Требование по транспортному налогу

Опубликовано: 16.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог
Фото Инны Гайворонской, Кублог

Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.

Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем – семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?

Налоговые нормы

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О [1] ).

Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 – 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога [2] ) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения [3] ).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.

С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.

Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.

В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.

Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками – юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.

Судебная практика

Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).

Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013 [4] ).

Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.

С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.

Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).

Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)

Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним [5] (далее – Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:

  • вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
  • утилизация.
Как видим, такое основание для снятия транспортного средства с регистрационного учета, как его продажа, Административным регламентом не предусмотрено. Должны быть изменены регистрационные данные о владельце ТС. Соответствующая обязанность возложена на нового владельца автомобиля, что следует из п. 56.1 Административного регламента и п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД [6] (далее – Правила). Здесь установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности производится на основании заявления нового владельца транспортного средства.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 [7] и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:

  • для должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
  • для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.
Как указано в Постановлении ВС РФ от 20.02.2015 № 31-АД15-4, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил регистрации ТС составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента, когда новый владелец автомобиля обязан изменить его регистрационные данные в соответствующих органах.

Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.

Пример – Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя – бывшего владельца транспортного средства.

Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.

Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.

В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны, в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца). В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели – новые владельцы ТС, ведь продавцы – бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.

Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.

Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны – вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).

[1] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.

[2] Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.

[3] Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.

[4] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.

[5] Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.

[6] Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Скоро нам всем предстоит начать применять на практике новшества, которые введены с этого года по транспортному налогу. Декларацию по налогу не сдаем, но рассчитываем его сами и платим в новый срок. А уж потом могут начаться недоразумения, когда в бумаге, полученной от налоговой, мы увидим сумму налога, которую она рассчитала. Вариантов действий может бы несколько.

Как платить транспортный налог в 2021 году

С 2021 года для организаций – плательщиков транспортного налога введен новый единый срок его уплаты:

  • за год – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;
  • квартальный аванс - не позднее последнего числа следующего месяца.

Сообщения о суммах транспортного налога, которые должны заплатить владельцы ТС в бюджет, будет рассылать налоговая инспекция (одним из возможных способов: по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика, по почте заказным письмом или вручать лично руководителю или представителю фирмы под роспись).

Сообщения составляются на основе имеющейся у инспекции информации о ТС. Это информация от регистрирующих органов и сведения от собственников об имеющихся льготах.

Сообщение от инспекции о сумме транспортного налога к уплате не отменяет обязанность владельца ТС самостоятельно рассчитать сумму к уплате. Сообщение носит информативный характер, и это подтверждается сроками, в которые инспекция будет их рассылать - в течение 10 дней, но не позднее 6 месяцев после срока уплаты налога за истекший налоговый период.

Так что получить бумагу можно и в сентябре, хотя срок уплаты налога за 2020 год - не позднее 1 марта 2021 года.

Сообщите о льготах

Если на дату формирования сообщения у налоговой не будет сведений о льготе, налог она рассчитает без ее учета.

Поэтому заявления о льготах за 2020 год ФНС рекомендует представить в течение 1 квартала 2021 года.

Заявление можно подать в любую инспекцию. Если документов, подтверждающих право на льготу, в инспекции нет, она самостоятельно запросит сведения у регистрирующих органов по информации, которую вы указали в заявлении.

Заявление нужно составить по форме, утвержденной приказом ФНС от 25 июля 2019 г. № ММВ-7-21/377@. По результатам рассмотрения заявления инспекция направит организации уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе (п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Что делать, если в сообщении окажется другая сумма

После получения сообщения нужно сравнить сумму налога, исчисленную налоговым органом, с суммой, которая была рассчитана и уплачена вами.

Они могут совпасть. Это самый хороший вариант, который не потребует от вас никаких действий, кроме, пожалуй, проверки того, как вы отразили начисление транспортного налога в бухучете.

Если вы начислили и заплатили налога больше, чем указала инспекция в своем сообщении, сумму переплаченного транспортного налога можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ).

Если инспекция прислала вам сообщение без учета имеющихся у вас льгот, в течение 10 дней с момента его получения подайте пояснения и документы. Сделать это нужно в течение 10 дней со дня получения сообщения (п. 6 ст. 363 НК РФ).

О результатах рассмотрения вам сообщат. Если льгота подтвердится, инспекция сделает перерасчет налога и направит вам уточненное сообщение в течение 10 дней после его составления.

Пояснения и документы инспекция должна рассмотреть в течение 1 месяца со дня получения. По решению руководства срок может быть продлен еще на 1 месяц (абз. 1 п. 7 ст. 363 НК РФ).

Если же ваше право на льготу не подтвердится, вам зафиксируют недоимку и начнут ее взыскивать. А вам нужно будет ожидать требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ (абз. 3 п. 7 ст. 363 НК РФ). Это самый неблагоприятный результат нового порядка расчета транспортного налога.

Транспортный налог в бухучете и в базе по прибыли

Нам осталось только вспомнить, как отражать начисление транспортного налога в бухучете что делать, если вы ошиблись с расчетом.

Согласно ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н) транспортный налог относится к расходам по обычному виду деятельности. Выбор проводок связан с тем, где используется ТС:

  • Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68
    • начислен транспортный налог (аванс по транспортному налогу);
  • Дебет 68 Кредит 51
    • перечислена сумма транспортного налога в бюджет.

Если ТС используют в деятельности, не связанной с основной, налог нужно будет отразить в прочих расходах и сделать проводку:

  • Дебет 91-2 Кредит 68

Проводки формируются на основании справки бухгалтера. Расчет транспортного налога делают в последний день отчетного (налогового периода) – квартала или года. В этот же день делают проводку о начислении в бухучете.

Транспортный налог учитывается в налоговой базе по прибыли в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Проводку об уплате начисленной суммы налога делают по факту перечисления денег с расчетного счета. Предельные сроки теперь одинаковые по всем регионам.

А что же делать, если начисленная вами сумма не совпала с суммой налога, указанной в сообщении из налоговой, и вы в результате были вынуждены с этой новой суммой согласиться?

Во-первых, доплатить налог, если вы его недоплатили. Если переплатили – зачесть или вернуть.

Во-вторых, внести исправления в бухгалтерский учет. Порядок исправления зависит от периода обнаружения ошибки и ее существенности.

В третьих – пересчитать налог на прибыль за 2020 год. Это нужно сделать и в случае переплаты транспортного налога, и в случае недоплаты. В случае переплаты вы налог на прибыль занизили, в случае недоплаты – завысили. В общем случае ошибку в налоге на прибыль исправляют в том периоде, за который она была фактически допущена. Но иногда это можно в периоде обнаружения – при некоторых условиях.

Транспортным налогом облагаются легковые автомобили, мотоциклы и прочие ТС. Ставки налогообложения, льготные категории и прочие параметры регулирует главным образом Глава 28 НК РФ, а также региональные правовые акты. В этом материале мы изучаем юридическую и практическую сторону срока исковой давности по этому виду налога, а также сроки его принудительного взыскания.

Особенности уведомления автовладельца об уплате транспортного налога

Такой налог требует обязательной уплаты не позже 1 декабря последующего года. Но особенность оплаты пошлины для физических лиц в том, что собственник автомобиля сам не рассчитывает налог.

За него это делает налоговая служба. Именно она отправляет человеку заказное письмо по почте с уведомлением об оплате налога.

Письмо должно быть отправлено не позже 1 месяца до наступления срока оплаты пошлины.

Все физические лица обязаны платить транспортный налог. При этом они не должны заниматься расчетами сумм такой пошлины. Этим занимаются работники налоговой службы.

Правовая база

Прежде чем исследовать вопрос того, какой срок давности у транспортного налога, необходимо изучить юридическую сторону этого аспекта. Сделать это нужно подробно, т.к. именно от юриспруденции в области транспортного налога зависят и сроки исковой давности, и порядок взыскания задолженности, и возможные последствия неуплаты.

В сфере налогообложения приоритетным к применению документом считается Налоговый Кодекс РФ. Транспортный налог частично регламентируется Главой 28 настоящего кодекса, но лишь частично.

В соответствии со статьями 356-363.1, транспортный налог находится на региональном, а не федеральном уровне. Это значит, что его объем, сроки уплаты, пеня и прочие нюансы может устанавливать регион, в котором зарегистрировано транспортное средство.

Федеральный акт же устанавливает лишь общие параметры налогообложения: категории плательщиков, неплательщиков, льготников; налоговые ставки, даты отчетного периода и прочее.

Автомобиль или любое другое транспортное средство должно соответствовать параметрам, установленным ст. 358 НК РФ. Без соблюдения этой нормы государство не имеет права обременять владельца ТС налогами. К примеру, налогом облагаются не только автомобили, но также яхты, вертолеты, самолеты и т.д. Не облагаются налогом автомобили, специально оборудованные для инвалидов, речные и морские суда для промысла, тракторы и т.д.

Что касается налоговой задолженности и срока исковой давности, то регулированию этих аспектов полностью посвящен раздел VI НК РФ. В частности, ч. 1 ст. 113 НК РФ устанавливает не только срок давности неоплаченного транспортного налога, но также срок вообще любого правонарушения в сфере налогообложения.

Подытоживая: если гражданин хочет выяснить, как избежать последствий за просроченную уплату налога, главный с точки зрения права документ для изучения — это налоговый кодекс. Особенно важны следующие фрагменты: раздел VI, глава 28; в частности — ст. 113 и 358.

Достаточно важны и региональные правовые акты, но, в большинстве случаев, без их исследования можно и обойтись: в России очень мало регионов, пользующихся своим правом формирования отдельного юридического поля. Чаще всего регионы просто следуют вектору, заданному федеральным правительством.

Что такое срок исковой давности и когда он истекает?

Не стоит путать срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, о котором мы говорили выше, и срок исковой давности. Срок исковой давности — это тот период, в течение которого ФНС вправе обратиться в суд, чтобы взыскать с должника налоговые задолженности.

Чтобы физ. лица оплачивали налоги вовремя и не накапливали задолженности, налоговая предпринимает следующие шаги:

  • Высылает налоговое уведомление не позднее 30 дней до окончания срока уплаты (согласно п. 2 ст. 52 НК РФ) с указанием суммы налога.
  • Направляет должнику требование об уплате налога, в которой указана сумма недоимки и начисленной пени, если платеж не был совершен вовремя.

Если налогоплательщик не уплатил долг после получения требования, налоговая вправе подать на него в суд, и сделать это она обязана в определенные сроки. Срок исковой давности по транспортному налогу зависит от даты получения требования об уплате задолженности и её общей суммы. По завершению этого срока налоговая теряет право требовать выплаты долга. Общий срок исковой давности составляет три года. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст.196, 200 ГПК РФ).

Давайте рассмотрим каждый этап подробней.

Нюансы сообщения плательщику об оплате сбора

Сбор на автомобиль требуется оплатить не позднее первого декабря последующего года. Нюанс оплаты для обычных граждан заключается в следующем: они не рассчитывают его сами, это выполняет налоговый орган. Непосредственно он рассылает сообщения по почте об оплате ТН.

Существует срок давности списания данного сбора, пеней за оплату на автомобиль не в определённый временной промежуток? Срок давности – время, когда налоговики могут требовать от гражданина оплатить долг, сформированный за сбор на автотранспорт за установленное время.

Деньги
Это значит, если гражданин вовремя не оплатил, то возникает срок давности на автомобиль. Множество людей хотят понять, транспортный налог, списание долгов в связи с истечением срока, как правильно поступить. К примеру, хозяин авто получил требование об уплате сбора за 2018 г., однако, в нём ещё сказано о необходимости оплаты сбора за 2009 г., как правильно поступить?

В этом случае нужно произвести уплату текущего платежа. Что касается долга за 2009 г., то первоначально требуется узнать, на самом ли деле гражданин не оплачивал сбор в 2009 г. Необходимо отыскать чек или напечатать его, зайдя в свой кабинет НС. Если платёж был выполнен своевременно, то можно обратиться в судебную инстанцию с претензией на неправомерные действия налоговиков.

При обнаружении ими ситуации, когда владелец не платит сборы, то они могут обратиться в суд за исполнительным листом для возврата недоимок за счёт имущества человека. Сроки, обязательные для соблюдения при передаче искового заявления, отличаются от размера недоимок.

На основании п.2 ст. 48 НК срок давности по иску о платеже сбора на транспорт для обычных людей составляет полгода.

Отсчёт данного времени начинается:

  • по окончании восьми суток со дня получения уведомления от НС – для долгов больше трёх тысяч рублей;
  • с момента достижения задолженности суммы в три тысячи;
  • как только, закончатся тридцать шесть месяцев и восемь суток со дня получения сообщения об уплате долга, при сумме меньше трёх тысяч.

Если налоговики, в определённое законом время, не обратятся с иском в суд, то получить долг они не смогут. Однако требуется помнить, что судебные органы могут выдать приказ приставам и позже определённого временного промежутка.

Перечеркнутый транспортный налог
Если служба по налогам и сборам своевременно подаст исковое заявление, то получает приказ на взыскание недоимок. Его необходимо передать судебным приставам не позднее тридцати шести месяцев. Значит, если налоговики за данное время не отдадут приказ в ФССП, то недоимки получить нельзя. Если постановление будет передано своевременно, то ФССП возбуждают производство для взыскания задолженности.

Нужно знать, что в то время, в которое приказ лежит в ФССП, период действия его прекращается. Например, человек прячется от приставов или у него нет имущества, которое можно реализовать для закрытия недоимок, тогда постановление будет возвращено ФНС. Тогда отсчёт действия исполнительного листа начинается снова. Налоговики могут требовать возобновления производства в течение тридцати шести месяцев. Из-за этого срок давности списания сбора на автотранспорт не существует.

При каких обстоятельствах может списываться налог, если закончились тридцать шесть месяцев:

  • закончился временной промежуток в шесть месяцев для получения постановления суда для взыскания недоимок за счёт имущества гражданина;
  • налоговики не отдали в ФССП постановление на протяжении тридцати шести месяцев со дня его выдачи.

Помните, срок давности по иску может продлить суд, а период в тридцать шесть месяцев для получения налога по постановлению может и не наступить совсем ввиду прекращения срока действия. Поэтому необходимо платить своевременно и не ожидать, что задолженность спишут.

Срок давности привлечения к ответственности за неуплату транспортного налога

Срок исковой давности по транспортному налогу для физических лиц

Все временные промежутки, в течение которых должна быть проведена оплата, устанавливаются на законодательном уровне. В 2019 году срок исковой давности по транспортному налогу за нарушения его уплаты регламентируется ч. 1 ст. 113 НК РФ. Согласно ей, если со следующего дня после окончания налогового периода или со дня совершения нарушения по уплате налогов прошло 3 года, то лицо, совершившее налоговое нарушение, не может быть привлечено к ответственности.

Абз. 1 ч. 1 ст. 113 НК РФ

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Таким образом, срок давности за неуплату налогов составляет 3 года. В случае неуплаты транспортного налога юр. лицом трехлетний срок отсчитывается со следующего дня после окончания налогового периода, то есть года, за который не был уплачен налог.

Игрушечный автомобиль, стоящий на фоне денег

Физические лица, в отличие от организаций, не высчитывают сумму налога самостоятельно, за них это делает ФНС, высылая результаты расчетов в налоговом уведомлении. Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ в уведомлении не может быть указана сумма налога более чем за 3 года, предшествующих текущему. А физ. лицо, в свою очередь, не должно оплачивать долги, которые были вынесены за налоговые периоды ранее этих 3 лет.

П. 3 ст. 363 НК РФ

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Это означает, что в налоговом уведомлении, которое вы получите в 2019 году, могут быть указаны задолженности только за 3 предыдущих года, и уплачивать налоги, начисленные ранее этого периода, вы не должны.

Требование об уплате транспортного налога

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ физ. лица обязаны уплатить транспортный налог после получения уведомления до 1 декабря (например, налог за 2017 год следует уплатить до г.). Если вы не оплатили налог в этот срок, то со следующего дня просрочки начинается начисление пени. Налоговая, обнаружив должника, высылает требование об уплате задолженности в течение:

  • 3 месяцев (для задолженностей на суммы более 500 руб.);
  • 1 года (менее 500 руб.)

П. 1 ст. 70 НК РФ

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате налога

Получив такое требование, необходимо оплатить полную сумму долга в течение 8 дней, если только в документе не указан другой крайний срок.

Абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Существует ли исковая давность по оплате налога на транспорт

В широком смысле исковая давность являет собой некий временной промежуток, по окончании которого человек освобождается от необходимости исполнения той или иной обязанности. Это касается различных видов ответственности за те или иные проступки, а также возможности защиты своих прав в суде теми структурами либо лицами, которые полагают, что их интересы были задеты.

В частности, если идет речь о налоговом правонарушении стоит обратиться к параграфу 113 Налогового Кодекса, который поясняет, что гражданин не может быть привлечен к ответственности в сфере налогообложения, если с момента его свершения истекло 3 года. Отсчет может начинаться либо с того дня, когда был зафиксирован факт неуплаты, либо с даты, следующей за окончанием расчетного периода, в течение которого было осуществлено нарушение.

Здесь идет речь только о наказании за невыполнение обязанности. А вот срока давности для исполнения последней как такового не имеется. Правда для транспортного налога существует исключение.

Поскольку немало автовладельцев задумываются над тем, через какое время можно не платить транспортный налог, стоит уточнить, что закон устанавливает трехгодичную исковую давность в этом плане. Проще говоря, через 3 года после начисления сбора с человека уже не смогут затребовать предъявленную сумму.

Этот момент следует пояснить. Для рядовых граждан, размер налога рассчитывается в автоматическом режиме, после чего органы ФНС направляют на адрес плательщика соответствующий платежный документ. Согласно параграфу 363 НК физлицу может быть предоставлено уведомление с суммой взноса, рассчитанной не более чем за 3 последних налоговых периода. За более ранние годы гражданин оплачивать налог уже не обязан.

Это означает, что, если человек игнорировал перечисление сбора, скажем, с 2011 года, в 2018 году ему придет уведомление с расчетом долга только за 2015, 2016 и 2017 годы. Промежуток, предшествующий 2015 году уже не будет приниматься во внимание. Но это в том случае, если ранее ФНС по какой-то причине закрыла глаза на факт несвоевременной оплаты государственного взноса за владение и использование автотранспортного средства.

Разрешение спорных вопросов

Деньги

Однако иногда возникают спорные моменты, которые требуют разбирательств, иначе хозяина авто могут оштрафовать или привлечь к наиболее строгой ответственности:

  • запретят покидать пределы России;
  • наложат административный арест;
  • принудительное взыскание с банковского депозита;
  • эвакуация машины и реализация её в счёт оплаты задолженности при значительной сумме недоимок.

Если произошла такая ситуации, однако, гражданин с ней не согласен или она неправомерна, то возможно обратиться с заявлением в прокуратуру или судебную инстанцию. К примеру, автовладельцу поступило требование об оплате ТН за 2008 г. и одновременно с ним сообщение о недоимках за 2005 г.

Причём последний документ был направлен ФССП на основе приказа суда. Человек может опротестовать постановление, основываясь на том, что ему было неизвестно о долге, и никаких требований об оплате до этого момента он не получал. Прежде лучше заплатить долг, т. к. в отношении гражданина могут предпринять штрафные санкции уже непосредственно при повторном разбирательстве суда.

Если хозяину автотранспорта пришло повторное требование или постановление о принудительном получении задолженности при оплаченном раньше платеже, необходимо предъявить соответствующие чеки в ФНС или ФССП. Часто сбор на транспорт начисляют людям, которые продали своё авто во время налогообложения. Это правомерно, если в сообщении указана сумма лишь за то время, когда человек пользовался автотранспортом.

При отсутствии вычета с учётом реализации или получении сообщения, когда авто продано более года назад, нужно предоставить налоговикам документацию о реализации машины и замене автовладельца. Если ТН начислен гражданину, но не учтены его льготы, надо обратиться в отдел налоговой службы за перерасчётом.

Для обычных граждан и компаний определён идентичный срок давности по оплате автоналога, составляющий три года. По окончании данного временного промежутка ФНС не может требовать оплаты имеющегося долга, за исключением ситуаций, когда данный период продлён в суде. На гражданина заводится производство по факту уклонения от оплаты сборов, которое квалифицируется на основе статей 198-199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Сроки оплаты налога на транспортное средство

Если же налогоплательщик не получил уведомление, то ему лучше обратиться в налоговую службу и выяснить, почему те не прислали письмо.

Срок доставки и получения письма с уведомлением об оплате транспортного налога составляет 6 дней. Если в налоговой службе письмо было зарегистрировано, как отправленное, то человек в любом случае должен оплатить налог (даже если он по каким-то причинам не получал письма).

В случае постановки вопроса о злостной неуплате в судебном зале, у истца, то есть у представителя налоговой службы, будут все доказательства того, что уведомление он отправлял.

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Александрина Гин

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. К сожалению, законодательством РФ не предусмотрена автоматическая процедура снятия задолженности по налогу, сбору по истечении трехлетнего срока исковой давности. Хотя, по нашему мнению, в данном случае ИФНС не сможет взыскать данную сумму налога в принудительном порядке по следующим основаниям.

После того как налоговой инспекцией была выявлена недоимка, налогоплательщику – физическому лицу должно быть направлено требование об уплате налога. На основании п. 1 ст. 70 НК РФ по общему правилу срок для направления требования составляет три месяца (для недоимки в размере 500 руб. и более) и один год (для недоимки, не превышающей 500 руб.). В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога указывается срок, в который оно должно быть исполнено (по общему правилу – восемь дней).

В случае если требование не было исполнено в срок, недоимка по налогу может быть взыскана с налогоплательщика в судебном порядке. Согласно абз. 4 п. 1 и абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в суд, если сумма, подлежащая взысканию, превышает 3 тыс. руб. либо если в течение трех лет задолженность не была погашена. Срок для подачи заявления – шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога либо шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока в случае, когда сумма недоимки не превысила 3 тыс. руб. (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, если по состоянию на 2017 год недоимка по транспортному налогу за 2012 год не взыскана с налогоплательщика в судебном порядке, то в соответствии с налоговым законодательством, она уже не может быть принудительно взыскана.

Согласно ст. 59 НК РФ признание налоговой недоимки физического лица безнадежной и ее последующее списание возможны только в следующих случаях.

  1. Признание гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  2. Смерть физического лица либо объявление его умершим.
  3. Принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
  4. Объявление так называемой налоговой амнистии (например, в 2012 году всем физическим лицам простили задолженности, образовавшиеся до 1 января 2009 г.), которая по региональным налогам (к которым относится и транспортный) может быть объявлена решениями органов субъектов РФ.

Процесс списания задолженности по налогам в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ состоит из следующих этапов.

  1. Обжалование справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой была утрачена ИФНС. Для этого в суд подается заявление со следующими требованиями:
  • признать незаконными действия налогового органа по выдаче такой справки;
  • обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения путем выдачи справки, не содержащей сведений о задолженности.

Указание на утрату возможности принудительного взыскания задолженности в решении суда будет служить основанием для списания безнадежной налоговой недоимки.

  1. Обращение в налоговый орган с копией судебного решения, вступившего в законную силу, и справкой налогового органа о суммах налоговой задолженности. На основании п. 4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, налоговый орган принимает решение о признании суммы задолженности безнадежной к взысканию и ее списании в течение одного рабочего дня с момента получения указанных документов.

Вывод: в настоящее время у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу за 2012 год, так как установленные законодательством сроки для принудительного взыскания указанной задолженности налоговым органом истекли. То есть в рассматриваемом случае налог можно не платить. При этом списание данной задолженности по налогу автоматически ИФНС не осуществляет, так как по законодательству оно возможно только на основании судебного решения при обращении налогоплательщика в ИФНС.

Читайте также: