Правительство повысило пошлины на ввоз автомобилей из соседнего государства взаимосвязь каких сфер

Опубликовано: 17.04.2024

неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%
неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%
Цена 6,01 $
Целевая цена 59,00 $
Рекомендация Покупать
неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%
неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%
неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%
Цена 5,25 $
Целевая цена 28,30 $
Рекомендация Покупать
неделю месяц год
0,00% 0,00% 0,00%

Увеличение пошлин на ввоз импортной автомобильной техники приведёт к снижению объёмов её продаж. Вводимые пошлины сильнее всего отразятся на стоимости ввоза подержанных автомобилей и автобусов, которые напрямую конкурируют по цене и потребительским свойствам с продукцией российского производства. Мы полагаем, что вводимые таможенные меры окажут поддержку продажам российских автомобильных компаний в условиях кризиса.

10 декабря Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о повышении таможенных пошлин на ввоз автомобильной техники. В рамках этого постановления пошлины на легковые автомобили в возрасте до 3 лет были повышены на 20% с 25% до 30% с соответствующим повышением размера пошлин, устанавливаемых в евро за 1 куб. см. объёма двигателя. Более существенно увеличились пошлины на подержанные легковые автомобили в возрасте от 3 до 5 лет. Пошлина на них увеличилась на 40% с 25% до 35%, при этом евросоставляющая была увеличена в 2,5-3,9 раза. На автомобили старше 5 лет устанавливается запретительная пошлина. Подобное повышение пошлин произойдёт и для других видов автомобильной техники: грузовых автомобилей, тракторов и автобусов.

Мы полагаем, что принимаемые меры для ограничения импорта подержанных автомобилей направлены на поддержание сбыта продукции российскими автомобильными компаниями, которые выпускают продукцию в той же ценовой категории. Принятые в отношении подержанной автомобилей и автобусов таможенные меры приведут к существенному сокращению объёмов их импорта, так как их ввоз станет существенно дороже. В результате, наиболее вероятным сценарием будет замещение подержанного импорта новой техникой российского производства. Это позволит поддержать сбыт российских автопроизводителей в условиях кризиса.

Среди российских производителей легковых автомобилей, чьи акции торгуются на фондовой бирже, от вводимых таможенных барьеров выиграют АвтоВАЗ (ориентировочная справедливая стоимость 1 обыкновенной акции - $0,41, потенциал роста – 80%, рекомендация – "Покупать", ориентировочная справедливая стоимость 1 привилегированной акции - $0,23, потенциал роста – 256%, рекомендация – "Покупать") и СОЛЛЕРС (ориентировочная справедливая стоимость 1 обыкновенной акции - $9,43, потенциал роста – 115%, рекомендация – "Покупать"). Бенефициаром введения пошлин на грузовые автомобили станет крупнейший российский производитель – КАМАЗ, ориентировочная справедливая стоимость 1 обыкновенной акции которого составляет $3,62, потенциал роста – 236%, что соответствует рекомендации "Покупать". Группа "ГАЗ", являясь диверсифицированным автомобильным холдингом, выиграет от введения пошлин на все виды автотехники. Ориентировочная справедливая стоимость 1 обыкновенной акции ОАО "ГАЗ" составляет $37,3, что подразумевает потенциал роста в 195% и соответствует рекомендации "Покупать", 1 привилегированной акции - $20,5 (потенциал роста – 58%, рекомендация - "Покупать").

  • Финам в Facebook
  • Финам в Twitter
  • Финам в Вконтакте
  • Торговые сигналы
  • Торговые сигналы
  • Финам на YouTube
  • Финам в Instagram
  • Финам Bot в Facebook
  • Подписывайтесь на Яндекс Дзен
  • Стикеры для Telegram и iMessage
  • Контактная информация
  • Размещение рекламы
  • Личный кабинет
  • Стать партнёром
  • Часто задаваемые вопросы (FAQ)
  • Раскрытие информации
  • Тендеры
  • Связаться с пресс-службой
  • Редакция RSS
  • Подкасты RSS

© 2007–2021 «ФИНАМ»
Дизайн — «Липка и Друзья», 2015

При полном или частичном использовании материалов ссылка на Finam.ru обязательна. Подробнее об использовании информации и котировок. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. 18+

АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности №177-02739-100000 от 09.11.2000 выдана ФКЦБ России без ограничения срока действия. Адрес: 127006 г. Москва, пер. Настасьинский, д.7, стр.2.

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

ООО «Управляющая компания «Финам Менеджмент». Лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №077-11748-001000 выдана ФСФР России без ограничения срока действия.

АО «Банк ФИНАМ». Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте № 2799 от 29 сентября 2015 года.

ООО «ФИНАМ ФОРЕКС», лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера № 045-13961-020000 от 14 декабря 2015 года. Адрес: 127006, Российская Федерация, г. Москва, пер. Настасьинский, д. 7, стр. 2.

 Фото: iStock

В России вновь ужесточаются требования к ввозу легковых машин с правым рулем. Так, с 1 июля текущего года должен вступить в силу новый ГОСТ, регламентирующий методы экспертизы и сертификационных испытаний единично ввозимых автомобилей. Таким образом, для получения техпаспорта и регистрации праворульной машины в ГИБДД потребуется сертификат технического соответствия требованиям безопасности от специализированной лаборатории.

Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа.

Кроме того, усложняется процедура растаможки легковых автомобилей с пробегом: пошлины будут рассчитываться исходя из возраста и экологического класса транспортного средства. Так, минимальный размер таможенной пошлины на ввоз праворульного автомобиля может составлять 1,5 евро за куб.см для автомобиля не старше 5 лет с объемом двигателя менее 1 литра. А максимальный тариф может достигать 5,7 евро для машин старше 5 лет, имеющих объем двигателя более 3 литров.

По оценкам аналитика "Дрома" Игоря Олейникова, новые требования прибавят к стоимости импортируемого автомобиля около 30 тыс. рублей. При этом не стоит ожидать снижения цен на автомобильный "секонд-хэнд" в самой Японии из-за падения местного авторынка, что позволило бы несколько компенсировать дополнительные издержки покупателям из нашей страны.

"Российский потребитель не вносит существенный вклад в ценообразование на аукционах подержанных автомобилей в Японии, на долю нашей страны в данный момент приходится менее 10% экспорта японских машин с пробегом", - комментирует Игорь Олейников.

Согласно данным Дальневосточного таможенного управления, за пять месяцев 2020 года было ввезено 32,4 тыс. автомобилей с пробегом из Японии, что на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Напомним, в настоящее время действует временное разрешение правительства жителям Дальнего Востока ввозить по одному импортному автомобилю в год, не оснащая его системой "ЭРА-ГЛОНАСС". Срок упрощенного режима истекает в ноябре нынешнего года, хотя участники рынка не исключают его очередного продления.

Как говорит руководитель проектов по бизнес-процессам ГК "АвтоСпецЦентр" Константин Авакян, обязательная установка системы "ЭРА-ГЛОНАСС" приведет к повышению стоимости автомобиля примерно на 25 тыс. рублей, что может вызвать снижение спроса на импортные праворульные машины.

Между тем, уже с 1 июля 2020 года в России будет введен полный запрет на ввоз праворульных машин категорий М2 и М3, к которым относятся пассажирские автобусы, погрузчики, строительная спецтехника и самосвалы. Таким образом, легковые автомобили, относящиеся к категории М1, новый ГОСТ не затронет, хотя слухи об их запрете ходят уже много лет.

Официально подобные инициативы объясняются повышением уровня безопасности и сведением к минимуму "нестандартных" машин на российских дорогах. Однако очевидно, что настоящая цель российских властей кроется в желании пересадить жителей Дальнего Востока, как самого автомобилизированного региона страны, на машины российского производства, тем самым поддержав отечественный автопром.

"Покупатель на Дальнем Востоке обращается к японским аукционам, потому что качество автомобилей на вторичном рынке там лучше, а цена может быть выгоднее до 30%. Но российское правительство заинтересовано в развитии внутреннего рынка. Учитывая меры, которые внедряются, рынок праворульных автомобилей в стране может получить тенденцию к сокращению. Даже при видимой выгоде приобретения автомобиля в Японии, с каждым годом бюрократическая нагрузка на владельца становится все больше", - констатируют эксперты "Авито Авто".

По мнению Константина Авакяна, праворульные автомобили постепенно уйдут с рынка России, так как ввоз машин с пробегом с каждым годом становится все более невыгодным.

Фото: iStock

Любопытно, что среди самых востребованных автомобилей с правым рулем оказались преимущественно модели, которые официально на российском рынке даже не представлены. Так, согласно данным агентства "Автостат", по состоянию на 1 января 2020 года в нашей стране числилось 3,4 млн праворульных машин, и порядка 60% из них приходится на продукцию японской марки Toyota (около 2 млн шт.).

Как поясняют эксперты "Авито Авто", автомобили Toyota наиболее популярны для импорта, потому что на первичном японском рынке они тоже лидируют. У этого бренда самая широкая модельная линейка на родине, соответственно вариативность предложения для покупателей на аукционах гораздо шире. При этом проблем с обслуживанием праворульных автомобилей, которые не представлены официально на российском рынке, не возникает. Запчасти импортируются гораздо проще, чем автомобили, и в больших городах всегда можно оперативно найти сервис.

Между тем, почти 90% праворульных машин зарегистрировано в Сибири и на Дальнем Востоке - в общей сложности это превышает 3 млн экземпляров. Лидерство этих регионов, безусловно, объясняется географической близостью с Японией, откуда и ввозятся праворульные автомобили в Россию. При этом на Дальнем Восток самая высокая доля "праворулек" в местном автопарке - 68,5%. А в Сибири этот показатель чуть превышает 25%, что эквивалентно каждой четвертой машине. В целом же на долю автомобилей с правым рулем приходится 7,6% всего легкового парка нашей страны.

Фото: www.vk.com/avtoritetplastprof

Как говорит Константин Авакян, главными причинами большого количества праворульных автомобилей в Дальневосточных регионах является то, что транспортные средства и запчасти для жителей Дальнего Востока дешевле привезти из Японии, чем из европейской части России, а также там достаточное количество мастерских по ремонту, специализирующихся на японских автомобилях, автошкол и частных инструкторов.

Тем не менее, после поэтапного повышения пошлин на ввоз автомобильного "секонд-хэнда" и введения утилизационного сбора объемы импорта праворульных машин значительно сократились. По данным "Дрома", только за последние пять лет спрос на внутреннем рынке Дальнего Востока и Сибири упал на 7%, а предложение - на 20%.

"Если вы взглянете на дороги Владивостока или Хабаровска, то увидите, что количество леворульных автомобилей растет от года к году. "Японцы", безусловно, остаются лидерами. Но люди начали покупать и европейские марки, такие как Renault, Volkswagen или Skoda и корейские Kia, Hyundai, что 15 лет назад было невозможно представить. Поэтому уже давно можно говорить о том, что рынок праворульных машин сходит на нет", - резюмирует Игорь Олейников.

Как пошлины могут повлиять на рынок?

Итак, какие же пошлины были введены нашим правительством? Напомню:

- для автомобилей моложе 3 лет пошлина выросла на 5% - с 25 до 30 процентов;

- пошлина на автомобили от 3 до 5 лет выросла на 10% - с 25 до 35 процентов;

- наконец, самое важное. Пошлина на автомобили старше 5 лет (а это главные конкуренты отечественных «Лад») выросли в два раза. Теперь они варьируются от 50 до 80 процентов!

Жители Дальнего Востока были в первую очередь недовольны последним. Повышение пошли в данном случае практически ставит крест на ввозе подобных иномарок в Россию. До некоторых пор они были одними из главных конкурентов отечественного автопрома. Но после такого повышения цен их конкурентоспособность резко упадет. И ввоз таких иномарок окажется просто невыгодным занятием. Многие люди на Дальнем Востоке из-за этого лишатся работы.

Сами пошлины были введены, как известно, с целью спасения отечественного автопрома. Уже многие годы наше автомобилестроение работает неэффективно. «ВАЗ» не раз получал помощь от государства, которая помогала компании оставаться на плаву. Сейчас часть компании принадлежит правительству (если быть точнее, то пакетом акций владеет компания «Росвооружение»). Это тоже не последний момент, почему пошлины были введены так быстро. Правительство решило спасать «ВАЗ» по целому ряду причин. Одной из главных является то, что очень многие люди потеряли бы работу в том случае, если бы российское автомобилестроение неожиданно погибло (тут надо признать, что по этому показателю Дальний Восток проигрывает). С социальной точки зрения может даже показаться, что правительство поступило правильно. Оно спасло не только сотрудников заводов, но еще и огромную армию людей, которая занимается обслуживанием российских автомобилей, производством деталей, и так далее. Но давайте посмотрим на некоторые альтернативные издержки, которые всегда имеют место быть.

Цена на иномарки вырастет. Это понимаем мы все. Многие люди, которые хотели до повышения пошлин приобрести иностранный автомобиль окажутся в таком положении, что несмотря на все их желания им придется довольствоваться только лишь отечественным средством передвижения. Спрос на российские автомобили подрастет (ради этого вся эта каша и затевается). А где рост спроса, там и повышение цен. Ага, получается, что проигравшими окажутся потребители, которым придется платить за те же российские автомобили больше, чем ранее.Не самая радужная картина вырисовывается, но это действительно так. По сути, правительство решило сохранить российское производство автомобилей, спасти отечественный автопром. Но за чей счет? За счет простых людей.

Впрочем, цены на иномарки уже начинают расти (и будут расти) не только за счет пошлин. Есть еще одна серьезная проблема – падение рубля относительно доллара и евро, которое мы могли наблюдать последние несколько месяцев.

Аналитическое агентство «Автостат» недавно уже публиковало статистические данные, согласно которым в среднем цены на иномарки уже подросли на 7% с начала года. Большинство аналитиков полагают, что это только начало, так как пока еще у российских компаний были серьезные запасы иностранных автомобилей, которые быстро кончаются. При новых закупках в ход пойдут уже авто с совершенно другими ценами. И к этому нужно быть готовыми.

При этом интересный момент заключается в том, что иностранные автомобили российского производства тоже будут дорожать. Проблема кроется в том, что практически все затраты на производство автомобилей на этих заводах в валюте, а не в рублях. Увы. И уже есть реальный пример такого подорожания – автомобили Skoda российского производства немного поднялись в цене.

Будущее российского автомобильного рынка

Агентство Комментарии.ру предоставило достаточно исчерпывающий ответ на вопрос о том, какое будущее ждет российский автопром в текущем году. Ответил заместитель директора аналитического агентства "АВТОСТАТ" Сергей Удалов:«В текущем году на автомобильном рынке России прогнозируется значительное падение продаж. Оптимистический вариант прогноза предполагает продажи не более 2 млн легковых автомобилей, пессимистический вариант говорит о том, что продажи могут упасть до уровня 1,7 млн штук.

Снижение объемов рынка обусловлено целым рядом причин, действие которых в ближайшее время будет только усиливаться. Самая главная из них – снижение доходов потенциальных покупателей и неуверенность их в восстановлении или повышении доходов в ближайшем будущем. Вторая, связанная с ней – фактическое прекращение автокредитования в подавляющем большинстве банков, повышение ставок по кредитам и ужесточение условий их выдачи в том небольшом количестве банков, которые все еще предлагают этот вид услуг.

Учитывая то, что за два предыдущих года объем автомобилей, продаваемых в кредит доходил до 50% рынка – сокращение кредитного рынка уже привело к резкому снижению объемов продаж автомобилей. Третья причина – рост курсов валют, который неизбежно приведет к росту стоимости иномарок, что также сузит круг покупателей.»

Что же, возможно, меры правительства,принятые им осенью 2008 года, и помогут российской автомобильной промышленности подняться и выйти на невиданный ранее уровень. Верится в это, конечно, с трудом, но все возможно…

Подешевеют ли иномарки после снижения пошлин

Несмотря на начавшееся падение российского авторынка в этом году, импорт иномарок продолжает увеличиваться. Согласно статистике Федеральной таможенной службы, в первом полугодии 2019-го в нашу страну было ввезено 143,7 тыс. новых и подержанных машин, что на 4% больше по сравнению с прошлым годом. Впрочем, необходимо учитывать, что за последние 10 лет объемы импорта значительно сократились, и сегодня доля «чистокровных» иномарок мала как никогда - порядка 15%. Для сравнения, еще в 2009 году на них приходилось около половины (48%) продаж новых легковых автомобилей в России, гласят данные агентства «Автостат».

Дело в том, что в кризисные времена российские власти всячески защищали отечественных автопроизводителей, повышая пошлины на иномарки и вводя для них утилизационный сбор. В свою очередь, на стимулирование продаж автомобилей локальной сборки направлены многочисленные программы господдержки, ведь они, как известно, на привозные машины не распространяются. Не способствовала развитию импорта и девальвация рубля, а также общее падение спроса на автомобили в последние годы. В результате только за последние пять лет число моделей, представленных на российском рынке, уменьшилось почти на треть - до всего 275 наименований на сегодняшний день.

По мнению автомобильного консультанта-аналитика Ивана Кондратенко, девальвация рубля существенно понизила конкурентоспособность импорта и привела к значительным издержкам. Поэтому за годы кризиса многие автопроизводители без локальной сборки урезали свои модельные ряды в нашей стране, а некоторые и вовсе ушли с российского рынка, как это сделал, к примеру, General Motors.

«Сегодня импортные автомобили - это, прежде всего, премиальные марки, поскольку большинство моделей массовых брендов на российском рынке производятся локально. За первое полугодие 2019 года виден рост премиум-сегмента, что соответственно отобразилось и на объемах импорта в Россию. Помимо новых автомобилей премиальных марок, значительная доля поставок приходится на б/у машины из Японии марок Toyota и Lexus, объем ввоза которых довольно высок, особенно в восточных регионах страны», - констатирует Иван Кондратенко.

«Тойота» должна быть японской

Действительно, безусловным лидером по объему импорта автомобилей, как новых, так и подержанных, является Toyota, хотя у компании есть собственный завод в России. Так, в первом полугодии 2019-го в нашу страну юридическими лицами было ввезено 21,7 тыс. машин этой японской марки, согласно данным «Автостата». Самые популярные из них - это внедорожник Land Cruiser Prado, седан Corolla и рамный внедорожник Fortuner.

Среди массовых брендов, помимо «Тойоты», лидерами по объему импорта являются Volkswagen (6,5 тыс. шт.) и Mitsubishi (4,6 тыс. шт.), у которых есть локальное производство в России, а также Subaru (4,2 тыс. шт.). Наибольший объем поставок у них приходится на такие модели как Volkswagen Touareg, Mitsubishi ASX и Subaru Forester соответственно.

Как отмечает заместитель начальника отдела администрирования продаж ГК «Бизнес Кар» Александр Тетерлев, объем локализации модельного ряда обосновывается внутренней стратегией каждого производителя. Самые популярные на российском рынке модели массовых брендов по большей части локализованы. Под импорт попадают, как правило, автомобили, пользующиеся меньшим спросом у клиентов в силу своего ценообразования, набора опций и практичности для российских водителей.

«У премиальных брендов относительно небольшие объемы продаж также делают локализацию производства не всегда оправданной. Однако автомобили премиум-класса имеют свою постоянную аудиторию покупателей, поэтому остается вариант их импорта», - добавляет Иван Кондратенко.

В погоне за рублем

Между тем, с сентября 2019-го в рамках своих обязательств перед ВТО Россия в последний раз снизила пошлины на ввоз автомобилей. Напомним, в прошлые годы они уже неоднократно корректировались, и с тех пор таможенная ставка для новых автомобилей снизилась с 30-ти до 15%, а для подержанных - с 35-ти до 17%.

Однако аккурат после вступления России в ВТО в 2012 году против привозных иномарок был введен утилизационный сбор, который локальным автопроизводителям компенсируется посредством промышленных субсидий от государства. При этом по мере снижения пошлин утильсбор практически пропорционально индексировался. С учетом недавней корректировки таможенных ставок участники отрасли не исключают очередного повышения утилизационного налога в ближайшей перспективе, хотя ситуация на российском авторынке сегодня к этому явно не располагает.

По словам директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова, на протяжении многих лет правительство последовательно прилагает усилия для того, чтобы развивать автомобильное производство на территории России и углублять степень его локализации. Можно ожидать, что и сейчас власти предложат какие-то меры для зашиты внутреннего производства, чтобы компенсировать снижение таможенных пошлин.

В свою очередь, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров считает, что снижение таможенных пошлин на легковые автомобили никак не повлияет на объемы импорта, поскольку динамика продаж привозных иномарок обусловлена, прежде всего, спросом на редкие или премиальные машины, которые не производятся в России.

Не скажется снижение пошлин и на стоимости импортных автомобилей, которые, очевидно, дешевле не станут. Они по-прежнему будут дорожать, и корректировка таможенных ставок в лучшем случае лишь немного отложит очередное повышение цен.

По оценкам «Автостата», средний ценник на новые автомобили, как импортные, так и локализованные, за последние пять лет увеличился на 60% и на сегодняшний день уже превысил 1,5 млн рублей. В то же время курс доллара США вырос на 85%, юаня - на 72%, йены - на 69%, евро - на 51%. Таким образом, дальнейшее развитие импортного сегмента по-прежнему будет во многом зависеть от валютных курсов, которые в большей степени влияют на стоимость и конкурентоспособность привозных машин.

«Эффект от снижения пошлин будет ограничен, так как общая стоимость автомобилей продолжает расти. Дело в том, что при расчете цены нужно учитывать и другие оплаты и аспекты - утилизационный сбор, сертификацию ТС, установку систем ЭРА-ГЛОНАСС, инфляцию и т.д. К тому же столь незначительное понижение пошлин вряд ли может компенсировать эффект девальвации рубля, которая имела прямое влияние на рост цен в последние годы», - резюмирует Иван Кондратенко.


ПЕКИН, 30 июня. /ТАСС/. Китай в воскресенье снижает импортные пошлины на автомобили, запчасти к ним и более 1,4 тыс. позиций потребительских товаров со всего мира. Пойти на эти меры пообещал председатель КНР Си Цзиньпин в апреле на Азиатском экономическом форуме в Боао (Южный Китай). Сроки вступления в силу данного решения были оглашены в конце мая министерством финансов страны и подтверждены в Белой книге "Китай и ВТО", опубликованной на днях Госсоветом КНР.

Ради повышения благосостояния

"Для потребителей такое снижение пошлин, без всякого сомнения - хорошая новость, поскольку снизятся их издержки. Например, при покупке импортных автомобилей и их ремонте, - прокомментировала эти меры в беседе с ТАСС профессор Тун Вэй из Центрального финансово-экономического университета (Пекин). - На китайского производителя же в краткосрочной перспективе это не окажет какого-либо существенного влияния, а в долгосрочной произойдет постепенная оптимизация модели развития соответствующих отраслей. В частности, это приведет к улучшению ситуации на китайском автомобильном рынке: сформируется более современная система распределения продукции, с более высоким качественным уровнем".

Почему Дональд Трамп развязал торговую войну с Китаем

На вопрос о том, может ли понижение пошлин негативно повлиять на доходы госбюджета КНР, эксперт ответила отрицательно. "Не думаю, что это как-то существенно на нем отразится", - считает она.

Мнение Тун Вэй поддерживают местные СМИ. В частности, авторы газеты Global Times отмечают, что новые меры "в очередной раз свидетельствуют об усилении китайской экономики, которая все меньше зависит от экспорта и притока иностранного капитала" и способна демонстрировать достаточно высокую динамику развития "преимущественно за счет внутренних факторов, сочетающихся с активизацией внешней торговли".

Ранее министр коммерции Китая Чжун Шань заявил, что такая усиливающаяся тенденция к устранению барьеров сохранится и в будущем. По его словам, торговая либерализация напрямую связана с задачами формирования в стране конкурентоспособного рынка, и со временем включит многие другие виды продукции, распространится на такие сферы, как телекоммуникации, медицина, образование, пенсионное обеспечение.

"У нас большой потенциал для дальнейшего успешного развития. Население Китая составляет примерно 1,4 млрд человек, из них 400 млн жителей относятся к категории граждан со средним уровнем дохода. По мере непрерывного экономического роста благосостояние граждан КНР будет постоянно повышаться, а вместе с ним заметно усилится и внутренний потребительский потенциал, - подчеркнул министр. - Мы превратились в крупную потребительскую державу и по объему приобретаемых благ занимаем второе место в мире. Четвертый год подряд потребление выступает в качестве главного драйвера роста нашей страны".

Обновленные пошлины

Согласно данным, опубликованным минфином КНР, ставка таможенных сборов за ввоз в страну автобусов, легковых автомобилей, вездеходов, снегоходов, а также двигателей к ним опустится с 25% до 15%. В целом это решение распространяется на 135 наименований по кодам таможенной номенклатуры. Всего меры коснутся 218 позиций продукции автопрома. Наиболее значительно снижены пошлины на комплектующие и детали к крупногабаритным автобусам и коммерческому транспорту, предназначенному для перевозки грузов - с 25% до 6% (для крупных грузовиков - с 10% до 6%).

Трамп на тропе торговой войны

Что касается длинного списка из более 1,4 тыс. потребительских товаров, ставка по ним сократится с 15,7% до 6,9%. В среднем норма таможенного обложения соответствующих грузов понизится более чем наполовину.

Правительство Китая снижает или устраняет торговые барьеры в целом ряде отраслей: с 1 мая были отменены пошлины на 28 видов импортных медицинских препаратов, в том числе для борьбы с раком. 18 мая КНР объявила об отмене антидемпингового денежного залога в размере 178,6% на сорго (культурное растение, выращиваемое для производства крупы, муки и крахмала), импортируемого из Соединенных Штатов.

Как прокомментировали эти меры в минкоммерции Китая, обложение иностранной продукции чрезмерно высокими таможенными сборами "отрицательно сказывается на благосостоянии китайского потребителя, который в итоге вынужден нести гораздо большие издержки".

Действия Пекина по "Азиатско-Тихоокеанскому торговому соглашению", заключенному еще в августе 2016 года с Бангладеш, Индией, Лаосом, Республикой Корея и Шри-Ланкой, оказались еще более решительными. С 1 июля КНР снизит пошлины на 10,3 тыс. наименований продукции из этих стран. "Мы верим, что это приведет к росту масштабов товарооборота между участниками соглашения, станет стимулирующим эффектом к их торгово-экономическому развитию, усилит процессы региональной экономической интеграции в Азии", - подчеркнул официальный представитель минкоммерции Китая Гао Фэн.

Усиление торговых противоречий с США

Между тем, торговое сотрудничество КНР с Соединенными Штатами движется по противоположному тренду.

Казалось бы, еще в прошлом месяце обе стороны выразили готовность устранить трения. Соответствующие заявления прозвучали в ходе консультаций, проходивших 17 и 18 мая в Вашингтоне, где был достигнут консенсус по вопросу принятия мер, направленных на ликвидацию торгового дисбаланса. Китайские представители тогда подтвердили готовность увеличить объемы закупок американских товаров. По итогам переговоров вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ даже заверил, что Пекин и Вашингтон не будут ввязываться в торговые войны "в интересах развития двух стран и всего мира".


Более того, 2-4 июня последовал ответный визит в Китай американского министра торговли Уилбура Росса, в ходе которого, как отметило агентство "Синьхуа", "был достигнут значительный прогресс" по внешнеторговой проблематике. Однако уже 15 июня президент США Дональд Трамп внезапно объявил, что в связи с "хищением" китайской стороной интеллектуальной собственности и технологий Соединенных Штатов, а также "несправедливой торговой практикой КНР", Белый дом утвердит 25%-ные пошлины в отношении товаров из Китая на сумму $50 млрд. При этом часть из этих таможенных сборов применительно к продукции на $34 млн начнет взиматься уже 6 июля.

Власти КНР быстро отреагировали на подобный выпад, уведомив Соединенные Штаты о своем решении в тот же день ответить мерами на аналогичную сумму. Американский лидер 18 июня поручил компетентным ведомствам США подготовить список китайских товаров на сумму в $200 млрд для последующего введения дополнительных сборов в 10% - на случай, если Пекин "откажется менять свой подход [к торговле], а также продолжит настаивать на введении дополнительных пошлин, о которых недавно объявил". Кроме того, на следующий день Соединенные Штаты опубликовали доклад по торговым вопросам, в котором открыто обвинили власти Китая в проведении политики "экономической агрессии", которая якобы угрожает всему миру.

28 июня Гао Фэн сообщил журналистам, что китайская сторона не намерена мириться с подобными действиями и даст решительный ответ на меры Вашингтона, поскольку они ущемляют национальные интересы КНР. Власти Китая прямым текстом дали понять, что не опасаются последствий и готовы к любым решениям США.

В своих последних заявлениях Трамп продолжает позиционировать Пекин как особенно недобросовестного партнера. В интервью телекомпании Fox Business глава Белого дома заявил, что из предыдущих администраций Соединенных Штатов "никто не удосужился" заключить выгодную торговую сделку с Китаем. Он отметил, что власти КНР облагают импортируемые в страну американские автомобили пошлинами в размере 25%, в то время как тарифы США на аналогичную китайскую продукцию составляют 2,5%.

Сотрудничество с ЕС

"Таможенная дуэль" Китая и США может привести к активизации и без того достаточно оживленных торгово-экономических связей КНР с ЕС, Республикой Корея, Японией и прочими странами Азии и Африки.

Как США вводили пошлины на импорт стали и алюминия

Особые надежды Пекин возлагает на Европейский союз. На днях здесь во главе делегации побывал заместитель председателя Еврокомиссии, еврокомиссар по занятости, экономическому росту и конкурентоспособности Юрки Катайнен. Судя по прозвучавшим заявлениям, стороны проявили сходные подходы к теме либерализации мировой торговли.

"Мы верим, что в условиях усиливающихся протекционистских тенденций в отдельных странах отношения КНР и Евросоюза будут способствовать устойчивому и стабильному экономическому развитию всего мира", - сказал представитель минкоммерции КНР Гао Фэн, отвечая в ходе пресс-конференции на вопрос ТАСС.

Теперь нужно ждать итогов участия премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна во встрече в Софии с лидерами стран Центральной и Восточной Европы в формате "16+1". В то же время и США стараются оказать влияние на ту же группу государств. Не исключено, что некоторые из них и выступят в роли "засланных казачков" Вашингтона.

Однако давление Соединенных Штатов на крупные страны Западной Европы по "китайскому" вопросу вряд ли будет эффектным. Там слишком дорожат необъятным рынком КНР и вообще рассматривают США как конкурента на этом направлении.

Кто оказывается в выигрыше

Снижение Пекином таможенных пошлин на автомобили и автокомпоненты может укрепить, к примеру, весьма продвинутые позиции европейского, японского и южнокорейского автопрома в Китае. А минимизация с 1 июля импортных тарифов на ввоз сои из Бангладеш, Индии, Лаоса, Республики Кореи и Шри-Ланки, как отметили обозреватели газеты Global Times, будет "способствовать улучшению торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

"Это позволит уменьшить торговый дефицит с КНР, имеющийся у некоторых из этих стран, а также приведет к установлению более сбалансированной торговли в регионе", - приводит издание слова сотрудника Китайской академии внешней торговли и экономического сотрудничества Бай Мина.

Его мнение разделяет и независимый аналитик в сфере зерновых поставок Фу Чжэньчжэнь, слова которой цитирует China Daily. Специалист считает, что изменение импортных тарифов в ближайшее время "вряд ли сыграет крайне большую роль в изменении объемов поставок сои в КНР". "Однако эти меры, несомненно, благоприятно повлияют на другие направления торгового взаимодействия этих стран, помогут Китаю создать благоприятную среду для торговли в регионе", - подчеркнула она.

Ряд местных экспертов полагает, что снижение китайских тарифов на сою из стран Азии - "шаг в сторону диверсификации источников импорта на фоне эскалации торговой войны с США". "В то время как Соединенные Штаты бросают вызов КНР и всей мировой экономике, соседние [с Китаем] азиатские государства объединяются и принимают меры для предотвращения экономического спада", - отмечают обозреватели Global Times.

Последствия для РФ

Выгодны меры Китая и для России, которая активно наращивает экспорт на китайский рынок своей аграрной продукции. Это направление, прежде находившееся в тени энергетического сотрудничества, начинает выступать в качестве достаточно серьезного сегмента двусторонней торговли.

В то же время "антиамериканские" пошлины ослабят США как конкурента РФ в поставках энергоносителей. Несмотря на то, что по итогам торговых консультаций в Пекине представители Соединенных Штатов и КНР достигли было договоренности по увеличению экспорта в Китай соответствующей американской продукции, в дальнейшем эти решения были объявлены утратившими силу из-за таможенных рестрикций Трампа.

Снижение пошлин на целый ряд товаров и предстоящее введение ограничительных сборов на американскую продукцию следует рассматривать как отдельные проявления целостной торговой стратегии КНР, сталкивающейся с откровенной политикой сдерживания со стороны США. На кон поставлен огромный китайский рынок, выступающий в качестве крайне важного фактора при формировании современных международных отношений.

Читайте также: