Закон 93 о транспортном налоге

Опубликовано: 26.03.2024

Закон Тюменской области от 19 ноября 2002 г. N 93
"О транспортном налоге"

С изменениями и дополнениями от:

3 марта, 7 апреля, 6 мая, 27 ноября 2003 г., 3 июня, 16 августа 2004 г., 28 марта, 4 мая, 3 ноября, 6 декабря 2005 г., 2 мая 2006 г., 4 декабря 2007 г., 1 апреля, 7 июня, 8 июля 2008 г., 25 февраля 2009 г., 26 февраля, 7 июля, 8 октября, 15 ноября 2010 г., 5 апреля, 7 июня, 3 октября 2012 г., 11 октября 2013 г., 7 июля, 26 декабря 2014 г., 5 ноября 2015 г., 24 октября, 6 декабря 2017 г., 20 сентября 2018 г., 28 ноября 2019 г.

Принят постановлением Тюменской областной Думы

от 13 ноября 2002 года N 533

ГАРАНТ:

См. справку о налогах и сборах, зачисляемых в бюджет Тюменской области и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Тюменской области

См. комментарий к настоящему Закону

См. коды налоговых льгот по транспортному налогу

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 1 января 2021 г. - Закон Тюменской области от 28 ноября 2019 г. N 78

Настоящим Законом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводится в действие на территории Тюменской области транспортный налог (далее - налог). Законом устанавливаются налоговые ставки, а также предусматриваются налоговые льготы и основания для их использования. В отношении налогоплательщиков-организаций Законом также определяется порядок уплаты налога.

Губернатор Тюменской области

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон Тюменской области от 19 ноября 2002 г. N 93 "О транспортном налоге"

Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2003 г.

Текст Закона опубликован в газете "Тюменские известия" от 22 ноября 2002 г. NN 228-229(3085-3086); "Вестнике Тюменской областной Думы" N 10, 2002 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Тюменской области от 25 декабря 2020 г. N 103

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2020 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Закон Тюменской области от 10 апреля 2020 г. N 25

Изменения вступают в силу с 10 апреля 2020 г. и действуют до 31 декабря 2020 г. включительно

Положения, предусмотренные статьей 3 названного Закона в отношении индивидуальных предпринимателей, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г., и применяются исключительно в отношении налогового периода 2019 г.

Закон Тюменской области от 28 ноября 2019 г. N 78

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Пункты 1 и 3 статьи 1 названного Закона вступают в силу с 1 января 2021 г.

Закон Тюменской области от 20 сентября 2018 г. N 70

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Закон Тюменской области от 6 декабря 2017 г. N 92

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Закон Тюменской области от 24 октября 2017 г. N 79

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Закон Тюменской области от 5 ноября 2015 г. N 115

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Закон Тюменской области от 26 декабря 2014 г. N 119

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Закон Тюменской области от 7 июля 2014 г. N 53

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Закон Тюменской области от 11 октября 2013 г. N 74

Закон Тюменской области от 3 октября 2012 г. N 69

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Закон Тюменской области от 7 июня 2012 г. N 41

Закон Тюменской области от 5 апреля 2012 г. N 20

Закон Тюменской области от 5 апреля 2012 г. N 19

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.

Закон Тюменской области от 15 ноября 2010 г. N 69

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Закон Тюменской области от 15 ноября 2010 г. N 68

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Закон Тюменской области от 8 октября 2010 г. N 55

Закон Тюменской области от 7 июля 2010 г. N 39

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Закон Тюменской области от 7 июля 2010 г. N 38

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Закон Тюменской области от 26 февраля 2010 г. N 2

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Закон Тюменской области от 25 февраля 2009 г. N 12

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Закон Тюменской области от 8 июля 2008 г. N 48

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Закон Тюменской области от 7 июня 2008 г. N 23

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Закон Тюменской области от 1 апреля 2008 г. N 7

Закон Тюменской области от 4 декабря 2007 г. N 51

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Закон Тюменской области от 2 мая 2006 г. N 458

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Закон Тюменской области от 6 декабря 2005 г. N 422

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования названного Закона

Закон Тюменской области от 3 ноября 2005 г. N 412

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования названного Закона

Действие настоящего Закона, за исключением абзаца третьего пункта 1 и пункта 2 статьи 1, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Действие абзаца третьего пункта 1 и пункта 2 статьи 1 настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Закон Тюменской области от 4 мая 2005 г. N 374

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Закон Тюменской области от 28 марта 2005 г N 362

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Закон Тюменской области от 16 августа 2004 г N 251

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Закона

Закон Тюменской области от 3 июня 2004 г. N 237

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г.

Закон Тюменской области от 27 ноября 2003 г. N 173

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2004 г., за исключением подпункта "б" пункта 1, пункта 2 статьи 1, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Закон Тюменской области от 6 мая 2003 г. N 137

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Закон Тюменской области от 7 апреля 2003 г. N 128

Действие изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Закон Тюменской области от 3 марта 2003 г. N 120

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

Действие пунктов "д" и "е" статьи 1 указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Принят областной Думой 13 ноября 2002 года

(в ред. Законов Тюменской области от 03.03.2003 N 120,

от 07.04.2003 N 128, от 06.05.2003 N 137,

от 27.11.2003 N 173, от 03.06.2004 N 237,

от 16.08.2004 N 251, от 28.03.2005 N 362,

от 04.05.2005 N 374, от 03.11.2005 N 412,

от 06.12.2005 N 422, от 02.05.2006 N 458,

от 04.12.2007 N 51, от 01.04.2008 N 7,

от 07.06.2008 N 23, от 08.07.2008 N 48,

от 25.02.2009 N 12, от 26.02.2010 N 2,

от 07.07.2010 N 38, от 07.07.2010 N 39,

от 08.10.2010 N 55, от 15.11.2010 N 68,

от 15.11.2010 N 69, от 05.04.2012 N 19,

от 05.04.2012 N 20, от 07.06.2012 N 41,

от 03.10.2012 N 69)

Настоящим Законом, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие на территории Тюменской области транспортный налог (далее - налог). Законом устанавливаются ставка налога, порядок и сроки его уплаты, а также предусматриваются налоговые льготы и основания для их использования.

(в ред. Закона Тюменской области от 05.04.2012 N 20)

Статья 1. Ставка налога и налоговые льготы

1. Ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

(часть 1 в ред. Закона Тюменской области от 08.07.2008 N 48)

2. Ставка налога устанавливается в размере 3/4 ставок, приведенных в пункте 1, для физических лиц - владельцев легковых, грузовых автомобилей отечественного производства и производства стран СНГ, с даты выпуска которых прошло более 10 лет.

(в ред. Законов Тюменской области от 27.11.2003 N 173, от 15.11.2010 N 68)

Льготная ставка может быть использована каждым налогоплательщиком только по одному из принадлежащих ему транспортных средств.

3. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 05.04.2012 N 19.

4. Ставка налога устанавливается в размере 1/5 ставок, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, для пенсионеров, владеющих транспортными средствами следующих категорий:

1) грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно;

2) самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно.

Соответствующая льготная ставка может быть использована каждым пенсионером только по одному из принадлежащих ему транспортных средств.

(часть 4 в ред. Закона Тюменской области от 07.06.2012 N 41)

4.1. Ставка налога устанавливается в размере 1/4 ставки, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, для пенсионеров, владеющих грузовыми автомобилями с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 120 л.с. включительно.

Соответствующая льготная ставка может быть использована каждым пенсионером только по одному из принадлежащих ему транспортных средств.

(часть 4.1 введена Законом Тюменской области от 07.06.2012 N 41)

5. От уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - только по одному из принадлежащих им транспортных средств, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

2) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - только по одному из принадлежащих им транспортных средств;

3) инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили, - только по одному из принадлежащих им транспортных средств;

4) общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

5) хозяйственные общества, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, при условии, что среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

6) предприятия автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);

7) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации, крестьянские (фермерские хозяйства), предприниматели без образования юридического лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет более 70 процентов;

8) владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил, или 7,4 киловатта, - только по одной из принадлежащих им моторных лодок указанной мощности;

9) профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, созданные органами исполнительной власти Тюменской области и органами местного самоуправления, в части транспорта, используемого для непосредственного осуществления своей деятельности;

10) территориальные органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, финансируемые из областного и местных бюджетов;

11) органы государственной власти Тюменской области и органы местного самоуправления;

12) автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области;

13) Герои Социалистического Труда - только по одному из принадлежащих им транспортных средств;

14) образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений;

15) автономные некоммерческие организации, учредителями которых выступают органы государственной власти Тюменской области и (или) органы местного самоуправления, являющиеся исполнителями государственного заказа Тюменской области и (или) муниципального заказа, - в отношении транспортных средств, используемых ими для выполнения указанных заказов;

16) утратил силу с 1 января 2013 года. - Закон Тюменской области от 03.10.2012 N 69;

17) ветеринарно-санитарные утилизационные предприятия, занимающиеся сбором биологических отходов и их утилизацией путем переработки на мясокостную муку;

18) физические лица - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно;

19) физические лица - владельцы мотоциклов и мотороллеров отечественного производства и производства стран СНГ;

20) иные категории налогоплательщиков в соответствии с законом Тюменской области о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков на очередной финансовый год и плановый период.

(п. 20 введен Законом Тюменской области от 03.10.2012 N 69)

(часть 5 в ред. Закона Тюменской области от 07.06.2012 N 41)

6. Налогоплательщикам, имеющим в соответствии с настоящим Законом право на льготу по нескольким основаниям, льгота предоставляется только по одному из оснований по выбору налогоплательщика согласно его письменному заявлению.

(пункт введен Законом Тюменской области от 27.11.2003 N 173)

7. Средства, высвободившиеся у налогоплательщика в результате использования льготной ставки налога, не могут превышать объем расходов, осуществленных налогоплательщиком в течение налогового периода, в котором предоставлена льгота, по назначению, установленному настоящим Законом для соответствующей категории налогоплательщиков, если такое назначение установлено.

(часть 7 введена Законом Тюменской области от 04.05.2005 N 374)

8. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 07.07.2010 N 39.

Статья 2. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

(в ред. Закона Тюменской области от 06.12.2005 N 422)

1. Для налогоплательщиков, являющихся организациями, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации отчетными периодами установлены первый, второй, третий кварталы.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей по налогу не позднее 5 мая, не позднее 5 августа, не позднее 5 ноября текущего налогового периода.

(в ред. Закона Тюменской области от 26.02.2010 N 2)

По итогам налогового периода сумма налога уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог, причитающийся к уплате за налоговый период, не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(в ред. Законов Тюменской области от 07.06.2008 N 23, от 08.10.2010 N 55)

3. Исключена. - Закон Тюменской области от 07.06.2008 N 23.

Статья 3. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2003 года.

от 19 ноября 2002 года N 93

О транспортном налоге

Принят
областной Думой
13 ноября 2002 года

Настоящим Законом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводится в действие на территории Тюменской области транспортный налог (далее - налог). Законом устанавливаются налоговые ставки, а также предусматриваются налоговые льготы и основания для их использования. В отношении налогоплательщиков-организаций Законом также определяется порядок уплаты налога.

Статья 1. Ставка налога и налоговые льготы

1. Ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (рублей)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины, механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

4. Ставка налога устанавливается в размере 1/5 ставок, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, для пенсионеров, владеющих транспортными средствами следующих категорий:

1) грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно;

2) самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно.

Соответствующая льготная ставка может быть использована каждым пенсионером только по одному из принадлежащих ему транспортных средств.

4.1. Ставка налога устанавливается в размере 1/4 ставки, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, для пенсионеров, владеющих грузовыми автомобилями с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 120 л.с. включительно.

Соответствующая льготная ставка может быть использована каждым пенсионером только по одному из принадлежащих ему транспортных средств.

4.2. Ставки налога и условия их использования, установленные частями 4 и 4.1 настоящей статьи, применяются также в отношении физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.

5. От уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - только по одному из принадлежащих им транспортных средств, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

2) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - только по одному из принадлежащих им транспортных средств;

3) инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили, - только по одному из принадлежащих им транспортных средств;

4) общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

5) хозяйственные общества, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, при условии, что среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

6) предприятия автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);

7) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации, крестьянские (фермерские хозяйства), индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет более 70 процентов;

8) владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил, или 7,4 киловатта, - только по одной из принадлежащих им моторных лодок указанной мощности;

Транспортный налог относится к региональным – то есть тарификация и предоставление льгот отданы на рассмотрение местным властям. На сегодняшний день данный сбор является одним из самых обсуждаемых в структуре государственной власти, да и среди налогоплательщиков.

В данной статье рассмотрим изменения транспортного налога, региональные политики относительно него и прочие вопросы, которые могут возникнуть в этом направлении.

Сущность закона о транспортном налоге

Сущность транспортного налога

Не так давно в законодательство было внесено некоторые число нововведений и поправок относительно налога на транспорт. Изменения вступали в силу с начала 2015-го года, но Государственная Дума не хочет оставлять в покое данное направление, и вот уже новые поправки и изменения касательно сбора за транспорт обсуждаются автовладельцами.

Пару лет назад по инициативе одного из депутатов на рассмотрение был вынесен проект по замене транспортного налога акцизом на топливо. Тогда транспортное «отделение» Государственной думы посчитало нецелесообразной такую перестановку сборов для бюджета страны. Проект был отклонен из-за непродуманности, а также несоответствия требованиям Министерства Финансов.

Суть изменений заключалась в том, что в отличие от реалий сегодняшних, при которых автовладелец платит налог на транспортное средство вне зависимости от того пользуется он им или нет, топливный сбор подразумевал оплату по факту. Кто больше пользуется транспортом – тот уплачивает в бюджет средств больше, нежели тот, кто транспортным средством не пользуется или пользуется редко. В связи с этим, владельцам транспорта на электричестве и газе вообще не нужно было бы платить какие-либо сборы.

Что меняет такая постановка вопроса? По мнению законодателей, предлагающих изменения, выгода следующая:

  • разные категории владельцев транспорта будут адекватно оцениваться налоговыми органами;
  • повысится приток финансов в бюджеты региональные и в федеральный – соответственно;
  • уменьшится мошенничество при уплате транспортного налога, меньше станет уклонистов.

Правда наличие положительных сторон предлагаемого закона не лишает его и отрицательных черт. По мнению противников нововведения, следующие моменты никак не способствуют внедрению топливного сбора:

  • затруднения в разделении финансовых потоков в общих акцизах;
  • перераспределение денег по региональным бюджетам;
  • возможное увеличение стоимости топлива.

Все эти моменты, а также сложности, возникающие при обсуждении внедрения, пока оттесняют применение топливного сбора в противовес налогу на транспорт.

Пока главный законодательный орган страны решает судьбу транспортного налога, выясним – какие изменения появились по этому направлению в регионах.

Транспортный налог в региональных законодательных актах

Транспортный налог в региональных законодательных актах

С вступлением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, местные законодательные органы приняли нововведения относительно транспортных сборов, самым значительных из которых выступают достаточно низкие ставки по налогу относительно остальных регионов страны.

Конкретные цифры таковы: для сравнения со ставками по транспортному налогу Санкт-Петербурга, где владельцы платят по тридцать пять рублей за лошадиную силу у транспорта с мощностью двигателя от ста двадцати пяти лошадиных сил, крымчане будут уплачивать в бюджет лишь семь рублей за лошадиную силу. Плюс возраст автомобиля также влияет на сборы – чем старше средство, тем ниже ставка по налогу на транспорт.

На фоне таких льгот повышение тарифов по другим регионам выглядит не столь приятно. На примере нескольких регионов отметим изменения в транспортном налогообложении:

  1. Столица отменила авансовые платежи по транспортному налогу для юридических лиц. Теперь компании и организации обязаны уплачивать всю причитающуюся сумму разом в конце налогового периода. Это должно произойти не позднее пятого февраля года, следующего за отчетным.
  2. Также московские власти освободили от уплаты транспортного налога людей, являющихся официальными опекунами граждан, признанных полностью недееспособными с самого детства.
  3. Власти столичной области повысили тарификацию по транспортному сбору. Новая ставка полагается на транспорт с мощностью двигателя не более ста лошадиных сил и на автобусный транспорт, возраст которого перевалил за пятилетний, а мощность двигателей составляет от двухсот лошадиных сил.
  4. Повышение тарифов наблюдается в ряде других регионов, объяснивших этот шаг недоборами по бюджету, в том числе в той части, которая необходима к отправке в федеральную казну.

С другой стороны, есть регионы, где ставки по транспортному налогу завидно малы. В Башкортостане расчет налога зависит от многих факторов, которым относятся:

  • мощность двигателя транспортного средства;
  • возраст транспортного средства;
  • количество единиц техники, принадлежащей одному налогоплательщику.

К примеру, владелец одного транспортного средства платит сборов ровно в два раза меньше, нежели владелец двух и более транспортных средств.

Региональные вопросы по налогу на транспорт в любом случае ориентируются на указания из столицы. Нас же интересуют перспективы существования этого сбора в нынешнем виде.

Будущее транспортного налога

Будущее транспортного налога

Большинство специалистов считает, что каковы ни были направления развития транспортного налога, будь то:

  • отмена и замена топливным сбором,
  • полный пересмотр существующих ставок и методики начисления

в будущем реформы налогообложения по транспорту не избежать. Существующий на сегодняшний день механизм исчисления налогов с граждан и организаций в пользу региональных и федерального бюджетов, не является идеальным. Более того, практика показывает, что при нынешнем положении дел средства собираются не в той мере, что предусмотрено в теории и по нормам налогового законодательства.

Деньги, собираемые в бюджет от транспортных налогов, идут, в том числе, и на ремонт дорог городского и федерального значения. Состояние дорожного полотна во многих городах Российской Федерации по сей день остается неудовлетворительным, несмотря на то, что многие автовладельцы исправно платят необходимые налоговые отчисления. Это же касается федеральных трасс, на ремонт которых требует несколько большее финансирование.

Эффективное распределение средств, получаемых от налога на транспорт (либо топливного сбора – в будущем), во многом определит отношение владельцев автотранспорта к законодателям.

Положения закона о транспортном налоге, существующие на данный момент, являются не соответствующими современным реалиям и требуют глобального пересмотра.

Как рассчитать транспортный налог?

Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

(введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

Статья 356. Общие положения

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.


Статья 357. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Часть третья утратила силу с 1 января 2017 года. - Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ.
Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(часть четвертая введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)
Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

(часть пятая введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)


Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ)

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)


10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

(пп. 10 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

Статья 359. Налоговая база


1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 108-ФЗ)


2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.


Статья 361. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Читайте также: