итогам каждого квартал. Делать это необходимо до 25 числа месяца, следующего за кварталом.

Если просрочить платёж или вовсе его не заплатить, то это приведёт к пеням со стороны инспекции. Размер пеней определяется как 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки, а после 30 дней расчёт уже будет осуществляться как 1/150 от ставки в день.

Не перечислять суммы аванса по налогу допускается только если:

  • в течение квартала не было получено никакого дохода
  • сумма расходов оказалась больше доходов

В случае превышения расходов над доходами по итогам, необходимо перечислить минимальную сумму.

К авансовым платежам понятие минимального платежа применять нельзя, если по итогам квартала был получен убыток, то платёж в этот раз можно не осуществлять.

Если вы «потеряли» какой-то доход и не отразили его в годовой декларации по УСН, или учли в расходах больше, чем нужно, это значит, что вы недоплатили налог в бюджет. Поэтому нужна уточненка. Как ее составить, чтобы не было штрафа и «лишних» вопросов от инспекции?

Доплачиваем налог и пени

Недоплата УСН-налога налога может произойти в двух случаях: занижение доходов или завышение расходов. При недоплате от вас потребуется уточненка. Основание - пункт 1 статьи 81 НК РФ.

Но перед ее подачей не забудьте главное. Нужно доплатить налог и пени, которые образовались в результате недоплаты. Это нужно сделать до подачи измененной декларации, чтобы не было штрафа (п. 4 ст. 81 НК РФ).

  1. Установите период, к которому относится ошибка, чтобы при уплате использовать КБК, который действовал в момент образования долга, и правильно заполнить платежное поручение.
  2. Определите сумму недоплаты.
  3. Рассчитайте сумму пени.
  4. Перечислите эти суммы в бюджет.
  5. В платежках пишите правильные КБК, чтобы деньги были зачислены по назначению.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Составляем уточненку

Ошибки, из-за которых сумма УСН-налога оказалась заниженной, требуют подачи уточненной декларации.

  • для составления уточненной декларации по УСН нужно использовать бланк, который действовал в периоде ошибки (п. 5 ст. 81 НК РФ);
  • на титульном листе ставьте порядковый номер уточненки;
  • в уточненку впишите правильные данные. Это значит, что декларацию нужно заполнить полностью заново.

Уточненная декларация по УСН-налогу составляется не на разницу между первичными и исправленными показателями, а полностью заново, с верными данными.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Пишем сопроводиловку

Чтобы предотвратить возможные вопросы от инспектора, составьте сопроводительное письмо. В нем укажите:

  • за какой период и по какому налогу предоставляется уточненная декларация;
  • в чем состоит ошибка, из-за которой потребовалась уточненная декларация;
  • что изменилось в декларации. Здесь нужно указать не только новые, но и старые значения по показателям, которые корректируются;
  • суммы доплаченного налога и уплаченных пеней и реквизиты платежных поручений.

Главное помнить, что недоимку и пени обязательно нужно заплатить до подачи уточненки. Пени рассчитывают со дня, следующего за днем, который установлен крайним для уплаты налога, по день оплаты недоимки включительно. При этом сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Эти правила применяются в отношении недоимок, возникших с 28 ноября 2018 года. Для расчета пеней по старой недоимке действуют другие правила.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Елена Тарасова

Упрощённая система налогообложения облегчает учёт для малого бизнеса. Однако за кажущейся простотой скрывается много подводных камней. Читайте, за какие ошибки упрощенцы могут заплатить доначислениями и штрафами и как этого избежать.

Применять УСН без уведомления о переходе или с нарушением критериев использования спецрежима

Переход на УСН носит уведомительный характер (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Подать уведомление о начале применения УСН нужно не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода. Для вновь созданных ИП и ООО — не позднее 30 дней с момента регистрации.

Бывает, что уведомление подают позже срока или вовсе забывают о нём. Как правило, это вскрывается только через несколько лет работы, например при налоговой проверке. А затем следует принудительный перевод на ОСНО, доначисление налогов, штрафы и пени.

Пример из судебной практики

Вновь образованное ООО «Т.Б.М.-Слободской ДОК» в срок подало заявление о применении УСН. Однако после окончания первого квартала получило сообщение о том, что оно не вправе применять спецрежим, поскольку доля участия в нём сторонней организации составляет более 25 %. Обществу насчитали налоги по ОСНО, штрафы за несданные декларации и пени. Верховный Суд РФ признал законными действия налоговиков и оставил решение ФНС в силе (определение Верховного Суда РФ от 21.08.2019 № 301-ЭС19-13144 по делу № А28-10065/2018).

Еще один пример. ООО «АДС-Дизайн» применяло УСН на протяжении двух лет без направления уведомления. Об этом просто забыли. Общество исправно сдавало декларации и платило налоги. Через два года ему приостановили операции по счетам за несдачу отчётности по ОСНО.

В ходе процесса общество ссылалось на п. 1 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2. и 26.5 НК РФ» от 04.07.2018. Однако это не помогло. Решение налоговой инспекции оставлено без изменения (постановление Арбитражного суда СЗО от 06.07.2020 по делу № А56-89153/2019).

В налоговых спорах, связанных с законностью применения упрощёнки, важно, как долго налогоплательщик применял спецрежим и как нашли нарушение.

Если компания или ИП несколько налоговых периодов сдавали декларации по УСН, платили налог и в какой-то момент нарушили критерии УСН, но исправили это — у них есть шанс доказать в суде, что ФНС своими действиями признала правомерность применения УСН.

Пример из судебной практики

На протяжении нескольких лет инспекция принимала от общества декларации по УСН, распределяла налоги и сборы, направляла в адрес компании требование об уплате упрощённого налога. Это означает, что ФНС соглашалась с тем, что общество имеет право применять УСН. Такую позицию высказал Верховный Суд РФ в определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 02.07.2019 № 310-ЭС19-1705 по делу № А62-5153/2017.

Подавая уведомление о переходе на УСН или ведя деятельность, самостоятельно контролируйте соответствие критериям для применения этого режима:

  • стоимость основных средств не более 150 млн рублей;
  • доля участия других организаций не более 25 %;
  • средняя численность сотрудников не более 100 человек;
  • доход за последние 9 месяцев, предшествующие переходу, не более 112,5 млн рублей и не более 150 млн рублей по итогам года;
  • отсутствие филиалов.

Сохраняйте доказательства подачи заявления о переходе на УСН. Своевременно направляйте отчётность и уплачивайте налоги.

Уменьшить налог на суммы страховых взносов, уплаченных в другом налоговом периоде

На УСН «доходы» можно уменьшить налог по УСН на сумму страховых взносов. Обязательное правило — взносы должны быть уплачены в том же календарном году, за который начислен и уменьшен налог (ст. 346.19 НК РФ). Распространённая ошибка — уменьшать налог на сумму взносов, уплаченных после окончания года.

Пример из судебной практики

Арбитражный суд рассматривал дело № А66-20850/2018. Предприниматель обратился в суд с требованием отменить решение налоговой, на основании которого ему доначислили налог по УСН за 2016 год.

Предприниматель уменьшил сумму налога на сумму страховых взносов за 2016 год в размере 108 020,2 рубля. Однако взносы он фактически уплатил не в 2016 году, а в начале 2017 года. Спор прошёл три инстанции и окончился Постановлением Арбитражного суда СЗО от 30.09.2019 № Ф07-11885/2019. Суд оставил в силе решение налоговой, указав, что уменьшение налога за 2016 год за счёт платежей 2017 года неправомерно.

Соблюдайте правила уменьшения налога на сумму уплаченных страховых взносов.

Платите страховые взносы поквартально, до истечения квартала. Это поможет равномерно распределить платежи, да и банк будет видеть, что вы регулярно исполняете обязанности налогоплательщика.

Страховые взносы, уплаченные ИП без работников «за себя», уменьшают сумму налога полностью.

Страховые взносы, уплаченные ИП с сотрудниками и ООО, снижают налог не более чем на 50 % от суммы налога.

Не имеет значения, за какой период уплачены взносы. Поэтому предприниматель из примера мог уменьшить на сумму взносов налог за 2017 год (письмо Минфина РФ от 04.03.19 № 03-11-11/13909).

Приобретать или арендовать муниципальное имущество без начисления и уплаты НДС

Упрощенец, который покупает или арендует муниципальное имущество, становится налоговым агентом по НДС. Он обязан исчислить и уплатить налог, а также сдать декларацию (п. 1 ст. 119, п. 3 ст. 161 НК РФ). Иногда спустя несколько месяцев от налоговиков неожиданно приходит требование об уплате налога, штрафа и пени. Учитывая стоимость имущества, чаще всего это сотни тысяч рублей.

Пример из судебной практики

ИП Козак Л.Г. после налогово проверки получила требование уплатить 803 520 рублей НДС и пени. Предприниматель не согласилась с такими выводами. Судебный спор дошел до Верховного Суда, который подтвердил законность требований налоговиков (Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2018 № 303-КГ18-10548 по делу № А73-13182/2017).

ИП Шелехова И.В., столкнувшись с аналогичной ситуацией, пошла по другому пути. После уплаты НДС и сдачи декларации она попыталась взыскать сумму налога с комитета по имуществу при администрации района как неосновательное обогащение. Предприниматель посчитала, что выкупная стоимость уже содержала в себе НДС по действующей ставке, который не был отдельно удержан ей при расчётах, но не смогла доказать это в суде (Постановление Шестого апелляционного арбитражного суда от 10.01.2018 № 06АП-6234/2017).

Заключая договор аренды с комитетом по имуществу или участвуя в аукционе по продаже муниципальной недвижимости, внимательно изучайте договор, отчёты оценщиков, аукционную документацию. Задавайте вопросы, консультируйтесь со специалистами. Только так вы сможете заключить сделку с предсказуемым результатом и на понятных вам условиях.

Дробить бизнес и работать с взаимозависимыми лицами

Дробление бизнеса под пристальным вниманием ФНС. Многие хотят снизить выручку, чтобы не утратить право на УСН, или уменьшить налоги за счёт посредников на спецрежимах. Это может обернуться крупными доначислениями, штрафами и другими неприятностями.

Пример из судебной практики

В ходе налоговой проверки было установлено, что АО «МСК «Волжский» является одновременно единственным и основным поставщиком молочной продукции для ИП Маслова П.П. и ИП Масловой О.А. Далее продукция уже без НДС продавалась от имени предпринимателей. Своих сотрудников, складов, транспорта у предпринимателей не было. Работников и контрагентов АО «МСК «Волжский» допросили. Выяснилось, что принимало заявки на поставку продукции, производило и транспортировало её исключительно само АО «МСК «Волжский». Оба предпринимателя по совместительству являлись сотрудниками общества.

Результат — признание схемы незаконной, направленной на снижение налогов и доначисление налогов в размере 18 333 712 рубля, пени в размере 1 837 022 рубля и штрафа на сумму 611 124 рубля. АО «МСК «Волжский» обжаловал решение в судебном порядке.

Спор длился больше года и дошёл до Верховного Суда РФ, который и поставил в нём точку. Определением от 30.12.2019 № 306-ЭС19-23911 по делу № А12-38538/2018 решение инспекции осталось без изменения.

При ведении бизнеса с использованием нескольких юридических лиц или ИП обязательно оценивайте возможные риски. Ищите законные варианты их снижения. Изучайте актуальную судебную практику. Анализируйте условия заключаемых договоров и проводимых сделок.

Сначала мы расскажем о форме декларации и правилах подсчёта налоговой базы. Если вы уже это знаете, можете сразу перейти к инструкции по заполнению .

Какую декларацию заполнять

За 2020 год компании и ИП на упрощёнке сдают декларацию по форме КНД 1152017 от 2016 года . Но уже за 2021 год предприниматели будут отчитываться по новой форме — её утвердили в конце 2020 года. ФНС решила обновить документ, потому что УСН претерпела несколько изменений, включая повышение ставок и расширение лимитов. Мы рассказали об этих изменениях в нашем обзорном материале .

Примечательно, что сдавать отчётность по новой форме можно и за 2020 год. Это касается предпринимателей, которые планируют заполнять декларацию 20 марта или позднее.

Как считать доходы и расходы для налоговой

Прежде чем заполнить декларацию, правильно посчитайте доходы и расходы. Обычно предприниматели ведут книги учёта доходов и расходов — по ним проще сдавать отчётность. А ещё книги помогают подтвердить суммы из деклараций, если налоговая запрашивает уточнения. Если книги нет, сдавать отчётность будет сложнее — придётся вручную считать доходы и расходы за целый год.

В декларации нужно заполнять доходы и расходы поквартально, причём нарастающим итогом. Чтобы разобраться, рассмотрим простой пример.

Саратовский предприниматель Илон занимается пошивом шорт. За 2020 год его доходы достигли 8,8 млн рублей, а расходы составили 5,7 млн. Вот как выглядят показатели по каждому кварталу.

Чтобы посчитать показатели нарастающим итогом за квартал, нужно сложить прошлый и текущий кварталы. Например, в I квартале доход 2 млн рублей, а во втором — уже 7 млн рублей. Получается, что доходы и расходы Илона нарастающим итогом будут выглядеть так.

Есть два важных момента:

1. Дата получения дохода — это день, когда деньги поступили в кассу или на расчётный счёт в банке.

2. Расходы — это экономически обоснованные траты на бизнес. Их учитывают в налоговой отчётности, если они оплачены и подтверждены документами (договорами, счетами, актами или универсальными передаточными документами).

Полный перечень расходов, которые относятся к бизнесу, указан в статье 346.16 Налогового кодекса . К примеру, он включает:

оплату нотариальных, консультационных, бухгалтерских услуг;

оплату коммуникационных и рекламных услуг;

покупку сырья, расходных материалов;

покупку рабочих инструментов;

аренду офисов и складов;

Разъяснения и уточнения по перечню обычно даёт Минфин. Если хотите найти дополнительную информацию, можете поискать письма на сайте ведомства или написать запрос через форму для обращений .

Как заполнить декларацию

Чтобы заполнить декларацию, скачайте PDF-форму и откройте её через программу Adobe Acrobat или Google Chrome. Заполнить нужно три раздела:

Если компания или предприниматель получали бюджетное финансирование или пользовались госимуществом, придётся дополнительно заполнить раздел 3.

Если не получается открыть PDF-файл, воспользуйтесь программой «Налогоплательщик ЮЛ» — скачать можно на сайте налоговой . Она подходит только для Windows: на смартфонах, Linux и MacOS сервис не работает.

Титульный лист

Декларация начинается с общей информации о предпринимателе или компании. Нужно указать полное наименование, ИНН, КПП (только для юрлиц) и информацию об отчётности. Вот несколько важных правил:

2. Налоговый период — всегда 34 . Это значит, что вы сдаёте отчётность за предыдущий год. Другие периоды указывают, когда бизнес закрывается или переходит на ОСНО.

3. Код налогового органа определяют по месту регистрации . Узнать его можно на сайте ФНС .

4. Код поля «по месту нахождения» зависит от формы бизнеса . ИП указывают « 120 », организации — « 214 ». Иногда встречаются и более редкие варианты .

Не забудьте указать наименование и основной ОКВЭД в точности, как в выписке ЕГРЮЛ. Если напишете сокращённое название, придётся подавать корректировку .

Вторую часть титульного листа заполняют только в первом столбце. ИП указывают ФИО, организации — ФИО директора. Но в обоих случаях ставят цифру «1».

Если декларацию подаёт представитель по доверенности, укажите цифру «2». В последнем блоке листа укажите номер и дату выдачи доверенности.

Раздел 2.2

Это не ошибка: обычно предприниматели заполняют сначала раздел 2.2, а потом 1.2. Дело в том, что раздел 2.2 включает информацию о доходах, расходах и налоговой базе, а раздел 1.2 — информацию о налогах к уплате. Поэтому логично сначала посчитать налоговую базу, а затем — налог.

Первую часть раздела заполните по примеру таблицы, которую мы разобрали в блоке «Как считать доходы и расходы для налоговой» . Проследите, чтобы пустых полей и клеток не осталось. Чтобы этого избежать, добавляйте тире после или вместо чисел.

Блок с убытками заполняют, если разница между доходами и расходами оказалась отрицательной. Например, если в первом квартале предприниматель получил убыток в 100 тыс. рублей, в поле «Налоговая база» оставляют прочерки, а в поле «Сумма полученного убытка» указывают «100000» .

Сумму налога посчитать несложно. Нужно налоговую базу за каждый период умножить на ставку. Но есть важный момент: минимальный налог в последней строке считают всегда. Формула простая: доход за год умножить на 1%. Эту сумму платят предприниматели, у которых налоговая база по итогам года отрицательна или равна нулю.

Раздел 1.2

Прежде чем заполнить первый раздел, узнайте код бизнеса по ОКТМО. Раньше код ОКТМО узнавали по сервису налоговой, но сейчас он не работает. Зато ОКТМО отображается в сервисе Росстата . Вот как узнать код:
1. Укажите ИНН компании или ИП.

3. Скопируйте код из строки «ОКТМО регистрации».

В первом разделе указываются суммы авансовых платежей по налогам за каждый месяц. Но теперь не нарастающим итогом, а фактически. Вот как выглядят суммы платежей в примере с саратовским предпринимателем.

Разница между доходами и расходами в первом квартале равна 1 млн рублей, значит, сумма платежа — 150 тыс. рублей. Это число и нужно указать в первой строке после очередного поля «Код ОКТМО». А если разница равна нулю, достаточно поставить прочерки.

Поля в разделе 1.2 указаны не по названию кварталов, а по сроку уплаты авансовых платежей. Вот как в них разобраться:

код 020 — первый квартал;

код 040 — второй квартал;

код 070— третий квартал;

код 100 — четвёртый квартал.

Если по итогам квартала бизнес получил убытки, заполнять нужно поля с кодами 030, 050, 080 и 100. При этом налог составит 1% от суммы дохода за период. Например, если в первом квартале ИП заработал 1 млн рублей, авансовый платёж составит 10 тыс. рублей. А если убытки были во всех кварталах, строка 100 заполняется по строке 280 из раздела 2.2.

Когда и как сдать отчётность

Сдавать нужно только заполненные листы. Распечатайте документ, подпишите и поставьте дату в нижней части каждого листа. Если сдаёте электронно с помощью ЭЦП, распечатывать и подписывать вручную не нужно.

Сроки сдачи зависят от формы бизнеса:

не позднее 31 марта — юридические лица;

не позднее 30 апреля — индивидуальные предприниматели.

Иногда сроки могут меняться. Например, если последний день выпадает на выходной, то конец срока сдвигается на следующий рабочий день. А в 2020 году из-за пандемии срок продлевали до конца июля.

Отчётность обычно сдают в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика или через операторов ЭДО (например, «Контур» или «СБИС»). Но можно сдать и в бумажном виде сразу в налоговую. Компании и ИП сдают отчётность по упрощёнке в инспекцию ФНС по месту регистрации.

Читайте также: