Транспортный налог для иностранных компаний

Опубликовано: 17.04.2024

Ваша фирма занимается экспортом. Или, наоборот, вы импортируете товар в Россию. Перевозку груза вы можете доверить как российской, так и иностранной компании. Причем от статуса фирмы-перевозчика может зависеть сумма налога, которую заплатите в бюджет именно вы. Как правильно поступить при заключении договора перевозки, нам расскажет Ирина ПЕРЕЛЕТОВА, генеральный директор ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало».

Итак, разберемся в последовательности действий бухгалтера в том случае, если перевозчик – иностранная фирма. Как известно, перечисляя деньги «иностранцу», вы рискуете стать налоговым агентом по НДС либо налогу на прибыль.

Есть представительство – плати налоги сам

Налог на прибыль платят не только российские фирмы, но и те иностранные компании, которые имеют представительства в России либо получают «доходы от источников в Российской Федерации» (ст. 247 НК). Что это за доходы сказано в статье 309 Налогового кодекса.

Выручка от международных перевозок – один из видов доходов «иностранца», выплачивая который российский заказчик может стать налоговым агентом (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК).

При этом под международными перевозками законодатели подразумевают любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом. Исключение составляют лишь перевозки в пределах России.

Итак, для того, чтобы решить, нужно ли вам платить налог за перевозчика, первым делом необходимо узнать, есть ли у него постоянное представительство в России. Ведь если иностранная фирма действует через свое представительство, налоги будет платить она сама.

Но даже при отсутствии постоянного представительства иностранного перевозчика есть возможность избежать роли налогового агента. Для этого нужно внимательно изучить договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения со страной вашего партнера. Если, конечно, таковой имеется. Как известно, положения такого договора будут иметь приоритетное значение по отношению к нормам российского налогового законодательства (ст. 7 НК).

Итак, если в международном договоре сказано, что налоги с доходов от перевозок нужно платить только в стране транспортной компании, удерживать налог у иностранца вы не должны. Но только в том случае, если перевозчик подтвердит тот факт, что он имеет постоянное местонахождение в стране, с которой у России заключено соглашение (п. 1 ст. 312 НК).

Налоговый кодекс не устанавливает обязательной формы такого подтверждения. Однако налоговики высказали свои пожелания к реквизитам этого документа (п. 5.3 раздела II методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150).

В качестве подтверждения постоянного местопребывания перевозчиком могут быть представлены справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, или справки в произвольной форме. При этом, по мнению работников налоговых органов, в них должна содержаться следующая или аналогичная по смыслу формулировка: «Подтверждается, что организация . (наименование организации) . является (являлась) в течение . (указывается период) . лицом с постоянным местопребыванием в . (указывается государство) . в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)».

Кроме того, в документе должен быть указан календарный год, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. Этот год должен соответствовать тому периоду, когда вы пользовались услугами иностранных перевозчиков.

Подтверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства, указанным в международном договоре. Если оно составлено на иностранном языке, у вас также должен быть его перевод на русский. Имейте в виду, что компетентный орган может делегировать кому-нибудь свои полномочия. Если у вас возникли сомнения в статусе учреждения, выдавшего документ, обратитесь в Управлении международного сотрудничества и обмена информацией Федеральной налоговой службы.

В указанных документах должна быть проставлена печать (штамп) соответствующего органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Указанные документы подлежат легализации (приданию им юридической силы на территории РФ) в установленном законодательством порядке либо на таких документах должен быть проставлен апостиль (п. 5.3 раздела II методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150).

Кроме того, 28 июня 2005 г. Президиум ВАС, сославшись на Гаагскую конвенцию 1961 г., указал, что на документах, подтверждающих постоянное местопребывание, должен быть проставлен апостиль. В противном случае российская фирма, выплачивающая доход иностранцу, обязана выполнить функции налогового агента. В то же время Минфин рекомендует принимать документы без апостиля (письмо Минфина от 5 октября 2004 г. № 03-08-07). Также Министерство финансов в своем письме от 22 февраля 2006 г. № 03-08-05 сообщает, что оно совместно с ФНС проводит работу «по анализу и совершенствованию процедур принятия сертификатов постоянного местопребывания (резидентства)». К тому же Минфин обещает выпустить письмо по итогам этой работы и довести его до сведения налогоплательщиков, судов и налоговых органов. Однако пока это письмо не увидит свет, есть риски, что налоговики не примут документы, в которых отсутствует апостиль.

Имейте в виду, что такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

Также, чтобы избежать конфликта с партнером, лучше сразу включить в договор условие о том, что при отсутствии подтверждения о его постоянном местопребывании, вы удержите из его выручки налог на доходы в размере, установленном законодательством РФ для таких случаев.

Кстати, если вы удержите налог только потому, что ваш партнер опоздал с подтверждением, в течение трех лет фирма-перевозчик сможет вернуть его из российского бюджета сама. Для этого она должна представить в вашу налоговую инспекцию заявление на возврат, подтверждение о постоянном местонахождении, копии договора перевозки и копии платежных документов, которые могут подтвердить, что налог на доходы вы заплатили (п. 2 ст. 312 НК).

Когда в товарищах согласья нет

А теперь разберемся в том, что нужно делать вам, если иностранный перевозчик не имеет постоянного представительства в России и соглашения об избежании двойного налогообложения с его страной не заключено (либо просто в нем нет положений, касающихся международных перевозок).

В этом случае избежать роли налогового агента вам не удастся. А значит, вы будете должны удержать из доходов перевозчика 10 процентов и заплатить их в российский бюджет (п. 1 ст. 310, подп. 2 п. 2 ст. 284 НК).

Удержание налога на прибыль с дохода иностранного перевозчика в бухучете вы отразите по дебету счета учета расчетов с зарубежным партнером (например, по дебету счетов 76, 60) в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Перечислить налог нужно одновременно с выплатой дохода. Причем сделать это можно либо в рублях по курсу Центробанка на дату перечисления налога, либо в валюте расчетов с иностранным партнером (п. 1 ст. 310 НК). Однако в Налоговом кодексе обозначен и другой срок перечисления налога – в течение трех дней с момента выплаты дохода (п. 2 ст. 287 НК). Причем с этим сроком соглашаются и налоговики (письмо УФНС по г. Москве от 14 декабря 2005 г. № 20-12/92363).

Также не забудьте сдать в свою налоговую в течение 28 дней со дня окончания налогового периода налоговый расчет (информацию) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Форма такого расчета утверждена приказом МНС от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-23/286@. Инструкцию по заполнению расчета можете найти в приказе МНС от 3 июня 2002 г. № БГ-3-23/275. Имейте в виду, расчет вы должны сдать даже в том случае, если по указанным выше причинам от обязанностей налогового агента вы освобождены. Дело в том, что доход иностранному перевозчику вы все равно выплачивали.

Расчет нужно составлять за каждый квартал (месяц), в котором вы платили иностранной фирме. Имейте в виду, что нарастающим итогом его заполнять не нужно.

Добавленной стоимости не будет

Агентом по НДС при заключении договора с иностранным перевозчиком ваша фирма не будет. И вот почему. Начиная с 2006 г. международные перевозки отнесены к деятельности «на территории Российской Федерации» только если они осуществляются российскими компаниями (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК). При этом пункт отправления или пункт назначения должен находиться в России. Подпункт же 5 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса гласит, что услуги по перевозке, не упомянутые в подпункте 4.1 пункта 1 этой статьи, считаются оказанными за пределами России.

В статье 146 Налогового кодекса сказано, что объектом по налогу на добавленную стоимость будут являться услуги, оказанные на территории России. А значит, с доходов иностранного перевозчика платить НДС не нужно. Следовательно, и налоговым агентом по НДС ваша фирма не будет.

Товар везет соотечественник

Казалось бы, если вы закажете перевозку российской фирме – никаких проблем у вас не будет. Уж налоги-то она платит сама. Однако и здесь есть свои нюансы.

Как было сказано выше, с услуг по международным перевозкам российские компании НДС платят (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК). Вот только ставка этого налога – 0%.

Нулевую ставку НДС российские фирмы (за исключением железнодорожных перевозок) применяют как при ввозе товаров на территорию России, так и при вывозе за рубеж (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК).

Экспорт по железной дороге также попал под нулевую ставку НДС в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.

Итак, получив счет-фактуру на услуги по международной перевозке, вы должны увидеть там ставку НДС – 0%. Однако отдельные перевозчики не желают связываться с подтверждением нулевой ставки. А следовательно, выделяют в своих документах восемнадцатипроцентный НДС.

При получении такого счета-фактуры возникает закономерный вопрос: можно ли по нему ставить НДС к вычету?

На первый взгляд все условия для этого выполнены (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК). Услуги использованы в облагаемых НДС операциях, от транспортной организации получен счет-фактура.

Однако если вы решите принять указанную сумму НДС к вычету, вероятнее всего вам придется отстаивать свою позицию в суде.

По мнению налоговиков, даже если перевозчик выставил вам в счете-фактуре 18%, соответственно заплатив эту сумму налога в бюджет, принять к вычету НДС вы не сможете. Это связано с тем, что в нем неправильно указана ставка налога. А поскольку ставка НДС— это обязательный реквизит счета-фактуры, то это является нарушением порядка его оформления (п. 2 ст. 169 НК). Данная позиция ФНС России изложена, например, в письме от 13.01.2006 № ММ-6-03/18.

При этом некоторые суды считают, что экспортер в такой ситуации имеет право возместить налог из бюджета. Такой вывод содержит, например, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 декабря 2004 г. по делу № Ф03-А73/04-2/3726. Возмещение возможно, если транспортная организация перечислит налог со стоимости услуг в бюджет. А сделать это ее обязывает пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса. Соответственно экспортер имеет право на возмещение НДС.

Однако вам также необходимо иметь в виду мнение Президиума ВАС РФ, изложенное в постановлении от 20 декабря 2005 г. № 9263/05. В указанном постановлении экспортеру было отказано в возмещении восемнадцатипроцентного НДС, предъявленного ему транспортной компанией. В частности, Президиум ВАС РФ указал, что перевозка экспортируемых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов. В свою очередь, перевозчик не может по своему усмотрению менять ставку налога. А значит, «применение обществом-перевозчиком к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству».

Таким образом, если вы все же надумаете принять «транспортный» НДС к вычету, не забывайте о налоговых рисках, связанных с таким решением.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Имейте в виду, что такие документы, как свидетеьство о регистрации на территории иностранных государств(сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

Выручка от международных перевозок – один из видов доходов «иностранца», выплачивая который российский заказчик может стать налоговым агентом согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Отчетность представительства иностранной компании

Так как представительство иностранной организации для целей налогообложения входит в понятие «организации», используемое в НК РФ, то, следовательно, оно признается налогоплательщиком по большинству видов налогов. В связи с чем, у представительства возникает обязанность представлять налоговую отчетность.

1. Налоговая отчетность по прибыли представительства

В соответствие с требованиями законодательства Иностранная компания обязана предоставлять:

  • декларацию по налогу на прибыль иностранной организации. Если имеются расходы при отсутствующих доходах, то в декларации необходимо отразить убыток. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  • годовой отчет о деятельности в РФ (утверждена Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19). Годовой отчет представляется в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Подача декларации и годового отчета производится независимо от того, ведет ли представительство предпринимательскую деятельность или нет (Приказ МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150; УФНС России по г. Москве от 02.05.2006 N 20-12/36659; Письмо УФНС от 14 февраля 2006 г. N 20-12/11390).

Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства, заполняют разделы 2 — 9 декларации (Приказ МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118).

Иностранными организациями, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства в РФ, заполняются разделы 2 — 3 декларации.

2. Отчетность, связанная с выплатой заработной платы

Представительство иностранной компании обязано предоставлять отчетность по страховым взносам по месту учета представительства в качестве страхователя (ст. 419 НК РФ).

Иностранные представительства в обязательном порядке представляют расчет по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника.

Кроме того, в Пенсионный фонд ежемесячно подаются сведения о работающих сотрудниках (СЗВ-М).

3. Иные отчеты

Отсутствие по итогам конкретного отчетного (налогового) периода суммы налога к уплате не освобождает представительство от обязанности представления декларации по данному налоговому периоду (п. 7 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

3.1. НДС

Представительство иностранной организации признается «организацией» для целей налогообложения (п. 2 ст. 11). В соответствие с п.1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации. В связи с чем, у представительства независимо от того осуществляет оно предпринимательскую деятельность на территории РФ или нет, возникает обязанность представлять декларацию по НДС.

3.3. Налог на имущество

В соответствии с п.1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются в частности представительства иностранной организации, зарегистрированные на территории, имеющие имущество признаваемое объектом налогообложения.

Таким образом, если у представительства иностранной компании есть на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения налогом на имущество в соответствии со ст. 274 НК РФ, у него возникает обязанность предоставлять декларацию по данному налогу.

3.4. Транспортный и земельный налог

Декларации по транспортному и земельному налогу подаются только если иностранное представительство имеет в собственности транспортное средство и земельный участок.

3.5 Отчетность в Росстат

Если иностранное представительство попадет в выборку Росстата, то возникает необходимость подавать те отчеты, о которых уведомит Росстат.

4. Бухгалтерская отчетность

Обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы РФ по формам и в порядке, установленным для российских организаций, у представительства иностранной организации отсутствует (Письма УФНС России по г. Москве от 14.02.2006 N 20-12/11390).

Порядок уплаты следующих налогов организациями, имеющими обособленные подразделения (в России и за рубежом)

Налог на прибыль

  • Часть налога на прибыль, направляемая в федеральный бюджет, полностью перечисляется по местонахождению головного отделения организации (п.1 ст.288 НК РФ).
  • Часть налога на прибыль, направляемую в региональный бюджет, необходимо распределить между головным отделением организации и ее обособленными подразделениями (п.2 ст.288 НК РФ). Распределять налог нужно независимо от того, есть ли у обособленных подразделений доходы (расходы), которые учитываются при расчете налога на прибыль, или нет (письмо Минфина России от 10.10.2011г. №03-03-06/1/640).
  • В общей декларации (Приложения к листу 02 Декларации), которая составляется и сдается по местонахождению организации (головного отделения) суммарно учитываются доходы и расходы головного отделения и всех филиалов (в том числе зарубежных).

Показатели для распределения налога на прибыль

Часть налога на прибыль, которую нужно перечислить по местонахождению обособленного подразделения, определяется по формуле:

Формула1.jpg

Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, рассчитывается по формуле:

Формула2.jpg

Удельный вес среднесписочной численности сотрудников (расходов на оплату труда) обособленного подразделения определяется по формуле:

Формула3.jpg

Расходы на оплату труда

Если организация выбрала в качестве показателя для распределения налога расходы на оплату труда, данные расходы определяются по правилам статьи 255 Налогового кодекса РФ. В них, в частности, будут входить зарплата, отпускные, выходные пособия и т. д. Такое правило предусмотрено п.2 статьи 288 Налогового кодекса РФ:

Среднесписочная численность сотрудников

Формула4.jpg

Удельный вес остаточной стоимости основных средств

Удельный вес остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения (для определения доли прибыли, приходящейся на него) определяйте по формуле:

Формула5.jpg

Остаточную стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период определяйте так же, как и при расчете налога на имущество в отношении объектов, налоговой базой для которых является средняя (среднегодовая) стоимость. Определяя удельный вес остаточной стоимости, надо учитывать все основные средства, которые являются амортизируемым имуществом, независимо от того, облагаются они налогом на имущество или нет.

Несколько подразделений в одном субъекте

Если у организации есть несколько обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ, то перечислять региональную часть налога на прибыль можно через одно из них. Организация может выбрать то подразделение, которое для нее наиболее удобно (например, то, у которого есть расчетный счет). Им может стать и головное отделение организации.

Кроме того, о принятом решении нужно сообщить и в налоговые инспекции, в которых зарегистрированы те обособленные подразделения, через которые налог платить не планируется.

Подразделения за границей

При распределении доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение компании (если в ее составе есть филиалы или представительства за границей), нужно учитывать среднесписочную численность всех работников компании (расходы на оплату труда) и остаточную стоимость всего имущества. Показатели заграничных филиалов нужно прибавить к значениям по головному отделению (Письмо Минфина РФ от 17.04.2008г. № 03-03-05/39).

При наличии суммы налога на прибыль, выплаченной за пределами РФ и засчитываемой в уплату налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в соответствии со ст. 311 НК РФ, заполняется строка 090 Приложения N 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.

Доходы, полученные российской организацией за границей, могут облагаться налогами в государствах – источниках выплат. Это означает, что государство – источник выплат имеет право обложить этот доход по ставкам, предусмотренным либо соглашением об избежании двойного налогообложения, либо национальным налоговым законодательством (письмо Минфина РФ от 23.07.2002г. № 04-06-05/1/17).

Суммы налогов, уплаченных (удержанных) в иностранном государстве, можно засчитывать при уплате налога на прибыль в России, если это предусмотрено соответствующим Соглашением). Зачесть сумму налога можно как в текущем налоговом периоде (т. е. когда доходы, полученные за рубежом, были задекларированы в России), так и в течение следующих трех лет (письмо Минфина РФ от 02.10.2014г. № 03-08-05/49453).

Чтобы воспользоваться зачетом, российская организация – плательщик налога на прибыль должна представить в налоговую инспекцию по своему местонахождению:

  • документы, подтверждающие уплату налога за границей (п.3 ст.311 НК);
  • декларацию о доходах, полученных от источников за пределами России.

Налог на имущество

  • Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, то имущество, закрепленное за ним, учитывается отдельно от имущества головного отделения организации. Налог на имущество в этом случае нужно платить по местонахождению обособленного подразделения (ст. 384 НК РФ).
  • Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, то все имущество подразделения учитывается на балансе головного отделения организации. Налог на имущество в этом случае нужно платить по местонахождению головного отделения (п. 3 ст. 382 НК РФ).

Кроме того, организация должна платить налог на имущество по территориально отдаленным объектам недвижимости. Эта часть налога уплачивается по местонахождению каждого такого объекта, даже если там нет подразделения, выделенного на отдельный баланс (ст. 385 НК РФ).

Если организация и обособленное подразделение с отдельным балансом расположены в разных регионах, налог на имущество по этому подразделению нужно начислять по ставке, действующей в регионе, в котором оно находится (ст. 384 НК РФ). Если налоговые ставки региональными властями не определены, налог рассчитывается по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 380 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).

Налог на имущество зарубежного филиала

Необходимые документы (заявление на зачет налога, документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства) представляются российской организацией в налоговый орган по местонахождению российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.

При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении находящегося за пределами РФ имущества.

Транспортный налог

Ставки транспортного налога устанавливаются субъектами РФ.

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 20 февраля 2021 г. N ШЮ-4-13/2243@

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ

КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ РАСЧЕТОВ (ИНФОРМАЦИИ) О СУММАХ

ВЫПЛАЧЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОХОДОВ

И УДЕРЖАННЫХ НАЛОГОВ

Федеральная налоговая служба в целях выработки единообразных подходов при формировании доказательственной базы в рамках проводимых налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, по результатам которых предполагается неправомерное применение налогоплательщиками как налоговыми агентами преференций, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН), при выплате доходов иностранным организациям, сообщает следующее.

Большинством СОИДН предусмотрены преференции при налогообложении отдельных видов доходов, получаемых лицами с постоянным местонахождением в договаривающемся государстве от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае выплаты налоговым агентом в адрес иностранной организации доходов, которые в соответствии с СОИДН облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса, а именно:

- подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет СОИДН. Такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык;

- подтверждение того, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

В случае несоблюдения условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса, налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога, исчисленные по налоговым ставкам, предусмотренным Кодексом.

При анализе материалов камеральных налоговых проверок, в которых рассматриваются вопросы налогообложения сделок (операций) с иностранными лицами, ФНС России выявлены следующие основные вопросы, возникающие при формировании доказательной базы в отношении наличия налогового правонарушения при несоблюдении условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса:

1) Полнота и сроки представления налогоплательщиками документов для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН);

2) Правомерность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода;

3) Особенности формулировок положений СОИДН, касающихся возможности удержания налога в одном из договаривающихся государств;

4) Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц и возможность применения по отношению к ним СОИДН.

В этой связи при проведении мероприятий налогового контроля, направленных на подтверждение указанного предполагаемого нарушения, налоговым органам необходимо учитывать следующее.

1. В отношении подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым Российской Федерацией заключено СОИДН.

1.1. Общие требования.

Действующим законодательством Российской Федерации не установлены содержательные критерии и формальные требования к сертификатам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве (далее - Сертификат) в значении СОИДН. В то же время такие документы могут рассматриваться как должное подтверждение российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в случае, если содержат, в том числе:

- подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;

- период действия (может быть не указан);

- наименование СОИДН (может быть не указано);

- указание на то, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.

В случае, если комплект документов, подтверждающих налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, предоставленный налогоплательщиком, не соответствует вышеуказанным критериям, налоговым органам необходимо выставить в адрес налогоплательщика требование о предоставлении иных документов с обоснованием причин, по которым представленные налогоплательщиком документы не могут быть приняты во внимание или являются недостаточными.

При этом если налогоплательщиком не были представлены документы по требованию, то налоговый орган вправе отказать в предоставлении льготной ставки или освобождении у источника выплаты.

1.2. Компетентный орган иностранного государства.

Сертификат резидентства должен быть заверен компетентным органом иностранного государства, в полномочия которого входят, в том числе:

- выдача и заверение Сертификата, и (или) назначение уполномоченного должным образом представителя, ответственного за выдачу и заверение соответствующего Сертификата;

- регулирование процедуры и способа выдачи Сертификата (на бумажном носителе или в электронном виде).

Сведения о компетентном органе, как правило, указаны в положениях статьи "Общие определения" СОИДН. Так, например, в соответствии с подпунктом (i) пункта 1 статьи 3 "Некоторые общие определения" Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" термин "компетентный орган" применительно к Королевству Нидерландов означает Министра финансов или его уполномоченного должным образом представителя.

Методологическое и организационное обеспечение обмена указанными сведениями на текущий момент относится к компетенции Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России.

1.3. Период действия и сроки предоставления налоговым агентам Сертификатов.

В случае если Сертификат содержит указание на конкретный период, в рамках (пределах) которого подтверждается статус налогоплательщика как налогового резидента соответствующего государства, данный документ считается подтверждающим налоговое резидентство налогоплательщика в течение всего обозначенного периода. В случае если документ, подтверждающий налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, не содержит информацию о периоде, за который подтверждается статус налогоплательщика, таковым считается календарный год, в котором упомянутый документ был выдан .

Письма Минфина России от 19.08.2015 N 03-08-05/47828; от 19.12.2018 N 03-08-05/92537; от 15.04.2019 N 03-04-05/26553.

Согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса основанием для применения ставок налога, предусмотренных в СОИДН, является предоставление иностранной компанией соответствующих подтверждений, в том числе постоянного местонахождения в государстве, с которым заключено СОИДН, выплачивающему доход налоговому агенту до даты выплаты дохода.

Однако, на практике нередко встречаются случаи, когда Сертификат содержит:

- указание на период выплаты дохода, но был выдан компетентным органом иностранного государства и (или) представлен налогоплательщику или проводящему камеральную налоговую проверку налоговому органу после даты выплаты дохода, или

- указание на более ранний/поздний период по сравнению с периодом выплаты дохода,

вследствие чего налоговые органы по результатам проведенных налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов приходят к выводу о неправомерном применении налоговыми агентами преференций, предусмотренных СОИДН.

Согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 Кодекса, предусматривающего подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации, в нем отсутствуют нормы, ограничивающие период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду. Положениями пункта 1 статьи 312 Кодекса предусмотрена только обязанность подтверждения иностранной организацией своего статуса до даты выплаты дохода, а не в каждом налоговом периоде .

Письма Минфина России от 15.07.2015 N 03-08-13/40642, от 19.08.2015 N 03-08-05/47828, от 02.12.2015 N 03-08-05/70230; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 по делу N А53-20698/2014.

Одновременно, если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие Сертификатов за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений .

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.09.2014 по делу N 305-ЭС14-1210, А40-14698/13.

С учетом вышеизложенного, согласно складывающейся практике рассмотрения данной категории дел отказ налоговым органом в применении преференций, предусмотренных СОИДН, не может считаться обоснованным в случаях, если представленные Сертификаты:

- содержат указание на период выплаты дохода, но были выданы компетентным органом иностранного государства после даты выплаты дохода и (или) представлены в налоговый орган с нарушением срока, например, вместе с письменными возражениями на акт камеральной налоговой проверки либо в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган;

- содержат указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода в случае, если правоотношения являются длящимися. При этом, необходимо отметить, что выплата дивидендов (даже при условии их регулярной выплаты) не относится к длящимся правоотношениям; в этом случае наличие Сертификата необходимо за каждый налоговый период.

Следовательно, привлечение налоговых агентов к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, и начисление пени в соответствии со статьей 75 Кодекса в этих случаях необоснованно.

Во всех остальных случаях, налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет суммы налога с применением ставки, предусмотренной статьей 284 Кодекса, в отношении соответствующего вида дохода. Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, является основанием для привлечения налогового агента к налоговой ответственности в соответствии со статьей 123 Кодекса, доначисления налога на доходы иностранных организаций и начисления пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.

2. В отношении подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода в связи с непредставлением соответствующих документов.

Из всех проанализированных материалов налоговых проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением "неполного" комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний, со стороны налогоплательщика.

В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении налогоплательщиками писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению налогоплательщика) фактическое право на доход (кредитных договоров (соглашений) - в случае выплаты процентов, лицензионных соглашений - в случае выплаты роялти).

ФНС России обращает внимание, что позиция налоговых органов не должна строиться на формальном подходе, выраженном, в том числе, в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо осуществлять проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

В соответствии со сложившейся практикой применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход, а также подходами Минфина России , иностранная компания признается технической, обладающей признаками "кондуитности", в случае если:

Письма ФНС России от 28.04.2018 N СА-4-9/8285; от 06.05.2019 N СА-4-7/8448.

Письма Минфина России от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236; от 27.03.2015 N 03-08-05/16994.

- деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели);

- отсутствуют какие-либо операции, обуславливающие хозяйственную деятельность;

- платежи обладают "транзитным" характером;

- деятельность иностранной компании не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;

- иностранная компания не получает выгоды от распоряжения (использования) доходом;

- сотрудники иностранной компании фактически не осуществляют в отношении нее функций контроля и управления.

При анализе представленного в качестве подтверждения фактического права на доход налогоплательщиком комплекта документов, налоговым органам следует также учитывать характер произведенных выплат. Так, например, при выплате роялти налогоплательщику достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода, без соответствующего письма-подтверждения со стороны иностранного контрагента.

Основанные лишь на формальном подходе выводы налогового органа об отсутствии у иностранной компании статуса фактического получателя доходов, не подкрепляемые надлежащим образом сформированной доказательной базой и анализом профиля иностранной компании, не могут считаться обоснованными.

3. Особенности по уплате налога в отдельных случаях.

ФНС России обращает внимание, что положения СОИДН не предоставляют налогоплательщикам право произвольного выбора в отношении необходимости уплаты налога с соответствующего дохода на территории Российской Федерации или на территории другого Договаривающегося государства.

Наличие в ряде СОИДН формулировки о том, что доходы, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве "могут облагаться налогом в этом другом Государстве" и одновременно формулировки "могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают" означает, что государство, налоговым резидентом которого является получатель таких доходов, обладает неограниченным правом на взимание налога с этого вида доходов. Одновременно данная норма сохраняет возможность взимания налога в Российской Федерации как государстве источника дохода, ограничивая максимальный размер применяемой при этом налоговой ставки. То есть двойное налогообложение устраняется частичным освобождением дохода от взимания налога в Российской Федерации. При этом участники указанных операций не вправе по своему усмотрению выбирать, в каком из государств должны уплачиваться налоги .

Пункт 9 "Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

Неисполнение налогоплательщиками обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации в данном случае является основанием для привлечения налоговых агентов к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, доначисления налога на доходы иностранных организаций и начисления пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.

4. Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц.

Налоговым органам при применении СОИДН также необходимо учитывать, что положения СОИДН могут не распространяться на отдельных лиц, поименованных в каждом конкретном соглашении.

Так, например, партнерства с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership, LLP), созданные в соответствии с законодательством Великобритании, прямо исключены из числа субъектов, к которым применяются положения Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества". Указанная норма содержится в подпункте "е" пункта 1 статьи 3 Конвенции.

Аналогичные особенности предусмотрены абзацем 3 статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 в отношении партнерств, созданных в соответствии с законодательством США.

ФНС России обращает внимание, что исключения отдельных категорий лиц из состава лиц, на которых не распространяются положения отдельных СОИДН, не ограничиваются указанными примерами, таким образом, налоговому органу в ходе анализа правомерности применения преференций, предусмотренных конкретным СОИДН, следует удостовериться в том, что налогоплательщик не относится к категории лиц, на которых не распространяются положения такого СОИДН.

Налоговым органам необходимо руководствоваться изложенными в настоящем письме рекомендациями при формировании доказательной базы по предполагаемым нарушениям, связанным с неисполнением налогоплательщиками обязанностей налоговых агентов при выплате доходов иностранным организациям по причине несоблюдения условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса; ошибочным/произвольным толкованием положением ряда отдельных СОИДН; применением преференций СОИДН в отношении лиц, на которых не распространяются положения соответствующего СОИДН.

Иные нарушения, которые могут быть установлены по результатам проведения камеральных налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, в настоящем письме не рассматриваются.

Читайте также: