Налог на выхлопные газы автомобилей

Опубликовано: 14.07.2024


Транспортный налог в России – один из самых одиозных вопросов современной налоговой политики государства. Причина проста: россияне платят его дважды, а некоторые даже трижды. Судите сами: транспортный налог сначала отдается через акцизы на топливо – то есть мы пополняем бюджет во время каждой заправки, потом в почтовый ящик приходит ежегодный квиток, а в самом печальном случае – еще и налог на роскошь, коей автомобиль снова становится уже для многих.

Печально и даже обидно, ведь изначально планировалось транспортный налог полностью включить в стоимость горючего, а «жировочки» убрать. Будем, как в Европе: кто сколько ездит, тот столько и платит! Но вышло, как вышло – и бензин подорожал, и счет исправно требует оплаты.

Однако грозить кулаком из-за кухонного стола и клеймить кровопийц с грядки, чем мы регулярно занимаемся на протяжении без малого полутора десятков столетий, бесполезно. Ибо ответ будет один: посмотрите на соседей, они платят еще больше. Так сколько же относят в кассу те, кого нам постоянно ставят в пример? И кому стоит завидовать?

Европа – налог на выхлоп, налог на дизель, налог на старость, техосмотр

Немцы платят много налогов и сборов: 52 евро за постановку на учет, 20 евро ежегодного налога за каждый литр объема бензинового мотора и 90 евро – за каждый литр агрегата на «тяжелом топливе». Далее следует такой интересный побор как налог на выхлоп: каждый грамм CO2, вырабатываемый вашим ДВС, обойдется в 2 евро. Освобождены от уплаты лишь те, чьи машины не превышают норму в 95 грамм CO2 на сотню километров. Как вы уже догадались, это гибриды. Впрочем, за кубатуру платят и они. А вот «электрички» от подобных сборов освобождены.

Налог на выхлоп в Европе

Однако в разных странах – разные налоги. Так, в Дании транспортный налог включен в стоимость горючего и составляет примерно 25 рублей с литра, но при покупке машины нужно единовременно оплатить взнос в размере 108% от стоимости автомобиля. То есть ценник машины местные фактически оплачивают дважды!

Полиция Дании

В Великобритании главный показатель – выхлоп, а старый автомобиль может быть обложен налогом в размере 100 000 рублей, если его двигатель производит более 225 грамм CO2 на 100 км пробега. Зато владельцы электрокаров вообще освобождены от уплаты налога, а хозяева гибридов заплатят около 10 000 рублей.

Во Франции автомобили с выбросом более 212 грамм углекислого газа на 100 км пробега заплатят в бюджет по 20 000 евро, или 1,6 млн рублей. Считаете, что это удел старых авто? Разочарую: новый Mercedes AMG GLC 43 и Jaguar F-Type R заходят под эту статью, как дети в школу. Ах да, есть же еще техосмотр! Готовьте 75 евро.

А вот в Чехии, Эстонии и Литве транспортный налог платят только организации, для физических лиц он просто не предусмотрен.

США – включен в стоимость бензина

Машина в Штатах – обязательный аксессуар любой семьи, а 16-летний подросток вправе сесть за руль собственного авто. Все потому, что Америка – страна дорог, и личный автомобиль там доступен каждому. Судите сами: при покупке нужно уплатить сбор, который зависит от жадности конкретного штата, но не превышает 7%, а также постановку на учет, которая при самом «плохом» раскладе обойдется в 500 долларов, или 35 000 рублей.

Парковка у школы в США

Транспортный налог в Соединенных Штатах включен в стоимость горючего: порядка трех рублей с галлона идет в федеральный бюджет, и еще от 12 до 42 рублей – в региональный. Галлон – это 3,7 литра, если что.

Китай – номера на аукционе, дорогая постановка на учет и плата за электрокары

Рост китайского автомобильного рынка смог остановить только коронавирус, бушевавший в Поднебесной без малого полгода. До того момента как COVID-19 обрушился на нашего главного восточного соседа, количество транспортных средств в Китае росло не по дням, а по часам. Казалось, что китайцы покупают новую машину хотя бы раз в месяц. А то и чаще.

Однако стоимость обладания автомобилем, несмотря на низкие относительно российских цены на саму машину, в Китае высока. Начинается все со сбора в 10% от стоимости, который нужно заплатить при покупке. Десять процентов – это если автомобиль сделан в Китае, а вот если речь идет про импортную машину , то готовьте 40%. Далее следует ежегодный налог от 60 до 660 юаней в зависимости от вида транспортного средства. Кстати, «электрички» его тоже платят. Ну а потом начинается региональная специфика.

Авторынок в Китае

Самый острый в этом смысле город – Шанхай, финансовая столица Китая, в котором большиеденьги соседствуют с большими тратами. Например, борьба с пробками вынудила власти сократить количество выдаваемых ежемесячно автомобильных номеров до 10 000. И это в 24-миллионном городе! Кто получает госзнак? Конечно тот, кто больше предложит на аукционе! Так постановка на учет обойдется не менее 10 000 долларов США для частного лица и 200 000 долларов для юридического. Ну а если номер красивый, то ценник будет еще выше! Например, «все девятки» продали физлицу за 150 000 долларов.

Япония – парковочное место по размерам и техосмотр

Каждый второй японец обладает собственным автомобилем, тогда как в России эта цифра колеблется на отметке в 200 машин 1000 человек. Однако право на личную машину в Стране Восходящего солнца стоит невероятно дорого: несмотря на все усилия японского правительства сделать само приобретение как можно дешевле (как не вспомнить про «отрицательный кредит», который компенсируется государством), ежегодные платежи сжирают всё!

Во-первых, купить машину, не обладая парковочным местом, просто нельзя, а паркинг стоит, как квартира.

Парковочный сертификат в Японии

Более того, имеет значение и размер самого места: если оно небольшое, то приобрести кроссовер или большой седан не разрешат. Во-вторых, японский аналог ОСАГО обойдется примерно в 20 000 рублей, а годовой налог – минимум в 7000 рублей за «кейкар», крошечный автомобильчик строго заданных размеров с двигателем 0,6 литра. Каждые два года нужно проходить техосмотр, который обойдется не менее 70 000 рублей, но с каждый год будет дорожать. Чем старше машина – тем дороже.Добавляем сюда дорогой бензин и парковки, а после молимся, чтобы взгляд из центральной российской налоговой никогда не достиг Японии.

Сингапур – сертификат на автовладение, регистрация дороже машины

Вишенка на торте – Сингапур. Тут сборы на автомобиль просто чудовищные и не поддаются пониманию ни одному из простых отечественных автовладельцев. Прежде всего, нужно получить разрешающий сертификат, дающий право на обладание автомобилем в течение 10 лет. По истечении срока его можно либо продлить, либо продать автомобиль за границу. Проблема лишь в том, что «Свидетельство» разыгрывается через тендер, а количество строго ограничено самим государством, потому что, по замыслу законотворцев, число машин не должно увеличиваться более чем на 3% в год. Цены на COE, понятное дело, зашкаливают: сертификат будет стоить около 4 500 000 рублей.

Дороги в Сингапуре

Все экспортируемые автомобили облагаются обязательным налогом в 31% от стоимости, за регистрацию ТС придется заплатить 70 000 рублей физическому лицу и 350 000 – юридическому. Кроме того, при первичной регистрации нового или подержанного автомобиля нужно уплатить государству 140% рыночной стоимости машины.

Продолжать?Все дороги и парковки – только платные, литр бензина стоит более 100 рублей, техосмотр обойдется в целое состояние…

Если подвести итог всем семи кругам сингапурского автовладельческого ада, то выглядеть он будет следующим образом: Mercedes-Benz E200, который в России со всеми налогами, пошлинами, постановками на учет и страховками (полным КАСКО, замечу) обойдется в 4 500 000 рублей, в Сингапуре будет стоить порядка 14 500 000 рублей.

Выхлопные газы, возникающие при эксплуатации транспортных средств, приводят к загрязнению атмосферного воздуха. Этот вид негативного воздействия на окружающую среду является платным. Платить должны все фирмы, которые используют автомобили. Расчет суммы платежа необходимо предоставить в Ростехнадзор по специальной форме. Поясним, как ее заполнить.

Форма «Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Расчет) установлена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от 23 мая 2006 г. № 459. Она состоит из следующих частей:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
  • раздел 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты».

Расчет оформляют ежеквартально только юридические лица. Российские физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, сдавать эту отчетную форму не обязаны. Это установлено в пункте 1 «Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (далее – Постановление № 632).

Плата за то, что движется

Транспортные средства относятся к передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду. Для расчета платы не важно, в каких целях эксплуатируется транспорт, в производственной или в непроизводственной сфере он применяется. Если фирма эксплуатирует хотя бы один автомобиль, то она обязана представить Расчет в территориальный орган Ростехнадзора по месту государственной регистрации транспортного средства. За арендованный транспорт должен платить арендатор (п. 5 письма МНС РФ от 31 октября 2001 г. № ВТ-6-21/833).

По передвижным источникам плата взимается только в связи с использованием топлива пяти видов:

  • бензин неэтилированный (этилированного бензина в продаже нет – его применение запрещено с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 22 марта 2003 г. № 34-ФЗ);
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • сжатый природный газ;
  • сжиженный газ.

Тарифы платежей определены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. Они установлены в рублях за тонну или тысячу куб. метров израсходованного топлива.

Стационарные источники выхлопов

Топливо используется не только на транспорте. Существует множество механизмов, снабженных двигателями внутреннего сгорания и не закрепленных стационарно. Это, например, погрузчики, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, переносные дизельные и бензиновые электрогенераторы, газонокосилки, газосварочные аппараты. Однако, источники выхлопов, которые относятся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными («Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», введено в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333). Такие объекты в Расчет по передвижным источникам не включаются. К стационарным источникам загрязнений относится и территория, специально отведенная для автомобильной парковки. А мы покажем, как составлять Расчет фирме, эксплуатирующей один легковой автомобиль.

Как заполнить форму

Предположим, бухгалтеру предстоит оформить Расчет за IV квартал 2006 года. Допустим, что наша условная фирма не имеет других объектов негативного воздействия, кроме передвижного источника – автомобиля модели ВАЗ-2109. А расход бензина на его эксплуатацию за IV квартал 2006 года составил 500 литров. В Расчете будут представлены:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет (страница 02);
  • раздел 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» (страница 03).

Для заполнения раздела 2 по основной форме предлагаем таблицу 1 с построчным комментарием каждого показателя.

Плата за один автомобиль оказалась чисто символической – 1 рубль 17 копеек за квартал. Эту сумму нужно отразить в строке 040 страницы 02 Расчета и повторить по строке 080, КБК – 49811201000010000120 (Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в Российской Федерации»).

Если транспортных средств несколько, то по этим строкам отражается итоговая величина платы по всем объектам, включенным в раздел 2.

Если расход топлива не учтен

Возможна ситуация, когда автомобиль у фирмы есть, а расход топлива на его эксплуатацию не фиксируется. Увы, платить придется и в этом случае (п. 2.6 Приложения 1 к «Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей среды», утвержденным Минприроды РФ от 26 января 1993 г.).

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы от передвижных источников определяется из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации. Свои «ожидания» Минприроды воплотило в конкретные тарифы. В год за одно транспортное средство придется уплатить:

  • легковой автомобиль – 2700 рублей;
  • грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС – 4000 рублей;
  • автомобиль, работающий на газовом топливе – 1400 рублей;
  • грузовой автомобиль и автобус с дизельным ДВС – 2500 рублей.

С этих позиций легковой автомобиль за квартал обойдется уже в 675 рублей (2700 руб. / 4).

Плата за безответственность

Проверка транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется при государственном техническом осмотре (подп. а п. 2 постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880). Как известно, эксплуатация транспорта, не прошедшего техосмотр в установленные сроки, запрещена. А за выпуск в рейс автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах превышает норму, должностным лицам грозит административный штраф. Он установлен статьей 8.22 КоАП РФ в размере от 500 до 1000 рублей.

Несвоевременное представление или непредставление Расчета попадает под действие статьи 8.5 КоАП РФ. Ведь оно равносильно неисполнению обязанности по сообщению информации об источниках загрязнения окружающей среды. Это правонарушение будет стоить должностным лицам от 1 до 2 тысяч рублей, а организации обойдется от 10 до 20 тысяч рублей.

А невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность по статье 8.41 КоАП РФ. Данное нарушение карается наложением высоких штрафов: на должностных лиц – в размере от 3 до 6 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей. Такие санкции применяются, даже если платеж задержан на один день. Столь масштабные санкции требуют от бухгалтеров внимания к экологическим платежам предприятий.

это важно

В бухгалтерском учете платежи за загрязнение от автомобиля списываются на те же счета, что и расход ГСМ: Дебет 26 (44) Кредит 76 субсчет «Расчеты с Ростехнадзором по платежам за негативное воздействие на окружающую среду». В налоговом учете эти платежи включаются в состав расходов и при расчете налога на прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ), и при расчете единого налога «на упрощенке» (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

* Средняя плотность топлива зависит от среднегодовой температуры в регионе. Это связано со свойством легких жидкостей заметно увеличивать свой объем при нагревании. Так, Ростехнадзором Челябинской области рекомендована плотность бензина 0,75 кг/л. В расчетах по дизельному топливу московские фирмы должны использовать плотность 0,843 кг/л, а челябинские – 0,85 кг/л. Эту информацию бухгалтер сможет получить в своем территориальном отделении Ростехнадзора.

Ю. Ханов, финансовый директор

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Людям становится тяжелее, а власть придумывает новые налоги? Скоро в Налоговый кодекс введут дополнительный сбор для автовладельцев – экологический. Теперь хозяева подержанных машин заплатят больше, так как их транспортные средства не соответствуют мировым экологическим параметрам.

Что такое экологический налог

Автомобили с пробегом покупают от безысходности. Было бы больше денег, залы автосалонов не выдержали бы потока клиентов. Покупая машину, люди не обращают внимание на экологический класс двигателя. Их больше заботит ее стоимость, доступность запчастей и расход топлива на 100 километров.

Теперь при покупке придется учитывать наносимый природе вред. Чтобы платить меньше про 10-летние автомобили лучше позабыть. Удовлетворяющий мировым стандартам транспорт изрядно потреплет кошельки россиян. В подобных машинах применены инновационные технологии, намного повышающие конечную стоимость.

Что такое экологический налог на транспорт

Он не дополняет транспортный сбор, а заменяет его. Законодатели решили не взимать налог с автовладельцев поголовно, а поставили его размер в зависимость от технических характеристик машины:

  • объема выброса в окружающую среду отработанных газов, выделяющихся в процессе использования автомобиля;
  • количества лет, прошедших с момента схода с конвейера (возраст);
  • класса экологичности, к которому отнесен купленный автомобиль.

Статисты подсчитали количество находящихся в эксплуатации автомобилей 10-летнего и более старшего возраста. Данные показали, что подобные авто использует более половины населения страны. Большим спросом они пользуются на Дальнем Востоке. Причиной тому — рядом расположенная Япония. Местные продавцы давно отладили сбыт подержанного транспорта из Страны восходящего солнца.

В России 50% автотранспорта присвоен 1 класс европейского стандарта экологичности, а некоторые авто до него вообще недотягивают. Владельцы таких машин могут и не подозревать, какой урон они наносят природе. Однако это не убережет их от повышенных налоговых коэффициентов. Чтобы платить меньше придется менять автомобиль на современный.

Несмотря на очевидные плюсы (охрана окружающей среды и, как следствие, благотворное влияние на человеческий организм), население не одобряет введение нового налога. Он угнетает автовладельцев подержанных машин. Денег у них и без того немного, так еще возрастет эксплуатация личного транспорта.

Размер экологического налога превысит транспортный. По мере снижения присвоенного машине класса он будет расти. Прогнозируемое повышение налоговой ставки произойдет в 10 раз.

В Европе экологические сборы за машины действуют давно. Введены они и в бывших странах Советского союза, например в Республике Беларусь. Россия не воспользовалась западным опытом раньше из-за отсталости автомобильной отрасли и низкого уровня жизни большей части населения.

Уплата экологического налога на транспорт в 2021 году

Уплата экологического налога на транспорт

Формула расчета уплачиваемой в Налоговую службу суммы включает показатели мощности установленного в автомобиль двигателя. Полученная величина уменьшается или увеличивается в зависимости от региона регистрации транспортного средства. На окончательный размер экологического налога влияет состояние окружающей среды, количество автомобилей у местного населения и состояние дорожного полотна.

Применяя налоговую ставку, работники ФНС обратят внимание на следующие показатели:

  • объем двигателя;
  • класс экологичности машины;
  • возраст автомобиля.

Экологический налог планировали ввести в 2014 году, но помешал разразившийся кризис. По мере выхода экономики в стабильную фазу развития разговоры о спасении экологии мерами финансового воздействия возобновились. К 2021 году введение налога – дело практически решенное.

Зачем это делается? Автомобили в возрасте 10 или более лет не только отравляют воздух. Они небезопасны для хозяев. Со временем механизмы изнашиваются, да и современные технологии предлагают больше сберегающих человеческую жизнь опций. Ведь начиналось все с телеги, а тогда не знали про ремни и подушки безопасности.

На практике замена автопарка в России займет не меньше 5 лет. Это дорого людям со средним достатком. Многие видят в нововведении способ подорвать их семейный бюджет. Среди аргументов против экологического налога приводятся и такие:

  • многократное увеличение взимаемой суммы;
  • рост затрат по эксплуатации подержанных авто, на ремонт которых, итак, приходится постоянно тратиться;
  • если автопарк предпринимателей устарел, они не потянут его обновления и разорятся;
  • увеличатся и государственные расходы, так как придется менять машины организациям с бюджетным финансированием.

Повезет владельцам машин с электрическими двигателями. Экологический налог они не платят. Из-за того, что он заменяет налог транспортный, теперь они ничего не должны государству за использование автомобиля.

Расчет современного транспортного налога

Современный транспортный налог

Собираемый с автолюбителей налог находится в ведении муниципальной власти. В общероссийском масштабе размер транспортного сбора вычисляют по следующему принципу:

  • 2,5 рубля за лошадиную силу – при мощности мотора, не превышающей 100 л.с.;
  • 3,5 рубля – с двигателей до 150 л.с.;
  • 5 рублей – за машины до 200 л.с.;
  • 7,5 рублей – за транспорт до 250 л.с.;
  • 15 рублей стоят оставшиеся автомобили.

Указанные значения меняются по постановлениям власти в регионе. Благодаря этому в зависимости от места регистрации транспорта размер налога на равнозначные машины отличается в 3 раза. Если местных установок нет, применяются обозначенные в списке федеральные расценки.

За физических лиц налог рассчитывает ФНС и отправляет им соответствующие уведомления. Происходит это раз в год. Часть граждан подсчитывают сбор самостоятельно, воспользовавшись специальным калькулятором на сайте Налоговой службы.

Нет сомнений – введение экологического налога ударит по автолюбителям. Их вынуждают покупать новые машины, стоящие намного дороже подержанных. Остается только копить деньги или платить долгосрочный кредит государству в виде повышенного сбора за личный автомобиль.

Чем заменить транспортный налог

Вряд ли такой раритет, как этот

Как быть тем, кто со своим устаревшим транспортом проживает в районе, куда ему въезд запрещен? Корреспондент "РГ" попытался разобраться в этом вопросе. Напомним, минтранс разработал дорожную карту по введению в городах зон, в которые будет запрещен въезд автомобилей с низким экологическим классом. Документ направлен в заинтересованные министерства и ведомства для согласования. Подробности этого документа неизвестны. Но известно, что одно из предложений - это увеличение штрафа за проезд под такой знак. Сейчас штраф за такое нарушение составляет 500 рублей, как за нарушение требований любого знака или дорожной разметки. На сколько предлагает минтранс увеличить штраф за нарушение требований знаков по экологическому классу, пока неизвестно.

Фото: пресс-служба Renault

Слишком старые машины

Надо сказать, что пока и сами эти знаки нигде не применяются, хотя вступили в силу они еще в июле 2018 года. Проблема в том, что применять их очень сложно. Ведь большинство автомобилей у нас экологического класса не имеет. Заносить данные об экологическом классе в паспорта транспортных средств стали не так давно - в 2011 году. То есть менее 10 лет назад. По данным Госавтоинспекции, за 2017 год у нас было зарегистрировано всего 59 790 435 автомобилей. Из них 9 299 057 в возрасте от 10 до 15 лет. А старше 15 лет - 21 452 089 машин. То есть 51 процент автомобилей в России старше 10 лет и не имеет экологического класса, вписанного в паспорт.


С легковыми автомобилями ситуация чуточку лучше. Всего их зарегистрировано 46 887 145. При этом в возрасте от 10 до 15 лет - 7 773 081 машина. 14 521 023 легковушки - старше 15 лет. То есть всего 47 процентов автомобилей старше 10 лет, у которых нет экологического класса.

Согласно постановлению правительства, знаки, запрещающие въезд машин по экологическому классу, не будут распространяться на автомобили, у которых экологический класс не установлен вплоть до июля 2021 года. То есть половине автовладельцев до середины 2021 года не будут грозить ни штрафы, которые планируется ввести уже осенью этого года, ни запреты на въезд. И это уже само по себе создает социальную несправедливость. Те, кто не может раскошелиться на новый автомобиль высокого экологического класса, будут ограничены в правах. Тем, у кого автомобили вообще древние, - ничего грозить не будет.

Как оформить класс?

А что произойдет после июля 2021 года? Скорее всего, автомобили с неустановленным классом будут признаны "Евро 0". А значит, всем им будет запрещено въезжать в любые зоны с ограничениями и начнется повальный сбор штрафов.

В качестве выхода из такой ситуации разработчики дорожной карты предлагают ввести возможность упрощенного оформления экологического класса. В принципе, оформить его можно и сейчас. Для этого необходимо обратиться в специализированную лабораторию, где выдадут соответствующее заключение. Понятно, что такая экспертиза будет стоить денег. Около 5 тысяч рублей.

С полученным заключением необходимо обратиться в ГИБДД для внесения изменений в регистрационные документы, то есть в паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации. За это придется заплатить госпошлину в размере 850 рублей.


Сейчас вся лабораторная экспертиза заключается в установлении модели двигателя и проверке по базам данных компаний-производителей его экологического класса.

Как сообщил начальник Госавтоинспекции МВД РФ Михаил Черников, сейчас около 70 процентов паспортов транспортных средств в России не содержат отметки об экологическом классе. Но чтобы получить отметку, людям ничего не понадобится делать. Всю эту работу ГИБДД проведет вместе с Центральным научно - исследовательским автомобильным и автомоторным институтом "НАМИ". Предполагается, что база, которая будет содержать данные об экологических классах всех автомобилей, будет готова к июню-июлю 2021 года. То есть, как раз к моменту, когда пункт правил каснется всех тех, у кого такой класс в ПТС не указан. При этом каждый владелец авто будет уведомлен о том, к какому классу отнесена его машина.

- Если кто-то будет не согласен с присвоенным ему классом, то этот спорный вопрос будет решаться в частном порядке, - отметил Михаил Черников.

Он также рассказал, что выявлять нарушителей, въехавших под соответсвующий знак или в соответсвующую зону будут автоматические комплексы фотовидеофиксации нарушений. По его словам, вручную администрировать это нарушение бесполезно. Как сейчас камеры через базу данных получают сведения о владельцах автомобилей по зафиксированному номеру, так же они будут получать данные об экологическом классе автомобиля, проехавшего под ними.

Судам добавится работы

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Однако и тут есть свои тонкости. Почему до сих пор не работают камеры, которые должны выявлять незастрахованные по ОСАГО автомобили? Потому что для этого необходимо проверять все проехавшие под камерами автомобили. А это практически невозможно. Страховщики нашли выход. Но для проверки экологического класса он вряд ли подойдет.

Остается вопрос, что делать тем, у кого машины изначально класса "Евро 0"? Например, пенсионеру, владеющему "Жигулями" пятой модели, да который еще и проживает в районе, ограниченном для въезда автомобилей класса ниже "Евро 2"? Избавляться от машины и оставаться без средства передвижения? Или регулярно платить штрафы?

Конечно, можно придумать специальные реестры для проживающих в этих районах людей. Но введение любого рода исключений всегда чревато ростом коррупции. Ведь тогда у пенсионеров, проживающих в таких ограниченных зонах, появятся неожиданно спортивные и раритетные суперкары, которые "Евро 2" не соответствуют, зато красивые, быстрые, мощные и дорогие.

По мнению юристов, введение таких зон вызовет массу судебных разбирательств. Но начнутся они только после того, как тех, кто проживает в этих зонах, начнут штрафовать.

Правила дорожного движения предполагают исключения для военных, пожарных, "скорых", а также машин аварийной газовой службы. Однако исключений для техники ЖКХ в них не предусмотрено. Отсюда возникает вопрос: кто будет убирать территории с ограничением въезда "Евро 4"? Мусоровозов такого класса явно недостаточно.

Избавились от хлама

Понятно, что все это делается не только для сохранения экологии. Но в том числе и для обновления автопарка. Автопарк стремительно стареет. Это вредит не только экологии, но и людям - увеличивается количество аварий по причине неисправности автомобилей. С этим давно и долго боролись в Европе. В большинстве стран были реализованы целые государственные программы, направленные на обновление автопарка. Но нигде не начинали с таких резких мер. Они принимались уже на последнем этапе.

На первом делалась невыгодной эксплуатация машин низких экологических классов. Применялось акцизное регулирование - чем выше качество топлива, тем ниже акциз на него. То есть потребителю оно обходилось дешевле. У нас же все наоборот.

Принимались программы по утилизации автомобилей. Утилизация была и остается платной, но стоит значительно дешевле. К тому же предоставляются налоговые скидки, если предыдущий автомобиль собственник утилизировал.

Кстати, и транспортный налог исчисляется с учетом экологического класса автомобиля. Именно такая политика европейских стран привела к массовой продаже подержанных машин. В результате чего они хлынули в Россию. Европа освободила свою территорию от старых машин, и после этого стала жестко ограничивать въезд по экологическим классам на ту или иную территорию.

Да, сейчас у нас стоит ограничение на ввоз автомобилей не ниже "Евро 5". Но действует оно лишь с 2016 года. Так что количество старых машин просто огромно. У нас не работают программы утилизации автомобилей. Они работали, но недолго. У нас поощряется производство дешевого топлива. Конечно, все эти меры не предполагают вывода старых автомобилей с рынка. Поэтому вводить при таком антураже запрет на въезд в те или иные зоны по экологическому классу рановато. Получается искусственное разделение людей на тех, кто имеет возможность обновить автомобиль, и на тех, кто должен остаться без средства передвижения.

Минпромторг предлагает увеличить платежи для владельцев старых автомобилей класса «Евро-3» и ниже

Кого коснётся повышение налога на «неэкологичные» машины

ФотО: геннадий михеев / ПГ

Минпромторг предлагает с 2021 года поднять налог для старых автомобилей класса «Евро-3» и ниже. Инициатива призвана сократить вред, который наносят окружающей среде грязные выхлопы. В ведомстве уверены, что эта мера будет стимулировать спрос на более экологичный транспорт. При этом глава ведомства Денис Мантуров пообещал, что новшество не коснётся личного автотранспорта. Парламентарии идею не поддержали и считают, что от этой меры пострадает малый бизнес, в частности такси и службы доставки.

Налог на возраст

Увеличить сумму платежей для владельцев неэкологичных автомобилей Минпромторг планирует уже с 2021 года. Именно тогда, согласно предложению ведомства, должна резко увеличиться базовая ставка транспортного налога для легковых авто, чей класс ниже, чем «Евро-3». О грядущем повышении взноса 20 февраля на совещании в Энгельсе рассказал замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов. Он добавил, что ведомство планирует передать свою инициативу в Минтранс уже в ближайшее время.


По задумке, инициатива должна способствовать улучшению экологии в городах, поскольку именно автомобильные выхлопы сильнее всего вредят окружающей среде и загрязняют воздух. Глава Минпромторга Денис Мантуров особо подчеркнул, что инициатива распространяется исключительно на коммерческие автомобили и не затронет личный транспорт.

Тем не менее даже при таком подходе нельзя пытаться решать этот вопрос «в лоб», отметил первый зампред Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, поскольку дополнительное налоговое обременение может пагубно сказаться на малом и среднем бизнесе.

«В основном владеют старыми машинами индивидуальные предприниматели. Это не огромные корпорации, которые могут за счёт прибыли легко обновить весь автопарк. А рентабельность многих транспортных предприятий и так близка к нулю. На старых автомобилях ездят не потому, что хобби такое — просто не на что покупать новые машины. И повышение налогов — не выход», — констатировал парламентарий.

На старых автомобилях ездят не потому, что хобби такое — просто не на что покупать новые машины. И повышение налогов — не выход.

Повышение ставки налога действительно может ударить по карману значительной части субъектов малого и среднего предпринимательства. В России сегодня, по некоторым данным, насчитывается порядка трёх миллионов коммерческих автомобилей, на которых установлены двигатели стандарта «Евро-3» или ниже.

Разумная альтернатива

При этом, безусловно, решать вопрос грязных выхлопов нужно, однако начать можно не с увеличения налоговой нагрузки на граждан. Вячеслав Лысаков рассказал «Парламентской газете», что, по экспертным оценкам, в регионах очень высок процент контрафактного топлива. Недобросовестные предприниматели получают высокооктановый бензин из более дешёвого, добавляя в него различные присадки. На таком топливе даже современные моторы выбрасывают большое количество вредных веществ.


«Во-первых, нужно увеличить процент локализации иномарок, которые производятся на заводах в России. Сейчас они состоят из российских частей и компонентов примерно на 30 процентов, но если этот показатель повысить — автомобили станут более доступными. Во-вторых, нужно разработать программу государственного Trade-In, чтобы автомобилист мог получить субсидию, если решит поменять свою старую машину на новую», — отметил Вячеслав Лысаков.

По его словам, эти меры будут более действенны и при этом не вызовут общественного негодования. Похожего мнения придерживается координатор общественного движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов.

«Господдержка обновления автомобильного парка тоже может помочь. Но это должен быть не Trade-in, где слишком много посредников между человеком и государством, а потому низкая эффективность. Лучше всего будет поддержка программы утилизации — по аналогии с тем, как это несколько лет назад делали с автомобилями ВАЗ. Сдавая в утиль свою машину, человек получает от государства определённую сумму, которую может добавить к накоплениям и купить машину получше», — объяснил собеседник издания.

Читайте также: