Налог на авто в азербайджане

Опубликовано: 21.04.2024

База данных "Законодательство Азербайджана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Азербайджана

Общие сведения

Законодательство Азербайджанской Республики о налогах и сборах является кодифицированным. Статья 2 Налогового кодекса Азербайджанской Республики устанавливает, что оно состоит из:

  • Конституции Азербайджанской Республики;
  • настоящего Кодекса ;
  • принятых на их основании нормативных актов.

Налоговая система является трехуровневой. Налоги делятся на:

  • государственные (обязательны для всей страны)
  • налоги Автономной Нахчыванской Республики
  • местные

Конституция Азербайджанской Республики является главным законом государства, содержит в статье 73 общую декларативную норму налогового законодательства, провозглашающую обязанность граждан выплачивать установленные законом налоги и сборы, а также гарантирующую защиту от взимания налогов и сборов при отсутствии на то законных оснований и сверх установленных законом объемов. Согласно Конституции полномочия по введению новых налогов и сборов принадлежат исключительно законодательным органам власти соответствующего уровня.

Конкретизируются нормы законодательства о налогах в общегосударственных, местных нормативных актах, а также в нормативно-правовых актах Автономной Республики Нахчывань. Главным таким нормативным актом является Налоговый кодекс Азербайджанской Республики. Именно он устанавливает перечень налогов государственного и муниципального уровней, а также налоги, поступающие в бюджет Нахчыванской Автономной Республики. Кодекс регулирует общие основы законодательства, устанавливает права и обязанности участников налоговых правоотношений, ответственность за нарушение налогового законодательства, детально прописывает процедуры налогового контроля, сроки и порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов.

Государственные налоги

  • подоходный налог с физических лиц. Плательщики – физические лица, объект – разность совокупного дохода за налоговый период и налогового вычета, предусмотренного законодательством. Минимальная ставка – 14 процентов, при доходе свыше 2500 манат – 250 манат плюс 25 процентов от суммы свыше 30000.
  • на прибыль юридических лиц. Плательщики – предприятия. Объект – разность доходов и расходов предприятия. Ставка – 20 процентов. В государственный бюджет не идет налог, полученный от муниципальных предприятий.
  • на добавленную стоимость. Плательщики – организации и предприниматели. Объект налогообложения – предоставление товаров, выполнение работ, оказание услуг, импорт. Ставка налога – 18 процентов от стоимости каждой операции, облагаемой НДС.
  • акцизы. Плательщики – предприятия и физические лица, производящие или ввозящие внутрь страны подакцизную продукцию. К такой продукции относятся: алкогольная и табачная продукция, нефтепродукты, легковые машины, водный транспорт, драгметаллы, драгоценные камни, ювелирные изделия. Ставки для разных товаров разные.
  • налог на имущество. Плательщики – предприятия и физические лица-собственники объектов налогообложения. Налогом облагаются: недвижимое имущество, водные и воздушные транспортные средства. Ставки налога различны, для недвижимого имущества определяются, исходя из его площади и месторасположения. Для транспорта – в зависимости от мощности. В государственный бюджет идет налог, полученный от плательщиков–предприятий. Налог, полученный от граждан, поступает в местные бюджеты.
  • земельный налог. Плательщики – собственники или законные владельцы участков, расположенных на территории страны. Налог представляет собой ежегодный фиксированный платеж. Ставка – 0.06 манат за 1 условный балл. Количество баллов зависит от месторасположения, вида разрешенного использования, кадастровой стоимости участка. Налог, полученный от физических лиц, идет в местный бюджет.
  • дорожный налог. Плательщики – нерезиденты-владельцы транспорта, въезжающего внутрь государства, использующие этот транспорт для различных видов перевозок, а также производители или импортеры нефтепродуктов. Объект налогообложения – автотранспортные средства иностранных государств и нефтепродукты местного производства или импортируемые в страну. Для транспорта ставка зависит от мощности двигателя и срока его нахождения в Азербайджане. Для нефтепродуктов ставка зависит от его оптовой или таможенной стоимости.
  • промысловый налог. Плательщики – предприятия и физические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Ставка зависит от разновидности ископаемых, самая высокая - на нефть (26 процентов от оптовой стоимости кубометра). Налог на строительные материалы местного значения идет в местные бюджеты.
  • упрощенный налог. Плательщики – предприятия и граждане, осуществляющие некоторые виды деятельности, при условии, что общая стоимость операций, облагаемых налогами, за годовой налоговый период не выше, чем 200 000 манат. Ставка для города Баку – 4 процента, для других городов и районов – 2 процента от объема валовой выручки.

Налоги Автономной Нахчыванской Республики

Согласно статье 7 Налогового Кодекса в бюджет республики поступают все государственные налоги, собираемые на ее территории.

Местные налоги

Статья 8 Налогового кодекса Азербайджанской республики к местным налогам относит:

  • земельный налог с физических лиц
  • налог на имущество физических лиц
  • промысловый налогна строительные материалы местного значения;
  • налог на прибыльпредприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, в местные бюджеты идут те же самые налоги, что и в государственный, их конечное назначение зависит от личности плательщика, а в случае с промысловым налогом – от объекта налогообложения. Данное обстоятельство позволяет пополнить местный бюджет, не создавая для налогоплательщиков излишнего налогового бремени.

Заключительные положения

В целом налоговое законодательство Азербайджанской Республики можно охарактеризовать как современное и удобное для понимания, прочтения и применения, общее количество налогов и налоговые ставки не являются чрезмерными. Данные обстоятельства создают благоприятные условия для эффективной работы налоговой системы.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.


Транспортный налог в России – один из самых одиозных вопросов современной налоговой политики государства. Причина проста: россияне платят его дважды, а некоторые даже трижды. Судите сами: транспортный налог сначала отдается через акцизы на топливо – то есть мы пополняем бюджет во время каждой заправки, потом в почтовый ящик приходит ежегодный квиток, а в самом печальном случае – еще и налог на роскошь, коей автомобиль снова становится уже для многих.

Печально и даже обидно, ведь изначально планировалось транспортный налог полностью включить в стоимость горючего, а «жировочки» убрать. Будем, как в Европе: кто сколько ездит, тот столько и платит! Но вышло, как вышло – и бензин подорожал, и счет исправно требует оплаты.

Однако грозить кулаком из-за кухонного стола и клеймить кровопийц с грядки, чем мы регулярно занимаемся на протяжении без малого полутора десятков столетий, бесполезно. Ибо ответ будет один: посмотрите на соседей, они платят еще больше. Так сколько же относят в кассу те, кого нам постоянно ставят в пример? И кому стоит завидовать?

Европа – налог на выхлоп, налог на дизель, налог на старость, техосмотр

Немцы платят много налогов и сборов: 52 евро за постановку на учет, 20 евро ежегодного налога за каждый литр объема бензинового мотора и 90 евро – за каждый литр агрегата на «тяжелом топливе». Далее следует такой интересный побор как налог на выхлоп: каждый грамм CO2, вырабатываемый вашим ДВС, обойдется в 2 евро. Освобождены от уплаты лишь те, чьи машины не превышают норму в 95 грамм CO2 на сотню километров. Как вы уже догадались, это гибриды. Впрочем, за кубатуру платят и они. А вот «электрички» от подобных сборов освобождены.

Налог на выхлоп в Европе

Однако в разных странах – разные налоги. Так, в Дании транспортный налог включен в стоимость горючего и составляет примерно 25 рублей с литра, но при покупке машины нужно единовременно оплатить взнос в размере 108% от стоимости автомобиля. То есть ценник машины местные фактически оплачивают дважды!

Полиция Дании

В Великобритании главный показатель – выхлоп, а старый автомобиль может быть обложен налогом в размере 100 000 рублей, если его двигатель производит более 225 грамм CO2 на 100 км пробега. Зато владельцы электрокаров вообще освобождены от уплаты налога, а хозяева гибридов заплатят около 10 000 рублей.

Во Франции автомобили с выбросом более 212 грамм углекислого газа на 100 км пробега заплатят в бюджет по 20 000 евро, или 1,6 млн рублей. Считаете, что это удел старых авто? Разочарую: новый Mercedes AMG GLC 43 и Jaguar F-Type R заходят под эту статью, как дети в школу. Ах да, есть же еще техосмотр! Готовьте 75 евро.

А вот в Чехии, Эстонии и Литве транспортный налог платят только организации, для физических лиц он просто не предусмотрен.

США – включен в стоимость бензина

Машина в Штатах – обязательный аксессуар любой семьи, а 16-летний подросток вправе сесть за руль собственного авто. Все потому, что Америка – страна дорог, и личный автомобиль там доступен каждому. Судите сами: при покупке нужно уплатить сбор, который зависит от жадности конкретного штата, но не превышает 7%, а также постановку на учет, которая при самом «плохом» раскладе обойдется в 500 долларов, или 35 000 рублей.

Парковка у школы в США

Транспортный налог в Соединенных Штатах включен в стоимость горючего: порядка трех рублей с галлона идет в федеральный бюджет, и еще от 12 до 42 рублей – в региональный. Галлон – это 3,7 литра, если что.

Китай – номера на аукционе, дорогая постановка на учет и плата за электрокары

Рост китайского автомобильного рынка смог остановить только коронавирус, бушевавший в Поднебесной без малого полгода. До того момента как COVID-19 обрушился на нашего главного восточного соседа, количество транспортных средств в Китае росло не по дням, а по часам. Казалось, что китайцы покупают новую машину хотя бы раз в месяц. А то и чаще.

Однако стоимость обладания автомобилем, несмотря на низкие относительно российских цены на саму машину, в Китае высока. Начинается все со сбора в 10% от стоимости, который нужно заплатить при покупке. Десять процентов – это если автомобиль сделан в Китае, а вот если речь идет про импортную машину , то готовьте 40%. Далее следует ежегодный налог от 60 до 660 юаней в зависимости от вида транспортного средства. Кстати, «электрички» его тоже платят. Ну а потом начинается региональная специфика.

Авторынок в Китае

Самый острый в этом смысле город – Шанхай, финансовая столица Китая, в котором большиеденьги соседствуют с большими тратами. Например, борьба с пробками вынудила власти сократить количество выдаваемых ежемесячно автомобильных номеров до 10 000. И это в 24-миллионном городе! Кто получает госзнак? Конечно тот, кто больше предложит на аукционе! Так постановка на учет обойдется не менее 10 000 долларов США для частного лица и 200 000 долларов для юридического. Ну а если номер красивый, то ценник будет еще выше! Например, «все девятки» продали физлицу за 150 000 долларов.

Япония – парковочное место по размерам и техосмотр

Каждый второй японец обладает собственным автомобилем, тогда как в России эта цифра колеблется на отметке в 200 машин 1000 человек. Однако право на личную машину в Стране Восходящего солнца стоит невероятно дорого: несмотря на все усилия японского правительства сделать само приобретение как можно дешевле (как не вспомнить про «отрицательный кредит», который компенсируется государством), ежегодные платежи сжирают всё!

Во-первых, купить машину, не обладая парковочным местом, просто нельзя, а паркинг стоит, как квартира.

Парковочный сертификат в Японии

Более того, имеет значение и размер самого места: если оно небольшое, то приобрести кроссовер или большой седан не разрешат. Во-вторых, японский аналог ОСАГО обойдется примерно в 20 000 рублей, а годовой налог – минимум в 7000 рублей за «кейкар», крошечный автомобильчик строго заданных размеров с двигателем 0,6 литра. Каждые два года нужно проходить техосмотр, который обойдется не менее 70 000 рублей, но с каждый год будет дорожать. Чем старше машина – тем дороже.Добавляем сюда дорогой бензин и парковки, а после молимся, чтобы взгляд из центральной российской налоговой никогда не достиг Японии.

Сингапур – сертификат на автовладение, регистрация дороже машины

Вишенка на торте – Сингапур. Тут сборы на автомобиль просто чудовищные и не поддаются пониманию ни одному из простых отечественных автовладельцев. Прежде всего, нужно получить разрешающий сертификат, дающий право на обладание автомобилем в течение 10 лет. По истечении срока его можно либо продлить, либо продать автомобиль за границу. Проблема лишь в том, что «Свидетельство» разыгрывается через тендер, а количество строго ограничено самим государством, потому что, по замыслу законотворцев, число машин не должно увеличиваться более чем на 3% в год. Цены на COE, понятное дело, зашкаливают: сертификат будет стоить около 4 500 000 рублей.

Дороги в Сингапуре

Все экспортируемые автомобили облагаются обязательным налогом в 31% от стоимости, за регистрацию ТС придется заплатить 70 000 рублей физическому лицу и 350 000 – юридическому. Кроме того, при первичной регистрации нового или подержанного автомобиля нужно уплатить государству 140% рыночной стоимости машины.

Продолжать?Все дороги и парковки – только платные, литр бензина стоит более 100 рублей, техосмотр обойдется в целое состояние…

Если подвести итог всем семи кругам сингапурского автовладельческого ада, то выглядеть он будет следующим образом: Mercedes-Benz E200, который в России со всеми налогами, пошлинами, постановками на учет и страховками (полным КАСКО, замечу) обойдется в 4 500 000 рублей, в Сингапуре будет стоить порядка 14 500 000 рублей.

Cерьезные изменения в налоговой системе Азербайджана

Милли Меджлис (парламент) Азербайджана на пленарном заседании в пятницу принял во II-ом и III-ем чтениях проект поправок в Налоговом кодексе, предусматривающих существенное изменение с 2019 года системы взимания подоходного налога (налога с доходов) с наемных сотрудников, работающих в частном (ненефтегазовом) сектор, а также отчислений на социальное страхование.

За принятие данных поправок проголосовали 105 депутатов, сообщает Media.Az со ссылкой на «Интерфакс-Азербайджан».

Председатель парламента Огтай Асадов назвал «революционными» данные реформы в налоговой системе.

Согласно поправкам, в рамках этих реформ с 1 января 2019 года сроком на 7 лет планируется предоставить 100%-ую льготу по взиманию подоходного налога с зарплаты наемного работника, работающего в ненефтегазовом и частном секторе. Данная льгота будет распространяться на зарплату в размере до 8 тыс. манатов (в настоящее время подоходный налог взимается в размере 14% на доход на сумму до 2,5 тыс. манатов в месяц).

Если зарплата работника будет превышать 8 тыс. манатов, то в целом, льгота составит 44%. В этом случае работник будет выплачивать подоходный налог в размере 14% от суммы, превышающей 8 тыс. манатов (в настоящее время 25% от суммы свыше 2,5 тыс. манатов).

Кроме этого, необлагаемая сумма для лиц, занятых во всех секторах, увеличивается с 2019 года со 173 манатов до 200 манатов.

Реформы в системе взимания отчислений на обязательное соцстрахование предусматривают применение дифференцированной ставки. В частности, если зарплата работника составляет до 200 манатов, то непосредственно работник выплачивает на соцстрахование 3% от размера зарплаты, работодатель - 22%.

В случае, если зарплата работника превышает 200 манатов, то он на соцстрахование будет выплачивать 6 манат + 10% от суммы, превышающей 200 манатов. В этом случае работодатель будет выплачивать 44 манат + 15% от суммы, превышающей 200 манат.

Ранее сообщалось, что по оценкам правительства, данные реформы на начальном этапе могут привести к некоторому сокращению поступлений в госбюджет по статье "подоходный налог". Однако, в последующие годы по мере роста экономической активности в стране, сокращения доли "теневой экономики", за счет усиления налогового администрирования, будет наблюдаться рост поступлений в бюджет по этому виду налога.

Поправки также включают предоставление долгосрочных налоговые льготы для субъектов микро, малого и среднего предпринимательства (МСП). В частности, компании кластера малого и среднего бизнеса (МСБ) на 7 лет с момента регистрации в реестре МСБ, освобождаются от налога на прибыль, земельного налога и от НДС. На аналогичный срок освобождается от НДС импорт компаниями кластера МСБ техники, технологического оборудования и устройств для производства или переработки.

Кроме того, часть доходов от предоставленных услуг предпринимателями-участниками кластера МСБ, направленная на капитальные расходы, на 7 лет освобождается от налога с доходов.

Льготы субъектам микро-предпринимательства включают освобождение от походного налога и налога на прибыль 75% дохода и прибыли от предпринимательской деятельности. Кроме того, юридические лица и частные предприниматели, являющиеся субъектами микро-предпринимательства, освобождаются от уплаты налога на имущества.

Изменения также предусматривают освобождение доходов и прибыли от инновационной деятельности стартаперов, занимающихся микро и малой предпринимательской деятельностью, от уплаты подоходного и налога на прибыль сроком на 3 года с момента получения ими свидетельства на стартап-деятельность.

Кроме этого, поправки предусматривают ужесточение финансовых санкций к фининститутам за нарушение налогового законодательства. В частности, финансовая санкция за несоблюдение требований нормативных правовых актов, а также предусматривающих обмен налоговыми и финансовыми данными международных договоров, стороной которых выступает Азербайджан, при открытии финансовыми институтами счетов для юридических и физических лиц или оказании им финансовых услуг увеличивается в 5 раз – до 500 манатов для каждого подобного счета или операции.

Кроме этого, санкция за несвоевременное предоставление электронного отчета, содержащего сведения о финансовых операциях, осуществляемых юридическими и физическими лицами этих зарубежных стран на территории Азербайджана, или предоставление его не в надлежащем виде увеличивается в 10 раз – до 10 тыс. манатов.

Поправки также включают ужесточение санкций в отношении налогоплательщиков за нарушение учетной политики, повышение ставок акцизов на импорт в Азербайджан автомобилей, применение акцизов на импорт в страну автобусов, изменения в системе взимания упрощенного налога и ряд других мер.

Создана в 1974 году

Справочник МАП

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о международном автомобильном сообщении (Баку, 9 января 2001 года) автотранспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов в рамках настоящего Соглашения, освобождаются от сборов и платежей, связанных с использованием и содержанием автомобильных дорог. В связи с этим к российским перевозчикам положения главы XV Налогового Кодекса Азербайджанской Республики применяются только при перевозках тяжеловесных и опасных грузов.

Извлечение из Налогового кодекса Азербайджанской Республики

Глава XV. Дорожный налог

Статья 209. Плательщики налога

Плательщиками дорожного налога являются нерезиденты, которые являются владельцами автотранспортных средств, въезжающих на территорию Азербайджанской Республики и использующих ее для перевозки пассажиров и грузов, а также лица, которые занимаются производством или импортом автомобильного бензина, дизельного топлива и жидкого газа на территории Азербайджанской Республики. (11, 47)

Статья 210. Объект налогообложения

Объектом налогообложения дорожного налога являются автотранспортные средства иностранных государств, подлежащие обложению дорожным налогом при въезде на территорию Азербайджанской Республики и выезде с территории Азербайджанской Республики, а также автомобильный бензин, дизельное топливо и жидкий газ, которые производятся на территории Азербайджанской Республики и направляются на внутреннее потребление (оптовую продажу) и импортируются на территорию Азербайджанской Республики. (11, 33, 47)

Статья 211. Ставки дорожного налога

211.1. Дорожный налог исчисляется на автотранспортные средства иностранных государств, въезжающие на территорию Азербайджанской Республики и выезжающие с территории Азербайджанской Республики, в зависимости от видов, объема двигателя и срока пребывания на территории Азербайджанской Республики автотранспортных средств, количества посадочных мест, количества осей и общего веса автотранспортного средства вместе с грузом, пробега на территории Азербайджанской Республики, перевозки опасных грузов, а также на автомобильный бензин, дизельное топливо и жидкий газ, которые производятся и направляются на внутреннее потребление (оптовую продажу) и импортируются на территорию Азербайджанской Республики, по следующим ставкам:

211.1.1. со средств автомобильного транспорта иностранных государств, которые привлекаются к уплате дорожного налога при въезде на территорию Азербайджанской Республики и выезде с территории Азербайджанской Республики в случаях, соответствующих статье 211.1.1 настоящего Кодекса:

211.1.1.1. для легковых автомобилей в зависимости от объема двигателя и срока пребывания на территории Азербайджанской Республики:

Срок пребывания на территории страны

При объеме двигателя до 2000 кубических сантиметров

При объеме двигателя от 2000 до 4000 кубических сантиметров

При объеме двигателя свыше 4000 кубических сантиметров

15 долларов США

20 долларов США

40 долларов США

30 долларов США

40 долларов США

60 долларов США

40 долларов США

80 долларов США

120 долларов США

40 долларов США + 0,5 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

80 долларов США + 0,6 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

120 долларов США + 1,2 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

211.1.1.2. для автобусов в зависимости от количества посадочных мест и срока пребывания на территории Азербайджанской Республики:

Срок пребывания на территории страны

С количеством посадочных мест до 12

С количеством посадочных место от 13 до 30

С количеством посадочных мест 31 и более

15 долларов США

20 долларов США

25 долларов США

30 долларов США

40 долларов США

50 долларов США

100 долларов США

140 долларов США

175 долларов США

300 долларов США

400 долларов США

500 долларов США

1050 долларов США

1400 долларов США

1750 долларов США

1050 долларов США + 12 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

1400 долларов США + 15 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

1750 долларов США + 20 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

211.1.1.3. за грузовые автомашины, прицепные и полуприцепные транспортные средства в зависимости от количества осей и срока пребывания на территории Азербайджанской Республики:

Срок пребывания на территории страны

С количеством осей до 4 (четырех)

С количеством осей 4 (четыре) и более

20 долларов США

30 долларов США

40 долларов США

80 долларов США

140 долларов США

280 долларов США

400 долларов США

800 долларов США

1400 долларов США

2800 долларов США

1400 долларов США + 15 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

2800 долларов США +30 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

211.1.1.4. Итоговая сумма дорожного налога для автотранспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Азербайджанской Республики и пребывающих на территории страны свыше срока, указанного в декларации, подлежащая уплате в зависимости от излишнего времени пребывания на территории страны при выезде с территории Азербайджанской Республики, исчисляется посредством вычета из суммы дорожного налога, исчисленного в соответствии со статьями 211.1.1.1, 211.1.1.2 и 211.1.1.3 настоящего Кодекса, суммы дорожного налога, исчисленного при въезде на территорию страны.

211.1.1.5. В случаях, когда предусмотрены освобождения от уплаты дорожного налога для автотранспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Азербайджанской Республики с «Разрешительными» бланками, обмен которых произведен в рамках квот согласно действующим межправительственным соглашениям между Азербайджанской Республикой и иностранными государствами о международных автомобильных сообщениях, после 30 дней с момента въезда в зависимости от излишнего пребывания в стране они привлекаются к уплате дорожного налога в соответствии со статьями 211.1.1.2 и 211.1.1.3 настоящего Кодекса.

211.1.2. Дорожный налог на автомобильный бензин, дизельное топливо и жидкий газ, которые производятся на территории Азербайджанской Республики и направляются на внутреннее потребление (оптовую продажу), рассчитывается с добавлением 0,02 маната к оптовой стоимости каждого литра (включая НДС и акциз). Дорожный налог за импортируемые автомобильный бензин, дизельное топливо и жидкий газ рассчитывается с добавлением 0,02 маната к таможенной стоимости (включая НДС и акциз), установленной в соответствии с Таможенным кодексом, но не менее их оптовой рыночной цены за каждый литр.

211.2. Сумма налога, указанная в статье 211.1.1.3 настоящего Кодекса за перевозку грузов большегрузными автотранспортными средствами, повышается за каждый километр пробега на территории Азербайджанской Республики в следующих размерах:

если общий вес автотранспортных средств вместе с грузом составляет:

  • от 37 до 41 тонны — 0,15 доллара США;
  • от 41 до 51 тонны — 0,30 доллара США;
  • от 51 до 61 тонны — 0,45 доллара США;
  • от 61 до 71 тонны — 0,60 доллара США;
  • от 71 до 81 тонны — 0,75 доллара США;
  • более 81 тонны — 1,8 доллара США;

211.3. За перевозку опасных грузов сумма налога, указанная в статье 211.1.1.3 настоящего Кодекса, увеличивается в размере:

Срок пребывания на территории страны

С количеством осей до 4

С количеством осей 4 и более

за малоопасные грузы

за опасные грузы

за особо опасные грузы

за малоопасные грузы

за опасные грузы

за особо опасные грузы

20 долларов США

40 долларов США

80 долларов США

30 долларов США

60 долларов США

120 долларов США

40 долларов США

80 долларов США

160 долларов США

80 долларов США

160 долларов США

320 Долларов США

140 долларов США

280 долларов США

560 долларов США

280 долларов США

560 долларов США

1120 долларов США

400 долларов США

800 долларов США

1600 долларов США

800 долларов США

1600 долларов США

3200 долларов США

1400 долларов США

2800 долларов США

5600 долларов США

2800 долларов США

5600 долларов США

11200 долларов США

1400 долларов США +15 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

2800 долларов США +30 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

5600 долларов США + 60 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

2800 долларов США +30 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

5600 долларов США +60 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

11200 долларов США +120 долларов США за каждый день пребывания свыше 1 года

211.4. Контроль за дорожным налогом, исчисленным на автомобильный бензин, дизельное топливо и жидкий газ, которые производятся на территории Азербайджанской Республики и направляются на внутреннее потребление (оптовую продажу), осуществляется государственными налоговыми органами, а надзор за исчислением и уплатой дорожного налога на импортируемые на территорию Азербайджанской Республики автомобильный бензин, дизельное топливо и жидкий газ — таможенными органами. (6, 10, 11, 16, 33, 47)

Статья 212. Удержание дорожного налога

212.1. Налог за автотранспортные средства иностранных государств, установленный статьей 211.1 настоящего Кодекса, удерживается таможенными органами при въезде указанных автотранспортных средств на таможенную территорию Азербайджанской Республики и в случаях привлечения к уплате дорожного налога при выезде с территории Азербайджанской Республики в соответствии со статьей 211.1.1 настоящего Кодекса, и в течение одного банковского дня перечисляется ими в государственный бюджет.

212.3. Лица, занимающиеся производством автомобильного бензина, дизельного топлива и жидкого газа на территории Азербайджанской Республики, исчисляют дорожный налог помесячно, и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, уплачивают налог в государственный бюджет с представлением налоговому органу декларации по дорожному налогу в форме, установленной соответствующим органом исполнительной власти.

212.5.Информация о вновь зарегистрированных и снятых с регистрации автотранспортных средствах, ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляется соответствующим органом исполнительной власти, проводящим государственную регистрацию автотранспортных средств, в соответствующий орган исполнительной власти по форме, определяемой соответствующим органом исполнительной власти. (11, 16, 33, 47)

Извлечение из Закона АР «О государственной пошлине»

Статья 4. Правила исчисления и уплаты государственной пошлины


4.4. В случаях, когда сумма государственной пошлины предусмотрена настоящим Законом в иностранной валюте, государственная пошлина при оплате на территории Азербайджанской Республики уплачивается только в манатах в соответствии с официальным курсом Национального банка на день уплаты.

4.8. В случае, если в поддерживаемых Азербайджанской Республикой международных договорах будут установлены положения, отличающиеся от положений о пошлинах, предусмотренных настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами, применяются положения данных международных договоров.

Статья 24. Ставки государственной пошлины за выдачу разрешения, регулирующего международные автомобильные перевозки на территории Азербайджанской Республики

Действия, за которые взимается государственная пошлина

Сумма государственной пошлины

24.1.2. за превышение въездом и транзитным проездом приезжающих из-за рубежа автомобильных перевозчиков установленного квотой предела;
100 долларов США за каждое разрешение

24.1.3. для автомобильных перевозчиков зарубежных стран, где не действует система разрешения.
150 долларов США за каждое разрешение

24.2. За погрузку иностранных автомашин на территории Азербайджанской Республики.
100 долларов США за каждое разрешение

24.3. За перевозку в третью страну и из третьей страны.
600 долларов США за каждое разрешение

24.4. За въезд иностранных транспортных средств на территорию Азербайджанской Республики без груза

24.4.1. за въезд грузовых автотранспортных средств без груза;
350 долларов США за каждое разрешение

24.4.2. за въезд автобусов без пассажиров.
80 долларов США за каждое разрешение

24.5. За въезд крупнотоннажных иностранных грузовых автотранспортных средств в города Баку, Сумгайыт и Гянджа.
25 долларов США за каждое разрешение

24.6. За выезд с территории Азербайджанской Республики иностранных автомобильных перевозчиков, нарушающих межгосударственные соглашения.
400 долларов США за каждое разрешение.

АСМАП по информации ABADA

Прощай, дорожный налог

Правительство Азербайджана полностью освободило автовладельцев страны от уплаты дорожного налога.

Данное решение вступает в силу с 15 января.

Дело в том, что до нынешнего года физические лица оплачивали дорожный налог в соответствии с объемом двигателя при ежегодном прохождении техосмотра. Юридические лица платили дорожный налог в госбюджет за автотранспортные средства, находящиеся у них на балансе, предоставив в налоговые органы декларацию.

При этом юридические и физические лица были вынуждены платить дорожный налог и за непригодные для эксплуатации автотранспортные средства, независимо от того, пользуются они автомобильными дорогами или нет.

В соответствии с изменениями в закон "О дорожном движении", механические транспортные средства должны проходить техосмотр раз в два года после истечения четырех лет с даты выпуска, и ежегодно - по истечении 10 лет со дня производства.

Ввиду отсутствия механизма оплаты дорожного налога физическими лицами за годы, в которые техосмотр не проводился, перечисление этого налога в госбюджет не обеспечивалось в полном объеме.

В этой связи было принято решение о введении нового механизма контроля за расчетом и оплатой дорожного налога.

Согласно изменениям в Налоговый кодекс, которые вступили в силу с 2015 года, и на основе решения Тарифного совета с 13 января дорожный налог начал исчисляться путем прибавления 0,02 маната к розничной цене каждого литра бензина марки АИ-92 и дизельного топлива и к оптовой цене сжиженного газа, произведенного в Азербайджане для внутреннего потребления. Что касается импортируемых в Азербайджан бензинов марки "Premium Евро-95" и "Super Евро-98", то дорожный налог добавляется к оптовой цене.

В результате этого решения цена бензина АИ-92 повысилась до 0,72 маната, а дизельного топлива - до 0,62 маната. Ввиду того, что цены на импортируемый бензин в Азербайджане свободно регулируемые, то накануне крупные операторы автозаправочных сетей (SOCAR и Azpetrol) объявили о сохранении существующих цен на розничную продажу АИ-95 (Premium) на уровне 0,95 маната за литр, а стоимость бензина с октановым числом 98 составляет 1,07 маната за литр. При этом компании прежде снизили их стоимость на два гяпика, а потом их цены были возвращены на прежний уровень с учетом дорожного налога.

Повышение цен на топливо вызвало некоторое недовольство автовладельцев, по расчетам которых их расходы увеличатся по сравнению с тем, когда они платили отдельно дорожный налог.

Согласно последним изменениям в ставках дорожного налога, которые вступили в силу с января 2013 года, лица, имеющие автотранспортные средства в собственности (за исключением сельскохозяйственной техники, используемой в производстве сельскохозяйственной продукции, - тракторы, комбайны и уборочные машины, хлопкоуборочные машины), платили годовой дорожный налог по объему двигателя этого автотранспортного средства по следующим ставкам:

Ставка дорожного налога

Легковые автомобили, автобусы и другие автотранспортные средства

Объемом двигателя до 2000 куб. см.

Объемом двигателя от 2000 куб. см. до 3000 куб. см.

20 манат + 0,02 манат за каждый куб. см. свыше 2 000 куб. см.

Объемом двигателя от 3000 куб. см. до 4000 куб. см.

40 манат + 0,03 манат за каждый куб. см. свыше 3 000 куб. см.

Объемом двигателя от 4000 куб. см. до 5000 куб. см.

70 манат + 0,04 манат за каждый куб. см. свыше 4000 куб. см.

Объемом двигателя более 5000 куб. см.

110 манат + 0,05 манат за каждый куб. см. свыше 5 000 куб. см.

С учетом действующего механизма поступления в госбюджет от дорожного налога в прошлом году составили 22,3 миллиона манатов, а в этом году с учетом нового метода расчета ожидалось получить 68 миллионов манатов.

Стратегическое решение

Период действия новых цен на топливо был непродолжительным. По инициативе Президента Азербайджана Ильхама Алиева сегодня Тарифный совет принял новое решение, согласно которому дорожный налог был исключен из стоимости топлива, произведенного в Азербайджане, и включен в расходы самой компании-производителя [Госнефтекомпании Азербайджана]. Соответственно розничные цены на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо с завтрашнего дня будут возвращены к прежнему уровню - 0,70 и 0,60 маната.

Однако эти изменения не распространяются на импортный бензин.

Учитывая, что в Азербайджане официально зарегистрировано свыше 1,3 миллиона транспортных средств [порядка 250 тысяч из них находятся на балансе юридических лиц], то это означает экономию в 68 миллионов манатов, которые государство переложило на SOCAR.

Возможно, два гяпика - незначительная сумма, но учитывая, что каждый водитель ежедневно заливает в бак своего автомобиля не менее 10 литров топлива, то в год это обходилось бы каждому владельцу дополнительно минимум в 73 маната. Не говоря уже о расходах водителей такси и других транспортных средств, которые осуществляют пассажиро- и грузоперевозки. В конечном итоге, на населении это сказалось бы повышением цен на товары и расходов на транспорт.

Илаха Мамедли, заместитель главного редактора по экономике

Читайте также: