Аудит расчетов по усн

Опубликовано: 26.03.2024

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности?
Посмотреть ответ

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб.
Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление которых и является задачей налогового аудита.

Существует правило (стандарт) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов», но в связи с часто меняющимся законодательством, данный стандарт при проведении налогового аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения не применим с 01.01.2003.

При проведении аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения аудитор может руководствоваться методикой для регламентации аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами».

Под аудитом расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения понимается выполнение аудиторской организацией аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских (при условии ведения бухгалтерского учета) и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным Главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (минимального налога) и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды, установленных в соответствии с законодательством для экономических субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Перед проведением налогового аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения аудиторская организация должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение аудиторского задания, относительно цели и характера предстоящей работы, содержания подготавливаемых итоговых документов, а также в определении состава и круга лиц, которые будут знакомиться с результатами работы.

Аудиторское задание по проведению налогового аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения оформляется договором в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. При заключении договора аудиторская организация должна руководствоваться положениями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг».

В договоре на проведение налогового аудита по расчетам с бюджетом при упрощенной системе налогообложения четко обозначаются вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации. При этом вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.

В процессе проведения налогового аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта» и (или) работу другой аудиторской организации в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы другой аудиторской организации». Использование работы эксперта и (или) другой аудиторской организации не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых услуг.

Выполнение работ по налоговому аудиту расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения может включать несколько этапов, в частности:

  • а) предварительная оценка системы налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения экономического субъекта;
  • б) правомерность применения экономическим субъектом упрощенной системы налогообложения (соблюдение им условий и ограничений, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 346.12 Налогового кодекса);
  • в) соблюдение экономическим субъектом срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (указанного в ст. 346.10 Налогового кодекса);
  • г) соблюдение экономическим субъектом ограничений, установленных пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса;
  • д) правильность исчисления налоговой базы по единому налогу на предмет правильности определения доходов и расходов, а также правомерности уменьшения налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, руководствуясь ст.ст. 346.15 - 346.18 Налогового кодекса;
  • е) проверка обоснованности применения налоговых ставок в зависимости от выбранного объекта налогообложения;
  • ж) правильность определения убытка, уменьшающего налоговую базу по единому налогу. Правомерность переноса убытка на следующие налоговые периоды;
  • з) правильность уплаты минимального налога, в соответствии с п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса;
  • и) правомерность уменьшения суммы единого налога, подлежащей уплате за отчетный (налоговый) период на сумму исчисленных и уплаченных за этот же период времени по всем основаниям страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных работникам из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности (п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса);
  • к) полноту и своевременность уплаты единого и минимального налогов, а также иных налогов и сборов, не перечисленных в ст. 346.11 Налогового кодекса;
  • л) правильность исчисления и уплаты налогов, от которых в соответствии с п. 2 ст. 346.11, экономический субъект, применяющий упрощенную систему налогообложения не освобожден;
  • м) определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • н) проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • о) оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • п) предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемой экономическим субъектом упрощенной системы налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными Книги учета доходов и расходов, платежными документами, данными формы 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения. Вместе с тем, экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, на основании п.3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Аудиторская организация при проведении аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения вправе воспользоваться:

  • - данными Книги учета доходов и расходов экономического субъекта, применяющего упрощенную систему;
  • - первичными документами, подтверждающих получение доходов и оплату понесенных расходов, платежные документы, подтверждающие правильность отражения сумм экономическим субъектом сведений, отраженных в налоговых деклараций (а также платежные поручения, приходные (расходные) кассовые ордера, гражданско-правовые договора, фискальные отчеты контрольно-кассовой техники, авансовые отчеты, кассовая книга, первичные платежные документы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Помимо проведения налогового аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения аудиторская организация может оказывать иные сопутствующие услуги по налоговым вопросам. При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у экономического субъекта при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Как, например, предложить экономическому субъекту, применяющему упрощенную систему налогообложения, вести бухгалтерский учет, так как существует риск в течение налогового периода превысить ограничения, установленные п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса. Данное предложение выносится в связи с тем, что экономический субъект при превышении установленного законодательством лимита, считается перешедшим на классическую систему налогообложения с того квартала, в котором было допущено нарушение, а значит будет нести дополнительные затраты по восстановлению бухгалтерского учета.

Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательство противного.

Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью. Аудиторская организация может сообщить лицу, заказавшему выполнение аудита по расчетам с бюджетом при упрощенной системе налогообложения, о своих профессиональных подходах к проведению работ, рассчитанном уровне существенности и использовании выборочного метода.

Аудиторская организация может являться уполномоченным представителем экономического субъекта как налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством.

Наименование услуги
Первичная консультация
Налоговый аудит по УСН







Ant Teq

Целями обращения клиента в юридическую компанию «АВТ Консалтинг» были аудит договорных отношений на предмет выявления рисков, а также оптимизация налоговой нагрузки организации. Читать полностью

В рамках проекта сотрудники «АВТ Консалтинг» провели комплексный анализ договоров компании, исследовали их условия на предмет соответствия требованиям ведения бухгалтерского и налогового учета. Разъяснили нюансы подтверждения перед налоговыми органами проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов. Стороны обсудили существующие налоговые проблемы и потенциальные риски. Читать полностью

По итогам было составлено заключение, в котором нашли отражение рекомендации по устранению выявленных рисков, разработанные способы налоговой оптимизации.

Благодаря слаженной и оперативной работе сотрудников «АВТ Консалтинг», внимательному отношению ко всем деталям и прекрасному знанию действующего законодательства и практики его применения, специалисты «АВТ Консалтинг»смогли защитить интересы нашей организации на высшем уровне. Читать полностью


По результатам выездной налоговой проверки компании было доначислено несколько миллионов рублей.Клиент поставил сотрудникам юридической компании «АВТ Консалтинг» задачу минимизировать налоговые доначисления с целью сохранения оборотных денежных средств и возможности продолжать вести стабильную финансово-хозяйственную деятельность. Читать полностью

Юристы «АВТ Консалтинг» представляли интересы компании при прохождении выездной налоговой проверки, разработали аргументы, подтверждающие налоговую невиновность клиента. Спор с налоговым органом удалось разрешить на этапе досудебного обжалования. В частности, были составлены возражения на акт выездной проверки. Выстроена линия защиты компании, основанная на тенденциях в судебной практике, разъяснениях ФНС России и Минфина России. Читать полностью

В результате по итогам рассмотрения возражений налоговый орган согласился с аргументами налогоплательщика и снизил доначисления на 91%.

Группа компаний «Автокомпонент» выражает огромную благодарность юридической компании «АВТ Консалтинг» за высокий профессионализм в работе. Ваша чуткая забота о клиенте, сопряженная с блестящим знанием права и богатым опытом, помогли решить все поставленные перед нами правовые задачи. Читать полностью


Цели проекта – сопровождение специалистами юридической компании «АВТ Консалтинг» выездных и камеральных налоговых проверок предприятий, входящих в холдинг Rolsen, разработка стратегии взаимодействия с проверяющими лицами, представление интересов клиента в спорах с налоговыми органами, защита в арбитражных судах г. Москвы и других регионов. Читать полностью

Наша организация неоднократно обращалась к специалистам «АВТ Консалтинг» за юридическими консультациями и поддержкой, и всегда получала квалифицированную помощь юристов. Читать полностью

В процессе совместной работы мы убедились в высокой квалификации сотрудников Вашей компании. Профессионализм и обязательность юристов позволили нам оперативно и качественно решать любые вопросы в области юридического сопровождения нашей организации.

Гибкий подход и ответственность в работе помогли нашей компании минимизировать финансово-юридические риски и усовершенствовать правовое обеспечение деятельности предприятия.


Недобросовестный контрагент имел перед Клиентом «АВТ Консалтинг» задолженность по договору поставки в размере более 2 млн рублей. В ходе рассмотрения дела предъявил встречный иск. Мотивируя свои требования тем, что получил некачественный товар. Обжаловал решение суда, принятое в пользу Клиента «АВТ Консалтинг», в апелляционном и кассационном порядке. Читать полностью

Юристы «АВТ Консалтинг» разработали стратегию защиты и успешно отстояли интересы Клиента в судах трех инстанций. Арбитражный суд города Москвы вернул встречный иск. Читать полностью

Удовлетворил исковые требования в полном объеме. Девятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа решение суда первой инстанции оставили в силе.

  • Требование истца и встречное требование имеют разное основание: отличаются номера партий товара, даты поставки, номера товарных накладных. Данные требования не исключают друг друга. Взаимная связь между исками отсутствует.
  • Вынесение определения о возвращении встречного иска, переход из предварительного заседания в основное, рассмотрение дела по существу и принятие решения в одном судебном заседании правомерно. Так как в АПК РФ отсутствуют нормы, обязывающие суд после вынесения определения о возвращении встречного иска назначить отдельное предварительное или основное заседание. От ответчика не поступали возражения относительно рассмотрения дела в его отсутствие.
  • Возвращение встречного иска не нарушает право его заявителя на судебную защиту. Истец по встречному иску вправе повторно подать иск в суд.
  • АПК РФ не запрещает одновременно подать отзыв на иск и встречный иск. Представление в суд отзыва на иск – это обязанность ответчика. Предъявление встречного иска – это право ответчика.
  • Кассация не рассматривает доводы ответчика о необоснованности возвращения судом первой инстанции встречного иска, если соответствующее определение не было обжаловано в апелляционной инстанции.

Елена Тарасова

Все расходы, которые можно учесть при УСН «доходы минус расходы», перечислены в ст. 346.16 НК РФ. Но кроме списка разрешённых расходов, нужно знать правила их признания. Из-за обобщённых и размытых формулировок упрощенцы сталкиваются со множеством неурегулированных ситуаций, в которых цена ошибки — доначисление налога, пени и штрафы. Разберемся с правилами учёта расходов, в признании которых часто встречаются ошибки.

  • Расходы на борьбу с коронавирусом
  • Расходы на переподготовку кадров
  • Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля
  • Расходы на объекты интеллектуальной собственности
  • Расходы на внутренний туризм и отдых сотрудников

Расходы на борьбу с коронавирусом

Это новый вид расходов, который появился в 2020 году. В связи с ним п. 1 ст. 346.16 НК РФ в апреле дополнили пп. 39, который позволяет учесть на упрощёнке следующие расходы:

  • на покупку спецодежды, масок и перчаток для сотрудников;
  • покупку санитайзеров, термометров, лабораторного оборудования, обеззараживающих приборов;
  • дезинфекцию помещений.

Внимание! Работодатели, которые за свой счёт тестировали сотрудников на коронавирусную инфекцию COVID-19 и антитела к ней, не могут учесть эти расходы при расчёте налога на УСН (Письмо Минфина от 23.11.2020 № 03-11-06/2/101770).

Расходы на подготовку и переподготовку кадров

При расчёте налога на УСН можно учесть расходы на обучение, если они соответствуют следующим требованиям (пп. 33 п.1 ст. 346.16 НК РФ):

  1. На обучение отправили сотрудников налогоплательщика (письмо Минфина от 09.08.2013 № 03-11-11/167).
  2. У образовательного учреждения есть лицензия.
  3. Договор заключён между образовательным учреждением и работодателем. Оплату по договору, оформленному на сотрудника, учесть в расходах нельзя (письмо Минфина от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2614).

Расходы на обучение должны быть экономически обоснованы. Это значит, что обучаемый сотрудник должен применять полученные знания на своём рабочем месте. Например, организация оплатила курсы английского языка. По запросу налоговой, возможно, придётся пояснить, как работники будут использовать полученные знания. Если для общения с иностранными клиентами или подготовки документов, то расход обоснован. А если курсы задумывались как способ повысить привлекательность компании как работодателя, затраты нельзя включать в расходы.

Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля

Основная трудность в учёте компенсаций за использование личного транспорта — правильное документальное оформление. Если выплачивать деньги без обоснования, возможны проблемы не только с расходами при УСН, но и с НДФЛ и страховыми взносами. Чтобы избежать ошибок, необходимо сделать следующее:

  1. С каждым сотрудником, получающим компенсацию, оформить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 188 ТК РФ).
  2. В соглашении закрепить порядок расчёта суммы компенсации, расход ГСМ (например, 5.5 л на 100 км).
  3. Продумать систему учёта использования автомобилей в служебных целях. Это могут быть путевые листы на поездки, общая ведомость учёта, в которой отражается дата, время убытия и прибытия, куда поехал, количество проеханных километров. Цель учёта — обеспечить возможность в конце месяца понять, сколько километров сотрудник проехал в служебных целях.
  4. Собрать чеки на ГСМ.

Если всё оформлено верно, с выплаченных компенсаций не придётся платить НДФЛ и страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, письмо Минфина от 06.12.2019 № 03-04-06/94977, письмо ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@).

Для целей налогообложения можно учесть расходы на компенсацию использования личного транспорта только в пределах норм (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92):

  • 1200 рублей в месяц для автомобилей с рабочим объёмом двигателя до 2 000 куб. см.;
  • 1500 рублей в месяц — для автомобилей с двигателем более 2000 куб. см.

По мнению Минфина, в этот норматив входят ГСМ, ремонт, парковка и прочие расходы. Поэтому даже если вы установили ежемесячную компенсацию в большем размере, в расходах при УСН можно будет учесть только сумму в пределах лимита.

Расходы на объекты интеллектуальной собственности

Объекты интеллектуальной собственности перечислены в ст. 1225 ГК РФ. Это программы для ЭВМ, товарные знаки, аудиовизуальные произведения, полезные модели, базы данных и другое. Метод учёта затрат зависит от того, в какую статью НК РФ включен тот или иной объект.

  1. Нематериальные активы, которые будут использоваться более 12 месяцев (пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). После оплаты их можно включать в расходы равномерно, по отчётным периодам, до конца года, в котором был приобретён нематериальный актив (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Например, вы купили товарный знак за 100 000 рублей в феврале 2021 года и оплатили в этом же месяце. В течение четырёх кварталов года, нужно будет учитывать в расходах по ¼ суммы — по 25 000 рублей. Еще один товарный знак за 100 000 рублей купили в июле. Его стоимость будет учтена в расходах в третьем и четвёртом кварталах по ½ от стоимости — по 50 000 рублей.
  2. Объекты интеллектуальной собственности, перечисленные в пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ — исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау, топологии интегральных микросхем и права на их использование на основании лицензионного договора. Такие расходы можно учесть сразу в полной сумме.

Нередко приобретённый объект интеллектуальной собственности подпадает под оба пункта одновременно. Допустим, вам нужно учесть расходы на покупку базы данных, которая будет использоваться более 12 месяцев. Получается, можно применить как пп. 2 п. 1 ст. 346.16, так и пп. 2.1 п.1 ст. 346.16. В таких случаях выгоднее использовать пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 и списать в расход всю сумму сразу. А если приобретаете исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые не упомянуты в пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16, то тогда следует использовать только пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В отдельный пп. 19 п. 1 ст. 346.16 выделены расходы на приобретение неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, а также их обновление по договорам с правообладателем. Если вы используете Норматив или Экстерн, то расходы на их приобретение и обновление учитывают по правилам пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ — в полной сумме после оплаты.

Расходы на внутренний туризм и отдых сотрудников

Оплату путёвок для сотрудников включают в состав расходов на оплату труда, перечисленных в ст. 255 НК РФ. Эти правила распространяются и на УСН, поэтому упрощенцы могут уменьшить налоговую базу за счёт расходов на внутренний туризм и отдых своих работников. Но есть несколько условий:

  1. Максимальный размер расходов — 50 000 рублей на человека (п. 24.2 ст. 255 НК РФ). Это значит, что если путёвка взрослого стоит 65 000 рублей, а ребёнка 30 000, то в расходы пойдёт 80 000 рублей, а не 95 000 рублей.
  2. В расходы можно включить не только стоимость путёвки для работника, но и для членов его семьи.
  3. Распространяется только на поездки по России.
  4. Это должен быть комплексный турпродукт — путёвка, которая куплена у туроператора. В неё могут входить проезд, проживание, питание, экскурсии, страховки и другое, но это должен быть единый пакет услуг по договору между туроператором или турагентом и работодателем.

С 01.01.2022 вступают в силу поправки в НК РФ, разрешающие работодателю учитывать расходы на санаторно-курортное лечение работников по прямому договору с санаторием, а также компенсировать затраты работников и членов их семей (Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ).

Есть лимит включения таких расходов в налоговую базу (п. 16 ст. 255 НК РФ). Совокупные социальные расходы организации, например, на медицинские страховки для сотрудников и расходы на внутренний туризм, не могут превышать 6 % от ФОТ работодателя.

Елена Тарасова, юрист, налоговый консультант
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Светлана Валюнина

Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Светлана Валюнина

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Специальные налоговые режимы дают послабления в части налогов и отчетности, но не освобождают от налоговых проверок. Организации на спецрежимах проверяют так же тщательно, как и организации на общей системе налогообложения.

Если при проверке компании на общей системе налоговики уделяют пристальное внимание НДС и налогу на прибыль, то на спецрежимах (УСН, ЕНВД) инспекторов прежде всего интересует, правомерно ли компания применяет льготный режим и правильно ли считает единый налог по упрощенке, налог на «вмененке» и единый сельхозналог.

Срок выездной проверки «спецрежимников» стандартный – 2 месяца, но его в некоторых случаях могут продлить.

Подробнее о том, как проходят проверки организаций на спецрежимах, и о самых частых претензиях налоговиков читайте в нашей статье.

Инспекторы ищут необоснованную налоговую выгоду

Специальные налоговые режимы, а особенно «упрощенку», часто используют для того чтобы уйти от налогов. Для этого крупные фирмы применяют схему дробления бизнеса, когда компанию формально делят на несколько более мелких и переводят их на льготный режим. Также ИП на УСН 6% или на патенте используют для вывода денег. ФНС знает об этих схемах, поэтому проверяет «спецрежимников» с особым пристрастием, если есть повод подозревать незаконную налоговую экономию.

Пример № 1. Компания, которая реализует моторное топливо, выкупила имущество в собственность через специально созданные фирмы на УСН, чтобы не платить налог на имущество. Кроме того, компания еще и снижала налог на прибыль, т.к. арендовала у этих фирм имущество по завышенной стоимости. Налоговики раскрыли схему, оштрафовали компанию и доначислили налоги на несколько миллионов рублей.

Здесь пострадала основная компания, но в судебной практике есть случаи, когда наказывают и самого спецрежимника.

Пример № 2. Выездную проверку провели в отношении даже не фирмы, а простого предпринимателя на патентной системе. Он якобы оказывал услуги ремонта и техобслуживания транспорта, а на самом деле сделки были нереальными, и через него просто выводили наличность, в сумме «набежало» больше 20 млн руб. Все эти деньги предпринимателю вменили как доход, не связанный с патентной деятельностью. Доначисленный НДФЛ, пени и штрафы в общей сложности составили 3,5 млн руб.

Таких примеров можно привести очень много. Проверить могут кого угодно, и невозможно предсказать, какое звено цепочки пострадает, поэтому нужно осознанно подходить к созданию новых юрлиц и ИП в структуре вашего бизнеса.

Кого проверят в первую очередь

Справедливости ради нужно отметить, что есть фирмы на спецрежимах, которые налоговая не трогает годами. Это не значит, что ими вообще не интересуются. Просто при камеральных проверках деклараций УСН, ЕНВД, ЕСХН инспекторы не находят ничего подозрительного, и деятельность фирмы не вызывает вопросов.

В план выездных проверок УСН и других спецрежимов в первую очередь попадут компании, которые приближаются к пороговым значениям показателей, дающих право применять льготный налоговый режим. Это прописано в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Еще очень важный критерий: если у налогового органа имеются сведения об участии «спецрежимника» в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) если результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о повышенной вероятности совершения налоговых правонарушений.

В группу риска фирма попадает, если приблизилась к пороговым значениям меньше чем на 5%, например:

  • при лимите доходов для «упрощенцев» в 150 млн руб. доход фирмы составил 145 млн руб.

  • при ограничениях торговой площади на ЕНВД 150 квадратными метрами площадь магазина – 145 метров;
  • число сотрудников – 98 при ограничениях для спецрежимов в 100 человек;
  • доход от сельскохозяйственной деятельности на ЕСХН 69% при допустимом минимуме в 70% и т.д.

В группе риска также компании, которые часто «мигрируют» между налоговыми инспекциями, т.е. встают на учет то в одной, то в другой.

Налоговая проверка УСН

Придя с проверкой к «упрощенцу», налоговики проверят, правомерно ли применяется УСН и соответствует ли организация критериям по доходам, стоимости основных средств, числу сотрудников, участию других юрлиц в уставном капитале.

Проверка налогоплательщика на УСН «Доходы» пройдет проще, потому что в этом случае налоговики не будут проверять расходы, кроме расходов на страховые взносы. Но вот доходы проверят тщательно на предмет реальности сделок. Инспекторы будут выяснять, действительно ли ИП или ООО оказывали услуги и поставляли товары контрагентам, соблюден ли порядок признания доходов и правильно ли рассчитан налог.

Для тех, кто на УСН «Доходы минус расходы», проверка будет сложнее, потому что будут проверять расходы: обоснованы ли они, соблюден ли порядок признания расходов, есть ли подтверждающие документы.
Если у налоговой инспекции есть сведения об участии фирмы в незаконных налоговых схемах, проверять ее будут еще тщательнее.

Например, с целью оптимизации НДС бизнес раздробили на два юрлица. Одно на общей системе – для контрагентов, которым нужен НДС, второе на УСН – для тех, кому не нужен. В таком случае налоговая объединит выручку по этим двум юрлицам, начислит налоги по общей системе налогообложения, а также пени и штрафы.

Проблемы при проверке могут возникнуть и у организаций на «упрощенке», которые имеют обособленные подразделения. По правилам организации с филиалами не могут применять упрощенную систему налогообложения. Проанализировав деятельность компании и подразделений, налоговики могут признать обособленное подразделение филиалом, лишить фирму права на применение УСН и доначислить налоги. Как подстраховаться, чтобы этого не произошло, мы рассказали здесь.

Мы имеем разносторонний опыт прохождения проверок с множеством клиентов, а обо всех изменениях и веяниях узнаем первыми. Столкнувшись с проблемой с одним клиентом, проводим «профилактику» у всех остальных.

Налоговая проверка ЕНВД

Здесь налоговая инспекция также в первую очередь проверит, правомерно ли налогоплательщик применяет ЕНВД, и соответствует ли ограничениям по виду деятельности, количеству сотрудников, участию юрлиц в уставном капитале, физическим показателям.

Если организация указывает в декларации заниженный физический показатель, чем есть на самом деле (площадь торгового помещения, количество грузовиков, число сотрудников и т.д.), чтобы платить меньше налогов или вовсе не потерять право на спецрежим, проверяющие это выявляют, лишают права на ЕНВД и штрафуют.

В зоне риска предприятия, которые, занимаясь розничной торговлей на ЕНВД, поставляют товары ИП и юрлицам. На ЕНВД можно торговать только в розницу. Если налоговики увидят оптовые сделки, то переквалифицируют их в сделки на общей системе или «упрощенке» и доначислят налог. Но из-за того, что грань между оптовой и розничной торговлей размыта, проверяющие и налогоплательщики часто видят ситуацию по-разному.

ЕНВД часто совмещают с общей системой или УСН, поэтому налоговики также проверят, правильно ли ведется раздельный учет, как распределяются доходы и расходы.

Налоговая проверка ЕСХН

Инспекторы проверят, соответствует ли предприниматель или организация критериям применения ЕСХН и соблюдена ли минимальная доля сельхозвыручки.

По закону доля должна быть не меньше 70%, причем сельхозпродукцией признается только та продукция, которая есть в Перечне из Постановления Правительства РФ от 25.07.2006 № 458. Кроме того, инспекторы проверят обоснованность расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу.

Что еще проверяют на спецрежимах

Независимо от того, какой режим налогообложения использует налогоплательщик, проверка затронет:

  • другие налоги, которые он платит: земельный, транспортный, водный и т.д.;
  • обоснованность применения налоговых льгот;
  • НДФЛ, страховые взносы и отчетность по ним и т.д.

Нельзя с точностью предугадать, придут ли к вам налоговики и как глубоко они будут копать, но можно заранее сделать все, чтобы не вызывать повышенного интереса контролеров.

Мы знаем, на что обращает внимание налоговая, и стараемся устранить самые малейшие «зацепки», обеспечивая нашим клиентам режим «невидимки».

Читайте также: