Двойной налог на автомобиль

Опубликовано: 26.03.2024

Суть дела такова: в Конституционный суд обратилась с запросом Палата представителей Законодательного собрания Свердловской области, эксперты которой пытались оспорить конституционность положении Налогового кодекса. Речь идет о том, что налогом на недвижимое имущество облагается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе как основное средство. По мнению заявителей, эта норма допускает включение транспортных средств, облагаемых транспортным налогом, в число объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. Другими словами, раз заплатил за авто как за имущество, то уже не следует платить за него транспортный налог, так как получается, что предприятия таким образом уплачивают за один и тот же период два разных региональных налога за один и тот же объект налогообложения. На юридическом языке сей факт следует считать двойным налогообложением, считают авторы запроса в КС. В то время как законодательство выдвигает в качестве обязательного требования, предъявляемое к любому налогу - наличие самостоятельного объекта налогообложения.

Кроме того вопроса по двойному налогообложению объекта у авторов запроса есть еще одно возражение - различное налогообложение транспорта организаций и индивидуальных предпринимателей нарушает конституционный принцип равного налогового бремени вне зависимости от формы предпринимательской деятельности.

Суд, однако, решил что налог на имущество организаций и транспортный налог имеют разные экономические и правовые характеристики. Налоговая база по налогу на имущество организации определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости. Плательщиками транспортного налога Налоговый кодекс признает лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, определить степень воздействия транспортного средства на состояние дорог. Для транспортных средств это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах.

Таким образом, делает вывод суд, налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты налогообложения и соответственно налоговые базы. По налогу на имущество они определяются его стоимостным выражением, а по транспортному - "физическими свойствами, обусловливающими соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования". А взимание за одно транспортное средство и налога на имущество и транспортного не может рассматриваться как двойное налогообложение одного и того же экономического объекта.

Отметим, что не все эксперты придерживаются точки зрения суда. По мнению некоторых, хотя методики взимания этих налогов различны, речь все равно идет о бремени собственника, который два раза платит за одно транспортное средство. Другие, напротив, обращают внимание на то, что в налоговом законодательстве вообще нет запрета на взимания с одного объекта нескольких налогов, приводя в качестве примера заработную плату, которая облагается дважды: единым социальным налогом и подоходным налогом. Ну а налогоплательщикам в этой связи придется лишь смириться и платить дважды за одно и то же авто.

Эдуард Кучеров,
руководитель департамента налогов и права компании "Русаудит"

Конституционный суд, рассматривая вопрос о конституционности норм налогового законодательства, предусматривающего обложение транспортных средств двумя налогами: налогом на имущество организаций и транспортным налогом, в определении N451-О от 14.12.2004 пришел к выводу о законности подобных действий. Между тем не со всеми доводами Конституционного суда можно согласиться. В первую очередь это касается вопроса о налоговой базе. По моему мнению, Конституционный суд слегка подменил понятия, указывая на то, что объектом обложения по налогу на имущество являются основные средства, учитываемые на балансе, а по транспортному налогу - автомобили и т.д., зарегистрированные в установленном порядке. В действительности облагается налогом имущество, более того, в организациях обычно (разумеется, могут быть исключения, но это именно исключения) транспортные средства учитываются в составе основных средств, поэтому облагаются обоими видами налогов. Если руководствоваться логикой суда, то можно установить еще несколько налогов: на недвижимость, на семиэтажные здания, на коридор и так далее. Тот факт, что по-разному оценивается налоговая база, по моему мнению, не имеет квалифицирующего признака, так как он связан с оценкой объекта налогообложения, а объекты, как указывалось ранее, все-таки частично совпадают.

Странным выглядит ссылка суда на Закон "О дорожных фондах в РФ" в обоснование специального назначения транспортного налога - финансирование дорожного фонда, поскольку уже через 18 дней после принятия определения закон утрачивал силу, а соответствующий закон, признающий Закон "О дорожных фондах в РФ" утратившим силу, был принят задолго до вынесения судом определения. С указанного момента субъекты РФ сами определяют, куда они направят транспортный налог - на содержание дорог или на иные не связанные с дорожным хозяйством цели.

И предпринимателей суд притянул "за уши". Действительно, они являются одними из плательщиков транспортного налога, однако Законодательное собрание Свердловской области ставило вопрос о конституционности налога на имущество организаций, которое предприниматели не платят. Вопрос о конституционности транспортного налога перед судом не ставился.

Но Конституционный суд свою позицию высказал, приходится с этим мириться. Наверное, народным избранникам следует озаботиться вопросом об исключении транспортных средств, облагаемых транспортным налогом, из-под обложения налогом на имущество. Тем более что схожая норма есть в законодательстве о подоходном налоге, предусматривающая освобождение от налога дохода, который облагается налогом на дарение.

Взимание налогов с владельцев транспортных средств предусмотрено законодательными актами большинства государств. В Российской Федерации необходимость его оплаты гражданами и юридическими лицами закреплена Главой 28 Налогового Кодекса. Исходя из ее положений, транспортный налог в нашей стране является региональным. Соответственно, порядок взимания, действующие ставки и сроки оплаты каждый субъект Федерации устанавливает самостоятельно, согласно своим НПА.

Когда платить

Согласно п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате:

  • налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • налогоплательщиками — организациями в сроки, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации.

С 01.01.2021 года будет действовать новая редакция указанной статьи, согласно которой налог будет подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Кому нужно оплачивать транспортный налог

Распространено мнение, что налог платят только собственники грузовых и легковых автомобилей. Однако это не так. Взнос в региональную казну приходится платить владельцам любых транспортных средств, поставленных на учет в регистрационных органах. В список попадают самолеты, пароходы, яхты, мотосани и многое другое.

Ст. 358 НК РФ указывает на освобождение от налоговых выплат владельцев следующих транспортных средств:

  • оснащенных для управления инвалидами легковых ТС, если установленный двигатель обладает мощностью ниже 100 л.с, а получение произведено через органы соцзащиты в соответствии с законом;
  • тракторов, комбайнов и спецтехники, оформленной на сельсхозпредприятия-товаропроизводители;
  • лодок без двигателей, а также с двигателями, при условии их мощности менее 5 л.с.;
  • воздушных судов, зарегистрированные на санавиацию и медслужбу;
  • за транспорт органов исполнительной власти, при условии, что служба в их рядах приравнена к военной или является таковой;
  • морские, речные и воздушные суда, если для их собственников деятельность по перевозке пассажиров или доставке грузов является основной;
  • буровые суда и платформы;
  • промысловые и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Транспортный налог не удерживается с ТС, находящихся в угоне, даже если их розыск прекращен.

Транспортный налог по регионам

  • 01 Адыгея респ.
  • 02 Башкортостан респ.
  • 03 Бурятия респ.
  • 04 Алтай респ.
  • 05 Дагестан респ.
  • 06 Ингушетия респ.
  • 07 Кабардино-Балкарская респ.
  • 08 Калмыкия респ.
  • 09 Карачаево-Черкесская респ.
  • 10 Карелия респ.
  • 11 Коми респ.
  • 12 Марий Эл респ.
  • 13 Мордовия респ.
  • 14 Саха (Якутия) респ.
  • 15 Северная Осетия респ.
  • 16 Татарстан респ.
  • 17 Тыва респ.
  • 18 Удмуртская респ.
  • 19 Хакасия респ.
  • 21 Чувашская респ.
  • 22 Алтайский край
  • 23 Краснодарский край
  • 24 Красноярский край
  • 25 Приморский край
  • 26 Ставропольский край
  • 27 Хабаровский край
  • 28 Амурская обл.
  • 29 Архангельская обл.
  • 30 Астраханская обл.
  • 31 Белгородская обл.
  • 32 Брянская обл.
  • 33 Владимирская обл.
  • 34 Волгоградская обл.
  • 35 Вологодская обл.
  • 36 Воронежская обл.
  • 37 Ивановская обл.
  • 38 Иркутская обл.
  • 39 Калининградская обл.
  • 40 Калужская обл.
  • 41 Камчатский край
  • 42 Кемеровская обл.
  • 43 Кировская обл.
  • 44 Костромская обл.
  • 45 Курганская обл.
  • 46 Курская обл.
  • 47 Ленинградская обл.
  • 48 Липецкая обл.
  • 49 Магаданская обл.
  • 50 Московская обл.
  • 51 Мурманская обл.
  • 52 Нижегородская обл.
  • 53 Новгородская обл.
  • 54 Новосибирская обл.
  • 55 Омская обл.
  • 56 Оренбургская обл.
  • 57 Орловская обл.
  • 58 Пензенская обл.
  • 59 Пермский край
  • 60 Псковская обл.
  • 61 Ростовская обл.
  • 62 Рязанская обл.
  • 63 Самарская обл.
  • 64 Саратовская обл.
  • 65 Сахалинская обл.
  • 66 Свердловская обл.
  • 67 Смоленская обл.
  • 68 Тамбовская обл.
  • 69 Тверская обл.
  • 70 Томская обл.
  • 71 Тульская обл.
  • 72 Тюменская обл.
  • 73 Ульяновская обл.
  • 74 Челябинская обл.
  • 75 Забайкальский край
  • 76 Ярославская обл.
  • 77 Москва г.
  • 78 Санкт-Петербург г.
  • 79 Еврейская автономной обл.
  • 82 Крым респ.
  • 83 Ненецкий АО
  • 86 Ханты-Мансийский АО — Югра
  • 87 Чукотский АО
  • 89 Ямало-Ненецкий АО
  • 92 Севастополь г.
  • 95 Чеченская респ.

Как рассчитывается транспортный налог

Физическим лицам можно не заботиться о размере налога, который придется оплачивать. Расчеты производит налоговая служба самостоятельно. Налогоплательщик получает уведомление о необходимости оплаты в установленный срок в виде заказного письма или уведомления на «Госуслугах», а также в личном кабинете налогоплательщика.

Однако это не значит, что сумма налога является какой-то тайной. Если гражданин покупает автомобиль и хочет узнать, сколько придется за него платить ежегодно, можно воспользоваться калькулятором на сайте Федеральной Налоговой службы. Те, кто государственным служащим не доверят, могут произвести расчет самостоятельно

Формула транспортного налога в общем выглядит так:

Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.)

А более точно так:

Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период использования (мес.) * Повышающий или понижающий коэффициент

Т.е. в том случае, если срок владения транспортным средством меньше одного года, в формулу добавляется еще один множитель. Равняется он количеству месяцев владения, разделенному на 12.

Также в формуле могут присутствовать повышающие и понижающие коэффициенты. Например, такой коэффициент предусмотрен для граждан, владеющих автомобилями стоимостью выше 3 миллионов рублей. Вся информация по ставкам и коэффициентам размещена на сайте ФНС.

Существующие льготы на данный налог

Как уже написано выше, ряд физических и юридических лиц освобожден государством от уплаты налога полностью. Однако региональные органы исполнительной власти могут устанавливать собственные правила в отношении некоторых категорий граждан, обязанных платить транспортный налог.

Например, чаще всего освобождают от налогового бремени многодетные семьи. В зависимости от ситуации, для них предусматривается либо скидка, либо полное освобождение. Впрочем, в России есть регионы, где таких преимуществ не предоставляют. Чтобы точно узнать, кому в области, крае или республике положены поблажки, необходимо ознакомиться с действующим на конкретной территории законом о транспортном налоге. Например, в ЯНАО это будет «Закон о ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», а в Крыму — Закон Республики Крым «О транспортном налоге».

Скидки и льготы налоговая инспекция учитывает самостоятельно, в уведомлении указывается уже итоговая сумма. Впрочем, чтобы коэффициенты были применены, от гражданина требуется предоставить соответствующее заявление.

Если плательщику транспортного налога положена льгота, о которой он не знал, можно подать заявление о произведении перерасчета за три предыдущих года.

Что будет, если не платить налог

Транспортный налог входит в число имущественных налогов, оплата которых, по общему правилу, производится до 1 декабря. Если эта дата выпадает на выходной, последний срок для поступления платежа в Налоговую переносится на следующий рабочий день.

В случае неоплаты ФНС начинает процедуру взыскания. Сначала должника уведомят о необходимости оплаты, а затем удержание произведут на основании судебного приказа. Если налог не оплачен своевременно, придется оплатить и пени — 1/300 ставки ЦБ от суммы долга за каждый день просрочки.

Блиц, блиц, блиц

Считаем налог в полных рублях или с копейками?

Только в полных рублях (ФЗ от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ, о дополнении статьи 52 НК РФ). Правила подсчёта: сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Каковы особенности расчёта налога в первый год его владения?

Формула та же, но в ней обязательно учитываем количество месяцев владения ТС. Если вы приобрели ТС 15 числа или ранее — этот месяц участвует в расчёте как полный, если позже 15 числа месяца — этот месяц в расчёте не учитывается.

Платим налог по месту регистрации или прописки?

По месту нахождения ТС. Местом нахождения для владельца-организации является её юридический адрес, а для физического лица — адрес места жительства (места пребывания). Где ТС поставлено на учёт при этом значения не имеет.

Когда придёт уведомление об оплате налога?

Уведомление может придти электронным способом — в случае если вы зарегистрированы в личном кабинете на сайте ФНС, или обычной почтой в конце лета — начале осени за предыдущий год.

Как перевести киловатты (кВт) в лошадиные силы (л.с.) и наоборот?

Для этого воспользуйтесь простыми формулами:

1 кВт = 1,35962 л.с.

1 л.с. = 0,735499 кВт

Конечный результат в л.с. нужно округлить до двух знаков после запятой.

В какой бюджет поступают деньги?

В конкретный субъект РФ, т.к. транспортный налог считается региональным.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество организаций


Порядок расчета налога на имущество организаций меняется. Этого ждали, но до последнего надеялись на положительный исход дела.

Что было

В настоящее время организации не платят налог за движимое имущество, приобретенное после 2013 года. Основание — пп.25 ст.381 НК. Исключение составляют основные средства, принятые на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также в результате передачи имущества между взаимозависимыми лицами.

Однако на основании ст. 381.1 НК действие этой льготы истекает 01.01.2018. Как в сказке про Золушку, ровно в 00:00:00 01.01.2018 карета превратится в тыкву.

После этой даты регулирование льготы отдано на откуп регионам. Обратный отсчет времени начался.

Надежда умирает последней. Попытка № 1

До недавнего времени надежда на сохранении этой льготы в ее федеральном масштабе еще оставалась.

Помочь в этом бизнесу взялось Минэкономразвития, где считают вредным этот налог, о чем и было заявлено Президенту РФ Владимиру Путину. «Налог на движимое имущество — это налог на новые инвестиции», — заявил Михаил Орешкин.

В Минэкономразвития разработали законопроект, в котором во всех статьях главы 30 НК слово «имущество» заменяется словами «недвижимое имущество», т.е. «движимость» просто не будет попадать под налог. Планировалось, что поправки вступят в силу с 2018 года.

В заключении по итогам антикоррупционной проверки проекта отмечается, что предложение представляется правильным с точки зрения обеспечения стабильности условий, в которых осуществляется инвестиционная деятельность в РФ. На протяжении длительного времени субъекты РФ не получали в виде доходов бюджета средства от налогообложения движимого имущества и функционировали без этой статьи доходов.

Отмена льготы по движимому имуществу сродни введению нового налога, что приведет к увеличения совокупной налоговой нагрузки на инвесторов, что, с свою очередь снизит инвестиционную активность в РФ, что в текущей ситуации негативно повлияет на реализацию политики импортозамещения в стране.

Между тем Минфин поспешил выступить против такой идеи МЭР, поскольку суммы налога весьма существенны для регионов. Глава Минфина Антон Силаунов заявил, что регионы будут принимать решение с учетом экономической целесообразности и при необходимости будут предоставлять предприятиям преференции. «Это региональный налог, и он существенный, где-то 130-150 млрд рублей в целом по России может дать в следующем году в бюджеты субъектов РФ», — отметил глава Минфина.

Вместе с тем замглавы МЭР Станислав Воскресенский утверждал, что проект будет быстро продвигаться через бюрократические преграды, даже если Минфин выступает против.

Но увы. У МЭР не получилось отстоять льготу.

Попытка № 2

В конце сентября в Госдуму был внесен законопроект № 274631-7, которым окончания льготы с 01.01.2018 отодвигалось на год до 01.01.2019. Другими словами, проект предусматривал изменение срока передачи полномочий субъектам РФ по установлению налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества с 2018 года на 2019 год. Документ был одобрен Кабмином на заседании, состоявшемся 28 сентября.

Однако позже эту норму в законопроекте неожиданно перекроили. 15 ноября законопроект был принят во втором чтении уже совершенно в другом виде — ни о какой отсрочке по отмене льготы речи там уже не шло.

Таким образом, попытка сохранить льготу на федеральном уровне снова провалилась.

К чему пришли

В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что было принято решение пойти навстречу региональным властям, которые просили не продлевать льготу, а дать им право самим решать, каким будет порядок налогообложения движимого имущества.

При этом был найден компромисс — срок применения льготы пролонгировать не стали, но ввели ограничение по ставке. Регионы не смогут установить ставку по налогу на движимое имущество больше, чем 1,1%.

Сегодня этот законопроект принят в третьем, окончательном, чтении.

Статья 381.1 НК, которая регламентирует порядок применения льгот, дополнена новым абзацем:

При этом законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 настоящего Кодекса, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта Российской Федерации к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

При этом налоговые ставки, определяемые на 2018 год законами субъектов РФ в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК, не освобожденного от налогообложения в соответствии со статьей 381.1, не могут превышать 1,1 процента.

Последствия

Очевидно, что далеко не все регионы захотят предоставить льготы своим налогоплательщикам. Так что со следующего года компаниям придется платить больше налогов.

Сейчас при заполнении отчета по налогу на имущество бухгалтеры привычно указывают там, в частности, стоимость автомобиля в строке 140 раздела 2 с кодом льготы 2010257. От этой привычки придется избавиться.

Если в регионе не примут закон, освобождающий от налога движимое имущество, за один автомобиль компания будет платить два налога — транспортный и налог на имущество.

Не исключено, что изменения в порядке налогообложения повлекут за собой внесение изменений в форму декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество.

Что в регионах

В некоторых регионах льготу по движимому имуществу уже утвердили.

Например, в Московской области законом от 3 октября 2017 года N 159/2017-ОЗ ставка по налогу на движимое имущество (перечисленное в пп.25 ст. 381 НК) установлен а в размере 0% на период 2018-2020 года.

В Ярославской областивводится льгота по движимому имуществу на четыре года с даты покупки ОС.

В Москве за сохранение льготы по движимому имуществу выступила Торгово—промышленная палата РФ, которая разработала проект закона и просит инициировать внесение изменений в столичный закон № 364 «О налоге на имущество организаций».

«Введение налоговой льготы на территории Москвы сохранит нынешний уровень фискальной нагрузки на предпринимателей, сдержит рост потребительских цен, а также тарифов на перевозки для юридических и физических лиц, которые в противном случае обязательно вырастут. Палата неоднократно по просьбе предпринимательского сообщества заявляла о необходимости на законодательном уровне добиться сохранения льготы и предлагала регионам сделать это. Льготу уже решили сохранить в Республике Татарстан, в Нижегородской, а недавно и в Московской области», — считает глава ТПП Сергей Катырин.

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Приятно быть обладателем роскошного автомобиля: в потоке на тебя обращают внимание, кто-то завидует, кто-то тихонько ненавидит. Когда речь идёт о роскошных машинах, мы думаем о Ferrari, Bentley, Rolls-Royce, о «топовых» BMW и Audi. А потом наступает 2020 год, мы заходим в новости и обнаруживаем, что наши Kia или Nissan тоже внезапно приравняли к «роскошным тачкам». С одной стороны, приятно, с другой — это повышенная налоговая ставка. «Выберу.ру» выяснил, сколько стоит и как рассчитывается «налог на роскошь» в 2020 году и какие модели Mazda, Honda, Jeep, Kia, Nissan и Chevrolet перекочевали из массового сегмента практически в люксовый.

За что платим?

Минпромторг каждый год определяет список автомобилей, с которых взимают «налог на роскошь». Повышенную налоговую ставку платят владельцы машин, стоимость которых выше 3 миллионов рублей. До падения рубля в 2014 года повышенную ставку платили владельцы «истинно» люксовых автомобилей – Aston Martin, Rolls-Royce, Bentley. Но стоимость автомобилей среднего и массового сегментов за 5 лет выросли почти в 2 раза. Ценовая планка достигла 3 млн рублей, поэтому в 2020 году Минпромторг включил в список авто, облагаемых повышенной налоговой ставкой, Mazda CX−9, Honda Pilot, Jeep Wrangler. По этой же причине в список вошли «навороченные» комплектации Kia Stinger и Nissan Murano.

Владельцы Kia Stinger могут относить себя к обладателям «люковых тачек». Фото: motor1.com.

Перечень легковых авто, дороже 3 млн рублей, есть в документах на сайте Минпромторга. В 2020 году в списке 1300 моделей. Ситуация щекотлива тем, что в список вошли не просто модели некоторых авто, а повышенные комплектации. Некоторые из них дороже налогового порога всего на 9 000 рублей. К примеру, Volkswagen Teramont в комплектации Origin стоит 3 009 000 рублей. Полный перечень автомобилей, с которых в 2020 году взимается «налог на роскошь», – 3_millionov_rubley_podlezhashhiy_primeneniyu_v_ocherednom_nalogovom_periode_2020_god/" target="_blank" rel="noopener" data-log-node="qi5" data-clickable="true">по ссылке.

Подробнее о том, почему в перечень вошли модели массового сегмента, читайте в материале «Красиво жить — налог платить! Минпромторг повысил налог на массовые марки машин».

Кто платит?

Транспортный налог платят собственники автомобилей — и физические, и юридические лица. Отчисления идут в бюджет региона, в котором зарегистрировано авто. В каждом субъекте страны своя налоговая ставка и льготы, которые освобождают от пошлины.

Владельцы «крутых тачек» тоже могут избежать повышенной ставки, если относятся к льготникам. Что же они, не люди.

Кого освобождают от налога?

На федеральном уровне налоговых льгот на легковые автомобили и мотоциклы нет. Каждый регион устанавливает свои транспортные налоговые льготы. Узнать, какие послабления действуют в вашем субъекте, можно на сайте ФНС nalog.ru. Выберите свой регион, раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Например, в Москве налоговые льготы получают :

  • Герои Советского союза, Герои РФ, награждённые орденом Славы;
  • ветераны и инвалиды Великой отечественной войны, ветераны труда;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • инвалиды I и II групп;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • один из родителей или усыновителей, опекунов, попечителей ребёнка-инвалида;
  • владельцы легковых автомобилей мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (51,49 кВт) включительно;
  • один из родителей или усыновителей в многодетной семье;
  • один из опекунов инвалида с детства, которого суд признал недееспособным;
  • люди, пострадавшие от радиационных катастроф и ядерных испытаний, и принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидаторы аварий ядерных установок;
  • люди, перенёсшие лучевую болезнь или получившие инвалидность на ядерных учениях или испытаниях.

Новоиспечённые владельцы роскошных автомобилей заплатят повышенный налог за 2020 год в 2021 году. Фото: auto. today.

При расчёте пошлины налоговая учитывает льготу, однако вы должны подать заявление и подтверждающие документы в личном кабинете на сайте ФНС. Для постоянной льготы достаточно одного заявления. Кстати, можно пересчитать налог с учётом льготы за 3 предыдущих года. Но это действует только в том случае, если вы не знали, что вам положено послабление, и заплатили.

Как складывается стоимость налога?

Получается, что повышенный налоговый коэффициент зависит только от стоимости машины и нахождения в списке Минпромторга. Мощность автомобиля влияет на размер налога, но ставку всё равно придётся платить по повышенному коэффициенту, будь у вас авто на 177 л. с. или на 550 л. с. Главное — цена.

Ставка транспортного налога в каждом регионе своя, она рассчитывается от количества лошадиных сил. Иногда значение зависит от тяги, вместимости автомобиля, года выпуска или устанавливается на единицу транспортного средства. В калькуляторе ФНС вы увидите все значения, которые учитываются в вашем регионе при расчёте стоимости налога.

Например, в 2020 году Москве действуют такие ставки транспортного налога на легковые автомобили :

Читайте также: