Налог на утилизацию авто в казахстане
Опубликовано: 22.04.2024
Ежегодный рост МРП означает и увеличение суммы утилизационного сбора.
С января 2016 года локальных автопроизводителей, а также официальных импортёров и всех, кто желает привезти автомобиль в Казахстан, обязали платить утильсбор. Внести его нужно до первичной постановки техники на учёт.
Базовая ставка утильсбора исчисляется в МРП, а это значит, что величина в тенге непостоянна и будет меняться ежегодно. С 1 апреля 2020 года расчётный показатель вырос до 2 778 тенге.
Базовая ставка сбора равна 50 МРП. В 2020 году это 138 900 тенге. В зависимости от объёма двигателя применяется коэффициент: от трёх — для электромобилей и авто с двигателем до одного литра и до 23 — для машин с объёмом мотора более трёх литров.
К примеру, утильсбор при ввозе седана Toyota Camry агрегатом составит 1 389 000 тенге. А вот за Toyota Sienna с двигателем 3.5 литра заплатить придётся 3 194 700 тенге.
Базовая ставка и коэффициенты платы за утилизацию в отношении автотранспортных средств в Казахстане
Виды и категории ТС | Базовая ставка утилизационного сбора | Коэффициенты, применяемые к базовой ставке утилизационного сбора в отношении ТС | Сумма утильсбора в 2020 году (тг) |
1. Транспортные средства категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G: легковые автомобили | |||
С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой | 50 МРП | 3 | 416 700 |
С рабочим объёмом двигателя: | |||
До 1 000 см³ | 50 МРП | 3 | 416 700 |
От 1 001 см³ до 2 000 см³ | 50 МРП | 7 | 972 300 |
От 2 001 см³ до 3 000 см³ | 50 МРП | 10 | 1 389 000 |
Свыше 3 001 см³ | 50 МРП | 23 | 3 194 700 |
2. Транспортные средства категории N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G: грузовые автомобили | |||
Полной массой: | |||
До 2.5 тонны | 50 МРП | 7 | 972 300 |
От 2.5 тонны до 3.5 тонны | 50 МРП | 15 | 2 083 500 |
От 3.5 тонны до 5 тонн | 50 МРП | 15 | 2 083 500 |
От 5 тонн до 8 тонн | 50 МРП | 16 | 2 222 400 |
От 8 тонн до 12 тонн | 50 МРП | 19 | 2 639 100 |
От 12 тонн до 20 тонн | 50 МРП | 21 | 2 916 900 |
От 20 тонн до 50 тонн, кроме седельных тягачей | 50 МРП | 41 | 5 694 900 |
Седельные тягачи от 20 тонн до 50 тонн | 50 МРП | 11 | 1 527 900 |
3. Транспортные средства категории М2, M3 в том числе повышенной проходимости категории G: автобусы | |||
С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой | 50 МРП | 8 | 1 111 200 |
С рабочим объёмом двигателя: | |||
До 2 500 см³ | 50 МРП | 8 | 1 111 200 |
От 2 500 см³ до 5 000 см³ | 50 МРП | 16 | 2 222 400 |
От 5 000 см³ до 10 000 см³ | 50 МРП | 21 | 2 916 900 |
Свыше 10 001 см³ | 50 МРП | 27 | 3 750 300 |
(Категория М1 — легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
категория М2 — микроавтобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
категория М3 — автобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;
категория N1 — грузовые, имеющие максимальную массу не более 3.5 т;
категория N2 — грузовые, имеющие максимальную массу свыше 3.5 т, но не более 12 т;
категория N3 — грузовые, имеющие максимальную массу более 12 т;
категория G — транспортные средства повышенной проходимости.)
С начала года МРП увеличился, а за ним в очередной раз выросли и суммы утилизационного сбора.
латить утильсбор вот уже пять лет обязаны казахстанские автопроизводители, официальные импортёры, а также все, кто желает привезти автомобиль в страну. Вносится утилизационная плата до первичной постановки техники на учёт.
Величина утильсбора привязана к минимальному расчётному показателю (МРП) и ежегодно вместе с ним увеличивается. В 2021 году МРП поднялся до 2917 тенге (в 2020-м был 2778). Предлагаем рассмотреть, насколько вырос сбор за авто.
Для расчёта утилизационных платежей используется базовая ставка сбора — 50 МРП, её умножают на коэффициент, зависящий от вида и категории автомобиля. Итоговую сумму и нужно уплатить перед первичной регистрацией на территории РК. К примеру, утильсбор при ввозе седана Toyota Camry с 2.5-литровым агрегатом составит 1 458 500 тенге. А вот за Toyota Sienna с двигателем 3.5 литра заплатить придётся 3 354 550 тенге.
Базовая ставка и коэффициенты платы за утилизацию в отношении автотранспортных средств в Казахстане
Виды и категории ТС | Базовая ставка утилизационного сбора | Коэффициенты, применяемые к базовой ставке утилизационного сбора в отношении ТС | Сумма утильсбора в 2021 году (тг) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Транспортные средства категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G: легковые автомобили | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой | 50 МРП | 3 | 437 550 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С рабочим объёмом двигателя: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
До 1 000 см³ | 50 МРП | 3 | 437 550 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 1 001 см³ до 2 000 см³ | 50 МРП | 7 | 1 020 950 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От 2 001 см³ до 3 000 см³ | 50 МРП | 10 | 1 458 500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свыше 3 001 см³ | 50 МРП | 23 | 3 354 550 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Транспортные средства категории N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G: грузовые автомобили
(Категория М1 — легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения; 26.01.2016 года в Казахстане утвердили «Правила реализации обязательств производителей (импортеров)». Другими словами, ввели Закон об утилизационном сборе на автомобили. Введение данного налога необходимо для повышения уровня экологической чистоты в Республике. Опыт европейских государств показывает, что после введения сбора на утилизацию на дорогах становится гораздо меньше старых и пришедших в негодность машин. С 1 января 2018 года ставка МРП составляет 2405 тенге. Изменения в расчетах закреплены в Законе РК «О республиканском бюджете на 2018-2020 гг.». В 2017 году МРП равнялся 2269 тенге. Рост составил более 5%. Сумма базовой ставки равна 106 050 тенге (около 350 долларов США).
Базовая ставка и коэффициенты платы за утилизацию авто в Казахстане в 2021 году
* Условные обозначения категорий: Кто освобожден от уплаты утилизационного сбораЗакон вступил в силу в 2016 году. Автомобилистов, чьи ТС были зарегистрированы до 26.01.2016 года, это нововведение не коснулось. Оплата утильсбора не требуется в следующих ситуациях:
Плата за утилизацию взимается с производителя или импортера перед ввозом или выпуском автомобиля, а с физических лиц – при первичной постановке машины на учет в государственных органах. На какие автомобили распространяется утильсборТранспортные средства поделены на категории для удобного расчета коэффициента платы за утилизацию. Размер коэффициента зависит от объема двигателя и массы ТС. По закону РК выделяются следующие категории ТС:
Коэффициент М2 и М3 – 6, 10, 19, 20.
Расчет утильсбора в Казахстане в 2018 году производится по формуле: 50 МРП * коэффициент автомобиля. Коэффициент расчета утилизационного сбора в Казахстане Примеры расчета
50*2405*3=360 750 тг. В 2017 году размер сбора составлял 340 350 тг.
50х2405х5=601 250 тг. В 2017 году – 567 250 тг. Все коэффициенты и точные расчеты есть на официальном сайте МВД Республики Казахстан в списке утвержденных размеров сбора за утилизацию. Увеличение утилизационного сбора в 2018 году неминуемо повлияет на рост цен. Финансовые аналитики не прогнозируют резкий скачок цен на автомобили, но после продажи моделей 2017 года салоны будут вынуждены изменить прайс-листы на все продаваемые ТС. Как и куда платить налог в Казахстане?Перед первичной постановкой автомобиля на учет владельцу необходимо предъявить сертификат об уплате утилизационного сбора. Прежде всего проверьте, оплачивал ли его производитель или импортер. Для этого введите VIN-код автомобиля на интернет-сервисе www.recycle.kz. Если налог уже оплачен, то нужно распечатать сертификат и предъявить его при постановке ТС на учет. Если сбор оплачен не был, то проведите оплату онлайн на сайте ТОО «Оператор РОП». Для оплаты требуется только VIN-номер автомобиля. Сбор оплачивается единожды. Видео про утильсбор на автомобили в КазахстанеЕсли вы владеете старым авто, которое вышло из эксплуатации и его никто не купит за приличные деньги, то можете воспользоваться госпрограммой по утилизации старых авто, предусматривающей выдачу денежной компенсации либо скидки на приобретение нового авто от казахстанских производителей. Таким образом госпрограмма поддерживает отечественный автопром и помогает обновить автопарк страны, очищая его от мусора. В этом материале мы расскажем об условиях госпрограммы, как ею воспользоваться и на какую компенсацию можно рассчитывать. Какой транспорт можно утилизировать На утилизацию принимаются старые легковые автомобили, пассажирский и грузовой транспорт. Ограничений по возрасту, модели и назначению для утилизируемых транспортных средств нет. Легковые автомобили Категория M1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения. Пассажирский транспорт Категория M2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн. Категория M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн. Грузовой транспорт Категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонны. Категория N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн. Категория N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн. Перед сдачей на утилизацию, авто нужно снять с регистрационного учета в спецЦОНе. Как снять авто с регистрационного учетаАвто снимается с регистрационного учета в специализированном отделе НАО ГК «Правительство для граждан» (спецЦОН). Для этого нужно предоставить следующие документы:
При отсутствии технических документов в письменной форме указываются обстоятельства их утраты. Снятие с учета производится только после исполнения запросов об отсутствии каких-либо ограничений на снятие с учета. После снятия вы получите справку. Как получить денежную компенсациюЕсли за сдачу в утилизацию авто вы выбрали денежную компенсацию, то в зависимости от состояния авто вы можете получить два вида денежной компенсации. Денежную компенсацию в размере 48 000 тенге можно получить за авто, в котором есть как минимум кузов (шасси) и двигатель. Денежную компенсацию в размере 150 000 тенге можно получить за авто, в котором на штатных местах есть все нижеперечисленные детали:
Необходимые документы Физическим лицам нужно собрать следующие документы:
Юридическим лицам нужно собрать следующие документы:
Собранные документы вместе с автомобилем нужно доставить в пункт сбора Оператора РОП, адреса которых можно узнать на сайте - auto.recycle.kz/money Без полного набора документов доставлять автомобиль в пункт приема не имеет смысла. Если состояние автомобиля соответствует условиям, заключается договор, после чего на расчетный счет перечисляют определенную сумму. После подписания договора владелец лишается всех прав на машину и вернуть её невозможно. Как получить скидочный сертификатВзамен вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) вы можете получить скидочный сертификат на покупку нового экологически чистого транспортного средства казахстанского производства. Размер скидочного сертификата варьируется от 315 000 тенге до 750 000 тенге в зависимости от категории сдаваемого на утилизацию транспортного средства. 315 000 тенге вы можете получить за Легковой автомобиль категории M1, в котором на штатных местах нижеперечисленные детали:
550 000 тенге вы можете получить за Автомобили категорий М2, N1, N2, в котором на штатных местах имеются нижеперечисленные детали:
750 000 тенге вы можете получить за: Автомобили категорий М3, N3, в котором на штатных местах имеются нижеперечисленные детали:
Программа не ограничивает применение сертификата по конкретной категории транспортного средства. Скидочный сертификат можно использовать на приобретение любой категории и модели экологически чистого транспортного средства, произведенного в Казахстане. Программа также позволяет суммировать два сертификата при покупке одного транспортного средства и перерегистрировать сертификат на другое лицо, но не более двух раз. Срок действия сертификата с момента его регистрации – 12 месяцев. Необходимые документы Физическим лицам нужно собрать следующие документы:
Юридическим лицам нужно собрать следующие документы:
Собранные документы вместе с автомобилем нужно доставить в пункт сбора Оператора РОП, адреса которых можно узнать на сайте - auto.recycle.kz/cert Без полного набора документов доставлять автомобиль в пункт приема не имеет смысла. Полученный сертификат можно использовать дилерских центрах следующих партнеров госпрограммы:
После подписания договора владелец лишается всех прав на машину и вернуть её невозможно. МИИР РК информирует, что распространяемая в соцсетях информация по поводу утилизационного сбора не соответствует действительности. Мнением казахстанской общественности снова пытаются манипулировать. Отмена утильсбора, за которую выступают отдельные "эксперты" социальных сетей, приведет к повышению стоимости легковых, грузовых автомобилей и сельхозтехники, а не к их удешевлению. Касательно финансирования частного бизнеса за счет утилизационного сбора Проведена работа по созданию инфраструктуры для проведения утилизации автотранспортных средств и их компонентов, запущен завод по переработке транспорта полного цикла, ведется стимулирование сектора сбора и переработки отходов. В Казахстане отмечается развитие отрасли переработки отходов. С момента введения утильсбора в 2016 году на утилизацию сдано 156 764 автомобилей, вышедших из эксплуатации. Касательно сокращения ввоза автомобилей из-за введения утильсбора Утверждение не соответствует действительности. По данным Комитета статистики МНЭ РК, за 11 месяцев 2016 года было импортировано 25 тыс. автомобилей, произведено в Казахстане - 10,1 тыс. автомобилей. За 11 месяцев 2020 года было импортировано почти 36 тыс. автомобилей, произведено в Казахстане - 70 тыс. автомобилей. За пять лет отечественное производство выросло в 7 раз. Касательно удешевления автомобилей из-за отмены утильсбора Утверждение не соответствует действительности. Благодаря нормам Экологического кодекса, отечественные производители автомобилей и сельхозтехники НЕ ВКЛЮЧАЮТ утилизационный сбор в стоимость производимых автомобилей и сельхозтехники. Государство берет эти расходы на себя. Это дает стимул обновлению техники в стране и развитию производства. Казахстанцы, покупающие технику отечественного производства, не несут дополнительных расходов при покупке отечественной техники на ее дальнейшую утилизацию. Остальные несут. Если данные нормы Экологического кодекса перестанут действовать, цены на технику вырастут. Это будет чувствительно для населения, потому что сегодня 72% проданных в Казахстане автомобилей и 89% сельскохозяйственной техники – отечественного производства. Поэтому Правительство и Парламент страны отмену не поддержало. Касательно существования утильсбора для кабельно-проводниковой продукции Утверждение не соответствует действительности. На кабельно-проводниковую продукцию утилизационный сбор не введен. Не распространяется он на дорожно-строительную коммунальную технику, мототехнику и сельскохозяйственную технику (кроме колесных тракторов и комбайнов). Касательно создания "эксклюзивных условий" по льготам для казахстанских машиностроителей и создания фейковых проектов машиностроения Не соответствует действительности. В соответствии с Предпринимательским кодексом РК, любой инвестиционный проект вправе претендовать на получение мер государственной поддержки. Никаких эксклюзивных условий у машиностроительных предприятий не имеется. На сегодняшний день почти 150 предприятий заключили специальные инвестиционные контракты в разных отраслях. Также не достоверна распространяемая информация о льготах для отечественных производителей. Ими пользуется лишь покупатели, приобретающие через банки второго уровня и лизинговые компании технику отечественного производства. Развитие отечественного машиностроения выгодно нашей стране Только за последний год производство автомобилей, сельскохозяйственной техники, а также их компонентов на территории нашей страны привлекло 294,5 млрд тенге иностранных инвестиций. В сложном для всего мира 2020 году, в Казахстане организованы совместные предприятия и производственные линии в области машиностроения таких транснациональных брендов как BÜHLER, РОСТСЕЛЬМАШ, ПТЗ, LOVOL, HYUNDAI, CHEVROLET, KAMAZ, YUTONG. Ведется работа по налаживанию производства техники CLAAS, СASE NEW HOLLAND, PÖTTINGER, RENAULT. Этот факт говорит не только о емкости казахстанского рынка сбыта, но и об уровне наших кадров и перспективах, которые иностранные бизнесмены видят в Казахстане. Почему отечественные производители подвергаются нападкам? МИИР РК убедительно просит общественность и СМИ не поддаваться на провокации и не распространять информацию, не соответствующую действительности. Читайте также:
|