Договор транспортной экспедиции усн доходы

Опубликовано: 17.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ООО находится на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Организация заключила договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по международной перевозке автомобильным транспортом. Согласно условиям договора вознаграждение включает в том числе возмещение расходов экспедитора на организацию перевозки. Заказчиком услуг является российская организация. Своих машин у ООО нет, поэтому заключается договор с перевозчиком. Перевозчиком является белорусская компания, зарегистрированная в Минске. Товар едет из России в Германию.
Должна ли организация выставлять счета-фактуры с 0% НДС в адрес заказчика, сдавать журнал выставленных и полученных счетов-фактур в налоговую?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации организация, применяющая УСН и осуществляющая экспедиторскую деятельность, связанную с международными перевозками, не обязана выставлять своему заказчику счета-фактуры с применением налоговой ставки 0%.
У организации в данном случае отсутствует обязанность по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Обоснование позиции:
На основании п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Статьей 805 ГК РФ предусмотрено, что, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
При этом согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

Налогообложение операций по ставке НДС 0%

Операции по реализации услуг, в том числе транспортно-экспедиционных услуг, на территории РФ признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией в отношении товаров, перевозимых между пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой - за пределами территории РФ, признается территория РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 13.08.2013 N 03-07-08/92779).
При этом в соответствии с абзацем пятым пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, производится по налоговой ставке 0%. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Под международными перевозками товаров в целях ст. 164 НК РФ понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ (абзац второй пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Вышеуказанный перечень транспортно-экспедиционных услуг является закрытым (письма Минфина России от 09.02.2012 N 03-07-08/34, от 09.02.2012 N 03-07-13/01-08). Официальные органы разъясняют, что реализация указанных в нем услуг будет облагаться по ставке 0% при условии, что договор соответствует требованиям ГК РФ и Закона N 87-ФЗ к договору транспортной экспедиции, а услуги оказываются именно при организации международной перевозки. Если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных этим перечнем, их обложение НДС осуществляется с применением ставки 0%*(1).
В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 разъясняется, что по смыслу положений пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
Учитывая все вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации местом реализации указанных в договоре услуг транспортной экспедиции признается территория РФ, а эти услуги следует облагать НДС с применением ставки 0%*(2).

Применение УСН и обязанность по выставлению счетов-фактур

В силу п. 1 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ при реализации услуг налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС и выставить счет-фактуру в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 169 НК РФ.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 02.03.2015 N 03-07-11/10711, от 22.07.2010 N 03-07-11/303)*(3).
Согласно п. 3 определения КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П налоговая ставка, в том числе ставка 0% по НДС, является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Вместе с тем в определении ВАС РФ от 07.08.2012 N ВАС-6759/12 сообщается, что право на применение ставки НДС 0% и налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций, равно как и обязанность по представлению в налоговый орган декларации по НДС и пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, предоставлены только плательщику НДС. Из этого обстоятельства исходят и судьи арбитражных судов на местах (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.04.2013 N Ф04-961/13 по делу N А27-6539/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2011 N Ф02-4752/11 по делу N А19-5573/2011).
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации у организации отсутствует право на применение ставки НДС 0%, равно как и на указание этой ставки в счетах-фактурах. Таким образом, организация, применяющая УСН и осуществляющая экспедиторскую деятельность, по суммам вознаграждения плательщиком НДС не признается, и счета-фактуры, в том числе со ставкой НДС 0%, выставлять не должна.

Ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур

Однако экспедитор не освобождается от обязанности по выставлению счета-фактуры по услугам третьих лиц, являющихся плательщиками НДС, которые приобретаются от своего имени за счет клиента по договору транспортной экспедиции.
В п. 3.1 ст. 169 НК РФ закреплено, что лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе:
- договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента);
- договоров транспортной экспедиции;
- при выполнении функций застройщика.
Таким образом, на возмещаемые расходы (перевыставляемые затраты), облагаемые НДС, в общем случае экспедитор должен составить счет-фактуру и зарегистрировать его в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Так, автотранспортная компания (грузоперевозчик) в случае, если она является плательщиком НДС, выставляет организации-экспедитору счет-фактуру на стоимость оказанных услуг по перевозке груза клиента.
Показатели данного счета-фактуры организация-экспедитор переносит в счет-фактуру, выставляемый клиенту (письмо Минфина России от 20.01.2009 N 03-07-09/01, п. 5 письма МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость").
Поскольку в рассматриваемой ситуации перевозку осуществляет белорусский перевозчик, который не должен платить российский НДС, у организации не возникает обязанности выставления счета-фактуры в адрес клиента (принципала) по сумме автотранспортных услуг белорусского перевозчика.
Форма журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Журнал учета), и правила его ведения (далее - Правила ведения Журнала) во исполнение п. 8 ст. 169 НК РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137).
В п. 1.1 Правил ведения Журнала указано, что для налогоплательщиков НДС и лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, положения о ведении журнала применяются только в случае приобретения товаров (работ, услуг) от своего имени, стоимость которых не включается ими в расходы в соответствии с условиями заключенных договоров (то есть при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении указанных договоров)*(4).
Условие, приведенное в п. 1.1 Правил ведения Журнал, как мы поняли из рассматриваемой ситуации, не соблюдается (вознаграждение включает возмещение расходов экспедитора на организацию перевозки), поэтому обязанность по ведению Журнала учета на этом основании у организации отсутствует и применительно к ситуации, когда автотранспортной компанией выступала бы российская организация, плательщик НДС*(5).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Оформление счетов-фактур экспедитором;
- Вопрос: Организация заключает договоры транспортной экспедиции с российскими организациями на организацию доставки товаров из Республики Беларусь в РФ. В одном случае перевозку из Белоруссии в Россию осуществляет российский перевозчик, в другом - белорусский. Какой транспортный документ должен быть представлен в налоговый орган для подтверждения правомерности применения ставки НДС 0% - транспортная накладная РФ или международная товарно-транспортная накладная? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2016 г.)
- Вопрос: Организация по договору транспортной экспедиции является экспедитором. По договору услуги она оказывает самостоятельно. Однако из-за нехватки транспортных средств дополнительно был привлечен перевозчик (транспортная компания), который не является плательщиком НДС. Договор не содержит указаний на агентские отношения. Каков порядок оформления счетов-фактур? Каков порядок определения экспедитором налоговой базы по НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Кроме того, так как понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не определено, при их квалификации в целях применения указанной нормы следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст (далее - Стандарт) (п. 2 письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72, письма ФНС России от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4588@, от 16.09.2011 N ЕД-4-3/15169@, от 31.05.2011 N ЕД-4-3/8634@).
Так, согласно п. 3.1 Стандарта услуги, оказываемые грузоотправителю и грузополучателю экспедитором, подразделяют следующим образом:
- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
- оформление документов, прием и выдача грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
- страхование грузов;
- платежно-финансовые услуги;
- таможенное оформление грузов и транспортных средств;
- прочие транспортно-экспедиторские услуги.
*(2) При этом на основании п. 1 ст. 7 НК РФ, п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014), п. 28, пп. 5 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг местом реализации услуг белорусского перевозчика будет признаваться Республика Беларусь, поэтому российский НДС он платить не должен. В связи с чем у российской организации при оплате этих услуг обязанностей налогового агента по НДС не возникает (письма Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-13/1/50549, от 14.07.2015 N 03-07-13/1/40343).
*(3) При отсутствии вышеуказанных операций такие организации не должны предъявлять к оплате покупателям суммы НДС и выставлять в их адрес счета-фактуры. Обязанность по уплате налога в бюджет может возникнуть у них лишь в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, письма Минфина России от 18.11.2014 N 03-07-14/58618, от 24.10.2013 N 03-07-09/44918, от 18.07.2013 N 03-07-11/28306, от 16.05.2011 N 03-07-11/126, УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028233).
*(4) Пункт 1.1 Правил ведения Журнала введен нормой абзаца второго пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 19.08.2017 N 981, внесшего изменения в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Указанные изменения вступили в силу с 1 октября 2017 года.
Данная норма увязывается с нормой п. 5.2 ст. 174 НК РФ (за исключением той лишь разницы, что в первой упомянуты и налогоплательщики, и лица, не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, а в последней упомянуты лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога).
*(5) Экспедитор, применяющий упрощенную систему налогообложения, при оказании транспортно-экспедиционных услуг российской организации не имеет права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных ему перевозчиком (письмо Минфина России от 27.08.2015 N 03-07-11/49538).

Справочная / Договоры

Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон

🌍 Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.

Когда нужен договор транспортной экспедиции

Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.

Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.

Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.

Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.

Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.

Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.

Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.

Предмет: что экспедитор делает для клиента

Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.

Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.

Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.

Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.

По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.

Поручение экспедитору: что и куда везут

Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.

Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.

Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.

Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента

Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.

Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.

Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.

Изменение экспедиции

Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.

Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Порядок согласования изменений записывают в договор.

Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.

Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.

Срок погрузки и доставки

В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.

Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.

За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.

Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.

Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.

Удержание груза за долг по оплате

Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.

Оплата услуг экспедитора

Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.

Сроки оплаты и суммы записывают в договор.

Ответственность за повреждение и утрату груза

Экспедитор отвечает за груз клиента, если:

— вёз груз на своем транспорте;

— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;

— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.

Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.

Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.

Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.

В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.

Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.

Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.

Ответственность клиента

— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;

— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;

— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.

Обмен претензиями и суд

Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.

К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.

Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.

У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Досрочное расторжение договора

Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.

Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.

Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.

Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Посредническая деятельность — это когда те или иные действия и сделки продавцы (покупатели) товаров, работ или услуг совершают не самостоятельно, а с помощью третьих лиц — посредников. Посредники оказывают услуги по продаже или покупке товаров, работ, услуг. Когда мы можем сказать, что то или иное лицо осуществляет посредническую деятельность? Из этой статьи вы узнаете о видах применяемых сегодня посреднических договоров и их особенностях

Среди ключевых вопросов, ответы на которые важны для всех упрощенцев — посредников: как правильно учитывать доходы и расходы, когда и как составить счет-фактуру, вести ли журнал учета счетов-фактур, а также иные регистры налогового учета.

Доходы заказчика (доверителя)

Согласно общему правилу, доходы равны выручке от реализации товаров, работ, услуг. Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, которые связаны с расчетами за реализованные товары, работы, услуги и выражены в денежной и(или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 НК РФ). Разберем практические ситуации:

  1. Исполнитель перечислил заказчику денежные средства за минусом своего вознаграждения, т.е. третье лицо перечисляет деньги на счет исполнителя, который потом за вычетом своего вознаграждения перечисляет деньги заказчику. Иными словами, доверитель не перечисляет плату за услуги посреднику.

Доход заказчика в этой ситуации — это вся выручка, поступившая на счет исполнителя (при любом объекте налогообложения).

В налоговом учете при УСН доход отражается на дату поступления денежных средств на расчетный счет заказчика (Письмо Минфина России от 21.01.2013 № 03-11-06/2/06).

  1. Исполнитель участвует в расчетах, и выручка полностью поступает на его счет.

Доход заказчик признает:

  • по мнению Минфина России — на дату поступления денег на счет заказчика;
  • по мнению ФНС РФ — на дату поступления выручки на счет исполнителя;
  • арбитражная практика — на дату поступления денег на счет заказчика.

Так как единого мнения нет, то следует обратиться за письменным разъяснением в свою ИФНС.

Расходы заказчика (доверителя)

Расходы учитывает только заказчик-упрощенец, выбравший объект «доходы минус расходы». Виды расходов:

  • на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
  • расходы, произведенные исполнителем по поручению доверителя и возмещаемые доверителем на основании закона или договора.

Виды посреднических договоров

Договор поручения

Стороны договора поручения (гл. 49 ГК РФ):

  1. Поверенный (исполнитель) совершает от имени и за счет доверителя определенные юридические действия. Поверенный всегда действует от имени доверителя.
  2. Доверитель (заказчик) оплачивает (возмещает) расходы посредника, понесенные в связи с исполнением поручения, уплачивает ему вознаграждение.

Особенности договора поручения:

  1. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (заказчика).
  2. Доверитель обязан выдать поверенному доверенность на совершение юридических действий, предусмотренных договором (кроме случаев, когда полномочия поверенного очевидны из обстановки, в которой он действует).

Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него в любое время. Соглашение об отказе от этого права ничтожно.

Договор комиссии

Сторонами договора комиссии выступают (гл. 51 ГК РФ):

  1. Комиссионер (исполнитель): по поручению комитента совершает одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Комиссионеры всегда действуют от своего имени.
  2. Комитент (заказчик): возмещает посреднику израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы, за исключением расходов на хранение имущества комитента, уплачивает комиссионное вознаграждение

Агентский договор

Сторонами агентского договора выступают (гл. 52 ГК РФ):

  1. Агент (исполнитель): по поручению принципала совершает юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
  2. Принципал (заказчик): возмещает посреднику израсходованные им на исполнение агентского договора суммы, уплачивает агентское вознаграждение.

Договор транспортной экспедиции

Стороны договора транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ, Закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»):

  1. Экспедитор (исполнитель): организует выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, за счет средств грузоотправителя (грузополучателя).
  2. Грузоотправитель или грузополучатель (заказчик): возмещает экспедитору израсходованные им на исполнение договора суммы, уплачивает вознаграждение.

Особенность такого договора в том, что он признается посредническим договором только в части, в которой экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя или грузополучателя) организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Агенты и экспедиторы в зависимости от условий договора, заключенного с принципалом (клиентом), могут действовать как от своего имени, так и от имени принципала.

Безусловно, каждый вид посреднических договоров имеет свои особые глубокие юридические отличительные признаки, но существенным отличием является порядок действий посредника: комиссионер всегда действует от своего имени, поверенный — от имени доверителя, а агент может действовать как от имени принципала, так и от своего имени.

Не редки ситуации, когда, заключив договор транспортной экспедиции, стороны оформляют не экспедиторские документы (поручение и расписка), предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности", а транспортную накладную по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". В транспортной накладной экспедитор указан в качестве перевозчика, фактически перевозчиком не являясь. В счет-фактуре экспедиторов НДС выставляется со всей суммы транспортных услуг, без разбивки на вознаграждение экспедитора и стоимость перевозки. Часто перевозчиками оказываются физические лица или индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС. В итоге, налоговая инспекция отказывает заказчику экспедиторских услуг в вычете НДС.

Последняя арбитражная практика по Северо-Кавказскому округу и другим судебным округам по делам об обжаловании отказа налоговых инспекций в вычете НДС по транспортно-экспедиционным услугам складывается не в пользу налогоплательщиков (Решение АС РО от 02.11.2017 по делу А53-7577/2017; Постановление АС СКО от 04.09.2017 по делу А53-10562/2016; Постановление 15 ААС от 29.09.2017 по делу А53-18968/16; Постановление 7 ААС от 12.10.2017 года по делу А27-5098/17, Постановление 9 ААС от 03.10.2017 года по делу А40-36278/17, от 22.09.2017 года по делу А40-17498/17).

Главный аргумент налоговой, поддержанный всеми судами: транспортные услуги оказывались не теми контрагентами, которые указаны в качестве перевозчиков в транспортных накладных, транспортные средства не принадлежали экспедиторам, водители, осуществляющие перевозки, не являлись работниками экспедиторов. Экспедиторы указывали себя в качестве перевозчиков в транспортных накладных и НДС выставляли со всей суммы оказанных услуг, без разбивки на стоимость перевозки и вознаграждение экспедитора. Но фактически услуги по перевозке оказывали физические лица или индивидуальные предприниматели, плательщики ЕНВД. Экспедиторы не предоставили копии договоров перевозки с третьими лицами, копии транспортных накладных, копии счетов-фактур перевозчиков. А без этих документов заказчик имеет право на вычет НДС только с вознаграждения экспедитора.

В постановлении от 29.09.2017 года по делу А53-18968/2016 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд указывает, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени и за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающим эти услуги, в порядке, предусмотренном для комиссионеров (агентов) Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137. В целях осуществления заказчиком вычетов по НДС, к первому экземпляру счета-фактуры прилагаются копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

Если же перевозчик не является плательщиком НДС, то и права на вычет по этому НДС заказчик не имеет.

Интересно, что в этих же судебных актах арбитражные суды признали отказ налоговой принять расходы по перевозке грузов в рамках договоров транспортной экспедиции для целей налога на прибыль неправомерным, так как налоговые инспекции не опровергли несение реальных расходов на перевозку грузов.

Ставшие уже привычными аргументы налоговой о не проявлении должной осмотрительности, о нарушении контрагентами своих налоговых обязательств, о подписи неустановленных лиц на документах сами по себе в судах уже не работают. Эта судебная позиция согласуется со ст. 54.1 НК РФ: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Статья 54.1 НК РФ содержит условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога. Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий: 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; 2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В одном из последних писем ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации" подчеркивается, что пункт 2 указанной статьи содержит условия, только при соблюдении которых у налогоплательщика появляется право учесть расходы и вычеты по имевшим место сделкам, то есть установление факта нарушения налогоплательщиком данных условий является отдельным обстоятельством, при наличии которого налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов. При этом налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов при выявлении фактов нарушения хотя бы одного из установленных в пункте 2 статьи 54.1 НК РФ условий (подпункт 1 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если имеются доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) - неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора), и (или) подпункт 2 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента).

То есть, для уменьшения налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога Налоговый кодекс предусматривает одновременное соблюдение условий, указанных и в пп. 1 и в пп. 2 п. 2 ст. 45.1 НК РФ, а в вышеуказанном письме ФНС РФ подчеркивает, что для признания налоговой выгоды необоснованной достаточно нарушения одного из этих условий. Куда повернет судебная практика, пока неизвестно.

Для избегания доначислений НДС налогоплательщикам при заключении и исполнении договоров транспортной экспедиции необходимо оформлять документы, предусмотренные Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, запрашивать у экспедиторов документы о собственниках транспортных средств и (или) копии договоров аренды транспортных средств, договоров лизинга транспортных средств, копии договоров перевозки, счетов-фактур и первичных учетных документов от фактических перевозчиков.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН

Договор транспортной экспедиции имеет двоякую природу. С одной стороны, он может являться договором на оказание услуг по перевозке, а с другой – на оказание услуг по организации перевозки, то есть быть посредническим. В связи с этим у компаний, осуществ­ляющих транспортно-экспедиционную деятельность, возникают трудности по определению суммы своего дохода. Особенно актуален этот вопрос для тех из них, кто применяет объект «доходы». (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 04.09.13 № 03-11-11/36407)

Правовое регулирование экспедиторской деятельности

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Упоминание слов «за счет другой стороны» сразу же наталкивает на мысль, что договор транспортной экспедиции представляет собой разновидность посреднического договора.

Подтверждением этому служит и предусмотренная абзацем 2 пункта 1 статьи 801 ГК РФ обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от собственного имени договор (договоры) на перевозку груза.

Кроме того, пунктом 2 статьи 5 Закона № 87-ФЗ установлено, что клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Такой подход присущ именно посредническим договорам.

Но в то же время экспедитор может не только организовывать оказание услуг, связанных с перевозкой груза, но и оказывать эти услуги. Причем здесь уже не имеет принципиального значения тот факт, оказывает он эти услуги самостоятельно или с привлечением третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). А оказание услуг уже не подпадает под посредническую деятельность.

Следовательно, экспедитор в рамках исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции может выступать и в качестве посредника, и в качестве исполнителя услуг. Именно от этого и будет зависеть порядок определения суммы налогооблагаемого дохода экспедитора от оказания услуг по договору транспортной экспедиции.

Когда экспедитор - посредник

Таким образом, налогоплательщики учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Вместе с тем поступления, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в облагаемую базу не входят (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ к числу таких поступлений отнесены доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего посреднику в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору (кроме вознаграждения).

Следовательно, если из условий договора транспортной экспедиции следует, что экспедитор действует в качестве посредника, то в своих доходах он признает только сумму вознаграждения (естественно, что она должна быть выделена в договоре отдельно).

Все те средства, которые экспедитор получает от клиента в счет возмещения своих затрат по договору, не включаются ни в его доходы, ни в его расходы.

Такая схема особенно выгодна экспедиторам с объектом налогообложения «доходы».

Когда экспедитор сам оказывает услуги

Здесь доходом экспедитора будет являться вся его выручка от оказания таких услуг. Затраты, возникающие в процессе предоставления услуг по договору транспортной экспедиции, могут признаваться при налогообложении с учетом положений главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Понятно, что сделать это смогут только те экспедиторы, объект налогообложения которых «доходы минус расходы».

Официальные разъяснения

Как отмечено в комментируемом письме, налогоплательщики, осуществляющие функции экспедитора по договору транспортной экспедиции, при определении налоговой базы по единому налогу в состав доходов включают сумму вознаграждения, полученного в соответствии с названным договором.

При этом четко не установлено, что же следует считать таким вознаграждением.

Поэтому налогоплательщику стоит быть внимательным при решении данного вопроса и тщательнейшим образом изучить условия договора транспортной экспедиции, чтобы однозначно понять, как в нем определено вознаграждение.

Читайте также: