Экономическое обоснование транспортного налога

Опубликовано: 22.04.2024

Обоснованно ли требование уплатить транспортный налог, если официальный владелец автомобиля не может им воспользоваться? Можно ли избежать требования об уплате налога, не поставив транспортное средство на регистрационный учет? Ответы на эти и другие вопросы дает судебная практика.

В практике известны случаи взимания транспортного налога с владельцев транспорта, когда они фактически не имеют возможности им пользоваться. Например, автомобиль уже передан продавцом покупателю, изъят у владельца правоохранительными органами в рамках расследования уголовного дела, осуществлена его утилизация по причине полного износа и т.п. Однако насколько правомерно в этих ситуациях возложение обязанности по уплате транспортного налога на лицо, которое в реальности не может эксплуатировать автомобиль, но при этом транспорт продолжает числиться за ним в органах ГИБДД?

Налоговый кодекс РФ закрепляет важное правило — налоги должны иметь экономичес­кое обоснование и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3). Вместе с тем принцип экономического обоснования налога не имеет четкого нормативного содержания, возможно, именно поэтому он редко применяется судами. Как правило, экономическое обоснование налога связывают с наличием каких-либо материальных благ, выгод, приращением собственности, хозяйственной активностью налогоплательщика.

Но обязательно ли экономическое обоснование для всех налогов или только для тех, где объектом налогообложения выступает экономическая выгода, полученная налогоплательщиком? Правильным представляется такой ответ: транспортное средство являет собой приобретение в результате хозяйственной (трудовой) деятельности его владельца, а значит, нельзя утверждать об изначальном отсутствии экономического обос­нования у транспортного налога. Данный принцип необходим для оценки законности и справедливости налогообложения. Законный налог несправедлив, если он взимается без экономического обоснования.

ВАС РФ: при определении обязанности по уплате налога регистрация первична

Обязанность по уплате транспортного налога возникает в силу владения автомобилем, потому факт регистрации транспортного средства, формально закрепляющий такое владение, имеет ключевое значение для целей налогообложения. Однако непонятно, можно ли приравнять факт регистрации транспортного средства как административный механизм регулирования к факту владения объектом в целях налогообложения, если при этом транспорт у законного владельца физически отсутствует.

До 2011 г. ясность по указанному выше вопросу в судебной практике отсутствовала. С одной стороны, суды указывали, что сам по себе факт наличия регистрационной записи о транспортном средстве не может влечь обязанность по уплате налога при отсутствии у налогоплательщика этого транспорта. Ведь тогда транспорт не участвует в осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а значит, не является и объектом налогообложения (постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 по делу № А56-20453/2008, Волго-Вятского округа от 27.05.2010 по делу № А38-2593/2009). Это был тот редкий случай, когда суды применяли при разрешении споров принцип экономического обос­нования налога.

В обоснование своей позиции суды ссылались на Определение Конституционного суда РФ от 14.12.2004 № 451-О, согласно которому налоговая база по транспортному налогу должна определяться в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. То есть при отсутствии воздействия автомобиля на окружающую среду (к примеру, при утилизации) нет и налоговых последствий.

С другой стороны, в судебной практике имелись и противоположные решения. В частности, судьи Уральского округа не раз приходили к выводу, что, несмотря на фактическое отсутствие не снятого с регистрационного учета транспортного средства, налогоплательщик обязан уплачивать транспортный налог (постановления ФАС Уральского округа от 18.10.2007 № Ф09-8501/07-С3, от 04.09.2008 № Ф09-6258/08-С3).

Аналогичную позицию также занимает и Минфин России (что, впрочем, неудивительно). В письме от 01.04.2008 № 03-05-05-04/05 министерство сообщало, что налог подлежит уплате организацией в отношении разоб­ранного и распроданного на запасные части транспортного средства (автобуса) до момента снятия его с учета в ГИБДД. В письме от 14.06.2012 № 03-05-05-04/09 финансовое ведомство также высказалось в пользу уплаты налога компанией — собственником транспортного средства, изъ­ятого судебными приставами — исполнителями.

Исходной точкой формирования единообразной судебной практики стало постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10. Судебный спор возник из-за того, что налоговая инспекция доначислила компании налог на транспортное средство, фактически утилизированное и списанное с баланса по причине полного износа. Однако с учета в подразделениях ГИБДД транспортное средство снято не было. Налогоплательщик оспорил решение в суде.

Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что непригодность транспортного средства к эксплуатации не освобождает его владельца от обязанности уплатить налог. Суд кассационной инстанции постановил, что для возникновения обязанности по уплате налога необходимо, чтобы объект являлся транспортным средством, то есть соответствовал определенным физическим характеристикам. Сама по себе регистрация транспортных средств при условии их фактического отсутствия не является основанием для возникновения обязанности по уплате налога.

Но Президиум ВАС РФ, рассмат­ривая дело в порядке надзора, отменил кассационное постановление. По мнению суда, списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета не освобождает налогоплательщика от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. В силу императивности положений ст. 357, 358 и 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Бездействие налогоплательщика может обернуться доначислениями

Насколько обоснованно рассматривать регистрационную запись в ГИБДД в качестве ключевого факта, влияющего на возникновение объекта налогообложения?

Как отмечал Конституционный суд применительно к объектам недвижимости, государственная регистрация прав на недвижимое имущество не затрагивает самого содержания указанного гражданского права (Определение от 05.07.2001 № 154-О). Государственная регистрация как обязательное условие для осуществления права собственности в определенной степени ограничивает его. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, а также обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств (постановление КС РФ от 12.05.2011 № 7-П, Определения от 01.10.2008 № 670-О-О, от 26.01.2010 № 124-О-О).

В вопросе о значении факта регистрации автомобиля для целей налогообложения несомненный интерес представляет еще одно решение высшего суда, оказавшее влияние на формирование судебной практики. Речь идет о постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 14341/11. В отличие от ранее названного дела, налогоплательщик в этом споре в действительности располагал значительным количеством транспортных средств, но при этом в течение длительного времени не предпринимал мер по их регистрации. Суд пришел к выводу, что в случае уклонения налогоплательщика от совершения регистрационных действий в отношении фактически находящихся у него транспортных средств налог подлежит взиманию. Даже несмотря на то, что в 2011 г. основанием налогообложения судом был назван факт регистрации.

Возникновение объекта налогообложения после регистрации не нарушает прав налогоплательщиков

То, что регулирование транспортного налога является источником налоговых споров, подтверждается обращениями налогоплательщиков в Конституционный суд с жалобами о проверке конституционности соответствующих законодательных норм (см., например, Определения от 29.09.2011 № 1267-О-О, от 24.12.2012 № 2391-О). В обоснование жалоб заявители, преимущественно граждане, обычно ссылались на то, что налоговое законодательство возлагает обязанность по уплате транспортного налога при отсутствии фактической возможности пользоваться автотранспортным средством, связывая обязанность уплаты налога лишь с фактом его регистрации.

Конституционный суд РФ отказал в принятии данных жалоб к рассмотрению по причине их несоответствия требованиям закона о допустимости обращений. При этом суд отмечал, что законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика; само по себе это не может рассматриваться как нарушение его прав (Определение от 24.12.2012 № 2391-О).

Подводя итог, следует сказать, что необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс в части транспортного налога, вероятно, уже назрела. Эти изменения могли бы быть связаны с расширением перечня случаев, при которых объект налогооб­ложения отсутствует. Требует разрешения и проблема двойной уплаты налога одновременно продавцом и покупателем автомобиля за один и тот же период — месяц совершения сделки. Есть ли в этом случае какое-либо экономическое основание для уплаты налога сразу двумя налогоплательщиками? Ответ представляется неоднозначным.

к сведению

Вопрос о достаточности регистрации для возникновения объекта налогообложения встает и при исчислении иных налогов. Например, налога на имущество организаций. Но в данном случае для возникновения объекта налогообложения достаточно только приобретения недвижимости и учета его на балансе организации на счете 01 «Основные средства» (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148). А вот обязанность по уплате земельного налога возникает, только если право на соответствующий земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54). Данные примеры из судебно-арбитражной практики указывают на отсутствие единства в вопросе о значении для целей уплаты поимущественных налогов факта государственной регистрации.

Экономическое содержание. Налог служит источником образования дорожных фондов и является налогом субъектов Российской Федерации. Дорожные фонды созданы для поддержания качества автодорог России, для строительства новых дорог и сооружений.

Законодательная база. Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.02 № 110-ФЗ, глава 28 Налогового кодекса РФ «Транспортный налог».

Налогоплательщики. Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают: юридические лица; граждане Российской Федерации; иностранные юридические лица и граждане; лица без гражданства.

Плательщиками являются лица, имеющие в собственности со-ответствующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, снегоходы, моторные лодки, гидроциклы.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения являются транспортные средства, подлежащие регистрации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Фе-дерации».

Органы Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД), военной автоинспекции (ВАИ) и других организаций, выдающих государственные регистрационные знаки для участия в дорожном движении, при регистрации, перерегистрации, технических осмотрах контролируют уплату налога на владельцев транспортных средств, требуя предъявления соответствующих квитанций или платежных поручений.

Ставки налога с владельцев транспортных средств Наименование объектов налогообложения Размер годового налога с каждой лошадиной силы, руб. Легковые автомобили с мощностью двигателя: до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5,0 свыше 100 л. с. до 150 л. с. 7,0 свыше 150 л. с. до 250 л. с. 15,0 свыше 250 л. с. 30,0 Мотоциклы и мотороллеры: до 20 л. с. 2,0 свыше 20 л. с. до 35 л. с. 4,0 свыше 35 л. с. 10,0 Автобусы: до 200 л. с. 10,0 свыше 200 л. с. 20,0 Грузовые автомобили и тракторы мощностью: до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5,0 свыше 100 л. с. до 150 л. с. 8,0 свыше 150 л. с. до 200 л. с. 10,0 свыше 200 л. с. до 250 л. с. 15,0 Другие самоходные машины и механизмы на 5,0 пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов) Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно 5 Наименование объектов налогообложения Размер годового налога с каждой лошадиной силы, руб. Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 10 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 20 Яхты и другие парусно-моторные суда с мощ ностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 20 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 40 Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) включительно 25 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 50 Несамоходные (буксируемые) суда, для 20 которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, 25 имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) Другие водные и воздушные транспортные 200 средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Налоговые льготы. От уплаты налога полностью освобождаются лица, владеющие следующими транспортными средствами:

весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с;

автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

промысловые морские и речные суда;

пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления Федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена воен-ная и (или) приравненная к ней служба;

транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Региональными законами субъектов Федерации могут быть установлены иные льготы, в частности, учитывающие срок полезного использования транспортных средств.

Технология расчета. Сумма налога определяется суммарной мощностью транспортных средств в лошадиных силах, умноженной на соответствующую ставку налога.

транс-портного средства, л.с, кВт Количе-ство транс-портных средств, единиц Суммар-ная мощ-ность, л. с, кВт Ставка налога, руб. Сумма налога, руб. (гр.5 * гр.6) 1 2 3 4 5 6 7 1 BA3-21093 72 2 144 5,0 720,00 2 Мерседес-600 395 1 395 30,0 11850,00 3 КамАЗ-5310 210 5 1050 15,0 15750,00 Итого 28320,00

Порядок уплаты. Налог исчисляется на основании данных бухгалтерского учета по состоянию на первое число месяца, предшествующего тому, в котором производится уплата налога.

Юридические лица представляют налоговой инспекции, а также организации, ведущей учет поступления налогов, по месту своего нахождения налоговый расчет в сроки, установленные для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса за тот период, в котором был уплачен налог.

Юридические лица, приобретающие автотранспортные средства в течение года, уплачивают налог в полном размере. По выбывшим транспортным средствам налог плательщику не возвращается.

Плательщики уплачивают налог не позднее срока регистрации или перерегистрации и фактического проведения технического осмотра транспортного средства.

В случае уплаты налога после регистрации или перерегистрации и фактического проведения технического осмотра транспортного средства начисление пени производится со дня проведения реги-страции или перерегистрации и технического осмотра транспортного средства.

Налог поступает полностью в территориальные дорожные фонды.

Суммы платежей по налогу на владельцев транспортных средств включаются плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг.

Налог уплачивается не позднее наиболее ранней из следующих дат:

даты осуществления государственной регистрации или снятия С учета транспортного средства;

даты прохождения государственного технического осмотра;

последнего дня срока, установленного в соответствующем году для прохождения государственного технического осмотра.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате суммы налога вру-чается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, в срок не позднее 1 июля каждого года.

Вопросы для самопроверки

Кто является плательщиком транспортного налога?

Каковы ставки транспортного налога, кто их устанавливает?

Какие органы власти имеют право устанавливать льготы по транспортному налогу?

Каков порядок исчисления и уплаты транспортного налога?

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.


* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 ноября 2010 г. N 03-05-06-04/437 Об обоснованности применения транспортного налога

Вопрос: Прошу принять меры к отмене транспортного налога как юридически необоснованного, не имеющего экономических оснований и нарушающего принцип справедливости и равенства прав граждан.

Транспортный налог, введенный главой 28 Налогового кодекса, не соответствует основам законодательства о налогах и сборах, установленным статьей 3 Кодекса.

В состав объектов обложения транспортным налогом, который отнесен Минфином к имущественным, не включен, в частности, железнодорожный транспорт, чем нарушен принцип всеобщности и равенства налогообложения, установленный пунктом 1 статьи 3 Кодекса.

Налоговая база транспортного налога - мощность двигателя - не отражает ни интенсивность использования дорог транспортным средством, ни его остаточную стоимость, являющуюся согласно ст. 375 Кодекса налоговой базой имущественного налога. То есть налоговая база транспортного налога установлена произвольно и не имеет экономических оснований, что не соответствует требованиям пункта 3 статьи 3 Кодекса.

Ставки налога дифференцированы также произвольно, экономически не обоснованны и имеют дискриминационный характер для разных социальных групп автовладельцев. Дискриминация владельцев более мощных автомобилей имеет и негативные социальные последствия. В частности, транспортный налог ограничивает право граждан на безопасность, т.к. повышает стоимость владения более мощными авто, имеющими более эффективные системы пассивной безопасности.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше обращение, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.

При этом в соответствии с бюджетным законодательством субъектов Российской Федерации суммы, поступающие от уплаты транспортного налога, могут быть направлены как на содержание автомобильных дорог, так и на другие цели.

Согласно статье 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют дорожные покрытия.

Что касается железнодорожного транспорта, то он в отличие от автомобильного, водного или воздушного транспорта не подлежит государственной регистрации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").

Установленный в главе 28 "Транспортный налог" Кодекса в качестве налоговой базы показатель мощности двигателя транспортного средства непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и расходы на его содержание и в отличие, например, от показателя массы транспортного средства, наиболее эффективно отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.

В связи с этим полагаем, что установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (статьи 1 и 3 Кодекса).

Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что вопрос о соответствии главы 28 Кодекса Конституции Российской Федерации неоднократно рассматривался в Конституционном Суде Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 N 600-О-О, от 17.12.2009 N 1613-О-О, от 01.12.2009 N 1552-О-О, от 23.06.2009 N 835-О-О). При этом каких-либо противоречий положений главы 28 Кодекса Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации не выявлено.

Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в главу 28 "Транспортный налог" Кодекса, в соответствии с которыми базовые ставки транспортного налога снижены в два раза по отдельным видам транспортных средств, а также предоставлено право законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные ставки транспортного налога в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно.

Указанный федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 ноября 2010 г. N 03-05-06-04/437

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Транспортный налог является региональным. В федеральный бюджет он не начисляется.

В качестве налоговой базы используется показатель мощности двигателя транспортного средства. Он непосредственно влияет на цену объекта и расходы на его содержание. Эффективно отражается фактическая способность лица уплатить налог.

Установленная база способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам.

Вопрос о соответствии порядка уплаты налога Конституции РФ неоднократно рассматривался в Конституционном Суде. Каких-либо противоречий не выявлено.

Одновременно сообщается следующее. С 1 января 2011 г. вступают в силу изменения в НК РФ. Базовые ставки налога снижены в 2 раза по отдельным видам транспортных средств. Законодательным (представительным) органам власти регионов предоставлено право устанавливать пониженные ставки в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно.

Читайте также: