Договор с самозанятым водителем грузового автомобиля с материальной ответственностью

Опубликовано: 25.03.2024

Водители, работающие на организацию-перевозчика, несут материальную ответственность за груз при перевозке. Каков объем этой ответственности, может ли перевозчик взыскать ущерб с водителя полностью?

Договор и мера ответственности

Очевидно, что перевозчик заинтересован в возмещении нанесенного ему вреда полностью. Заключая трудовой договор и договор о материальной ответственности с водителем, работодатель, как правило, стремится сформулировать его положения соответствующим образом. Однако вопрос этот в правовом поле до конца не отрегулирован.

Вначале определим, что сама по себе должность водителя не подразумевает полной материальной ответственности. Правительственным постановлением № 823 от 14/11/02, постановлением Минтруда № 85 от 31/12/02 установлен перечень должностей и работ, при которых законно заключение договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, установлены их типовые формы. В перечне водители не упомянуты. Следовательно, речь по общему правилу идет о возмещении ущерба в ограниченном размере.

В то же время перечень позволяет заключать такие договоры с экспедиторами (инкассаторами), лицами, занимающимися перевозкой ценностей, груза. Этим часто пользуются наниматели, заключая договор с одним и тем же работником, как с экспедитором, так и с водителем.

Может иметь место договор «перевозчик-водитель», с учетом положений ст. 241 ТК РФ, где средний заработок водителя за месяц указывается как граница материальной ответственности работника по умолчанию.

Находят применение и договоры о коллективной ответственности водителей. Они действуют, если ущерб нанимателю налицо, а определить вину одного из работников достоверно нельзя. Такой документ имеет смысл, например, если два водителя трудятся на одном автомобиле в одну смену. Здесь возникает уже общая ответственность, вступают в действие положения ТК РФ о коллективной ответственности, что учитывается судом. В ст. 245 ТК РФ говорится о группе лиц, на которую ложится материальная ответственность в полном объеме за недостачу ценностей, принадлежавших нанимателю.

Содержание договора

В договор материальной ответственности с водителем включается обычно не только обязанность доставить груз от точки до точки, но и ремонт при необходимости, заправка, контроль загрузки и выгрузки ценностей, товара.

Кроме того, могут включаться такие условия:

  • обязанность следить за распределением груза при погрузке (но это условие не снимает полностью ответственность с грузоотправителя, производящего погрузку, согласно ст. 37 Устава автомобильного транспорта ФЗ № 259 от 08/11/07);
  • обязанность следить за грузом в кузове с точки зрения соблюдения ПДД;
  • обязанность принимать груз по накладной, пересчитывать его, проверять качество и целостность тары, упаковки;
  • обязанность оформления недостачи и порчи при их обнаружении;
  • наличие униформы (халата) и медицинской книжки.

Здесь речь идет об элементах договора транспортной экспедиции перевозчика, а водитель принимает на себя обязанности экспедитора, так как является представителем перевозчика. Именно такие контракты чаще всего имеют место.

Важно! Указание в договоре о материальной ответственности с работником конкретной должности обязательно, иначе привлечь его к ответственности проблематично.

Особенно сомнительным, с точки зрения сложившейся судебной практики, выглядит пункт договора с водителем о его полной материальной ответственности за груз. Однако взыскать с работника штрафы, убытки, понесенные в результате нарушения корректно составленного договора, перевозчик может. Ограничение суммой среднемесячного заработка при этом сохраняется.

Правовая практика

Основной вопрос при утрате или порче груза и для перевозчика, и для водителя состоит в объеме материальной ответственности. Ее наличие определяется договором, но величину, как правило, определяет суд. Поскольку профессия в соответствующих документах Правительства и Минтруда отсутствует, полностью отвечать водитель за груз не может. Многие суды придерживаются такой точки зрения.

К примеру, Омский областной суд (аппеляционное определение судебной коллегии по гражданским делам, д. № 33-897/2019 от 28/02/019 г.) при рассмотрении вопроса о привлечении водителя, допустившего аварию служебного автомобиля, к материальной ответственности в полном объеме такую возможность исключил.

При этом отмечено, что:

  • договоры о полной материальной ответственности за автомобили сами по себе незаконны, поскольку автомобиль — это средство для перевозки груза, не являющееся транспортируемой материальной ценностью;
  • привлечение водителя к полной материальной ответственности как работника, осуществляющего транспортировку материальных ценностей, незаконно.

Суд установил, что водитель обязан компенсировать ущерб только в размере среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Такое положение дел сохраняется, даже если работник ранее взял на себя обязательства полностью возместить ущерб (ст. 248 ТК РФ), а затем изменил свое решение. Подобный подход определяется тем, что работник считается более слабой стороной в трудовых отношениях, по сравнению с работодателем.

Кроме того, водитель может отвечать лишь за реальный ущерб, а не за упущенную выгоду работодателя.

Существенный вопрос – время, за которое определяется средний заработок водителя (момент причинения ущерба, обнаружения или взыскания). Поскольку в законодательстве и разъяснительных документах четких указаний нет, суды принимают различные точки зрения, например:

  • на день судебного решения (Суд. уч. № 1 г. Северодвинск, д. № 2-1512);
  • на день причинения ущерба (Архангельский облсуд, суд. уч. № 2 Холмогорского района д. № 2-450).

В некоторых случаях материальный ущерб может взыскиваться по суду с водителей полностью:

  1. Водитель не находился на работе, но причинил ущерб нанимателю, например, похитив автомобиль (ст. 243 ТК РФ, ч. 1-8).
  2. Водитель совершил административный проступок и причинил ущерб (ст. 243 ТК РФ ч. 1-6).
  3. Водителем причинен ущерб как результат преступных действий. Данное обстоятельство установлено судебным приговором (ст. 243 ТК РФ ч. 1-5).
  4. Водитель был пьян, когда причинил ущерб. Речь идет об алкогольном и любом ином виде опьянения (ст. 243 ТК РФ ч. 1-4).
  5. Вред имуществу со стороны водителя умышленный, и работодатель доказал этот факт. Если доказательств умысла нет, полностью взыскивать ущерб нельзя (ст. 243 ТК РФ ч. 1-3).
  6. Ценности были переданы водителю по разовому документу, который он подписал. Установлен факт недостачи таких ценностей. Подобные случаи бывают, если водителю, а не другому работнику, сопровождающему груз, по доверенности передается имущество. Существенный нюанс: передача должна быть разовой и срочной (ст. 243 ТК РФ ч. 1-2).

По каждому приведенному случаю в РФ существует обширная судебная практика. В одних случаях судьи принимают сторону водителя, а в других – нанимателя.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ООО планирует воспользоваться услугами самозанятого - водителя (шофера) бурильной установки.
Каковы риски у ООО при заключении договора на 2020 год? Есть ли в г. Санкт-Петербурге утвержденный список профессий, подпадающих под понятие "самозанятый"?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Формально в рассматриваемой ситуации можно использовать услуги самозанятого гражданина (его доходы не облагаются НДФЛ и страховыми взносами), если с этим физическим лицом у организации не было трудовых отношений в последние два года.
Вместе с тем полагаем, что заключение договора с водителем бурильной установки в статусе самозанятого содержит существенный риск переквалификации данного гражданско-правового договора в трудовой, с соответствующим пересчетом налоговых обязательств организации (работодателя).

Обоснование позиции:
Ни НК РФ, ни другие федеральные законы не содержат термина "самозанятые", поэтому в зависимости от ситуаций под ним могут пониматься разные категории физических лиц*(1).
Применительно к рассматриваемой ситуации под самозанятым гражданином мы будем понимать плательщика налога на профессиональный доход (НПД), получающего профессиональный доход от самостоятельной деятельности по оказанию услуг управления транспортным средством (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ (далее - Закон N 422-ФЗ)).
Перечень лиц, не имеющих права на применение специального налогового режима НПД, установлен ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ. Например, это посредники (по договору поручения, комиссии либо агентскому договору) или лица, осуществляющие перепродажу товаров; имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях; а также лица, доходы которых, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в календарном году 2,4 млн. руб.
Лица, оказывающие услуги по управлению транспортным средством и иные подобные услуги, в ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ не поименованы, поэтому мы полагаем, что физическое лицо вправе оказывать такие услуги в рамках НПД.
При этом не признаются объектом налогообложения по НПД доходы, получаемые в рамках трудовых отношений (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ), и доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ). Таким образом, законодатель предупредил случаи, когда под формальной оболочкой гражданско-правовых отношений фактически будут продолжаться отношения, сложившиеся между субъектами на основании норм трудового права, в которых они выступали как работник и работодатель*(2).
Безусловно, необходимо отметить, что работать с самозанятыми гражданами для юридических лиц с налоговой точки зрения выгодно.
Так, самозанятое лицо является самостоятельным плательщиком НПД и не признается плательщиком НДФЛ (ч. 8 ст. 2 Закона N 422-ФЗ). На организацию, заключившую договор с указанным лицом, не возлагаются обязанности налогового агента (по исчислению, удержанию и уплате налога, а также по предоставлению отчетности по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ) (письмо ФНС России от 28.08.2019 N СД-4-3/17127@).
Не начисляются на сумму вознаграждения самозанятого лица и страховые взносы при условии, что у организации будет в наличии чек, выданный таким лицом (второй абзац ч. 1 ст. 15 Закона N 422-ФЗ, письма Минфина России от 13.08.2019 N 03-11-11/61078, от 17.04.2019 N 03-11-11/27454, от 11.03.2019 N 03-11-11/15357)*(3).
Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, связанные с приобретением услуг у физических лиц, применяющих специальный налоговый режим НПД, при наличии чека, сформированного исполнителем в порядке, предусмотренном ст. 14 закона 422-ФЗ (п. 2 письма ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
Гражданское законодательство не содержит ограничений относительно возможности заключения организацией договора подряда с физическими лицами, зарегистрированными в качестве самозанятых (глава 37 ГК РФ).
Однако несмотря на все преимущества работы с самозанятыми, хотим предостеречь от заключения вместо трудовых договоров договоров с самозанятыми гражданами или увольнения своих сотрудников для дальнейшего перезаключения гражданско-правового договора с самозанятыми.
Так, на официальном сайте ФНС России размещено интервью заместителя руководителя службы Даниила Егорова по вопросам о так называемом "налоге на самозанятых" (НПД). Егоров, в частности, прокомментировал ситуацию, когда работодатели подменяют трудовые отношения с сотрудниками на гражданско-правовые, переводя их в статус самозанятых для оптимизации налоговой нагрузки. Чиновник отметил, что "налоговая видит компании, которые воспользовались услугами самозанятых, а также самозанятых, которые оказали эти услуги. И не составляет никакого труда проконтролировать, скрываются ли за этими операциями трудовые отношения. База анализируется ежедневно, поэтому с частью компаний уже пришлось поработать - на сегодня в рисках девять компаний страны".
Для этих целей ФНС России и Роструд договорились об одновременных проверках работодателей, которые фактически нанимают самозанятых (то есть плательщиков НПД) в качестве своих работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам (смотрите информацию ФНС России от 26.11.2019). Выявление признаков трудовых отношений с такими лицами является основанием для проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.
При этом ч. 4 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в установленном порядке признаны трудовыми отношениями, к ним применяются положения трудового законодательства, и, соответственно, выплаты и иные вознаграждения, производимые физическому лицу по данному договору, будут подлежать обложению страховыми взносами, в том числе и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в общеустановленном порядке (письмо ФНС России от 27.12.2019 N БС-3-11/11131@).
О том, что отношения между сторонами по существу являются трудовыми и лишь прикрываются договором подряда, могут свидетельствовать такие обстоятельства, как:
- выполнение работы в течение всего срока действия договора, отвечающего признакам трудовой функции (вместо определенной работы, результат которой сдается заказчику),
- подчинение работника (формально именуемого подрядчиком) распоряжениям работодателя и правилам внутреннего трудового распорядка),
- получение вознаграждения за работу периодически и вне зависимости от объема и характера работы (смотрите, например, определения ВС РФ от 05.02.2018 N 34-КГ17-10, Свердловского облсуда от 14.08.2015 по делу N 33-11444/2015, Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2014 по делу N 33-2582/2014, Забайкальского краевого суда от 01.10.2014 по делу N 33-3533-2014)*(4).
Арбитражная практика доначисления налогов и взносов по договорам с самозанятыми в результате переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые нами не обнаружена (что вполне объяснимо ввиду короткого срока существования режима НПД). Тем не менее, на наш взгляд, последствия могут быть аналогичны переквалификации договоров с предпринимателями в трудовые договоры. Верховный Суд РФ в определении от 27.02.2017 N 302-КГ17-382 указал следующее: если из конкретных обстоятельств усматривается, что действительный экономический смысл деятельности таких предпринимателей состоит в осуществлении ими трудовой функции в качестве наемных работников (о чем, помимо прочего, может свидетельствовать систематический, а не разовый характер выполнения работ или оказания услуг), а намерение заказчика заключалось в уклонении от исполнения обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет сумм НДФЛ, предприниматели признаются наемными работниками с вытекающими отсюда для их фактического работодателя негативными налоговыми последствиями. Переквалификация гражданско-правового договора в трудовой в рассматриваемой ситуации будет означать, что в период действия договора работодатель не выполнял обязанности налогового агента по уплате НДФЛ с доходов, выплачиваемых физическому лицу, а также по уплате страховых взносов, что повлечет привлечение его к налоговой ответственности: будет признана задолженность по уплате налогов и сборов, начислены пени и штрафы.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация планирует заключать с физическими лицами (резиденты РФ, не имеют статуса ИП) договоры гражданско-правового характера (подрядные работы) вместо трудовых договоров. Каковы отличия при налогообложении (в части НДФЛ и страховых взносов) трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера? Каковы налоговые риски? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)
- Вопрос: Что является подтверждением произведенных расходов при расчетах с самозанятыми для юридических лиц или ИП, кроме чека, полученного от самозанятого? Некоторые источники утверждают, что это должен быть ГПД. Но сразу возникнет база для начисления НДФЛ и взносов. Есть ли официальные рекомендации по поводу необходимости иметь договор с самозанятым? Каким он должен быть? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)
- Сколько самозанятых может привлекать компания, и как доказывать в суде необходимость именно этой формы трудоустройства? (И. Симич, журнал "Административное право", N 3, III квартал 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

12 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Энциклопедия решений. Налогообложение самозанятых лиц.
*(2) Следует также отметить, что согласно ч. 2 ст. 15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
*(3) Исключением из этого правила является ситуация, когда самозанятое лицо в процессе исполнения договора утрачивает свой статус. В этом случае с указанной даты (даты снятия с регистрации в качестве самозанятого, даты превышения максимального дохода) организация-заказчик должна удержать с дохода физлица НДФЛ и исчислить страховые взносы (п. 10 письма ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
*(4) По вопросу переквалификации гражданско-правовых договоров с физическими лицами в трудовые рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом: Энциклопедия решений. Отличие трудового договора от договора подряда и иных гражданско-правовых договоров.

Материальная ответственность сотрудника определяет механизм возмещения вреда, нанесенного имуществу предприятия. По действующему трудовому законодательству работник считается материально ответственным лицом и обязуется компенсировать ущерб, нанесенный по его вине. Это касается и тех, кто занимает должность водителя.

  1. Понятие материальной ответственности водителя
  2. Права и обязанности водителя
  3. Какой ущерб возмещает водитель
  4. Договор о полной материальной ответственности водителя
  5. Требования к оформлению
  6. Образец договора

Понятие материальной ответственности водителя

материальная ответственность водителя

Согласно ст. 243 ТК, соглашение о полной ответственности заключается с лицами, занимающими определенные должности. В эту категорию не входят водители, кроме инкассаторов, экспедиторов и занимающиеся перевозкой материальных ценностей. Перечень должностей утвержден постановлением Минтруда РФ № 85, и в случае несоответствия с ним оформленный контракт о матответственности не будет юридически действительным.

Для таких ситуаций существует понятие ограниченной ответственности сотрудников, оговоренное статьей 241 ТК. При ее наступлении возмещение потерянных активов возможно в размерах, не превышающих среднемесячный заработок гражданина. Такой вариант наиболее распространен при составлении договора материальной ответственности за грузовой автомобиль. Он возлагает на водителя обязанности по сохранности служебного автомобиля.

Права и обязанности водителя

Перечень обязанностей шоферов, помимо управления транспортом, может содержать и другие функции. Для их упорядочивания между работником и руководителем заключается договор, в котором описываются детали сотрудничества, права и обязанности сторон, должностные функции.

Договор на матответственность в этом случае включает:

  • доставку груза от пункта приема до конечной точки;
  • ремонт ТС в дороге (при возникновении необходимости);
  • заправку машины;
  • контроль погрузки и выгрузки товара.

Должность экспедитора подразумевает дополнительные обязанности. Он контролирует:

  • качество перевозимого товара;
  • целостность упаковки;
  • особый режим транспортировки для конкретных грузов (опасные вещества);
  • документальное оформление при обнаружении недостачи, порчи товара и иного вреда.

ВАЖНО! Перечисленные обязанности должностных лиц будут актуальными только при наличии договора об ответственности конкретного работника. Если перевозка груза осуществлялась без документа, то в случае нанесения урона водитель не обязан его возмещать. Трудовой контракт не является основанием для привлечения к ответственности.

Какой ущерб возмещает водитель

Водитель несет ответственность в обозначенных договором случаях. К ним относятся:

  • умышленная порча имущества;
  • причинение вреда в состоянии алкогольнольного или наркотического опьянения;
  • признание его виновным при дорожно-транспортном происшествии;
  • преступные действия сотрудника, которые привели к убыткам (по решению суда);
  • административный проступок (при установлении вины государственным органом).

Взыскание компенсации с провинившегося лица производится в полном объеме в течение 30 дней после расчета суммы понесенного ущерба.

ВАЖНО! При истечении срока возмещения вреда или отказе работника выплачивать установленную сумму (если размер выплаты превышает среднюю заработную плату виновника) взыскание возможно исключительно через суд.

Договор о материальной ответственности водителя-экспедитора подразумевает не только возмещение урона ТС, но и ответственность за материальные блага, перевозимые в машине. При этом гражданин будет отвечать только за те ценности, которые прописаны в сопроводительном документе и договоре.

Договор о полной материальной ответственности водителя

При составлении документа, который определяет ответственность водителя при возникновении форс-мажорных ситуаций, необходимо опираться на статью № 232 ТК РФ. Договор о матответственности состоит из следующих частей:

  1. Преамбула содержит информацию о сторонах, месте и дате подписания.
  2. Основная часть (определение обязанностей сторон).
  3. Метод определения суммы нанесённого вреда и порядок взыскания.
  4. Исключающие обстоятельства (отсутствие доказанности вины, условия, при которых сохранность груза не зависит от шофёра).
  5. Подписи сторон и печать организации.

ВАЖНО!Рекомендуется серьезно подходить к составлению соглашения во избежание возникновения споров между сторонами. Чем подробнее будут продуманы и описаны его положения, тем меньше будет трудностей при решении конфликтов и взыскании средств.

Требования к оформлению

Законодательством не установлена форма договора между работодателем и подчиненным. Можно использовать собственно разработанный бланк, но при условии закрепления его формы в локальных актах предприятия.

Договор об ответственности работника разрешается заполнять в письменном или печатном виде, но подписи сторон всегда ставятся вручную.

Образец договора


Действующий юрист по Трудовому праву, руководитель отдела кадров. Стаж работы более 10 лет.

Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

За причиненные организации материальные потери, которые могут быть обусловлены трудовой дезорганизацией, повреждением транспортного средства работником в ходе его неправильной эксплуатации или иных событий, руководство компании может взыскать с такого служащего сумму ущерба.

Эти финансовые обязательства закреплены трудовыми правоотношениями, где их основой является договор с водителем о материальной ответственности за автомобиль.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Материальная ответственность – что это?

Для сохранности имущества фирмы заключают договор

Каждый сотрудник компании, так или иначе, отвечает за свой рабочий участок и то оборудование, которое необходимо ему для исполнения своих обязанностей и регламентируется это как должностными инструкциями, так и трудовым договором, раскрывающим степень имущественных обязательств.

Итак, материальная ответственность подразумевает правовые отношения, где сотрудник вследствие определенных нарушений должен покрыть своему работодателю полную или частичную величину потерь.

В соответствии со статьей 241 Трудового Кодекса РФ, размер убытка определен суммой среднемесячной зарплаты нарушителя, однако если говорить о полной ответственности, которая регулируется статьей 242 трудового законодательства, то сотрудник должен вернуть полную стоимость от причиненного ущерба.

Кто может отвечать?

Среди принятого перечня документации, который необходим для принятия на должность нового водителя, также стоит задача оформить имущественные отношения сотрудника за транспортное средство.

На основании трудового законодательства, а именно статьи 244, подобный документ может быть создан:

  1. если кандидат является совершеннолетним;
  2. если сотрудник непосредственно в свое работе эксплуатирует транспортное средство;
  3. если занимаемая должность числится в списке материально-ответственных лиц в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 №85.

Именно это Постановление и объясняет, может ли водитель в принципе быть материально ответственным лицом или нет.

При организации деловых отношений с водителем, руководство организации может использовать одну из двух форм договорных отношений – постоянную или повременную:

  1. При постоянной регламентируемые имущественные отношения имеют бессрочный характер, расторжение договора и, соответственно, снятие всей ответственности с работника возможно только лишь при увольнении или его переводе.
  2. Повременная форма предполагает фиксированный временной промежуток такого договора, а уже по истечению указанного срока принимается решение либо о расторжении, либо о его продлении.

Одним из нюансов является еще и факт совмещения функций водителя с функциями экспедитора, что играет решающую роль в ответе на вопрос: «Несет ли водитель общую или полную ответственность?».

Так, основываясь на Трудовом Кодексе и 85 Постановлении Министерства Труда, выделяют два особых случая, при которых водитель может нести полную ответственность, а именно:

Работник в ответе и за груз

  1. Если водитель перевозит ценный груз, который закреплен за ним как и доверенностью, так и актом приема-передачи под его подпись, то он полностью отвечает за его целостность и транспортировку. Однако же должность такого водителя не изъявлена как «водитель-экспедитор», то наниматель не может уполномочить такого служащего являться ответственным за такую грузоперевозку.
  2. Если водитель значится на должности экспедитора, что предполагает факт материальной ответственности за транспортируемый груз, его правильном содержании и калькуляции количества, однако помимо трудового договора с таким служащим также должны быть и зарегистрированы имущественные отношения касаемо эксплуатируемого транспорта.

В остальных же случаях водители несут общие материальные обязательства, которые ограничиваются среднемесячной заработной платой.

Стоит упомянуть и о возможности заключения коллективных регламентируемых имущественных отношений, что наиболее актуально при наличии двух и более водителей на одно транспортное средство.

Обязательства при заключении таких договоров могут быть полными или частичными. В первом случае, вся ответственность ложится на работника, по вине которого произошла порча имущества, когда как во втором – каждый из водителей выплачивает только свою индивидуальную часть.

Посмотрите видео о порядке заключения подобного договора:

Обязанности водителя

Трудовой договор является главным регламентирующим документом

Весь перечень обязанностей водителя должен быть регламентирован трудовым договором.

Если говорить о водителе служебного транспортного средства, то его функции включают не только перевозку пассажиров, но и поддержание чистоты самого автомобиля, его техническую исправность, уровень топлива и небольшой ремонт. Как правило, капитальный ремонт, ТО в спектр его функций не включен, так как должен производиться специалистами.

Служащие грузовых транспортных средств являются ответственными за перевозку, сохранность и своевременную доставку имущества, правильностью погрузки и выгрузки, мелким ремонтом транспорта и своевременной заправкой.

Водитель-экспедитор помимо вышеперечисленных дел также должен следить за количественно-качественными характеристиками товара, которые должно полностью соответствовать сопутствующей документации, а также такой работник несет ответственность за целостность упаковки перевозимого имущества, заполнение актов о недостаче или порче груза.

Образец договора с водителем-экспедитором можно скачать по этой ссылке.

Зона ответственности

  • Состояние и исправность автомобиля;
  • Целостность и уровень качества транспортируемого имущества (груза).

Однако не всегда работодатель имеет право требовать ремонт транспортного средства за счет работника. Это возможно в тех случаях, когда поломка произошла по ряду случаев, четко описанных в трудовом законодательстве.

Например, водитель находился в нетрезвом состоянии и повредил автомобиль или же осознанно способствовал поломке транспорта, использовал автомобиль в личных целях или в нерабочий промежуток времени. Если же повреждение произошло не по его вине или случайно, то обычной такой убыток ограничивается одним среднемесячным окладом водителя.

Если речь идет об ответственности водителя-экспедитора, то за все повреждения имущества в ходе его транспортировки, включая целостность упаковки, задержки доставки, неправильного режима самой перевозки груза, такой работник отвечает в полном объеме.

Договор и приказ

Любой договор о материальной ответственности не должен идти в разрез с трудовым законодательством. Посему все подобные имущественные отношения основаны на статье 232 Трудового Кодекса РФ.

Документ должен четко описывать все случаи, в ходе которых работник должен выплачивать ущерб в полном объеме. Договор такого плана может быть заключен как в организации, так и между водителем и владельцем автомобиля, к примеру, грузового.

Образец договора полной мат. ответственности можно скачать здесь.

Типовая форма подобного документа содержит:

  • данные о заключении договора и наименовании трудовых сторон;
  • предмет договора;
  • права и обязанности работника и работодателя, предопределяющие все должностные обязанности и основные функции;
  • способы определения суммы ущерба и его взыскания, включая исключительные случаи (например, когда вина работника так и не была доказана);
  • различные способы урегулирования споров (судебных и досудебных).

В конце такой документ закрепляют печатями и подписями каждой из сторон.

Что же касается приказа о материальной ответственности, то здесь нет четко регламентированной формы, скорее, это локальный акт в рамках любой организации, однако и он должен содержать определенные данные, регламентируемые статьями 242-245 Трудового Кодекса РФ:

Прописывают все основания для вычета ущерба с работника

  • Основания и причины для введения для должности материальной ответственности, подкрепленные нормативно-правовой базой. Подобные данные необходимы для дальнейшего доказательства факта нарушения и уже последующего взыскания выплат за ущерб.
  • В документе необходимо четко прописать ответственных сотрудников, все объекты, которые задействованы в работе такими сотрудниками их должности и трудовые функции.
  • С документом должны быть ознакомлены все ответственные сотрудники, речь о которых шла непосредственно в приказе, должны стоять все необходимые подписи сотрудников и печати, что делает приказ официально узаконенным.

Данные, прописанные в приказе схожи с данными договора о материальной ответственности, однако приказ раскрывает основания для возмущения ущерба и полную его сумму.

В документе необходимо указать:

  1. название самого предприятия и дату составления приказа;
  2. основание для привлечения;
  3. полную сумму ущерба и виновника;
  4. данные и подпись руководителя организации, ответственного работника и иных уполномоченных лиц, которые осуществляют удержание финансовых средств.

Для введения в работу подобного документа необходимо согласие всех сторон, в особенности лиц, которые будут нести ответственность.

Образец приказа о возложении материальной ответственности на сотрудника:

Форма приказа

На подписание работником приказа официально отводится три рабочих дня, после чего его регистрируют в журнале приказов, где он хранится в течение последующих пяти лет.

Роль работодателя

Работодатель тоже обеспечивает сохранность имущества

Руководство организации при приеме на работу нового работника в обязательном порядке должно убедиться в профпригодности последнего.

Необходимо убедиться, что водитель имеет определенные профессиональные навыки, позволяющие ему занимать подобную должность, а также подтвердить его состояние здоровья, отсутствие противопоказаний, которые могли бы препятствовать его работе с транспортным средством.

Важным будет и проверка наличия водительских прав, их срока годности и своевременного обновления удостоверения. Часто кандидаты должны пройти и стажировку на новом месте.

Также перед получением должности водителя, сотрудник должен пройти медицинский осмотр, который позволит получить ему заключение о том, что его физическое состояние позволяет ему занимать подобную должность.

В случае, если работник отказывается от посещения медицинского учреждения, то работодатель имеет все основания для отказа такому кандидату в приеме на должность водителя.

Здесь можно подробнее узнать о профстандарте водителей.

Важным условием качественной работы является и обеспечение нанимателем исправного транспортного средства, необходимых комфортных условий для транспортировки и целостности груза (правильная упаковка, подходящий транспорт для определенных видов перевозимого имущества, грамотно отлаженный график перевозок и так далее).

Формирование правильной системы дифференциации имущественных обязательств во многом зависит от правовой грамотности руководства организации. Немаловажную роль играет уровень сознательности и ответственности работника, что в дальнейшем обеспечит прочные деловые отношения и минимизирует риск возникновения форс-мажорных ситуаций.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные.

Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные.

Для большинства работодателей водитель – лицо, которое должно быть «ответственно за все»: и за вверенный груз, и за автомобиль. А как же иначе? Ведь машина – это собственность компании, предоставленная принятому на работу сотруднику для исполнения его трудовых функций. Подобные убеждения почти повсеместно приобретают форму договора о полной материальной ответственности. Оформив выше указанный документ, директора компаний считают, что теперь им обеспечено спокойствие, а, при худшем раскладе событий, полное возмещение убытков.

Что ж, на первый взгляд, определенная логика в таких рассуждениях есть. Но стоит чуть более углубиться в юридические тонкости понятия «полная материальная ответственность», и «договор-панацея», подписанный с водителем, начинает «сдавать позиции».

Материальная ответственность – это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия.

Начнем по порядку. Итак, материальная ответственность – это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия. Это правило «активно» для любого сотрудника фирмы, и заключения дополнительного договора не требует. При этом ответственность ограничена среднемесячным заработком проштрафившегося специалиста (ст. 241 ТК РФ).

Что же касается полной материальной ответственности, то, согласно статье 242 ТК РФ, она состоит в обязанности возместить полный ущерб. Держать «полномасштабный ответ» работник может в двух случаях. Во-первых, если он занимает такую должность, к которой полная матответсвенность «привязана» в силу закона. Назовем это «императивной» категорией». Сюда относятся, например, операторы связи (ст. 68 Закона о связи), или руководитель предприятия (ст. 277 ТК РФ).

Кроме «императивной категории», существуют и такие должности, с которыми работодатель вправе заключить соглашение о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ). Обратите внимание, в отличие от «императивной» группы, при отсутствии договора, работнику ничего, кроме обычной матответсвенности в размере месячного заработка, не грозит.

«Закрыто-открытый» перечень

Правило об «ограниченной» материальной ответственности касается тех, чья работа непосредственно связана с обслуживанием или использованием имущества, в частности денежных или товарных ценностей. Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему. Сюда относятся работники, осуществляющие, в частности, перевозку денег и иных ценностей, и другие сотрудники, чей труд связан с транспортировкой наличности или других ценных вещей, например, получение, заготовка, хранение, учет, выдача материальных ценностей (см. постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85).

Получается, что, с одной стороны, перечень строгий, «закрытый», а с другой – у работодателей все-таки есть возможность подойти к вопросу установления полной матответственности «творчески», и «повесить» ее на сотрудника, не указанного в Перечне, но которому для выполнения трудовых функций доверено дорогостоящее имущество компании. И, как показывает практика, довольно часто такими «счастливчиками» становятся именно водители. Ведь чересчур предусмотрительные работодатели стараются заставить их держать «полномасштабный ответ» не только за груз, который они перевозят, но и за сам автомобиль.

Неприятный инцидент

Именно в такую ситуацию и попал водитель-экспедитор одной компании в Санкт-Петербурге. После подписания трудового контракта, с новоиспеченным сотрудником был заключен договор о полной материальной ответственности. Согласно этому документу, работник принял на себя полную ответственность за недостачу, утрату, повреждение вверенного ему имущества, в том числе транспортного средства, отданного ему на основании путевого листа.

С водителя нельзя взыскать упущенную выгоду. Подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода – бесполезно: компенсировать ее не удастся.

По прошествии некоторого времени водитель получил для перевозки к заказчику автомобиль с полуприцепом. И, произведя разгрузку, поставил автомашину на стоянку на дороге, откуда она была похищена, и хоть ТС было в дальнейшем возвращено, но увы, в поврежденном состоянии.

А спустя некоторое время, работодатель решил воспользоваться условиями договора о матответственности, и обратился в суд с иском о взыскании полного ущерба, указывая, что в результате грубого нарушения должностных обязанностей водителем-ответчиком, вверенный ему автомобиль поврежден, а стоимость восстановительного ремонта «встала» фирме в крупную сумму.

Не «вверенное», а «используемое»

Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины (ст. 238 и 242 ТК РФ).

Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.

Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае – не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она – не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.

Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство – незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля – неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).

Другая зона риска

Впрочем, говорить о том, что водителю ни при каких обстоятельствах не грозит материальная ответствен- ность в полном размере причиненного ущерба, тоже нельзя. Например, ответить «по полной программе» водителю придется, если он попадет в ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ответственность «в полной мере» наступит и в том случае, если водитель причинил фирме ущерб при совершении преступления (п. 5 ст. 243 ТК РФ) – например, при самовольном использовании транспорта. «Обратите внимание, – поясняет адвокат Александр Павлов, – факт совершения преступления может быть установлен только судом.

Решение о взыскании с работника причиненного им вреда в полном размере может быть вынесено судом одновременно с приговором (такая процедура будет называться - подача гражданского иска в уголовном деле). И даже если служители Фемиды освободят работника от уголовной ответственности (например, при амнистии или помиловании), такое «удачное стечение обстоятельств» не может освободить провинившегося от полного возмещения материального ущерба работодателю. Единственное, что может его спасти -это оправдательный приговор».

Кроме вышеуказанного, водитель будет обязан возместить фирме ущерб в полном объеме, если он будет виноват в ДТП, в результате которого автомобиль получит повреждения. Далее, полная матответственность неминуемо наступит, если машина будет испорчена в результате грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а также в ситуации, не связанной с выполнением водителем своей работы, например при перевозке груза, не имеющего отношения к фирме-работодателю. «Имейте ввиду, - напоминает г-н Павлов, - в двух последних случаях предприятию необходимо доказать, что инцидент произошел именно при несанкционированном использовании рабочего транспорта во внерабочее время, без какого-либо специального распоряжения начальства, и не с целью выполнения обязанностей, возложенных на горе-водителя трудовым договором».

Однако даже в вышеперечисленных случаях с водителя нельзя будет взыскать упущенную выгоду. Поэтому подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода - бесполезно: компенсировать ее не удастся.

Марина Скудутис и Анна Мишина, для журнала «Расчет»


Договор - обязательное условие правильного течения сделки. А правильно составленный договор обезопасит Вас в случае, если что-то пойдет не так. Чтобы профессионально составить договор, Вам нужен бератор «Правильный догвор».
Узнайте больше >>

Читайте также: