Членские взносы в тпп при усн

Опубликовано: 26.03.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ООО применяет УСН с объектом "доходы минус расходы", является членом некоммерческого партнерства.
Можно ли учитывать при формировании налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходы на уплату членских взносов в некоммерческое партнерство?
Можно ли учесть затраты на уплату вступительных и членских взносов, если организация вступает в саморегулируемую организацию?
Какими документами следует подтвердить произведенные расходы?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы по уплате членских взносов в некоммерческие партнерства не могут учитываться при формировании налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Организация вправе учесть расходы на уплату вступительных и членских взносов в саморегулируемую организацию при формировании налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как в случае обязательного, так и в случае добровольного членства.
Подтвердить осуществленные расходы налогоплательщик может следующими документами:
- копией свидетельства о членстве в саморегулируемой организации;
- платежными поручениями на перечисление взносов;
- счетами и другими документами, выданными саморегулируемой организацией.

Обоснование позиции:
Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учесть расходы, предусмотренные перечнем, содержащимся в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом указанные расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Перечень расходов, предусмотренный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, о чем свидетельствуют разъяснения Минфина России (смотрите, например, письма Минфина России от 01.11.2010 N 03-11-06/2/170, от 10.08.2010 N 03-03-06/4/75) и материалы арбитражной практики (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 07.05.2010 по делу N А65-27157/2008, Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 N 03АП-5135/2010, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 N 07АП-8812/10).
Поскольку расходы в виде членских взносов в некоммерческие партнерства в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не поименованы, они не могут учитываться при формировании налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Следует отметить, что Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" пункт 1 ст. 346.16 НК РФ дополнен подпунктом 32.1, который применяется с 01.01.2011. Указанная норма позволяет учитывать в составе расходов вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ).
До этих изменений учесть в расходах при УСН взносы в саморегулируемые организации было нельзя (письма Минфина России от 01.11.2010 N 03-11-06/2/170, от 10.08.2010 N 03-03-06/4/75, от 12.04.2010 N 03-11-06/2/57, от 28.08.2009 N 03-11-06/2/167, от 15.07.2009 N 03-11-06/2/126).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 315-ФЗ саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных законодательством, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Членство в саморегулируемой организации по общему правилу является добровольным (ч. 1 ст. 5 Закона N 315-ФЗ), а в случаях, предусмотренных законодательством, является обязательным (ч. 2 ст. 5 Закона N 315-ФЗ).
При этом пп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ не конкретизирует, в каких случаях затраты по уплате вступительных и членских взносов могут быть учтены при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН - в случаях обязательного членства в саморегулируемой организации и (или) в случае добровольного членства.
На наш взгляд, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ организация вправе учесть расходы на уплату вступительных и членских взносов в саморегулируемую организацию при формировании налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как в случае обязательного, так и в случае добровольного членства.
При этом в случае добровольного вступления в саморегулируемую организацию мы не исключаем вероятности возникновения споров с налоговыми органами относительно правомерности учета затрат на уплату вступительных и членских взносов в связи с их несоответствием критерию обоснованности (экономической оправданности) (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Разъяснения уполномоченных органов власти и судебная практика о порядке учета при применении УСН затрат по уплате членских взносов при добровольном вступлении в саморегулируемую организацию в настоящее время отсутствуют.
По поводу документального подтверждения указанных расходов сообщаем следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Законодательством РФ не установлены специальные формы документов, которыми подтверждается внесение членских, вступительных и иных взносов саморегулируемой организации.
Как разъясняет Минфин России в письме от 01.04.2010 N 03-03-06/1/207, подтвердить осуществленные расходы налогоплательщик может следующими документами:
- копиями свидетельств о членстве в саморегулируемой организации;
- платежными поручениями на перечисление взносов;
- счетами и другими документами, выданными саморегулируемой организацией.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатьев Дмитрий

19 октября 2012 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

14 Августа 2012

Расходы на вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее – Закон N 315-ФЗ) могут быть учтены при исчислении налога при применении УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» на основании пп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

Введение института саморегулируемых организаций было связано с сокращением количества видов деятельности, подлежащих лицензированию, и передачи им функций по контролю качества предоставляемых услуг (выполняемых работ) в определенных сферах деятельности.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Законом N 315-ФЗ и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ст. 3 Закона N 315-ФЗ).

Действие Закона N 315-ФЗ не распространяется на саморегулируемые организации:

  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • акционерных инвестиционных фондов;
  • управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов;
  • паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • жилищных накопительных кооперативов;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • кредитных организаций;
  • бюро кредитных историй.

Отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса таких саморегулируемых организаций, их деятельностью, а также в связи с осуществлением взаимодействия таких саморегулируемых организаций и их членов, потребителей их услуг (работ), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности (ч. 3 ст. 1 Закона N 315-ФЗ).

Законодательством РФ участие в саморегулировании предусмотрено для организаций в частности, в следующих областях:

  • инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (Глава 6.1 Градостроительного кодексы РФ);
  • энергетического обследования (ст. 18 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • теплоснабжения (ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении»);
  • осуществления деятельности ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (ст. 33.1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»);
  • осуществления деятельности аудиторов (ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • рекламы (ст. 31 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»);
  • осуществления деятельности медиаторов (ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Членство в саморегулируемой организации по общему правилу является добровольным. Но в случаях, предусмотренных федеральными законами, членство в саморегулируемых организациях является обязательным. Это относится, в частности, к членству в:

  • национальных объединениях саморегулируемых организаций (ст. 55.20 Градостроительного кодекса РФ);
  • саморегулируемых организациях в области энергетического обследования (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • саморегулируемых организациях аудиторов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • саморегулируемых организациях кредитных кооперативов (п. 4 ст. 35 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Добровольным является членство, например, в саморегулируемой организации жилищных накопительных кооперативов (ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

Добровольным является и членство, в частности, в саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»), а также в саморегулируемой организации, объединяющей негосударственные пенсионные фонды (ч. 1 ст. 36.26 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»). Но при этом следует иметь в виду, что негосударственные пенсионные фонды, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг не могут применять УСН (п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Следует обратить внимание, что пп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ не указывает на то, в каких случаях затраты по уплате членских взносов могут быть учтены при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН – в случаях обязательного членства в саморегулируемой организации или в случае добровольного членства.

По нашему мнению, поскольку пп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ не устанавливает прямого запрета на включение в расчет налога расходов в случае вступления налогоплательщика в саморегулируемую организацию на добровольной основе, то в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, можно учитывать расходы как на обязательное, так и на добровольное членство в саморегулируемых организациях.

Однако, иное мнение было высказано Минфином РФ относительно порядка учета расходов на добровольное членство в саморегулируемой организации в целях исчисления налога на прибыль. Так, по его мнению, в случае вступления налогоплательщика в саморегулируемую организацию на добровольной основе расходы по вступлению в саморегулируемую организацию в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются (письмо Минфина РФ от 22 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/608).

Аналогичные разъяснения о порядке учета при применении УСН затрат по уплате членских взносов при добровольном вступлении в саморегулируемую организацию, в настоящее время отсутствуют. Поэтому, при применении данного подпункта, налогоплательщику следует иметь в виду, что возможны споры с налоговыми органами в случае, если им будет принято решение о включении расходов на добровольное членство в саморегулируемой организации.

На основании п. 5 ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ положения пп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ применяются с 1 января 2011 г. Поэтому налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не имели права в 2010 г. учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу расходы в виде вступительных взносов, членских взносов, уплачиваемых при вступлении в саморегулируемую организацию (Пписьмо Минфина РФ от 4 марта 2011 г. N 03-11-06/2/31).

Расходы по уплате взносов включаются в состав расходов после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Иванова Елена Николаевна,

Эксперт по налогообложению ООО "Мир Консалтинга".

Размер членского взноса на 2021 г.

Членский взнос 2021

Услуги для членов Кузбасской ТПП на 2021 г.

Пакет Базовый

Пакет Premium

Пакет Gold Premium

Представление и защита интересов бизнеса

Участие в работе общественных формирований КТПП по отраслям и направлениям деятельности для обсуждения и решения проблем и вопросов, возникающих в той или иной сфере предпринимательской или общественной деятельности

Возможность участия в работе Общественно-экспертных советов при органах государственной власти

Содействие в представлении интересов членов КТПП на территории другого региона, государства, используя возможности системы ТПП РФ

Информирование о коммерческих предложениях

Информирование о мероприятиях, конференциях, семинарах, выставках, ярмарках, форумах и других конгрессных мероприятиях в России и за рубежом

Обеспечение доступа к базе данных членов КТПП через Личный кабинет

Рассылка еженедельного электронного делового издания «Деловая среда с Кузбасской ТПП»

Подключение к информационному порталу ТПП РФ «ЭТО Бизнес»

Подключение к информационному Viber - чату КТПП

Электронная рассылка информации о члене КТПП, выпускаемой им продукции, предоставляемых услугах, коммерческих и инвестиционных предложениях среди деловых кругов региона

Публикация в электронном издании «Деловая среда с Кузбасской ТПП» коммерческих предложений членов палаты

Размещение рекламы на сайте Кузбасской ТПП в разделе «Представляем члена Палаты»

Публикация постов в соцсетях Кузбасской ТПП о деятельности членов КТПП со ссылкой на интернет-ресурс

Распространение рекламных материалов членов КТПП на организуемых Палатой мероприятиях

Проведение рекламных акций, мини-презентаций компании на мероприятиях, организуемых Палатой на территории Кемеровской области

Размещение информации о членах КТПП на стенде Кузбасской ТПП на выставках, ярмарках Кемеровской области

Участие в мероприятиях, проводимых ТПП

Участие в деловых встречах, семинарах, презентациях, выставках, в том числе с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления, иностранных делегаций, организаций из других регионов (кроме мероприятий, проводимых на коммерческой основе)

Участие в розыгрышах бесплатных пригласительных билетов на тренинги/мастер-классы/семинары

Поддержка репутации и имиджа бизнеса

Возможность участия в проекте ТПП РФ «Реестр надежных партнеров»

Предоставление рекомендательных писем для партнеров, в том числе зарубежных

Участие в ежегодном конкурсе на соискание национальной премии в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий», организуемом ТПП РФ на бесплатной основе

Участие в региональном конкурсе «Бренд Кузбасса», проводимом КТПП совместно с Администрацией Кемеровской области со скидкой

Предоставление площадки КТПП для проведения мероприятия/встречи с партнерами. Организационное сопровождение

Предоставление информационной поддержки КТПП при организации и проведении мероприятия

по внешнеэкономической деятельности (поиск партнеров в России и за рубежом, проверка надежности контрагентов, содействие в организации экспортно-импортных сделок и таможенном оформлении, порядок и особенности оформления сертификата страны происхождения товара)

по использованию, охране и защиты интеллектуальной собственности

по регистрации товарного знака

по вопросам участия в государственных, муниципальных и корпоративных закупках (44-ФЗ и 223-ФЗ)

по применению электронно-цифровой подписи

по использованию ИТ-инструментов (CRM-системы, e-mail-маркетинг)

по информационному, рекламному продвижению предприятия (продукта), копирайтингу, делопроизводству, организации деловой переписки

по предоставлению информации о рыночных ценах на товары и услуги

по современным формам оценки компетенций и квалификаций работников

по подбору пакета образовательных услуг для нужд предприятия

по организации презентации предприятия (продукта) с привлечением целевой аудитории

по юридическим вопросам коммерческой деятельности

по оценке собственности (о действующем законодательстве, о процедуре оспаривания кадастровой стоимости, предварительный расчет стоимости ЗУ, ОКС для принятия решения о целесообразности проведения оценки, по вопросам реконструкции и перепланировки, узаконивания строений)

по финансово-экономическим и бухгалтерским экспертизам (помощь в содержании и формулировках вопросов эксперту для исковых заявлений, ходатайств о назначении судебных экспертиз, предварительный анализ пакета документов для проведения экспертиз)

по экспертизе и лабораторным исследованиям (поиск нужной лаборатории для исследования, анализ договоров на поставку товаров в части требования к качеству, упаковке, маркировке)

по всем видам экспертиз (лингвистической, почерковедческой, строительно-технической экспертизе)

по внедрению антикоррупционных стандартов управления (комплаенс)

по вопросам медиации (посредничеству) при переговорах сторон

по бизнес-планированию (разработка и экспертиза бизнес-планов, маркетинговые исследования рынка)

по сопровождению инвестиционных проектов

Все коммерческие услуги Кузбасской ТПП предоставляются членам Палаты со скидкой

Работа с персональным менеджером КТПП, разработка индивидуального графика совместной работы на год, приоритетное рассмотрение возникающих вопросов

Для предприятий – производителей экспортируемой продукции предоставляется скидка от основного тарифа на услуги по:

удостоверению сертификатов происхождения в сумме, не превышающей 50 000 рублей за календарный год;

Куда идут членские взносы в СНТ

Членские взносы в садоводствах — это регулярные платежи, которые должны вносить все члены СНТ для оплаты общих расходов товарищества.

Часть 1 статьи 14 Федерального закона № 217-ФЗ гласит: в СНТ существует две формы взносов — членские и целевые.

Целевые взносы обычно собирают по мере возникающих нужд товарищества. Например, для оплаты разовых кадастровых работ, для приобретения имущества общего пользования или проведения мероприятий, утвержденных на общем собрании СНТ.

В отличие от целевых, членские взносы на садовый участок оплачиваются регулярно. А расходовать их разрешается только на постоянные нужды товарищества.

Полный перечень таких расходов также регулирует закон. На основании статьи 14 Федерального закона № 217-ФЗ собранные членские взносы разрешено расходовать только на:

  • содержание имущества общего пользования и оплату регулярных платежей за его аренду;
  • оплату услуг ресурсоснабжающих организаций;
  • расчет с компаниями, обеспечивающими вывоз мусора;
  • благоустройство земель, предназначенных для общего пользования;
  • охрану общей территории садоводчества и обеспечение норм противопожарной безопасности;
  • организацию аудиторских проверок садоводческого товарищества;
  • зарплату сотрудникам, работающим по трудовому договору с СНТ;
  • организацию и проведение регулярных общих собраний;
  • выплату налогов, обязательных для садоводства.

Периодичность и срок внесения регулярных взносов определяется уставом каждого товарищества. Однако собирать взносы чаще, чем один раз в месяц, запрещено законом.


Кто должен платить

Платить членские взносы обязаны только члены СНТ. Но это не значит, что индивидуальные владельцы участков освобождаются от внесения средств в копилку товарищества.

На основании п. 3 ст.5 Федерального закона № 217-ФЗ, собственники, не являющиеся членами товарищества, также должны платить за содержание имущества общего пользования. Ежегодный размер этой платы равен сумме целевых и членских взносов, которые вносят члены СНТ в течение года. А это значит, что разница заключается только в фактическом названии выплат.

В законе не прописан фиксированный размер регулярных выплат на нужды СНТ. Поэтому председатель и члены правления садоводческих товариществ рассчитывают размер выплат самостоятельно на основании приходно-расходной сметы.

Однако председатель СНТ не имеет права назначать сумму взносов без согласования с членами товарищества. Размер регулярных выплат утверждается на общем собрании.

Выступая перед членами товарищества, председатель должен подтвердить необходимость сбора обозначенной суммы и предоставить собравшимся дачникам финансово-экономическое обоснование всех планируемых расходов.


Споры о размере платежей

Иногда из-за размера платежей разгораются жаркие споры. Например, о такой ситуации СНТклубу рассказал один из садоводов Подмосковья. По его словам, на общих собраниях часть людей требует делить размер взносов по соткам, вторая часть — по количеству участков. «И те, и другие правы. Одни на шести сотках платят так же, как другие на двенадцати сотках. Но те, кто на двенадцати сотках, не могут платить вдвое больше. Ведь, например, коммунальные платежи за трехкомнатную квартиру не вырастают в три раза по сравнению с однокомнатной. Платят лишь часть платежей согласно квадратным метрам. А такие вещи, как домофон, радиоточка, антенна все платят одинаково. У нас доходит до скандала», — завершает садовод свой рассказ.

Вот что отвечает на это юрист СНТклуба:

— Пункт 7 ст. 14 Федерального закона № 217-ФЗ указывает на то, что размер взносов может быть прямо пропорционален размеру участка или площади объектов недвижимого имущества. Так как получить объективную информацию обо всех этих объектах в СНТ на практике малореально, то используют расчет взносов, исходя из размеров участка. Если не все участки в СНТ одинаковой площади, то зачастую за единицу измерения берется сотка.

Принцип расчета взносов должен быть отражен в уставе, изменения в который нужно принимать на общем собрании членов товарищества.

Но важно понимать, что любой принцип расчета взносов не будет удовлетворять всех членов СНТ. Какой бы вариант вы ни выбрали, всегда кому-то это будет казаться несправедливым. Данная норма закреплена в законе именно для того, чтобы снять напряжение в такой непростой ситуации.

14 Августа 2012

Расходы на вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее – Закон N 315-ФЗ) могут быть учтены при исчислении налога при применении УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» на основании пп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

Введение института саморегулируемых организаций было связано с сокращением количества видов деятельности, подлежащих лицензированию, и передачи им функций по контролю качества предоставляемых услуг (выполняемых работ) в определенных сферах деятельности.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Законом N 315-ФЗ и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ст. 3 Закона N 315-ФЗ).

Действие Закона N 315-ФЗ не распространяется на саморегулируемые организации:

  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • акционерных инвестиционных фондов;
  • управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов;
  • паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • жилищных накопительных кооперативов;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • кредитных организаций;
  • бюро кредитных историй.

Отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса таких саморегулируемых организаций, их деятельностью, а также в связи с осуществлением взаимодействия таких саморегулируемых организаций и их членов, потребителей их услуг (работ), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности (ч. 3 ст. 1 Закона N 315-ФЗ).

Законодательством РФ участие в саморегулировании предусмотрено для организаций в частности, в следующих областях:

  • инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (Глава 6.1 Градостроительного кодексы РФ);
  • энергетического обследования (ст. 18 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • теплоснабжения (ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении»);
  • осуществления деятельности ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (ст. 33.1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»);
  • осуществления деятельности аудиторов (ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • рекламы (ст. 31 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»);
  • осуществления деятельности медиаторов (ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Членство в саморегулируемой организации по общему правилу является добровольным. Но в случаях, предусмотренных федеральными законами, членство в саморегулируемых организациях является обязательным. Это относится, в частности, к членству в:

  • национальных объединениях саморегулируемых организаций (ст. 55.20 Градостроительного кодекса РФ);
  • саморегулируемых организациях в области энергетического обследования (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • саморегулируемых организациях аудиторов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • саморегулируемых организациях кредитных кооперативов (п. 4 ст. 35 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Добровольным является членство, например, в саморегулируемой организации жилищных накопительных кооперативов (ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

Добровольным является и членство, в частности, в саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»), а также в саморегулируемой организации, объединяющей негосударственные пенсионные фонды (ч. 1 ст. 36.26 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»). Но при этом следует иметь в виду, что негосударственные пенсионные фонды, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг не могут применять УСН (п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Следует обратить внимание, что пп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ не указывает на то, в каких случаях затраты по уплате членских взносов могут быть учтены при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН – в случаях обязательного членства в саморегулируемой организации или в случае добровольного членства.

По нашему мнению, поскольку пп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ не устанавливает прямого запрета на включение в расчет налога расходов в случае вступления налогоплательщика в саморегулируемую организацию на добровольной основе, то в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, можно учитывать расходы как на обязательное, так и на добровольное членство в саморегулируемых организациях.

Однако, иное мнение было высказано Минфином РФ относительно порядка учета расходов на добровольное членство в саморегулируемой организации в целях исчисления налога на прибыль. Так, по его мнению, в случае вступления налогоплательщика в саморегулируемую организацию на добровольной основе расходы по вступлению в саморегулируемую организацию в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются (письмо Минфина РФ от 22 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/608).

Аналогичные разъяснения о порядке учета при применении УСН затрат по уплате членских взносов при добровольном вступлении в саморегулируемую организацию, в настоящее время отсутствуют. Поэтому, при применении данного подпункта, налогоплательщику следует иметь в виду, что возможны споры с налоговыми органами в случае, если им будет принято решение о включении расходов на добровольное членство в саморегулируемой организации.

На основании п. 5 ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ положения пп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ применяются с 1 января 2011 г. Поэтому налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не имели права в 2010 г. учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу расходы в виде вступительных взносов, членских взносов, уплачиваемых при вступлении в саморегулируемую организацию (Пписьмо Минфина РФ от 4 марта 2011 г. N 03-11-06/2/31).

Расходы по уплате взносов включаются в состав расходов после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Иванова Елена Николаевна,

Эксперт по налогообложению ООО "Мир Консалтинга".

Читайте также: